Введение электронных классных журналов в школах. Ведение двух учебных журналов: рабочая необходимость или бесплатный труд педагога? Как оплачивается работа в системе электронных журналов

На практике с введением в школе системы электронных дневников общая нагрузка на учителя возрастает. Поэтому первый вопрос, который возникает в данном случае, касается оплаты учителям за ведение электронных дневников и журналов успеваемости. Это связано как с появлением дополнительных обязанностей, так и с недостаточной комплектацией рабочих мест в некоторых школах. Если образовательное учреждение соблюдает установленный законодательством порядок, то отказаться от данной обязанности учителя не вправе.

Разберемся, в чем же состоит этот порядок. Ответ содержится в нормах Трудового кодекса РФ и письме Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07.

В связи с изменениями определенных условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, необходимо перевести учет учебной деятельности в электронный вид. Работодатель обязан уведомить работника об этом в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 Трудового кодекса РФ). Если сотрудник не согласен работать в новых условиях, необходимо в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу. Это может быть либо вакантная должность, либо работа, соответствующая квалификации сотрудника. А также вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. Если вакансий нет или сотрудник от предложенных вариантов отказался, его можно уволить на основании пункта 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Когда доплаты отменяются

Работнику может быть поручено выполнение наряду с основной работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или той же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). Поручаемая дополнительная работа по той же профессии (должности) осуществляется путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Понятие «увеличение объема работ» в законодательстве не расшифровано.

Рассмотрим такую ситуацию. В школе не применялись электронные дневники, и соответственно у учителей не было обязанности вести их. Нужно ли тогда фиксировать увеличение объема работ и начислять доплату учителю после перехода на систему электронных дневников? На данный вопрос следует ответить отрицательно.

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н предусматривает среди должностных обязанностей учителя осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания. Причем в условиях информационно-коммуникационных технологий. То есть ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся.

Можно сделать вывод, что ведение электронных дневников представляет собой часть трудовой функции учителя. Поэтому нет оснований начислять доплату в порядке статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Как отразить затраты на интернет

Применение электронных дневников невозможно без подключения к интернету. В связи с этим возникают затруднения по поводу его оплаты и ограничения трафика.

Бухучет расходов

В настоящее время правила использования статей КОСГУ установлены в разделе V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н). В данном документе приведена специальная подстатья КОСГУ для отражения услуг связи – 221.

Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», под услугой связи следует понимать деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Таким образом, затраты на доступ к интернету и обслуживание адреса электронной почты относятся к расходам на оплату услуг связи.

Бюджетное учреждение оплачивает расходы на доступ к интернету за счет субсидий. В федеральных бюджетных учреждениях размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания (п. 10 Положения о формировании государственного задания… утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671). Аналогичные правила предусмотрены в региональных актах в отношении муниципального задания. В качестве примера можно привести пункт 3.2 Порядка, утвержденного постановлением администрации городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области от 7 апреля 2014 г. № 141.

Документом, определяющим направления использования образовательным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности. Он составляется и утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н).

Согласно положениям пункта 11 Требований № 81н, плановые показатели формируются учреждением в разрезе определенных видов выплат, в том числе на оплату услуг связи. Таким образом, если в указанном плане ФХД предусмотрены расходы на оплату услуг интернет-связи, то бюджетное учреждение вправе их оплачивать за счет субсидий, выделенных на выполнение госзадания.

Как учитывать расходы на электронные дневники, покажем на примере,

Пример
Общеобразовательная школа оплачивает затраты на доступ к интернету за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. Ежемесячно до 20-го числа текущего месяца провайдеру перечисляется аванс в сумме 500 руб.

В учете учреждения сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс провайдеру*

4 206 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по услугам связи»

4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Отражены затраты на доступ к интернету

4 302 21 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по услугам связи»

4 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»

Зачтен перечисленный ранее аванс

4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»

4 206 21 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по услугам связи»

* Сумма уплаченного провайдеру аванса за услуги интернет-связи отражается также на забалансовом счете 18.

В рассмотренном примере школа оказывает один вид услуг, затраты осуществлены на доступ к интернету. Поэтому они отнесены к прямым расходам на счет 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг». Однако если учреждение оказывает несколько видов образовательных услуг и интернет используют не только учителя для ведения электронных дневников, но и, например, бухгалтер для сдачи отчетности через телекоммуникационные каналы связи, то может быть применен другой счет.

Так, затраты, не имеющие прямой связи с конкретной услугой, учитывают в накладных расходах на счете 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг».

Если в учреждении издается приказ, содержащий список должностей, работа на которых требует выхода в сеть, то у бухгалтера не будет проблем с выбором счета, на который относятся затраты.

Лимит трафика

Крайне важным является вопрос: надо ли школе в договорном порядке определить с провайдером ежемесячный размер трафика? Такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена. Данный момент в большей степени относится к сфере организации руководством бюджетного учреждения контроля за соблюдением производственного характера затрат на интернет.

Ограничить доступ к сети только образовательными целями, а значит и расходы на электронные дневники, можно с помощью программных средств. При этом блокируется выход на сайты, не относящиеся к учебному процессу, или, наоборот, разрешается доступ только к тем узлам сети, которые к нему относятся непосредственно.

Если установленный лимит трафика все же будет превышен, то бухгалтеру следует перераспределить средства на увеличение расходов на услуги связи по доступу к интернету.

В законодательстве РФ не сказано, что плановые показатели по выплатам должны соответствовать по объему и назначению нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Поэтому в случае экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, эти средства можно перераспределить в зависимости от потребности учреждения, в том числе на увеличение расходов на оплату услуг связи. На это обращено внимание в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293. Вместе с тем, как отмечено в данном письме, такое перераспределение не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в госзадании.

Мы рекомендуем издать по образовательному учреждению приказ, содержащий список должностей, работа на которых требует выхода в сеть. В этом случае при превышении трафика у бухгалтера не будет возникать затруднений с выбором счета, на который относятся затраты.

Н. Фимина ,
главный специалист-эксперт управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства

Для работы нам понадобится- Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 536); - Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» (далее – письмо Минобрнауки). Практически все педагоги образовательных организаций сталкивались с ситуациями, когда администрация, прикрываясь словами о переходном периоде, производственной необходимости и т.д., заставляла вести одновременно учебный журнал в электронной и бумажной форме. Так вот, данное требование незаконно и противоречит нормам права. Согласно абз.3 п. 2.3 Приказа № 536 в образовательной организации осуществляется ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме. То есть Минобрнауки само исключает одновременное ведение двух журналов, зато администрации школ успешно это практикуют. В письме Минобрнауки подробным образом описывается процедура внедрения электронного журнала. Так, согласно письму, вводится переходный период, во время которого приводится в порядок нормативная база и создается материальная база для использования электронного журнала (компьютеры, интернет и т.д.). Далее создается рабочая группа, которая занимается наполнением электронного журнала и тестирует его. В рабочую группу включаются работники образовательной организации на основании приказа директора, а так как эта работа не входит в должностную инструкции, то она должна дополнительно оплачиваться. Все остальные сотрудники проходят обучение работе с электронным журналом. В переходный период с электронным журналом работает ограниченный круг лиц, которые поименованы в приказе директора, все остальные ждут только своего обучения (повышения квалификации). Более того, для наглядности приведу цитату из письма Минобрнауки: «…При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».Проект объяснительной записки учителя, который не заполняет электронный журнал параллельно с бумажным, не отмененным в образовательной организации: Я, Иванов Иван Иванович, не вношу данные в электронный журнал образовательной организации в связи с тем, что не был включен в рабочую группу по внедрению электронного журнала в порядке, предусмотренном ст. 60.2 ТК РФ, не давал письменного согласия на выполнение дополнительной трудовой функции, более того, не получаю за это доплату.Абз.3 п.2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» предусматривает ведение учебных журналов и дневников обучающихся в образовательной организации исключительно или в бумажной, или электронной форме. Источник - проект «Омбудсмен образования»

Добрый день.

В соответствии с Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

III. Должности педагогических работников

Учитель

Должностные обязанности.

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

«Этот достаточно серьезный вопрос. Речь идет о соблюдении Трудового Кодекса РК. Не должны учителя бесплатно заносить информацию в базу данных частной компании. Хотя некоторые убеждены что раз учитель работает в школе, он обязан выполнять такие поручения. Но в данном случае эта работа не предусмотрена стандартными трудовыми обязанностями Гражданского Служащего.

Есть несколько требований Кодекса которые должны быть соблюдены:

1) В статье 7 Кодекса есть понятие «Принудительный труд». Он означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. То есть заставлять учителей что то делать не оформив это документально запрещено.

2) Остается одно - включить это в Трудовой договор. У работающих учителей в Трудовом Договоре не было требования заполнять электронный журнал. А по Кодексу нельзя требовать исполнять то чего нет в Договоре. Поэтому надо исполнять статью 46. Изменение условий труда

1. В связи с изменениями в организации производства, связанными с реорганизацией или изменением экономических, технологических условий, условий организации труда и (или) сокращением объема работ у работодателя, допускается изменение условий труда работника при продолжении им работы в соответствии с его специальностью или профессией, соответствующей квалификации. При изменении условий труда вносятся соответствующие дополнения и изменения в трудовой договор.

2. Работодатель обязан письменно уведомить работника об изменении условий труда, произошедшем по причинам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за пятнадцать календарных дней, если трудовым, коллективным договорами не предусмотрен более длительный срок уведомления.
Ну и соответственно за это нужно платить. Если есть деньги.

3) Если мы требуем что бы учителя заполняли электронный журнал, то в соответствии с кодексом Работодатель Должен «обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей, за счет собственных средств». Иными слова дать учителю возможность использовать подключенный к интернету рабочий компьютер. А насколько я знаю в школах пока обеспечить не могут. Это уже статья 23. Основные права и обязанности работодателя.

С точки зрения развития равной конкуренции бизнес структур, тоже есть вопросы. Так например почему только у одного частного проекта есть такая поддержка, что заставляют учителей в свободное время заполнять информацию. Во первых это бизнес. Значит цель заработать. Тогда надо делиться - то есть платить тем кто создает эту базу данных. Или в каждой школе надо содержать оплачиваемых операторов.

Иначе будет не совсем честная конкуренция с другими сервисами.

Вот почитайте «Форум на российском сайте» в России откуда и привезли нам аналог Дневник.РУ есть доплата за двойное ведение документации. Если бумажный журнал оплачивается из бюджета и его заполнение это обязанность учителя, то выставление оценок в электронный дневник это уже сверхурочная работа. Доплата в разных регионах России разная примерно от 3 тыс до 8 тысяч рублей. Если перевести на тенге то по аналогии у нас должно быть от 15 тыс до 40 тысяч тенге. В этом случае учителя могут сами найти компьютер и забить туда информацию в личное время.

Если мы у них скопировали программу надо скопировать и оплату.

Правительству и Прокуратуре нужно отрегулировать этот вопрос.

Кстати средняя заработная плата учителей в России 33 тысячи 300 рублей. Это примерно 165 тысяч тенге. У нас получают почти в два раза меньше. Поэтому и нагружать казахстанских учителей дополнительной работой без оплаты видится не правильным

Мурат Абенов, председатель Наблюдательного совета Национальной Ассоциации SERPIN