Положение об организации службы охраны труда. Положение о службе охраны труда типовое образец бланк

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

В целях реализации Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Типовое положение о службе охраны труда предприятия, учреждения, организации.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям всех организационно - правовых форм и форм собственности руководствоваться данным документом при разработке положения о службе охраны труда и организации ее работы на предприятии, в учреждении, организации.

Председатель Государственного
комитета Республики Татарстан
по труду и занятости
Б.Ф.ЗАХАРОВ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

Утверждено
постановлением
Государственного комитета
Республики Татарстан
по труду и занятости
от 22 февраля 1999 года N 5

Настоящее Положение разработано в целях обеспечения единого порядка организации работы службы охраны труда предприятия, учреждения и организации (далее предприятия) независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.

Положение разработано в соответствии со статьей 10 Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" , постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июля 1996 года N 603 "О мерах по улучшению условий и охраны труда в Республике Татарстан" и с учетом Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации , утвержденных постановлением Минтруда РФ от 30 января 1995 года N 6 .

В соответствии с данным Положением предприятие разрабатывает Положение о службе охраны труда, учитывая специфику хозяйственной деятельности и других особенностей предприятия.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Управление охраной труда на предприятии осуществляет руководитель (работодатель). Для организации работы по охране и условиям труда работодатель создает службу охраны труда.

1.2. Служба охраны труда (далее Служба) - отдельное структурное подразделение (отдел, бюро) в составе предприятия, состоящее из отдельного штата специалистов (инженеров) по охране труда во главе с руководителем (начальником) и приравнивается по статусу к производственно - техническим службам предприятия. Служба может быть представлена в лице одного специалиста (инженера) по охране труда либо лицом, уполномоченным руководителем выполнять функции специалиста по охране труда.

1.3. Служба охраны труда непосредственно подчиняется руководителю предприятия или по его поручению одному из его заместителей.

1.4. В своей деятельности Служба руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан, нормативной документацией предприятия, коллективным договором, соглашением по охране труда и положением о службе охраны труда предприятия.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1. Организация и координация работы по охране и условиям труда на предприятии.

2.2. Контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда должностными лицами и работниками предприятия.

2.3. Проведение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний и производственно - обусловленных заболеваний.

2.4. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии, изучение и распространение передового опыта по охране труда.

2.5. Консультирование и информирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

2.6. Осуществление взаимодействия с органами государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля, общественного контроля и вышестоящим предприятием в области условий и охраны труда.

3. ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются:

3.1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

3.2. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профзаболеваний и производственно - обусловленных заболеваний.

3.3. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений предприятия и с участием (доверенных) уполномоченных лиц по охране труда представительных органов трудового коллектива проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, эффективности работы вентиляционных систем на соответствие нормативным правовым актам по охране труда.

3.4. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий, планов, программ по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

3.5. Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда.

3.6. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в комиссии по приемке после ремонта установок, агрегатов, технологических линий, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.

3.7. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов.

3.8. Организация и контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности, сертификации производственных объектов в соответствии с требованиями нормативных актов.

3.9. Согласование разрабатываемой на предприятии конструкторской, технологической и другой до документации в части соблюдения в ней требований по охране труда, в том числе:

положений о структурных подразделениях предприятия,

должностных инструкций работников,

стандартов предприятия системы ССБТ,

перечня профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте,

перечня работ повышенной опасности,

инструкций по охране труда.

3.10. Разработка программы и инструкции вводного инструктажа, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу (в том числе временно), командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

3.11. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечня профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

3.12. Ведение учета инструкций и учета выдачи инструкций подразделениям предприятия.

3.13. Организация обеспечения подразделений предприятия нормативными актами (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), информационно - пропагандистскими наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

3.14. Составление отчетности по охране и условиям труда по установленным формам (7-Т травматизм, 1-Т условия труда).

3.15. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

3.16. Организация работы по составлению списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда.

3.17. Оказание методической помощи руководителям подразделений и соответствующих служб предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда.

3.18. Оказание методической помощи по организации инструктажа на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой), обучения и проверки знаний по охране труда.

3.19. Участие в организации своевременного обучения по охране труда руководителей и специалистов. Участие в комиссии по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

3.20. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая, профзаболевания при исполнении им трудовых обязанностей.

3.21. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим Положением, участие в комиссии по расследованию несчастного случая, оформление, хранение документации по расследованию несчастных случаев (актов формы Н-1 и др.)

3.22. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, организация информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях предприятия.

3.23. Организация и проведение дней охраны труда на предприятии, в подразделениях.

3.24. Организация работы по проведению 3-х ступенчатого контроля по охране труда в подразделениях предприятия.

3.25. Ведение пропаганды вопросов охраны труда на предприятии, используя для эти целей внутреннее радиовещание, внутреннюю многотиражную печать, стенды, витрины по охране труда, организацию выставок и т.д.

3.26. Доведение до сведения работников и должностных лиц вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные акты по улучшению состояния условий и охраны труда, обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники.

3.27. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о вредных и опасных производственных факторах и возможных последствиях их воздействия на работника, о льготах и компенсациях за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

3.28. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников по вопросам условий и охраны труда, подготовка по ним предложений работодателю, руководителям подразделений по устранению имеющихся и выявленных недостатков и упущений, подготовка квалифицированных ответов заявителю, а также о правах, обязанностях и ответственности, предусмотренных законодательством.

3.29. Подготовка и внесение предложений по внедрению передового опыта, более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

3.30. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на охрану труда предприятия.

3.31. Осуществление контроля за:

соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

выполнением мероприятий программ, планов по улучшению условий и охраны труда, мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля и других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, техническим состоянием машин и оборудования;

своевременностью и качеством проведения обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей у работников предприятия;

своевременностью обучения по охране труда руководителей и специалистов;

организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

организацией выдачи молока, лечебно - профилактического питания, мыла и обезвреживающих средств;

использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций и льгот за работу во вредных, тяжелых, опасных условиях труда;

санитарно - гигиеническим содержанием производственных и вспомогательных помещений;

правильной организацией рабочих мест, технологических процессов, складирования материалов.

4. ПРАВА РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Для выполнения функциональных обязанностей работники Службы имеют право:

4.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами предприятия по вопросам охраны труда.

4.2. Выдавать руководителям подразделений, должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания (приложение N 1) об устранении выявленных при проверках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и контролировать их выполнение.

4.3. Приостанавливать работу производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства, внутризаводских транспортных средств в случаях, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением до их устранения об этом руководителя предприятия, подразделения или заместителей.

4.4. Требовать предписанием от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, инструктажи по охране труда, стажировку, обучение и проверку знаний по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.5. Направлять руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования по обеспечению условий и охраны труда.

4.6. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия необходимые сведения, информацию, документацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Привлекать по согласованию с руководителем предприятия соответствующих специалистов к проверкам, обследованиям состояния условий и охраны труда.

4.8. Представлять руководителю предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.9. Представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных, общественных и иных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

5.1. Руководитель предприятия должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

5.2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных функций охраны труда и структурных подразделений предприятия в соответствии с их должностными инструкциями. Не допускается поручение работникам Службы выполнение работ, не относящихся к их прямым обязанностям.

5.3. Рабочее место работника Службы должно быть в отдельном помещении, обеспечено современной оргтехникой, нормативной правовой и справочной литературой, техническими средствами связи и транспортным средством (при необходимости) и оборудовано для удобства приема посетителей.

5.4. Для осуществления ряда функций Службы (проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций, вставок и др.) на предприятии необходимо предусматривать кабинет по охране труда.

5.5. Руководитель предприятия обязан организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний по охране труда не реже одного раза в 3 года.

5.6. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными доверенными лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, службой охраны труда вышестоящего органа предприятия (при ее наличии), а также с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, общественного контроля и другими организациями.

6. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

6.1. Структуру, численность и функции Службы определяет руководитель предприятия в зависимости от численности работающих, объемов и условий труда, степени опасности производств и других факторов.

6.2. Расчет нормативной численности работников Службы осуществляется в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии , утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 года N 13 .

6.3. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии предназначены для определения и обоснования должностных обязанностей и распределения объема работы между исполнителями.

6.4. На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда требуется менее одной ставки инженера (специалиста) по охране труда, руководитель может приказом по предприятию возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или должностное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний по охране труда наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей специалиста по охране труда. Руководитель вправе пригласить на договорной основе специалиста по охране труда соответствующий квалификации.

6.5. Штатная численность работников санитарно - промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами не предусмотрена.

6.6. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения предприятия удалены друг от друга на расстоянии от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

6.7. Возглавляет службу охраны труда руководитель Службы (возможно на правах заместителя руководителя предприятия по охране труда), который:

осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, издает распоряжения в пределах своей компетенции, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на Службу задач и функций;

обеспечивает своевременное рассмотрение и выполнение документов, предложений, писем, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию Службы.

6.8. На должность специалиста по охране труда должны допускаться, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее техническое образование, опыт работы на предприятии, и прошедшие специальное обучение на курсах по охране труда.

7. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель предприятия, служба охраны труда вышестоящего предприятия (при его наличии), органы исполнительной власти по труду и государственные органы надзора и контроля по охране труда.

7.2. Ответственность за деятельность Службы несут руководитель предприятия и руководитель Службы.

7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда предприятия и должностными инструкциями.

к Типовому положению о службе
охраны труда предприятия,
учреждения, организации

Форма бланка предписания

Лицевая сторона (формат А4)

ПРЕДПИСАНИЕ инженера (специалиста) службы охраны труда

(наименование предприятия)

"__" ________ 199_ N _____

______________________________________________________________

(должность, Ф. И. О.)

______________________________________________________________

(наименование подразделения предприятия)

В соответствии с Положением о службе охраны труда

______________________________________________________________

(наименование предприятия)

предлагаю устранить следующие нарушения:

Перечень нарушений нормативных
правовых актов по охране труда с
указанием их наименований, NN
статей, пунктов

Сроки
устранения

Отметка об
устранении

Оборотная сторона (формат А4)

О выполнении предписания по истечении указанных сроков прошу сообщить письменно или по телефону:

____________________________________

Предписание выдал: _______________ ______________________

Предписание получил: _______________ ______________________

(подпись, дата) (Ф. И. О., должность)

На предприятии любой категории важно обеспечить безопасные трудовые условия. Об утверждении в организации системы нормативов по безопасности труда говорит действующее законодательство РФ. Поскольку положение о службе охраны требуется разрабатывать в каждом учреждении, далее следует подробнее рассмотреть, должна быть его структура и особенности.

Положение о службе безопасности и охраны труда на предприятии

Чтобы организовывать правильную трудовую деятельность на предприятии, необходимо соблюдать все формальности, которые сегодня формирует российский закон. Типовое видение на правила безопасности при работе формируется система норм, выполнение которых будет являться обязательным в учреждении.

Типовое положение о службе охраны труда требуется создавать на основе следующих задач:

  • Обеспечение четкого планирования важных мероприятий для охраны деятельности и ее безопасности в организации;
  • Распределить ответственность и обязанность каждого заинтересованного лица;
  • Обеспечить управление в сфере безопасности деятельности;
  • Утверждать настоящий порядок обучения в организации;
  • Осуществлять контроль и оценку того, какое условие безопасности по факту обеспечивает учреждение.

Типовое положение о службе охраны труда на предприятии

Постановляет, что образец такой документации рассматривается как обязательный на предприятии, где ведется работа более 50-ти людей. Если каждое подразделение суммарно составляет меньшее количество персонала, то приказ о том, будет ли утверждаться инструкция, принимает генеральный директор. Как основа для определения актуальности данной системы в учреждении используется специфика деятельности.

Область охраны безопасности работы в организации должна нести четкую цель и ссылаться на не один должностной документ, который постановила Федерация или отдельная республика. В этом числе может быть приказ, закон и прочие нормативные документы.

Приказ об утверждении норм о службе охраны труда принимается в учреждении на основании следующего:

  • Постановление об улучшении трудовых условий, Министерство социального развития;
  • Типовое формулирование действий, направленных на улучшение трудовых условий;
  • Разделы ГОСТ, Трудовой Кодекс;
  • Сведения о проверке контролирующих органов в учреждении на факт безопасности, финансовый план, приказ местных органов управления и прочее.

Положение о службе охраны труда на предприятии - образец 2018

На сегодня типовое формулирование на образец документов по безопасности отсутствует. Руководитель должен формулировать приказ об утверждении на основании того, какой образец не будет противоречить законодательству. Положение о службе охраны труда в организации как приказ имеет определенный образец, где можно просмотреть типовое оформление.

Положение о службе, которой контролируется безопасность, составляется в организации одним из следующих лиц:

  • Руководитель организации;
  • Специалист кадрового отдела;
  • Инженер по организации труда на предприятии;
  • Руководители подразделений на предприятии.

Приказ об утверждении положения о службе охраны труда

Типовое оформление демонстрирует образец положения. Приказ об утверждении приводится в соответствие к стандартной структуре.

Образец для оформления типового документа для труда на предприятии содержит такую структуру:

  • Общие положения о службе на предприятии. Здесь указывается, сколько действует приказ в учреждении;
  • Блок сведений о том, на что направлена работа, и какой работник имеет конкретные обязанности при утверждении данного документа в утверждении;
  • Сведения о том, на чьей ответственности находится работа, кто входит в служебных комитет, и как организации выглядит образец контролирующих и анализирующих мероприятий;
  • Типовое оформление обучающих мероприятий и инструктажей;
  • Планируемые мероприятия и их типовое видение.

Стандартный образец подходит для оформления в фирмах и учреждениях разного профиля. Данные правила актуальны для любых лиц, включая такие как ООО, небольшие предприятия, государственные учреждения, например, банк или школа. Теме оформления документации данной категории посвящен не один реферат или научная статья, где говорит об особенностях подачи сведений и правильности утверждения. Наличие такого документа упрощает решение множества корпоративных задач, поэтому оно активно обсуждается предпринимателями. Создание таких внутренних нормативов как положения об службе охраны труда позволяет регламентировать нюансы по обеспечению комфорта и безопасности работы, поведения обучения и инструктажей, правил поведения и других особенностей.

Служба охраны труда выполняет одну из самых важных функций на предприятии, следит за тем, чтобы все работники предприятия были максимально защищены и не подвергали себя и других производственным рискам. Не все юридические лица обязаны иметь сотрудников отслеживающих нормы охраны трудовой деятельности на фирме. Однако их наличие влечет за собой обязанность по составлению положения, ориентируемого на цели обеспечения безопасности конкретного предприятия.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает определенные предприятия вводить штатного подчиненного, который будет обеспечивать контроль за безопасностью труда. Это может быть один человек – инженер или специалист, а может быть целый отдел. Количество работников определяется общим объемом сотрудников на предприятии. При численности менее полуста работающих введение должности считается нецелесообразным и остается на усмотрение работодателя. Если количество рабочих единиц на предприятии превышает полсотни, то единица вводится в обязательном порядке.


Как разработать положение о службе охраны труда?

Для первоначальной разработки положения о службе охраны труда следует проанализировать типовой Перечень Минздравсоцразвития. Целью изучения является последующий выбор необходимых пунктов из всего предложенного типового списка. Каждое предприятие, опираясь на свою специфику должно выбирать ориентированные на его пункты. Следует заметить, что вопрос о самовольном формировании пунктов на сегодняшний день является спорным моментом. Минздравсоцразвитие не запрещает дополнять список своими пунктами. В то же время Министерство финансов запрещает самовольное внесение параграфов в содержание документа. Хотя такие указания и противоречат друг другу, позволяя работодателю оформить документ на свое усмотрение, но все лучшим вариантом будет следовать всем законодательным нормам в отношении данного вопроса.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда

Разработка документа весьма ответственное мероприятие. Обычно его оформлением и дальнейшим согласованием занимаются специалисты с определенными навыками и знаниями.
Разрабатывать документ могут:
Сам руководитель предприятия;
Сотрудники кадрового отдела;
Инженер по обеспечению безопасности производственной среды или специалист этого отдела;
Другие ответственные сотрудники.
Ответственным за разработку назначается один специалист, но фактическое участие в разработке принимают практически все отделы. Следует не забывать приглашать к рассмотрению главного бухгалтера учреждения.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Комплекс мероприятий по данного вопроса переносится в содержание документа с учетом законодательной базы РФ и отдельных нормативных актов предприятия.
Для самостоятельной разработки системы по обеспечению соответствия производственных норм государственным стандартам следует учитывать:

  • ТК РФ в части ст.217;
  • ГОСТ 12.0.230-2007;
  • Постановление Минтруда №14 с инструкцией по организации работ СОТ;
  • Типовой перечень от Минздравсоцразвития.

Кроме представленный правовых актов следует руководствоваться также и локальными нормами, которые были приняты в учреждении ранее.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

Типовое положение о службе охраны труда содержит следующие разделы:

  • Разделы общего плана, описывающие цели и задачи документа;
  • Пункт, освещающий деятельность предприятия;
  • Конкретные указания по распределению обязанностей;
  • Пункты, освещающие проведение инструктажей для обеспечения безопасности;
  • Отдельно стоит описать, как будет производиться контроль предписаний и управление документом;
  • Какие мероприятия будут регулярно проводиться для улучшения производственных особенностей рабочих мест.

В конце положения о службе безопасности и охраны труда на предприятии следует обозначить перечень приложений, на которые даны ссылки в самом тексте документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Разработка текста документа осуществляется путем изложения требований к безопасной реализации рабочих функций, расследованию и ликвидации возникших негативных условий. Текст должен быть максимально понятным и не иметь двусмысленных выражений, во избежание неправильной его трактовки.


Соответствующий документ должен описывать права и обязанности сторон. Также стоит не забывать о целях документа. Основной задачей при разработке является соблюдение требований норм промышленной безопасности. Вне зависимости от типа инструкции назначается ответственный за ведение и контроль мероприятий.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

В приказе по утверждению разработанного положения необходимо указать цель создания документа. Предваряя указания, по исполнению написанного, следует аргументировать необходимость принятия подготовленной бумаги.
Основной целью приказа является утверждение представленного проекта и назначение ответственного за контролем исполнения.
Приказ утверждается директором учреждения, и доводиться до сведения всех подразделений.

При реализации своих трудовых обязанностей каждый трудящийся должен быть уверен в сохранности своего здоровья. С этой целью законодательством разработаны нормы, в соответствии с которыми должны функционировать каждая организация.

    Обеспечение охраны труда на предприятии - с чего начать в 2018 году

    Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение таких условий трудовой деятельности, которые будут для работников…

    Охрана труда и техника безопасности на производстве

    Охрана труда на предприятии является важным аспектом трудовой деятельности. Ее нормативы регламентируют определенные рамки рабочего…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Аудит охраны труда на предприятии

    Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…

    Организация службы охраны труда на предприятии

    Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…

    Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии

    Организация безопасной трудовой деятельности является одной из основных обязанностей работодателя. Законодательство предписывает в данном вопросе…

Modern textile factory manager using tablet computer


На каждом предприятии описываемое положение играет ключевое значение. Работодатель в условном учреждении обязан проследить за оформлением данного акта в соответствии с профильным законодательством (включая положение о комиссии по охране труда). Деятельность данного предприятия при этом не имеет значения — документ является обязательным для каждого структурного подразделения. Далее будет рассказано об особенностях его составления.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Цель его обязательного утверждения — безопасность производственного персонала и каждого сотрудника — . В каждом случае работник должен самостоятельно ознакомиться с описываемой инструкцией, а обеспечение такого ознакомления лежит на руководителе организации. Именно директор предприятия несет формальную ответственность не только за разработку, но и за процедуру ознакомления. Данный акт является своеобразной должностной инструкцией для локального органа охраны труда.

Как разработать положение о службе охраны труда?

Основной элемент данного положения — это сфера деятельности предприятия. Оно не может быть одинаковым в образовательном учреждении и локальном промышленном предприятии.

На 2018 год Правительством разработаны общие методические рекомендации (12/85.11), которых и следует придерживаться. Изначально уточняется специфика работы, после чего в указанных рекомендациях (в оглавлении) выбирается соответствующая отрасль. Для каждой отдельной отрасли разрабатываются отдельные нормы.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда?

Обязанность разрабатывать систему условий возлагается на лицо, какое отвечают за общую охрану труда локального предприятия. Указанный специалист назначается работодателем, после чего он может самостоятельно заниматься формированием подконтрольной ему службы и разрабатывать описываемое положение. Помимо этого работодатель может назначить и любого стороннего сотрудника организации, обладающего специальными профильными знаниями.

Выполнение и учет подобных функций ложатся, как правило, на специалиста, имеющего соответствующее образование.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Для любого предприятия, еще до утверждения описываемого положения о локальной службе охраны, изначально потребуется подготовить некоторые нормативные акты. К таковым на практике относятся:


  • Устав профильного государственного министерства в обязательно утвержденной форме;
  • Акт аттестации рабочих мест установленным нормативам;
  • Основной приказ о формировании органа.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

В Российской Федерации для предприятий разного уровня типовой образец будет выглядеть по разному — школа и промышленное предприятие функционируют по совершенно иным правилам работы, поэтому и работники осуществляют здесь свою деятельность по совершенно разным документальным основам.

Диспозитивные основы для всех случаев описываются в профильном Постановлении № 1/29 . Именно этими данными и следует руководствоваться при составлении описываемого документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Что касается промышленной безопасности, в этом случае все более конкретно. Управление каждым предприятием, вплоть до его ликвидации, предполагает действие типового акта, в соответствии с которым работники службы будут исполнять свои формальные обязанности.

В сегменте промышленной безопасности основное значение выделено именно безопасности сотрудников в работе с производственными агрегатами. Соответственно, основное назначение службы — отслеживание соблюдения императивов по охране труда на предприятии.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

Как и любой локальный документ, описываемый акт не вводится в использование до издания профильного приказа со стороны работодателя организации. Поэтому до этого времени в действии находится ранее изданный акт, какому и следует соответствовать. Сразу после разработки нового документа, уполномоченный работник предоставляет его для ознакомления работодателю. Если ссылки на документацию указаны верно, а общая структура отвечает указанным ранее рекомендациям, то работодатель выносит профильный приказ.

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе охраны труда

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

3. Служба организовывается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда. органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля,

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

II. Основные задачи службы охраны труда

1. Основными задачами Службы являются:

1.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

1.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

1.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

1.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

1.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

III. Функции службы охраны труда

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и- работу с вредными или опасными условиями труда.

10. Организация расследования несчастных случаев на производстве.

11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) .

17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

19. Организация совещаний по охране труда.

20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.

21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

23. Осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от II марта 1999 г. N 279;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических.освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевые продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

IV. Права работников службы охраны труда

1. Работники Службы имеют право:

1.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

1.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма -приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

1.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а" также нарушающих требования законодательства об охране труда.

1.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к. ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

1.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

1.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

1.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

1.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы службы охраны труда

1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование службы охраны труда

1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13.

VII. Контроль и ответственность

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.