Взаимодействие трудовых ресурсов и рынка труда. Механизм взаимосвязи трудовых ресурсов и рынка труда Понятие рынка труда и трудовых ресурсов

1. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

Свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

Найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

Независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

Свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различного профиля, 10 % - были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно - управленческого персонала, в США в 1987г. имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно - вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% - работников услуг (не считая специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочих средней квалификации.

Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями, знаниями, которые необходимы для работы в отраслях народного хозяйства. Основным критерием отношения к трудовым ресурсам является возрастная граница: для женщин - 16–55лет, для мужчин - 16–60лет.
Соотношение различных возрастных групп в общем количестве трудовых ресурсов образует структуру трудовых ресурсов. Совокупность умственных и физических способностей человека, его способность к труду называется рабочей силой.
В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Этот товар отличается следующими признаками:

  • создает стоимость бoльшую, чем он стоит;
  • без его привлечения невозможно осуществлять любое производство;
  • от него во многом зависит эффективность использования внеоборотных и оборотных активов.
Рынок труда определяется размерами спроса и предложения рабочей силы, претендующей на работу по найму, наличием рабочих мест по всем отраслям и секторам экономики. Расширение емкости рынка труда возможно за счет увеличения либо предложения, либо спроса на труд, либо комбинация.
Спрос на рабочую силу определяется потребностями первичных структурных звеньев экономики в найме определенного количества работников необходимой квалификации, для производства товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом.
Предложение рабочей силы характеризуется общей численностью трудоспособного населения и составом людей (по полу, возрасту, по образованию и другим характеристикам) нуждающихся в получении работы на условиях найма.
Факторы, влияющие на формирование спроса на труд и предложение рабочей силы в современных условиях:
  • состояние воспроизводственного цикла и тип экономического роста;
  • активное перемещение трудовых ресурсов;
  • низкий технический уровень производства.
Конъюнктура рынка труда - это сложившаяся экономическая ситуация, характеризующая совокупность показателей, отражающих состояние рынка труда в определенный период. Такими показателями являются: численность занятых и безработных, соотношение претендующих на работу по найму и числа вакансий, динамика заработков и т.д.
Рынок труда формируется под влиянием объективных факторов, как долгосрочного, так и краткосрочного характера, но может быть и следствием факторов случайных и временных.
К факторам, формирующим долговременные тенденции конъюнктуры рынка можно отнести уровень развития техники и технологии, изменения в структуре потребления и предложения, динамику демографической структуры трудовых ресурсов.
Краткосрочные изменения связаны с сезонными колебаниями в спросе и предложении рабочей силы, с политической ситуацией и прочими временными факторами.
Баланс между спросом и предложением рабочей силы устанавливается непросто также и в силу неоднородности рынка труда. Он состоит из множества секторов и сегментов. У различных категорий работников свои требования к условиям труда и свои возможности выполнения определенной работы, в результате чего их использование в общественном производстве замыкается на определенных видах работ, по определенным профессиям, отраслям производства или сферам экономики.
Происходит так называемая сегментация рынка труда. Роль этого явления заключается в том, что, сосредотачиваясь на определенных отраслях и профессиях или разграниченные территориально, отдельные категории работников не выходят за рамки сегментарного рынка труда и не составляют конкуренции другим работникам, в других сферах занятости, а конкурируют между собой.
Нарушение баланса между спросом и предложением на рынке труда порождает безработицу. Рост безработицы обусловлен прежде всего кризисным снижением объемов производства в результате распада сложившихся экономических связей кризисом финансовой и денежной систем.
Безработица бывает явная и скрытая. Явная безработица - количество официально зарегистрированных безработных в центрах занятости населения к общей численности трудовых ресурсов.
Скрытая безработица - количество трудовых ресурсов, не имеющих работы к их общей численности.
Безработица имеет ряд как негативных, так и позитивных последствий:
  1. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества.
  2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников.
  3. Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня.
  4. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для роста преступности.
  5. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках.
  6. Наличие безработицы усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
  7. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

Еще по теме 5.1 Трудовые ресурсы. Рынок труда:

  1. Рынок труда, регулирование кадрового потенциала и занятости

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт управления, экономики и финансов

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление: 38.03.01 «Экономика»

ТЕМА «Рынок труда и трудовые отношения»

Работа выполнена:

студентом группы 14.1-618

Алексеевой Л.Р.

Научный руководитель

Абдуллин И. И.

Казань-2017 г.

  • Введение
  • 1. Характеристика рынка труда и трудовых отношений
    • 1.1 Понятие рынка труда
    • 1.2 Понятие трудовых отношений, их содержание и стороны
  • 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда и трудовых отношений на современном этапе развития рыночной экономики в России
    • 2.1 Особенности рынка труда в России
    • 2.2 Государственное регулирование рынка труда
  • Заключение
  • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что современный этап экономического развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Рынок труда имеет свои характерные особенности. Важной особенностью рынка труда является высокая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем. От решения проблем занятости напрямую зависит главная социальная болезнь, наиболее остро переживаемая населением, - безработица, характерная почти для всех странах, независимо от уровня их экономического развития. рынок труд экономика регулирование

Степень разработанности темы. Проблема занятости привлекает внимание многих российских и зарубежных исследователей различных научных направлений. Вопросы занятости населения, рынка труда, безработицы глубоко исследуются в работах по макроэкономике таких зарубежных авторов, как Д. Белл, Д.М. Бьюкенен, М. Вебер.

Каждый человек по своей сущности существо социальное, то есть он должен жить в социуме, среди других людей. Живя он создает благоприятные условия для обитания себе и близким. За счет этого создался мир экономики. Историей процветания человечества можно назвать историю самого развития отношений экономики, значительным вкладом стало разделение труда.

Экономика труда является разделом экономики, которая создана для изучения закономерностей в области отношений, а именно трудовых. Примером будет сущность труда, заработная плата, организация, эффективность, занятость и прочее. Эта наука объясняет процессы координации и согласования в социуме. Знания в данной области позволят подходить к вопросам событий, растолковывать и оценивать силы и значения аргументировано. Социально-экономические отношения являются предметом этой экономики, которые создаются под влиянием ряда факторов: кадрового, организационного, технического и др. Трудоспособная часть населения называется трудовыми ресурсами, которые обладают всеми умственными и физическими способностями и качествами, для проделывания конкретной работы. Совокупностью физических, умственных и духовных качеств, которые есть у индивида, которые он использует для создания или производства материальных благ, называют рабочей силой.

Изучение литературы показало, что степень разработанности проблемы занятости населения в социальных и экономических науках, недостаточное и, как правило, одностороннее развитие теоретических и практических разработок по вопросам, связанным с управлением занятостью населения в контексте экономической парадигмы, отсутствие социолого-ориентированной теории государственного регулирования занятости населения определили выбор темы и концептуальную направленность настоящего исследования.

По мнению многих экспертов Российский рынок труда, значительно отличается от общепринятых мировых стандартов рынков труда. Это случилось за счет того, что он формировался на протяжении десятков лет и в итоге сформировался не полностью. В процессе функционирования и становления российского рынка труда проявляется ряд специфических особенностей, которые существенно отличаются от рынка труда западных стран. Формирование российского рынка труда основывается на определённом институциональном фундаменте, на определенных правилах. Отличительной особенностью является обесценивание квалифицированной рабочей силы, которая становится более дешевой. Это во многом происходит из-за сокращения высокотехнологичных производств и отсутствия стимулов по внедрению новых технологий, которые действуют. В некоторых случаях на региональных рынках труда цена рабочей силы не соотносится со стоимостью рабочей силы.

Объектом исследования является рынок труда.

Предметом исследования являются общественные отношения, определяющие специфику государственного регулирования занятости на рынке труда.

Цель работы - анализ рынка труда и трудовых отношений.

В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:

Изучить теоретический аспект занятости населения;

Проанализировать особенности государственного регулирования занятости населения.

Методика исследования данной темы включает в себя: анализ литературы по теме исследования, ситуационный и системный подход, применение логического, сравнительного, структурного и функционального анализа источников.

Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда ученых, посвященные теме исследования. В исследуемой литературе тема работы достаточно изучена.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

Каждая глава завершается кратким выводом по существу исследуемой проблематики.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Понятие рынка труда

Рынок труда - экономическая среда формирования спроса и предложения на трудовые ресурсы, в пределах которой субъекты хозяйствования и частные лица осуществляют наем сотрудников.

На рынке труда происходит жесткий отбор, стимулируется высококвалифицированный труд. Как система социальных, экономических, правовых институтов он является неотъемлемой составляющей экономического механизма. Представляет собой сферу, в которой посредством конкурентного механизма формируется некий уровень занятости и оплаты труда.

Наиболее яркое воплощение такого рынка - биржи труда. Их функционирование обеспечивает Минтруд и Федеральная служба по труду и занятости. Действует общефедеральный госпортал «Работа в России».

Элементы рынка труда:

Субъекты;

Регламентирующие трудовые отношения нормативные акты;

Рыночная конъюнктура;

Соответствующая инфраструктура.

Рынок труда призван обеспечить:

Воспроизводство рабочей силы;

Эффективное использование труда;

Свободный выбор отрасли и вида деятельности, поощряемой выгодными предложениями;

Механизм найма и увольнения, гарантирующий права обеих сторон трудовых правоотношений.

Виды рынков труда

По территориальности и специализации различают международный, национальный и внутригосударственные региональные рынки, каждый из которых можно рассматривать в разрезе конкретной отрасли.

Открытый рынок труда формируют:

Свободные, ищущие трудоустройства потенциальные работники;

Работодатели, представляющие вакантные должности.

Скрытый сегмент рынка представлен:

Трудоустроенными сотрудниками, готовыми уволиться при наличии более выгодного предложения;

Работодателями, подыскивающими замену на формально занятые должности.

Объект торга

В этом качестве выступают знания, умения, навыки и квалификация трудоспособного физического лица. Происходит обмен способностей человека к продуктивному труду на денежный или имущественный эквивалент - заработную плату.

Предметом торга при заключении конкретного трудового договора является:

Право эксплуатации рабочей силы;

Продолжительность ее использования.

Спрос и предложение

Потребность в наемных сотрудниках как факторе производства во многом определяется конъюнктурой товарных рынков. То есть, рынок труда относится к вторичным.

Спрос на труд со стороны хозяйствующих субъектов возникает тогда, когда его использование предполагает возможность производить затребованные товары и получать прибыль.

Конкурентоспособность работника оценивается путем его сравнения с уже представленными на рынке человеческими ресурсами. Значение имеют:

Уровень квалификации;

Профильное образование;

Владение языками;

Личные качества.

Поиски работы для неконкурентоспособных лиц сопряжены с трудностями и проволочками, а в некоторых случаях бесперспективны. Устанавливая гарантии для сотрудников и льготы для работодателей, государство способствует трудоустройству отдельных категорий граждан (ст. 13 1032-1-ФЗ «О занятости населения в РФ»).

В рыночной экономике наблюдается несоответствие вакантных мест составу представленных на рынке ресурсов по количественным, а также качественным показателям. Происходит жесткий отбор, стимулируется высококвалифицированный труд.

В этом отличие современной российской экономики от административно управляемой советской. Последняя предполагала:

Централизованное планирование количества рабочих мест, полностью покрывающих потребность населения в трудоустройстве;

Распределение, а при необходимости - перераспределение трудовых ресурсов.

Такая система существенно снижала мотивацию к труду.

Особенности рынка труда

1) Покупатель и продавец находятся в длительном личном контакте, что накладывает неизбежный отпечаток на их деловые взаимоотношения.

2) Неотделимость способности к труду от ее носителя.

3) Индивидуализации сделок в сфере трудоустройства посредством заключения контракта (раздел 3 Трудового кодекса РФ).

4) Законодательная обязательность коллективных переговоров (глава 6 ТК РФ), отраслевых договоров, привлечения профсоюзов (10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).

5) Значимость для сотрудника неденежных аспектов соглашения с работодателем: условий труда, психологического климата, возможностей карьерного роста и совмещения работы и учебы.

Ситуация на рассматриваемом рынке отображает текущий баланс интересов нанимателей и рабочей силы. Однако значительное влияние на нее могут оказывать иные факторы. Среди них: государственная политика и законодательство; демографическая ситуация; динамика ВВП; стадийность делового цикла; миграция.

Инфраструктура рынка труда - это среда, которая отвечает за обеспечение нормального функционирования сферы трудоустройства.

Она состоит из институтов, содействующих занятости, обеспечивающих профессиональную подготовку и переподготовку кадрового состава также в нее входят биржи труда и центры занятости.

Среди всех функций инфраструктуры рынка труда, основной является контроль за взаимоотношениями работодателей и работников по поводу заработной платы, а также урегулирование конфликтов в сфере труда. К прочим функциям относятся: содействие работодателям в поиске персонала, выборе рабочих мест, разработке трудовых договоров и т. д.

Рис. 1. Функции рынка труда

Рынок труда представлен следующими субъектами:

Работодатели;

Работники;

Посредники между работодателями и работниками;

Органы власти и управления.

К элементам инфраструктуры рынка труда относятся:

Система гарантии занятости;

Система гарантии и регулирования оплаты труда;

Гарантия компенсационных выплат в результате потери или смены работы;

Гарантия пенсии;

Гарантия нормальных условий работы;

Создание профессиональных союзов для защиты прав и законных интересов работников.

Службы занятости - государственного и обыкновенного ранга

Государственная служба занятости - это наиболее существенный из элементов инфраструктуры рынка труда. Различают следующие уровни специализации государственной службы занятости:

Государственный

Региональный

Местный

Вместе с этой службой также развиваются негосударственные службы занятости. К ним относятся: биржи труда для детей, женщин, инвалидов, молодежи.

Рис.2 Развитие системы занятости

Вместе с этой службой также развиваются негосударственные службы занятости.

Центры занятости тоже разделены по уровням, которые начинаются федеральным и заканчиваются районным. Эти центры образуются за счет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также финансирования из бюджетов различных уровней субсидии и субвенции и взносов организаций и граждан, направляемых ими добровольно.

Воздействия на рынок труда

Рынок труда во многом отличается от всех прочих рынков. На него, в большей степени, чем на другие рынки, воздействует государство и различные общественные организации, проф. союзы. Происходит ситуация, когда сам носитель рабочей силы выступает в роли участника этого рынка.

Рис.3.Воздействие н рынок труда

Состояние рынка труда поддается влиянию множества факторов. Эти факторы могут быть как денежными (размер оплаты труда), так и неденежными (уровень сложности работы, условия труда, отсутствие вреда для здоровья, гарантии самореализации и совершенствования). Также на рынок труда очень большое влияние оказывают численность трудового населения, потоки миграции, демография.

Рынок труда, отмечают специалисты по своей природе, конечно же, не может быть совершенно однородным. Ведь на определенное место работы требуется специалист, который обладает специфическими знаниями и навыками. Поэтому на рынке труда присутствует такое явление, как сегментация. Последняя предусматривает разделение на замкнутые устойчивые группы рабочих мест и работников, которые отделяются по определенным признакам, что ограничивают мобильность рабочей силы.

Сегментация труда возникает в результате следующих причин:

Различных технологий и техник производства;

Неравномерности в различных областях научно-технического прогресса;

Неравности возможности при получении профессиональной подготовки, образования, найме на работу.

Вторичный рынок труда представляет собой рынок, где в основном присутствуют не престижные работы, что характеризуются чертами, которые являются противоположными особенностям первичного рынка труда.

Главные особенности вторичного рынка труда:

Присутствует большая текучесть кадров;

Наблюдается нестабильная занятость;

Свойственный низкий уровень заработной платы;

Отсутствует (практически) продвижение по служебной лестнице;

Технология производства на таких рынках отличается примитивностью и трудоемкостью;

Отсутствуют профсоюзы.

Особенности вторичного рынка труда

Поскольку рынок труда сегментирован (разделен на рабочие вакансии, которые образуют сектора, сокращающие мобильность рабочей силы конкретными границами), то в его структуре выделяют первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда характеризуется преобладанием престижных работ с четкой квалификационной структурой. То есть, оформление кадров на рабочие должности требует наличия специализированных знаний, образования и квалификации у рабочих. Первичный рынок труда, как правило, формируется в рамках внутрифирменного рынка.

Основными чертами данного сегмента рынка труда являются:

Более высокий уровень оплаты труда;

Стабильность положения работника, социальная защита при трудоустройстве;

Наличие «карьерных лестниц», возможности профессионального роста;

Внедрение инноваций (технологий), повышающих эффективность и производительность труда квалифицированных специалистов;

Наличие профсоюзов.

На первичном рынке труда хорошо сформирован профессионально-квалификационный состав рабочих кадров, как правило, это дипломированные специалисты. Профессионально-квалификационный состав рабочих образует систему, которая состоит из трех компонентов:

Профессионального компонента рынка с совокупностью профгрупп;

Квалификационного компонента рынка с совокупностью рабочих различной квалификации (с учетом ее уровня);

Квалификации, которая формируется профессиональными навыками, опытом и знаниями, необходимыми для выполнения конкретной квалифицированной работы.

Характерно, что внутри любого государства сформирован как первичный, так и вторичный рынок труда. Под действием экономических/социальных/политических факторов их доля в общей структуре рынка труда может изменяться. Например, в момент выхода государства на новый экономический уровень, в период инфляции, стагнации или падения экономики, в общей структуре рынка труда возрастает доля вторичного рынка труда.

Вторичный рынок труда отличается преобладанием менее престижных работ в сравнении с первичным рынком. При этом рабочий состав сформирован преимущественно людьми без квалификации (или квалификацией низкого уровня).

Конкурентный рынок труда - это рынок, представленный множеством предложений различных компаний и фирм, которые функционируют в одинаковых условиях и имеют цель нанять сотрудников на одинаковые вакансии.

Характеристики конкурентного рынка труда

1) Совершенно конкурентный рынок труда состоит из множества компаний, фирм, предприятий, которые производят похожие, по сути, товары и услуги, используя труд наемных работников. Характерно, что штат работников и их зарплата во всех компаниях примерно имеет одинаковые характеристики. В этом заключается суть конкурентности.

2) Работники, которые продают свой труд за определенное денежное вознаграждения в таких компаниях, фирмах, предприятиях, имеют одинаковый уровень квалификации и опыт. То есть предлагаемые ими услуги имеют приблизительно одинаковую ценовую стоимость.

3) Субъекты рыночных отношений в виде фирм и предприятий и их штатных специалистов не имеют возможности контролировать рыночные тенденции, из которых вытекает потребительский спрос и заработная плата на конкурентных рынках труда.

4) Абсолютная мобильность и информативность, не зависящая от издержек производства.

Если на рынке резко повышается спрос на определенные товары, то производители, соответственно, приминают меры по расширению производства именно этих товаров с целью удовлетворить потребительские запросы.

Если на рынке повышается спрос на труд определенных специалистов, то фирмы и предприятия обещают высокую заработную плату таким специалистам. Среди желающих устроиться работать по той или иной специальности возникает определенный уровень конкуренции. Уровень конкуренции бывает особо высоким тогда, когда возникает очень острая потребность в специалистах в определенном узком сегменте производства. Предприятия не могут предложить большое количество рабочих мест, но заработную плату ставят высокой, потому и требования к специалистам, соответственно, повышаются. Таким образом, отсеиваются работники с низким и средним уровнем знаний, а остаются только высококвалифицированные. Когда спрос на определенный вид услуг тех или иных специалистов падает, то понижается и уровень конкуренции на рынке труда. Так же уровень конкуренции высок тогда, когда количество специалистов, предлагающих свои услуги, превышает количество свободных вакансий. Это довольно распространенное явление.

Внутренний рынок труда - это система информационных, социально -экономических, организационно-правых и ряда других взаимоотношений между руководителями компании (работодателями) и сотрудниками. К основным вопросам внутреннего рынка труда можно отнести - условия и продолжительность работы на предприятии, уровень оплаты труда, наличие стимулирования со стороны руководства за профессиональные успехи и достижения.

Таким образом, в качестве вывода отметим, что рынок труда представляет собой систему формирования спроса и предложения на рабочую силу, посредством ее продажи на определенный срок.

1. 2 Понятие трудовых отношений, их содержание и стороны

Трудовые отношения всегда основываются на соглашении работодателя и работника о выполнении конкретной работы за определенную плату, соблюдении каких-либо правил (к примеру, внутреннего распорядка), выполнении распоряжений и так далее. Работодатель, независимо от используемой организационно правовой формы, должен при оформлении трудовых отношений руководствоваться положениями и нормами законодательства (трудового).

Данные положения и нормы не распространяются на следующие категории лиц:

Военнослужащих, которые исполняют обязанности военной службы;

Лиц, поступивших на работу по договору, имеющему гражданско-правовой характер;

Членов наблюдательного совета организаций;

Членов совета директоров. Обратим внимание, что трудовые отношения вполне могут возникнуть и при заключении гражданско-правового договора. Те отношения, которые связаны с государственной гражданской службой, по большей части регулируются специальным законом. Их незатронутая часть регулируется нормами законодательства (трудового).

Стороны трудовых отношений - работодатель и работник. Они постоянны при любых обстоятельствах. Работником в данном случае является физ. лицо, которое вступило с работодателем в трудовые отношения. Отметим, что к ним можно отнести и работающих по найму, и тех, кто является акционерами каких-либо юридических лиц. Собственник предприятия запросто может быть любой из сторон или обеими сторонами одновременно (такое действительно возможно). Оформление трудовых отношений возможно только с шестнадцати лет. В некоторых случаях договор может быть заключен и в более раннем возрасте. Подростки в возрасте четырнадцати лет могут заключать его только с разрешения родителей или какого-либо иного законного представителя. Лица данного возраста могут быть наняты только для выполнения легкого труда, который не отрывает их от получения школьного или иного образования.

Возможно ли оформление трудовых отношений до четырнадцатилетнего возраста. Да, оно возможно. Это касается детей, занятых кинематографической, театральной или иной схожей деятельностью. Конечно же, важно согласие законных представителей, а трудовая деятельность не должна мешать получению образования, их развитию и так далее. Существует специальный перечень работ, которые не могут в силу закона выполнять несовершеннолетние лица. Он утвержден правительством страны. Работодатели, игнорирующие возрастные нормы, несут наказание в установленном действующим законом порядке. До какого возраста в нашей стране человек может работать. Такой возраст установлен только для лиц, которые пребывают на государственной службе. Он равняется шестидесяти пяти годам.

Человек, признанный судом недееспособным, не может вступать какие-либо трудовые отношения. Основание такого ограничения дееспособности - слабоумие, тяжкое психическое заболевание и так далее. Инвалиды могут вступать в данные отношения, однако, для них существуют определенные ограничения. Определяются они специальной медицинской комиссией. Лица, совершившие определенное нарушение закона, могут быть лишены права заниматься определенного рода деятельностью. Возможны и временные и абсолютные ограничения. Работодатель это может быть и человек, и организация. Разница между ними здесь несущественна.

Трудовые отношения регулируются различного рода НПА. Законодательная база - Трудовой кодекс. Информация, содержащаяся в нем, касается и работников, и работодателей. Все основные положения, связанные с трудовыми отношениями, подробно описаны. Кроме этого, положения трудового законодательства можно найти в Конституции нашей страны, федеральных законах и так далее.

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда. Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность. Это люди:

Работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;

Имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;

Занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;

Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;

Выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;

Являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);

Находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;

Обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;

Временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;

Являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу.

Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения.

Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы.

При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне.

Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается. При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты.

Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны. При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения.

Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения.

Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:

Работа была для всех, кто ее ищет;

Трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;

Существовала свобода выбора рабочего места.

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям. Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.

Министерство труда.

Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку государственной политики занятости. Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения. Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями.

Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы. В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:

Планирование;

Инструктирование;

Финансирование;

Осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;

Разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;

Организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан. Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:

Анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;

Организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;

Назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;

Обеспечивать гражданам государственные гарантии;

Организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;

Заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;

Содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан.

Основной их задачей при этом является смягчение социальной напряженности в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением. К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед. Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Вывод. Занятость населения -- это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость -- это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход. Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку.

2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

2. 1 Особенности рынка труда в России

Государственная статистика сделала выводы, что к концу 2015 года из числа работоспособного населения более 4 млн. человек - безработные. В службах занятости зарегистрировано меньше 1 млн. ищущих работу, а пособие по безработице получают еще меньше людей.

Во многих крупных городах так же, как в России в целом, в 2015 г. наблюдалось снижение спроса в годовом исчислении. Сильнее всего пострадал Краснодар, где количество вакансий за год снизилось вдвое. На треть сократился спрос в Казани, Ростове-на-Дону, Воронеже, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. На 19% снизился спрос на рабочую силу в Москве, на 13% -- в Санкт-Петербурге. В пределах 5% отмечено снижение спроса в Красноярске, Уфе и Перми.

Согласно данным Росстата, в 2016 г. уровень безработицы в России составил 5,3%. Количество безработных в стране снизилось до 4,125 млн. Это самый низкий показатель за период с октября прошлого года. Одним из объяснений этой тенденции может служить адаптация рынка труда к кризису за счет более гибких подходов к найму персонала.

Опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. Для сравнения проанализируем данные РосСтата по безработице за май-июнь 2015 года по Федеральным округам:

Самый низкий показатель -- 3,3 % -- отмечается в Центральном Федеральном округе (в том числе данные для Москвы -- 1,6 %, в Орловской области наиболее высокий уровень -- 6 %);

Самый высокий -- 13,3 % отмечен в Северо-Кавказском (ранее часть Южного ФО) Федеральном округе (включая Чеченскую Республику -- 27,9%, Ингушетию -- 45,5 %);

По Северо-западному Федеральному округу: Санкт-Петербург -- 1,2%, самый высокий -- Карелия -- 8,5 %;

Южный Федеральный округ: самый высокий -- Калмыкия (12 %), Краснодарский край -- 5,9 % (наиболее низкий показатель по округу);

Приволжский Федеральный округ: Самарская область (3,1 %) и Чувашия (6,5 %) лидируют по числу безработных в регионе (соответственно, в меньшей и большей степени);

По Уральскому Федеральному округу: лидерами по максимальным и минимальным показателям безработицы являются Курганская область (7,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,0 %);

Сибирский Федеральный округ: наиболее серьезная ситуация в республике Тыва (23,4 %), наиболее благоприятная -- Новосибирская область (5,0 %);

В Дальневосточном Федеральном округе лидирует по числу безработных Еврейская Автономная область (8,5 %). Таким образом, уровень безработицы в каждом регионе России разный. А это должно учитываться при распределении бюджетных средств для финансирования мероприятий по содействию занятости.

Общий уровень безработицы в РФ в октябре 2016 года составил 5,4% от экономически активного населения страны после 5,2% в сентябре и августе, 5,3% в июле, 5,4% в июне, 5,6% в мае, 5,9% в апреле и 6% в марте. Такие предварительные данные приводит сегодня Федеральная служба государственной статистики.

При этом в октябре общая численность безработных в России увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 85 тыс. человек и достиг 4,103 млн. человек.

В октябре 2016 года, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4,1 млн. человек классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), уровень безработицы составил 5,4%.

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 0,8 млн. человек, в том числе 0,7 млн человек получали пособие по безработице.

Как отмечает ведомство, численность рабочей силы, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, в октябре составила 76,6 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны.

Представители рекрутинговых компаний отмечают, что параллельно со снижением числа заявок на стандартные позиции у российских компаний резко увеличился интерес к найму временного персонала. Наиболее востребованными временные сотрудники оказались в секторе нефтегазового, химического и энергетического производства (18%), товаров народного потребления (13%), консалтинга (10%), розничной торговли (10%). Наименьший интерес к таким сотрудникам проявили компании, работающие в сфере IT, телекома (9%) и финансов (9%).

Большая часть временных сотрудников (65%) занимала офисные позиции -- служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал. 35% временных сотрудников приглашались на рабочие специальности. Соотношение мужчин и женщин среди временного персонала в 2015 году оказалось практически одинаковым: 51% и 49% соответственно.

В общей сложности за 2016 год количество запросов от компаний рекрутинговым агентствам на подбор персонала сократилось практически вдвое (51%). Эффективность подбора при этом почти не снижалась: из полученных в работу вакансий агентствами было закрыто 44%. В прошлом году этот показатель был равен 46%.

Временный персонал становится все более выгодной кадровой технологией. Она позволяет снизить издержки на управление персоналом без потери качества работы. «Переданные» сотрудники при этом остаются на своих рабочих местах, но все функции работодателя (начисление зарплаты, социальные гарантии и пр.) берет на себя компания, представляющая данные услуги. Эти решения снижают риски связанные с гарантиями, положенными работникам по трудовому законодательству, повышают гибкость штатной численности и, соответственно экономят бюджет компаний.

Значительные сокращения численности персонала провели лишь 3% российских компаний. При этом годовой прирост числа вакансий в 2016 году составил 47%.

В 2016 г. стабилизировалась ситуация и в области заработных плат. Во втором квартале 2016 года немного выросли фиксированный фонд, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вместо сокращения штата в 2016 году работодатели предпочитали экономить на оплате обучения или проезда, заменяя это предоставлением скидок на продукцию.

Так, «в компенсационный пакет стали реже включать возможность обучения за счет компании (46% сегодня, 51% в 2014 году), предоставление служебного транспорта (23 и 19%), оплату спортклубов (12 и 5%), проезда в общественном транспорте (12 и 6%)».

Наиболее успешными в этом году оказались редкие и высококвалифицированные специалисты. Опережающими темпами в 2016 году росли зарплаты для специалистов с опытом работы от 1 до 3 лет.

«Разработчик Oracle (+21%) -- 100-120 тыс. рублей, специалисты по валютным операциям (+20%) -- 55-70 тыс. рублей, главный конструктор (+19%) -- 100-150 тыс. рублей. А также руководители отдела тестирования ПО (+18%), юристы по международному праву (+18%), руководители интернет-проектов (+17%), программисты Java (+14%), юристы по налоговому праву (+13%), программисты РНР (+12%) и системные аналитики (+11%)», -- сообщается в исследовании.

По данным Superjob, 2017-й станет последним годом, когда мы сможем констатировать общий рост количества реальных рабочих мест. С 2018 года начнется сокращение предложений для сотрудников низкой квалификации на 5% каждый год, при этом реальная безработица будет расти теми же темпами.

Таким образом, при существующих тенденциях общий уровень реальной безработицы в России к 2022 году может вырасти в несколько раз, до 20--25%.

В то же время спрос на специалистов высокой квалификации будет только расти.

В ближайшем будущем спрос на сотрудников контакт- и колл-центров будет снижаться в связи с расширением автоматизации этого вида деятельности. С невостребованностью также столкнутся работники бухгалтерий и банков, занимающиеся исключительно документооборотом.

Повышение спроса в 2017 году коснется IT-разработчиков, инженеров в различных областях, банковских управленцев и юристов-международников. Рост спроса на высококвалифицированных сотрудников вкупе с ростом оплаты их труда является скорее временным явлением, полагают в РАНХиГС.

Затяжная неблагоприятная ситуация в экономике страны привела к уменьшению прибыли бизнеса. Это привело к необходимости оптимизации расходов, что в первую очередь связано с сокращениями персонала и снижением зарплат сотрудников, поскольку это крупные статьи расходов любого бизнеса. Это позволяет сократить и замедлить снижение рентабельности бизнеса и увеличить прибыль или снизить убыток. Кроме этого появляются средства для осуществления деятельности и её развития.

2.2 Государственное регулирование рынка труда

Программа «Содействие занятости населения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №298 от 15 апреля 2014 года. Основной исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Соисполнитель: Федеральная миграционная служба.

Цель государственной программы -- создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Задачи государственной программы:

Предотвращение роста напряженности на рынке труда;

Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Подпрограммы:

Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция.

Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда.

Целевые индикаторы и показатели:

Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);

Уровень регистрируемой безработицы;

Уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в списочной численности работников в наблюдаемых видах экономической деятельности).

Участники государственной программы:

Федеральная служба по труду и занятости,

Министерство финансов Российской Федерации.

Ожидаемые результаты:

Создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

Предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

Создание ежегодно, с 2013 по 2015 год, до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

Удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;

Снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

Создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

Обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

Обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

Поддержание социальной стабильности в обществе.

Государственная программа «Содействие занятости населения» реализуется в 2013-2020 годах, объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. рублей, в том числе (таблица 2.1):

Таблица 1

Объем бюджетных ассигнований

Приоритетными направлениями реализации государственной программы РФ «Содействие занятости населения» (Программа) в части внешней трудовой миграции являются:

Упорядочение приема на работу иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, а также усиление ответственности работодателей за незаконное использование труда иностранных граждан;

Совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов, предусматривающего экономические инструменты регулирования трудовой миграции;

Усиление контроля за целями въезда иностранных граждан;

Создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;

Совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы в целях упорядочения привлечения иностранных работников;

Создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в РФ;

Создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками.

В этой связи деятельность субъектов РФ должна быть направлена на совершенствование работы по замещению рабочих мест, на которые привлекаются иностранные граждане, работниками из числа граждан РФ, в том числе путем организации их профессиональной переподготовки, переезда и переселения в целях их трудоустройства в других субъектах РФ.

Реализация задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики и повышения уровня жизни населения. Состав целевых показателей (индикаторов) Программы сформирован на основе следующих принципов:

Максимальная информативность при минимальном количестве показателей;

Наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Программы;

Регулярность формирования отчетных данных (1 раз в год);

Применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;

Наличие объективных источников информации;

Возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.

Государственная политика в части содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость предполагает наличие единых общих требований к политике субъектов РФ в области содействия занятости населения.

Рассмотрим, какие проблемы присутствуют в сфере финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Согласно государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» из федерального бюджета выделены средства, которые ранее были представлены в таблице 1.

На мероприятия по содействию занятости населения из федерального бюджета ежегодно выделяются средства порядка 70000 млн. руб. При этом на сами мероприятия в рамках реализации подпрограммы «Активная политика занятости населения и поддержка безработных граждан» выделено около 65% от всей суммы. Основным государственным исполнителем этих расходов является Роструд, Министерству финансов выделены небольшие суммы. Также следует отметить то, что государственные расходы на социальные выплаты безработным запланированы только до 2017 года и примерно в одинаковом размере, т.е. повышения государственных расходов не предвидится, а значит и размер пособия по безработице и прочих социальных выплат не увеличится.

Подобные документы

    Экономическая сущность рынка труда, трудовых отношений. Особенности рынка труда и трудовых отношений в Республике Татарстан и Российской Федерации. Функции рынка труда. Особенности российских трудовых отношений. Экономическая сущность трудовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Трудовые ресурсы как основное понятие рынка труда. Факторы рынка труда со стороны спроса и предложения рабочей силы. Распределение населения России с точки зрения занятости по результатам переписи населения 2002 года. Характеристика рынка труда в России.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2010

    Сущность и функции рынка труда, его виды и модели. Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации. Принципы правового регулирования трудовых отношений, деятельность профсоюзов. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Проблемы рынка труда в России в условиях развития рыночной экономики. Теоретические аспекты сущности рынка труда, его структура. Связь заработной платы с рынком труда. Рост уровня безработицы и современное состояния рынка труда в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Понятие рынка труда и его основные характеристики. Анализ формирования и особенностей развития рынка труда в России, его сегментация. Спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда. Развитие рыночных отношений в сфере занятости.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    Структура и функции рынка труда. Механизм функционирования рынка труда. Безработица как элемент современного рынка труда, ее последствия и мероприятия по снижению уровня безработицы. Характеристика рынка труда в Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Показатели социально-экономического развития. Характеристика трудовых ресурсов. Население и трудовые ресурсы. Понятие рынка труда, его особенности. Особенности российского рынка труда. Виды безработицы, анализ ее уровня. Управление занятостью населения.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Понятие и структура рынка труда, его роль в развитии экономики. Направления государственной политики занятости на современном этапе в зарубежных странах. Особенности рынка труда в Беларуси и проблемы его регулирования в условиях экономического кризиса.

Различия в использовании перечисленных выше терминов связаны как с особенностями исследования тех или иных сторон трудовой деятельности людей, так и со спецификой терминологии, применяемой разными авторами. Поэтому в экономической литературе можно встретить и другие термины, и другие определения названных терминов. Аналогичным образом дело обстоит и с трактовкой рынка труда. Поскольку рабочая сила представляет собой потенциальную способность к труду, а труд – функционирующую способность, функционирующую рабочую силу, постольку и понятия "рынок труда", "рынок рабочей силы" имеют определенные отличия.

Понятие "рынок рабочей силы" включает не только отношения по поводу занятых, но и отношения по поводу незанятых работников, активно ищущих работу, т.е. охватывает занятых и безработных, прежде всего зарегистрированных в службе занятости. Другими словами, рынок рабочей силы раздвигает границы социально-трудовых отношений до масштабов экономически активного населения.

Понятие "рынок трудовых ресурсов" раздвигает границы социально-трудовых отношений еще шире, до масштабов трудовых ресурсов общества. В рыночные отношения вовлекается не только экономически активное население, но и близкий к нему трудовой резерв, представленный прежде всего выпускниками общих, профессионально-технических, средне-специальных и высших учебных заведений, а также той частью занятых в домашнем хозяйстве, неустойчивое материальное положение которой побуждает их выходить на рынок для продажи своих способностей к труду.

Рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве. Термин "рынок труда" по существу означает, что в качестве товара наемный работник предлагает владельцу рабочего места свой труд, а не рабочую силу, т.е. способность к труду. Но труд на рынке продавать нельзя, ибо в момент продажи рабочей силы он еще не существует. В действительности на рынке предлагается не труд, а рабочая сила. Труд – деятельность человека, реальный процесс между ним и средствами производства, имеющий промежуточный или конечный результат. Он характеризует отношения в сфере занятости.

От других рынков он отличается тем, что объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы или способностей к труду. Причем предметом торга является не только определенный вид способностей, но и продолжительность применения.

Таким образом, рынок трудовых ресурсов является более общим понятием по сравнению с рынком труда и рынком рабочей силы.

Рынок трудовых ресурсов – это не только совокупность отношений по поводу найма и использования работников, но и определенный исторически сложившийся механизм, регулирующий определенный круг социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.

В широком плане механизм регулирования рынка трудовых ресурсов охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование данного рынка. Все указанные факторы находятся в разных странах в различном состоянии в зависимости от экономических и исторических условий развития рыночной экономики. Правомерно использовать все указанные понятия, но следует видеть различия между ними. Эти различия при наличии общих элементов (компонентов) привели к формированию разных моделей рынка труда.

Состояние российского рынка трудовых ресурсов определяется высокой монополизацией и концентрацией производства, значительной долей работников физического труда. Кроме того, данный рынок в России зависит от особенностей создания негосударственного сектора экономики. В переходный период этот сектор вынужден использовать рабочую силу, владельцы которой зачастую не готовы к работе в рыночных отношениях.

Вместе с тем в современных условиях отслеживание взаимосвязей и взаимодействия рынка трудовых ресурсов (внешний рынок) и рынка труда (внутренний рынок) приобретает в России очень важное значение. Если первый характеризуется мобильностью рабочей силы между предприятиями, то второй – движением внутри предприятия, корпорации и т.п. Эти два типа рынка труда различаются системой профподготовки кадров, практикой повышения квалификации работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенностями трудовых отношений и методов их регулирования. Внешний рынок чреват безработицей в большей мере, чем внутренний, поскольку при сокращении производства на внутреннем рынке кадры, как правило, сохраняются, но на определенных условиях. Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков представлено на рис. 6.3.

Внутренний рынок труда, действуя в рамках предприятия, является составной частью регионального и общероссийского рынка. На рынок трудовых ресурсов он оказывает влияние посредством установления соответствующего равновесия между запросами производства и наличным составом работников на предприятии. Обеспечение нормальных условий для воспроизводства потенциала рабочей силы, эффективное использование производственных мощностей, инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест, рассматриваются как результат влияния внутреннего рынка труда предприятий на временный трудовой рынок.

Их взаимодействие осуществляется через циркулирующий рынок труда, который охватывает резервную армию труда (безработных), масштабы которой колеблются в зависимости от цикла деловой активности, когда определенная масса безработных либо поглощается внутренним рынком труда, либо выталкивается из него. Поддержание безработицы на определенном уровне, обеспечивая сбалансированность внутреннего и внешнего рынков, требует определенного резервирования производственных мощностей. Этот резерв рабочих мест на рынке труда должен составлять 15–25%. Его своеобразие заключается в том, что предложения на рынке труда, количество изменялось в зависимости от конъюнктуры рынка.

Рис. 6.3.

Динамичное развитие хозяйства в условиях рыночной экономики связано с постоянным перемещением работников, изменением уровня их занятости. Тем более при переходе к рынку эти процессы неизбежны. Структурная перестройка экономики оказывает сильное влияние на рынок труда и смежные с ним рынки рабочей силы и трудовых ресурсов.

Новые тенденции в экономике, обусловленные новым этаном научно-технического прогресса, связанного с опережающим развитием профессиональных знаний работников, микроэлектроники, информационных технологий, средств коммуникаций, вызывают сдвиги на рынке трудовых ресурсов, ведя к сокращению занятости не только в сфере материального производства, но и в сфере услуг. Усиление развития в этом направлении может привести к глубоким изменениям на рынке трудовых ресурсов, которые необходимо учитывать в политике занятости.

В последние три десятилетия перед правительствами развитых стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы с вытекающими отсюда последствиями – социальной нестабильностью и возможными социальными потрясениями, любо осуществить значительное сокращение рабочего времени. Правительства указанных стран пытаются не допустить появления крупномасштабной безработицы и осуществить некоторые меры по сокращению рабочего времени.

Новые тенденции в развитии экономики пришли в противоречие с жесткой регламентацией условий труда на предприятиях с традиционными режимами занятости, вызвали к жизни новые формы организации труда, нестандартные формы функционирования рынка трудовых ресурсов, а именно гибкого рынка труда.

Что представляет собой гибкий рынок труда? Гибкий рынок труда – это складывающаяся современная форма функционирования рынка трудовых ресурсов, понимаемая как комплекс мер социально-экономического, производственного и юридического характера для быстрого приспособления деятельности предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования. Гибкость рынка труда включает в себя несколько основных аспектов:

  • территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы;
  • гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы);
  • гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (найм, ротация, увольнения);
  • гибкость регулирования рабочего времени.

Гибкость проявляется в подвижном использовании рабочего времени, увеличении количества смен, использовании работников с неполным рабочим днем, а также временных работников, в расширении и дроблении рабочих функций и сменяемости рабочих мест. Становление гибкого рынка труда – это глубокий и разносторонний процесс. Он способствует рассредоточению производства на мелкие и средние предприятия, занятию индивидуально-трудовой деятельностью, надомничеством, вовлечению в трудовой процесс новых групп населения, в том числе и в застойных районах.

Однако с точки зрения предпринимателей созданию такого рынка препятствует законодательная и коллективнодоговорная зарегулированность трудовой сферы, растущее бремя социальных расходов, поэтому формирование гибкого рынка труда выражается в расширении "теневой" экономики, распространении работы на себя, включая и работу в домашнем хозяйстве, а также гибких, нетипичных видов трудоустройства и режимов рабочего времени. Все эти формы занятости существовали и раньше, но были характерны только для специфических контингентов рабочей силы: либо для лиц свободных профессий, либо для так называемых маржинальных категорий (женщины, молодежь, пожилые люди, инвалиды и др.).

Гибкость стала одним из критериев современной экономики, повышения ее эффективности. Ее невозможно обеспечить без приоритетного инвестирования в человека, в повышение его общего и профессионального образования.

В свою очередь, подготовка высокопрофессиональных мобильных кадров не может быть решена без участия государства. Только оно располагает достаточно мощными материальными, финансовыми ресурсами и правовыми рычагами для воздействия на формирование гибкого производства. Вместе с тем государство не должно подавлять инициативу рыночных структур, рыночную самоорганизацию. Система регулирования становления гибкого рынка должна включать сложное сочетание государственных и рыночных каналов управления.

Таким образом, формирование гибкой занятости является одним из перспективных направлений формирования рынка трудовых ресурсов.

Труд -- это целесообразная, сознательная и организованная деятельность людей, направленная на создание определенного продукта труда (товара, услуги), необходимого для удовлетворения общественных и личных потребностей людей. Труд в процессе производства взаимодействует со средствами и предметами труда.

Средства труда и предметы труда в совокупности образуют средства производства. Средства производства и труд человека взаимообусловлены и взаимосвязаны через процесс труда, который представляет собой органическое единство трех его основных элементов: труда, средств и предметов труда. Результатом процесса труда является определенный продукт труда.

Выделяют живой и прошлый труд. Живой труд представляет собой затраты его умственной и физической энергии, направленной на создание материальных и духовных благ. Труд прошлый - это овеществленный труд, воплощенный в средствах производства и предметах потребления.

В зависимости от ряда признаков труд можно классифицировать следующим образом.

По способу осуществления:

¦ умственный (труд, который требует интеллектуального напряжения, где преимущественно используются умственные, духовные и психологические силы человека);

¦ физический (используется преимущественно физичес-кая сила мускулов).

По конечному результату труда:

затраченный на производство товаров;

затраченный на производство общественно полезных услуг.

По степени сложности:

сложный (требует специальных знаний, высшего или среднего специального образования и опыта);

простой (не требует продолжительной подготовки, специального образования и значительного интеллектуального напряжения).

По степени творчества:

творческий (требует принятия нестандартных решений и творческого подхода);

нетворческий (характеризуется отсутствием или наличием незначительного объема творческих функций).

Основной характеристикой трудового потенциала страны, организации являются трудовые ресурсы, под которыми понимается часть трудоспособного населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями, знаниями и умениями, необходимыми для работы в экономике страны, т.е. эта часть населения: а) занятая в экономике или б) способная работать, но не работающая по тем или иным причинам в том числе безработные.

Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста человека, которые устанавливаются государством с учетом социально-экономических условий.

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения (занятые и безработные) называется уровнем безработицы.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется:

  • · степенью здоровья персонала организации;
  • · образовательным и профессионально- квалификационным уровнем;
  • · половозрастной структурой;
  • · уровнем социальной зрелости, интересов, потребностей работников;
  • · социально- экономической структурой в зависимости от содержания и сложности труда;
  • · отношением к труду;
  • · уровнем доходов и зарплаты.

Важнейшим признаком уровня социально-экономической неоднородности труда является отношение к труду. Оно представляет собой единство мотивов и ориентации трудового поведения; трудового поведения(инициативность, участие в техническом творчестве, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность); оценки работником своей трудовой деятельности (внутренняя удовлетворенность работника в процессе трудовой деятельности).

Рынок труда представляет собой систему производственно-экономических отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством.

Рабочая сила как товар, выступая на рынке в качестве объекта купли-продажи, имеет стоимость, включающую стоимость жизненных средств, необходимых для ее воспроизводства, и обеспечение социальных стандартов на расходы семьи.

Качество рабочей силы определяется совокупностью свойств человека, которые проявляются в процессе труда и характеризуются его квалификацией, имеет социально- психологические особенности (гибкость, мобильность, мотивированность, инновационность, профессиональную пригодность).

Компоненты рынка труда:

субъекты рынка труда - наемные работники, их объединения, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы;

механизм рынка труда -- спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция;

инфраструктура рынка труда.

Соотношение спроса и предложения рабочей силы характеризует конъюнктуру рынка труда, которая складывается под воздействием многих факторов.

Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы, которая представляет собой форму стоимости рабочей силы. Факторами, определяющими стоимость рабочей силы, являются:

конъюнктура рынка труда;

уровень интенсивности и сложности труда;

природные и климатические условия;

исторические и культурные традиции;

расходы на образование и обучение;

расходы на воспитание детей и содержание в семье нетрудоспособных.

Инфраструктура рынка труда -- это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров, сеть фондов, центров занятости, агентств по трудоустройству, что в совокупности обеспечивает взаимодействие работодателей и наемных работников в области защиты интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации предпринимателей, безработных) и государственного сотрудничества в вопросах социального партнерства.

Особенности организации современного рынка труда характеризуются высокой продолжительностью общеобразовательной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, большой продолжительностью использованной рабочей силы, замедлением темпов прироста трудоспособного населения и его постарением в целом.

Интересы предприятия в условиях рынка труда сводятся прежде всего к повышению уровня организации труда и его эффективности.

Организация труда представляет собой систему обеспечения рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов деятельности предприятия.

Организация труда на предприятии включает следующие основные направления:

развитие прогрессивных форм разделения и кооперации труда;

организацию и обслуживание рабочих мест, аттестацию и паспортизацию рабочих мест;

рационализацию приемов и методов труда;

нормирование, мотивацию и оплату труда;

создание на рабочих местах комфортных условий труда, совершенствование режимов труда и отдыха, обеспечивающих высокую работоспособность людей;

  • · кадровое обеспечение трудовых процессов, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работающих;
  • · укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.Всю совокупность важнейших принципов управления трудовыми ресурсами предприятия можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Характеристика важнейших принципов управления трудовыми ресурсами

Основные направления

Характеристика

1. Управление персоналом организации

необходимости достижения индивидуальных и организационных целей

Необходимо найти честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации

2. Подбор и расстановка кадров

соответствия

Требуется соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

профессиональной компетенции

Уровень знаний должен соответствовать требованиям должности

практических достижений

Необходимы практический опыт и организационные способности.

конкурсности

Отбор кандидатов на конкурсной основе

3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

конкурсности

Конкурсный отбор кандидатов

Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали

проверки делом

Эффективная стажировка на руководящих должностях

соответствия должности

Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент

регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей

Оценка результатов деятельности, собеседования

4. Оценка и аттестация персонала

отбора показателей оценки

Система показателей, учитывающих цель оценок, их критерии и частоту

оценки квалификации

Пригодность, определение уровня знаний

оценки осуществления заданий

Оценка результатов деятельности

5. Развитие персонала

повышение квалификации

Необходимость периодичности пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

мотивации

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда