Виды делового общения. Характерные черты

Несколько дней назад я задала старшеклассникам вопрос: ? Перечень оказался большим: грубость, наглость, презрение, высокомерие, глупость, злость, агрессия, неуважение, хамство, желание унизить и т.д.

Мы выясняли, почему человек демонстрирует отрицательные качества личности. По мнению ребят, причина состоит в желании человека привлечь к себе внимание, возвыситься над другими, удовлетворить чувство превосходства.

Да, молодое поколение умеет анализировать. Однако, есть и понимание того, что не эффективно обращать суждения только в сторону критики кого-то. Необходимо осознание качеств собственной личности и преодоление затруднений в общении, которые они вызывают.

Каждый человек в какие — либо моменты жизни испытывает затруднения в общении. Причин много. Однако, часто черты его характера затрудняют общение. Признаться в этом может себе не каждый. Поскольку, скорее черты характера партнера по общению человеку кажутся непреодолимыми препятствием, затрудняющим общение. И многие люди бросаются критиковать, исправлять партнера по взаимоотношениям или вовсе уходят от общения.

На самом деле, мир устроен очень интересно: в партнере по общению, как в зеркале, человек видит именно свои недостатки, но редко осознает это. Почему? Читайте .

Окружающие люди очень нужны человеку, ведь только в общении с ними он может проявлять свои качества, а затем осознать их и начать меняться, если это необходимо. Нет смысла менять кого-то в общении. Этого «кого-то» нужно благодарить за то, что высветил черты характера, которые мешают человеку общаться без затруднений.

Обобщим черты характера, которые затрудняют общение как самого человека, так и окружающих людей с ним самим.

Гордыня.

Ставлю ее на первое место, так как все другие черты характера в той или иной степени являются производными от нее. Гордыня, как правило, проявляется в превосходстве человека над другими людьми. Возвышение себя и тем самым принижение других - вот ключевой посыл в мир гордыни через общение с людьми.

В христианстве гордыня – один из главных грехов. Гордыня может проявляться по-разному. Это не обязательно прямое унижение партнера по общению. Гордыня может появляться и через снисхождение, показывающее партнеру по общению, «где его место» и насколько оно ниже. Человек может навязывать свое покровительство, унижающее чувство достоинства другого.

Проявление гордыни — это всегда сильный дисбаланс в общении. С гордецом трудно общаться. Если человек замечает в себе такое качество, ему необходимо учится дружественным, партнерским отношениям; умению видеть достоинства других людей; учиться не унижать, а возвышать людей. Для этого может быть полезно посмотреть на людей, как на равных себе, и задуматься о своем умении .

Общаясь с гордецом человеку необходимо проявлять не мерянную долю спокойствия и самообладания, чтобы не допустить конфликта. Но, как правило, подобное притягивается к подобному, и если встречаются две гордыни, избежать борьбы и конфликтов очень трудно, но возможно, если осознать, что происходит.

Хвастовство.

Это один и способов показать окружающим, «какой я хороший», насколько «я лучше». Часто за этим скрыта неуверенность в себе и желание признания. Человек может хвалиться друзьями, родственниками, счастливым случаем. Где реально он сам, его качества и его ответственность - не понятно. Таким образом, человек косвенно, опосредованно, через других людей или независящие от него события, хочет возвыситься в глазах других людей.

Хвастовство не следует поддерживать. Если человек замечает в себе это качество, нужно учиться совершать собственные действия, брать на себя ответственность за события своей жизни. Часто такие люди в душе чувствуют себя неудачниками и их бравада на пустом месте – это своеобразная защитная реакция и попытка повысить свою ценность в глазах окружающих. Но для человека ничего не изменится в жизни, если он так и будет продолжать хвастаться, не совершать собственных действий и в душе страдать от сравнения с успешными людьми и собственной несостоятельности. Но возможно, если очень захотеть.

Тщеславие.

Тщеславный человек любит лесть. Человеку приятно слышать, что он «самый – самый». Конечно, каждому человеку приятно слышать в свой адрес что-то хорошее. Однако, если зависимость от чужого мнения берет над человеком верх, и он чувствует собственную значимость только при постоянном внешнем одобрении, нужно задуматься о том, как самому научится хвалить и поддерживать себя. Ведь в лести, обращенной к человеку нет искренности. Лесть всегда имеет цель, поэтому тщеславный человек рискует стать объектом манипулирования.

Честолюбие.

Честолюбие ведет к злоупотреблению человеком хорошими и даже близкими отношениями, которыми он может пользоваться в своих целях, независимо от потребностей и желания партнера по общению. Честолюбивый человек «идет по головам», не считаясь ни с чем и ни с кем, преследуя исключительно собственные цели и выгоды. Он теряет друзей, которые считают, что их предали; разрушает чужую карьеру, а, возможно, и жизнь. Это путь к одиночеству, хотя он может сопровождаться внешним успехом и карьерным взлетом.

Властолюбие.

Властолюбие проявляется в неприемлемости критики, возражений и неподчинения со стороны других людей. Властолюбивый человек все контролирует и не приемлет чужого мнения. Для эффективного общения с таким человеком необходима четкая аргументация и логика, иначе властолюбец будет подавлять партера по общению, как в семье, так и на работе. Если человек понимает, что его властолюбие вредит отношениям с окружающими, ему необходимо научиться слушать других людей, разговаривать с ними, уважать чужое мнение, и давать партнеру по общению право на собственное суждение.

Бестактность.

Это качество проявляется в том, что человек затрагивает болезненные стороны личности и события жизни партнера по общению вопреки его желанию. Общение с бестактным человеком может вызывать душевную боль, обиду, чувство униженности.

Часто неделикатность – это не злой умысел, а неумение чувствовать партнера по общению и ситуацию, в которой происходит общение. Чувствованию другого человека необходимо учить ребенка с детства, разговаривать с ним о чувствах. Подробнее читайте здесь. Прежде чем причинить кому-то боль своей бестактностью, нужно самому ее почувствовать. Это значит, что необходимо уметь внутренне встать на позицию партнера по общению.

Бестактным является и появление человека там, где его не ждут, без предварительной договоренности или предупреждения. Это может вызвать неловкость у противоположной стороны из-за неготовности к общению. Как правило, у многих людей бестактность вызывает неловкость, растерянность или напряжение и агрессию.

Вспыльчивость. Данная черта характера свидетельствует о неумении контролировать и осознавать свои эмоции. Вспыльчивый человек, как правило, после эмоционального всплеска осознает вред, нанесенный им в общении другому человеку и отношениям с ним. Партнеру по общению с таким человеком следует быть особенно спокойным и уравновешенным и не отзеркаливать излишнюю эмоциональность противоположной стороны. Эмоции играют особую роль в жизни мужчины и женщины, подробнее об этом читайте .

Итак, мы кратко рассмотрели какие черты характера затрудняют общение между людьми. Надеюсь, что статья будет полезна вам и затруднения, возникающие в общении, будут понятны и устранимы.

Статья: Какие черты характера затрудняют общение. Поделитесь ссылкой на статью в соцсетях.

«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и наконец тот, который есть в действительности!» ©Виктор Гюго

На поведение человека в процессе общения влияет его характер.

В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Что такое характер? Условия формирования характера

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Характер формируется на основе природных, биологических свойств человека и в результате влияния окружающей среды. Поэтому большую роль в формировании характера играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность основные свойства его характера.

В статье мы прежде всего рассмотрим вопрос о значении и влиянии характера человека на его общение. Даже будем смелее и поставим вопрос так: «Какие черты характера делают общение особенным?»

Особенности характера в общении. Черты и свойства характера

Черты характера — это особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта характера есть некоторый устойчивый стереотип поведения - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

Характер человека имеет как общие так и частные черты и свойства. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений и деятельность человека.

Общие черты характера человека:

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

Частные черты и свойства характера:

общительность – замкнутость, лидерские черты характера, и наоборот, подчиненность, а также оптимизм – пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, ранимость – безмятежность, деликатность – грубость, самоконтроль — импульсивность, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность

.

Кроме того, в характере человека выделяют:

  • интеллектуальные (сообразительность, наблюдательность и др.),
  • эмоциональные черты характера, которые проявляются в отношении человека к миру (возбудимость, рассудочность и т.д.)
  • волевые черты характера, которые определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Особенности характера в общении: значение темперамента

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.


И не стоит забывать и о значении свойств темперамента на особенности общения конкретного человека. Свойствами темперамента человека являются экстраверсия и интроверсия или обычными словами, общительность и замкнутость.

Экстраверсия и интроверсия как черты характера проявляются в общении и выражают открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Экстраверт — это общительный человек, проявляющий особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Встав перед выбором пойти с друзьями на вечеринку или дома посидеть у телевизора, экстраверт скорее выберет первое в отличие от интроверта.

Интроверт все внимание направляет на самого себя. Он является центром собственных интересов, ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг.

Психологи утверждают, что на характер общения значительно влияет темперамент человека и его свойства больше, чем черты характера, потому что в отличие от темперамента характер человека обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

Особенности характера в общении: Что можно узнать о человеке по манере его общения?

В любом общении вы можете определить черты характера, свидетельствующие об отношении человека к:
1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)
2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)
3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)
4) вещам (аккуратность, бережливость).

А также в общении можно познакомиться с интересами и убеждениями человека, что составляет структуру его характера.

Убежденность обеспечивает долгосрочную направленность поведения человека, стремления к достижению поставленных целей, уверенность в важности своего дела.
Показательными для понимания характера могут быть и интересы человека. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Характер человека проявляется через образ действий человека. Люди могут идти к достижению одних и тех же целей совершенно разными путями, использовать свои особенные приемы и способы. Это несходство определяет специфику характера личности.

Не бойтесь изучать людей вокруг, общаться и узнавать характер человека, ведь через общение с другими людьми мы познаем себя!

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – Важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

· оно предстает как Деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

· устанавливается, что деятельность эта заключается в Отношении одного человека к другому;

· отмечается, что эти отношения должны носить Субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают Равные Субъекты , «Я» и «Ты» здесь Цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

· общение устанавливает не только информационную, но и Личностно-экзистенциальную, субъективную связь Между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

· предполагается проявление Творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

· общение Симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

· важнейшей отличительной чертой общения выступает его Диалогичность.

Таким образом, общение – это Взаимодеятельность , базирующаяся на Потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько Необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью Диалога, цель которого – установление Понимания Между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его Полифункциональностью и Глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить Ряд «ролевых» функций общения.

1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

2. Общение есть способ самовыражения Человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3. Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в Информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется Социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его Творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает Праксеологическую ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство Манипуляции Сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает Интимный характер Общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как Избирательность и Направленность на определенный объект, Наличие Обратной связи, взаимность выбора и Взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как Дружба и Любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его Ценность по меньшей мере в двух аспектах.

Этноэтикет как систему стереотипов сознания, в которых отражены традиционные стандарты поведения 1 , нельзя изучить сколько-нибудь обстоятельно без обращения к этнопсихологической стороне общения. Обратимся в связи с этим к некоторым историческим источникам, которые характеризуют этнопсихологию башкир достаточно объективно.

В конце XIX столетия этнограф-исследователь Л. Фон-Берхгольц писал о башкирах: «Они довольно вспыльчивы, но не злы...» Башкир, по Берхгольцу, «любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость. Башкир крайне самолюбив, обидчив невниманием к нему, а тем паче высказанным неуважением...» 2 . Надо отметить, что Берхгольц верно уловил характерные психологические черты башкир, отдельные из которых бытуют и сегодня. В то же время в этой сфере произошли определенные изменения - это возросшая толерантность к поступкам других, снисходительность, значительное преодоление прямолинейности и бесхитростности.

Отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическим качеством многих башкир, а отсюда логически следуют такие качества, как быстрая

1 Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения
поведения. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.

2 Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографиче
ское обозрение. 1893. № 3. С. 79.


внушаемость и возбудимость, прямолинейность. Вряд ли все названные психологические качества можно оценивать однозначно: или только как положительные, или, наоборот, только как отрицательные. В одних случаях приведенные черты психики играют позитивную роль, а в других - негативную. Без учета сказанного вряд ли можно правильно понять этнические особенности общения башкир.

В этнопсихологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его доступности. О таком человеке говорят: «ихлас», «алсак» (отзывчивый, искренний). Вероятно, не случайно видный башкирский литературовед К. А. Ахметьянов пытался ввести в оборот новую категорию «искренности», о чем мы уже писали. Поддерживая эту мысль, мы считаем категорию искренности стыковой между этикой, эстетикой и психологией.



Антиподом искренности выступает двуличие. Нарицательная оценка двуличного человека звучит так: «Ул ике йезле» («У него два лица»). Применяется и другая оценка: «БитЬез» («Без лица»).

Нечто аналогичное встречается и в обычном праве ногайцев, у которых существует принцип «бит». «Бит югалту» - «потерять лицо, совесть» - значило «лишиться общественного уважения» 1 .

Другим понятием этнопсихологии башкир является «моц», содержание которого невозможно перевести на русский язык одним словом, но приблизительно это будет означать внутреннее обаяние, вдохновение. «Моц» - это такое гармоничное состояние, когда в человеке все представлено в меру: он сдержан, но и не пассивен. «Моц» - это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность. Короче говоря, понятие «моц» универсально по содержанию, имеет богатую смысловую нагрузку и множество оттенков (нравственных, эстетических и психологических).

Когда о человеке говорят «моцло кеше», это может означать состояние человека, неравнодушного к окружающему, который способен понять другого человека; «моцло кеше» - творческая и инициативная личность. Но иногда этим термином передают состояние легкой грусти в человеке, его задумчивости.

1 Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - нач. XX в.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1985. С. 15.


Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением «моцпоз кеше», что означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствия интереса к самому себе (чувства собственного достоинства).

Иногда термин «моц» употребляется в узком смысле как характеристика мелодизма музыкального произведения, или же этим словом характеризуют талантливость исполнителей музыкальных произведений. И, наконец, необходимо знать, что универсальность понятия «моц», многоас-пектность содержания сближает его с понятием древних греков «колокагатия», выражавшего синкретическое единство «добра» и «красоты».

Этническая психология башкир при оценке поведения человека часто обращается к понятию «дэрт», переводимого как «задор, энергия» (интенсивность желаний, потребностей, интересов, чувств); «дэрт» - это вера в свои силы, это и чувство собственного достоинства. Личность, обладающая этим чувством, не дойдет до низкопоклонства, не станет угодничать. Но это понятие нельзя свести ни к одному из моральных понятий (честь, достоинство, совесть). В понятии «дэрт» силен психологический момент, это также и мера темперамента. Главное в понятии «дэрт» - это сила духовного порыва, высокого нравственного чувства. Более или менее приближенно понятие «дэрт» можно было бы перевести как «воодушевленную страсть, внутренний пафос». У башкир существует пословица «Дэртпез кеше - мондоз кеше» («Бесстрастный человек не может быть обаятельным») , а другая пословица гласит: «Дэртпезгэ дауа кж>> («Человеку, лишенному дэрт, лечение не поможет»).

Одним из основных понятий башкирского этноэтикета, выражающим морально-психологическое кредо общения, выступает «тыйна"клы"к», который одновременно служит требованием к общению и мерилом его оценки. Слово «тыйна"клы"к» сродни русскому слову «вежливость». Вспомним в этой связи изречение Сенеки: «Ничто не ценится так высоко и ничто не дается так дешево, как вежливость». Однако «тыйна"клы"к» не переводится только одним словом и имеет целый спектр значений: и скромность, и сдержанность, и продуманность поведения. Тыйна"клы"к - это опрятность и аккуратность одежды, это не слишком дорогая и бросающаяся в глаза яркая вещь; это и соответствующая походка (не слишком быстрая и не слишком медленная); это и тембр,


И громкость голоса; это и поза, когда человек сидит или лежит в постели; это и умение есть за столом, не привлекая внимания окружающих; это также презрение к роскоши и к чванству, к приобретательству и вещизму. Тыйнаклык: - это скромность в быту, в потреблении, умение прощать ошибки и промахи человека.

По своей универсальности и нравственно-этическому содержанию понятие «тыйнаклык» близко к основному понятию абхазского этноэтикета «аламыс» 1 , являющегося стержневым моментом общения абхазов.

Формы и средства общения

Общими требованиями к общению у башкир являются пожелания - призывы, которые обычно произносятся представителями старшего поколения: «Дан булайьгк» («Будем добрыми и славными»), «Яманатлы булмаиык» («Не оставим после себя худого имени»), «Хэтер калдырмайык» («Не оставим о себе плохой памяти»).

Этноэтикет проявляется в формах обращения, в приветствиях, в способах приема пищи, в правилах гостеприимства, в способах выполнения трудовых операций, в гигиенических нормах.

Особенность башкирского этноэтикета, как и других тюркских народов, состоит в том, что строго учитывается возрастной фактор. При обращении, например, к любому мужчине, старшему по возрасту, принято называть его «агай» (букв, старший брат). В том случае, если лицо, к которому обращаются, старше родителей, его почтительно называют «бабай» или «быуай» (букв. дядя).

К женщине, старшей по возрасту, обращаются «апай» (букв, старшая сестра). Если она старше родителей, ее называют «эбей» (тетя).

К младшим по возрасту принято обращаться соответственно: к лицам мужского пола - «■кустым», «энем» (букв, младший брат); к лицам женского пола - «Ьендем», «пы-лыуым» (букв, младшая сестра).

Показанная дифференциация форм общения имеет определенный нравственный смысл, т. к. в ней выражен

1 Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии (1980- 1981). М., 1984. С. ПО.


Ценностный подход к общению, суть которого - уважение к возрасту человека, его жизненному опыту, а функция - обеспечение преемственности нравственного развития. В этикет входят также нормы, регулирующие взаимоотношения сверстников и близких по возрасту лиц. Здесь имеются свои характерные термины общения. Люди, одинаковые по возрасту, обычно называют друг друга «йэштэш», а у башкир отдельных районов Курганской и Челябинской областей - «■кушага».

Существование приведенных терминов свидетельствует о том, что принадлежность одному возрасту служила и служит фактором социализации, средством приобщения индивидов к определенной общности (к ее интересам, заботам, нуждам и т. д.). Здесь значительное место занимает и моральный элемент.

Башкиры еще в недавнем прошлом обращались друг к другу только на «ты», но в настоящее время под влиянием общения с представителями других народов появилось и обращение на «Вы». В настоящее время обращение на «ты» возможно лишь к самым близким людям: отцу, матери, детям, супругу, друзьям, коллегам одного возраста, знакомым. Обращение на «Вы» характерно для общения с незнакомыми людьми, с коллегами, старшими по возрасту, с представителями официальных учреждений и организаций.

Формами приветствия башкир служат: «Ьаумыпыгыз!» («Здравствуйте!»); «Сэлэм бирзек» («Шлем привет»); «Сэлам!» («Привет»). Далее начинаются расспросы, иногда затягивающиеся надолго - это, так сказать, подготовка для перехода к более серьезной части разговора.

Порядок сообщений радостной вести регулируется ри-туализованным обычаем «Ьейенсе». За сообщение радостной вести полагается подарок. Сообщившему говорят: «За твою хорошую весть дарю тебе то-то». Размер вознаграждения может быть любой.

Если один человек пришел к другому и застал его за работой, к приветствию добавляется: «Эшегез ецел булпын» («Пусть работа будет не в тягость»), если хозяина гость застал за приемом пищи, к приветствию обычно прибавляется: «Агяырызтэмле булпын» («Приятного аппетита»). Если пришли в новый дом или квартиру, приветствие дополняют пожеланиями: «Эйегез тсотло булпын» («Пусть в доме будет счастье»).

Формами социализации башкирской молодежи 20- 30 лет тому назад в деревнях служили «аулатс ей» - дома,


хозяева которых уезжали в гости или отлучались куда-нибудь на день или несколько дней. В этих домах собиралась молодежь, пели песни, танцевали. Здесь встречались влюбленные, женихи и невесты, здесь молодые люди заводили знакомство. В настоящее время эта форма досуга постепенно исчезает.

Важным фактором обеспечения стабильности взаимоотношений индивидов выступают формы улаживания конфликтов. Средством разрешения противоречий общения служит народная мудрость, воплощенная в нормативно-императивной форме в поговорках и пословицах. Пословица: «Исэр эйтэ: "Ендем", -тип, акыллыэйтэ: "Куйзым", - тип» («Глупец скажет: «Прав я», умный скажет: «Уступаю») регулирует ориентацию человека в конфликтной ситуации, рекомендуя одной из сторон прекратить спор.

В отдельных случаях народная мудрость призывает: «Яу менэн килгэнде аш менэн -кьгу» - («Того, кто идет с войной, встречай с хлебом и солью»). То есть не всегда на враждебный или недружелюбный жест нужно отвечать тем же. Здесь явно чувствуется влияние идущей из глубины веков идеи о том, что добро сильнее зла.

В этноэтикете башкир немало норм, регулирующих се-мейно-брачные отношения. Здесь можно встретить нормы, выражающие отношение народной мудрости к одиночеству, к количеству детей в семье, к взаимоотношениям родителей и детей, мужа и жены и т. д.

Так, если человек не спешит с созданием семьи, пожилые башкиры говорят: «Яцгызлы"к яуга килешпен» («Одинокий человек подходит для войны»), а если в семье один ребенок, тогда говорят: «Яцгыз бала яузан гкаты» («Один ребенок страшнее битвы»). Во всем этом нельзя не видеть ориентации народного сознания на создание крепкой семьи.

Взаимоотношения старших и младших по башкирскому этикету подчинены задаче добиться уважения к старшим. Но народ никогда не абсолютизировал этого требования, не догматизировал его. Как предостережение против абсолютного, т. е. одинакового во всех случаях понимания уважения к старшим, звучит пословица (она же и норма этикета): «Куп йэшэгэн ни бела, купте курган куп бела» («Много знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел»).

Немаловажное значение в этикете разных народов имеют нормы гостеприимства. Башкиры издавна пользуются славой гостеприимного народа. Об этом немало пи-


Сали русские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII-XIX веках. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.

Традиционным элементом гостеприимства считается то, когда хозяин встречает гостей не дома, а перед входом в дом; проводы гостей также происходят за пределами дома.

Гостям говорят: «Тургэ утегез» («Пройдите на почетное место»). При угощении гостей пользуются правилом: «Кунатстарзыц алдына аш куй; ауызын-кулын буш -куй» («Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и руки были свободны»). Здесь лежит скрытый смысл, заключающийся в требовании при еде не слишком занимать гостей разговорами.

Если во время трапезы кто-то пришел, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Аштан оло булып булмай» («Нельзя быть выше пищи»).

В современном этикете гостеприимства башкир есть и нежелательные элементы, которые в настоящее время отвергаются самой жизнью. Речь идет о ставшей традицией форме проведения досуга - пьяном застолье, которое, к сожалению, успело проникнуть даже в отдельные произведения искусства. Так, например, в музыкальной комедии «Кодаса» старик Яппар исполняет веселые куплеты, разгуливая по сцене в обнимку с бутылкой непомерно больших размеров. Вероятно, и здесь при желании можно обнаружить элементы юмора. Но юмор юмору - рознь. В данном случае эпизод с бутылкой, придуманный постановщиками комедии, явно бьет мимо цели, ибо у зрителей возникает некое подобие снисходительного отношения к пожилому человеку, который, подвыпив, решил немного позабавиться.

Борьба с пьянством предполагает обращение к отдельным незаслуженно забытым или полузабытым народным формам проведения досуга. Это различные национальные праздники, традиционные игры и формы общения. К ним относят праздник плута - «Ьабантуй» - весенний спортивный праздник, широко распространенный у татар и башкир: «Т\.аз емэЬе» - осенний сельский праздник, посвященный забиванию гусей (сельчане по очереди коллективно забивают гусей, выщипывают перья и заготавливают гусятину на зиму), завершающийся взаимными приглаше-


ниями в гости; «КарFa буткапы» - «воронья каша» - весенний женский праздник (женщины села выходят в лес, готовят различные кушанья, веселятся и поют), исторически восходящий к временам культа животных, когда в их честь устраивались празднества. Во время этих праздников человек раскрепощается, становится непосредственным участником тех или иных действий. При этом протягивается живая нить между поколениями, оживляются традиционные формы общения.

Каждый из названных праздников имеет ритуально-нормативное оформление: протекает в определенной последовательности, подчиняется тем или иным правилам. Ри-туализация общения в современной жизни необходима и ценна тем, что с ее помощью преодолеваются недостатки словесно-вербальных средств нравственного воспитания. Художественно-наглядная форма ритуалов позволяет преодолевать морализаторство и голую назидательность, чем так «грешат» сегодняшнее этическое просвещение и моральное воспитание. Ритуалы обогащают мир человеческого общения, усиливают его ценностное содержание.

Ритуализация необходима, во-первых, потому, что глубоко продуманные и научно обоснованные ритуалы в воспитательном процессе имеют больший эффект, чем абстрактные нравоучения (морализаторство). Во-вторых, ритуализация выступает как средство снятия с личности отчужденности, привитой предыдущими промахами в нравственном воспитании, т. е. служит средством перевоспитания с помощью общения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализованный в данной книге подход к этике позволяет рассматривать нравственность как потенциал культуры в самом широком смысле слова. Это, во-первых, связано с тем, что мораль есть важнейшая сущностная сила человека, имеющая отношение к особой сфере человеческой деятельности. Без морали человеческое общество невозможно представить. Во-вторых, этическое мышление задает через свои парадигмы необходимую форму существования, нормативность всем социальным институтам. В-третьих, описанные нами этические модели поведения характеризуют мораль как некий универсум. Исходя из этого, мы можем уверенно заявить о первичности морали во всей культуре. Только находясь на такой позиции, можно преодолеть глобальный нравственный кризис человеческого существования, который охватывает в наше время все большее и большее количество людей планеты.

Для преодоления нравственного кризиса, а на его основе и глобального экологического кризиса, а также надвигающегося кризиса в других сферах - экономике, политике, праве и искусстве - необходимо, чтобы сообщество людей планеты Земля стало подлинным человечеством. Таковой на сегодняшний день наша планета, к сожалению, не является, ибо в ней еще очень много зла, доказательством чего является продолжающийся процесс возникновения бесконечного количества отчужденного поведения (войны, преступность, суицид...), связанного с насилием, обманом и вероломством. По этому поводу верно подметил Ю. М. Федоров в своей интересной книге «Универсум морали»: «Подлинные общности - это такие совокупности индивидов, в основе которых лежат неотчуждаемые формы общения. Если подлинные общности тотальны в проявлении своей истинной человеческой природы, то не подлинные общности (лжеобщности) - тоталитарны» 1 . В нашу задачу не входило определение таких общностей. Для этого нужна тщательно разработанная методика, которая отвечала бы всем критериям строгой научности и естественному ходу развития вещей, в соответствии со здравым смыслом и гуманизмом.

Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992. С. 241.


Использованная литература

1. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в
истории России. Кн. 1.М., 1992.

2. Айтматов Ч. Плаха // Новый мир. 1986. № 6.
З.Айтматов Ч. Цена и жизнь / Лит. газ. 1986. 13 авг.

4. Алексеев С. С. Теория права. М., 1974.

5. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979.

6. Антология мировой философии. Т. 1.4. 1. М., 1969.

7. Антошкин В. Н. Нравственная культура сельского жителя: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1990.

8. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

9. Архангельский Л. М. Лекции по марксистской этике. Ч. 1. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1969.

10. Архангельский Л. М. К вопросу о сущности и классификации этических категорий / Проблемы категорий марксистско-ленинской этики. Материалы симпозиума. Новосибирск, 1969.

11. Архангельский Л. М. Природа нравственных норм и диалектика их развития // Вопросы философии. 1978. № 3.

12. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.

13. АтановаЛ. Халик Займов. Уфа, 1967

14. Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982. Башк.

15. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения / Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

16. Бакштановский В. И. Современное этическое мышление:
опыт «самотлорского практикума» // Мораль и этика. Мораль в со
циалистическом обществе. М.: Ин-т философии АН СССР, 1989.

17. Бандзеладзе Г. Д. Этика. Тбилиси, 1970.

18. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

19. Библия. ML, 1968.

20. Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978.

21. Бонгард-Левин Г. М., ИльинГ. Ф. Индия в Древности. М., 1985.

22. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление. М., 1988.


23. Валеев Д. Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

24. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

25. Валеев Д. Ж. Потенциал морали. Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1999.

26. Валеева 3. Р. Место зтноэтикета в механизме нравственного регулирования общения: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 2000.

27. Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994.

28. Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - начало XX в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

29. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.

30. Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979.

31. Воронцов Б. Н. О появлении развитой личности в истории /Философские науки. 1972. № 3.

32. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972.

33. Ганапольский М. Г. Нравственность региона и этическая ре-гионалистика I/ Сборник экспертных опросов «Самотлорский практикум - 2». М.; Тюмень, 1988.

34. Ганжин В. Г. Этика и формирование нравственности. М., 1982.

35. Ганжин В. Г., Алексин Т. А., Петяшев Н. И. Глобальная (страноведческая) этика // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1989. №4.

36. Гегель. Философия права. Соч. Т. VII. М.; Л., 1934.

37. Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. Автреф. дис.... канд. филос. наук. СПб., 1995.

38. Гулуа В. Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1982.

39. Гумницкий Г. Н. О понятии морали / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987.

40. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

41. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

42. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

43. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.

44. Гэлбрейт Д. Капитализм и социализм: от конфронтации к конвергенции / Московские новости. 1987. 13 сент. (№ 37).

45. Рэрипов Р. Аманат. Эфе, 1970.

46. Билэжев X. Кэлэмдэштэр. ©фв, 1984.

47 Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.

48. Дробницкий О. Г. Дискуссия по проблемам этики / Вопросы философии. 1971. №4.

49. Егидес П. М. Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения / Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967.

50. Де Жювенель Б. Этика перераспределения. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1995.

51. Жямайтис В. Ю. К вопросу о сущности толеранции / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987


52. Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Наука, 1974.

53. Иванов В. Г., Рыбакова Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики. М: Изд-во ЛГУ, 1963.

54. Ивин А. А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

55. ИзардК. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

56. Иткулова Л. А. Нравственный выбор в народной сказке: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

57. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4. Ч. 1.

59. Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1976.

60. Кобляков В. П. Этическое сознание. Л., 1979.

61. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни. М, 1984.

62. Кон И. С. Социология личности. М., 1967

63. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.

64. Коновалова Л. В. Мораль и познание. М., 1975.

65. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

66. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957

67. Кряжев П. Е. Общество и личность. М., 1961.

68. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

69. Людвиг фон Мизес. Бюрократия, запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993.

70. Малинаускас К. Национальный аспект нравственной культуры общества и личности / Вопросы нравственной культуры. Вильнюс, 1981. I,

71. Мамардашвили М. К. О философии / Вопросы философии. I 1991. №5.

72. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

74. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

75. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.

76. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманина. 3-е изд. М., 2000.

77. Наука и человечество. М., 1976.

78. Овчинников В. Сакура и дуб. М., 1983.

79. Окладников О. П. Утро искусства. М., 1967.

80. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

81. Оруэлл Д. 1984. Скотный двор. Т. 1. Пермь: Капик, 1992.

82. Оруэлл Д. Эссе, статьи, рецензии. Т. II. Пермь, 1992.

83. Палиевский П. Фолкнер и Камю / Иностранная литература. 1970. №9.

84. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. »

85. Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1982.

86. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977.

87. Попов Б. Н. Этика. Курс лекций. М., 1999.

88. ПоповС. Политика, экономика, мораль. М., 1989.


90. Предмет и система этики. М.; София, 1973.

91. Рассел Б. Словарь разума материи и морали /J Пер. с англ. К.: Port-Royal, 1996.

92. Рогинский Я. Я. Современные проблемы антропогенеза. М., 1969.

93. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1995.

94. Сартр Ж. - П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм /Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

95. Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Сов. писатель, 1990.

96. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.

97. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

98. Семенов Ю. И. О периодизации первобытной истории / Советская этнография. 1965. № 5.

99. Смоленцев Ю. М., Пороховская Т. И. Особенности морального отчуждения / Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. № 1.

100. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

101. Соколова Н. П. Личность как объект этического исследования J/ Типология социальных явлений. Свердловск, 1982.

102. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

103. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1980.

104. Тийттанен Т. Э. Языковые формы как мировоззренческое отражение бытия общественным сознанием: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1985.

105. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

106. Титов В. А. Познавательный аспект морали /I Структура нравственности и личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.

107. Топилина Г. Д. Проблемы биологических основ нравственного сознания I/ Философия пограничных проблем. Пермь, 1975. Вып. 7.

108. Тугаринов В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.

109. Тухватуллин М. Н. Этическое мышление как философская проблема: Автореф. дис.... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

110. Федерализм власти и власть федерализма. М.: ТОО Интел Тех, 1997.

111. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992.

112. Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. № 3.

113. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

114. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

115. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

116. Хаббард Л. Рон. Введение в саентологическую этику. М., 1998.

117. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992.


118. Хайек Ф. Происхождение и действие нашей морали / ЭКО. 1991. № 12.

119. Хайек Ф. Дорога в рабство / Вопросы философии. 1990. № 10, 11, 12.

120. Хайям О. Рубайат. М: Наука, 1972.

121. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов.
М, 1983.

122. Черданцев А. Ф. Специфика правового отражения / Правоведение. 1973. №2.

123. Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии. (1980-1981). М, 1984.

125. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

126. Шварцман К. А., Гусейнов А. А. Исторические образы морали. М: Прогресс, 1987.

127. Щербак Ф. Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

128. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма / Новый мир. 1971. №10. С. 213.

129. Юм Д. Соч. Т. 1. М: Наука, 1965.

130. Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? / Античность и современность. М., 1972.

131. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера / Вебер Макс. Избранное. М.: Юрист, 1994.


Предисловие...................................................................................................... 13

Глава I. О статусе этики как философской науки......................................... 15

Глава III. Мораль - сущностная сила человека............................................ 33

Глава ЛГСпецифика морали............................................................................ 40

§ 1. Признаки морали....................................................................................... 40

§ 2. Структура морали.................................................................................... 43

§ 3. Функции морали........................................................................................ 48

Глава ¥Генезис морали..................................................................................... 60

Глава VI. О проблемах современного нравственного развития.... 79

Глава VII. Мораль и культура поведения....................................................... 89

§ 1. Парадигмы этического мышления......................................................... 89

§ 2. Модели этического поведения в различных сферах
человеческой деятельности............................................................................... 96

Глава VIII. Религиозная мораль..................................................................... 114

§ 1. Мораль иудаизма................................................................................... 117

§ 2. Нравственная культура буддизма.......................................................... 121

§ 3. Христианская мораль............................................................................. 124

§ 4. Нравственность ислама......................................................................... 129

Глава IX. Национально-региональный компонент образования и
изучение этики (на примере Республики Башкортостан)............................. 135

§ 1. Об этических особенностях морали....................................................... 136

§ 2. О нравственной культуре современного Башкортостана.... 138
§ 3. Этноэтикет и культура общения башкир............................................... 151

Заключение..................................................................................................... 161

Использованная литература........................................................................... 162



Научно-популярное издание

ВАЛЕЕВ Дамир Жаватович

ПУТЬ К ИСТИНЕ

Редактор Л. О. Хаирова

Художник И. М. Сайфутдинов

Художественный редактор А. Р. Мухтаруллин

Технический редактор 3. Г. Чингизова

Корректоры Л. Р. Бикбаева, Г. Н. Гутова

Сдано в набор 02.11.07. Подписано в печать 22,11.07. Формат 84x108 Узг.

Бумага офсетная. Гарнитура Балтика. Усл. печ. л. 8,82. Усл.-кр. отт. 9,24. Уч-изд. л. 10,19.

Тираж 2000 экз. Заказ № 1.0161.07.

«Башкирское издательство "Китап"».

450001, Уфа, ул. Левченко, 4а.

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан

«Уфимский полиграфкомбинат».

450001, Уфа, пр. Октября, 2.

1. Общение ‑ это деятельность, носящая активно-процессуальный характер.

2. Суть этой деятельности ‑ в установлении отношения одного человека к другому.

3. Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты.

4. Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой.

5. Творчески-импровизационный характер общения, выявляющий глубинные качества субъекта ‑ его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение ‑ это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке.

Каковы же слагаемые общения ? Чтобы общение состоялось, необходимо:

Наличие субъектов;

Предмет разговора;

Общий язык.

Нравственный смысл общения тесно связан с его ценностными ориентирами ‑ морально значимыми факторами, определяющими его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо от таких высших моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении ‑ это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека.

Искусство общения состоит в том, чтобы видеть и ценить в другом индивидуальные, неповторимые личностные черты, понимая, что ценность личности не должна зависеть от ее отдельных свойств.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Принято выделять следующие «ролевые» функции общения .

1. Общение как условие формирования и существования человека. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокого уровня цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

2. Общение как способ самовыражения человеческого «Я». Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

3. Общение ‑ основное средство коммуникации, что проявляется:

а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование;

б) в генерировании новых идей, выявляющем творческий характер общения;

в) в обмене идеями.

4. Общение выступает основным средством управления ‑ средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни ‑ как в негативном, так и в позитивном плане. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.



5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Виды общения . Существуют различные подходы к классификации видов общения. Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение , то есть общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды .

1. Контактное ‑ дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени).

2. Непосредственное ‑ опосредованное (общение с помощью технических средств: радио, телефон, почта, Интернет).

3. Устное ‑ письменное.

4. Диалогическое ‑ монологическое.

5. Межличностное ‑ массовое.

В жизни большинства людей преобладает бытовое общение . Оно наиболее распространено. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в транспорте мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?



Условия эффективности общения. Одно из необходимых условий эффективности разговора ‑ обоюдное желание вести разговор. Не надо навязываться с разговором. Если чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.

Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Еще одно необходимое условие ‑ умение найти общий язык. А для этого надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.

Культура общения. В обеспечении значимости общения важную роль играет культура межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения , которые:

а) соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;

б) приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;

в) не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;

г) предполагают готовность и умение личности соблюдать эти нормы.

Наиболее тесно уровень культуры общения связан с нравственной культурой ‑ нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами, которые определяют уровень морального сознания личности, особенности ее нравственных отношений с окружающими, отличительные черты поведения и общения.