История щитов. «Щит червлёный

Боевые щиты Славян!

Боевой щит – cтаринный военный доспех, которым воины прикрывались от холодного и метательнного оружия. Щиты могли быть из дерева, плетёных прутьев, кожи, которые оковывали бронзой, железом. Формы щитов могли быть круглые, овальные, прямоугольные, треугольные, часто с изогнутой плоскостью.

Несмотря на недолговечность этого элемента, входящего в комплекс защитного вооружения, ему придавалось достаточно большое значение. Собранные и украшенные драгоценными металлами и самоцветами щиты считались очень дорогими подарками, их преподносили самым знатным воинам Щиты надёжно крепились к панцирю всадника на спине и предплечье, оставляя свободными руки воина для управления конём и действия оружием. Лёгким поворотом плеча и руки воин мог менять положение щита, прикрыть ту или иную часть корпуса от поражения оружием противника. Щиты с панцирным покрытием носили знатные воины и воины-дружинники.

Круглые щиты - универсальная категория щитов, оптимально сочетающих ширину формы и средний вес, что позволяло быстро отражать удары, нанесённые с любой стороны. Такой щит был дополнительно усилен стальной обивкой и прочным умбоном - выгнутой стальной пластиной, на которую старались принять удар и который превратил его в серьезную преграду не только для колющих, но и для рубящих ударов. Щит был выпуклым и оружие соскальзывало с него. Изнутри он имел ременные петли: за одну щит держали, другую надевали на плечо. Однако при этом более чем вдвое увеличивался и вес, что требовало от его владельца недюжинной силы.

Позже стали употреблять миндалевидные щиты, закрывавшие почти все тело от подбородка до колен. Пешие воины могли воткнуть их в землю и опереть о них копье, создавая непреодолимую преграду для врага. Затем появились щиты треугольные, трапециевидные, прямоугольные, иногда с фигурным вырезом для копья; обычно они были двухскатные, хорошо прилегавшие к телу.

Древние русские щиты и их виды

Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит овален или воронко-виден, что усиливало его защитные свойства.

На смену круглому щиту в XII веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более спрямляется. Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложно-фигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом, который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павеза-ми».

Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени. Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и т. д. Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием - «умбоном». Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием - каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками - «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.

В армии Киевской Руси (IX-XII вв.) широко распространены были щиты треугольной формы. Ими не только вооружались русские витязи, их устанавливали также на бортах русских лодок (ладьях) для защиты от вражеских стрел и копий. В то же время, на Куликовом поле (1380 г.) русские воевали и с круглыми щитами.

Ещё одним видом щита был гуляй-город, полевое подвижное укрепление из деревянных щитов с прорезанными в них бойницами, применявшееся русскими войсками в XVI веке. Их перевозили за войсками в обозе, который назывался град-обоз. Щиты передвигались в сторону противника укрывшимися за ними стрельцами (пушкарями) летом - на колесах, зимой - на полозьях. При расположении войск лагерем из щитов гуляй-города собирались также различные укрепления - стены и башни, при атаке крепостей - укрытия и штурмовые сооружения. Щиты скрепляли деревянными, железными и веревочными связями и обмазывали глиной.

Треугольные щиты можно встретить и в вооружении средневековых рыцарей эпохи крестовых походов. У рыцарства щиты являлись составной частью дворянских гербов. Но бывали случаи, когда щиты играли роль серьёзного оборонительного средства.

В коннице монголо-татар XII-XIV вв. были распространены небольшие круглые щиты.

«Щит червлёный»

Вне зависимости от эпохи, славянских воинов чаще всего изображают с миндалевидными щитами, полагая это, видимо, характерной национальной чертой русского воинства. Иногда приходится даже слышать, что подобная форма – исконна и предназначена для пешего боя, круглые же щиты применялись, мол, конниками.

Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века

Между тем всё обстоит как раз наоборот. Данные раскопок свидетельствуют, что в VIII-Х веках щиты у славян, как и у их соседей, были круглые, примерно метр в поперечнике. Слой за слоем снимая землю, укрывшую древние погребения, учёные находят заклёпки и иные металлические детали, на которых ещё сохранились частицы истлевшей кожи и дерева. Эти детали позволили установить, что древнейшие круглые щиты были плоскими и состояли из нескольких деревянных дощечек (около 1,5 см толщиной), соединённых вместе, обтянутых кожей и скреплённых заклёпками. По внешней поверхности щита, в особенности по краю, располагались железные оковки, посередине же пропиливалось круглое отверстие, которое прикрывала выпуклая металлическая бляха, предназначенная для отражения удара, – «умбон». Первоначально умбоны имели полушаровидную форму, но в Х веке возникли более удобные – сферо-конические. Специалисты связывают их появление с распространением аналогичных по форме шлемов.

На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку, а также прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал и ремень через плечо, чтобы воин мог закинуть щит за спину во время отступления, при необходимости действовать двумя руками или просто при транспортировке.

Круглые щиты долго держались в воинском обиходе. В ХI веке из плоских они становятся выпуклыми; сохранившиеся изображения такого щита «в профиль» передают его форму как «воронковидную» – это особенно заметно на рисунках ХIII-ХIV веков. В ХI-ХII веках круглые щиты почти полностью вытесняются миндалевидными, но затем, несколько уменьшившись в размерах, возвращаются вновь.

Воин с круглым щитом. С миниатюры Радзивилловской летописи. XV век

Миндалевидные щиты известны у наших предков со второй половины Х века. С ними связана любопытная история, которую хочется рассказать. Учёным, да и не только им, давно известен знаменитый «ковёр из Байё», вернее, вышивка, созданная в ХI веке и повествующая о завоевании Англии норманнами в 1066 году. «Норманнами» в данном случае названы жители герцогства Нормандия, расположенного на севере Франции. Своё название это герцогство получило после того, как в начале Х века там осели скандинавские викинги («норманны» – «северные люди»), одержавшие ряд побед над войсками французских королей. Естественно, скандинавы никогда не составляли в Нормандии большинства населения. Учёные пишут, что войско герцога Вильгельма (будущего Завоевателя), отправившееся в Англию в 1066 году, было вполне обычным рыцарским войском западноевропейского образца, а вовсе не дружиной викингов. Тем не менее до сравнительно недавнего времени состояние археологической науки у нас и за рубежом было таково, что ковёр из Байё был провозглашён чуть ли не классической «энциклопедией викингов». И хотя наука с тех пор успела уйти далеко вперёд, отнюдь не все мастера изобразительного искусства считаются с её доводами. Вот откуда на некоторых картинах – даже принадлежащих кисти знаменитых художников – появляются корабли с парусами, вывернутыми невозможным образом, а также «викинги» с оружием, щитами и шлемами, которых у них не было и в помине.

1. Норманнский пеший воин и герцог Вильгельм Завоеватель. С ковра из Байё. Конец XI века. 2. Норманнский щит, с черно-красным рисунком на желтовато-белом фоне. По миниатюре из Библии святого Марциала Лиможского. Начало XII века

Так вот, на ковре из Байё во множестве изображены миндалевидные щиты. Надо ли удивляться, что их тотчас же окрестили «норманнскими»? Как уже не раз говорилось, в отечественной науке ХIХ века господствовал норманизм – гипотеза, согласно которой «варяги» наших летописей были скандинавскими викингами и якобы принесли нашим предкам цивилизацию и культуру. Соответственно, и щиты начали именоваться «варяжскими»…

1. Воины. С миниатюры Радзивилловской летописи. XV век. 2. Общеевропейские формы щитов. XI–XIV века

Современные исследования показали, что эта точка зрения весьма далека от действительности. Скандинавские викинги, как и славяне, до конца Х века отдавали предпочтение круглым щитам с полушаровидным умбоном. Сфероконические умбоны, найденные в погребениях викингов Х-ХI веков, скандинавские учёные, кстати, считают восточными, вероятно – привезёнными из русских земель. Так что влияние было взаимным.

Внутренняя сторона круглого щита и вид его сбоку. XII–XIII века

Миндалевидные же щиты были изобретены в Западной Европе. Около 1000 года они распространились по всей Европе, не исключая и славянских земель. Произошло это в связи с усилением роли конного боя и формированием конницы как главного рода войск средневековья. Миндалевидный щит прикрывал всадника от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Викинги же, которым так упорно приписывали миндалевидный щит, конного боя не признавали.

В наши дни миндалевидный щит называют общеевропейским, что гораздо более справедливо. Наши воины ХI – начала ХIII века умело им пользовались, а мастера-щитники во множестве изготовляли. Высота такого щита составляла от трети до половины человеческого роста, а не по плечо стоящему, как почему-то принято изображать на рисунках. Щиты были плоскими или чуть изогнутыми по продольной оси, соотношение высоты и ширины было два к одному. Делали миндалевидные щиты, как и круглые, из кожи и дерева, снабжали оковками и умбоном. В ХII веке, по наблюдениям учёных, с появлением более надёжного шлема и длинных, по колено, кольчуг, миндалевидный щит уменьшился в размерах, утратил умбон и, возможно, другие металлические части.

Зато примерно в это же время щит приобретает не только боевое, но и геральдическое значение. Именно на щитах этой формы появились многие рыцарские гербы. Сохранились изображения русских щитов ХII века: на них просматриваются эмблемы и символы княжеских родов. Святые воины изображались со щитами, на которых начертаны кресты.

Стремление воина разрисовать и украсить свой щит проявилось, конечно, задолго до ХII века. Легко догадаться, что древнейшие рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Что чертили на своих щитах славяне VIII-Х веков, к сожалению, доподлинно не известно. Их современники викинги наносили на щиты всякого рода священные символы, изображения Богов и героев, нередко складывавшиеся в целые жанровые сцены. Существовал у них даже особый род стихотворения – «щитовая драпа»: получив в подарок от вождя расписной щит, человек должен был в стихах описать всё, что на нём изображено.

Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века

Фон щита окрашивался в самые разнообразные цвета. Известно, что славяне отдавали предпочтение красному. Памятники литературы рассказывают о «червлёных щитах», алевших, «яко зоря». Откуда такое пристрастие? Попробуем разобраться.

Мифологическое мышление с давних пор связывало «тревожный» красный цвет с кровью, борьбой, физическим насилием, зачатием, рождением и смертью. Красный цвет, как и белый, ещё в ХIХ веке считался у русских признаком траура (см. главу «Свадьба»). А если привлечь данные этнографии – оказывается, у самых разных племён красный входил в «основную» цветовую триаду (белый, красный, чёрный). Что означала такая триада? Ни больше ни меньше – Прошлое, Настоящее и Будущее. В самом деле: мудрые седины Прошлого, живая кровь Настоящего, непроглядная тайна Будущего. Рассуждению о мифологическом смысле красного цвета вообще и крови в частности можно было бы посвятить отдельную книгу. Мы уже касались этой темы в разделе, посвящённом языческой вере, в главе «Звёздный мост». Здесь упомянем лишь о том, что у воинов разных народов существовал обычай перед боем окрашивать щиты… собственной кровью. Кровь, по своей воле пролитая человеком, считалась могущественным лекарством для больных, а также талисманом, способным отвести оружие врага. Прямых свидетельств у нас, к сожалению, нет, но всё, что мы знаем о мифологическом мышлении древних славян, позволяет с наибольшей вероятностью предположить, что подобный обычай мог существовать и у нас.

В Древней Руси щит был престижным предметом вооружения профессионального воина. Источники ХI-ХIII веков упоминают его на третьем месте, сразу после меча и копья. Вспомним, что, по некоторым версиям языческого осмысления устройства Вселенной, само Солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит (см. главу «Даждьбог Сварожич»). А чего стоит выражение «держать щит» (против кого-либо)! «Взять на щит» значило «захватить, взять вооружённой рукой». Щитами наши предки клялись, скрепляя международные соглашения; достоинство щита оберегалось законом – тот, кто осмелится испортить, «изломать» щит или украсть его, должен был заплатить порядочный штраф. Потеря щитов – их, как известно, бросали для облегчения бегства – была синонимом полного разгрома в бою. Не случайно щит, как один из символов воинской чести, стал и символом победоносного государства: взять хоть легенду о князе Олеге, водрузившем свой щит на врата «преклонённого» Царьграда!

Всадник в чешуйчатом панцире с миндалевидным щитом

В заключение скажем ещё несколько слов о материалах, из которых изготавливались щиты. В основном это дерево и кожа, металлические детали присутствовали далеко не всегда. Иногда пишут, будто по сравнению с металлическими такие щиты «примитивны». Всегда ли это справедливо? Учёные решили поставить эксперимент. Речь в данном случае, правда, идёт не о древних славянах, а об эпохе бронзы, но тем не менее результат интересен. В руках экспериментатора меч, сделанный по древнему образцу, с первого же удара рассёк пополам бронзовый щит толщиной 3 мм. Зато на кожаном щите после пятнадцати сильных ударов появились лишь незначительные царапины! Ещё бы – ведь кожа для щита была взята с плечевых частей туши быка, где она всего толще, и в течение некоторого времени выварена в растопленном воске. Такая обработка придала ей отменную твёрдость да ещё и водоотталкивающие свойства. Щит получился лёгким, к тому же не размокал ни под дождём, ни при переправе через реку. Надо ли сомневаться, что таким мастерством в полной мере владели и славные мастера-щитники, которых, по сообщению летописи, в начале ХIII века в Новгороде была целая улица!

Мягкие доспехи (нем. Der Steppwams) известные как Гамбезоны или Акетоны то броня из мягких органических материалов (ткани или кожи). Вопрос существования такого доспеха в раннем средневековье является дискуссионным. Записи в летописях:

"Когда в год 926 пришла весть о приближении венгров в монастыре Санкт-Галлен, настоятель показал лидерские качества: он построил барикады, имитирующие оружие и щиты. Затем он одел под доспех платье kukulle и приказал своим братьям сделать то же самое. Потому что оно было сделано из толстой прочной шерсти".(10)
В саге об Олафе Святом есть упоминание о кожанных рубашках применяемых в битве при Stiklestad в 1030 году, "Теперь надо рассказать о том, что в это время происходило в Норвегии. Торир Собака ездил две зимы в Финнмёрк. Он провел эти зимы в горах, много торговал с финнами и был в большом барыше. Он велел сделать себе двенадцать рубашек из оленьих шкур. Эти рубашки были заколдованы, так что никакое оружие не брало их. Они были даже лучше кольчуги." (12).
"В дополнение к железному доспеху, которые мог бы состоять, кожаных (...), или роговых и прочих альтернативных железу материалов, имели место одежды из войлока или мягкой, простеганной ткани, которая также служила как броня. (...) Может быть Бамбакион было не более чем толстой одеждой наподобие одеяла, которое подставили под удар. (...) Оно было длиной до колен. С короткими широкими рукавами, набитые хлопком и в качестве верхнего материала шелк. В качестве набивки использовали и шерсть "(1).

Это видно из Tactica (около 900) и других византийских работ посвященных искусству войны. Кроме того, там есть и рекомендации по толщине в 4 см хлопка. Но эти работы заслуживают отдельного рассмотрения и к тому же они византийские и поэтому необязательны для остальной Европы.

Дальнейшие аргументы в пользу существования в 11-в мягких доспехов – чисто практические соображения. Кольчуга было очень дорога по сравнению с Гамбезоном. Воин, который не мог позволить себе кольчугу, вероятно, все еще пытался защитить себя. Даже при наличии кольчуги мягкий доспех имеет смысл. Это снижает износ и поглощает силу ударов, в то время как кольчуга практически не смягчает удар.


(F), романский собор Клюни III, Бургундия, Франция
Слева: Фрагмент украшения главного портала (1115-1125)
Справа: Деталь капителия презентации гуманитарных наук, изображена Риторика. (Конец 11-го / начала 12 века) (23)

В скульптуре на рис. F левого рыцаря четко видно, что рукава обычной одежды, которые берутся в складки, которые видны из под брони. Квадратами могли изображать стеганые доспехи или кольчугу. Но на рисунке I7 показываю двух рыцарей, у одного открытый клапан-предличник который однозначно является кольчугой, а у другого закрытый предличник изображен квадратами.

Щиты 11 впервой половины 12 века

В 11-м веке были популярны три вида формы щита: круглый щит, миндалевидный щит, овальный щит.

(N2). Красно-зелено-сиреневый миндалевидный щит. Из Библии бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко Аррас. (MS 435, Bibliothèque Municipale, Arras) MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас, первая половина 11 века.

Круглый щит уже много веков назад и был известен и в 12-м веке, широко использовался в 11-м веке. Смотрите Е, I1, Q2, Q3, У. Этот щит состоял из отдельных деревянных досок, имеет центральный вырез, куда помещался железный умбон.


(D) круглые щиты на Гобелене из Байё. (G3) Щит Гокстаг (Gokstadschild).

Достаточно хорошо известен, так называемый "Гокстаский щит" (Норвегия, около 900), но есть и множество других источников на подобные щиты: хорошо сохранившиеся щиты и фрагменты, иллюстрации, скульптуры, упоминания в литературе).

Размеры их сильно различаются, от всего 42см до более 1м. Большинство размером от 75 до 95см. Толщина большинства составляет от 5-10мм, толщина уменьшается к краю все больше и больше. Многие щиты, вероятно, были простыми не крашенными деревянными крышками. Однако, есть также данные том что их оклеивали кожей и потом красили. Оклеивание тканью, и покрытие грунтовкой и краской, характерное для 13-14 века на интересующий нас период не зафиксировано. Наиболее часто встречающейся железной деталью был Умбон - круглая выгнутая бляха над отверстием в центре щита, в неё должен помещаться кулак воина. Некоторые щиты были по краям окованы специально П-образно выгнутыми железными пластинками. Кроме того, дополнительное усиление по краям отдельным куском толстой кожи также не исключено.

Библиотеку ассоциации Асгард;

И размещенную на данном сайте статью из журнала Цейгхауз.

Круглые щиты могут быть выгнутыми, не только плоскими, на это есть несколько изобразительных источников и форма некоторых Умбонов предполагает это. Выгнутые щиты, вероятно прочнее и эффективнее в бою, поэтому на изображениях у них часто нет Умбонов.

Овальный щит появляется время от времени в на иллюстрациях и скульптуре, и есть к счастью, археологическая находка щита этого типа.


(EE) Овальный щит из Тронхейма, Норвегия, конец11 - нач. 12 век.
Справа: (D) Bayeux Tapestry.

Щит найденный в Тронхейме имеет следующие характеристики: высота 100см, ширина 50см, толщина 1,0 см. Два слоя древесины, положенные перпендикулярно друг-другу. Слегка изогнутые,но не согнутые! Наверное, из дуба или аналогичной плотной древесины. Нет ручки, наличие пояса предполагается (см. "миндалевидные щит"). Был полностью покрыт сыромятной кожей, сшитой по краю с нахлестом в 1 см. Расстояние между отверстиями и диаметр отверстий 1мм. (24)

Подобные щиты показаны на сосуде для святой воды в соборе Аахена (L), датированном примерно 1000г. Кроме того, на Гобелене из Байе, овальный щит также встречается. Но тот овальный щит с Умбоном.

Миндалевидны щит появляется в Северо Западной Европе во второй четверти 11 века. Он пользуется наибольшей популярностью во 2-й половине 11, и на протяжении всего XII века. Он также известен под именем Нормандский щит, Каплевидный щит, Драконий щит и Щит коршун в соответствующей литературе. Он известен в Византии с конца 10 века. Некоторые авторы также выдвигают тезис, что Византии оказывала на Западную Европу влияние в конце 10 начале 11 века в вопросах войны. Это интересно с точки зрения внешней защиты (см. ниже). Влияние в противоположном направлении имеет место около 100 лет спустя после Первого крестового похода. (1)

Типичный щит на Гобелене из Байё - продолговатые, сужающийся к нижней точке щит с округлой верхушкой. Посмотрите различные фотографии в этом тексте. Он может снизу быть остроконечным (Q4, M, J) или закругленым (Q5, D4). Его форма варьируется от плоского листа изображенного на (W2, I4) до выпуклой, яйцевидной формы (Q5, w3, Y). На эти щиты существует не один изобразительный источник.


(D) щиты на Гобелене из Байе

Оригинальный щит на рис. Y является старейшим из сохранившихся геральдических щитов. Является ли этот щит обрезанным миндалевидным щитом, или в 1200 году он был изготовлен в таком виде – вопрос спорный. В любом случае, при небольшой игре воображения мы можем "восстановить" его "оригинальную" форму. Сохранившихся оригинальных размер: 87см высота, а как-бы реконструированная около 109 см. Он покрыт с обеих сторон пергаментом, окрашен и также есть узоры сусального золота. Ширина его нижнего края – 20 см, а верхнего края – 67см. Толщина составляет около 1,5 см (19). Недвусмысленные заявления о высоте и ширине щитов невозможны. Подробные иллюстрации и описания этого займут слишком много места. Но этот щит все равно не достигает размеров сопоставимых с щитам на изобразительных источниках. Очень часто изображены щиты закрывающие воина почти полностью

С испанского монастыря Сан-Сальвадор-де-Оны известны два щита, которые, вероятно, были сделаны около 1500. Так как, вполне вероятно, что это две копии старинных щитов 11 и 12. Поэтому они должны быть интересны нам. Один щит имеет высоту 114 см и ширину 61см, и 1,5 см толщину. Второй имеет ширину 59см, а высота не может быть определена из-за коррупции. (19). Обнаружена малая основная пластина с орнаментом в южной Германии и Швейцарии 11 или 12. века толщиной около 1,3 см от экрана. Для сравнения: даже манускрипты описывают щиты той эпохи: высота от 100 см и 135 см, ширина 60 см. (19). Предположительно миндалевидные щиты были плоскими (см. D4), выгнутыми (различные образцы) и с горбом (см. P3, W3, Е2). Первые изобразительные источники, которые однозначно показывают выгнутые щиты известны с 12 века. То есть щиты 11 века плоские или почти плоские с округлым верхним краем (такие встречаются на протяжении 11-12 века). Глядя на источники, в том числе на поздние щиты с прямым верхним краем, мы замечаем что чем позднее дата, тем сильнее изогнут щит (11-12-го века.). Для середины 11-го века, мы должны предполагать щит с наиболее слабым изгибом.

Иногда на миндалевидный щит ставился Умбон. Он был необходим чтоб отбивать удары копья. То есть если круглом щите Умбон ставился как правило, на миндалевидный щит умбон ставился редко. Эти маленькие горки мы знаем как о находках замке Альтенберг (Фьюлинггсдорф, кантон Базель-Земля, Швейцария), замок Балдштейн (Гаммертинген, Баден-Вюртемберг), замке Haus Meer (7) и многочисленные представления о Байе Гобелен (см. особенно рисунки из серии D). Железный выступ находится как бы на тарелке с прямыми краями, также края могут быть украшены вырезами и отверстиями. Выступы были полусферическими (P4, I4, L) или сужающиеся (W2, V, F). Они были сделаны из железа, редко из бронзы, и были прикованы. Встречается также Умбоны без выступа.

Существовали ремни, которые позволяют носить щит повесив его на плечи и шею (I5, J, K). Рукоятки для кисти и предплечья были расположены либо квадратом (D5), или двух пересекающихся пар (I5). Они были прибиты непосредственно к доскам щита или прикреплялись к кольцам подвижно закрепленным на пластинах (I6), соответственно использовались гвозди с широкими плоскими шляпками или с узкой шляпкой в которой был сквозной вырез для кольца. Для закрепления материала несколько изобразительных источников:

(D4) Вот щиты используются в качестве столешницы, такое применение возможно только с почти плоскими щитами.

(Q4) Апокалипсис Сент-Север, датируют между 1028 и 1072
(Q5) Житие святого Обен (Leben des St. Aubin, Kloster von St. Aubin in Angers), монастырь Святого Обен в Анже (Национальная библиотека MS Nouv.acq.lat.1390 ​​F7R), около 1100. Миндалевидные и овальные щиты с умбонами и закругленные на дне.
(I6) Великая Печать короля Генриха I (Great Seal von König Henry I), 1100-1135. Кольца для крепления ремней хорошо видны.

(W2) Миндалевидные щиты, ротонда Святой Катерины, Зноймо, Чехия (Znaim, St. Kateriny-Rotunde), фреска 1134 г. Что интересно изображены щиты из разных типов и с разных ракурсов.

(P3) элемент рельефа, Цюрих, здание министерства (Großmünster), первая половина 12-го века. Горбатые щиты, без умбонов, с явно выделенной окантовкой краев.

(W3) бронзовая дверь южного портала соборе Гнезно (Südportals des Gnesener Doms), 1170-1190. Щиты маленькие, без усиления краев, на одном щите едва заметен умбон.

Пластинчатый доспех

В первой трети 11-го века во время гражданской войны в Нормандии между Робертом, графом Хемуским (Hiemois) и его братом Ричард III, герцогом Нормандским. Многие из сражений этой войны происходили в других землях и странах, в частности на юге Италии (14). Этот и некоторые другие эпизоды указывают на контакты западной Европы с Византийскими территориями. Следовательно, пластинчатые доспехи, вероятно, были известны рыцарству. В плавники Скандинавии танки были найдены, в том числе в Бирке (15). Чешуйчатые доспехи использовали всадники "Скола" карла Великого. Несколько ламеллярных корпусов было найдено при раскопках на месте битвы при Вибю. Но у нас очень мало свидетельств применения пластинчатых доспехов на Христианскую Европу 11 века (Испания была под контролем Мусульман и там доспех и вооружение немного отличались). Чешуйчатый и ламеллярный доспех появляются в изобразительных источниках 12 века, уже после Первого крестового похода, когда рыцарство уже очень хорошо ознакомилось с оружием и доспехами сарацин и византийцев, но и тогда использовалось редко.


(Z1) Барельеф XII в. «Давид с Голиафом». Церковь аббатства St. Gilles. Франция. Кроме интересно поставленных ремешков миндалевидного щита, обращает внимание чешуйчатый доспех Голиафа.

Больше фотографий


(U), собор Святого Петра в Ангулеме (Saint Pierre in Angouleme), Пуату, Франция. Восточный фасад. 1108- 1125 год. Всадник несет меч прямо под кольчугой. Только рукоять видна. Примечательно, что шлемы можно трактовать как клепаные из нескольких частей. Но доспехи этих всадников можно трактовать и как чешуйчатые, а шлема раскрашены полосами.
(F) фрагмент перемычки фасада собора Клюни. Она было сделана в то время, как и романский собор Клюни, Бургундия, Франция (1115-1125) (23). Сегодня находится в музее археологии и искусства в Клюни.
(V) Деревянная церковь в Хельстаде (Stabkirche in Hylestad), около 70 км к северу от Бергена, Норвегия. Резьба по дереву на входе, 12 век. Любопытно что кольчуги у воина нет, но есть меч шлем и щит, из под туники, кажется выглядывает стеганный доспех. Бармица на шлеме закрывает только затылок. Есть мнение что и шея защищена кожаным Горжетом, но по моему это просто голая шея. (I4) Деталь Дарохранительницы (Temple Pyx) (ок. 1140-1150) Позолоченная бронза. Музей Кельвингров в Глазго. Изображены рыцари в длинных кольчугах и с длинными рукавами, но все еще без кольчужных рукавиц. Интересны также горбатые Миндалевидные щиты с Умбонами и с окантовкой по краям

(D3) опять Гобелен из Байе. Здесь изображен процесс погрузки оружия и снаряжения. Что несут на коромыслах кольчуги или стеганки долгое время было поводом для горячих споров. Но ученые в целом сошлись во мнениях что это кольчуги. Изображены также шлема, мечи, копья, и двуручный топор, бочка заткнутая пробкой.
(E2) Собор Аббатства в Везле (Kathedrale von Vezelay), Бургкндия, Франция, 1120 г. Горбатый миндалевидный щит с декоративным умбоном, явно выделена окантовка границы.

(Z) Еще одна иллюстрация из Apocalypsis Beati Liebanensis (Codex Urgellensis) aus dem Museo Diocesa de La Seu D’Urgell, Испания 980 год. Возможно здесь показаны стеганные халаты, но это же Испания. Испанские мавры и подчиненное им местное население даже из луков стреляют по другому.

(BB) Кольчужный лоскут из из Ледницкого озера район Гнезно в провинции Познань в Польше. Возможно деталь бармицы от шлема найденного там, о это не точно.

Выводы

Первый вывод прост:

Рыцарь 11 первой половины 12 века был облачен в кольчугу с рукавами до локтей, а нижние полы кольчуги были до колена. Голову защищал шлем из склепанных впотай сегментов или цельнокованый. В подавляющем большинстве случаев шлем снабжался наносником. Под шлемом был кольчужный капюшон, на что надевался кольчужный капюшон пока не известно, но толстые подшлемники не предполагаются. Кольчугу он надевал на шерстяную и/или кожаную тунику. О наполненной мягким наполнителем стеганной защите убедительных данных нет. Кольчужные чулки и длинорукавые кольчуги были в начале рассмотренного тут периода только у некоторых рыцарей, но постепенно к концу этого периода такое снаряжение стало распространено у большинства рыцарей. Кольчужной или какой-либо другой заметной защиты кисти не наблюдается. Только в 12 веке у некоторых появляются чешуи и ламелляры.

Основным средством защиты был миндалевидный щит.

Основным оружием было копье, длина которого былаоколо 3 метров и меч семейства А, ссылка

Также к середине 12 века у некоторых рыцарей появились шлемы форм: Фригийский колпак и Черепник.

Второй вывод:

Наручи и поножи если и применялись, то только в единичных случаях.

Литература
  • (1) Byzantinische Waffen, Taxiarchis G. Kolias, Verlag der östereichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1988, ISBN 3-7001-1471-0
  • (2) Catalogue of Scandinavian Mail, Sonia A. O"Connor, The Archaeology of York, Volume 17: The Small Finds, York Archaeological Trust for Excavations and Research 1992.
  • (3) Letter form Irmelin Martins, Senior Curator, Universitets Oldsaksamling in Oslo, Norway, 16/11/94
  • (4) Europas Mitte um 1000, Ausstellungskatalog, Konrad Theiss Verlag Stuttgart 2000, ISBN 3-8062-1545-6
  • (5) Osprey Campaign Series 13 (Hastings 1066)
  • (6) Bayern Ungarn 1000 Jahre, Katalog zur Bayerischen Landesausstellung 2001, Haus der Bayerischen Geschichte, ISBN 3-927233-78-1
  • (7) Das Reich der Salier 1024-1125, Katalog zur Ausstellung des Landes Rheinland-Pfalz, Jan Thorbecke Verlag Sigmaringen 1992, ISBN 3-7995-4140-3
  • (8) The Construction and Metallurgy of Mail Armour in the Wallace Collection by David Edge B.A., Dip. Cons. (Curator of Arms and Armour)
  • (9) Otto der Große, Magdeburg und Europa", Katalog Bd II, Verlag Philipp v. Zabern, 2001
  • (10) Ekkehardi IV (Kap 51): Casus Sancti Galli. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980 (Ausgewählte Quellen zur Deutschen Geschichte des Mittelalters) (Freiherr vom Stein-Gedächtnisausgabe 10)
  • (11) Wargames ResearchGroup Publication, 2nd edition, 1980
  • (12) Osprey Warrior Series 3 (Viking Hersir)
  • (13) Ritter und Söldner im Mittelalter von Garry Embleton, VS- Books, ISBN 3-932077-06-7
  • (14) Wilhelm der Eroberer, David C. Douglas, ISBN 3-424-01228-9
  • (15) Steppe nomadic armour from Birka, Niklas Stjerna, Fornvännen 99 (2004). Stockholm.
  • (16) Armour from the Battle of Wisby 1361, von Bengt Thordeman, ISBN 1-8914-4805-6
  • (17) Ring weave, A metallographical analysis of ring mail material at the Oldsaksamlingen in Oslo, Vegard Vike, Oslo 2000
  • (18) Rüstkammer, Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Deutscher Kunstverlag 2004, ISBN 3-422-06417-6
  • (19) Der Mittelalterliche Reiterschild, Jan Kohlmorgen 2002, ISBN 3-935616-10-4
  • (20) Ring Mail, Breaking the Chain, Russell Scott, The Vikings 1997
  • (21) Illerup Adal: Archaeology as a Magic Mirror, Ilkjaer, Moesgard 2002, ISBN 8787334372
  • (22) Otto der Große - Magdeburg und Europa, Katalog, Philipp von Zabern 2001, ISBN 3-8053-2616-5
  • (23) Führer durch das Museum für Archäologie und Kunst in Cluny, Ville de Cluny 1998, ISBN 29512780-0-4
  • (24) Medelelser Nr. 20, Eine Funktions- und Aktivitätsanalyse basierend auf Gegendstandsmaterial, Saebjorg Walaker Nordeide, Trondheim 1989; sowie weitere Angaben der zuständigen Professorin, des Archivars und das Grabungsleiters (Grabung 1975)

Мой перевод с , поправки и исправления будут

Первое, что нужно знать о щите: щит – это оружие. Не элемент защитного снаряжения, как шлем или там наколенник, нет – это именно оружие, которым нужно активно пользоваться. Да, в большинстве случаев его задачами являются подстановка под удар, либо атака непосредственно вражеского оружия, а не удары по телу противника. Но, тем не менее, щит нужно воспринимать как активно используемый объект, а не просто как нечто, защищающее от пропущенных ударов.

Разновидности щитов

Щиты бывают разными, но сейчас остановимся на трёх самых распространённых в фехтованиях группах: малом, среднем и большом.

Малый щит , также известный как кулачный щит или баклер, исторически является самым молодым из щитов. Появился он тогда, когда функция защиты от стрел уже не была актуальна благодаря использованию огнестрельного оружия, от которого щит вменяемой массы никак не спасёт. Небольшой диск, размером с крышку от кастрюли, с перемычкой для хвата и умбоном (куполообразным углублением с внутренней и выступом с лицевой стороны для размещения внутри него кулака) может показаться чем-то несерьёзным в сравнении со своими более старыми и крупными сородичами, но его не стоит недооценивать. Да, от стрел он не спасает, и вообще пассивную защиту не обеспечивает, но при должном умении штука отличная.

Также стоит вспомнить про тарч – менее популярную в современности разновидность малых щитов. Это плоские (без умбона) щиты различной (часто круглой или прямоугольной) формы, снабжённые дополнительным ремнём для фиксации предплечья у локтя. При этом кисть расположена ближе к правой (со стороны щитовика) кромке, там для неё имеется ручка или ременная петля.

Средний щит – самый, пожалуй, распространённый вариант. Его форма может быть почти любой: круг, трапеция, треугольник с закруглёнными сторонами и так далее. Большая часть средних щитов носится как тарч, то есть с локтевым креплением. Также встречаются средние щиты с умбоном и расположением кисти по центру, подобно баклеру – это чаще всего круглые и более лёгкие экземпляры. Средний щит уже даёт пассивную защиту, сравнительно немного весит. Хотя «немного» — понятие растяжимое, с непривычки очень тяжело. Ещё один недостаток – не прикрывает ноги.


Большой щит
– это, чаще всего, щит-капелька, похожий по сути на средний щит с дополнительной петлёй, но более вытянутый по вертикали, уже прикрывающий ноги. Недостаток один: тяжёлый как не знаю что. Преимущества очевидны: атаковать противника, защищённого таким щитом, весьма проблематично. Помимо капелек встречаются ещё более массивные трапециевидные или даже прямоугольные «бронедвери», в которых и достоинства и недостатки капельки выражены ещё более ярко.

Наступление с различными щитами

Как щитом защищаться и так более-менее понятно, хотя об этом тоже поговорим. Основная слабость щитовика – сравнительно небольшая комфортная рабочая дистанция вкупе с малой подвижностью, обусловленной увеличенной массой снаряжения. Баклер этой слабости лишён, но у него свои трудности. Типичные для каждого из щитов варианты наступления могут быть ограничено применены и с другими типами щитов, всё зависит от конкретных обстоятельств.

Большой щит

С большим щитом всё достаточно просто: за ним нужно прятаться. Главное – осознавать, какие зоны закрыты полностью, а какие всё-таки уязвимы. Спокойно принимаем град ударов, готовимся и отвечаем, сокращая дистанцию мощным рывком в подходящий момент. Большим щитом неудобно бить, поэтому с ним лучше применять следующую схему наступления:

  1. Выносим левую руку со щитом вперёд. Левая нога впереди, низ щита прикрывает голень.
  2. Принимаем на щит удары, маневрируем, мешая противнику зайти сбоку.
  3. Шагаем вперёд правой ногой, подтягивая тело под щит, сгибаем левую руку. Одновременно с этим наносим мощный удар, чаще всего справа сверху, хотя возможны варианты.

Средний щит

По сравнению с большим средний хуже защищает ноги, поэтому нельзя ощущать себя совсем уж крепостью – приходится реагировать на щелчки вниз и замечать финты с переменой высоты. Основной способ наступления, характерный для среднего щита с локтевым креплением – это щитовой отбив.

  1. Стартовое положение стандартное для щита: левая рука вытянута и левая нога выставлена.
  2. По необходимости делаем замах, немного притягивая к себе левый кулак, то есть вперёд выставляется локоть.
  3. Подаёмся вперёд телом, делаем шаг правой ногой, и распрямляем левую руку в локте, как бы раскрывая дверь нараспашку. Рабочая поверхность щита при этом должна мощно войти в контакт как минимум с оружием противника, как максимум – с его руками и даже телом, если защитное снаряжение позволяет так жестить. Одновременно с этим наносим удар в образовавшуюся дырку в защите.

Если ваш средний щит имеет не локтевое, а кулачное крепление, то атакующих возможностей появляется гораздо больше. Однако такие щиты хуже держат действительно мощный удар, плюс они более требовательны к силе левой руки.

  1. Рука выставлена прямо вперёд, слегка подсогнута. Щит держится почти как баклер, при этом кулак расположен мизинцем к земле.
  2. Запястье сгибается вправо, левая кромка щита уходит вперёд. При этом группируемся и слегка подводим руку к себе, чтобы щит не ударился об оружие противника раньше времени.
  3. Заводим плоскость щита справа от оружия противника, так, чтобы его оружие угрожало ударить прямо в руку, держащую щит. Делать этот приём необходимо очень быстро из-за данного уязвимого момента.
  4. Запястье сгибается влево, щит цепляет за оружие противника и уводит его в сторону. Разгруппировываемся. Опционально – удар правой кромкой щита прямо в противника, а так ну просто наносим атаку оружием.

Альтернативный вариант атаки со средним щитом локтевого крепления, подходящий для случаев, когда вы имеете преимущество по физической силе и, желательно, массе, а если противник ещё и выше вас, то вообще прекрасно. Техника для гномов и огров.

  1. Присядьте и прикройтесь щитом спереди-сверху для отражения практически неминуемого удара.
  2. Сразу же после того как противник нанесёт удар по щиту, бросайтесь вперёд, входя в контакт с его телом кромкой щита.
  3. Вставайте, поднимая-подбрасывая противника щитом. При этом атакуйте его в ногу.

Этот способ атаки без защитного снаряжения применять нельзя.

Малый щит

Баклер обычно держат одним из двух способов. Первый – подобно среднему щиту, но на более вытянутой руке, просто выставив его вперёд. Второй – подобно малому тарчу, им прикрывают кисть вооружённой руки. Это очень удобное подспорье для работы полуторным мечом: руки защищены полностью, можно спокойно наносить град ударов с разных сторон, оставляя кисти в центре. При этом всегда можно раскрыться и отбить баклером то, что нужно, как если бы он был просто выставлен впереди.

Наступление с баклером не ощущается как наступление с более крупными щитами, им невозможно так конкретно вывести оружие противника из строя. Здесь приходится комбинировать быструю последовательность ударов баклером и вашим оружием по оружию противника и по его телу.

  1. Бьём баклером в меч противника. Меч отклоняется, но быстро возвращается и ведётся в контратаку.
  2. Блокируем атаку собственным мечом.
  3. Бьём баклером в район эфеса, ещё раз отклоняя меч противника. Одновременно с этим наносим атаку собственным мечом.

Или наоборот:

  1. Сбиваем меч противника собственным оружием.
  2. Либо бьём баклером противника в тело, либо добавляем им же в оружие противника.
  3. Добиваем противника своим оружием, пока он пытается оправиться после удара баклером или вернуть собственный меч.

Противодействие щитовику

Помню свой первый опыт фехтования против невысокого, более опытного чем я (зелёный новичок на тот момент) противника со щитом-капелькой, при том что я был вооружён чем-то полуторным и всё. Было печально.

Общие принципы

На первый взгляд, всё очевидно: нужно попасть в часть тела противника, не защищённую щитом. И, если речь идёт о баклере, то это действительно не трудно, особенно если у вас что-то вроде длинной лёгкой шпаги. Но когда противник спрятался за круглым викингским щитом или, того хуже, за капелькой, то после нескольких попыток пробить его создаётся ощущение, что он вообще неуязвим. Это не так. Речь дальше пойдёт именно о средних и больших щитах, потому что баклер в этом смысле не сильно отличается от даги, противодействие ему достаточно очевидно.

Основной уязвимостью щитовика является совокупность большой массы щита с его размерами, ограничивающими видимость. Щитовик видит хуже, а реальная скорость подстановки щита под удар у него чаще всего несколько отстаёт от желаемой, хотя это, конечно, вопрос подготовки. Самый простой способ пробить щитовика известен каждому щитовику, поэтому в чистом виде работает не слишком хорошо.

  1. Наносим в голову удар финтом, то есть без расчёта реально попасть и с готовностью использовать защиту противника для разгона следующего удара.
  2. Противник вынужден поднять щит на защиту и временно потерять визуальный контроль за вашим оружием.
  3. Сразу же наносим по дуге удар вниз, под щит, в район бедра левой ноги или куда там придётся.

Повторюсь: этот трюк известен вообще всем, поэтому любой адекватный щитовик после защиты от удара в голову, во-первых, защищает ногу, а, во-вторых, переходит в контратаку. С контратакой разбираться надо по ходу действия: если у вас тоже есть щит, то воспользуйтесь им, если же нет, то уклонитесь. Если вы видите, что противник после удара в голову действительно защищает ногу (можно разок попробовать, вдруг он забудет), то используйте это как манипуляцию. Когда вы знаете, что после удара в голову щит уйдёт вниз, не нужно бить вниз.

  1. Наносим тот же удар в голову финтом.
  2. Противник защищается щитом, затем опускает его вниз и наносит по вам атаку мечом.
  3. Сразу же пробейте в голову ещё раз, либо ударьте по диагонали слева сверху, со стороны его вооружённой руки. Не забудьте защититься от контратаки.

Освойте суть данной манипуляции: финт – увод щита на защиту от финта, увод щита на защиту от ожидаемой атаки – неожиданная атака. Сами направления действий могут быть любыми.

Различное оружие против щита

Общие принципы на то и общие, что годятся для всего, хотя в целом подразумевается, что у вас тоже щит и одноручное оружие. Но это совсем не обязательно.

Катана

Японский меч не слишком хорошо подходит для борьбы с щитовиками, ведь в Японии щиты были не в ходу. Главный козырь, которым вы обладаете в данной ситуации – скорость движения вашего оружия. Лёгкий японский меч, удерживаемый в двух руках, может оказаться где нужно быстрее, чем на это отреагирует противник, вооружённый тяжёлым щитом и пусть лёгким, но удерживаемым в одной руке оружием.

Постоянно маневрируйте, старайтесь атаковать не на щит, а на оружие. Если вам удаётся обойти противника, то хорошо. Если он разворачивается, то подождите и просто идите по дуге с левой стороны непосредственно в момент атаки. Старайтесь провоцировать противника на защиту мечом, а не щитом. Не стесняйтесь идти в ближний бой: вы обладаете менее громоздким снаряжением. Если вам удастся пройти мимо щита и хотя бы ненадолго открыть противника, убрав его меч в сторону, то времени на атаку должно хватить.

Шпага, рапира

Позднее европейское дуэльное оружие тактически почти соответствует катане в ситуации противодействия щиту: это достаточно лёгкое оружие, которым просто нужно попасть. Много финтов, работа с дистанцией – и тут как раз кроется одно-единственное отличие: не ходите в ближний бой. Сохраняйте хладнокровие и изматывайте противника. Если вы перемещаетесь быстрее, чем он, то вы, скорее всего, победите.

Сабля, палаш

Более тяжёлые одноручные клинки лишают вас козыря скорости. Саблей следует атаковать с различных направлений, заставляя щитовика лихорадочно защищаться, и рано или поздно открыться. Палаш, при всей моей любви к нему, достаточно неудобен против щита, так как его главный козырь – контроль центра – начисто обнуляется щитом, блокирующим центр. Используйте сабельную технику и добавляйте уколы с различных сторон и направлений.

Копьё, нагината

Длинное и лёгкое древковое оружие имеет мало проблем – мало кто может легко выйти с топором против нагинаты или с катаной против копья. А вот со щитом – почему бы и нет. В целом принципы достаточно очевидны всем, кто работал древковым оружием: никакого ближнего боя, держать дистанцию, не давать щитовику заблокировать и увести в сторону ваше оружие с последующим рывком дистанции. Много атак в ноги, много финтов голова-ноги.

Топор

Топор – как одноручный, так и двуручный – является одним из лучших средств борьбы со щитами. Существует один момент, практически не учитываемый в фехтовании на тренировочном оружии. Щиты, как правило, делаются из дерева. Для чего служат топоры? Правильно, для разрубания дерева. То есть после нескольких хороших ударов топором по щиту последний приходит в негодность. Главное, чтобы ваш топор не застрял в полуразломанном щите, сделав вас уязвимым для атаки мечом.

Но это ладно, я не предлагаю ломать снаряжение в каждом спарринге. Топор у вас, скорее всего, безопасный для партнёра и его щита, так оно и к лучшему. Оставшийся главный козырь топора – его борода, нижняя часть железки, которой можно замечательно цеплять вражеский щит и отводить его в сторону, а затем бить, когда сочтёте нужным.

Щит - старинный военный доспех, которым воины прикрывались от холодного и метательного оружия. Большинство щитов обычно изготовлялись из дерева, прутьев и кожи, окованных бронзой, железом. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, часто - с изогнутой плоскостью.

При раскопках серии скифских погребений были обнаружены остатки щитов с металлическим покрытием. Несмотря на недолговечность этого элемента, входящего в комплекс защитного вооружения, ему придавалось достаточно большое значение. Собранные и украшенные драгоценными металлами и самоцветами щиты считались очень дорогими подарками, их преподносили самым знатным воинам.

Как мы увидим ниже, основным материалом производства щитов было:
- Дерево, обтянутое кожей;
- Иногда использовались бронзовые накладки;
- В ранних щитах применялись металлические умбоны и металлические полосы для усиления щита и гвозди.
- поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.
Изредка, встречались металлические щиты.
Как указывает В.Бехайм, первые щиты средневекового общества, например, у германцев были весьма просты. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века. От этого обычая происходит в средневековье «геральдический мех»

Щиты во времена Карла Великого были большей частью из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами. Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях. В центре круглого щита была прикреплена выпуклость - умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Пеший воин носил большой миндалевидный, высотой более метра, сильно изогнутый деревянный щит, который по краям и в середине усиливался перекрещенными и обитыми крепкими гвоздями железными полосами.

Норманнский щит делался из дерева с меловой грунтовкой, узкий, внизу заостренный, а вверху закругленный, может рассматриваться как прообраз всей позднейшей формы щитов средневековья.

Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали сильно выпуклым и снабжали железными накладками.
XIII века: Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли.
Стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese). Эти щиты были из дерева и обтягивались кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро.

Старая мавританская адагра была из крепкой жесткой кожи, овальная, в форме сердца или двух обрезанных овалов.
Адарга (исп. adargue от араб. dárake, как и «тарч»), в XIII и XIV столетии от мавров попала в испанские войска и далее во Францию, Италию и даже в Англию, где оставалась в употреблении вплоть до XV века. Старая мавританская адагра была из крепкой жесткой кожи, овальная, в форме сердца или двух обрезанных овалов. Носили ее на ремне через правое плечо, а слева держали за кулачную ручку. Эти превосходные щиты были изготовлены в Фесе и использовались до конца XVII века кавалеристами, вооруженными копьями, в Оране, Мельиле, Сеуте и далее на побережье Гранады. Изображения их можно увидеть на фресках Альгамбры.

Легкие арабские кавалеристы, а от них войны пограничных земель Речи Посполитой -использовали маленькие круглые щиты, называемые по-турецки kalkan, с верхом из рыбьей кожи, которую или оставляли шероховатой, или гладко отшлифовывали. Такие щиты нередко были из кожи с прекрасными тиснеными орнаментами. Наконец, существовали щиты из тонких прутьев фигового дерева, которые оформлялись в виде круга, концентрически, и переплетались серебряной тесьмой или цветными шелковыми нитями таким образом), что образовывались арабески, выполненные с большим вкусом. Такого рода круглые щиты диаметром не более 60 см обладали необычайной сопротивляемостью удару мечом.

Фехтовальный щит (нем. Fechtschild), который был распространен в школах фехтования. Эти очень длинные и узкие щиты делали из дерева, обтягивали кожей и расписывали. Посередине такого щита проходило высокое ребро, полое внутри, а вдоль него - железный усиливающий стержень. Сверху и снизу из щита выступали длинные железные острия с невозвратными крюками или без них. Общая длина щита составляла 2,5 метра.

В более поздние времена, щиты становятся более сложными и интегрируются с различными приспособлениями.
Деревянная доска служила основным материалам, из которого производились щиты средневековья. Обтягивалась щит кожей. В зависимости от эпохи к щиту добавлялись те или иные части: умбоны, радиальные стальные полосы для усиления щита, окантовка. Так же хочется отметить, что окантовка в средневековых щитах, типа тарч, применялась крайне редко.

Два обстоятельства привели к совершенствованию оружия народов, осевших в Европе. Во-первых, отношения, в которые они вступили с Константинополем, где на торговом перекрестке они получали оружие, и, во-вторых, то, что в своих набегах на Рим они соприкасались со странами, в которых издавна добывали железо и изготовляли оружие. Те южногерманские народности, которые в начале императорских времен находились в контакте с Римской империей, по необходимости приспосабливались к римскому образу ведения войны. Отсюда возникают сначала заимствованные у римлян, а затем чисто германские, соответствующие национальным особенностям, формы оружия.

И отдельно хочется отметить, щит эллиптической формы, как отдельный особенный вид щита раннего средневековья. Возможно именно подобные щиты и были первоисточниками миндалевидных (каплевидных) щитов.

Новой вехой и первоосновой для развития большинства щитов средневековья стал: нормандский щит. Нормандские щиты XI и XII веков имели значительную длину, так как необходимо было защитить всадника от ударного оружия от ног до плеч. У всадников и пехоты они не отличались. Пехотинцы стоят плотными рядами так, что их длинные щиты, заходящие друг за друга, образуют сплошную стену, защищающую от стрел.
Как раз в это время броня существенно улучшилась. Этот значительный результат, вынесенный из опыта крестовых походов, стал причиной того, что в течение XIII века кавалерийский щит постепенно становился короче. Он теперь закрывал всадника от бедра до подбородка. Боковые края остались сильно изогнутыми, но верхний край делали все более горизонтальным, т. к. раньше он служил для защиты лица, а теперь, благодаря новым шлемам, это не было столь необходимым. Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли.

Любопытно, что щиты пехоты до XIII и даже до XIV века совсем незначительно отличались от кавалерийских. Причина этого заключается в том, что пехоте придавали небольшое значение в войне и поэтому не считали нужным задумываться о ее особых потребностях. Так и использовал пехотинец кавалерийский щит, хотя по своей форме он был рассчитан на защиту при верховой езде. В пешем положении треугольный щит укрывал человека явно недостаточно. Лишь когда кавалерийский щит столь уменьшился, что стал полностью неприменим для пехоты, ощутилось различие в вооружении. Пехотинцы сохранили старые длинные миндалевидные щиты, от которых отказались кавалеристы.

Примерно с 1300 года техническое совершенствование доспеха вновь сделало значительный шаг вперед, и кавалерийский щит еще более теряет значение. Он становится маленьким треугольным тарчем (нем. Tartsche, фр. petit écu) с прямолинейными краями, который более или менее закрывал половину груди и левое плечо. Название «тарч» происходит от арабского «dárake», от которого образовано итальянское «targa», как стали именовать поначалу маленький закругленный щит.
К концу XIV и в XV веке форма тарчей претерпевает изменения, но скорее не военно-технического, а стилистического характера. Они становятся снизу полукруглыми, иногда, как в Англии и Северной Франции, четырехугольными, почти квадратными.

С XIV века становится все более заметным стремление использовать мощь пехоты и соответственно оснастить ее. Эти устремления привели снова к древнейшим оборонительным построениям пехоты, которые использовали с большим успехом еще римляне и часто применяли в раннем средневековье в Германии. Прием заключался в создании сплошной стены из плотно поставленных один к другому щитов, за которыми воины укрывались и могли использовать свое древневековое оружие.
Для подобных целей появилась новая разновидность щита, берущая начало от щита тарч - стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese).

Форма этих павез представляет собой в целом четырехугольник. По центру идет вертикальный полый внутри желоб, который на верхнем конце заканчивается выдающимся вперед выступом (рис. 183). Внутри крепились кожаные ремни для переноски, ниже которых находится ручка. В некоторых пеших отрядах немецкого войска в начале XV века вместо павез применялись лучшие защищающие, но тяжело транспортирующиеся штурмовые стенки или штурмовые щиты (нем. Sturmwande), сохранившиеся доныне в Морском музее. Нередко такие щиты имели сверху смотровую щель или отверстие для глаз и были снабжены снизу железными шипами.
Если большая павеза являлась эффективным оружием в обороне, то неизбежно возникало стремление предоставить такую же действенную защиту нападающему пехотинцу. Поэтому возникает ручная павеза (нем. Handschild, kleine Pavese). Она большей частью четырехугольная, сужающаяся книзу и имеющая характерный желоб, углы которого иногда закруглены. Старейшие из таких щитов имеют желоб с заостренными краями.

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро. Чтобы не мешать всаднику действовать копьем, они имели справа глубокую выемку, в которую и помещали древко копья.

Особый вид тарчей употреблялся в Венгрии XV века. Это трапецевидные щиты, выпуклые, так что они оказываются прижатыми к груди и закрывают левую часть тела. Эти тарчи нашли применение не только в Венгрии, но и в других странах, находившихся в той или иной мере под влиянием Востока: в Польше и Московии. Очевидно, такие кавалерийские щиты носили также всадники короля Матеуша Корвина (1440-1490) и венгерская гвардия Максимилиана I. Некоторые экземпляры таких тарчей еще сохранились в Императорских собраниях Вены (рис. 189). Там, где венгры вошли в соприкосновение с немцами, проявлялась тенденция объединить преимущества немецких щитов с восточными. Здесь тарчи сохраняют с правой стороны выемку для древка копья. Но в середине XV века в Германии стали повсеместно изготовлять и «венгерские тарчи».

Баклеры — маленькие круглые кулачные щиты, факультативное защитное оружие пехотинца. Как правило, стальной умбон приклепывался к полю щита. Баклеры были как полностью металлическими, так и с деревянным полем (опять же — наборным из досок или из одной широкой доски). Деревянная кромка баклера обивалась сталью или кожей. Обычный размер диаметра баклера — от 20 до 32 см.
Это преимущественно пехотный щит лучника или биллмена, хотя эсквайры и рыцари также иногда его использовали.
Основная функция — защита и фехтование против меча, защита как гражданская так и факультативная боевая (вместе с мечом).

У славянских воинов задолго до появления Киевской Руси по сообщениям византийских авторов VI в. именно щиты выступают единственным средством защиты:
Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».
Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».
К сожалению, представить внешний вид вышеупомянутых славянских щитов не представляется возможным, так как ни изобразительных, ни археологических подтверждений письменным источникам нет. Очевидно, славянские щиты этого времени изготавливались целиком из органических материалов (досок, прутьев) и за отсутствием металлических частей не сохранились до наших дней.
Наиболее ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X в. За редким исключением это только металлические детали. Таким образом, информация для воссоздания внешнего вида и конструктивных особенностей щитов очень ограничена.
На территории Древней Руси археологически зафиксированы фрагменты не менее чем 20 щитов. Наиболее часто встречающаяся и четко определимая деталь щита- умбон, представляющий собой железную полусферу, крепившуюся в центре щита.
А.Н.Кирпичников выделяет два типа древнерусских умбонов: полушаровидные и сфероконические. К первому типу относятся 13 из 16 найденных экземпляров. Все они стандартны по форме — свод полушаровидной формы на низкой шейке, и по размерам -диаметр 13,2-15,5см, высота 5,5-7см. Толщина металла не превышает 1,5 мм.
Ко второму типу относятся три умбона, два из которых происходят из Юго-Восточного Приладожья и еще один найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Это умбо-ны сфероконической формы, наиболее четко выраженной у приладожских экземпляров. Они несколько крупнее умбонов первого типа: диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Шейка отсутствует. Умбон с Цимлянского городища отличается меньшим размером (диаметр 13,4 см, высота 5,5 см) и наличием на вершине свода небольшого выступа.
Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см. На этих полях были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди (редко заклепки), крепившие умбон на деревянном поле щита. Сохранилось несколько крепежных гвоздей, которые позволяют примерно вычислить толщину деревянного поля под умбоном. При длине от 2,5 до 5 см гвозди загнуты таким образом, что толщина деревянного поля реконструируется в пределах 7-8 мм. В то же время на одном из найденных в Приладожье умбонов второго типа зафиксирована заклепка, не имеющая изгибов, длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, щит-ную доску и планку-рукоять.
Помимо умбонов определяемой частью щита являются металлические оковки, крепившиеся по краю щита. В шести случаях оковки найдены вместе с умбонами, в трех -без умбонов. Количество оковок колебалось от нескольких штук до двух десятков. Они представляют собой тонкие (0,5 мм) железные (в одном случае — бронзовые) полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий. Двумя маленькими заклепками оковки крепились на краю щита. Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для расположения кожаной полосы, проходящей по ребру щита. Расстояние между краями оковки во всех случаях составило 5-6 мм, что равнялось толщине деревянного поля на краю щита.

При дореволюционных раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки щита. Вот как его описывает автор раскопок: «Благодаря оставшимся от щита следам дерева, можно представить себе приблизительно размеры щита, измеряя расстояние этих кусочков дерева от центральной бляхи или умбона; при таком измерении ширина или длина щита доходит до 1 метра. В области лежавшего когда-то щита найдено много железных скрепок или обоймиц [имеются в виду оковки края — С.К.] в виде железных согнутых вдвое пластинок с пробоинами или гвоздиками на концах, служивших для скрепления краев щита и прекрасно сохранивших внутри кусочки дерева; эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок; можно счи¬тать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску, так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски».
Это практически все, что дает древнерусская археология для воссоздания щита. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что та часть древнерусских щитов, которая фиксируется археологическими источниками, имела поле круглой формы толщиной 5-8 мм, иногда снабжалась металлическим умбоном и реже- металлическими оковками по краю.