Законодательные основы аттестации и лицензирования медицинских работников. Система последипломного медицинского образования в России

Медицинские учреждения и отдельные лица должны быть аккредитованы и иметь сертификат для занятия соответствующей деятельностью.

Аккредитация (от лат. accredo - доверяю) учреждений и лиц - это определение соответствия их деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг в соответствии с приказом Минздрава России от 02.03.99 № 70 "О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений".

Аккредитацию проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций на республиканских (для республик в составе Российской Федерации), территориальных (краевой, областной или автономных образований) и городских (Москва и Санкт-Петербург) уровнях.

Финансирование аккредитационных комиссий осуществляется за счет оплаты процедур аккредитации, рассмотрения споров или из иных источников, не запрещенных законами РФ.

Контроль за деятельностью аккредитационной комиссии возлагается на органы государственного управления. Аккредитационные комиссии состоят из администрации, членов комиссии и работающих по контракту экспертов. Общее руководство комиссией осуществляет председатель, который избирается на заседании комиссии сроком на 3 года (не более двух сроков подряд) из членов комиссии тайным голосованием простым большинством голосов и утверждается органом государственного управления. Экспертами являются высококвалифицированные специалисты по различным видам медицинской деятельности.

Аккредитацию учреждений и лиц проводят аккредитационные комиссии, которым в установленном порядке представляется перечень документов. Сроки проведения аккредитации и тарифы устанавливаются региональными органами государственного управления. Срок действия сертификата не должен превышать 5 лет, но по инициативе медицинского учреждения или ассоциации либо по решению суда аккредитация может быть проведена и ранее.

Учреждения и лица, прошедшие аккредитацию, получают сертификат, который подтверждает степень соответствия заявленных видов медицинской помощи или услуг в полном объеме. Эксперты, привлекаемые комиссией, руководствуются законодательством РФ и в первую очередь Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 № 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (с изм. от 10.08.98). Результатом их экспертизы является заключение.

В названном выше Положении изложены права и обязанности аккредитуемых учреждений и лиц.

Аккредитуемые учреждения и лица имеют право: -

получать информацию о порядке и сроках проведения аккредитации; -

изменять сроки аккредитации; -

приглашать независимых экспертов; -

проходить аккредитацию повторно; -

при несогласии с решением комиссии опротестовать его через суд.

Учреждения и лица обязаны: -

в установленные сроки подавать заявку на аккредитацию; -

нести ответственность за представляемую информацию в документах; -

оплачивать аккредитацию и представлять квитанцию об оплате; -

обеспечить условия проведения экспертизы; -

обеспечить представительство на заседании аккредитационной комиссии.

Для аккредитации медицинским учреждением представляются следующие документы: -

заявление; -

зарегистрированный устав медицинского предприятия (учреждения); -

учредительный договор (копия) или договор о совместной деятельности с органом государственного управления (для учреждений с государственной формой собственности); -

копия ордера или договора на аренду помещения; -

копии ранее выданных учреждению сертификатов и лицензий; -

копии сертификатов сотрудников, обеспечивающих выполнение заявляемых видов деятельности; -

справка о помещении, оборудовании (раздельно по видам деятельности и по всему предприятию в целом); -

количество работающих, их квалификационная характеристика; -

показатели объема выполняемой деятельности на момент подачи заявления; -

финансовый отчет за последний год (баланс); -

наличие административных и дисциплинарных взысканий на какие-либо виды деятельности за последний год; -

документы об участии в выполнении территориальных медицинских программ; -

материалы об анализе качества медицинской помощи в соответствии с территориальной системой контроля качества; -

документы о научной деятельности предприятия (учреждения); -

документы, подтверждающие педагогическую деятельность.

Врачом или другим медработником представляются для аккредитации следующие документы: -

заявление; -

копия диплома об окончании медицинского учебного заведения; -

копия удостоверения о прохождении повышения квалификации и специализации (в том числе на рабочих местах); -

копия диплома кандидата, доктора медицинских наук, доцента, профессора; -

отчет о деятельности врача с указанием перечня, объемов и видов выполняемых медицинских работ (не заверяется); -

заявляемые на аккредитацию виды медицинской деятельности; -

копия ранее выданных сертификатов; -

наличие дисциплинарных и административных взысканий на какие-либо виды медицинской деятельности за последний год; -

участие в выполнении территориальных медицинских программ; -

научная деятельность (список трудов, выступления на научных конференциях, участие в работе научных обществ и т.

педагогическая деятельность (в том числе работа по совместительству и обучению на рабочих местах); -

выписка из трудовой книжки.

Лицензирование медицинских учреждений необходимо, так как является одним из условий законного функционирования медицинского учреждения, организации или предприятия независимо от системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 № 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" лицензирование медицинской деятельности осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, находящимся на территории этого субъекта. При необходимости деятельности в других регионах регистрация такой лицензии обязательна органом исполнительной власти субъекта РФ. Это касается ЛПУ, клиник вузов и НИИ. В состав лицензионной комиссии органа государственного управления субъекта РФ входят его представители или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских фармацевтических ассоциаций.

Комиссия определяет срок действия лицензии, но не более чем на 5 лет для государственных учреждений и не более чем на 3 года для учреждений с негосударственными формами собственности. Лицензирование предусматривает изучение представленных учреждением документов, проведение экспертизы на местах и выдачу лицензии на право оказания медицинской помощи в заявленном объеме, с ограничениями либо обоснованный отказ в выдаче лицензии.

Органы управления здравоохранением, медико-фармацевтические учреждения, организации, профессиональные ассоциации могут ходатайствовать перед лицензионной комиссией о внеочередном лицензировании, а также о лишении или приостановлении лицензии, если выявлено несоблюдение требований стандарта качества медицинской помощи. Что касается лицензий на деятельность медицинских образовательных учреждений, высших и средних учебных заведений, а также послевузовского образования, то они выдаются Министерством образования РФ.

Медицинские учреждения представляют лицензионной комиссии следующие документы: -

заявление; -

копию устава или положения лицензируемого учреждения, утвержденного в установленном порядке; -

копию ордера или договора об аренде помещения, документы, подтверждающие наличие или возможность законного пользования помещениями, инструментарием, оборудованием, соответствующими запрашиваемым видам деятельности; -

заявляемые на лицензирование виды медицинской деятельности, услуг, страховых программ; -

копии ранее выданных учреждению сертификатов; -

заключение государственного санитарного надзора; -

заключение государственного пожарного надзора; -

отчет о состоянии техники безопасности; -

заключение об эксплуатации здания; -

финансовый отчет учреждения за последний год; -

годовой отчет учреждения за 3 последних года.

Лицензируемое учреждение имеет право: -

получать все необходимые сведения и документы о порядке лицензирования; -

проводить лицензирование повторно; -

увеличивать сроки лицензирования; -

оспаривать решение территориальных лицензионных комиссий в республиканской комиссии; -

принимать на лицензирование независимых экспертов с правами совещательного голоса.

Лицензируемое учреждение обязано: -

в срок подавать заявку и документы на лицензирование; -

отвечать за правдивость сведений, изложенных в представляемых документах; -

подтвердить оплату и обеспечить условия для проведения лицензирования; -

обеспечить явку на заседание лицензионной комиссии представителей учреждений.

Сертификат подтверждает сертификацию специалиста. Он выдается на основании послевузовского профессионального образования (интернатуры, клинической ординатуры, аспирантуры), а также врачей со стажем - дополнительного образования на курсах и факультетах повышения квалификации с последующим проверочным испытанием.

Как известно, сертификат выдается на заявленные виды деятельности (и в этом он аналогичен лицензии) на определенные виды медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Это отмечается в письме Минздрава России "О разъяснении приказа Минздравмедпрома России от 07.08.95 № 15-00 "Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности".

Порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности изложен в ряде документов. К ним относятся Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ, утв. постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 № 3, приказ Минздрава России от 31.03.97 № 3 "О поэтапном введении с 1997 г. итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений", а также письмо Минздрава России от 15.06.00 № 2510-6646 "Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений".

Упомянутое письмо приводит этапы аттестации, перечень и форму экзаменов и, что важно, квалификационные характеристики, перечень знаний и умений для врачей- выпускников по специальностям: "лечебное дело" (040100), "педиатрия" (040200), "медико-профилактическое дело" (040300), составленными на основе государственного стандарта.

После прохождения обязательной первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры) врач должен доказать соответствие своего профессионального образования государственному стандарту, официальным свидетельством которого является сертификат специалиста. По высшему медицинскому образованию госстандарты утверждены Госкомвузом России на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" в соответствии с типовыми планами и программами, пересматриваемыми каждые 5 лет.

Для получения сертификата врач по окончании инернатуры, ординатуры или аспирантуры сдает квалификационный экзамен, для чего Минздравом России специально разработаны тестовые программы по специальностям, и получает удостоверение или сертификат. Сертификат специалиста подтверждается каждые 5 лет. Документы об окончании интернатуры, ординатуры и аспирантуры, выданные до 5 лет, имеют равную юридическую силу с сертификатом.

Согласно ст. 60 "Клятва врача" Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения России, перед получением диплома врача дают клятву. В Федеральном законе от 20.12.99 № 214-ФЗ " О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" впервые после принятия новой Конституции РФ обнародован текст, который приведен выше.

Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Аттестация врачей, провизоров, других специалистов с высшим образованием проводится в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 16.02.95 № 33 "Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ" (с изм. от 28.09.99) и приказом регионального управления здравоохранением, которые формируют состав аттестационной комиссии. Комиссию возглавляет председатель, он определяет регламент ее работы (приложение 1 к упомянутому приказу). В состав комиссии входят секретарь и члены из числа высококвалифицированных специалистов, ученых и практиков медицины. Формой работы комиссии являются заседания, проводимые по графику, утвержденному руководителем органа управления здравоохранением. Члены комиссии знакомятся с представляемыми материалами за 10 дней до заседания. Решение принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов и действительно на всей территории России. В заседании комиссии принимает участие председатель профильной подкомиссии.

Предварительно проверка теоретических знаний и практических навыков проводится путем компьютерного тестирования, с учетом усвоения практических навыков, решения ситуационных задач и результатов собеседования в подкомиссии. Руководитель органа управления здравоохранением утверждает численность и состав подкомиссии, ее председателя и секретаря, который ведет делопроизводство. Подкомиссия собирается по мере накопления дел. Решение рекомендательного характера принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов присутствующих на основании результатов компьютерного тестирования и собеседования, опреде- ляющего уровень теоретических знаний и объем практических навыков, качество и достоверность представленного отчета.

Специалист, изъявивший желание пройти аттестацию, представляет личное заявление; при подтверждении ранее присвоенной категории - не позднее трех месяцев до истечения его срока; аттестационный лист и отчет о работе за 3 последних года. Отчет должен освещать характер деятельности врача, показатели работы отделения или ЛПУ, его характеристику, динамику показателей за 3 года и оценку имеющихся тенденций по сравнению с соответствующими показателями города или района. К отчету прилагаются опубликованные статьи, удостоверения на рацпредложения, изобретения, программы конференций, съездов, циклов усовершенствования, в которых аттестуемый принимал участие. Отчет подписывается претендентом и заверяется руководителем учреждения.

Вторая категория присваивается врачам, имеющим стаж работы по этой специальности не менее 5 лет, первая - не менее 7, высшая - не менее 10 лет. В стаж работы засчитывается обучение в интернатуре, клинической ординатуре и аспирантуре по той же специальности. В отдельных случаях при высокой практической и теоретической подготовке более высокая категория может быть присвоена без установленных требований к стажу. Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук, высшая категория присваивается заочно. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации ранее присвоенная категория утрачивается. Аттестация проводится платно за счет средств аттестуемого, профсоюза, научного общества или ассоциации по официально установленным тарифам.

Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

1. Заявление

2. Аттестационный лист

3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.



Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

1. Заявление

2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования



4. Копии ранее выданных сертификатов

5. Копия трудовой книжки

Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ 4 курса лечебного факультета

Тема №7: «Лицензирование и аккредитация в сфере здравоохранения».

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола 10

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

Составитель:

к.м.н., доцент Аверченко Е.А.

Красноярск

1. Тема занятия: Лицензирование и аккредитация в сфере здравоохранения.

2. Значение изучения темы:

Учебное значение: В процессе занятия студенты должны изучить основные понятия. Освоить методику расчета УКЛ и их значение при оценке качества медицинской помощи. Знать основные моменты, связанные с порядком лицензированием и сертификацией медицинских учреждений и работников.

Профессиональное значение: Знание методики расчета УКЛ, порядка лицензирования и сертификации медицинских учреждений и работников является необходимым навыком в самостоятельной практической деятельности врача на современном этапе.

Личностное значение: Развитие ответственности за качество оказываемых медко-профилактических услуг. Формирование понимания значимости каждого медицинского работника в повышении качества товаров и услуг здравоохранения.

3. Цели изучения темы:

3.1. Общая цель: Подготовка квалифицированного специалиста имеющего знания и умения в области дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение.

Для достижения данной цели необходимо:

Знать: Понятие качества. Стандартизация качества. Конкурентоспособность и качество.

Уметь: Определить уровень качества оказания медицинской помощи пациенту

Иметь представление: О организации и порядке проведения вневедомственного контроля качества медицинской помощи

Иметь навыки:

Методики расчета УКЛ,

Порядка лицензирования и сертификации медицинских учреждений и работников.

4. План проведения занятия

5. Основные понятия и положения темы.

Порядок лицензирования и сертификации медицинских учреждений и медицинских работников

Лицензирование медицинских учреждений

В системе мер государственного регулирования медицинской и фармацевтической деятельности с 1992 г. важное место отводится лицензированию. Лицензия (от лат. licentia - свобода, право) - специ­альное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю (ст. 2 Закона о лицензировании отдель­ных видов деятельности).

Организационная структура лицензирующих органов в систе­ме здравоохранения и социального развития, а также нормативная база, регламентирующая вопросы лицензирования, начали созда­ваться в 1992 г. Их формирование проходило в новых политических и экономических условиях. Необходимо было выработать механизм государственного регулирования, принципиально отличающийся от механизма, действовавшего до 1991 г. Тринадцатилетний опыт применения механизма государственного регулирования показал, что лицензирование является эффективным рычагом в системе мер государственного надзора и контроля.

Лицензирование связано с ограничением прав юридического лица или индивидуального предпринимателя на осуществление тех или иных действий в лицензируемых видах деятельности. В условиях рыночных отношений данное ограничение должно иметь законода­тельную основу и четкую аргументацию. Полномочиями по огра­ничению тех или иных действий наделены государственные органы исполнительной власти, которые осуществляют лицензирование.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" началась реализация широкомасштабной административной рефор­мы. Произошли существенные изменения в функциях и полномочиях большинства федеральных органов исполнительной власти.

Образованы новые федеральные органы исполнительной вла­сти - федеральные министерства, федеральные службы и федераль­ные агентства. Они стали новыми не только по названию, но и по задачам, функциям и полномочиям, которые на них возложены.

Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об ут­верждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здра­воохранения и социального развития" и от 12.08.2004 № 412 "О лицен­зировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" лицензирование всех видов деятельности в сфере здравоохранения и социального развития возложено на Феде­ральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). В структуре Росздравнадзора создано Управ­ление лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности приказами Росздравнадзора созданы центральные комиссии по лицен­зированию и утверждены соответствующие положения об их работе.

В состав комиссий наряду с сотрудниками Росздравнадзора вошли представители других министерств и ведомств: МВД России, ФСКН России, Минпромэнерго России, Федеральной службы по интеллек­туальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а также органов управ­ления здравоохранением субъектов РФ, профессиональных медицин­ских и фармацевтических ассоциаций, научных и образовательных учреждений, государственных учреждений в сфере лицензируемых видов деятельности.

Лицензирование в сфере здравоохранения и социального развития имеет две принципиальные особенности.

Критерии, определяющие лицензирование видов деятельности в указанной сфере, связаны с состоянием здоровья граждан. В этих видах деятельности взаимодействуют между собой государство в лице федеральных и региональных органов исполнительной вла­сти и многочисленные субъекты фармацевтического рынка, рынка медицинских и социальных услуг. К ним относятся производители средств медицинского назначения, дистрибьюторы, врачи, провизоры, аптечные сети, государственные и муниципальные медицинские уч­реждения, аптечные учреждения и частные предприятия, учреждения социального обеспечения, представители частного отечественного и иностранного капитала и общество в лице потребителей, нуждаю­щихся в медицинской, лекарственной и социальной помощи.

Другой особенностью является выраженная социальная значимость видов деятельности, на которые необходимо получить лицензию. Механизм лицензирования как элемента государственного ре­гулирования отношений в ограниченном числе видов деятельности базируется на законодательных и разработанных на их основе подза­конных актах. Ведомственные нормативные акты, как правило, кон­кретизируют (устанавливают) требования и условия лицензируемого вида деятельности.

Правовыми основами лицензирования в сфере здравоохране­ния и социального развития являются:

1. Конституция РФ (РГ. 1993. № 237). Государство гарантирует реализацию общей нормы п. 3 ст. 17 Конституции РФ, устанавливающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина, в т. ч. права на занятие предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью, не должно нару­шать права и свободы других лиц. Пункт 1 ст. 34 Конституции РФ предоставляет каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 55 Основного Закона данное право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях:

    защиты основ конституционного строя;

    защиты нравственности, здоровья других лиц;

    защиты прав и законных интересов этих лиц;

    обеспечения обороны страны;

    обеспечения безопасности государства.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301). Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основа­нии специального разрешения (лицензии).

3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензирова­нии отдельных видов деятельности" (СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430).

4. Федеральный закон от 23.12.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и ку­рортах" (СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713).

5. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и при­знании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации"» (СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607).

6. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2710).

7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзо­ру в сфере здравоохранения и социального развития" (РГ. 2004. № 144).

Основные принципы лицензирования

Основные принципы лицензирования в нашей стране изложены в Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Прежде всего, это:

    единство экономического пространства;

    установление единого порядка лицензирования;

    установление лицензионных требований и условий;

    гласность и открытость процедуры;

    соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Схема организации лицензирования в сфере здравоохранения и

социального развития

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзо­ру в сфере здравоохранения и социального развития, утв. постанов­лением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323, на Росздравнадзор возложены функции лицензирования медицинской, фармацевти­ческой деятельности, производства лекарственных препаратов и медицинского оборудования, протезно-ортопедической помо­щи, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Функции Росздравнадзора (в части лицензирования):

    выдача лицензий на ведение медицинской, фармацевтической деятельности, производство лекарственных препаратов и ме­дицинского оборудования, а также на ведение деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и деятельности по оказанию протезно-ортопедиче­ской помощи;

    ведение реестра лицензий по этим видам деятельности;

    методическое руководство по вопросам лицензирования;

    контроль за деятельностью учреждений и организаций в ча­сти соблюдения лицензионных требований и условий. Особо следует отметить, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и со­циального развития Росздравнадзор осуществляет лицензирование медицинских учреждений, организаций и предприятий, фарма­цевтической деятельности аптечных учреждений и предприятий, а также предприятий медицинской и фармацевтической промыш­ленности на всей территории Российской Федерации.

Схема организации лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития включает в себя Росздравнадзор, его территориальные органы, центральные комиссии по лицензированию видов деятельности, а также комиссии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ли­цензированию медицинской и фармацевтической деятельности в субъектах РФ.

Росздравнадзор сохраняет за собой функции надзора за дея­тельностью всех без исключения лицензиатов и соискателей ли­цензий, принимает на себя обязательства по проведению семина­ров и обучению членов лицензионных комиссий, а также экспертов по вопросам организации работ по лицензированию и экспертизе качества медико-социальной помощи.

Оценка лицензируемой медицинской деятельности проводится на соответствие лицензионным требованиям и условиям (п. 4 Поло­жения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постанов­лением Правительства РФ от 04.07.2002 № 499) путем экспертизы (проверки) соискателя лицензии экспертом по документам, а также при выезде на место осуществления медицинской деятельности.

Основными принципами экспертной деятельности являются:

    соответствие оцениваемых параметров нормативной правовой базе;

    использование утвержденных клинических стандартов и про­токолов;

    унификация требований независимо от организационно-пра­вовой формы;

    независимость, компетентность, объективность.

Экспертом может выступать лицо (специалист лицензирую­щего органа, внештатный эксперт) с высшим специальным об­разованием, имеющее стаж работы в здравоохранении не менее 10 лет, квалификационную категорию (первую или высшую) или ученую степень, а также получившее подготовку по экспертизе в области лицензирования и включенное в реестр экспертов по лицензированию медицинской деятельности.

Экспертиза при лицензировании - это оценка структуры со­искателя как одного из факторов, влияющих на качество меди­цинских услуг. Рассматриваются: уровень организации работы руководителя и персонала в целом; организационно-технические возможности: безопасность условий при осуществлении деятель­ности, квалификация медицинского персонала, здания, сооруже­ния, помещения, обеспеченность, состояние и обслуживание меди­цинской, вспомогательной и организационной техники, ресурсное обеспечение, использование и правильность ведения медицинской документации.

Для унификации работы разработан ряд документов в соот­ветствии с действующим законодательством РФ:

    бланк описи документов, представляемых для получения ли­цензии;

    бланк заявления на лицензирование;

    бланк заявляемых работ и услуг с указанием соответствующих кодов номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствую­щей медицинской помощи;

    бланк сведений о профессиональной подготовке в соответствии с каждым заявляемым видом работ и услуг;

    бланк сведений об оснащенности медицинским оборудова­нием, аппаратурой, инструментарием и т. п. в соответствии с заявляемыми видами работ и услуг.

Для единых подходов к оценке соблюдения лицензионных требований и условий разработаны:

    бланк заключения о соответствии соискателя лицензии лицен­зионным требованиям и условиям (при экспертизе по месту осуществления деятельности);

    бланк заключения о соответствии соискателя лицензии лицен­зионным требованиям и условиям (заполняется экспертом при экспертизе документов);

    бланки заключений эксперта по номенклатуре работ и услуг каждого раздела медицинской помощи (доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной, санаторно-курортной).

Все схемы заключений делятся на две части: констатирующую и заключительно-рекомендательную, содержащую резюме для Комиссии по лицензированию медицинской деятельности.

После представления заявления соискателя с приложением всех предусмотренных законодательством документов ("лицензионное дело") лицензирующий орган осуществляет экспертизу документов и объекта осуществления деятельности соискателя лицензии.

Экспертное обследование на месте осуществления медицин­ской деятельности начинается с организационного совещания, на котором комиссия знакомится с руководителем (индивидуальным предпринимателем), структурой учреждения, показателями его ра­боты, динамикой материально-технического развития - в случаях повторного лицензирования. После этого определяются порядок и условия работы.

Экспертам беспрепятственно представляется необходимая ин­формация и документы в пределах их компетенции.

Руководитель ЛПУ обеспечивает каждого эксперта запраши­ваемой информацией, документами для оптимального и объек­тивного решения задачи.

На месте эксперт(ы) оценивает(ют) требования к ресурсам:

    недвижимости (санитарно-техническое состояние, набор и площади, рациональность функционального назначения, поточность движения персонала и пациентов на соответствие СНиП 2.0802-89, СанПиН 2.1.3.1375-03 -требования указаны в стандартизованных формах по каждому виду работ и услуг, разработанных Минздравом МО);

    оборудованию (достаточность оснащенности - требования указаны в стандартизованных формах по каждому виду работ и услуг, разработанных Минздравом МО, состояние, условия эксплуатации, условия безопасности, современность медицин­ской техники, инструментария, медицинской мебели, мягкого инвентаря, мебели на соответствие табелю оснащения, Госу­дарственному реестру медицинских изделий, приказу Мин­здрава СССР от 03.10.1990 № 394 "Об утверждении положения о комплексном техническом обслуживании, ремонте, монтаже и наладке медицинской техники", приказу Минздравмедпрома России от 04.10.1995 № 276 "О мерах по укреплению метро­логической службы Минздравмедпрома России");

    хранению и использованию медикаментов, расходного мате­риала;

    квалификации кадров (приказы Минздрава России от 27.08.1999 № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здра­воохранения Российской Федерации"; от 19.08.1997 № 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала"; от 05.06.1998 № 186 "О по­вышении квалификации специалистов со средним медицин­ским и фармацевтическим образованием"; приказы Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 "Об утверждении квалификаци­онных характеристик врачей-специалистов"; от 20.01.1982 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" в действующих редакциях).

На месте оцениваются организационные условия:

    охраны труда и техники безопасности на соответствие Феде­ральному закону от 17.07.1999 № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

    безопасности использования ресурсов (электро-, пожаро-, био­лого-, радиационно-, рентгено-, взрывобезопасность и другая безопасность от физических, химических и биологических фак­торов на соответствие Правилам техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования, утв. Минздравом СССР 27.08.1984);

    эксплуатации и жизнеобеспечения ресурсов (энерго-, тепло-, водоснабжение, связь, в т. ч. автономные источники);

    обеспечения нормативно-методическим материалом и органи­зации методической работы;

    обеспечения учетно-отчетной документацией (приказ Мин­здрава СССР от 04.10.1980 № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здраво­охранения", с изм. и доп.);

    преемственности лечебно-диагностического процесса и ока­зания дополнительной лечебно-реабилитационной помощи (заключение договоров со сторонними организациями при необходимости), которые являются показателем организаци­онно-технических возможностей соискателя;

    внутриведомственного контроля качества (приказ Минздрава России № 363 и ФФОМС № 77 от 24.10.1996 "О совершен­ствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации");

    управления персоналом.

По результатам проверки членами комиссии по установ­ленной форме заполняется экспертное заключение, в котором отмечаются проверенные виды работ и услуг, их обобщенная характеристика по каждому разделу или объекту, и сдается стар­шему эксперту.

Председатель Комиссии отвечает за полноту, качество экс­пертного обследования, правильность заполнения экспертных заключений. Он же подводит предварительные итоги экспертизы и информирует о них соискателя лицензии.

Эксперт, проводивший экспертизу по документам, заполняет бланк заключения о соответствии соискателя лицензии лицензи­онным требованиям и условиям по документам.

Эксперт, выполнявший экспертизу на месте осуществления медицинской деятельности, заполняет бланк заключения о соот­ветствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и ус­ловиям с выездом на место осуществления этой деятельности.

Руководитель подразделения экспертного учреждения оформ­ляет заключение, в котором обобщаются экспертные заключения экспертов комиссии.

Решение комиссии по лицензированию медицинской деятель­ности оформляется протоколом и служит основанием для издания приказа Росздравнадзора о выдаче лицензии (отказе в выдаче ли­цензии, приостановлении действия лицензии).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

б) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая обо­рудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Росздравнадзором;

в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее пяти лет - для юридического лица;

д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее двух лет - для индивидуального предпринимателя;

е) повышение не реже одного раза в пять лет квалификации работников, осуществляющих медицинскую деятельность, - для юридического лица, а также для индивидуального предпринима­теля.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

1) полного и (в случае если имеет­ся) сокращенного наименования, в т. ч. фирменного наимено­вания, организационно-правовой формы, места нахождения (юридический и фактический адреса с указанием индекса), которые должны соответствовать учредительным документам и свидетельству о государственной регистрации юридического лица;

2) адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (мест нахождения обособленных подразделе­ний юридического лица и объектов, используемых для осу­ществления лицензируемой деятельности), которые должны соответствовать учредительным документам; факт наличия у юридического лица филиалов и (или) представительств дол­жен быть зафиксирован в учредительных документах;

3) го­сударственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц;

4) лицензируемой деятельности, которое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять (с перечислением работ и услуг);

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность;

г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копию которой с указанием даты их приема лицензирующий орган направляет (вручает) соискателю лицензии.

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений со­искатель лицензии несет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицен­зионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган обязан в пятидневный срок со дня принятия решения о предоставлении, продлении срока действия, переоформлении, приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии уведомить об этом (в письменной форме) лицензиата, а также соответствующие органы налоговой службы и органы управления здравоохранением.

Лицензиат обязан уведомить в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении места своего нахож­дения, а также места нахождения территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности. Не допускается уведомление путем направления факсимильного сообщения.

Лицензиат, осуществляющий деятельность на основании лицензии, предоставленной ему лицензирующим органом субъекта РФ, может вести эту деятельность на территории иных субъектов РФ при условии предварительного уведомления им в установленном порядке соответствующих лицензирующих органов.

Срок действия лицензии на осуществление медицинской дея­тельности - 5 лет.

В случае утраты лицензии лицензиат имеет право на получение ее дубликата.

При наличии у лицензиата территориально обособленных под­разделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, одновременно с лицензией выдаются заверенные лицензирующим органом ее копии по числу указанных подразделений и объектов.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания ли­цензирующего органа, в котором определяются лицензиат, состав комиссии, осуществляющей проверку, и срок ее проведения.

Продолжительность проверки не должна превышать 15 дней.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устране­ния лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений.

Сертификация медицинских работников

Сертификат подтверждает сертификацию специалиста. Он выдается на основании послевузовского профессионального образования (интер­натуры, клинической ординатуры, аспирантуры), а также врачей со ста­жем - дополнительного образования на курсах и факультетах повышения; квалификации с последующим проверочным испытанием.

Как известно, сертификат выдается на заявленные виды деятельности (и в этом он аналогичен лицензии) на определенные виды медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Это отмечается в письме Минздрава России "О разъяснении приказа Минздравмедпрома России or 07.08.95 № 15-00 "Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской или фармацевтичес­кой) деятельности".

Порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности изложен ряде документов. К ним относятся Положение об итоговой государст­венной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ, утв. постановлением Государственного комитета РФ по высшему образова­нию от 25.05.94 № 3, приказ Минздрава России от 31.03.97 № 3 "О поэтапном введении с 1997 г. итоговой государственной аттестации выпу­скников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений", а также письмо Минздрава России от 15.06.00 № 2510-6646 "Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фар­мацевтических учебных заведений".

Упомянутое письмо приводит этапы аттестации, перечень и форму экзаменов и, что важно, квалификационные характеристики, перечень - зна­ний и умений для врачей-выпускников по специальностям: "лечебное дело" (040100), "педиатрия" (040200), "медико-профилактическое дело" (040300), составленными на основе государственного стандарта.

После прохождения обязательной первичной годичной послевузов­ской подготовки (интернатуры) врач должен доказать соответствие своего профессионального образования государственному стандарту, официальным свидетельством которого является сертификат специалиста. По высшему медицинскому образованию Госстандарты утверждены Госкомвузом России на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования" в соответствии с типовыми планами и программами, пересматриваемыми каждые 5 лет.

Для получения сертификата врач по окончании интернатуры, ордина­туры или аспирантуры сдает квалификационный экзамен, для чего Мин­здравом России специально разработаны тестовые программы по специ­альностям, и получает удостоверение или сертификат. Сертификат спе­циалиста подтверждается каждые 5 лет. Документы об окончании интер­натуры, ординатуры и аспирантуры, выданные до 5 лет, имеют равную юридическую силу с сертификатом.

Согласно ст. 60 "Клятва врача" Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан лица, окончившие высшие медицинские учебные заве­дения России, перед получением диплома врача дают клятву. В Федераль­ном законе от 20.12.99 № 214-ФЗ "О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" впервые после принятия новой Конституции РФ обнародован текст, который приведен выше.

Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмот­ренную законодательством РФ.

Аттестация врачей, провизоров, других специалистов с высшим образо­ванием проводится в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 16.02.95 № 33 "Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здра­воохранения РФ" (с изм. от 28.09.99) и приказом регионального управления здравоохранением, которые формируют состав аттестационной комиссии. Комиссию возглавляет председатель, он определяет регламент ее работы (приложение 1 к упомянутому приказу). В состав комиссии входят секре­тарь и члены из числа высококвалифицированных специалистов, ученых и практиков медицины. Формой работы комиссии являются заседания, проводимые по графику, утвержденному руководителем органа управления здравоохранением. Члены комиссии знакомятся с представляемыми материалами за 10 дней до заседания. Решение принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов и действительно на всей территории России. В заседании комиссии принимает участие пред­седатель профильной подкомиссии.

Предварительно проверка теоретических знаний и практических навы­ков проводится путем компьютерного тестирования, с учетом усвоения практических навыков, решения ситуационных задач и результатов собесе­дования в подкомиссии. Руководитель органа управления здравоохранени­ем утверждает численность и состав подкомиссии, ее председателя и сек­ретаря, который ведет делопроизводство. Подкомиссия собирается по мере накопления дел. Решение рекомендательного характера принимается от­крытым голосованием абсолютным большинством голосов присутствую­щих на основании результатов компьютерного тестирования и собеседова­ния, определяющего уровень теоретических знаний и объем практических навыков, качество и достоверность представленного отчета.

Специалист, изъявивший желание пройти аттестацию, представляет личное заявление; при подтверждении ранее присвоенной категории - не позднее трех месяцев до истечения его срока; аттестационный лист и отчет о работе за 3 последних года. Отчет должен освещать характер дея­тельности врача, показатели работы отделения или ЛПУ, его характери­стику, динамику показателей за 3 года и оценку имеющихся тенденций по сравнению с соответствующими показателями города или района. К отчету прилагаются опубликованные статьи, удостоверения на рац­предложения, изобретения, программы конференций, съездов, циклов усовершенствования, в которых аттестуемый принимал участие. Отчет подписывается претендентом и заверяется руководителем учреждения.

Вторая категория присваивается врачам, имеющим стаж работы по этой специальности не менее 5 лет, первая - не менее 7, высшая - не менее 10 лет. В стаж работы засчитывается обучение в интернатуре, кли­нической ординатуре и аспирантуре по той же специальности. В отдель­ных случаях при высокой практической и теоретической подготовке бо­лее высокая категория может быть присвоена без установленных требо­ваний к стажу. Специалистам, имеющим ученую степень доктора меди­цинских наук, высшая категория присваивается заочно. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации ранее присвоенная категория утрачивается. Аттестация проводится платно за счет средств аттестуемо­го, профсоюза, научного общества или ассоциации по официально уста­новленным тарифам.

Развитие медицинской науки, все увеличивающийся объем информации, углубление дифференциации и специализации медицинской помощи населению делают необходимым регулярное повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников. После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. Основной задачей, согласно определению, принятому ВОЗ еще в 1980 г., является постоянное повышение компетентности медицинского персонала в повседневной работе.

Непрерывное образование — это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста. Именно исходя из этого необходимо строить непрерывное усовершенствование на государственном уровне; при этом важно учитывать потребности общества и системы здравоохранения, что имеет особо существенное значение в период реформ.

Конечная цель непрерывного медицинского образования — постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.

Первостепенное значение имеет непрерывное обучение медицинских работников первичного звена. По мнению экспертов ВОЗ, модели непрерывного образования должны быть переориентированы именно таким образом.

Ранее существовавшая система последипломного профессионального образования и аттестации медицинских и фармацевтических кадров была ориентирована на узкую специализацию. Сегодня же запросы практики здравоохранения диктуют необходимость возрождения опыта, накопленного историей медицинского образования в нашей стране, использование положительного опыта учебных заведений зарубежных стран по комплексной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников.

В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей. Все эти варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является очень динамичной и развивающейся. Система послевузовского профессионального образования включает 7 учебных заведений (академий и институтов) усовершенствования врачей и более 40 факультетов при медицинских вузах. Кроме этого, послевузовское профессиональное образование врачи получают в НИИ медицинского профиля, научных центрах и ассоциациях, при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности. Система дополнительного профессионального обучения работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием представлена 41 училищем повышения квалификации.


Динамика изменений численности слушателей институтов и факультетов последипломного образования характеризовалась ростом числа слушателей с 56 тыс. в 1975 году до 141 тыс. в 1993 году, причем доля слушателей, прошедших подготовку на базе факультетов усовершенствования врачей, возросла за это время с 17% до 43%. При этом, по мнению ряда специалистов, целесообразно изменение ныне действующей структуры учебных заведений дополнительного образования, включающей в себя как самостоятельные академии и институты последипломного обучения, так и сеть факультетов усовершенствования врачей в медицинских вузах. Будущее здесь именно за факультетами вузов. Об этом свидетельствует наметившаяся в последнее время тенденция увеличения количества слушателей на факультетах усовершенствования врачей и определенное уменьшение их количества в академиях и институтах последипломного образования.

Основными документами, регламентирующими порядок последипломной подготовки врачей, являются «Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста», утвержденное Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. №318, и Приказом Минздрава РФ от 27.08.99 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В них предусмотрены такие нововведения, как обязательная сертификация врачей-специалистов, новая номенклатура врачебных специальностей, включающая 70 специальностей, и утверждение для каждой конкретной врачебной специальности образовательного ценза, т.е. минимального уровня последипломной подготовки, требуемого для допуска врача к самостоятельной работе в избранной им сфере медицины.

В соответствии с действующими нормативными документами в России к медицинской и (или) фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее профессиональное образование и имеющие диплом и сертификат специалиста. Диплом — документ об уровне образования, специальности, подготовки и квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или, по его поручению, местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения:

1) интернатура (1 год);

2) ординатура (2-3 года),

3) образовательно-профессиональная программа по специальности (курсы или циклы усовершенствования со сдачей сертификационного экзамена, 1-4 года);

4) аспирантура (3 года).

Выпускники медицинских вузов проходят последующее обучение в следующем порядке .

По большинству основных лечебных специальностей (около 25) и всем стоматологическим специальностям минимальным уровнем последипломной подготовки является интернатура. В соответствии с «Положением об интернатуре» проведение этого вида обучения должно проводиться в крупных государственных лечебных учреждениях, утвержденных местными органами управления здравоохранением в качестве баз для подготовки врачей-интернов по данной специальности.

Длительность обучения в интернатуре составляет 11 месяцев. Цель обучения в интернатуре — приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения работы в должности врача. За время прохождения интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющего курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности.

Сертификат специалиста — документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом определенного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.

Сертификат специалиста выдают государственные медицинские образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку специалистов.

При этих учреждениях создаются экзаменационные квалификационные комиссии, которые и проводят проверочные испытания (экзамены) соискателя сертификата.

Для получения сертификата специалист должен предоставить в экзаменационную комиссию следующие документы:

1. Заявление.

2. Копия диплома об окончании медицинского или фармацевтического учебного заведения (факультета).

3. Копия диплома или удостоверения о прохождении повышения квалификации и специальности.

4. Копия диплома о присвоении квалификации исследователя после окончания аспирантуры.

5. Копии дипломов кандидата (доктора) медицинских (фармацевтических) наук и ученом звании (старший научный сотрудник, доцент, профессор).

6. Копии ранее выданных сертификатов.

7. Послужной список (выписка из трудовой книжки).

Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат .

Для получения права самостоятельной работы по основной специальности интернатура является достаточным минимальным уровнем последипломного обучения. Однако, если врач хочет освоить одну из специальностей, требующих углубленной подготовки, то он должен пройти двухэтапное обучение: I этап — интернатура (или клиническая ординатура, аспирантура) по основной специальности, II этап — профессиональная переподготовка (первичная специализация), клиническая ординатура или аспирантура по избранной узкой специальности.

Последовательность и соответствие базовой и узкой специальностей строго регламентированы: например, углубленной подготовке по специальности «нефрология» должно предшествовать обучение в интернатуре по специальности «терапия»; первичную специализацию по специальности «колопроктология» могут проходить врачи, успешно прошедшие первый этап обучения по специальности «хирургия» и т.д. Выпускники стоматологических факультетов могут проходить подготовку по узким стоматологическим специальностям (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая или детская стоматология, ортодонтия) только после получения сертификата по специальности «стоматология».

По большинству специальностей, требующих углубленной подготовки, минимальным курсом обучения на втором этапе является профессиональная переподготовка, т.е. первичная специализация. Длительность такого курса обучения составляет не менее 500 учебных часов (в зависимости от специальности — от 3,5 до 6 месяцев и более). Профессиональную переподготовку специалистов имеют право проводить только государственные учебные заведения, имеющие лицензию на проведение последипломной подготовки по данной специальности.

По некоторым специальностям (например, сердечно-сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии) минимальным уровнем подготовки на втором этапе обучения является клиническая ординатура, в связи с чем длительность последипломного обучения этих специалистов в настоящее время составляет не менее 3 лет: 1 год в интернатуре по основной специальности и 2 года в клинической ординатуре по узкой специальности. Начиная с 2000 года эта последовательность последипломной подготовки по ряду специальностей является обязательной.

Врачи, успешно закончившие II этап обучения, имеют право на получение второго сертификата по специальности, соответствующей профилю подготовки на этом этапе. При этом каждая из внесенных в номенклатуру специальностей требует прохождения отдельного курса обучения. Одновременное получение сертификатов по нескольким специальностям (даже близким, например «эндокринология» и «диабетология») действующими нормативными документами не предусмотрено.

Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельной работы по специальности. Раз в пять лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования (длительностью не менее 144 учебных часов) и повторно сдавать экзамен на подтверждение сертификата специалиста в любом имеющем соответствующую лицензию государственном вузе на территории Российской Федерации.

Вопросы специализации и усовершенствования тесно связаны с сертификацией и аттестацией медицинского и фармацевтического персонала. Сертификация медицинского и фармацевтического персонала была предусмотрена ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и введена в отрасли приказом Минздравмедпрома России №286 от 19.12.94.

В связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №21/9 от 20.04.97 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» Минздрав России совместно с Минтруда РФ решает вопросы совершенствования и развития системы сертификации медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» неотъемлемым правом медицинских и фармацевтических работников является «получение квалификационных категорий в соответствии с полученным уровнем теоретической и практической подготовки».

С этой целью в системе здравоохранения России многие годы успешно функционирует система аттестации специалистов на соответствующую квалификационную категорию.

Аттестация врачей и средних медицинских работников является важным этапом в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение ими функциональных обязанностей.

Организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания медицинской помощи населению.

Аттестация проводится по желанию специалиста и является добровольной.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются :

Лица, имеющие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности;

Лица с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающие врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения;

Эпидемиологи, биологи, зоологи, энтомологи, работающие в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях (при участии в работе комиссии специалистов этих профилей).

В соответствии с приказом МЗ Российской Федерации №314 от 9 августа 2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий» определен порядок получения специалистами квалификационных категорий, а также структура и основные функции аттестационных комиссий.

При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

Специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.

Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист и отчет о работе за последние три года — для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год — для работников со средним профессиональным образованием, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой.

Специалист имеет право:

Получить квалификационную категорию в аттестационной комиссии.

Ознакомиться с представленными на него "в аттестационную комиссию документами.

Получить от руководителя разъяснения в письменном виде, в случае отказа руководителя подписать отчет о работе.

Пройти повышение квалификации по специальности.

Обратиться с заявлением в Центральную аттестационную комиссию или орган, при котором создана аттестационная комиссия, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии.

В целях реализации права на получение квалификационной категории создаются аттестационные комиссии:

Центральная аттестационная комиссия — Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии — органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях — Министерством здравоохранения Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами по подчиненности.

Аттестационная комиссия:

Определяет порядок, процедуры и методы работы комиссии.

Привлекает независимых специалистов для дачи заключений на отчеты о работе.

Рассматривает представленные документы в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации).

Принимает решения о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий.

Выдает удостоверение установленного образца и, при необходимости, выписку из приказа о получении квалификационной категории.

Ведет делопроизводство.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов от числа присутствующих членов.

Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории, который доводится до сведения специалиста и руководителя учреждения здравоохранения.

При присвоении квалификационной категории рекомендуется соблюдать последовательность присвоения категорий (вторая, первая, высшая).

В отдельных случаях специалисту с учетом его высокой теоретической и практической подготовки по избранной специальности, хороших показателей в работе может присваиваться более высокая квалификационная категория без установленных требований к стажу работы.

Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук и занятым на лечебно-профилактической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и учебных заведениях, заочно присваивается высшая квалификационная категория по соответствующей специальности на основании представления руководителя учреждения, в котором работает доктор наук.

Специалистам, которым по результатам аттестации (переаттестации) присвоена квалификационная категория, выдается удостоверение установленного образца.

Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые пять лет в обязательном порядке.

В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

В последние годы резко повысилась заинтересованность специалистов в получении квалификационной категории. С целью совершенствования системы аттестации на присвоение квалификационных категорий впервые разработаны и утверждены номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала и перечень соответствия специальностей должностям. Разработаны квалификационные характеристики и положения о специалистах в соответствии с номенклатурой (по 26 специальностям), что позволило упорядочить и унифицировать работу аттестационных комиссий, установить твердую регламентацию, способствующую рациональному использованию и расстановке кадров среднего звена.

Пересматриваются квалификационные характеристики и положения врачей-специалистов. В настоящее время номенклатура врачебных специальностей включает 70 специальностей. За последнее десятилетие введены новые специальности: диабетология, общая практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, гериатрия, челюстно-лицевая хирургия, сурдология — оториноларингология, трансфузиология, клиническая фармакология и детская онкология.

Создаются новые учебные программы, разрабатываются квалификационные характеристики специалистов, соответствие которым должно явиться критерием для выдачи врачам соответствующих сертификатов. Для унификации процедуры аттестационного экзамена создан банк тестовых заданий по каждой специальности.

Особое внимание уделяется сертификационным (аттестационным) циклам для специалистов, имеющих стаж практической работы и врачебные категории. Эти циклы продолжительностью не менее 2 мес. организуются преимущественно в вузах на факультетах последипломного профессионального образования. Они могут проводиться в виде прерывистых очных и заочно очных циклов. Учебные планы должны составляться с учетом требований к каждой квалификационной категории. В процедуре аттестации активное участие должны принимать представители органов управления здравоохранением и врачебных ассоциаций.

Еще одной важной проблемой является ресертификация — аттестация специалистов, имеющих высшую аттестационную категорию. Для указанной группы врачей могут быть предложены критерии, подтверждающие их активную работу по повышению профессионального мастерства: участие в конгрессах и съездах, публикации, преподавательская и научно-исследовательская работа и др. Возможна также организация специальных трех-четырёхнедельных циклов усовершенствования.