Как открыть экскурсионный автобусный бизнес. Открытие бизнеса пассажирских перевозок

В основу конкурентного преимущества нового игрока данного бизнеса можно положить активную работу с турагентствами с проверенной деловой репутацией, высокое качество транспорта (использование комфортабельных автобусов/микроавтобусов премиум-класса) и сервиса. В первую очередь, это касается квалификации водителей, их стажа и отсутствия вредных привычек.

Выбор транспорта и направления для пассажироперевозок

Б/у, но в хорошем состоянии и с небольшим пробегом, 20-местный микроавтобус премиум-класса (сдвижные двери, кондиционер, просторная зона остекления, надежная и износостойкая подвеска, прочая техническая составляющая, комфортные складные сидения, телевизор, современная мультимедийная система с микрофоном и динамиками, система ГЛОНАСС и ограничитель скорости) обойдется в 25000$ (само транспортное средство и 4000$ дополнительное оборудование). Для старта бизнеса в городе-миллионнике потребуется минимум 3 единицы. В последствие, при увеличении объемов заказов, число машин может быть увеличено.

Микроавтобус представляет больший интерес, как для инициатора бизнес-идеи, так и для туроператоров и клиентов. Во-первых, он быстрее наполняется, во-вторых, это более маневренное транспортное средство, небольшие габариты незаменимы на сложных дорожных участках – серпантинах, на узких горных подъемах и спусках.

Основные потенциально привлекательные направления внутреннего туризма – Черноморское побережье (Краснодарский край и Крым), Ставрополье, Адыгея, Золотое кольцо России, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Сибирь и Транссиб. Особый интерес представляют перевозки так называемых «въездных» туристов, особенно активный поток наблюдается из Китая.

Отдельного помещения под офис не требуется. Микроавтобусы между совершением рейсов стоит оставлять на охраняемой автостоянке или в арендуемых гаражах.

Персонал

Помимо водителей, основные требования к которым — ответственность, отсутствие вредных привычек, регулярных штрафов за нарушение ПДД, многолетний стаж вождения, потребуется специалист по продажам. В его обязанности должен входить прямой контакт с туристическими операторами региона. Зарплата – от 400$ + процент от сделки, оплата водителям – сдельная форма. Бухгалтерию стоит передать на аутсорсинг – 40 у.е. в месяц.

Реклама

Не лишним в качестве продвижения услуг пассажирских перевозок туристической направленности будет создание групп в социальных сетях с выкладкой фотографий транспорта, его технических характеристик, расценок, фотоотчетов о проделанных поездках. Это поможет привлечь как турагентов, так и прочую целевую аудиторию, к примеру, event-агентства и организаторов праздников, нуждающихся в транспорте для перевозок на выездные мероприятия.

Расходы и доходы бизнеса на туристических пассажирских перевозках

Себестоимость услуг пассажирских перевозок складывается из таких статей: ГСМ, заработная плата водителей, амортизационные отчисления, стоимость лицензирования бизнеса. С учетом актуальных цен, на 1 км пути в среднем она составляет 0,5 у.е.

Затраты на открытие бизнеса на осуществлении пассажирских перевозок: покупка транспорта (3 микроавтобуса х 25 000$ = 75 000$); дополнительное оборудование – 12 000$; регистрация, получение разрешений и лицензий – 5000$. Суммарно – 92 000$.

Текущие расходы:

  • ежемесячное ТО – 500$;
  • медосмотр водителей – 100$;
  • прочие коммерческие расходы — 250$;
  • зарплата персонала;
  • покупка ГСМ.

Основной риск в данном бизнесе и факт, существенно бьющий по репутации – поломка транспорта, поскольку микроавтобусы приобретаются бывшими в употреблении, но активно эксплуатируются, необходим регулярный мониторинг их состояния и своевременное сервисное обслуживание.

Надо отметить, что для данной бизнес-идеи характерна привязка к сезонности. Пик приходится на лето – период отпусков и поездок к морю, праздничные дни, спад – октябрь, февраль.

Необходимость лицензии для осуществления перевозок пассажиров

Открыть бизнес по турпоездкам на автобусе можно в форме ООО или ИП. Но, независимо от формы открытия фирмы по туристическим пассажироперевозкам, ей необходима лицензия на осуществление коммерческой деятельности.

Стоит отметить, что лицензия нужна в любом случае, если к перевозке предполагается более 8 человек. А в случае, когда перевозится менее 8 человек, лицензия требуется не всегда. Разберем эти случаи.

Лицензия на пассажирские перевозки автотранспортом регламентируется законом № 99-ФЗ от 04.05.11 г. Так в статье 12 пункт 24 указывается о необходимости лицензирования.

  • 24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Статья 13 текущего закона перечисляет список необходимых документов и порядок их подачи для получения лицензии на перевозки.

Также стоит обратить внимание на следующие законодательные приказы и положения:

  • Положение российского Правительства № 280 от 02.04.12 г. «Об утверждении Положения, регулирующее лицензирование автоперевозок пассажиров тем средством передвижения, что предусматривает наличие мест для людей не более 8 штук» .
  • Приказ российского Министерства транспорта № 144 от 29.04.13 г., «Об утверждении регламента, который регулирует административный порядок предоставления госучреждениями лицензий для автоперевозок пассажиров транспортом, где оборудовано более 8 мест для людей» .

Разберем случай о перевозке 8 пассажиров (8 посадочных мест). Как было указано выше, иногда лицензия не требуется. Это происходит в случае, если перевозка осуществляется на договорной основе (по заказу), либо в целях личных нужд. То есть, если производится разовая перевозка пассажиров по предварительному заказу, либо вы везете друзей, знакомых, сослуживцев и родственников в количестве 8 человек — лицензия не нужна. Для осуществления периодических регулярных перевозок по постоянным маршрутам лицензия нужна в любом случае, независимо от количества посадочных мест.

Оформление лицензии обойдется в 150-200 тысяч рублей. Штраф за осуществление деятельности по перевозке пассажиров без лицензии — 50 тысяч для физических лиц, 400 тысяч рублей за юридических лиц. Повторное нарушение обойдется, помимо денежного штрафа, в конфискацию транспортного средства.

В настоящее время многие эксперты считают, что не является высокорентабельным делом. Низкий уровень придорожного сервиса является серьезной проблемой в организации данного вида бизнеса. Сами автобусы не обладают довольно высоким сервисом. Так, сегодня практически в каждом автобусе неработающие, либо грязные туалеты, сломанные кондиционеры, а большинство автобусов вообще ничем не оборудованы. Необорудованные автобусы несут огромную угрозу для пассажиров.

Что касается американского рынка, то там совсем другая ситуация в области автобусных перевозок. В соответствии с данными, сегодня в США работает около 4 тысяч компаний, которые занимаются междугородними или международными автобусными перевозками. Услугами данных компаний пользуется огромное количество людей.

Если Вы внимательны и сосредоточены, тогда Вы смело можете открыть свой бизнес на автобусных перевозках . Организация автобусных перевозок - это один из самых быстрых и очень удобных способов, при помощи которых можно наладить любой важный бизнес-процесс. Так Вы можете создать свой бизнес план по вывозке производства за черту города.

И регулярные, и нерегулярные автобусные пассажирские перевозки в одинаковой мере требуют огромного количества усилий. При этом бизнес в автобусных перевозках не всегда активен. Так, во время простоя вашего транспорта, вы получите массу убытков.

Экономика должна быть экономной!

Любое предприятие основывается на двух составляющих – экономии и прибыли. Вы всегда должны контролировать свой бизнес и знать, когда Вам нужно на чем-то экономить.

Прежде всего, постарайтесь снизить расходы за счет других служб. Необходимо провести пересмотр бюджета и выделить меньшее количество средств на их содержание. Организация автобусных перевозок является отличным вариантом подзаработать даже для простого автопарка.

Организовав свой бизнес в сегменте автобусных перевозок, Вы сможете осуществлять поездки в другой город, перевозить сотрудников от станции метро до места работы, выезжать на объекты в другие города.

Таким образом, бизнес в организации автобусных перевозок позволяет пользоваться возможностями каждого предприятия для того, чтобы преумножить свои собственные.

Рациональное использование средств – залог процветания Вашего бизнеса в любые времена.

На каких автобусах осуществлять перевозки?

Конечно же, открытие бизнеса в автобусных перевозках – дело очень прибыльное. Но, не у каждого есть достаточное количество средств для начального капитала. Итак, если Вы твердо решили открыть свой бизнес, тогда Вам стоит задуматься над покупкой автобуса для бизнеса. Здесь возможны такие варианты:

Автобусы класса - "Богдан" идеально подходят для автобусного бизнеса в большом городе, межгороде или пригороде.

Автобусы класса - "Рута"лучше всего приобретать, если Ваш бизнес будет развиваться в крупных, мелких городов, райцентрах и дорого соответственно будут в нормальном состоянии.

Ведь суть Вашего бизнеса заключается, прежде всего, в обслуживание автобуса и понятное дело в получении определенного дохода!

Самое главное внимание в создании данного типа бизнеса отводится бизнес плану. Ведь именно от него зависит Ваш заработок.

Также нужно огромное внимание уделить выбору СТО. Здесь лучше всего положиться на проверенный источник. Необходимо найти качественное, но в, тоже время не очень дорогое СТО.

Перевозчик, который ведет бизнес в автомобильных перевозках, должен опубликовать, не позже, чем за две недели до открытия линии условия перевозки, тариф и расписание движения автобусов на всех территориях, на которых будет производиться остановка для посадки и высадки пассажиров. Прекращение или ограничение по инициативе перевозчика перевозок на регулярной автобусной линии допускается только при условии уведомления о таком решении компетентных органов стран, по территории которых проходит эта линия. Водитель автобуса, который осуществляет международные перевозки по автобусной линии, обязан иметь заверенные оригиналы разрешений стран, по территории которых проходит маршрут.

Разрешений на нерегулярные перевозки пассажиров не требуется только в том случае, если группа одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе в продолжение всей поездки.

Международные перевозки.

Если автобус осуществляет рейс по международным маршрутам, то он должен быть оборудован мягкими откидными сиденьями, а также иметь багажное отделение. То есть, если Вы планируете открыть бизнес на автобусных перевозках и сделать акцент на международных маршрутах, то Вам понадобится намного больше вложений. Так как автобусы должны соответствовать конкретным нормам.

Те автобусы, которые выполняют международные перевозки, должны иметь надписи фирменной принадлежности и боковые указатели с наименованием начального, основных промежуточных и конечного пунктов маршрута. Надписи на маршрутных указателях должны быть сделаны на белом фоне буквами красного цвета, на двух языках государств начального и конечного пунктов.

Более того, все документы, которые являются обязательными для осуществления международных перевозок пассажиров, должны постоянно находиться у экипажа автобуса и предъявляться по требованию должностных лиц, осуществляющих контроль.

Резюме бизнес плана по открытию туристического автобуса с нуля

Данный проект – это план создания частного предприятия по организации туристического автобуса за 24 месяца. Прежде всего, перечислим ключевые пункты процесса создания бизнес плана запуска туристического автобуса бизнес план с нуля.

В первую очередь возникает Идея проекта, и Цели проекта, такие как:

  1. Создание предприятия с высоким .
  2. законным способом, с указанием юридического адреса, паспортных данных руководителя и учредителя проекта, данных о сотрудниках.
  3. Удовлетворение спроса потребителей на заполнение ниши развлечений, оказании оздоровительных услуг, организация безопасных путешествий, а также организации досуга граждан.
  4. Предоставление возможности совершить путешествие и организовать досуг.
  5. Поиск и заключение договоров с инвесторами.
  6. Стоимость проекта: 2 070 000 руб.
  7. Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 2 070 000 руб.
  8. Для реализации проекта предприятию необходимо взять кредит в размере рублей на 24 расчетных месяцев с нормой дисконта 14%.
  9. Сроки окупаемости: 2 года.
  10. Доход инвестора составит составит 278 141,76 руб.
  11. Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.
  12. Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока. Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.
  13. Заложенная процентная ставка по заемным средствам 14 %. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.
  14. Общая сумма начисленных процентов составит 278 141,76 рублей.
  15. Срок окупаемости с начала реализации проекта 2 месяца.
  16. Срок окупаемости с учетом дисконтирования 2 года.
  17. Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 65 710 196,23 руб.

Этапы проекта

Этапы проекта Условия выполнения Сроки выполнения
Начало проекта 12 — 24 месяца
1 месяц проекта 1 -30 банковских дней
Получение кредита Наличие соответствующего пакета документов 30 календарных дней
Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах Заключение инвестиционного

договора

1-30 календарных дней
Подбор местоположения и оформление документации Предварительные работы 30 календарных дней
Покупка оборудования Заключение инвестиционного договора 1-30 календарных дней
Найм персонала Производственная деятельность 1-30 календарных дней
Обучение персонала Окончание этапа организации производственного процесса 1-30 календарных дней
Проведение маркетинговой компании 360 календарных дней 1-360 календарных дней
Окончание проекта 12 — 24 месяцев

Документация, обязательная для изучения перед стартом деятельности

  1. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
  3. Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности

Алгоритмы действия, прописанные в бизнес плане туристического автобуса

В бизнес плане туристического автобуса прописаны следующие алгоритмы действий для начала бизнеса:

  1. Способы и методы анализа целевой аудитории, составление портрета идеального клиента, его уровень платежеспособности.
  2. Регистрация бизнеса в государственных надзорных и налоговых органах.
  3. Найм квалифицированных сотрудников, способных выполнить пожелания клиента и быть готовыми к работе. Еще одной статьей расходов считается найм сотрудников. Специалисты будут занимать вакантные должности на конкурсной основе, являясь сотрудниками общего, обслуживающего и временного характера с достойной конкурентоспособной оплатой. Кандидатуры претендентов на должности будут рассматриваться в течении 30 календарных дней.
  4. Услуги, оказываемые предприятием.
  5. Выбор формата работы предприятия.
  6. Приобретение/аренда/лизинг комфортабельного экскурсионного автобуса.
  7. Регистрация бизнеса в соответствующих органах.
  8. Разработка экскурсионного маршрута.

Расходы проекта

В странах Европы бизнес на туристических автобусах регламентируется определенными законодательными актами, которые отсутствуют в РФ. Так, нет порога минимально комфортной техники для перевозки пассажиров. Поэтому большинство российских бизнесменов предпочитают использовать автобусы зарубежного производства. Туристические автобусы, работающие на территории Российской Федерации, должны быть в обязательном порядке застрахованы. При этом дополнительно страховку должно получить каждое посадочное место для пассажира. Наличие полиса ОСАГО обязательно. Аналог этим документам в странах Европы – т.н. «гринкард»

Собственный автопарк потребует не только значительных первоначальных затрат, но и постоянно будет требовать ухода и ремонта. Статья переменных расходов будет зависеть от числа выездов и расстояния, которое проехали автобусы. Для перевозки 8 и более пассажиров, необходима лицензия, иначе бизнесмену грозят крупные штрафы.

К постоянным расходам можно отнести такие пункты финансового бизнес плана

  • Денежное вознаграждение водителям (постоянным или нанятым на основе договора аутсорсинга, также зарплата может зависеть от сезона).
  • Расходы на содержание водителя (согласно договору).
  • Вознаграждение для обслуживающего персонала, который путешествует вместе с водителем и обеспечивает поддержку в эксплуатации автобуса.
  • Оплата техобслуживания автопарка как в период простоя так и во время активной эксплуатации.

Расходы проекта (в руб.)

Наименование статьи расходов Стоимость
Кол-во (шт) в месяц в год Единовременная покупка Итого расходы в год
Приобретение автобуса 1 1 447 000 1 447 000
Постоянные затраты на ГСМ и обслуживание 1 100 000 1 200 000 1 200 000
Постоянные затраты на рекламу 12 45 000 540 000 100 000 540 000
Зарплата 12 220 500 2 646 000 2 646 000
— в т.ч. налоги 12 70 500 846 000 846 000
Непредвиденные расходы 154 700 154 700
Итого: 365 500 4 386 000 1 701 700 5 987 700

К переменным расходам можно отнести

  • Цену горюче-смазочных материалов.
  • Приобретение запасных частей и ремонт автобусов.

Основные уплачиваемые налоги

Формат работы и услуги, оказываемые предприятием

Разработка маршрутов – это может быть путешествие как в пределах одного туристического города/области, так и полноценный многодневный тур с посещением например или .

От формата работы будет напрямую зависеть сумма первоначальных вложений и будущие прибыли. Чтобы сэкономить на оплате труда и на налоговых отчислениях за сотрудников, по договору аутсорсинга можно нанимать таких специалистов как бухгалтер, дизайнер, экскурсовод, гид-сопровождающий.

Что может входить в стоимость экскурсионного автобусного тура (пакет «Стандарт», однодневный)

  1. Услуга по перевозке на автобусе.
  2. Работа экскурсовода.
  3. Гид-сопровождающий (в его обязанности входит организация группы, решение вопросов с поселением, питанием, размещением, решение всех организационных вопросов, связанных с путешествием, оформление страховки, регламент ).
  4. Если тур проводится несколько дней, дополнительно оплачивается ночевка.

Проблемы и риски, связанные с бизнесом на автобусных экскурсиях

  1. В сети есть множество предложений от частных транспортных компаний и агентств. Красивый сайт не всегда дает точное представление о том, как техника покажет себя в процессе работы. На сайте описание автобуса и реальное положение дел может не совпадать – например, наличие/отсутствие кондиционера. Лучше, если представитель вашей фирмы сможет проверить все пункты на соответствие, и только потом нужно выпускать арендованный автобус в ваш экскурсионный рейс
  2. Водители, нанятые по договору аренды транспорта, могу пренебрегать запретом разговаривать по телефону во время движения. Также водитель может курить, что нравится не всем пассажирам, особенно с детьми.
  3. Форс-мажорные обстоятельства – арендованный автобус не был предоставлен вовремя, в оговоренные в договоре сроки.
  4. Забронированные заранее номера в отелях могут быть предоставлены клиентам по завышенной цене в высокий сезон.
  5. Нанять опытного экскурсовода, который способен оживить рассказ интересными фактами и непринужденно пообщаться с экскурсантами довольно сложно, иногда возникает «текучка» кадров.
  6. С музеями необходимо договариваться заранее — нельзя допускать объединения нескольких групп – это сильно отражается на качестве услуги.
  7. Маржинальность в такиом виде бизнеса может достигать 20%, однако стандартная группа может не добрать 15 и более человек. В таком случае не стоит отменять поездку – это значительно снизит лояльность клиентов, а придумать способ заработать недостающие средства за счет другой группы или предложить допуслугу за доплату. Отмена маршрута должна быть крайней мерой – можно также попробовать предложить другую разработку поездки или вернуть клиентам часть средств.

Актуальность бизнеса

Бизнес, основанный на предоставлении услуги по организации автобусного тура на комфортабельных автобусах это прибыльно и увлекательно. Клиентам всех возрастов нравится бывать , узнавать новое, делать красочные фото и видео, делиться впечатлениями с друзьями. Автобусный тур, который приносит стабильную прибыль и приток новых клиентов должен быть спланирован таким образом, чтобы экскурсанты за короткое время смогли охватить наибольшее количество достопримечательностей и памятных мест.

Согласно статистике, всего за прошедший год россияне совершили 28 604 030 поездок в страны дальнего и ближнего зарубежья, что на 31,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Рис. 1. ТОП-20 выездных направлений по числу поездок российских граждан в 2017 году (за исключением стран СНГ, Грузии, Абхазии и Ю.Осетии)

Рис.2. ТОП-20 выездных направлений 2017 года («классический туризм» с целью отдыха и культурно-познавательными целями)

Обращайте внимание на новые законодательные акты. Так, в 2013 году был принят и подписан законопроект, обязующий туроператоров обновить автобусные парки. У действующих бизнесменов было несколько лет для того, чтобы обновить автопарки. Новые правила касаются перевозки детей и предписывают обновление автопарка один раз в 10 лет. Законопроект вступит в силу с1 января 2018 года и будет запрещать транспортировку детей на автобусах, которым более 10 лет.

Многие эксперты склоняются к мнению, что данная мера не является мерой повышения безопасности, а только заставит бизнесменов тратить больше средств или закрывать экскурсии, что негативно скажется на объеме предложений и снижении возможности с пользой провести школьные каникулы и праздничные дни.

Согласно статистическим данным, только в Санкт-Петербурге, детские группы обслуживает около 1 000 автобусов. Около трети из них старше 10 лет, и попадает под действие запрета. К 2020 году право перевозить пассажиров школьного возраста останется только у 50% существующего автобусного парка. В других регионах лишатся права осуществления детских перевозок до 90% транспорта. Самый доступный по цене новый автобус китайского производства обойдется бизнесмену в 9 000 000 рублей, от европейских или отечественных производителей – 18 000 000 рублей. Таким образом, срок окупаемости турбизнеса на перевозках станет равен 15-ти годам, кроме того, получить приемлемые проценты у банка для такого вида предпринимательской деятельности сегодня крайне сложно. Потеря оборота уже сейчас заставляет бизнесменов поднимать цены на свои услуги, так, по сравнению с прошлым годом, стоимость аренды выросла на 20%, до 1 800 рублей в час.

Таким образом, количество экскурсий может значительно сократиться, а размер выручки в низкий сезон существенно упасть. Существенной проблемой для бизнеса становится также ужесточение правил согласования поездки. По словам экспертов, автобусы старше 10 лет, вполне способны обслужить большой пассажиропоток при условии своевременного технического осмотра, замены деталей, ГСМ и правильном обслуживании.

При этом, подобные законопроекты значительно поддерживают отечественный автопром и возрастание здоровой конкуренции – рынок вынуждены будут покинуть мелкие туристические фирмы, деятельность которых была направлена преимущественно на работу с детскими группами, остальные турфирмы смогут компенсировать затраты за счет перевозок взрослых групп.

В высокий зимний сезон ожидается прирост числа клиентов до 10%. Статистика утверждает, что число заказов на детские организованные групповые экскурсии в северной столице упало в два раза. Школьная администрация опасается брать на себя повышенную ответственность, а транспортные компании не желают оплачивать крупные штрафы.

Напоминаем, что правила перевозки детей также были ужесточены требованиями приказа МВД России № 941 о порядке подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами от 30 декабря 2016 года, вступившие в силу 1 апреля. Так, согласно приказу, организатор перевозки детей обязан уведомить о проведении экскурсии ГИБДД, указав кол-во перевозимых детей, программу маршрута, а также полную информацию о самом автобусе, водителе, владеющей автобусом транспортной компании, а также самом организаторе.

Ранее уведомления об осуществлении перевозок направлялось турфирмами в управление ГИБДД, то теперь его необходимо отсылать в районные подразделения по месту начала перевозки. При этом подача документации по электронной почте доступна не во всех регионах. Подразделения ГИБДД могут работать по очень неудобному графику. После рассмотрения уведомления о перевозке, разрешение на нее могут и не выдать. Также работает система штрафов за подачу уведомления не по образцу или несвоевременной подаче.

Законопроект также не предусматривает форс-мажорные обстоятельства: так, невозможно заменить заболевшего водителя, так как информация о нем подается за 2 суток до осуществления поездки. Согласно действующему законодательству, за нарушение правил перевозок детей днем предусмотрен штраф для водителя в размере 3 000 р. рублей, для должностных лиц – 25 000 р., для юрлиц – 100 000 р. Представители отрасли говорят о том, что стоимость оказываемых услуг возрастет в несколько раз. Уже сегодня родители школьников платят 20 000 р. за 5-дневный тур.

Средняя заработная плата водителя экскурсионного автобуса:

Оборудование

Основным оборудованием в данном виде бизнеса станет автопарк — собственный или арендованные у транспортной компании автобусы.

Сиденье туристического автобуса

  1. Регулируемый подголовник.
  2. Металлический каркас-основание.
  3. Пластиковое основание.
  4. Эргономичные опорные поверхности с мягкой тканевой обивкой.
  5. Трех-и двухточечный ремень безопасности.
  6. Откидной столик.
  7. Складной подлокотник.
  8. Сетка для личных вещей пассажиров.
  9. Дополнительное оборудование.
  10. Регулятор наклона подушки сидения.
  11. Регулятор отвала спинки сидения.

Полезная документация для изучения

Целевая аудитория

Увеличить прибыль можно, ориентируясь на клиентов со средним уровнем достатка – таких граждан большинство в нашей стране, и многие из них решаются позволить себе приобрести путешествие на автобусе вместе с семьей.

Кроме того, родители школьников с радостью отправляют в автобусные организованные туры детей с целью и организации досуга на каникулах. Такой вид отдыха считается достаточно не затратным и познавательным. Пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых сравнительно недавно, и сохраняющие активный образ жизни, и жизненную позицию, также с большим удовольствием отправляются в длительные автобусные туры по стране или даже за рубеж.

Спрос на автобусные туры в комплексе с другими услугами и повышенным уровнем сервиса, остается стабильно высоким, а это значит, что начинающий бизнесмен может хорошо заработать на таком виде предпринимательской деятельности.

Обычно организация автобусных туров входит в список услуг крупных туроператоров, что позволяет значительно расширить клиентскую базу и получить большую прибыль.

Чтобы спрос на вашу услугу оставался высоким, необходимо обратить внимание на уровень сервиса и профессионализм персонала. Сегодняшний клиент стал гораздо более взыскательным – сильные конкуренты предлагают хороший сервис и ряд дополнительных услуг, различные программы лояльности и другие триггеры для потенциальных клиентов, и, если предложение конкурирующей организации покажется клиенту более привлекательным, он уйдет к нему. Люди сейчас внимательно считают деньги в своих карманах, и рассчитывают получить максимально выгодные предложения по минимальной цене, поэтому на старте необходимо заручиться поддержкой инвесторов и партнеров по бизнесу на взаимовыгодных условиях.

Ключевые моменты, на которые обращает внимание клиент при бронировании тура

  1. Организация комфортного переезда.
  2. Услуги гида/экскурсовода/аниматоров для туров с детьми.
  3. Условия проживания и питания (касается многодневных туров).
  4. Получение дополнительных услуг в рамках тура (гастро-тур или шоппинг).

Данный вид бизнеса является весьма капиталоемким и рискованным. Для того, чтобы привлечь выгодных бизнес-партнеров или инвесторов, следует разработать качественный бизнес план туристического автобуса. Государство часто оказывает поддержку молодым предпринимателям, однако гранты чаще получают производственные сферы экономической деятельности или научные/технические разработки. Поэтому покупка автопарка, его регистрация в надлежащих управляющих органах, обеспечение его ремонта и эксплуатации, а также обеспечение безопасности клиентов, полностью ляжет на плечи предприятия.

По оценкам экспертов, наиболее часто стартаперы выбирают не приобретение собственного автобусного парка, а заключение договора аренды с транспортной компанией, которая предоставляет автомобили для проведения экскурсий на определенный срок. Для того чтобы обеспечить достойный сервис для граждан России и гостей страны, выбирайте проверенный транспорт.

Если позволяет сумма первоначальных вложений, для формирования автопарка можно закупить т.н. стоковые автобусы из Европы – тамошнее законодательство обязует обновлять автопарки 1 раз в пять лет. Так за сравнительно небольшие деньги можно получить качественный транспорт.

Экскурсионная группа в составе примерно 15 человек принесет владельцу экскурсионных автобусов до 20 000 рублей. В низкий сезон можно сдавать автобусы в аренду агентствам праздников, в качестве транспорта для свадеб, корпоративов и других целей. Также можно нанять специалистов, которые смогут организовать выездные туры звезд спорта или эстрады, или заняться организацией выездных туров из-за границы.

Бизнесмены, дело которых уже приносит стабильный доход, могут оформлять сделки купли-продажи нового транспорта производства Европы или США. Новый автобус такого формата обойдется примерно в около 250 000 евро на условиях лизинга при условии обеспечения полной занятости транспорта.

Сезонный бизнес на автобусных экскурсиях

Высоким сезоном для такого вида является период с весны по начало осени. Зимой автопарк может принести ровно столько средств, что их хватит на покрытие текущих расходов. Это значит, что основная масса дохода и возможность выплачивать проценты по кредитам придется на летние месяцы. Полное погашение задолженностей наступает через пять лет с момента регистрации бизнеса.

Лучшим вариантом станет подготовка экскурсионного пакета за несколько месяцев до старта бизнеса – так вы сможете начать активную работу сразу после получения всех необходимых разрешений, и автопарк не будет простаивать. В низкий сезон также можно организовать школ и вузов. Большая рентабельность наступает в период, когда желающих посетить экскурсию становится больше, чем изначально планировалось бизнес-планом.

Как взять экскурсионный автобус в аренду?

Аренда автобуса имеет ряд преимуществ

  1. Не нужно брать кредит под большие проценты.
  2. Отсутствуют дополнительные пошлины на ввоз экскурсионного автобуса.
  3. Оформление документации проходит гораздо быстрее и легче.

Стоит, однако отметить, что аренда комфортабельного автобуса от ведущих европейских производителей обойдется в 2 000 рублей в час.


Для стран Европы такая цена считается непомерно низкой, учитывая, что зарубежной стороной выполняются все требования и регламенты касательно обеспечения безопасности пассажиров, должного технического состояния автомобиля и работы, которую выполняет квалифицированный водитель с определенной категорией вождения.

При этом и пассажиры, и гиды, равно как и другие сотрудники компаний-турфирм чувствуют себя более защищенными от возникновения форс-мажорных ситуаций и денежных трат, которые они могут за собой повлечь. Наши граждане не всегда могут себе позволить дорогостоящий экскурсионный тур формата «all inclusive». Водители таких автобусов получают достойное вознаграждение за свою работу, и уверены в том, что у них есть время для отдыха и восстановления сил, следовательно, значительно снижен риск попадания в аварийно опасную ситуацию по причине усталости водителя. А на транспортных средствах установлены специальные датчики — ограничители времени движения в сутки, которые не дадут запуститься двигателю в неурочное время. установлен.

При этом Россия гораздо сильнее испытывает потребность в качественном экскурсионном транспорте, тогда как европейские с удовольствием путешествуют на личном автомобиле или заказывают караванинг-туры. Чаще всего туры на комфортабельных автобусах заказывают люди почтенного возраста и родители школьников.

Продвижение бизнеса

Сегодня наиболее эффективными рекламными инструментами считается SEO-оптимизация и контекстная реклама, а также социальные сети. Чтобы название фирмы оставалось на виду и его запоминали потенциальные клиенты, стоит обратить внимание на бигборды и ситилайты. Согласно заверениям экспертов, реклама в печатных изданиях не дает такой сильной отдачи как ранее, однако хорошо работает раздаточная полиграфия, которая положительно влияет на имидж.

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.


Более того, с точки зрения финансов маршрутки - это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.

В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки - это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.