Общения характерные черты и особенности. Этнопсихологические черты общения башкир

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

    оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

    устанавливается, что деятельность эта заключается в отношении одного человека к другому;

    отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают равные субъекты , «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

    общение устанавливает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

    предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

    общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

    важнейшей отличительной чертой общения выступает его диалогичность.

Таким образом, общение – это взаимодеятельность , базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого – установление понимания между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

    Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

    Общение есть способ самовыражения человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

    Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

    Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

    Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

    как утилитарно-прагматическую , ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

    как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основаеие выделить уровни значимости общения:

    для себя – Я-значимость ,

    для другого – Ты-значимость ,

    для группы или общества в целом – Мы-значимость .

Проблема культуры общения.

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания выступает культура общения – система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупныя действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Но наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами – с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

    уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;

    ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

    постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

    соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;

    культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:

принципиальное равенство, автономность партнеров;

признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;

ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

способность воспринимать другого как личность равного уровня.

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная «протокультура», порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

Нравственная протокультура может быть прослежена на ряде«дефектных» уровней общения .

    Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения (этическая и психологическая«протокультуры»), или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не«работают» в новых условиях.

    Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженноговыжидания и морального торга по принципу«ты – мне, я – тебе».

    Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.

    Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

    Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Для нравственной регрессии характерны также рационализм и прагматизм, жесткость, иногда –«опережающая агрессивность».

    Нравственная глухота отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления«глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изначальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности моральных качеств.

    Нравственный примитивизм бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственный примитивизм проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве былыми заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.

    Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением кинакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость есть проявлениеантикультуры в общении , более того, она есть основаантиобщения , поскольку препятствует коммуникации, делает ее невозможной. Она крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.

Морально-психологические «барьеры» общения – другое проявление «протокультуры» личности, выступающее препятствием к полноценному общению. Психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.

    Барьер страдания, гор я – проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации – действительно «оставить человека в покое».

    Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить; коммуникация затруднена: до человека сложно «достучаться».

    Барьер страха – может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, который лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями, страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, рекомендуется стараться не внушать страха другому в процессе общения – даже из благих побуждений.

    Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – этот «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Но в любом случае общение затруднено.

Кроме того, «неправильная» критика – несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме – непродуктивна: энергия человека направляется не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают», «хотел как лучше», «другие делают хуже»), уход в себя (человек перестает слушать неприятные для него слова, «отключается») или гнев и обиду на критикующего.

    Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, у вас специально формируют отрицательную установку по отношению к этому человеку. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки – не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.

6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы – воры», « лица кавказской национальности – бандиты»).

7. Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдение «дистанции в общении». Чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен внимательно следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками и вместе с тем – быть более терпимым по отношению к другим.

    Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль – оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам – мы должны быть крайне внимательны к проявлениям собственного настроения и учиться владеть им.

    Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Проявляется неумение слушать в том, что, слушая собеседника, человек

спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;

заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

С оциокультурные « барьеры» и маргинальность в общении. Одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры, среди которых особое место занимает сравнительно новый феномен – маргинальность в общении.

Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жизни. В ситуации маргинальности оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностями и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная стуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, порождая определенные, порой трагичные, барьеры в общении.

В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое непонимание невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. И хотя общаются они на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого (из-за различия в культуре и системе ценностей). Причем такое непонимание возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна оказывается «правой», другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавливаются, не распознаются другой.

В наибольшей степени маргинальность характерна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры. Маргинальность может быть пространственной, временнóй, культурной. Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей культурной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее – скажем, от своего деревенского происхождения, традиций, национального языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений.

Временнáя маргинальность связана с переменами иного рода – когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее – эпоха; когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или, даже если они есть, не могут – в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей – стать «руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.

Суть «культурной» маргинальности – в недооценке или неприятии собственной культуры, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям.

Маргинальность в общении проявляется в ряде моментов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда – «клановость» , деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (родственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-понимание », о котором уже говорилось.

2. Менталитет маргинала отличается рядом признаков:

одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумение совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

монополизмом на истину : только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и любые аргументы здесь бессильны – он не воспринимает их;

нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать отпор.

3. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») – это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал – выбросил».

4. Маргинальность в общении носит, как правило, воинствующий характер. Маргинала отличает уверенность в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему межличностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к Другому как равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность – этоантикультура в общении.

Феномен насилия в общении другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, ипо сути.Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, независимость, самость; в обращении к силовым приемам и методам давления; в использовании страха и принуждения . Насилие как принцип общения имеет определенныекорни: социальные, психологические, нравственные.

Социальные корни насилия в общении следует искать в особенностях ХХ века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные режимы и репрессии против личности и наций – все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку прицела.

Пси хологические основания насилия в общении убедительно раскрыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э.Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.

Нравственными причинами насилия в общении выступают прежде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гражданами.

Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разныесферы общения – в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.

Формы проявления насилия могут быть разными – психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства. Агрессивное, нетерпимое поведение в ссоре, в конфликте, настаивание на своем любой ценой – тоже вид насилия.

Самое печальное, что зачастую насилие воспринимается как норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается какантикультура в общении, противодействием которой может быть только принципиально иной подходпринцип ненасилия .

Культура общения, о необходимости и особенностях которой речь шла выше, не существует, так сказать, в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – Важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

· оно предстает как Деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

· устанавливается, что деятельность эта заключается в Отношении одного человека к другому;

· отмечается, что эти отношения должны носить Субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают Равные Субъекты , «Я» и «Ты» здесь Цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

· общение устанавливает не только информационную, но и Личностно-экзистенциальную, субъективную связь Между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

· предполагается проявление Творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

· общение Симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

· важнейшей отличительной чертой общения выступает его Диалогичность.

Таким образом, общение – это Взаимодеятельность , базирующаяся на Потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько Необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью Диалога, цель которого – установление Понимания Между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его Полифункциональностью и Глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить Ряд «ролевых» функций общения.

1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

2. Общение есть способ самовыражения Человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3. Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в Информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется Социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его Творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает Праксеологическую ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство Манипуляции Сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает Интимный характер Общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как Избирательность и Направленность на определенный объект, Наличие Обратной связи, взаимность выбора и Взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как Дружба и Любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его Ценность по меньшей мере в двух аспектах.

1. Общение ‑ это деятельность, носящая активно-процессуальный характер.

2. Суть этой деятельности ‑ в установлении отношения одного человека к другому.

3. Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты.

4. Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой.

5. Творчески-импровизационный характер общения, выявляющий глубинные качества субъекта ‑ его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение ‑ это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке.

Каковы же слагаемые общения ? Чтобы общение состоялось, необходимо:

Наличие субъектов;

Предмет разговора;

Общий язык.

Нравственный смысл общения тесно связан с его ценностными ориентирами ‑ морально значимыми факторами, определяющими его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо от таких высших моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении ‑ это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека.

Искусство общения состоит в том, чтобы видеть и ценить в другом индивидуальные, неповторимые личностные черты, понимая, что ценность личности не должна зависеть от ее отдельных свойств.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Принято выделять следующие «ролевые» функции общения .

1. Общение как условие формирования и существования человека. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокого уровня цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

2. Общение как способ самовыражения человеческого «Я». Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

3. Общение ‑ основное средство коммуникации, что проявляется:

а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование;

б) в генерировании новых идей, выявляющем творческий характер общения;

в) в обмене идеями.

4. Общение выступает основным средством управления ‑ средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни ‑ как в негативном, так и в позитивном плане. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.



5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Виды общения . Существуют различные подходы к классификации видов общения. Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение , то есть общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды .

1. Контактное ‑ дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени).

2. Непосредственное ‑ опосредованное (общение с помощью технических средств: радио, телефон, почта, Интернет).

3. Устное ‑ письменное.

4. Диалогическое ‑ монологическое.

5. Межличностное ‑ массовое.

В жизни большинства людей преобладает бытовое общение . Оно наиболее распространено. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в транспорте мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?



Условия эффективности общения. Одно из необходимых условий эффективности разговора ‑ обоюдное желание вести разговор. Не надо навязываться с разговором. Если чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.

Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Еще одно необходимое условие ‑ умение найти общий язык. А для этого надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.

Культура общения. В обеспечении значимости общения важную роль играет культура межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения , которые:

а) соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;

б) приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;

в) не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;

г) предполагают готовность и умение личности соблюдать эти нормы.

Наиболее тесно уровень культуры общения связан с нравственной культурой ‑ нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами, которые определяют уровень морального сознания личности, особенности ее нравственных отношений с окружающими, отличительные черты поведения и общения.

Виды делового общения. Основные моменты

Ежедневное решение различных рабочих проблем и задач у каждого из нас представлено в форме делового общения. Мы постоянно с кем-либо совещаемся, беседуем и договариваемся. Виды делового общения представлены в таких формах: деловые встречи (с глазу на глаз или групповые); деловые беседы, представленные в виде переговоров, совещаний, «круглых столов», дискуссий, дебатов и прений; публичные выступления (сообщения, доклады, приветствия и самопрезентации); пресс-конференции и брифинги; собрания; деловые фуршеты, завтраки, обеды и ужины; собеседования при приеме на работу; общение с помощью средств массовой коммуникации (через Интернет, по телефону или по почте).

Характерные черты общения

Все приведенные выше виды делового общения имеют свои особенности, но им присущи и общие черты. Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме делового взаимодействия, как общение двух человек, называемых партнерами, или собеседниками. Своеобразная технология делового общения находится в прямой зависимости от конкретной жизненной ситуации. Имеют существенные отличия, например, разговоры начальника с подчиненным, преподавателя со студентом либо встречи пациента с врачом. При этом у каждой из указанных ситуаций есть свое проявление. Например, при разговоре начальника и подчиненного зачастую необходимо соблюдать большую дистанцию (около полутора метров) и избегать прямых долгих взглядов.

Совершенно иначе может складываться общение коллег - увеличение дистанции между ними и отсутствие визуального контакта указывают на наличие ссоры между собеседниками. Виды делового общения находят свое отображение и в других параметрах, характеризующих специфику подобных ситуаций. Например, паузы и интонации в речи или слова, часто употребляемые. Поэтому зачастую актуальным становится вопрос о том, что именно необходимо учитывать для увеличения успешности и продуктивности контактов.

Официальное и неофициальное деловое общение

Рассмотрение данного термина будет неполным, если не проанализировать такие виды делового общения: официальное и неофициальное. В качестве примера официального общения можно привести доклад подчиненного начальнику о проделанной за некоторый период работе или выступление на совещании.

Особенностями такого вида общения служат строгий деловой язык и ограниченность тематики служебных заданий. В отличие от первого вида, неофициальное деловое общение способствует расширению профессионального и общего кругозора. Навыки общения в неофициальной обстановке являются важным компонентом профессиональной культуры специалистов. Любая беседа может быть построена по принципу упорядочения и структурирования. Другими словами, специалистами выделяются такие фазы делового общения: планирование встречи; начало деловой встречи; постановка проблемы при обсуждении и обоснование ее актуальности; обмен информацией; подведение итогов беседы.

В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, пе-

дагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.

Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са­мого общения.

Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно - важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на „основе взаимного признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные чер­ты и свойства:

Общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно­сти является установление отношения одного человека к другому;

Межличностные отношения - независимо от положения вступающих в них людей - должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты; «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и нико­гда- не средство (по крайней мере, так должно быть);

Непременным условием продуктивного общения выступает признание за другим (и учителем - за учеником) его уникаль­ности и неповторимости, его права быть самим собой и ожида­ние того же от него;

При общении должен проявляться его творчески-импровиза­ционный характер, способствующий выявлению глубинных ка­честв субъекта - его свободной активности, способности поро­ждать новые смыслы, преодолевать Ътереотипы поведения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирую­щаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение - это деятельность, заключающаяся в установлении коммуника­ции , связи между людьми, предполагающей двусторонний об­мен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:


· общение предполагает не только информационную, но и, личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;

· общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме­стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;

· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения - диалогична.

Таким образом, диалогичность - важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого - установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих условий:

Принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;

Признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не вводящее в наши представления или планы;

Ориентированность каждого на понимание и интерпретцию его точки зрения партнером;

Ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

Способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой, попросту, невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения между ним и учащимися, а в конечном счете - и между поколениями.

Нравственный смысл процесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами - морально значимыми

факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен­ство, любовь. При этом равенство в общении - это, прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ори­ентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно­сти, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика об­щения отличается также доверием; доброжелательностью и уваже­нием, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека неотделимо от конкретных оце­нок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча­щимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искус­ство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить челове­ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер­ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.

Формирование у молодежи культуры межличностного обще­ния неразрывно связано с осознанием ею ценности общения, которая, в свою очередь, определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные ролевые функции общения:

1 .Общение есть условие формированиям существования чело­века. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под­тверждают, что формирование человека невозможно без обще­ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы­тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли­шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста­новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.

2. Общение есть способ самовыражения человеческого <<Я». Впер­вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по­казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об­щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, -самоутвер­диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3.Общение - основное средство коммуникации. Это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Во вторых, коммуникативность общения проявляется в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в-третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую (практическую) ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно - как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата - убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо­го счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь, представляющих особую ценность для молодого человека (позже мы остановимся на них отдельно).

Таким образом, выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас­пектах:

Как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых объективных результатов; :<

Как самоценность - общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна­чимости общения:

Для себя - Я - значимость,

для другого - Ты - значимость,

Для группы или общества в целом - Мы - значимость.