Менеджмент в культуре кем работать. Менеджер социально-культурной деятельности и его роль в организации свободного времени

Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Квалификация : Академический бакалавр

Виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности:

  • творческая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-методическая;
  • проектная;
  • педагогическая.

Что умеет бакалавр социально-культурной деятельности?

  • занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;
  • организует досуг разных групп населения;
  • осуществляет социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, способствует социальной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помогает в семейном воспитании детей;
  • осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры;
  • продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;
  • разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной культурной политики;
  • проводит научные исследования социально-культурной деятельности и экспертизы проектов социально-культурной направленности;
  • преподает теоретические и практические дисциплины в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.

Где работает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • учреждения туризма и отдыха;
  • дома культуры;
  • дома отдыха;
  • клубы, досуговые и культурные центры различных форм;
  • парки культуры и отдыха;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • социальные и социально-реабилитационные центры;
  • средства массовой информации;
  • издательства;
  • музеи;
  • учреждения общего, дополнительного и профессионального образования.

Кто учит бакалавров социально-культурной деятельности?
Подготовкой бакалавров социально-культурной деятельности занимается кафедра социально-культурной деятельности.

Среди преподавателей кафедры:

  • Н.В. Погорелова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Почетный работник сферы молодежной политики);
  • В.С. Русанова (кандидат педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ; Лауреат премии Губернатора Челябинской области);
  • Т.П. Степанова (кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ);
  • С.Г. Рубцов (кандидат педагогических наук, доцент, декан Института заочного обучения);
  • В.М. Рябков (кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, Заслуженный работник высшей школы РФ);
  • Б.С. Сафаралиев (доктор педагогических наук, профессор);
  • С. В. Богдан (кандидат педагогических наук, доцент);
  • и другие

Какие предметы изучает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • теорию и историю социально-культурной деятельности;
  • педагогику досуга;
  • историю искусств;
  • основы культурной политики;
  • менеджмент социально-культурной деятельности;
  • режиссуру;
  • маркетинг;
  • экономику индустрии досуга;
  • продюсерское мастерство;
  • технологии социально-культурной анимации и рекреации
  • и многое другое.

Вернуться назад на

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления -- сопричастного менеджмента.

2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере -- это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.

6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.

Профессиональная компетентность по своей сути тесно соприкасается с таким понятием, как "знание": доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей. .

Классифицируя указанные виды знаний, нетрудно установить, что профессиональную компетентность менеджера определяют:

Методологические знания (знание общих принципов познания явлений и процессов);

Теоретические знания (знание конкретных моделей и конструкций профессионального управления и его возможных трансформаций);

Технологические знания (знание способов, методов, средств и форм построения управленческих действий).

Единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с практическим опытом рождают и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу профессионального мастерства.

Основные функциональные обязанности менеджера социально - культурной сферы:

1. Создание благоприятной культурной среды

2. Выявление, удовлетворение духовных интересов и потребностей различных групп

3. Разработка и реализация различных культурных программ

4. Стимулирование инновационных процессов

Менеджер - технолог социально - культурной деятельности должен уметь:

Вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры;

Формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

Обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности;

Осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры;

Конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения;

Эффективно использовать искусство живого слова; наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия;

Оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности;

Прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга;

Разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы;

Изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятельности;

Менеджер - технолог социально - культурной деятельности должен владеть навыками:

Изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

Культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство);

Организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

Дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности; создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

Проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ.

Менеджер социально-культурной деятельности как организатор свободного времени

Человек всегда стремился управлять своим временем, поддерживать такой распорядок дел, который бы включал в себя как можно больше значимых, важных для него занятий и исключал бы пустое, бессмысленное времяпровождение. Время - специфический предмет, не желающий ждать, пока мы придумаем, как его лучше использовать. Неиспользованное время не сохраняется, подобно деньгам, а исчезает бесследно.

Управление временем в самом общем смысле предполагает поддержание оптимального ритма, режима жизнедеятельности, регулирование последовательности отдельных её фаз и периодов, обеспечение синхронности или, напротив, разведенности во времени различных видов деятельности. Управлять временем - значит пользоваться им с наибольшим эффектом, уметь реализовать вновь открывающиеся возможности.

Задача управления свободным временем - сравнительно новая для социальной науки и общественной практики. В связи с ней встает, прежде всего, вопрос о возможности и целесообразности такого управления. Ведь если свободное время является по своей сути временем свободного выбора, удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, то регулирование его извне означает, по крайней мере частично, утрату им этой своей сущности. Прямое внешнее регулирование свободного времени осуществляется лишь по отношению к людям, не достигшим социальной зрелости, умалишенным или преступникам. Предписывать способ проведения досуга нормальному взрослому человеку - значит ущемлять его достоинство.

Но нельзя не учитывать и другой стороны вопроса. Содержание досуга, хотя и обусловлено характером, склонностями, выбором человека, довольно жестко детерминировано характером окружающей его социокультурной среды. Каждый человек выбирает, как ему распорядиться своим свободным временем. Он может сделать этот выбор самостоятельно, исходя только из своих внутренних духовно-нравственных потребностей, но может делать выбор и под мощным давлением социализирующих факторов, которые соответствуют сложившимся на данный момент общественным потребностям. Именно свободное время индивида является той точкой, в которой пересекаются духовно-нравственные потребности индивида и социально-культурные потребности общества.

Сама идея досуга предполагает свободное, непринужденное времяпровождение, выключение некоторых контролирующих и сдерживающих механизмов сознания, которыми направляется деятельность в процессе труда. Поэтому в свободное время человек находится не в меньшей, а в большей зависимости от среды, чем в рабочее время, хотя не всегда осознает это.

В досуге человек склонен предъявлять к себе и своей деятельности повышенные требования, которые он все же не может реализовать без помощи извне. Отсутствие места для спортивных занятий или соответствующих культурных учреждений блокирует потребности досуга, потребности общения, обрекая человека на пассивность и скуку. И наоборот, культурная среда, организованная с учетом этих потребностей, позволяет ему полнее отдыхать, жить насыщенной духовной жизнью. .

Таким образом, необходимо организовывать досуг. А значит, что общество нуждается в специалистах - организаторах культурно-досуговой деятельности. Организаторы культурно-досуговой деятельности должны обладать совокупностью профессиональных качеств и навыков, чтобы успешно осуществлять организацию досуга населения.

Одним из главных свойств профессионального мастерства менеджеров-организаторов свободного времени является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области досуга характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-досугового процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном значении. Соответственно подготовка менеджера-постановщика культурно-досуговых программ в университете охватывает весь цикл работ над культурно-досуговой программой - от идеи до законченной программы, и дает возможность каждому студенту поработать на всех стадиях цикла: изучения потенциальной аудитории, поиска идеи, разработки сценария, режиссерского решения и его воплощения.

Оканчивая университет, выпускник получает профессию, которая интегрирована одной общей целью - создавать культурную среду для разумного досуга людей. Эта профессия представляет собой род практической деятельности по решению разного типа культурологических задач и проблем, имеющей свой особый технологический процесс, произведенный своими особыми методами и средствами. Обучаясь по специальности «социально-культурная деятельность», студенты овладевают той областью профессиональной деятельности, которая ограничена предметным полем, включающим проблемы социально-культурного, духовного, нравственного развития общества. Данная специальность имеет достаточно широкое, может быть, чрезмерно обширное предметное поле, и в рамках этой специальности развиваются более узкие области деятельности со своими характерными предметом и методами. .

Организация деятельности учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упорядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятельности различных учреждений культуры.

Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ представляет собой специалиста высшей квалификации в области культуры досуга. Он должен обладать высоким уровнем профессионализма в области современного менеджмента, методики культурно-досуговой деятельности и режиссуры культурно-досуговых программ, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции. Характер деятельности специалиста предопределят глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия, выдающихся мастеров театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, современных тенденций в развитии литературы, искусства, народного творчества.

Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

Менеджера-организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, кооперативных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурологической направленности (менеджмент, организация развлекательных, игровых, просветительских программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т.д.);

Директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста Российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры);

Режиссера-постановщика и сценариста разнообразных культурно-развлекательных, художественно-публицистических, информационных, дискуссионных программ, шоу-программ, конкурсов, концертов-смотров народного творчества;

Методиста-консультанта по вопросам сценарного мастерства, режиссуры и постановочной работы, обобщения и распространения лучших современных отечественных и зарубежных методик культурно-досуговой практики;

Руководителя любительских объединений по интересам, отдельных творческих самодеятельных коллективов (ансамбли бального танца, литературно-поэтические студии), исполнителя в творческих профессиональных коллективах;

Преподавателя дисциплин специальности «культурология», преподавателя специальных дисциплин в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства, институтах, факультетах и курсах повышения квалификации специалистов;

Научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов вузов культуры; научного руководителя по проблемам теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности.

Деятельность менеджера-постановщика культурно-досуговых программ распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.

Этот специалист способен:

Создать условия для включения населения в культурно-творческую, рекреационно-досуговую деятельность в свободное время;

Моделировать разнообразные культурно-досуговые программы;

Прогнозировать культурно-досуговую деятельность людей в условиях свободного времени;

Оказывать методическую помощь работникам культуры, творческим коллективам, любительским объединениям;

Создавать собственный и использовать имеющийся сценарный материал;

Практически реализовать свой режиссерский замысел в постановке культурно-досуговых программ, найдя оригинальный режиссерский ход, образное решение, сценическую атмосферу;

Использовать в режиссерской практике такие средства, как музыкальное оформление, сценографию, световое и пространственное решение;

В постановке культурно-досуговых программ творчески работать с самодеятельными коллективами и профессиональными исполнителями;

Профессионально общаться со сценой, аудиторией в рамках культурно-досуговых программ, импровизировать;

Владеть сценической пластикой (танец, ритмика, сценическое движение), культурой устной речи (техника, художественное слово, ораторское искусство).

Для осуществления этой деятельности менеджер-постановщик

овладевает: знаниями теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности; педагогическими знаниями и умением работать с людьми, в том числе с коллективами и конкретным человеком; знаниями различных вдов искусства, их выразительных средств и языка; драматургии культурно-досуговых программ, форм и методов работы среди различных категорий населения, методики социологических исследований, общей, социальной и возрастной психологии, приемов менеджерской деятельности, маркетинга.

У менеджера-постановщика культурно-досуговых программ хорошо развиты психологические свойства: внимание, восприятие, память, воображение, работоспособность и способность к обучению, обаяние; внешние данные: голос, дикция, мимика, пластика, музыкальность, чувство ритма.

Ему необходимо находить пути финансирование (при необходимости спонсирования) творческих замыслов, знать законы шоу-рынка и уметь применять их на практик.

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Под социально-культурной сферой будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - в сфере культуры действуют самые различные организации.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря - быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот - в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе - применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., - тем выше их социальная значимость).

Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни - не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Специалисты направления являются профессионалами, обладающими фундаментальными теоретическими знаниями в отрасли, высоким уровнем общей культуры и широким кругозором. Выпускники умеют эффективно использовать в своей профессиональной деятельности инновационные социально-культурные методики и технологии с целью обеспечения сохранности культурного наследия и его преумножения. Деятельность будущего специалиста основывается на наиболее актуальных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом профессиональной деятельности выпускника направления становится человек, рассматриваемый как объект социализации и просвещения, инкультурации и воспитания.

Условия поступления

Специалисты сферы СКД осуществляют отбор, хранение, производство и последующее распространение ценностей культуры в рамках региона деятельности на государственном и международном уровне. В задачи будущего специалиста входит планирование, организация и практическая реализация культурной и досуговой деятельности. Абитуриентам, выбравшим данное направление в качестве последующей профессиональной деятельности, необходимо подготовится к сдаче вступительных экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык:
  • литература (профильный);
  • история, обществознание (по выбору учебного заведения);
  • иностранный язык (по требованию вуза).

Будущая профессия

Профессиональная деятельность будущих бакалавров реализуется в области культурной политики, социально-гуманитарного знания, маркетинга, менеджмента и культурно-воспитательного образования.

Объектами деятельности специалистов выступают:

  • системы управления учреждениями и общественными объединениями социокультурной сферы;
  • объекты индустрии досуга;
  • процессы творческой и культурной деятельности;
  • процессы педагогического, методического сопровождения и обеспечения досуговой деятельности, культурной и воспитательной работы.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:

  1. Международный университет в Москве (МУМ).
  2. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства.
  3. Московский городской педагогический университет (МГПУ).
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы).
  5. Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В задачи будущего специалиста входит организация культурной и просветительской деятельности в соответствии с социально-культурными интересами и потребностями людей разных возрастов, профессий. Разработка инновационных технологий развития досуговой области требует от будущего специалиста фундаментальных знаний культурологии, педагогики, психологии, политологии, социологии, теории управления и права. Основными дисциплинами курса являются:

  • педагогика досуга;
  • литература;
  • методология и методика скд;
  • основы культурной политики;
  • история и теория СКД;
  • история искусств;
  • история кино;
  • история музыки;
  • информатика и основы информационной культуры;
  • социальная и культурная работа за рубежом.

Приобретаемые навыки

Основными средствами реализации социокультурной деятельности будущего специалиста выступают:

  • слово;
  • технические и наглядные средства;
  • художественная самодеятельность;
  • художественные произведения;
  • произведения культуры.

Реализация профессиональной деятельности требует наличия таких компетенций, как:

  1. Руководство учреждениями культуры (центрами отдыха и развлечений, парками культуры), организация и планирование их деятельности, поиск источников финансирования и подбор кадров.
  2. Организация досуговой деятельности различных социальных и возрастных групп.
  3. Разработка методических указаний относительно проведения культурных мероприятий.
  4. Осуществление подготовки и внедрение в практику рекреационных и анимационных программ.
  5. Формирование общественного мнения в отношении культурных произведений и культурного наследия государства.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления успешно осуществляют профессиональную деятельность в качестве продюсеров, директоров концертных и промоушен-организаций. В задачи специалистов входят переговоры с концертными агентствами, теле-, радиостанциями, звукозаписывающими организациями и пр.

Данное направление представляет широкий ряд возможностей для трудоустройства после завершения обучения. Выпускники - бакалавры могут выбрать профессию:

  • аниматора;
  • имиджмейкера;
  • арт-менеджера;
  • культуролога;
  • инструктора-методиста;
  • менеджера СКД;
  • менеджера по туризму;
  • организатора праздников;
  • организатора досуга;
  • педагога-организатора;
  • социального педагога.

Чаще всего начинающие специалисты получают от 25 до 30 тыс. рублей. По мере повышения компетенции специалиста и уровня его самосовершенствования заработная плата возрастает: руководители отдельных подразделений могут рассчитывать на доход до 50 тыс. руб.

Руководители продюсерских центров, добившиеся успехов на выбранном поприще, измеряют собственные гонорары шестизначными цифрами.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, заработная плата будущего специалиста зависит от уровня его профессионализма. Обучение в магистратуре предоставляет будущему выпускнику возможность продолжить процесс собственного самосовершенствования в научной и исследовательской сфере, углубить теоретические знания дисциплин цикла и повысить уровень навыков организации. Диплом магистра не требует переаттестации при осуществлении профессиональной деятельности за пределами нашей страны, что также важно для специалистов данного направления. Продолжение обучения возможно также в аспирантуре и докторантуре.