Понятие и виды управления. Теоретико-правовые основы управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Сущность и функции управления
  • Основные виды управления
  • Менеджеры

Литература

Сущность и функции управления

Сущность и функции управления. С ростом масштабов общественного производства, углублением общественного разделения труда во всех трех его формах -- общей, особенной и единичной -- усиливается значение системы управления экономикой, теоретическим выражением которой является хозяйственный механизм. С точки зрения субъетно-объектных отношений, система управления экономикой представляет собой сознательно организованное, целенаправленное и активное воздействие различных субъектов управления на процесс развития и функционирования общественного способа производства, экономической системы, их отдельных звеньев и элементов.

Ядром системы управления в экономике является целенаправленное воздействие на потребности, интересы и цели отдельных индивидов, коллективов людей, целых слоев и социальных групп для достижения поставленной цели. Основные объекты управления -- это общественное производство в целом (общая форма), отдельные отрасли народного хозяйства, сферы общественного воспроизводства, те или иные элементы или подсистемы экономической системы (отношения собственности, производительные силы, технико-экономические отношения -- особенная форма), а также отдельные предприятия, организации, учреждения (единичная форма).

Основные виды управления

Основными видами управления (менеджмента) на микроуровне являются организационный, производственный, кадровый, инвестиционный, инновационный, финансовый и др.

Управление как целенаправленный и активный процесс включает такие относительно самостоятельные, логично последовательные элементы: 1) сбор, систематизацию и передачу информации; 2) выработку (обоснование) и принятие решения; 3) преобразование решения в различные формы команд (устную, письменную, приказ) и обеспечение его выполнения; 4) анализ эффективности принятого решения и возможную последующую его корректировку. Результатами этих действий являются взаимные перемещения элементов производства, разрешение противоречий общественного способа производства в целом или отдельных его подсистем, согласование экономических интересов, повышение эффективности общественного производства или его отдельных звеньев.

Управленческое решение, управление в целом на практике реализуется через комплекс его функций. Функция управления -- это определенный вид деятельности, в процессе которой осуществляется эффективное воздействие на объект управления и решается поставленная задача, достигается цель. Основные функции управления с точки зрения технологического способа производства -- планирование, организация, координация, стимулирование труда и контроль. С точки зрения отношений собственности еще одной функцией управления является реализация собственниками средств производства и других элементов системы производительных сил (науки, информации) своих прав на различные объекты собственности, своих целей управления. Из названных функций управления вытекают такие основные функции менеджмента, как планирование (в т. ч. стратегическое), организация, мотивация, лидерство и контроль.

Из пяти основных функций управления наиболее сложными являются организация и координация. Сущность организации состоит в формировании структуры объекта управления, упорядочении всех элементов в систему управления и форму их взаимосвязи, а также предоставлении активным элементам управления необходимых прав и ресурсов. К активным элементам принадлежат хозяйственные руководители, трудовые коллективы, отдельные работники, а также организации, подчиненные данной системе управления. Координация -- это установление и поддержание связей между элементами системы. Организация и координация объединяют отдельные элементы системы управления в единое целое. Таким образом создается организационная структура управления.

В процессе управления всеми объектами как на уровне общественного производства, отдельных сфер или отраслей народного хозяйства, так и на уровне отдельных предприятий и организаций необходимо четко сформулировать главную цель управления. Определение такой цели -- начальный принцип функционирования и развития системы управления. Конкретизацией этого принципа является определение оптимальных средств достижения цели.

Важный принцип управления -- гарантирование различными субъектами управления выполнения взятых на себя обязательств, или принцип ответственности. За невыполнение таких обязательств к тем или иным субъектам управления применяются различные санкции с целью полного возмещения нанесенных убытков тем субъектам, которые понесли потери вследствие нарушения обязательств. Поэтому следует четко определить, кто перед кем и за что отвечает, т. е. персонифицировать субъекты управления. В частности, в бывшем СССР высшие органы не несли никакой ответственности перед предприятиями за ошибочные или недостаточно обоснованные решения, что значительно снижало эффективность управления.

В процессе управления органически сочетаются прежде всего следующие общественные законы и закономерности: 1) технико-экономические законы, которые раскрывают сущность технологического способа производства, отражают отношения человека и природы, человека и техники, а также отношения между различными элементами техники и средств производства. Этот тип законов, в свою очередь, делится на законы, свойственные развитию производительных сил, и законы, свойственные технико-экономическим отношениям; 2) социально-экономические законы, которые отражают особенности развития производственных отношений или отношений экономической собственности; 3) социальные законы, которые раскрывают сущность отношений между основными классами, социальными слоями и группами в процессе общественного производства, в разных сферах общественного воспроизводства; 4) правовые законы, которые конкретизируются в различных правовых актах и нормах; 5) социально-психологические законы, которые отражают биологическую и социальную стороны сущности человека, его поведение в коллективе, обществе, а также межличностные, межгрупповые и другие отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Таким образом, управленческие знания являются комплексными, универсальными, имеют теоретический и прикладной, рациональный и интуитивный характер.

В западной научной литературе, в частности в трудах американских ученых Т. Питерса и Р. Уотермена, комплексный подход к управлению организацией как определенной социальной системой раскрывается на основе так называемой «концепции семи «с» (7-с)», или семи характеристик организации: стратегии, структуры, системы («жестких характеристик»), состава кадров, стиля руководства, суммы привычек («мягких характеристик»), совместных ценностей (интегрирующей характеристики). По их мнению, объектом управления должны стать человеческие аспекты организации, которые выявляются в кадровом составе, стиле и привычках, ценностях организации. Более того, именно эти аспекты и общественные ценности, человеческий потенциал организации выдвигаются сейчас на передний план и группируют вокруг себя все другие характеристики организации.

Комплексность управления значительно возрастает, если берутся во внимание не только внутренние характеристики организации, но и воздействующие на нее внешние факторы (конкуренты, действия правительства, принятые законы и т. п.).

Формы и методы научного управления предприятиями. Элементами организационной структуры управления являются различные управленческие звенья, деятельность которых регламентируется отдельными положениями. В современных условиях выделяют шесть основных организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевую, дивизиональную, матричную.

При линейной структуре процесс управления осуществляется через взаимоотношения между начальником и подчиненными, т. е. по иерархии сверху донизу. Так, в американской компании «Эксон» и многих других крупных корпорациях насчитывается от 11 до 14 уровней иерархии. При этом все распоряжения идут от одного начальника. Для руководителя каждого иерархического уровня важной проблемой является подбор оптимального количества подчиненных, которыми можно эффективно управлять. Руководитель подразделения должен принимать решения по Многим проблемам производственно-финансовой деятельности. Основным недостатком линейной организационной структуры является слишком сложная процедура принятия управленческих решений: распоряжения поступают сверху донизу, а разрешение на каждый шаг деятельности необходимо получить снизу вверх через всю иерархию руководителей. Такие решения принимаются на продолжительных заседаниях, после многочисленных согласований, в условиях коллективной ответственности за любые действия. Эта структура управления очень сложна, она медленно реагирует на внутренние и внешние изменения (в частности, на изменения конъюнктуры), исключает новаторский риск предпринимателя, поскольку в ней отсутствует автономия руководителей подразделений при принятии многих решений. С линейной формой управления связаны такие негативные черты менеджеров, как подхалимаж, бюрократизм, коррупция, подсиживание, доносы и др.

При функциональной структуре управления общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному органу (подразделению) или исполнителю. Этот орган выполняет однородные по содержанию или технологии работ функции и получает приказы от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям. Положительной стороной такой функциональной структуры управления является исключение дублирования деятельности исполнителей; каждый из таких исполнителей может достичь наиболее совершенных форм исполнения отдельных функций. Недостатки -- отсутствие единства при получении распоряжений, поскольку они поступают от нескольких руководителей, ухудшение координации деятельности по мере возрастания сложности производственного процесса и углубления специализации.

Эти недостатки в определенной мере могут быть устранены при линейно-функциональной структуре управления, когда управленческие решения разрабатывают высококвалифицированные и опытные специалисты, а распоряжения отдаются по иерархии линейных звеньев.

В основе всех трех названных выше организационных структур управления лежит принцип единоначалия, согласно которому у каждого подчиненного может быть только один начальник. Предварительно заметим, что при матричной структуре управления подчиненный может иметь несколько начальников, каждый из которых отвечает за осуществление различных проектов или за различные виды деятельности корпораций.

В программно-целевой структуре управления выделяются руководители отдельных проектов или подразделений, которые дают распоряжения относительно наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения конкретных целей производства. Такими целями могут быть строительство нового завода или цеха, реконструкция действующего предприятия, конструирование и разработка новой техники. Руководитель предприятия получает задание от высшего руководства и отчитывается перед ним. Ему, в свою очередь, подчиняется целый штат работников. Таким образом, целые подразделения могут выполнять целевые задания, что усложняет координацию между ними. Для согласования их деятельности создается единый координационный орган. Со временем такие подразделения могут быть преобразованы во внутренние фирмы, то есть относительно независимые хозяйственные единицы, которые имеют большую самостоятельность.

В дивизиональной структуре управления процесс управления объединяется по продуктовому (материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональному принципу (дочерняя компания объединяет филиалы в других странах). Главными элементами данной формы управления являются отделы, которые наделены оперативной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом и на основе получения прибыли осуществляют самофинансирование. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на длительную перспективу (постановка долгосрочных целей, расширение масштабов производства, модернизация предприятий, внедрение в производство новых видов продукции и т. п.). По такому принципу осуществляется управление в могущественной американской корпорации ИВМ, причем тут применяется и программно-целевая форма управления.

С учетом того что основной современной формой монополистических объединений в промышленности является многоотраслевой концерн, наиболее оптимальной организационной формой управления выступает дивизиональная форма. Обусловлено это тем, что филиалы и предприятия концерна наделены оперативно-хозяйственной самостоятельностью, работают на принципах хозяйственного расчета, а их руководители имеют право на предпринимательство, коммерческий и новаторский риск и др. При этом дивизиональная форма управления дает возможность рационально сочетать самостоятельную тактику подразделений со стратегией всей компании, поскольку стратегические решения на длительную перспективу принимает руководство, благодаря чему оптимально согласовывается централизованное и децентрализованное управление.

В матричной структуре управления сочетаются линейная, программно-целевая и функциональная формы. Их выбор зависит от типа производства, характера технологических операций, поставленной цели. Так, при массовом серийном производстве наиболее адекватными являются линейные и функциональные формы, при необходимости разработки новой техники -- программно-целевая организационная форма управления.

Выбор формы управления зависит также от исторических традиций, организационной культуры и ценностей конкретной страны. При этом в пределах тех или иных форм могут использоваться различные методы, стили руководства, средства и др. Так, в Японии приобрели распространение кружки качества, поставки комплектующих изделий и сырья в точно определенный срок (что делает излишними складские помещения или значительно уменьшает потребности в них), электронные «конторы без бумаг и машинисток» и т. п.

В японской автомобильной компании «Тойота» высшему руководству подчинены шесть директоров-распорядителей. Им, в свою очередь, подчиняются восемь директоров-управляющих и семнадцать директоров, которые управляют подразделениями. Весь процесс управления ориентирован на достижение двух важнейших целей: повышение качества продукции и уменьшение затрат производства. Он обеспечивается реализацией: функции инженерного обеспечения (планирование и разработка продукции); производственной функции (подготовка производства и само производство); коммерческой функции (сбыт продукции и снабжение сырьем и комплектующими изделиями). Все эти функции процесса управления рассматриваются как вспомогательные.

Большинство руководителей компании отвечают за отдельное подразделение, но выполняют несколько функций. Такие функции, однако, выполняют не все руководители подразделений. Каждый из шести директоров-распорядителей отвечает за координацию деятельности подразделений. Президенту фирмы подчиняется деятельность совещания директоров по вопросам управления и совет по вопросам управления. Последний, в свою очередь, руководит работой шести функциональных совещаний и совещаний подразделений. Функциональное совещание -- единственная официальная единица в форме функционального управления. В таких совещаниях принимают участие все управляющие и руководители отделов, включая директоров-распорядителей.

Каждый из них принимает участие в тех совещаниях, которые касаются деятельности подчиненных ему подразделений. Функциональное совещание насчитывает около 10 членов.

Наиболее важными в процессе принятия управленческих решений являются административные совещания. Они выступают исполнительным органом, который утверждает решения функциональных совещаний. В компании «Тойота» действует шесть функциональных совещаний, в том числе совещание по вопросам новой продукции, по вопросам сбыта новых автомобилей, по вопросам стоимости и др. Функциональные совещания по вопросам качества продукции проводятся один раз в месяц. На них выносятся наиболее важные вопросы, которые обсуждаются в «кружках качества», собирающихся один-два раза в неделю. Об эффективности управления качеством продукции в компании «Тойота» свидетельствует хотя бы тот факт, что на предприятиях фирмы на одного занятого в среднем приходится более 30 рационализаторских предложений, 95% из которых внедряются. Для сравнения отметим, что в США на одну промышленную компанию приходилось только по одному рационализаторскому предложению на одного занятого.

Программно-целевая структура управления используется, в частности, в американской корпорации «Еуропиан консьюмер продактс компани». В ней созданы две программные группы. Одна из них занимается изучением изменений спроса на продукцию, которую выпускает фирма, т. е. занята маркетинговой деятельностью, вторая -- улучшением качества выпускаемой продукции и ее ассортимента и соответствующей корректировкой производственной деятельности компании. Руководители программ подчинены совету директоров. Поскольку ранее эта корпорация была построена в форме линейно-функциональной структуры управления, то в ней есть определенное сочетание двух форм управления. При этом в состав программных групп вошли специалисты, которые ранее были заняты в функциональных подразделениях. Руководители программ и функциональных подразделений имеют одинаковые права.

Основные отличия между организацией высшего звена менеджеров в США и Японии состоят в том, что в США среди многих членов совета директоров есть управляющие, которые не принадлежат к данной фирме, а в Японии такое явление случается редко; в США решение, которое касается политики фирмы, принимают директора, и над его внедрением работают менеджеры-исполнители, причем между директорами и исполнителями существует четкое разграничение. В Японии члены совета директоров являются в то же время ответственными исполнителями, различия между ними не существует; в США только отдельные члены совета директоров отвечают за определенный участок, а в Японии каждый член такого совета отвечает за работу отдельных подразделений фирмы; в США члены совета директоров равноправны, из членов совета выделяется только глава, в Японии между членами совета директоров существует четкая субординация, к тому же численность совета директоров значительно большая.

Чтобы процесс управления был эффективным, необходимо придерживаться следующих основных требований: 1) рассматривать человека в качестве главного источника повышения производительности труда и эффективности производства; 2) планировать деятельность крупных компаний, в том числе долгосрочную потребность в кадрах (включая подготовку молодых специалистов, их продвижение по службе, комплекс мер по внешнему найму работников и др.). Такие компании сравнивают с государством, с плановой экономикой; 3) предоставлять подразделениям и работникам этих подразделений определенную автономию, что стимулирует их предприимчивость; 4) постоянно ориентироваться на потребности потребителей, что достигается рациональной маркетинговой деятельностью; 5) придерживаться простой формы управления, иметь малочисленный управленческий штат; 6) энергично и быстро действовать при концентрации усилий компании на одном или нескольких направлениях бизнеса; 7) проводить политику, направленную на формирование в компании многих лидеров и новаторов, стимулировать у них оправданную степень риска; 8) органически сочетать автономию, свободу отдельных подразделений, работников с жестким централизмом, особенно когда речь идет об основных ценностях компании -- стандартах качества, обслуживания и т. п.

Ориентация на человека, «человеческий капитал» предусматривает прежде всего необходимость постоянного приобщения работников всех уровней к разработке и принятию управленческих решений. Для этого следует увеличивать инвестиции в «человеческий капитал» в процесс обучения и переподготовки работников, формирования у них экономического мышления, технико-технологической культуры. Ведущая роль в этом принадлежит менеджерам.

Менеджер должен быть сведущим в вопросах культуры, этики, морали, психического и физического здоровья личности, ее совершенствования. У него должно быть развито философское мышление, умение анализировать и оценивать различные теории (особенно по организации производства и труда), результаты научных исследований.

Поэтому к основным требованиям к работе руководителя-менеджера в современных условиях западные ученые относят: больше отчетности, больше лидерства, больше внимания коллективной работе, более тесный контакт с людьми, большая условность власти, больше индивидуальности, больше самоотдачи, сочетание интеллекта и оперативных качеств. Руководители и менеджеры, которым нужно вдохновлять сотрудников, сами должны чувствовать духовный подъем, постоянно укреплять связь с идеями и энергией людей, которые их окружают, больше внимания уделять их моральным, духовным качествам.

Взгляд на человека только как на орудие, инструмент, объект, которым можно манипулировать, является признаком тоталитарного мышления. Проблемы духовности, веры, религии, их психологические аспекты играют все возрастающую роль в современном обществе. У менеджера должны быть современные знания в области исследований человеческого поведения, умение предвидеть отношение людей к себе и разумно реагировать на него. Поэтому в состав кадровой службы на предприятии (фирме, компании) входят социологи, психологи, специалисты по трудовым отношениям.

По мнению американского экономиста П. Дракера, менеджеры должны сделать людей способными к общим действиям, повысить эффективность их усилий и в то же время нивелировать присущие им общие недостатки и слабости. По его мнению, в любой организации менее 15% ее элементов (работников, рынков заказов и др.) дают 80--50% совокупных результатов, а все другие элементы лишь расходуют, а не продуцируют. Поэтому менеджер должен ликвидировать массу лишних работ и сосредоточить свое внимание на улучшении результативности небольшого ядра.

В деятельности современной компании важную роль играет система ее внутренних ценностей, которые менеджер должен умело прививать подчиненным, вырабатывать и поддерживать стремление к достижению коллективной цели. Основными принципами деятельности менеджера в этой сфере являются умения, во-первых, выделить ценности из общего и все более растущего потока "информации; во-вторых, непредвзято определить иерархию ценностей (что способствует разрешению конфликтов); в-третьих, исходить из того, что все ценности заслуживают внимания, даже если не все они могут быть учтены в определенной ситуации; в-четвертых, быть сдержанным, не унижать соперника; в-пятых, максимально способствовать осознанию работником своего собственного «я» в окружающем мире (что формирует индивидуальность); в-шестых, оказывать помощь работникам в реализации их цели в пределах целей и ценностей компании, исходя при этом из принципа приоритетности интересов конкретного человека, а не всей организации.

Количество ценностей находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня сложности организации. Ценности необходимо постоянно уточнять в соответствии с изменением социальной ситуации. Такое уточнение осуществляется в пределах основных групп ценностей: технологических (вопрос выбора методов совершенствования производства, улучшения качества продукции), экономических (распределение прибыли), социальных, политических, моральных, психологических, национальных и др.

В современных условиях управленческая деятельность должна учитывать некоторые новые моменты.

Во-первых, необходимо существенно ограничить или даже отказаться в отдельных отраслях промышленности от показателя производительности труда, рассчитанного как количество продукции, изготовленной одним работником или за единицу рабочего времени. Это обусловлено тем, что рост производительности труда одного работника (или на одном участке) независимо от производительности труда других работников, всего коллектива становится причиной увеличения внутрипроизводственных запасов, объемов незаконченного строительства, ухудшения качества продукции, сдерживания рационализаторской деятельности работников. Иначе говоря, путем такой экономии затрат (при условии, что прямые затраты труда составляют в большинстве отраслей промышленности от 2 до 10% стоимости продукции) можно увеличить другие производственные затраты, а значит уменьшить общую эффективность промышленного производства. Поэтому следует стремиться к повышению производительности труда всех работников предприятия.

Во-вторых, внедрение новой техники только на отдельных участках производства может привести к росту внутризаводских запасов или незаконченного строительства. Поэтому целесообразно комплексное внедрение новой техники, повышение уровня использования всех видов производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.

В-третьих, следует использовать такие качественно новые показатели в работе предприятия, как количество рационализаторских предложений в расчете на одного работника, процент их внедрения. Эти показатели характеризуют степень привлечения работников и служащих к управлению производством.

В-четвертых, необходимо внедрять новые формы стимулирования труда. Поскольку индивидуальные стимулы к увеличению норм выработки становятся все менее эффективными, следует использовать коллективные формы стимулирования труда, учитывая при этом уровень индивидуальной заработной платы. Важным фактором роста эффективности производства является внедрение бригадной формы организации и стимулирования труда.

В целом в процессе управления предприятием, в формировании стабильных и эффективных стимулов к труду в развитых странах мира все большее значение приобретает экономическая демократия, которая представляет собой процесс постепенной демократизации собственности (капитала), привлечения наемных работников к управлению производством и собственностью, предоставления им широкой производственной автономии (прежде всего в форме автономных бригад), разносторонней информации о состоянии дел в компании. Экономической формой реализации этих процессов являются владение акциями и присвоение части прибыли в форме дивидендов, контроль наемных работников, автономных бригад за качеством продукции, участие в планировании и контроле за производством и распределением прибыли, за процессом подготовки и переподготовки работников высшей квалификации и их продвижением по службе. Одной из предпосылок хорошего отношения менеджеров с подчиненными является своевременное информирование работников о качестве выполненной ими работы, указание о способах ее улучшения, справедливое стимулирование, объяснение необходимости изменений, обнаружение скрытых дарований у подчиненных и др.

Применение таких форм способствует уменьшению текучести кадров. В США, например, ежегодно 20 млн работников оставляют свои рабочие места, причем около 10 млн делают это добровольно. Многие из них ценят содержание работы, атмосферу в корпорации или организации выше, чем размер заработной платы. В этих условиях на передний план выступают проблемы менеджмента, налаживания благоприятных межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. Учитывая это, многие современные менеджеры даже не употребляют понятия «работники», «кадры», «персонал», заменяя их словом «люди».

Важную стимулирующую роль играет выплата премий, размер которых составляет в среднем до 10% всех выплат работникам на протяжении года, а в некоторых компаниях достигает 25% годового оклада. Такие выплаты часто осуществляются в форме акций. Значительная роль в системе стимулирования труда принадлежит такой форме, как участие в прибылях, приобщение работников к процессу управления. При бригадной форме организации труда нередко практикуется ответственность каждого члена бригады за действия всех других членов. Много фирм с целью создания лучшей атмосферы в коллективе выплачивают каждому работнику в день рождения или на праздники определенные суммы (как правило, до 100 долл. США), в летнее время вводят третий выходной (продлевая продолжительность рабочего дня в другие четыре рабочих дня), на уровне современных требований организовывают рабочее место, конторские помещения, при организации производства используют принцип разделения всех операций в форме создания малого бизнеса внутри корпорации, приглашают за счет фирмы работника вместе с семьей на обед в дорогой ресторан или в выходной день в пригородный отель, отдают предпочтение подготовке и переподготовке собственных кадров найму соответствующих специалистов со стороны и т. п.

В Японии, кроме широкой программы культурно-бытовых мероприятий, фирмы внедряют новые прогрессивные системы пенсионного обеспечения.

Ответственные посты поручаются, как правило, молодым менеджерам, а старших, опытных менеджеров назначают консультантами при них, координаторами отдельных проектов. При перестройке системы управления в Японии широко использовалась система комитетов штабных служб и децентрализованных отделений. При этом им передавались права на принятие оперативных решений (делегирование компетенции), а высшая администрация сосредоточивалась на решении стратегических вопросов руководства.

Основным методом контроля является система отчетности по бюджету и начислению нормативных затрат.

В случае отклонений действительных результатов от запланированных затрат производства или бюджетных показателей отчеты оперативно направляются в те или иные подразделения для принятия соответствующих мер. Кроме того, на разных участках фирм создаются специальные центры, которые должны следить за соблюдением нормативов.

В-пятых, следует добиваться экономии материально-энергетических ресурсов и накладных расходов. Важным показателем экономии таких расходов является уменьшение уровня внутризаводских запасов, объемов незаконченного строительства и материально-энергетических затрат.

В-шестых, прежде чем внедрять новую технику и технологию, необходимо осуществить перестройку форм и методов организации производства. В этом плане нецелесообразно одновременно внедрять новую технику и новые методы управления.

Более того, при несовершенном управлении новая техника вызывает снижение эффективности производства.

В-седьмых, следует учитывать, что достижения ведущих японских фирм основываются прежде всего на преимуществах в управлении (стиле управления, стратегии и тактике процесса управления), на внедрении более эффективных форм организации и стимулирования труда.

Менеджеры

Менеджеры (англ. manager -- управляющий) -- специфическая социальная группа общества, состоящая из профессиональных управляющих (директоров компаний и фирм, руководителей отдельных подразделений предприятий и т. п.). Появление менеджеров обусловлено углублением общественного разделения труда, ростом масштабов предприятий, усложнением процесса производства и управления. Более конкретной причиной их появления является процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции. Развитие данного процесса приводит к тому, что капиталист, будучи физически не в состоянии осуществлять компетентное руководство всеми звеньями производства и реализации продукции, нанимает профессиональных управляющих. В условиях усиления деперсонификации собственности вследствие эволюции капиталистической собственности от индивидуальной к коллективным формам менеджеров нанимают акционеры, прежде всего владельцы значительного количества акций.

В зависимости от масштабов предприятий выделяются менеджеры высшего, среднего и низшего звена. В США в гигантских корпорациях высшими менеджерами являются 3--4 лица (президент, 2--3 вице-президента компании). В этой стране из 12,5 млн управляющих насчитывается около 10 тыс. высших менеджеров. Если предприятие принадлежит отдельному лицу, то наиболее важные решения принимает сам капиталист (например, о приеме или увольнении с должности высших менеджеров), а высшие менеджеры решают другие важные проблемы. Поэтому к высшим менеджерам вместе с определенными полномочиями переходит и часть корпоративной собственности в трех основных формах: значительного количества акций корпорации (стоимостью от 1 млн до 4 млн у каждого); высокой заработной оплаты (в начале 90-х годов она превышала 1 млн долл. США в год); персональных дорогих автомобилей, яхт, драгоценных ковров и даже картинных галерей. Таким образом, по своему юридическому статусу, доходам, образу жизни высшие менеджеры вливаются в состав монополистической буржуазии. При этом они должны глубоко знать все внутренние связи в пределах корпораций, поддерживать контакты с чиновниками государственного аппарата. Превращение власти высших менеджеров или ее значительных рычагов в собственность опровергает основной тезис концепции «революции управляющих» об обособленности власти от собственности, в частности об отсутствии собственности у высших менеджеров.

Таких менеджеров не следует отождествлять с управляющими среднего звена (руководителями подразделений, например цехов), у которых значительно меньше власти на предприятии и которые по уровню доходов приближаются к средней буржуазии. Менеджеры среднего звена должны иметь глубокие профессиональные знания обо всех звеньях производственного процесса их подразделений, общее представление о других подразделениях, подбирать кадры для своего подразделения и т. п.

Наиболее многочисленная группа профессиональных менеджеров -- это менеджеры низшего звена: мастера, бригадиры и др. Их жизненный уровень приближается к уровню наемных работников высшей и средней квалификации. Кроме глубокого знания производственного процесса на своем участке, они должны уметь налаживать контакты (социальные, психологические, профессиональные) со всеми наемными работниками подразделения. Менеджеров высшего и в значительной мере среднего звена готовят обычно за высокую плату в специальных школах на базе крупных университетов, а менеджеров низшего звена -- как правило, в учебных центрах при крупных корпорациях.

В ходе разгосударствления и приватизации в Украине и других странах СНГ растет пропасть между оплатой труда высшего звена управляющих и рядовых наемных работников (в России, например, разница достигает стократной величины). Это требует усиления законодательного регулирования деятельности акционерных обществ, создания института лицензирования менеджеров предприятий (на основе сдачи ими специального экзамена) с правом лишения лицензии при условии деятельности менеджеров в интересах личного обогащения в ущерб трудовому коллективу и государству, включения представителей трудового коллектива в состав управленческого органа на предприятии (например, в состав дирекции), строгого налогового контроля над доходами физических лиц, предоставления равных льгот тем предприятиям, где решения трудовых, управленческих и собственнических противоречий осуществляются без их перерастания в фазу конфликта и др.

управление решение менеджер

Литература

1. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. Шк., 2002. - 415 с.

2. Сребник Б.В. Экономика предприятия: Учеб. для вузов по спец. «Финансы и кредит».- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2000.-231с.

3. Экономика предприятия: Учебник для торг. Вузов / Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич, В.И, Андросов и др.; Рук. авт. Коллектива Б.А, Соловьев. - М.: Экономика, 2000. - 414с.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др., Рук. авт. кол. А.И. Гребнев. - М.: РУП «Издательство «Экономика». 2002. - 238 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Управленческий труд и его специфика. Роль управления в осуществлении взаимосвязи внешней и внутренней среды. Содержание труда менеджеров. Современные концепции лидерства. Этапы процесса управления персоналом. Маркетинговая система управления фирмой.

    шпаргалка , добавлен 02.02.2014

    Система управления и ее составляющие. Основные функции и методы управления фирмой в условиях рыночной экономики. Роль управленческого решения в системе управления современной фирмой. Количественная и качественная оценка результатов работы организации.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Сущность менеджмента и его эволюция. Элементы и уровни процесса управления. Основные школы управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды, принципы и методы управления, особенности управления персоналом и процесс принятия управленческих решений.

    курс лекций , добавлен 12.04.2013

    Сущность, функции и принципы процесса управления субъектами хозяйствования. Методы управления деятельностью предприятия. Организационные структуры управления предприятием. Вышестоящие органы государственного управления предприятиями и организациями.

    реферат , добавлен 15.10.2010

    Условия и предпосылки информатизации управления предприятием, стадии внедрения процесса информатизации управления. Обзор реализации проекта информатизации управления фирмой в отечественной и зарубежной практике на примере конкретных организаций.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2016

    Сущность и содержание основных функций управления, критерии их классификации и место в системе менеджмента. Роль функций управления при формировании структуры управления. Совершенствование применения функций управления в муниципальной организации.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Понятие и сущность, форма и принципы эффективной организации производственного процесса. Функции и методы управления производством. Анализ технико-экономических показателей хозяйственной деятельности и организационной структуры управления предприятия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Условия возникновения менеджмента туризма, особенности туризма как объекта управления, основные элементы туристских организаций. Система, структура, функции, методы, стиль управления туристской фирмой. Организация труда менеджера и управления персоналом.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    Управленческое решение как выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием. Постановка и решение проблемы государственного и муниципального управления.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Теоретические понятия структур управления. Принципы проектирования структур управления. Анализ структуры управления предприятия. Анализ персонала. Анализ структуры и функций управления. Предложения по совершенствованию структуры управления.

ЛЕКЦИЯ 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Термин «административный» означает в переводе с латинского «управленческий или руководящий», то есть управление, руководство чем-либо или кем-либо.

С управлением связаны многие происходящие в обществе явления. По сути управление является функцией всех организованных систем и связано с определенным воздействием одного элемента (субъекта управления) на второй элемент (объект управления) с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой они оба являются, ее должной организации и обеспечения необходимого режима ее функционирования. Помимо ее субъекта и объекта, необходимым элементом системы управления является также и элемент обратной связи между ними.

Виды систем управления: социальные (государственное и общественное управление), биологические (воздействия на животный и растительный мир) и технические (управление технологическими процессами, машинами, механизмами и пр.). Рассматривая понятие государственной системы управления, мы учитываем его тесное взаи­модействие с общественными системами управления.

Признаки системы управления:

Первый признак системы управления - три и более элемен­тов (подсистем), т.е. управляющий элемент (властный субъект управления), управляемый элемент системы (подвластный объект управления) и прямые и обратные связи. Как правило, система конкрет­ного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсисте­ме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т.е. системы иерархичны (соподчиненны).

Второй признак системы управления - взаимосвязь и вза­имозависимость элементов. Отношения, возникающие между уп­равляющей и управляемой системами, одной из которых обяза­тельно является юридическое лицо государственной формы соб­ственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами, имеют го­сударственно-властный характер.

Третий признак системы управления - целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной систе­мы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Государственное управление - это сознательное и целе­направленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.



Общественное управление делами государства осуществ­ляется в основном политическими партиями, профессиональны­ми союзами, общественными объединениями и иными негосу­дарственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и обществен­ного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта уп­равления на объекты управления. Он может быть реализо­ван различными методами и формами в соответствии с со­держанием системы управления, в зависимости от влияния различных условий и факторов внешней среды;

Целенаправленность воздействия, так как цель государствен­ного управления имеет не только объективный характер раз­вития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесооб­разности;

Наличие в системе управления следующих элементов: 1) субъект управления - руководитель; 2) объекты управле­ния - подчиненные; 3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.) и обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах ра­боты подчиненных, включая различные формы контроля);

Правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя раз­деление функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административ­но-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управле­ния, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

Классификация целей управления:

По уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом (иерар­хия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей); одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с други­ми (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «де­ревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как за­висит от влияния условий и факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с при­оритетом цели в реальном режиме времени, т.е. сформулирован­ная приоритетная цель должна быть адекватна действиям фак­торов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления ко­торых образован соответствующий орган исполнительной вла­сти, государственного управления;

2) обеспечивающие - функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организаци­онные структуры, обычно они являются структурными подраз­делениями органа управления, образованного для реализации предметных функций;

3) общие функции управления.

По содержанию управление сводится к совокупности цикли­чески повторяющихся стадий по осуществлению функций управ­ления (так называемый управленческий цикл). Он может детали­зироваться с разной степенью в зависимости от задач исследо­вания, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Управленческий цикл - повторяющаяся совокупность по­следовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления:

1) выявление и осмысление актуальной проблемы управле­ния;

2) формулирование целей и постановка задач;

3) подготовка и принятие управленческих решений и их пра­вовое закрепление;

4) организация исполнения управленческих решений;

5) корректировка управленческого решения и регулирование системы управления.

Цель административно-правового регулирования - обеспечение стабильности управленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав, свобод и закон­ных интересов всех субъектов административного права.

Принципы в государственном управлении - организаци­онные и правовые.

Организационные принципы: плановость, прогнозирова­ние, объективность, дифференциация и фиксация функций; научность, рациональность, ответственность, сочетание едино­началия с коллегиальностью; линейный принцип, двойного под­чинения, единства и централизации.

Принцип плановости и прогнозирования в организации деятельности органов государственного управления означает, что органы государственного управления должны уметь разрабатывать комплексные федеральные программы по осуществле­нию динамически устойчивого развития общественных процес­сов на основе познанных объективных законов, закономернос­тей социального управления. Принцип плановости в управлении обществом тесно связан с процессом прогнозирования тех или иных явлений и процессов в обществе и всегда имеет вероят­ностную оценку.

Принцип объективности тесно связан с плановостью, так как требует анализа и учета фактического состояния и разви­тия состояния процесса управления, обеспечения развития, а также определения комплексных мер по поддержанию требуе­мого уровня процесса управления.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки и совершен­ствования организационных структур управления для успешно­го осуществления объективных функций и поставленных задач.

Принцип научности в управлении выражается в примене­нии научных методов познания законов и закономерностей про­цесса управления, их теоретической систематизации и исполь­зовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоя­нии объекта управления, ее обработке с применением количе­ственных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмысле­нии актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

Принцип рациональности, т.е. целесообразность достиже­ния желаемого результата, заключается в том, что цели и зада­чи управления должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.). Управление должно быть рациональным, особенно в ры­ночных условиях, так как при осуществлении управленческой де­ятельности имеет место не только принцип законности, но и целесообразности; они должны не противопоставляться, а до­полнять друг друга.

Принцип ответственности органов управления и их долж­ностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспе­чивается нормативно-правовым закреплением полномочий, за­дач, функций, форм и методов работы: например, должностное лицо органа управления может быть привлечено к дисциплинар­ной ответственности как за невыполнение своих функции, так и за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Сочетание единоначалия и коллегиальности реализуется прак­тически во всех органах исполнительной власти, даже там, где основным принципом управления является единоначалие (напри­мер, в МВД РФ). В этих случаях используются рекомендации коллегий при решении многих комплексных и сложных вопросов по предметам ведения и в объеме компетенции органа ис­полнительной власти.

Принцип линейности обеспечивает руководителю по пред­метам ведения и в пределах его компетенции возможность ре­ализовывать все функции и задачи по отношению к своим под­чиненным и персонально нести ответственность за результаты работы органа управления.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

Принцип единства и централизации характерен для отрас­левых и особенно для военизированных органов исполнитель­ной власти.

Специальные принципы организации деятельности орга­нов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления: например, органы ФСБ, МВД используют регламентированные законами принципы конспирации, сочетание гласных и неглас­ных форм деятельности, например, в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями.

Понятие «администрация» произошло от латинского слова «управление».

Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

единоличные;

коллегиальные (группы людей).

Виды управления

Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное:

  • 1) техническое - управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;
  • 2) биологическое - управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);
  • 3) социальное - управление людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:
    • а) объект - это всегда человек или группа людей;
    • б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;
    • в) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;
    • г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления:

государственное;

коллективное - регулирование на уровне коллектива;

семейное.

Государственное управление - вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права - административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.

Также выделяют подвиды социального управления:

семейное социальное - осуществляемое внутри семьи;

общественное социальное - руководство отдельными организованными группами людей (политическими партиями, религиозными организациями и т. д.);

муниципальное - управление на местном уровне;

государственное социальное.

Анализ управления деятельностью предполагает классификацию сто основных видов и выяснение их функциональной специфики. По совокупности здесь можно выделить пять критериев: эволюционные формы; время действия; характер связи; формы упорядочения; наконец, авторефлексию.

Основные виды управления деятельностью

При рассмотрении вопроса о видах управления, прежде всего следует выделить пять эволюционных видов управления механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Самое существенное их различие, несомненно, связано с различием основных эволюционных форм движения материи. Так как управление есть обязательный элемент всякой деятельности, то оно необходимо прошло в процессе эволюции все те же основные ступени, что и деятельность. И потому нельзя согласиться с утверждением, будто эволюционных видов управления только два – биологический и социальный. В этом случае надо признать, что на неорганическом уровне материя имела и имеет неуправляемый характер.

Каждый уровень развития материи имеет свой специфический вид управления. Сейчас становится все более очевидным, что эволюционный процесс усложнения организации материи зависит прежде всего от усложнения видов управления. Более сложные и развитые виды управления детерминируют более сложные и более развитые формы существования материи. И для того чтобы материя смогла подняться на новую ступеньку в своем развитии, она должна выработать новые и более совершенные виды управления.

По времени действия управление, как и деятельность в целом, подразделяется на актуальное и аккумулятивное.

Актуальное управление осуществляется обычно по новым программам, которые вырабатываются в процессе актуальной деятельности. В отличие от этого аккумулятивное управление есть совокупность программ, которые сохраняются предметом или родом предметов от прежде осуществленных процессов управления.

По характеру связи особое место среди управленческих процессов занимают управление с прямой (разомкнутой) и управление с обратной (замкнутой) связью.

Прямая, или разомкнутая, связь характеризуется тем, что некоторое воздействие осуществляет в воспринимающем предмете определенные изменения и на этом данное взаимодействие прерывается. Формирующийся в этой деятельности результат, его особенности и тенденции развития не оказывают какого-либо влияния на дальнейшее протекание процесса. Деятельность взаимодействующего предмета зависит главным образом от воздействия и никак не коррелируется результатом. Управление в этом случае также имеет разомкнутый характер. Выработав под влиянием внешнего воздействия программу изменения формы (организации) воспринимающего предмета, оно исчерпывает свою функцию.

Иначе обстоит дело в условиях замкнутой связи между предметами. Здесь результат деятельности самым непосредственным образом влияет на продолжение этой деятельности. С учетом результата вырабатывается новая управленческая программа воздействующего предмета, что ведет к новым преобразованиям воспринимающего предмета. Например, характеризуя деятельность животных и кибернетических машин, II. Винер пишет: "Как в животном, так и в машине выполнение приказов имеет своей целью оказание воздействия на внешний мир. И в том, и в другом случае их осуществленное воздействие на внешний мир, а не просто предполагаемое действие возвращается в центральный регулирующий аппарат" . Взаимодействие здесь приобретает замкнутый контур. По мнению Н. Винера, обратная связь представляет собой "свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым выполнением приказов" .

Иногда обратную связь рассматривают как особую форму или метод управления. Этой точки зрения придерживался и Н. Винер, который считал, что "обратная связь есть метод управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач" . В действительности обратная связь есть не "метод управления", а особая форма взаимодействия предметов. Получаемая в этом процессе информация может использоваться, а может и не использоваться в управлении. Обычно поступающая посредством обратной связи информация лишь частично используется для выработки управленческих программ.

На эту особенность обращают внимание многие исследователи. Так, характеризуя информационные процессы, протекающие в мозгу человека, А. Г. Спиркин пишет: "Общее количество информации, которое поступает из внешнего мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 тыс. единиц (битов) в секунду. Но лишь небольшая часть этой информационной лавины становится фактом сознания. Количество информации, которое подвергается сознательной обработке, по данным разных авторов колеблется от 25 до 100 битов в секунду. В мозгу происходит тщательный отбор информации. Если даже исходить из максимального числа битов, то выходит, что лишь тысячная доля воспринятой информации доходит до сознания" . Поэтому нельзя отождествлять обратную связь как особую форму связи предметов, а управление с обратной связью – как особую форму программирования преобразований этих предметов.

Нередко обратные связи рассматриваются лишь как свойство биологической и социальной материи. Однако сейчас все большее число естествоиспытателей склоняются к признанию того, что они имеют место не только па верхних, но даже и па нижних этажах неорганической материи. Например, видный советский биолог академик В. А. Энгельгардт считает, что обратные связи, несомненно, встречаются в планетных и галактических системах. Но в отличие от биологических, в данных системах они "выражены во много раз менее значительно" .

В последнее время получены экспериментальные подтверждения натичия обратных связей и на неорганическом уровне. Естествоиспытателями был открыт закон, который регулирует развитие отдельных метаболических процессов.

Ом пока фигурирует под различными названиями: "торможения конечным продуктом", "ретроингибирования" или "аллостерического торможения". Суть его заключается в том, что некоторая цепь химических реакций функционирует как замкнутый процесс, поскольку управляется конечным результатом.

В публикациях, посвященных анализу проблем управления, обратную связь иногда характеризуют как важнейший принцип лишь процессов самоуправления (саморегуляции, самоорганизации). По обратная связь как специфическая форма взаимодействия предметов является предпосылкой не только самоуправления, по и управления (регуляции организации). Различие состоит в том, что при самоуправлении она используется для внутреннего регулирования деятельности целостного предмета (системы), а при управлении – для осуществления воздействия одного предмета на другой.

Всегда ли обратная связь сопутствует управленческим процессам? Очевидно, что нет. Обратная связь есть основа лишь сложных процессов управления. Большая часть управленческих процессов в неорганическом мире протекает без обратной связи. В равной мере нельзя считать обратную связь обязательной предпосылкой биологической и социальной форм управления. У животных и человека в результате многократного повторения в филогенезе и онтогенезе одних и тех же действий вырабатываются различного рода управленческие автоматизмы, которые в обычных условиях не требуют обратной связи.

Кроме того, в обществе под воздействием различного рода факторов не всегда удается сформировать механизм обратной связи или его формирование осуществляется несвоевременно. Особенно наглядно это видно на примерах функционирования нашей многозвенной структуры управления народным хозяйством (так, во многих министерствах до сих пор используется пятизвенная структура). В социальных процессах довольно часто формирование обратной связи запаздывает, отстает от потребностей деятельности или данная связь оказывается некачественной. Это ведет к тому, что управление утрачивает свой сознательный (планомерный) характер, формируемые цели деятельности перестают соответствовать действительности, т.е. оно становится стихийным.

По формам упорядочения управленческих процессов специфическими моделями управления являются координация, субординация и реординация. Координацией (лат. coordinatio – сорасположение) называется такая упорядоченность как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равнове- ликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.

Например, отношения между различными предметами с точки зрения управления могут быть охарактеризованы как отношения координации. Все они располагаются один возле другого или один вслед за другим, но так, что никто не выдвигается на роль ведущего начала или лидера. Управление в форме координации свойственно тождественным целостностям, которые ни при каких условиях не могут взять верх одна над другой. "Координация, – по мнению В. Г. Афанасьева, – выражает пространственную упорядоченность компонентов системы, упорядоченность по горизонтали. Здесь речь идет о взаимодействии компонентов одного уровня организации" .

В отличие от этого субординацией (лат. subordinate – соподчинение) называют вторую модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Одни элементы в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берут верх над другими и подчиняют их себе. Такой характер присущ управленческим процессам во взаимодействии. В. Г. Афанасьев отмечает: "Субординация... есть вертикальная упорядоченность, подчинение и соподчинение компонентов. Здесь речь идет уже о взаимодействии компонентов различных уровней" .

Каково соотношение понятий "субординация" и "иерархия"? В главном понятия "субординация" и "иерархия" имеют синонимический характер. Это латинское и греческое названия такой формы управления, как соподчинение. Но, как правило, понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Если в какой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется многосторонне или на нескольких этажах управления, то в этом случае обычно говорят об иерархии, т.е. расположении систем или сложных элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему. В сравнении с субординацией иерархия является более объемной и развитой формой управления. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых управление одного порядка оказывается зависимым от управления второго порядка, управление второго порядка – от управления третьего порядка и т.д. до вершины пирамиды или высшей точки данной системы.

Субординационный характер управления между предметами долгое время оставался вне поля зрения исследователей. Важнейшими особенностями субординации как модели управления деятельностью предметов являются следующие: 1) в условиях этих связей одни предметы оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны; 2) значительное изменение функций зависимыми предметами способно привести к изменению их совокупных характеристик и даже качеств в целом; 3) новые функции и новые качества предметов создают предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью. Следовательно, субординацию нельзя понимать как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону и оставляется без анализа сторона внутренняя – функциональная, а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.

Отмечая определяющее влияние высших уровней субординации в отношении низших, ни в коем случае не следует абсолютизировать эту зависимость, ибо всякое взаимодействие, как уже говорилось, исключает абсолютно первичное и абсолютно вторичное. В любой субординации не только высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обратный процесс, в силу которого низший уровень также влияет на высший, и очень важно изучить особенности этого влияния. Субординационную зависимость не следует понимать односторонне, это всегда двусторонний процесс. Высшее только потому высшее, что есть низшее. Именно низшее обусловливает возможность высшего. Без низшего невозможно никакое высшее. И, кроме того, разделение на низшее и высшее всегда очень условно, граница между ними подвижна и неустойчива. Специфика биологических и особенно социальных субординаций проявляется в том, что здесь, в отличие от неорганических, в большей мере и в более развернутом виде осуществляется с обеих сторон функция контроля. Не только высшее контролирует низшее, но и, наоборот, низшее способно контролировать высшее.

Кстати, сложившаяся в прошлом в нашей стране командно-административная иерархия страдала как раз порочной односторонностью, при которой контроль осуществлялся лишь сверху вниз. Всякие попытки нижних этажей управленческой пирамиды осуществить контроль за деятельностью верхних этажей пресекались, да и все еще пресекаются довольно решительно и жестко. В этом, видимо, проявляется социальная сущность бюрократизма. В процессе реформирования нам нужно создавать такие механизмы управления, народовластия, при которых управляемые имели бы реальную возможность всесторонне контролировать работу управляющих.

Нужно отметить, что в блоке с координацией и субординацией целесообразно упомянуть и такую модель управления, как реординация (лат. reordination – переподчинение). Реординацией обычно называют третью модель упорядочения, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

О реординации пока мало что известно в науке. Вместе с тем она является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства нереподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Аналогично представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственного управления, по и для всех других видов социального управления.

Координация, субординация и реординация широко распространены в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависимостей в процессе общественной деятельности не выглядят убедительными. Координационные и реордииационные системы также отличаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.

Наконец, по характеру авторефлексии следует выделить в качестве самостоятельного и такой вид управления, как "самоуправление", или "саморегуляция", или "самоорганизация". В настоящее время в литературе высказываются различные точки зрения об этом виде, но суть их сводится к тому, что эти три понятия, во-первых, надо различать между собой, так как они характеризуют разные процессы, а во- вторых, их нужно отличать от понятий "управление", "регуляция" и "организация". При этом одни авторы считают, что в обществе те процессы, которые связаны с сознательным упорядочением, следует называть управлением, а тс, которые формируются стихийно, – регулированием . Другие авторы рассматривают регулирование в качестве особой функции управления .

Здесь прежде всего следует указать на то, что понятия "управлять", "регулировать" и "организовывать" являются, как известно, синонимами: русским, латинским и французским названиями одного и того же процесса. Их синонимический характер свободно просматривается даже на обыденном уровне. Из этого следует, что и все попытки установить какие-либо различия между понятиями "самоуправление", "саморегуляция" и "самоорганизация" также не имеют под собой никаких оснований, поскольку все они являются разноязычными синонимами.

Что касается управления и самоуправления, то, действительно, между ними имеется вполне очевидное различие. Оно выражается в том, что управление осуществляется "как бы со стороны", когда один предмет воздействует на другой и определенным образом упорядочивает его деятельность.

В отличие от этого самоуправление проявляется как такой процесс, который осуществляется не между отдельными целостностями, а внутри их. Министерство, например, не только управляет подведомственными предприятиями, но осуществляет и внутреннее упорядочение своей деятельности; правительство субъекта Федерации, чтобы успешнее руководить народным хозяйством на вверенной ему территории, должно постоянно совершенствовать и свою деятельность. Специфика самоуправления состоит в том, что оно всегда связано с внутренними проблемами целостного предмета или системы, направлено на сам этот предмет или систему. Отсюда и появляется приставка "само" или "авто" (гр. autos – сам). Никакого другого смысла в этом понятии нет.

Вместе с тем всегда, видимо, следует помнить, что грань между управлением и самоуправлением очень относительна. Все зависит от точки отсчета, т.е. от того, что мы берем в качестве целостности. Фактически любой отдельно существующий предмет осуществляет функции и управления (во взаимодействии с другими предметами), и самоуправления (во взаимодействии составляющих его сторон, частей и элементов).

Итак, деятельность, какой бы она ни была, не может быть неуправляемой, т.е. она обязательно включает в свой состав управление. В том же случае, если управление рассматривается само по себе, как нечто самостоятельное, оно выступает уже как особый вид деятельности. Это есть деятельность по управлению, или управленческая деятельность. Например, с возникновением у животных нервной системы, которая стала выполнять функцию управления их жизнедеятельностью, появилась и особая форма деятельности – нервная деятельность, а у высших животных – высшая нервная деятельность (ВИД). На социальном уровне – с появлением классов возникает государство как политическая форма управления обществом, с усложнением экономической деятельности в эпоху капитализма складывается экономическое управление и т.д.

  • Керимова Т. В. Социальный прогресс и управление. М., 1980. С. 66.
  • Управление социальными процессами в социалистическом обществе. М., 1983. С. 79.

Государственное и негосударственное управление. Отличительные черты.

Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете- достижения задач, стоящих перед системой. Уп­равление осуществляется в технических, биологи­ческих и социальных системах.

Несмотря на многие коренные различия техни­ческих, биологических и социальных систем, ме­ханизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействием управляюще­го субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Управление будет реально только тогда когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно, либо принудительно).

Наиболее сложным видом управления являет­ся управление социальными системами.

Подсоци­альным управлением (управлением социальными системами)понимается воздействие на общ­ность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная не­обходимость в социальном управлении обусловле­на общественным характером существования лю­дей: их труда, иных отношений, общения, взаи­модействия.

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей , для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

2. Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.

3. Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.

Процесс социального управления состоит из ряда стадий, которыми являются: формулирова­ние целей и постановка задач управления; выра­ботка и принятие управленческого решения; орга­низация исполнения этого решения; контроль за претворением в жизнь управленческого решения.

Социальное управление подразделяется на госу­дарственное управление и негосударственное уп­равление .

Негосударственное управление осуществ­ляется органами местного самоуправления, адми­нистрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

В курсе административного права основное вни­мание уделяется государственному управлению.



Подгосударственным управлением в широком смысле словапонимается управление делами го­сударства, всеми его органами по достижению целей, стоящих перед государством.

Субъекта­ми государственного управления являются органы государственной власти, другие государственные органы, должностные лица, наделенные государ­ственно-властными полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что эффективно управлять госу­дарством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, ко­торые в соответствии с положениями Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Общее понятие управления. Виды управления, их особенности.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь.

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):

1) технические операции;

2) коммерческие операции;

3) финансовые операции;

4) страховые операции;

5) учетные операции;

6) административные операции.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;



3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления: 1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное управление (управление об-щественными процессами, людьми и организациями). Каждый из данных типов управления отличается назначением, качест венным своеобразием, специфическими особенностями, интен сивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них. Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная или иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет. Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.д.). В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей. В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных отношений, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления. В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Отсюда властность социального управления. В-шестых. социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой. Управление, понимаемое в социальном смысле. многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей. Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, по которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований.