Око планеты информационно-аналитический портал. Выделанная кожа для древних книг: название Происхождение слова «пергамент»

Издавна люди использовали для сохранения информации письменные знаки и пергамент. Что это такое, может рассказать каждый школьник, который хоть немного был внимательным на уроках истории.

Обработанная определенным образом кожа разных домашних животных для хозяйственных целей использовалась еще древними персами в пятом веке до нашей эры. Называли ее «дифтера». В Египте для письма применяли папирус. Этот материал изготавливали только здесь. Однако вскоре фараоны запретили вывоз папируса из страны. Их целью являлось лишить знаменитую Пергамскую библиотеку материала для производства книг и возвеличить александрийское книгохранилище. Жители города Пергам оказались в затруднительном положении, однако начали искать альтернативный вариант. Кто-то вспомнил о дифтере. Так в обиход вошел древний пергамент. Его производство довелось до совершенства, да и название изменилось.

Древнее производство

Материал, названный по имени города Пергам, был дорогим. Шкуры баранов, свиней, телят (кроме ослиных) обрабатывались по особой технологии, многоступенчатой и длительной по времени. Их тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести. Потом шкуру, лишив шерсти, натягивали на раму и снимали подкожную клетчатку. Потом материал шлифовали и выглаживали пемзой, втирали мел (для впитывания остатков жира и придания поверхности однородности). Отбеливали старинный пергамент втиранием муки, молока или белков, хотя производили и разноцветные материалы. Стоимость его завесила от толщины. Для написания использовали краски, рецепт которых хранился в тайне, особенно важные документы писали серебром и золотом.

Итак, пергамент (что это такое, уже разобрались) - это материал для производства книг, а также уже написанный рукописью текст. Несмотря на свою высокую цену, изобретение жителей Пергама выгодно отличалось от папируса. Это был более прочный и долговечный материал, который можно было перегибать, использовать повторно, на котором можно было писать с обеих сторон. Но самое главное, это то, что производили его в любом месте, где были животные.

В обиходе находился и палимпсест - особенный пергамент. переработанный материал со стертым старым текстом и написанным новым. Порой можно было прочитать обе рукописи, но в 691 году церковники запретили стирать священные тексты.

Появление бумаги и массового книгопечатания привело в упадок изготовление и использование пергамента, поскольку он был слишком дорогим материалом. Некоторое время их использовали взаимозаменяемо, но в конце концов бумага победила. Сегодня пергамент, изготовленный из шкур кошерных животных, применяют только евреи для написания своих священных книг.

Хозяйственный пергамент

Существует еще и хозяйственный пергамент. Что это такое? К настоящему материалу из шкуры животных он не имеет никакого отношения. Это обычная водонепроницаемая бумага, упаковочный материал, который имеет растительное происхождение. Растительный пергамент прочный, почти прозрачный, не пропускает жир и воду, поэтому широко используется в кулинарии, фармакологии, медицине. Изобрел его в конце девятнадцатого века французский химик Гийом Луи Фигье.

Всем привет, сегодня мы окунёмся немного в историю изготовления пергамента.

Пергамент изготовляли из сухой ослиной, телячьей, овечьей, козьей кожи или овчины. Сначала брались необработанные, только сушеные шкуры, только в 170 году до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам улучшили производство данного материала. В Европе пергамент для записей использовали от 4 века, хотя первые упоминания датируются периодом около 180 года до нашей эры.

Пергамент был использован параллельно с вплоть до 15 века, пока в ход не пошла . Ценился за большую прочность и неограниченный срок годности.

Первоначально листы пергамента хранили в виде рулонов, как и папирус. Только в период с четвёртого по шестое столетие, пергамент был использован в форме листа. Связывание несколько листов пергамента называлось кодексом.

Историю изготовления и происхождения пергамента, описывает Плиний в своей Естественной Истории и утверждает, что пергамент был изобретен по инициативе Эвмена из Пергама, речь могла идти или о Эвмене I (годы правления 263 - 241 до. н. л.) или Эвмене II. (годы правления 197 - 160 до. н. л.). Основной целью изготовления пергамента, было заменить им папирус, который импортировали из Александрии и его часто не хватало. Кроме того, пергамент был в использовании на практике лучше, поскольку текст можно было соскоблить и написать новый. Уже в 5 веке до нашей эры пергамент был обычной вещью. Изготовление пергамента и его история. Записи на пергаменте датируются в период 4 египетской династии и он был, очевидно, известен всем древним культурам.

Расцвет использования и изготовления пергамента в , произошел в средние века и заканчивается с развитием книгопечатания в 16 веке. Пергамент используется и сегодня, на торжественных встречах, и никого не беспокоит, что нужно сначала убить животное. Человеческую кожу для изготовления книг из пергамента не использовали и не используют, считая это варварским.

После основной очистки кожи от шерсти, её пропитывали в известковом молоке в течение 7 - 14 дней. Затем, чтобы избавиться от остатков шерсти и мяса, натягивали на раму. Сухую кожу на рамке обрабатывали пемзой, после дополнительных процедур сглаживали и полировали. Для изготовления тонких листов пергамента, использовалась кожа молодых убитых животных. В монастырях особенно ценились шкуры не рождённых ягнят, так называемый "маточный пергамент ", который был особенно нежным.

Когда текст с листов смывался или соскоблился, то пергамент назывался "палимпсест ". Соскобленный текст часто содержал драгоценные записи античных авторов. Такой вид пергамента представляет большую историческую ценность, поскольку позволяет с помощью специальных ламп прочитать более древний текст. Изготовление пергамента и его история на прямую связаны с развитием исторических данных и их пополнением.

При изготовлении пергамента, выпускались три его вида: южно-европейский, центрально-европейский и византийский.

  • Южно-европейский (итальянский) мягко обрабатывается лишь с одной стороны, на которой наносится текст, другая сторона остаётся грубой.
  • Центрально-европейский (северный) обрабатывается с обеих сторон, но менее мягко, надписи производятся тоже на обеих сторонах.
  • Византийский пергамент дополнительно натирается яичным белком и больше полируется.

Учитывая тот факт, что изготовление пергамента и его история напрямую связаны с убийством животных, можно себе представить, сколько невинных овечек было выпотрошено для простых записей.



В спорах между представителями различных исторических школ относительно тех или иных событий принято ссылаться на древние документы. Действительно, сохранившиеся документы чрезвычайно важны для исторической реконструкции. Только вот в отношении подлинности многих документов Средневековья имеются серьезные сомнения. И причина в том, что материальные носители обладают ограниченной способностью хранить сведения, порой бесценные, о нашем прошлом. По историческим меркам это сравнительно небольшой промежуток времени - несколько столетий.
В Москве несколько лет назад прошли юбилейные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения русского мыслителя и историка Н.А. Морозова, и международная конференция по проблемам цивилизации. Среди представленных докладов внимание исследователей привлекла работа Игоря Шумаха «Пергамент и бумага». Автор с позиций естествознания и истории техники аргументированно развенчал бытующие заблуждения по поводу древности многих исторических документов. Его доводы против фальсификаторов прошлого человечества сохраняют свою значимость и сегодня.

ПРИНЯТО считать, что пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Этот материал, по свидетельству Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.), появился во II веке до н.э. Свое имя он получил от города Пергам в западной части Малой Азии, и его появление связывают с Евменом II, царем Пергама в 197–159 гг. до н. э. Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200.000 свитков. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках.
Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой - со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамент.
Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги.
В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года (текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины). Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Еще в ХIХ веке патентная документация Великобритании и США оформлялась именно на пергаменте.
ИССЛЕДОВАНИЯ в области истории естествознания и техники показывают, что пергамент мог появиться не ранее середины ХV века. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело.
Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, - временем после 1650 года.
Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Судя по «Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв.» (М., 1984), сейчас в нашей стране на государственном хранении находится 494 рукописи. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах.
«Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века, а активно издаваться и распространяться - в ХVI веке. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века.
Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента (материала для письма) parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т.д. в ХV веке. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum - выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке.
Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.
Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» (лат. Codex Argenti), памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года.
Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года.
Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными (железо-галловыми) чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер (1604-1668 гг.) впервые получил из железного купороса серную кислоту в 1625 году. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были.
Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» - шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил.
Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила (гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии). Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года.
НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, – в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году.
Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.
Во II веке до н. э. китайцы, по их утверждениям, стали использовать толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. э. чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса.
В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».
В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.
В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века.
Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800–1.000 лет бумага как термодинамически неравновесный материал обязана истлеть полностью.
ПОЭТОМУ никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может! Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук.
В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. э. - точно также, как пергамент - в Европе. Азиатские фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих азиатских коллег из ХVIII века.
Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Мусульманские рукописи начали «чудесным образом» находить с конца ХVIII века. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году.
В Британской энциклопедии
1771 года указывается, что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века.
На Руси слово бумага (писчий материал) обнаруживается в XV веке. Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года.
Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии - в 1495 году, в Шотландии - в 1591-м, в Бельгии и Голландии - только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах.
Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна.
Донато Браманте (1444-1514 гг.) в 1508 году изобрел винтовой пресс, на котором делал медали или монеты. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом (появился в 1480 году). Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками.
В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс.
В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции.
Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году.
Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, - «Поучения Ефрема Сирина» (датируется
1381 г.), арабская рукопись на бумаге (с датою 866 г.), греческие рукописи с датами 1079, 1090, 1095 годов...
И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке.
Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях (пергаменте, а затем бумаге) датируется ХV веком, а в исключительных случаях - концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, - не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами.

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    Виктор САМОДЕЛОВ.
    Коллаж Ильи НИКОЛАЕВА.


    В спорах между представителями различных исторических школ относительно тех или иных событий принято ссылаться на древние документы. Действительно, сохранившиеся документы чрезвычайно важны для исторической реконструкции. Только вот в отношении подлинности многих документов Средневековья имеются серьезные сомнения. И причина в том, что материальные носители обладают ограниченной способностью хранить сведения, порой бесценные, о нашем прошлом. По историческим меркам это сравнительно небольшой промежуток времени - несколько столетий.
    В Москве несколько лет назад прошли юбилейные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения русского мыслителя и историка Н.А. Морозова, и международная конференция по проблемам цивилизации. Среди представленных докладов внимание исследователей привлекла работа Игоря Шумаха «Пергамент и бумага». Автор с позиций естествознания и истории техники аргументированно развенчал бытующие заблуждения по поводу древности многих исторических документов. Его доводы против фальсификаторов прошлого человечества сохраняют свою значимость и сегодня.

    ПРИНЯТО считать, что пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Этот материал, по свидетельству Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.), появился во II веке до н.э. Свое имя он получил от города Пергам в западной части Малой Азии, и его появление связывают с Евменом II, царем Пергама в 197-159 гг. до н. э. Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200.000 свитков. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках.

    Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой - со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамент.

    Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги.

    В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года (текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины). Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Еще в ХIХ веке патентная документация Великобритании и США оформлялась именно на пергаменте.

    ИССЛЕДОВАНИЯ в области истории естествознания и техники показывают, что пергамент мог появиться не ранее середины ХV века. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело.
    Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, - временем после 1650 года.

    Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Судя по «Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв.» (М., 1984), сейчас в нашей стране на государственном хранении находится 494 рукописи. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах.

    «Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века, а активно издаваться и распространяться - в ХVI веке. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века.

    Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента (материала для письма) parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т.д. в ХV веке. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum - выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке.

    Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

    Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» (лат. Codex Argenti), памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года.

    Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года.

    Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными (железо-галловыми) чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер (1604-1668 гг.) впервые получил из железного купороса серную кислоту в 1625 году. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были.

    Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» - шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил.

    Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила (гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии). Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года.

    НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, - в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году.

    Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.

    Во II веке до н. э. китайцы, по их утверждениям, стали использовать толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. э. чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса.

    В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».

    В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

    В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века.

    Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800-1.000 лет бумага как термодинамически неравновесный материал обязана истлеть полностью.

    ПОЭТОМУ никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может! Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук.

    В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. э. - точно также, как пергамент - в Европе. Азиатские фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих азиатских коллег из ХVIII века.

    Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Мусульманские рукописи начали «чудесным образом» находить с конца ХVIII века. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году.

    В Британской энциклопедии 1771 года указывается, что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века.

    На Руси слово бумага (писчий материал) обнаруживается в XV веке. Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года.

    Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии - в 1495 году, в Шотландии - в 1591-м, в Бельгии и Голландии - только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах.

    Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна.

    Донато Браманте (1444-1514 гг.) в 1508 году изобрел винтовой пресс, на котором делал медали или монеты. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом (появился в 1480 году). Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками.

    В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс.

    В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции.

    Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году.

    Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, - «Поучения Ефрема Сирина» (датируется 1381 г.), арабская рукопись на бумаге (с датою 866 г.), греческие рукописи с датами 1079, 1090, 1095 годов...

    И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке.

    Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях (пергаменте, а затем бумаге) датируется ХV веком, а в исключительных случаях - концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, - не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами.

    Лариса Фёдорова

    Из истории допечатной книги

    Статья третья

    8. Книги на пергаменте.

    Пергамент - это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота (телят, ягнят, козлят), реже - из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана , а изготовители — мембранариями .

    По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры.

    Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам. Город основали в XII в. до н.э., столицей он являлся в III - II вв. до н.э.

    Реконструкция древнего Пергама

    Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской. Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Эвменом II (197 - 158 гг. до н.э.). Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели.

    С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент (можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен - от лат. pergamen ), связана история, рассказанная Плинием. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской. Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент (в дальнейшем называемый «Пергамская харта»).

    Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус.

    Производство пергамента было очень трудоёмким процессом. Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько (от 3-х до 10) дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой.

    Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой.

    При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко.

    Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят.

    В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую (бывшая внутренняя сторона шкуры) - и более грубую, имеющую желтоватый цвет (бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры). Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон.

    В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал.

    Пергамент был значительно дороже папируса. Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных.

    Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне.

    Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме, чем свиток, - кодексов (кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе; ). Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан . Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском (см. Книги на восковых дощечках ). Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг (тоже пергаментные) часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части («книги») не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени.

    Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия.

    Страница из «Серебряного кодекса»

    Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками.

    В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре.

    Пергаментный манускрипт VII в. н.э.

    Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом .

    В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии.

    Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

    9. Книги на восковых дощечках

    Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, (церы ) использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги.

    Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль (лат. stilos ), с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет . И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления.

    Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова.

    Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу. Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке (Германия). Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам.

    Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. В Париже в XIII веке был даже особый цех мастеров, делавших таблички.

    Портрет девушки со стилем и церами (предположительно юной Сапфо)

    Но известны и восковые книги, вернее книжечки. По некоторым свидетельствам, они использовались даже в середине XVIII в.

    Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались.

    Безусловно, время не пощадило книги на воске - мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом.

    В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой. Две внешние церы- своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне - текст на воске. Между ними - дощечка с двусторонним текстом. Это была «Новгородская Псалтырь», созданная в конце X - начале XI в.

    «Новгородская псалтырь»

    Конечно, она сохранилась плохо: лучше сохранилась первая дощечка деревянного кодекса, а на других большие куски текста обвалились и дошли до нас в виде осыпи восковых кусочков с отдельными буквами или группами букв. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет.

    10. Книги на бересте.

    Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста - наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек - писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу. В старину люди посылали друг другу берестяные письма - грамоты: письмо заказчика, письмо жены к мужу, т.е. будничные записи: «Поклон от Петра к Марье…» и т.п.

    Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В настоящее время их найдено более тысячи.

    Но существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Так, в обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях (пергаменте - Л.Ф.) писаху, но на берестех» - писал Иосиф Волоцкий.

    Из берёсты создавали и книги-свитки, и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Но они, датированные IX веком н. э., немногочисленны.

    Интересен следующий факт. В Институт истории новосибирского Академгородка был передан необычный манускрипт под названием «Стихосложения». Рукопись исполнена на шелковистой бересте тончайшей выделки. Подарок сродни сенсационным находкам при раскопках в Новгороде, однако сибирская берестяная книга создана не в древние времена, а в наши дни в одном из старообрядческих селений на Нижнем Енисее. Оказывается, и теперь еще пишут на бересте, а традицию использования ее для письма принесли в Сибирь первопроходцы.

    Как смогли убедиться читатели, в цикле «Из истории допечатной книги» представлены наиболее интересные, на наш взгляд, сведения о материалах, на которых писались книги. Хочется надеяться, что эти сведения окажут помощь учителю в разработке дидактических материалов для использования на уроках, а также во внеклассной работе.