Социальная защита. Перспективы, цели и задачи развития системы социальной защиты населения в россии Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Современное положение социального обеспечения в России
2. Сущность социальной защиты населения
3. Государственная политика в области социальной защиты
4. Перспективы развития социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным,
по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали
управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека
экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.
Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться
на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления,
которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в
целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и
формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей,
политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика
носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность
заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в
социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном
вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать
социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться
имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для
формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает
политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной
поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать
поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на
осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в
социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны
населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности

1. Современное положение системы социального обеспечения в России.
Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные
особенности в связи с конкретными социально- экономическими условиями. Право
на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и
представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных
мер.
В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и
малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям -
социальное обеспечение и социальная помощь.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу
лет, социальные):
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и
одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной
службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях
(домах-интернатах):
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическую помощь
врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
- льготы и преимущества инвалидам.
И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же
время каждый вид имеет свои особенности.
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности
механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из
страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов
средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из
бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на
социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной
службе и в фонде социального страхования.
Существующая система социальных служб включает государственную,
муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы
ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами
социальных услуг.
В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими
осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет,
выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т.
д.;
б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным
вопросам, касающихся социальных аспектов;
в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ
и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных
конфликтов.
Следует отметить важность следующих четырех принципов:
- принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и
гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
- принципа опоры на общественное участие:
- принципа территориальности:
- принципа информированности: означающего право на сбор информации и
сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального
обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время
управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты
населения совместно с органами здравоохранения, народного образования,
культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами,
государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами
управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными
организациями и фондами. В перспективе
большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию
населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов,
представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
2. Сущность социальной защиты населения
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится
в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные
значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное
обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал
специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую
непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых
форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен
термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность
правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические
проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными
законодательством категориями граждан, которые в силу утраты
трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют
достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и
потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты
таким гражданам при наступлении установленных законодательством
неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в
денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме
того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического
характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная
защита осуществляется в различных организационно- правовых формах, включая
такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование,
социальное страхование, адресная социальная помощь,
государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных
организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные
социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при
осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру
достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный
социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с
технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий
существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-
реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и
выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в
нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя
такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни
российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется
стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он
должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки
зрения как организации системы правовых норм, так и административной
структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на
практике правовые нормы данного института.
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование
системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще
не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного
социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно
сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в
своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство
социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты
или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят
многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.
В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных
реформ на 1997 - 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к
вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов,
социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к
социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или
отставку.
Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его
содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных
категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного
института,
В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной
защиты как социального института, термин «социальное обеспечение»
использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-
экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в
этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название
«право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное
обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в
области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов
обеспечения за счет средств государственного бюджета.
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное
обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в
централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для
определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере
социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.
Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен
из практической сферы новым термином «социальная защита».
Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности
данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение»
продолжает существовать как «право социального обеспечения».
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими
душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного
минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования
или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств
реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и
пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг
лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как
компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно
государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки
непосредственного государственного обеспечения - финансирование расходов за
счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и
уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми
государственной власти.
Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой
имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное
страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с
рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе
лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного
страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет
страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как
правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования
иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая
организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.
Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их
нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть
провиденные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на
случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных
странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными
организациями,
предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими
гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность
каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой
учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в
случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае
безработицы.
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они
создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего
законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в
данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению
социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них
определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах
социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской
помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная
система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания
разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а
также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно
необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно
реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост
социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные
конфликты и радикальные формы протеста.
3.Государственная политика в области социальной защиты
Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу,
когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и
корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом
на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и
оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.
Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и
социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы
социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание
благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г.
утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном
обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и
социальной работы.
К ним относятся:
граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,
труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту,
инвалидности и другим основаниям);
вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и
в мирное время;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на
Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального
учебно-воспитательного учреждения;
лица без определенного места жительства;
семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих
наркотики;
семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
семьи с низким уровнем дохода;
многодетные семьи; неполные семьи;
семьи несовершеннолетних родителей;
молодые, в том числе студенческие семьи;
матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
беременные женщины и кормящие матери;
самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов
(до достижения материальной независимости и социальной зрелости);
дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
безнадзорные дети и подростки;
дети и подростки с девиантным поведением;
дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в
и т.д.................

Решение проблем социальной защиты населения России требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. В ближайшее время государство займется реализацией решений этих проблем.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

– Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств;

– Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства;

– Диверсификация обслуживания. Главные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

Кроме того, в следующем году почти в два раза увеличится размер бюджетных ассигнований, направленных на функционирование областных учреждений социального обслуживания населения.

В ходе обсуждений в некоторых регионах России, было отмечено, что этот год ознаменовался принятием ряда новых нормативных актов социальной направленности. За текущий год на 6,5 процента снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилось число устроенных на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыто 11 «социальных поликлиник». Это лишь некоторые показатели работы.

Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 миллиона получателей. Категории получателей выплат и услуг разнообразны - это граждане старшего поколения, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и многие другие. Практически каждый второй житель области является получателем социальных услуг.

В 2011 году в некоторых регионах страны приняты программы социальной защиты: «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, «Старшее поколение», финансирование которого увеличится в 2012 году. Дополнительно на мероприятия программы в следующем году будет выделено 85,2 миллиона рублей. Действие данной программы пролонгировано до 2015 года.

Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности, в том числе в рамках работы комиссии по модернизации. Для этого разработаны новые направления, которые уже реализуются в текущем году. Так, внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, такие как служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала и многие другие.



В 2011 году была продолжена работа по повышению качества обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для них приобреталось медицинское, реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт, были сделаны ремонты зданий, устанавливалось энергосберегающее оборудование и обеспечена пожарная безопасность, проводилась подготовка и переподготовка кадров.

Одна из главных задача в данном направлении – это снижение срока ожидания и ликвидации очередности в дома-интернаты. С этой целью в психоневрологических интернатах велось строительство двухэтажных бытовых корпусов на 200 мест с медицинской частью и административным помещением, установкой технологического оборудования в пищевом блоке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

– изучены теоретические основы социальной защиты населения;



– произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;

– рассмотрены проблемы в сфере социальной защиты населения;

– рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.

Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.

Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.

В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.

Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в будущем году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как«Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые Министерством социальной защиты населения, продолжат реализовываться в последующие годы.

Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.

Перспективы развития социальной защиты населения

О.В. Занина,

преподаватель кафедры «Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент», Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова (305040, Россия, г. Курск, ул. К. Маркса 70; email: [email protected])

Аннотация. В статье представлены перспективы развития социальной защиты населения, обоснована необходимость рационализации социальных гарантий. Проведен анализ структура российского общества, на его основе разработаны уровни социальной защиты населения. Согласно представленным уровням разработаны рекомендации по совершенствованию действующих пособий и выплат.

Abstract. The paper presents the perspectives of development of social protection, the necessity of rationalization of social guarantees. The analysis of the structure of Russian society, on its basis the levels of social protection. According to the reported levels of recommendations on improvement of existing benefits and payments.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальные гарантии, уровень доходов населения.

Keywords: social protection, social security, in

За последние двадцать лет фактически не было пересмотра и совершенствования социальных гарантий, установленные значения еще в 1990-х гг. даже с учетом ежегодной индексации не учитывают изменения развития экономики. В нашей стране большинство действующих механизмов социальной защиты населения не относятся к понятию «социального государства». Принципы, закрепленные на государственном уровне, фактически не выполняются, что вызывает социальную напряженность среди общества. Зарубежный опыт показал, что равенство перед законом и социальное равенство носят противоположный смысл. В современных условиях главными принципами служат адаптация и адресность социальных гарантий. Именно поэтому так важно помочь населению, которое находится за чертой бедности и нуждается в поддержке от государства. А также учесть факт отсутствия необходимости обеспечения тех, чьи доходы в десятки раз выше уровня прожиточного минимума. Условно, предоставляя части состоятельного населения незначительную для них выплату, эффективнее обеспечить население, чьи доходы ниже прожиточного минимума, которым данная сумма послужит реальной социальной помощью. Именно поэтому важнейшим направлением на сегодняшний день служит не только повышение эффективности предоставляемых социальных гарантий, но и рационализация их применения.

Рационализация это не только сокращение направлений социальной защиты, в большей мере, это эффективное и адресное использование предусмотренных законодательством элементов социальной защиты.

На сегодняшний день в Российской Федерации в отличие от европейских стран нет как таковой модели социальной защиты населения. 70-80-е годы ХХ века стали завершающими действующей «советской модели», на смену которой «новая» в нашей стране так и не пришла. На рисунке 1 представлена система защиты.

На наш взгляд, необходимо разработать совершенно новый подход к установлению минимальных социальных гарантий, основанный на прожиточном минимуме. Именно прожиточный

минимум должен быть основой установления социальных гарантий, так как минимальная заработная плата может быть больше прожиточного минимума, а он, в свою очередь, должен обеспечивать достойный уровень жизни работника (гражданина). В связи с тем, что минимальная заработная плата в регионе может существенно превосходить ПМ, то, например, платить пособие безработным необходимо не исходя МЗП, а на основе ПМ. Это будет стимулировать данную категорию к поиску работу и в тоже время, с позиции социального государства, обеспечивать минимальной социальной гарантией.

Проведенное исследование показало приемлемый уровень размера социальных гарантий в отношении пособия по временной нетрудоспособности, а также в отношении пособия по безработице для граждан в первый год потери работы, поэтому считаем допустимым, оставить указанные размеры пособий на том же уровне. Государственный сертификат на материнский капитал также соответствует приемлемому уровню, помимо этого он ежегодно индексируется. В отношении остальных видов пособий предлагается внести изменения, основой которых будет служить прожиточный минимум.

Особое внимание необходимо уделить получателям пособий. Ученые выделяют до шести уровней в зависимости от получаемых доходов населением. Всероссийским центром уровня жизни под руководством В. Н. Бобкова представлена система нормативных потребительских бюджетов, ориентированная на российское общество .

Согласно полученным данным видим, что в Российской Федерации и Курской области наибольшую долю среди населения занимают группы - низкообеспеченные (39,8% и 54%) и обеспеченные ниже среднего уровня (36,85 и 33,1%).

Таким образом, проводимые изменения в совершенствовании предоставления социальных гарантий для населения необходимо проводить, во-первых, на основе прожиточного минимума, это позволит восстановить принципы социальной защиты населения, учесть рекомендации международной организации труда, раз-

О.В. Занина Перспективы развития социальной защиты

решить проблему ежегодной индексации. Во-вторых, опираясь на структуру общества по уровням доходов, что позволит скорректировать адресность получателей пособий и выплат.

В зависимости от рассмотренных групп доходов населения предлагается дифференци-

ровать пособия для представленных получателей по нескольким уровням. На основе структуры уровня доходов предлагается выделить три уровня социальной защиты населения (таблица 2).

Система социальной защиты

> прожиточный

> трудовые

> пособия

> налоговые

> компенсацнон

ные выплаты

Негосударственная

(корпоративная) система социальной защиты работников

Социальное обеспечение Социальное страхование

> материальная

помощь: индексация

заработных плат.

премирование

питание, жилье.

> компенсации

> обеспечение условий

труда: обучение

> натуральная помощь:

питание, жилье.

> корпоративно

е пенсионное

страхование

> корпоративно

медицинское

страхование

> страхование

от несчастных

Социальные гарантии

Корпоративные социальные гарантии

Рис. 1. Система социальной защиты населения и работников.

Таблица 1

Структура российского общества по уровню доходов__

Группы населения Уровень дохода Численность,в %

Относительно величины прожиточного минимума (ПМ) В месяц на душу населения, руб. Российская Федерация Курская область

Российская Федерация Курская область

Наиболее нуждающиеся Ниже ПМ меньше 7326 меньше 5925 9,8 5,3

Низкообеспеченные От ПМ до 3ПМ от 7326 до 21978 от 5925 до 17775 39,8 54,0

Обеспеченные ниже среднего уровня От 3ПМ до 7ПМ от 21978 до 51282 от 17775 до 41475 36,8 33,1

Среднеобеспеченные От 7ПМ до 11 ПМ от 51282 до80586 от 41475 до 65175 10,4 6,2

Высокообеспеченные Более 11 ПМ свыше 80586 свыше 65175 3,2 1,4

Источник:

Таблица 2

Предлагаемые уровни социальной защиты населения__

№ Наименование уровня Характеристика Группы населения

I Бедное население Предоставление всех элементов социальной защиты населения 1.Наиболее нуждающиеся. 2.Низкообеспеченные

II Средний достаток населения Предоставление всех элементов социальной защиты населения, за исключением всех видов пособий по беременности 3. Обеспеченные ниже среднего уровня. 4.Среднеобеспечен-ные

III Высокообес-печенное население Предоставление элементов, предполагающих государственное обеспечение при: - потери работы; - погребении; - рождении ребенка; - нахождении в декретном отпуске (пособие на ребенка); - обучении на очной форме обучения. 5.Высокообеспечен-ные

Практика зарубежного опыта показывает, что пособия и выплаты должны носить адресный характер. Адресный характер является основным направлением рационализации элементов социальной защиты населения.

По нашему мнению, необходимо выделить три основных уровня: бедное население, население со средним достатком, высокообеспеченное население. В зависимости от уровня будет варьироваться набор элементов для предоставления.

Таблица 3

Предлагаемые изменения минимальных социальных гарантий_

Вид пособия Размер пособия Дифференциация пособий по уровням

фактический предлагаемый

Пособие по безработице

граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 2б календарных недель 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

Минимальный размер стипендии студентов (учащихся), обучающихся по очной форме в:

федеральных государственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию 1100 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

федеральных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию 400 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

Поддержка населения

Социальное пособие на погребение 4764 2 ПМ 1-111 уровни

Предлагается, взамен фактическим размерам пособий установить пособия на уровне прожиточного минимума. Пособие по безработице нецелесообразно получать в размере 1МРОТ, так человек, находящийся в поисках работы должен поддерживать минимальный уровень жизнедеятельности, а значит его доход, не должен быть меньше Пм. В России Тк РФ устанавливает, что ПМ = МРОТ, однако проведенные исследования показали, что это условие не выполняется.

Большинство студентов, обучающихся на очной форме обучения, живут самостоятельно, поэтому их для обеспечения целесообразно установить размер стипендии на уровне прожиточного минимума ребенка. В годы СССР стипендия студента позволяла полноценное обеспечение, ее размер составлял 30-50 рублей, при заработной плате рабочего 60- 100 рублей. На сегодняш

БИТ-ШАБО ИНЕССА ВИТАЛЬЕВНА - 2013 г.

  • Перспективы развития финансового обеспечения системы социальной защиты населения в россии

    ШАНИХИНА Н.Н. - 2014 г.

  • Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

    Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

    К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

    Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.

    Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

    Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

    Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

      Основные направления социальной политики в

    Российской Федерации

    Одним из важнейших направлений политики государства считается социальная защита. Она поддерживает материальное и социальное положение каждого человека в обществе. Другими словами, она помогает тем слоя населения, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно обеспечивать свое существование. Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая объявила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в Конституции проговаривается то, что каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Если говорить конкретней о самом определении социальной защиты, то можно сказать, что социальная защита, это особый вид социально-экономической деятельности, который ориентируется на различные слои населения. Социальная защита, это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

    Социальная защита должна обеспечивать гарантированный промежуточный минимум, покупательную способность граждан, защиту здоровья, жизни и имущества. Необходимость социальной защити исходит из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, которые будут компенсировать социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.

    Социальное обеспечение, это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

    Социальная защита и социальное обеспечение, это сфера таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества. Всеобщая декларация прав человека, объявила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Роль социального обеспечения состоит в том, что оно является особой формой удовлетворения тех или иных потребностей в источниках средств к существованию нетрудоспособных граждан и престарелых. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты:

    Общие, направленные на все население.

    Исключительные, предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов, поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и так далее.

    Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование и социальное обслуживание.

    Меры социальной защиты могут выражаться в виде денежных выплат или социальных услуг. Денежными выплатами являются пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации и компенсации. К услугам следует относить как натуральные виды содержания, например, лекарства, так и полезный эффект, возникший в результате труда, как целенаправленной деятельности человека, например, доставка лекарств. В числе средств социальной защиты находятся также преимущества и льготы.

    Преимущества выражаются в предоставлении гражданам первоочередного или внеочередного права на получение социального блага, а льготы облегчают условия удовлетворения социальных потребностей и делают его бесплатным или со снижением стоимости, точнее говоря, они освобождают субъекта-получателя от выполнения каких-либо обязанностей. Преимущества и льготы могут распространяться и на трудоспособных граждан в качестве поощрения.

    Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации, это, прежде всего, государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав, это закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    По способу осуществления можно выделить активную и пассивную социальную политику. Пассивная социальная политика предполагает искусственное сдерживание цен, стабилизацию или рост за счет этого уровня жизни, увеличение дотаций по всем направлениям социальной защиты. Но наиболее предпочтительна активная политика. В ней главное, это создание условий для проявления инициативы и повышение роли государства в поддержке уровня жизни пенсионеров и детей.

    Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух видах:

    1) денежные выплаты, то есть социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    2) натуральная помощь, а это топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.

    Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.

    Экономическая функция заключается в замещении заработка, дохода или содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

    Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

    Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

    Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

    Социальная защита была, и будет играть самую важную роль в развитии и поддержке общества. Ведь если не будет социальной защиты, то малообеспеченный уровень населения будет на грани нищеты. Кто-то конечно сможет выжить, а кто-то нет, эти люди просто станут потеряны для общества. Можно привести пример, пенсионер, который живет один или человек, который слег и не может сам за собой ухаживать, как они будут выживать без социальной помощи? Они не смогут выжить.

    Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

    Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      Проблемы социальной защиты населения в Российской Федерации

    Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности. Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.

    Социальная поддержка населения - это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны. В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан».

    В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего, это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе - повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению. До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства. На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей.

    В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики. Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем.

    Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее.

    Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения. Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию. Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством.

    Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

    Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния. Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года:

    Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.

    Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

    В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

    В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

    В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

    В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей. В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина.

    Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

    В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

    В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники. Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством. Достойный труд, справедливая зарплата. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд. Улучшение демографической ситуации. Социальная защита приблизится к человеку. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

    Заключение

    Важнейшим атрибутом демократической модели социальной защиты населения является ее многосубъектность и полиформизм экономических основ, которые обеспечиваются институтами гражданского общества, добровольческими, неформальными усилиями, корпоративными структу- рами, религиозными конфессиями. Негосударственные субъекты социальной защиты с их экономическими основами, творческим потенциалом должны всемерно интегрироваться в систему социальной защиты России.

    Деятельность «третьего сектора» ограничивает монополию властных органов социальной защиты, поэтому его инициативы нередко встречают сопротивление. В то же время, многие виды, формы социальной защиты, особенно на местном уровне, могут быть реализованы негосударственными субъектами более эффективно и со значительной экономией средств, например, на конкурсной основе при исполнении государственных, муниципальных социальных заказов и т.п.

    Система социальной защиты населения имеет решающую зависимость от экономики. Именно в этой сфере формируются ресурсы, перераспределяемые на социальную политику. В этой связи весьма важно существенно снизить объемы теневой экономики, в том числе теневого рынка труда. «Оптимизация», а то и просто уклонение от уплаты налогов, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы существенно снижают уровень социальных гарантий для трудящихся и ухудшают экономические возможности финансирования государственных внебюджетных социальных фондов.

    В сфере экономики происходит и самореализация индивида как экономически самостоятельного, самообеспечивающегося субъекта. Поэтому эффективная занятость, рост национального производства, восстановление воспроизводственной и стимулирующей функции оплаты труда, рост реальных доходов - лучшие амортизаторы негативных влияний социальных рисков на трудящихся. Несомненно, что только по мере существенного роста реальных доходов всего населения, стабилизации механизмов и институтов социального страхования, расширения участия и ответственности негосударственных субъектов в системе социальной защиты, увеличения объема функций, выполняемых структурами гражданского общества, обеспечения самореализации индивида мы сможем построить свою систему социальной защиты населения вполне эффективную и отвечающую российской социокультуре и традициям.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).

      Послание президента РФ Федеральному собранию в 2016 году.

      Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот”)» аналитического центра при Правительстве РФ.

      Статья Д. А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие — обретение новой динамики». Официальный сайт Государственной социальной поддержки граждан: [Электронный ресурс]. Режим доступа: - «http://www.socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/".

      Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.vopreco.ru/ (дата обращения: 03.03.2017). Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2.

      Официальный сайт Правительства России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://government.ru/.

    Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

    В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

    1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.

    Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

    Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

    2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

    В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

    Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

    3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

    Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания. Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

    30 июля 2014 года министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден план деятельности на 2013 - 2018 годы. В соответствии с ним были указаны следующие цели Министерства: См.: План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2018 годы (уточненный). http://www.rosmintrud.ru/2018/Plan_Mintruda_2013-2018_ot_170314_VPRM.pdf

    1. Достойный труд, справедливая зарплата;

    2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;

    3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми государственную поддержку;

    4. Социальная поддержка приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной;

    5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.

    Цель 1. Достойный труд, справедливая заработная плата

    Мероприятия направленные на достижение данной цели:

    1. Утверждение правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, рекомендации по их разработке, уровни квалификаций, макет профессионального стандарта;

    2. Утверждение комплексного план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы;

    3. Принятие Указа Президента Российской Федерации о создании национального совета профессиональных квалификаций при Президенте Российской Федерации

    4. Принятие федерального закона о системе независимой сертификации квалификаций;

    5. Разработка и ежегодная актуализация национального классификатора (перечень) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда;

    6. Создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в целях распространения лучших программ подготовки, поддержки региональных и корпоративных систем подготовки рабочих кадров, координации деятельности центров оценки и сертификации квалификаций рабочих;

    7. Определение порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

    8. Принятии е Федерального Закона о минимальном размере оплаты труда;

    9. Повышение заработной платы работникам социальной сферы в увязке с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, сложности и ответственности выполняемых работ, эффективности деятельности учреждений;

    10. Обеспечение прозрачности оплаты труда;

    11. Упрощение прием на работу и получения информации о свободных рабочих местах;

    12. Установлены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;

    13. Поощрение работников, добившихся наивысших достижений в профессиональной деятельности и др.

    На 2015 год было разработано не менее 800 профессиональных стандартов, выросла доля квалифицированных работников, созданы советы сертификации, на информационном портале «Работа в России» обеспечен доступ к информации о: свободных рабочих местах (вакантных должностях),условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, наличии инфраструктуры и иных сведений, направленных на повышение мобильности граждан, в том числе в интерактивном режиме; гражданах, желающих трудоустроиться, в том числе за пределами места постоянного проживания, высвобождаемых и находящихся в режимах неполного рабочего времени работниках. Размер реальной зарплаты вырос в полтора раза, число рабочих мест увеличилось на 1,3 , в три раза увеличилось число рабочих мест для инвалидов.

    Цель 2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд

    0сновные направления деятельности:

    1. Обеспечение роста трудовой пенсии;

    2. Развитие распределительной составляющей пенсионной системы;

    3. Обеспечение более простой и понятной системы пенсионного обеспечения граждан;

    4. Обеспечивать гражданам право выбора варианта своего пенсионного обеспечения с возможностью самостоятельно определить: формировать свои пенсионные права исключительно в страховой или еще и в накопительной оставляющей пенсионной системы;

    5. Установление правового механизма реализации новой пенсионной формулы, направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения в распределительной составляющей пенсионной системы;

    6. Увеличен уровень пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства;

    7. Развитие накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования;

    8. Создание нормативно-правового механизма и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона «О накопительной пенсии»;

    9. Создание механизма гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, формирующих свои пенсионные накопления через Пенсионный фонд Российской Федерации;

    10. Продление срока вступления граждан в систему софинансирования государством пенсионных накоплений граждан в целях повышения в будущем уровня их пенсионного обеспечения за счет увеличения размера накопительной пенсии и др.

    В 2014 году была проведена информационно-разъяснительная работа по новому пенсионному законодательству: выпускаются и распространяются видео и радиоматериалы, печатные материалы, в том числе в средствах массовой информации,работает call-центр; обеспечено информирование граждан об их пенсионных правах в электронном виде, в том числе через «Кабинет застрахованного лица», соотношение трудовых пенсий по старости с прожиточным минимумом пенсионера увеличилось в два раза.

    Цель 3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку

    Мероприятия необходимы для достижения цели:

    1. Защита граждан от мошенничества при использовании средств материнского капитала;

    2. Принятие решений о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года;

    3. Семьи при рождении третьего и последующих детей в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячно, до достижения ребенком возраста трех лет, должны получать выплату в размере прожиточного минимума ребенка;

    4. Граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, получают государственные пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

    5. Утверждение Концепции государственной семейной политики;

    6. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, должны иметь возможность бесплатно пройти профессиональное обучение и переподготовку;

    На сегодняшний день усовершенствована система стимулирования вторых и последующих рождений, приняты решения о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года, число женщин проходящих бесплатную переподготовку, увеличилось в три раза.

    Цель 4. Приближение к человеку социальной защиты, социальная поддержка станет адресной

    Мероприятия:

    1. Предоставление социальных услуг учетом индивидуальной недвижимости;

    2. Создание нормативно-правового механизма и принятие законных актов, устанавливающих единые подходы к организации доступности предоставления социальных услуг;

    3. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

    4. Установление порядка расчета среднедушевого дохода для предоставление социальных услуг бесплатно;

    5. Установление подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

    6. Установление механизма общественного контроля в сфере социального обслуживания;

    7. Определения порядка получения социальных услуг в различных типах учреждений социального обслуживания;

    8. Сделать информацию об организациях, предоставляющих социальны услуги, для граждан;

    9. Предоставление гражданам право выбора организации для получения социальных услуг;

    10. Предоставление льгот и преференций негосударственным организациям;

    11. Упрощение процедуры установления инвалидности;

    12. Создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

    На сегодняшний день были осуществлены практически все направления направленные на достижение данной цели, кроме этого доступность социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов повысилась до 45%.

    Цель 5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна

    Мероприятия необходимые для достижения цели:

    Обеспечение обратной связи с обществом по решению вопросов социально-трудовой сферы на основ стандарта открытости деятельности Минтруда России;

    Предоставление экспертным группам и представителям профессиональных сообществ возможность публичного обсуждения хода реализации плана деятельности Минтруда России;

    Предоставление гражданам объективной информации по вопросам противодействия коррупции в государственных органах и иных государственных организациях;

    Предоставление участия представителей гражданского общества участвовать в конкурсах по отбору и аттестациях государственных гражданских служащих;

    Получение гражданами доступа к единой базе вакансий государственной гражданской службе в сети Интернет и выбор вариантов трудоустройства на государственную гражданскую службу;

    Создание единого механизма эффективного управления кадровым составом государственных органов;

    Проведение апробации в пилотном режиме единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы;

    Представление гарантий объективной и прозрачной процедуры отбора кандидатов на государственную гражданскую службу;

    Включение граждан, соответствующих квалификационным требованиям к государственным гражданским служащим;

    Проведение обязательных испытаний и профессиональную адаптацию при поступлении на службу;

    Повышение юридической защищенности лиц;

    Соблюдение государственными гражданскими служащими стандарт открытости;

    Обеспечение доступа к получению государственных услуг по принципу "одного окна";

    Обеспечение возможности получения всех услуг в электронном виде;

    Обеспечение возможности гражданам влиять на качество государственных услуг.

    Было достигнуто следующее: граждане участвуют в процессе принятия решений, госслужащие проходят обязательную процедуру ротации, внедрен объективный и прозрачный отбор кандидатов на госслужбу, все законодательные инициативы проходят экспертное обсуждение, 80% граждан доверяют госслужащим, 100% госуслуг в социально-трудовой сфере граждане получают по принципу "одного окна", 70%- в электронном виде.