Виды социального управления. Административное право Виды управления в административном праве

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

Обязательно качество целостной организованной системы;

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Служит интересам взаимодействия основных элементов;

Обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

Анализ управленческой ситуации;

Выработка и принятие решения;

Организация и исполнение решения;

Контроль выполнения решения;

Подведение итогов, внесение корректив.

1.3. Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

Обусловлены социальным назначением управления;

Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

Представляют собой направление его активного действия;

Предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

Моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

Научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

Линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Большинство учёных XXI века проводят исследования человека с точки зрения его с окружающим миром. Подобные действия помогают выделить наиболее эффективные способы Следует отметить, что процесс поиска начался задолго до появления существующей цивилизации. Интересен тот факт, что уже во времена Древнего Рима люди знали: наиболее удачным «изобретением» регулирования общественных отношений является право. С того времени эта концепция не утратила своей силы.

На сегодняшний день в Российской Федерации практически вся жизнедеятельность граждан регулируется при помощи правовых норм различных отраслей юридической науки. Это позволяет, прежде всего, государству осуществлять повсеместный контроль и диктовать свою волю. Однако большое количество вопросов вызывает сам процесс управления, который осуществляет уже упомянутая в статье государственная власть. Сам термин «управление» имеет несколько достаточно интересных значений. Что касается государства, то тут существует своя специфика - как юридическая, так и практическая. В статье рассмотрим понятие управления и виды управления через призму соответствующей юридической отрасли - административного права.

Многогранность термина

Прежде чем рассматривать понятие управления и виды управления в административном праве, нужно обратить внимание на многогранность этого термина вообще. Следует отметить, что он используется сразу в нескольких отраслях человеческой жизнедеятельности. Исходя из этого, характеристику термина можно давать совершенно по-разному.

В философии управление понимается как определённая деятельность каких-либо субъектов, направленная на достижение цели или ряда целей. Во время подобной деятельности происходит изменение какого-либо объекта. Философское понятие дало отправной толчок для создания «классического» универсального термина. Таким образом, управление, сущность, понятия, виды которого будут представлены в статье, - это специфический процесс контроля, организации, планирования и мотивации, который необходим для достижения поставленных целей. Что касается специфики данной категории, то она отлично прослеживается в военной и административной среде.

Специфика военного управления

Ранее мы уже отметили тот факт, что понятие управления и виды управления в военной среде имеют собственную специфику. То же самое можно сказать и про административное право. Особенности этой отрасли будут представлены далее в статье. Что касается военного дела, управление, понятие, признаки, виды которого представлены ниже, - это комплекс мероприятий, целью которых является координация действий отдельных военных формаций. При этом субъекты управления должны поддерживать в этих формациях надлежащего уровня организацию, что будет отвечать основным требованиям обороноспособности государства.

Существует несколько видов управления в военном деле, а именно:

  • Управление всеми войсками - это процесс координации и поддержания общей боеготовности на всех эшелонах вооруженных сил государства.
  • Управление воздушным движением позволяет координировать деятельность авиации военной направленности.
  • Управление формированиями возникает по большей части во время непосредственного военного конфликта, когда из разных отраслей вооружённых сил формируются единые структурированные боевые единицы.

Таким образом, учитывая приведённую спецификацию, можно сделать вывод, что военное управление имеет ряд характерных признаков.

Что такое административное право?

Теперь попробуем разобраться в специфике Ведь именно через призму данной отрасли мы будем рассматривать понятие управления и виды управления. Следует заметить, что данная отрасль на просторах Российской Федерации является относительно молодой. Она была сформирована в СССР и частично Российской Империи - прародительнице современной России. Изначально это была сугубо полицейская отрасль правовой системы государства. Однако ближе к XXI веку учёные выяснили, что процесс управления, как и иные механизмы в стране, подчиняется определённым правовым закономерностям. При анализе специфики процесса управления стало понятно, что он является предметом административного права, так как вобрал в себя публичные черты. Таким образом, правовая отрасль существенно преобразилась.

На сегодняшний день административное право исходит именно от управления, так как оно считается основным предметом регулирования отрасли. Отсюда следует, что содержание, признаки и виды управления можно выделять, изучать и рассматривать в пределах административной науки.

Управление в административном праве

Общее понятие и виды управления в административном праве исследуются учёными повсеместно, потому что это является наиболее приоритетным вопросом в современной России. Именно в пределах этой правовой отрасли и по совместительству науке изучаются наиболее спорные моменты координирования общественной жизни посредством государственной власти. Иными словами, рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов всех эшелонов и граждан как в совокупности, так и по отдельности.

Учитывая все вышепредставленные особенности, можно сделать вывод, что управление (понятие, признаки, виды которого будут представлены далее) в административном праве - это действия, имеющие распорядительный характер. Они направлены на организацию функционирования достаточно сложных систем с целью обеспечения сохранности и качества деятельности последних. В зависимости от особенностей систем выделяют разные типы и виды управления в административном праве.

Следует отметить тот факт, что управление административной отрасли имеет собственную структуру. Это позволяет более эффективно и качественно реализовать данную категорию при реальном регулировании общественных отношений.

Структура административного управления

Понятие управления и его виды напрямую связаны со структурой этой специфической категории. Ранее мы уже указали, что именно благодаря структурированности управления оно имеет высокий уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Как правило, выделяют три основных структурных элемента: объект, субъект и содержание. Субъектом управления всегда являются люди. Некоторые ученые вносят в число субъектов органы государственной власти, что является в корне неверным. Ведь даже органы госвласти фактически состоят из людей. Следует отметить, что субъекты делятся на две большие группы: единоличные (отдельные граждане РФ) и коллегиальные (социальные группы). Помимо общественных отношений, объектом управления являются системы, например формации людей, всевозможные явления (экономические, правовые и т. п.).

Наиболее интересный и важный элемент - содержание управления. Он характеризует тот пакет отношений, который фактически регулируется при реализации Помимо того, к содержанию относятся конкретные способы воздействия на эти правоотношения, так как они осуществляются с использованием определённых методов и способов. По сути, содержательный элемент представленной административно-правовой категории - это сам «корень» государственного процесса управления. На основе его выделяются различные типы рассматриваемого в статье института.

Основные типы управления в административном праве

Нужно заметить, что виды и признаки управлениявыделяются лишь посредством анализа отдельных типов этой категории административного права. Теоретиками отрасли выдвигалось множество гипотез по данному вопросу на протяжении многих лет. Основная проблема заключалась в том, что учёные не могли прийти к общему согласию по поводу типологии управления в административном праве. Сказывался тот факт, что управление, сущность, понятие и виды которого представлены в статье, является действительно сложной структурой. Тем не менее была создана типология, состоящая из четырёх элементов, которая существует по сей день. Она предлагает следующие типы управления в административном праве:

  • Технический тип управления, то есть координация деятельности объектов на основе общепринятых правил физики, математики и т. д.
  • Биологическое управление вобрало в себя способы влияния на те или иные объекты с учётом природных законов.
  • Социальный тип является одним из наиболее сложных. Его особенности проявляются в структуре и способах регулирования, о чём будет рассказано далее.
  • Ключевым типом в административном праве является государственное управление. В процессе анализа затрагиваются такие проблематики, как суть государства, взаимодействие страны и социума, власти и отдельных граждан.

Таким образом, представленная типология является «стандартом» отечественного административного права. Исследование её элементов позволяет увидеть понятие и виды форм управления, ключевые особенности не только института управленческой деятельности, но и всей отрасли правового регулирования.

Виды управления в административном праве

Понятие и методы управления - это неразрывно связанные между собой термины, которые фактически дополняют друг друга. Но их суть наиболее ярко прослеживается через определённые виды представленной в статье категории. Следует отметить тот факт, что многие люди достаточно часто путают понятия «типы» и «виды». В данном случае нужно помнить, что видом называется определённая совокупность методов и способов воздействия на конкретные социальные отношения. А тип, в свою очередь, является лишь отдельной целевой сферой направленности. Понятие управления и его виды,как уже было указано ранее, являются взаимодополняющими. Таким образом, различные совокупности методов в административном праве можно выделить, исходя из дефиниции термина.

На сегодняшний день теоретиками административного права выделено три основных вида, а именно:

  • государственное управление;
  • коллективное;
  • семейное.

Как мы понимаем, общее понятие и виды управления, представленные выше, позволяют раскрыть суть этого специфического правового института. Поэтому их необходимо рассматривать в отдельности друг от друга. Следует заметить, что мы отмечаем управление как институт административного права, так как представленная в статье категория объединяет в себе не только определенный набор методов и способов, но также однородные правовые нормы регулирования.

Государственное управление: понятие и методы

Понятие управления, его признаки и видыв призме административного права прямо зависят от государства. Фактически в данной отрасли институт администрирования является исходным от высших органов власти в стране. Государственное управление, в свою очередь, вобрало в себя наиболее важные методы и принципы деятельности государственных органов. Что оно собой представляет? Таким образом, государственное управление - это вид деятельности государственных органов, а также их должностных лиц, направленный на реализацию заданного политического курса. Исполнителям этого вида не интересны источники существующего курса, так как они лишь приводят его положения в форму реального исполнения.

Основным методом при осуществлении государственного управления, как правило, является императивный. Это совершенно не удивительно, если учесть факт наличия права властного веления, которым наделено государство в лице своих основных органов. Некоторые учёные достаточно часто приписывают осуществление государственного управления лишь органам исполнительной власти РФ. Эта теория является по большей части ошибочной. Потому что судебная и законодательная власть также вносят свои нотки в процесс регулирования общества. В некоторых случаях законодательная власть более важна, чем иные ветви, потому что именно законодательные органы в Российской Федерации имеют наивысший приоритет.

Принципы государственного управления

  • Правовые. Этот аспект объединил в себе концепции правопорядка и законности, а также приоритетность прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, правовой подход закрепляет в себе принцип главенствующего места Конституции в иерархии нормативно-правовых актов и всей правовой системы.
  • Политические принципы - это по большей части идеи воплощения политической доктрины. На сегодняшний день в России все больше развивается тенденция к тому, что государственная власть существует для максимального воплощения идеи народовластия. Политический подход фактически является протестом любого рода дискриминации, нарушения свободы слова и т. п.
  • Управленческий подход закрепляет принципы эффективности, экономичности и результативности государственного управления.
  • Последней совокупностью является «группа принципов Песика», которая была разработана в XX веке польским учёным Пшечем Песиком. Особенность группы в том, что она объединила в себе несколько относительно однородных принципов осуществления государственного управления. Таким образом, создаётся единое положение о том, что государственная власть должна быть «удобной» для народа. Она не может нарушать права граждан того или иного государства, а наоборот, должна поддерживать и обеспечивать их. Эффективность власти должна проявляться, прежде всего, в здоровье нации и внешнеполитическом благополучии.

Ранее мы уже указали, что содержание, признаки и виды управления государственной направленности во многом зависят от представленных выше принципов. По сути, именно благодаря данным принципам в Российской Федерации деятельность органов власти имеет максимальный уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Необходимо также учитывать тот факт, что понятие, виды, функции управления в административном праве во многом «строятся» на исходных положениях отрасли и института.

Социальное управление в административном праве

Специфическим видом в административной отрасли является социальное управление. Оно имеет следующие особенности:

  • Объектом воздействия всегда выступают люди, то есть социум.
  • Все возникающие отношения в процессе социального управления носят диспозитивный, правовой характер.
  • Этот вид управления строится на основе приоритета воли человека, а не властного веления государства.
  • Субъектами, как правило, выступают в большей части люди и их сформированные группы. Что касается органов власти, то в структуре социального управления это специальный субъект.

Таким образом, на основе представленных особенностей можно сделать вывод, что, в отличие от государственного, социальное управление возникает в среде взаимодействия граждан. При этом органы власти лишь в некоторых случаях играют «вспомогательную» роль.

Заключение

Итак, понятие управления и его виды кратко были представлены в этой статье. Следует отметить, что вопрос о роли граждан и органов власти в процессе организации управления любого рода является приоритетным направлением изучения как в рамках представленного института, так и административного права в целом. Помимо этого, изучение управленческих правоотношений необходимо для организации эффективной работы органов власти, однако это уже не предмет данной статьи.

Административное право - одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти , или, в более широком понимании, - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования

Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления :

  1. единоличные;
  2. коллегиальные (группы людей).

г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления:

  • государственное;
  • коллективное - регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.
  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства , коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Предмет административного права - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений , а именно:

1) управленческие правоотношения - представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти ;

2) организационные правоотношения - вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов , распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления ;

3) контрольные правоотношения - как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права :

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства - в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

  • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений - в экономике , административно-политической, социально-культурной и т. д.;
  • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
  • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
  • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Функции и принципы административного права

Виды функций:

  • регулятивная - выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная - основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти ;
  • правотворческая - заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления ;
  • координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы - основополагающие начала любого вида деятельности.

  • принцип приоритета личности , ее прав, свобод и интересов - в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина , обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей - исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ ;
  • принцип федерализма - основан на федеративном устройстве РФ , в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности - предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности - предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности - означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Источники административного права

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации - содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Формы источников административного права:

  • правила - чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
  • положения - делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
  • инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
  • уставы - в данной форме группируется значительное количество норм;
  • кодексы - группируют нормы института административной ответственности .

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации - упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом , в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты .

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти .

Виды институтов административного права:

  • принципы государственного управления;
  • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба ;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
  • административно-правовой статус предприятий , учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики ;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза - указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права ;
  • диспозиция - основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция - всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений .

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений ;
б) процессуальные - нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

а) обязывающие - предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие - нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие - нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные - нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные - нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

  • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
  • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление ;
  • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
  • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

  • материальные, основанные на нормах материального права ;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

  • горизонтальные - возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
  • вертикальные - возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
  • субординационные - основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
  • координационные - властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
  • административных правоотношений ;
  • гарантия соблюдения принципа законности .

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступивших последствий:

  • правообразующие - юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, определяющие изменения правовых отношений, например перевод на другую должность;
  • правопрекращающие - юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений, например увольнение со службы;
  • события - обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
  • действия - обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

  • простые юридические факты (поступление на службу);
  • сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) - для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

  • если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;
  • достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).
Социальное управление - один из типов общего управления, исследованием которого занимается кибернетика. Управление - это целенаправленное воздействие на сложную систему. «Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, то есть достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности».

Сложной считается система, которая состоит из ряда, как правило, разных элементов. Процесс управления имеет место только в сложных динамических системах. Он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, приведение системы в соответствие с объективными закономерностями данной среды. Кибернетический подход к управлению основывается на выявлении его основных признаков: информационное содержание, обратная связь, целенаправленность.

Управление неразрывно связано с информацией. Для устойчивого существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию. Связь и упорядоченность компонентов целого достигается путем их информационного взаимодействия, а также взаимодействия системы в целом с внешней средой путем передачи сведений об окружающей среде и о самой системе. Информация передается в виде сигналов. Сигналы несут в себе управляющее воздействие, которое заставляет систему перестраиваться для совершения определенных действий. Благодаря информационному воздействию даже малая доля энергии, содержащаяся в сигнале, часто влечет за собой возникновение значительно большей энергии.

К информации система относится избирательно, она реагирует лишь на определенные сигналы.

Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря обратной связи в системе создается замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять изменениям окружающей среды. Информация, поступающая по каналам обратной связи, дает возможность управляющему перенастраивать систему, вырабатывать новые и корректировать старые команды и т. д.

Наиболее общей целью управления является гомеостазис - обеспечение динамического равновесия между системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки разрушающим воздействиям, преодоление противоречий между элементами системы, системой и внешней средой. Усиливая или ослабляя внутренние процессы, комбинируя их, совершая прочие подобные воздействия, субъект добивается сохранения системы и повышения уровня ее организованности.

В тех случаях, когда управление осуществляется изнутри, органами, механизмами и при помощи факторов, присущих самой системе, налицо самоуправление. Большинство социальных и биологических систем самоуправляемы. В каждой из них можно выделить две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления). Но многие из созданных людьми социальных и технических систем не являются самоуправляемыми (право, автомобиль и др.).

Социальное управление, как особый тип управления, представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социальнозначимых процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем. Необходимо назвать ряд его главных особенностей.

1. Это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей.

Человек - общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение - важное средство в борьбе за существование, развитие на всех этапах человеческой истории. Коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинить их единой общей цели.

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть - это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

Кстати, понятия «власть» и «собственность» очень близки. Собственность - это пользование, владение, распоряжение продукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом.

А власть - это пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом. Власть - важнейшее средство управления, организации совместных действий, но не единственное средство обеспечения сотрудничества людей. Существует и такое средство организации взаимодействия, как договор, соглашение. По мере развития общества повышается роль договоров в регулировании социальных связей.

3. Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации.

Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

В социальных системах возможно не только определенное соединение субъектов и объектов управления, но даже перемена их местами и социальными ролями.

Человек чрезвычайно многообразен, индивидуален, он является участником разнообразных общественных отношений, принимает различные социальные роли, управляет техническими средствами, а в ряде случаев и людьми. Сознательное целенаправленное руководство не в состоянии охватывать всех проявлений жизнедеятельности человека, а главное - такая максимализация управления принесла бы большой вред, сковала бы общество, помешала бы развитию личности. В обществе управление сочетается с большей или меньшей самостоятельностью, автономией объектов. Конечно, степень самостоятельности различных людей (военных и гражданских, детей и взрослых) неодинакова, к тому же на нее решающее влияние оказывает классовая структура общества, но ни одному субъекту власти не удавалось и не удастся подчинить своему воздействию всю деятельность человека.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

4. Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).

Цель биологической системы - гомеостазис - достигается главным образом через приспособление к окружающей среде. Социальное управление во многих случаях имеет целью совершенствование системы, изменение ее качественных особенностей, а также - приспособление среды обитания к своим потребностям.

5. Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.

Поэтому специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. Оно характеризуется наличием надындивидуальных устройств, то есть специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

Важным средством управления человеком служит слово, которое представляет собой непосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А для принуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина, огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы и лагеря...

Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объекты социального управления

а) Вещи (управление вещами)
б) Явления и процессы (управление процессами)
в) Люди (управление людьми)

Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

а) общественное
б) муниципальное
в) государственное

Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Виды социального управления:

1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).