Где осуществляется стажировка гражданского служащего. Повышение квалификации государственных служащих

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации” (далее - Положение N 1474). В соответствии с данным Указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 (далее - Требования N 362).

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 N 1307-р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе

2) включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе:

3) результаты аттестации служащего;

4) назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).

Объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка N 499:

для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;

для программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего

осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч 9 ст. 62 Закона N 79-ФЗ). "

Согласно п. 2 Требований N 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

-с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);

-с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);

без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских

служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований N 362, согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

-при обучении с отрывом от службы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;

При обучений без отрыва от службы - не менее 12 часов.

1. Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований N 362, а также п. 4 Положения N 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

То есть целью профессиональной переподготовки являются выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;

более 1000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требовании N 362).

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится осязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;

о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

2. Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований N 362 повышением квалификации гражданских служащих являются обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона N 79-ФЗ).

Повышение квалификации может проходить:

в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;

в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае, по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификаций освоение которых подтверждено документами государственного образца полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документ государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований N 362).

3. Стажировка

Согласно Требованиям N 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

В силу п. 13 Порядка N 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона N 79-ФЗ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В силу ч. 4 ст. 63 Закона N 79-ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение.

Дополнительные гарантии предоставляются при наличии оп­ределенных условий, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами или иными актам субъекта Российской Федерации.

Данный подход позволяет, во-первых, обеспечить равные усло­вия прохождения гражданской службы независимо от ее уров­ня (будь то федеральная гражданская служба или гражданская служба субъекта Федерации), ведомственной принадлежности гражданского служащего. Во-вторых, создаются необходимые предпосылки для дифференциации мероприятий по социаль­ной защите гражданских служащих с учетом характера, особен­ностей, эффективности и результативности их профессиональ­ной служебной деятельности, процессов развития гражданской службы и иных условий.

Гражданским служащим при определенных условиях может гарантироваться:

1. Право на профессиональную переподготовку, повышение ква­лификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

В пункте 3 ст. 62 действующего Закона устанавливается исчер­пывающий перечень оснований для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. К ним относятся: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской служ­бы в порядке должностного роста на конкурсной основе; вклю­чение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Данным правом гражданский служащий может воспользоваться в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им допол­нительного профессионального образования.

Для повышения квалификации установлены конкретные временные рамки - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Государством гарантируется также направление государствен­ного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профессионального образования впервые, при наличии указан­ных условий, становится обязательной.

Вид (с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от граж­данской службы), форма и продолжительность получения допол­нительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории

Глава 33, Социальная защита государственных гражданских служащих 533



должности гражданской службы, замещаемой гражданским слу­жащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Фе­дерации.

В целях эффективной реализации указанной гарантии Закон вводит единый для государственных органов порядок планиро­вания и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Местом реализации права на профессиональную переподготовку и по­вышение квалификации Закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессио­нального образования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а также в иных организациях. Дополнительное профес­сиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами Российской Федерации.

Закон обязывает представителя нанимателя, образователь­ное учреждение, государственный орган или иную организацию обеспечить гражданскому служащему, проходящему профессио­нальную переподготовку, повышение квалификации или стажи­ровку, соответствующие условия для освоения образовательной программы.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важным элементом кадровой работы (пп. 13 п. 1 ст. 44), реализа­ция которого осуществляется на основе государственного заказа, формируемого в соответствии с требованиями ст. 63, а также в соответствии с программами профессионального развития граж­данских служащих (пп. 1 п.2 ст. 60 действующего Закона).

2. Право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в свя­зи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в слу­жебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных соответственно нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.



Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Тру­дового кодекса.

Порядок и условия предоставления данной гарантии граждан­ским служащим предполагается конкретизировать путем приня­тия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответству­ющих нормативно-правовых актов субъекта Федерации.

3. Право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокра­щении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государ­ственным служащим в указанных случаях замещение иной долж­ности, а при невозможности трудоустройства - переподготовку (переквалификацию), оставление в Реестре государственных слу­жащих (с указанием: в резерве) с сохранением в течение года не­прерывного стажа государственной службы.

В действующем Законе данная гарантия тесно увязывается со ст. 31, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым относятся лишь возможность замещения иной долж­ности при наличии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. Единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служа­щим предоставление жилой площади в случае и порядке, преду­смотренных Федеральным законом или законом субъекта Феде­рации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Предоставление указанной гарантии осуществлялось на основе ведомственных актов федеральных государственных орга­нов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»), а в ряде субъектов Федерации - на основе законов субъектов и напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. При этом форма ее предостав­ления была произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).

Действующий закон устанавливает единую для гражданской службы форму предоставления указанной гарантии - единовре­менную субсидию один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно поста­новлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации.

5. Иные государственные гарантии.

Данная норма создает предпосылки расширения системы га­рантий для гражданских служащих по мере развития законода­тельства о гражданской службе. Кроме того, представитель на­нимателя, исходя из возможностей соответствующего бюджета, вправе расширить спектр гарантий. В качестве примера можно привести положения Закона субъекта Российской Федерации «О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 от 26 января 2005 г., где соответствующим гражданским служащим дополнительно гарантируется:

Предоставление жилой площади (улучшение жилищных усло­вий) либо компенсация расходов на приобретение жилья;

Бесплатная или льготная (в том числе членам семьи) санатор­но-курортная путевка, возмещение средств на проезд к месту от­дыха и обратно;

Компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;

Медицинское обслуживание (в том числе членов семьи) в за­висимости от категории и группы должности;

Бесплатный отпуск лекарственных средств, оказание про­тезно-ортопедической помощи {в том числе членам семьи);

Единовременное денежное поощрение при достижении воз­раста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере двухмесячного денежного содержания по занимаемой должности;

Единовременное денежное поощрение при достижении ста­жа 20 лет и далее через каждые 5 лет в рамках двухмесячного де­нежного содержания по замещаемой должности;

Выплата один раз денежного вознаграждения при выходе на пенсию в размере среднемесячной заработной платы в кратности количеству полных лет службы, но не более чем за 10 лет;

Доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии стажа {12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин), чтобы сумма пенсии составляла 55% месячного денежного содержания с уве­личением на 3% за каждый полный год выслуги, но не более 80% месячного денежного содержания;

Возмещение расходов на ритуальные услуги лицам, осуще­ствляющим похороны гражданского служащего;

Сохранение ряда государственных гарантий за граждански­ми служащими, вышедшими на пенсию;

Сохранение ряда гарантий за гражданскими служащими, уволенными при ликвидации или реорганизации государствен­ного органа либо сокращении должностей (для мужчин, достиг­ших возраста 58лет, для женщин - 53 года).

Выводы

Государственный гражданский служащий отличается от лица, принятого на работу по трудовому договору. У него особый работодатель - государство. В социальном плане институт госу­дарственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, государственного служащего и граждани­на. Социальная защита государственных служащих представляет собой важный компонент социальной политики государства по отношению к собственному кадровому составу.

Государственный гражданский служащий находится на пере­крестке взаимообусловленных проблем. С одной стороны, имен­но на государственную службу возлагается решение задач по обес­печению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Но и государство, в свою очередь, должно создать и развивать эффективную систему соци­альной защиты государственных гражданских служащих, которая бы обеспечила им условия для достойного существования, реали­зации прав и исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, складывается определенная система социаль­ной защиты гражданских служащих, которая находит свое разви­тие в процессе реформирования государственной службы.

Реализация системы государственных гарантий гражданским служащим создает условия для повышения престижа государ­ственной службы, ее эффективности и результативности в инте­ресах каждого гражданина, общества в целом и государства.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социальная защита гражданских служащих?

2. Что представляет собой система социальной защиты граж­данских служащих?

3. Чем вызвана необходимость выделения основных и допол­нительных гарантий гражданским служащим?

4. Охарактеризуйте состояние нормативно-правового обеспе­чения системы социальной защиты гражданских служащих.

5. Какие изменения произошли в системе социальной защи­ты гражданских служащих в процессе реформирования государ­ственной службы Российской Федерации?

Список литературы

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Согласно Указу Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 08.03.2015) "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" п повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Виды допобразования

Какие существуют виды дополнительного профессионального образования гражданских служащих

Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:

 профессиональной переподготовки;

 повышения квалификации.

Об этом сказано в части 1 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, подпункт «в» пункта 19 статьи 99 Закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.

Основания для допобразования

В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования

Направить гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования нужно по следующим основаниям:

 назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;

 включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;

 решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности при условии успешного освоения им образовательной программы;

 назначение гражданского служащего на другую должность в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. При этом должно быть выполнено одно условие: служащий должен получить дополнительное профобразование по тому направлению деятельности и по той должности гражданской службы, на которую он назначается.

Такой перечень оснований предусмотрен частью 4 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пунктом 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Профессиональная переподготовка

В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на профессиональную переподготовку

Государственный орган также может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:

 изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

 гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».

Представитель нанимателя определяет необходимость переподготовки гражданских служащих, замещающих должности категории (группы):

 «руководители» (высшей и главной групп);

 «помощники (советники)» (высшей и главной групп);

 «специалисты» (высшей и главной групп);

 «обеспечивающие специалисты» (главной группы).

Это предусмотрено абзацем 4 пункта 4 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Периодичность повышения квалификации

Как часто проводится повышение квалификации для гражданских служащих

Повышение квалификации гражданский служащий проходит по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Если он впервые принят на должность гражданской службы (до этого работал в организациях, учился), направьте его на повышение квалификации после окончания испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Также курсы повышения квалификации должен пройти гражданский служащий, повышенный в должности в пределах одной категории должностей. Такие правила содержит часть 5 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункт 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Требования к образовательным организациям

Какие требования предъявляются к образовательным организациям, в которых гражданские служащие проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации

Получить дополнительное профобразование гражданские служащие могут в организациях, которые ведут образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, а также за границей. Об этом сказано в частях 6, 8 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Государственные требования к предоставлению образовательными организациями дополнительного профобразования утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362. В частности, количество человек в группе, нормативные сроки прохождения, вид документов, выдаваемых по окончании обучения, и т. д.

Формы обучения

В какой форме гражданские служащие могут проходить дополнительное профессиональное образование

Направить на получение дополнительного профессионального образования можно:

 с отрывом от гражданской службы;

 без отрыва.

Гражданские служащие, замещающие должность категории «руководители», могут получать дополнительное профобразование дистанционно.

Такой порядок установлен в части 9 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474, и разъяснен в письме Минтруда России от 31 июля 2013 г. № 18-3/10/2-4297.

Подробнее об этом см. таблицу.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю составляет:

 при обучении с отрывом от гражданской службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;

 при обучении без отрыва от гражданской службы – не менее 12 часов.

Это предусмотрено в пункте 3 Государственных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362.

Государственный заказ

Как организовать дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих

Организация дополнительного профессионального образования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа (ст. 63 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474). Государственный заказ должен основываться на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Вопрос из практики: кто осуществляет полномочия федерального государственного органа по управлению государственной службой (в части формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих)

Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на настоящий момент не создан. Его функции по формированию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляют:

 Администрация Президента РФ – при направлении гражданских служащих за пределы России;

 Минтруд России.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 и пункте 1 постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284.

Индивидуальный план профразвития

Какие данные содержит государственный заказ на дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих

Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В них указываются:

 цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

 направления дополнительного профессионального образования;

 ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Об этом сказано в пунктах 10 и 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

На основе индивидуальных планов формируется программа по профессиональному развитию гражданских служащих государственного органа.

Заявка на обучение

Как сформировать заявку на обучение гражданского служащего

До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.

Заявку сформируйте на основе:

 экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации федеральных гражданских служащих (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 26);

 прогнозируемой численности федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной госслужбы, видам, формам и срокам получения дополнительного профобразования в соответствии с программой по профессиональному развитию.

К заявке приложите пояснительную записку, в которой обоснуйте основные направления дополнительного профобразования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач государственного органа.

На основе полученных заявок Минтруд России сформирует государственный заказ на эти цели.

Утверждение госзаказа

Кто утверждает государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный заказ на дополнительное профобразование утверждается Правительством РФ не позднее трех месяцев со дня вступления в силу закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Такой порядок установлен пунктами 13–16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Заключение государственного контракта

Как происходит размещение госзаказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный орган определяет исполнителя услуг на профессиональную переподготовку, повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. По итогам закупок заключите государственный контракт по форме, установленной Правительством РФ. В настоящее время такая форма установлена распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1307-р. Также обратите внимание на то, что в контракте обязательно должно быть условие о порядке возмещения образовательной организации затрат на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) госслужащих. Об этом сказано в пункте 18 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Порядок финансирования

Какими нормативными документами утвержден порядок финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ регулируется законом (другим нормативным правовым актом) субъекта РФ. Этими же актами устанавливаются полномочия государственных органов субъекта РФ по размещению государственного заказа. Это следует из пункта 20 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

На время получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования за ним сохраняются замещаемая должность и денежное содержание (п. 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Что такое профессиональный стандарт педагога? Как гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование? Как проходит обучение по программам дополнительного образования?

Всем привет! На связи, Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций онлайн-журнала «ХитёрБобёр».

Представьте ситуацию: вы профессионал своего дела с большим опытом работы, которому по плечу сложные и масштабные проекты. Однако все чаще вас не покидает ощущение, что вы не успеваете идти в ногу со временем, вам не хватает некоторых профнавыков и компетенций. Знакомое состояние?!

Далее. После школы вы поступили в финансовый институт, так хотели родители. Успешно закончив обучение, начали работать. И вроде бы все идет как надо, но давняя мечта стать воспитателем детского сада не отпускает до сих пор. Это про вас?

Если да, то диагноз ясен! Назначаем лечение - дополнительное профессиональное образование. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.

В конце публикации бонус: полезное видео от профессионалов и способы, помогающие получить новую профессию бесплатно.

1. Что такое дополнительное профессиональное образование и для чего оно необходимо

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) с каждым годом все более востребовано.

Оно направлено на обеспечение соответствия квалификации работника, его профессиональных потребностей современным жизненным реалиям, требованиям работодателей и запросам рынка труда. С его помощью вы не только улучшите свои профнавыки и знания, но и получите новую профессию.

Дополнительное образование обеспечивается специальными программами. Такое обучение доступно людям, имеющим высшее или средне-специальное образование. Доступно ДПО и студентам, еще только обучающимся в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении.

Для ряда профессий действуют профстандарты, например, для педагогов дополнительного образования. В них прописаны основные требования к той или иной специальности.

Если сотрудник не в полной мере им соответствует, то ему необходимо пройти дополнительное профессиональное образование. Это позволит довести свою квалификацию до нужного уровня.

Основания для направления на ДПО:

  • при назначении служащего на новую должность на конкурсной основе;
  • включение на конкурсной основе в карьерный резерв;
  • по результатам аттестации.

Во всех остальных случаях гражданские служащие обучаются по собственной инициативе и за свой счет.

2. Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?

ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.

Существует 2 вида ДПО:

  • повышение квалификации;

Некоторые специалисты выделяют третий вид - стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Вид 1. Повышение квалификации

Итак, повышение квалификации - это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.

Виды дополнительного профессионального образования. Закон о системе государственной службы закрепляет, что переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служа­щих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции, а также субъектов РФ.

Согласно Закону о гражданской службе одним из прав граж­данского служащего является его право на дополнительное про­фессиональное образование, которое включает: профессиональ­ную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Профессиональная переподготовка - это получение граждан­скими служащими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение от­дельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необ­ходимых для выполнения нового вида профессиональной деятель­ности.

Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требо­ваний к уровню квалификации и необходимостью освоения со­временных методов решения профессиональных задач. Оно осу­ществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Стажировка - это процедура формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, получен­ных в результате теоретической подготовки. Стажировка осущест­вляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Ста­жировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Нормативными правовыми актами об особенностях отдельных видов государственной службы могут предусматриваться и другие виды дополнительного профессионального образования государ­ственных служащих.

Например, приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 утверждено Наставление по организации профессиональной под­готовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федера­ции. Согласно этому документу видом профессионального обра­зования в системе МВД России являются учебные сборы. Их цель - повышение профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных за­дач по занимаемой или новой должности.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, по­вышение квалификации и стажировку. Профессиональная перепод­готовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию обра­зовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на выдачу до­кумента государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государст­венного герба РФ, а также право на включение в схему централи­зованного государственного финансирования. Стажировка граж­данского служащего осуществляется непосредственно в государст­венных органах и иных организациях.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществля­ется на основе государственного заказа, который формируется с учетом программ государственных органов по профессионально­му развитию гражданских служащих, основанных на их индивиду­альных планах профессионального развития .

Такой план разрабатывается самим гражданским служащим со­вместно с непосредственным руководителем сроком на три года. В индивидуальном плане указываются :

    цель, вид, форма и продолжительность получения дополни­тельного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

    направления дополнительного профессионального образо­вания;

    ожидаемая результативность.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой. В программе, рассчитан­ной на три года:

    прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке граж­данских служащих по категориям и группам должностей граж­данской службы, направлениям, видам, формам и продолжитель­ности получения дополнительного профессионального образова­ния с учетом профиля и типа образовательных учреждений;

    указываются этапы реализации программы, перечень меро­приятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и ре­зультаты ее реализации;

    прогнозируется ожидаемая результативность. Федеральными государственными органами не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются заявки на обучение гражданских служащих в федеральный государственный орган по управлению государственной службой. К заявке прилага­ется пояснительная записка с обоснованием основных направле­ний дополнительного профессионального образования.

Федеральный государственный орган по управлению государ­ственной службой на основе таких заявок определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государст­венных гражданских служащих и рассчитывает объем его финан­сирования.

Не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ вносятся согласованные с Администрацией Президента РФ предложения:

об объеме финансирования государственного заказа на про­фессиональную переподготовку, повышение квалификации и ста­жировку федеральных гражданских служащих на соответствую­щий год с необходимыми обоснованиями;

о приоритетных направлениях дополнительного профессио­нального образования федеральных гражданских служащих исхо­дя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.

Государственный заказ утверждается Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления в силу феде­рального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Размещение указанного государственного заказа осуществляет­ся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд», на конкурсной основе.

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государ­ственной службой, с одной стороны, и соответствующее образова­тельное учреждение, с другой стороны, заключают государствен­ный контракт на профессиональную переподготовку или повыше­ние квалификации федеральных гражданских служащих.

Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажиров­ки. Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажи­ровки гражданских служащих регламентируется Указом Прези­дента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном про­фессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Основанием для направления гражданского служащего на про­фессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются :

    назначение гражданского служащего в порядке должностно­го роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

    включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной ос­нове;

    решение аттестационной комиссии о соответствии граждан­ского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Гражданский служащий может получать дополнительное про­фессиональное образование и за границей.

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использова­нием возможностей дистанционных образовательных технологий .

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (со­ветники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществ­ляются с отрывом или частичным отрывом от государственной гражданской службы .

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих иные должности граж­данской службы , осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы .

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Прохождение гражданским служащим профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или стажировки подтверж­дается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения граждан­ского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или про­должения замещения гражданским служащим должности граж­данской службы.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке госу­дарственных гражданских служащих Российской Федерации.

Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или по­лучения ими дополнительных знаний для выполнения нового ви­да профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются сле­дующие нормативные сроки освоения образовательных программ :

    для выполнения гражданскими служащими нового вида про­фессиональной деятельности - более 500 аудиторных часов;

    для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации - более 1000 часов, в том числе более 75% ауди­торных часов.

Гражданскому служащему в качестве разделов программы про­фессиональной переподготовки могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых под­тверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей про­грамме профессиональной переподготовки .

Освоение гражданскими служащими образовательных про­грамм профессиональной переподготовки завершается обязатель­ной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экза­мен.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдаются документы государственного образца: диплом о профессиональной переподготовке, диплом о дополни­тельном (к высшему) образовании.

Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение долж­ностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Требования к повышению квалификации гражданских служащих. Повышение квалификации осуществляется в целях :

    освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (темати­ческие и проблемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалифика­ции);

    комплексного обновления знаний по ряду вопросов в уста­новленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов мо­гут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалифи­кации, освоение которых подтверждено документами государст­венного образца, полученными не позднее трех лет до начала обуче­ния по соответствующей программе повышения квалификации.

Повышение квалификации завершается обязательной государ­ственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний :

    по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;

    по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой ра­боты.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации; сви­детельство о повышении квалификации.

Требования к стажировке. Программа стажировки разрабатыва­ется образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для про­хождения стажировки, и государственным органом или иной ор­ганизацией, принимающими стажеров.

Продолжительность стажировки , являющейся самостоятель­ным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от двух до четырех месяцев . Продолжи­тельность стажировки, являющейся частью программ профессио­нальной переподготовки или повышения квалификации, опреде­ляется учебным планом соответствующих программ.

Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессио­нального образования, завершается отчетом о стажировке и обяза­тельной государственной итоговой аттестацией, предусматриваю­щей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих иных видов государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государ­ственных служащих иных видов государственной службы регули­руются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Фе­дерации повышение квалификации и профессиональную пере­подготовку средний, старший и высший начальствующий состав органов внутренних дел проходит в образовательных учреждениях МВДРоссии, других образовательных учреждениях, имеющих ли­цензии и государственную аккредитацию; младший, средний и старший начальствующий состав - в центрах профессиональной подготовки. Стажировку рядовой и начальствующий состав про­ходит по месту службы, в иных органах внутренних дел, федераль­ных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).

Целью повышения квалификации служащих МВД России яв­ляется обновление теоретических и практических знаний специа­листов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения про­фессиональных задач.

Повышение квалификации включает следующие виды обуче­ния :

    краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам оперативно-служебной деятельности со­трудников, которое заканчивается сдачей соответствующего экза­мена, зачета или защитой реферата;

    тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

    длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в об­разовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

Целью профессиональной переподготовки сотрудников явля­ется получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изуче­ние отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и опера­тивно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка сотрудников проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учеб­ного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. По результа­там прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Основной целью стажировки является формирование и закреп­ление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Учебные сборы в центрах профессиональной подготовки про­водятся, как правило, в объеме не менее 72 и не более 144 часов.