Презентация разработка духовно нравственного воспитания в доу. " основы духовно- нравственного воспитания дошкольников" выполнила воспитатель зарницына галина геннадьевна муниципальное дошкольное образовательное учреждение

" ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Выполнила воспитатель Зарницына Галина Геннадьевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Ёлочка» г. Ветлуга 2013 год


Тру « Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни» В. Путин




Задачи: Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно- нравственного уклада жизни. Приобщать детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре. Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближним, почтения и любви к родителям и другим людям. Оказывать помощь семье в формировании личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры. Помогать в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия, трудолюбия.


Результаты анкетирования родителей Некоторые из вопросов анкеты: 1. Как часто Вы бываете в православном храме? 2. Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок знал основы православной культуры? 3. Хотели бы Вы узнать, как правильно по- христиански воспитывать ребенка? 4. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду проводились совместные мероприятия со священнослужителями?










2. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиокассет). Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).








Формы работы с родителями Лекторий на духовно-нравственные темы с участием священнослужителя и православного педагога Бушуевой Г.В " Обязанности христианских родителей", "О крещении детей», "О молитве за детей", "Роль отца в семье" и т.д. Информационные православные уголки для родителей




Ожидаемые результаты Воспитание всесторонне и гармонично- развитой личности; Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом; Формирование нравственных ценностей и традиций семьи; Расширение объёма знаний и кругозора в области духовной культуры.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МКДОУ « Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1» «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Старший воспитатель: Е.В. Бобрович

2 слайд

Описание слайда:

« Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества» (Святитель Феофан Затворник) Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3 слайд

Описание слайда:

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

4 слайд

Описание слайда:

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

5 слайд

Описание слайда:

Проблематика духовно-нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного (аксиологического) и социокультурного подходов Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках: Принципов дошкольного образования; Задач, на решение которых направлен ФГОС ДО; Характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям; Требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образования; Основных целевых ориентиров (социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования).

6 слайд

Описание слайда:

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности». В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного - речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

7 слайд

Описание слайда:

Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира. Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

8 слайд

Описание слайда:

Существенные характеристики духовно-нравственного воспитания как педагогического процесса: – направленность на формирование высших, надобыденных, смысложизненных ценностей; – отношение к субъектному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию); – наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию; – интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

9 слайд

Описание слайда:

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.

10 слайд

Описание слайда:

Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении: – системность; – культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; – неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей); – месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга); – интерактивность; – социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ; – возрастнойи индивидуальный подход в воспитании.

11 слайд

Описание слайда:

Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценности традиционной культуры) Героическая история нашей Родины Святая память Мужество Книга Благодарность Любовь к ближним и Отечеству Милосердие Мудрость Жизнь Труд Семья Забота Подвиг Праздники Слово

12 слайд

Описание слайда:

Какие воспитательные задачи мы стремимся решить? Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание Сформировать представление и ценностное отношение Познакомить с событиями, заинтересовать Формировать основы гражданской и культурной идентичности Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции

13 слайд






Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры времени свободного не остается. А кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.


Между социальным заказом общества по формированию у ребенка дошкольного возраста нравственных чувств как части общей духовной культуры И традиционными, стереотипными формами работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ; между нарастающей потребностью в использовании новых программ, направленных на развитие нравственных чувств И содержанием программного материала по данной теме; между современной информационно - технологичной загруженностью окружающего мира И провалом в знаниях о культуре народа.


Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточные образовательные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно- нравственного воспитания дошкольников. Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно- нравственного воспитания в семье.


Педагогический проект долгосрочный (1 учебный год). Рассчитан на работу педагогов с детьми старшего дошкольного возраста. По характеру контактов является открытым: к работе над проектом привлекаются родители, специалисты. По типу проект является смешанным (информационно-практико–ориентированный).




Познакомить детей с предметами быта старины; широко использовать все виды фольклора как богатейшего источника познавательного развития и духовно-нравственного воспитания детей; познакомить с народными праздниками, обрядами, традициями русского народа; воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.




Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.


Знания детей об истории, быте русского народа; формирование чувств национального достоинства; широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т.п.); знакомство с русским народным искусством; повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов; повышение эффективности воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей.




Анализ состояния образовательного процесса по проблеме. Выявление и формулировка противоречий. Наблюдение, диагностика детей. Составление диагностических карт уровней развития детей Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Постановка конкретной цели педагогического проекта. Определение задач. Формулирование гипотезы. Разработка перспективного плана работы. Организация развивающего пространства.


Организация предметно-развивающей среды в группе. Подбор материала, пособий, игрушек, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности. Готовность педагогов, детей к реализации проекта. Сформированность у родителей значимости проекта. Внедрение в образовательный процесс системы разработанных занятий. Проведение консультаций для родителей. Проведение консультаций для педагогов. Организация мониторинга и создание условий для успешной деятельности воспитанников по проекту. Посещение библиотеки, музея, Свято-Никольского храма. Совместная поездка с детьми и родителями в Мамонтову пустынь с.Отъяссы




Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные); просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов; чтение и обсуждение произведений разных жанров; создание педагогических ситуаций морального выбора; наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; изготовление предметов для игр; оформление выставок работ мастеров народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр., выставок детского творчества; викторины; инсценирование и драматизация; тематические досуги, праздники, экскурсии.




Консультации Памятки- рекомендации Памятки- рекомендации Наглядная пропаганда Наглядная пропаганда Родительские собрания Родительские собрания Развлечения Вечера досугов Вечера досугов Творческие конкурсы Творческие конкурсы Круглый стол Дни открытых дверей Дни открытых дверей Анкетирование Индивидуальное консультирование Индивидуальное консультирование Работа с родителями Работа с родителями













Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение,- народ без будущего.


Используемая литература: 1. Алексеева А.С. Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, Бондарев И.А. Моя первая Священная история. Издательский отдел Московского Патриархата: Московский Свято – Данилов монастырь: ИИА «Голос», Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.: Мозаика- Синтез Вишневская В.Н. Программа духовно- патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». Издательство Москва 2004 г 5. Детская Библия. Издание Библейского общества. Стокгольм Григорьева Г., Сергеева Д., Кочеткова Н, Чиркова И, Программа для групп раннего возраста «Кроха» (Нижегородский институт развития образования). 7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, Крупин В.Н. Детский церковный календарь. – М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ч.: Педагогическое общество России, Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. М., Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. Издательство: Мозаика- Синтез, Основы православной культуры. (Учебное пособие). Л.Л. 1. Клюева Т.Д., «Приобщение дошкольников к национальной культуре» (Тамбов,1996). 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 3. Материалы газеты «Воскресная школа». 4. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник» (М – 2000). 5. Новицкая М.Ю. «Наследие».

Тема "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста" Народная культура в системе духовно-нравственного воспитания.


1. Актуальность проблемы. В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно-нравственного воспитания для разностороннего развития личности. В современных социально- экономических условиях приоритетными направлениями в работе дошкольных учреждений является разностороннее развитие каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Содержание образования сегодня ориентировано не только на обогащение ключевых компетенций, но и на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа "Я" ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром.


Народная культура в системе духовно- нравственного воспитания. Традиции – это самое ценное, что есть в культуре каждого народа. Очень важно, чтобы дети с самых ранних лет знали, что такое Отечество, Родина, родная земля. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, детям надо рассказывать о людях родной земли, о природной основе нашего бытия, о том месте, где человек родился и живет, о тех традициях, которые почитаются. Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда традиции прошлого, нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний« академик Д.Лихачев.


Музей располагает тем, что выше всякой конкуренции – истинными ценностями Педагогическому коллективу нашего учреждения идея создания музея пришла давно, еще в 2000 году. В течение нескольких лет в экспериментальном режиме мы разрабатывали проблему «Приобщения детей дошкольного возраста к истокам традиционной русской культуры». Работал в этом направлении весь коллектив детского сада. Родители и жители сел Садовое и Ахмат. Знакомство детей с музейными экспонатами может оказать огромное влияние на их общее и культурное развитие, особенно, если музей создается руками самих детей, родителей и других родственников, педагогов. При этом основополагающее значение имеет выбор профиля музея: важно понять, какое содержание музейной экспозиции обеспечит педагогическое воздействие, требуемое для повышения качества воспитания и образования детей.


Музей русского быта «Горница» За это время накопилось много методических и творческих наработок, а также была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта. Первоначально отдельные предметы были представлены в небольшом объеме в игровой комнате старшей группы детского сада. Но постепенно коллекция увеличивалась, причем, появились очень интересные экспонаты, требующие специального расположения. Поэтому было принято решение систематизировать весь материал и собрать его в отдельной комнате - музее. Так появилась комната-музей русского быта «Горница».











Экскурсии и занятия в комнате- музее «Горница» Занятия по музейной педагогике со старшими дошкольниками проводятся в помещении музея. Занятия проводит экскурсовод. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих друзей, детей младших групп, родителей и гостей ДОУ.






Коллекция русских шалей Выставка платков и русских шалей постоянно обновляется и пополняется новыми экспонатами. Их несут бабушки и прабабушки наших воспитанников, зная, что у нас в музее ими будут любоваться. Дети же знакомятся с искусством Павловских мастеров.




Коллекция кружев Кружевные воротнички, салфетки, Кружевные скатерти – все эти экспонаты подлинные, изготовлены мастерицами начала 20 века, уже почти никого из них нет в живых, а их рукоделием любуются дети, их родители, жители села и даже гости из других городов.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность. В. А. Жуковский

Актуальность Общество нуждается в воспитании не только образованных людей, но и воспитанных. В современном мире ребенок окружен множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Ребенку важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов для окружающих людей.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. Духовность – проявление духа в мире и человеке, объединяющее начало общества, выраженное в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированное в религиозных учениях и практиках, … образах искусства. Нравственность – внутренняя установка человека действовать со согласно своей совести. (Толковый словарь русского языка)

Нравственность - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом

Духовность – нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Академик Б. Т. Лихачев

Цель: формирование нравственной личности, содействие духовному опыту, приобщение к ценностям культуры

Познавательные задачи: привить интерес детей к истории своей страны, своего народа, пробудить чувство сопричастности к ней; способствовать формированию чувств любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; познакомить детей с символикой России, Челябинской области, района, города; развить представления детей о традициях семьи; преемственности, связывающей разные поколения.

Развивающие задачи: способствовать развитию: интеллектуальных способностей; мышления; речи; воображения; эмоционально-волевой сферы

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, истории, культуре, святыням, традициям народа; воспитывать уважение к нравственным нормам; учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим; создать условия для проявления ребенком заботливого отношения к окружающим, способности к сопереживанию, сорадости

Система духовно-нравственного воспитания строится на приобщении дошкольников к историческому и культурному наследию своего народа и осуществляется по направлениям

Духовные традиции народной а культуры

Принципы: целенаправленности педагогического процесса; научности содержания воспитания и обучения; систематичности, последовательности; доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; комплексного подхода к обучению и воспитанию выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания сотрудничество взрослого и ребенка; педагогов и родителей

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. В. Сухомлинский

Виды деятельности познавательная деятельность: чтение исторической и художественной литературы, сказок; посещение краеведческого музея; познавательные беседы; работа с народным календарем, экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

творческая продуктивная деятельность: изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков;

театральная деятельность: смоделированные сценки и спектакли предпраздничные посиделки;

игровая деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта;

творческая деятельность: лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы;

нравственная деятельность: уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями;

проведение занятий в мини-музее детского сада;

совместная деятельность детей и родителей, направленная на укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание: семейные и православные праздники, игры и конкурсы;

Условия: Предметно-развивающая среда Дидактические средства: традиции, обряды народных праздников и быта россиян; фольклор; народные игрушки; предметы быта; предметы декоративно-прикладного искусства; коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта; научно-популярная и художественная литература; фотографии; репродукции, иллюстрации; схемы, модели, символы (геральдика); видео, аудио продукция.

Социум: Музеи; Выставочный зал; Библиотеки; Окружающая природа

Духовно-нравственное воспитание позволяет сформировать у дошкольников: мировоззрение; гражданскую позицию; семейные ценности; нравственные ориентиры

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Пусть ребенок чувствуют красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается РОДИНА. В. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные...

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и...