Управление как социальное явление административное право. I

Пояснительная записка

Пособие основываются на Государ­ственном образовательном стандарте высшего профессионально­го образования и ориентируют студентов на освое­ние стандартной программы знаний по данной учебной дисциплине, на выполнение государственных требований к минимуму содержа­ния и уровню подготовки юриста.

Оно дает общую ориентацию в из­учении данной учебной дисциплины.

Тематика курса

1. Предмет, задачи и система курса.

2. Государственное управление: сущность и место в системе социального управления.

3. Административное и административно-процессуальное право _ отрасли российского права.

4. Наука административного права.

5. Субъекты административного права.

6. Государственная служба как институт административного права.

7. Формы управленческой деятельности.

8. Методы государственного управления.

9. Обеспечение законности в государственном управлении.

10. Административная ответственность.

11. Административные проступки, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

12. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти: законодательную, судебную, исполнительную и иную.

13. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

14. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации

15. Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье и общественную нравственность.

16. Административный процесс и административные производства. Производство по делам об административных правонарушениях.

17. Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере.

18. Государственное регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере.

19. Государственное регулирование управленческих отношений в административно-политической сфере.

20. Основы межотраслевого управления.


основные понятия административного права

и объяснения наиболее трудных вопросов

Т е м а 2. Государственное управление: сущность
и место в системе социального управления

ВОПРОС 1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление

1. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Управление обусловлено:

Наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управ­ления (тот, кем управляют);

Существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления). Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:


Упорядочения системы;

Сохранения структуры системы;

Обеспечения функционирования системы.

2. Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

Государственное (управление делами государства);

Негосударственное (управление делами частных организаций, обще­ственных формирований и т. п.).

3. Признаки социального управления:

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

Главное назначение социального управления – упорядочивающее воз­действие на участников совместной деятельности;

Объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;

Социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

Базис социального управления – соподчиненность воли участников уп­равленческих отношений;

Механизм реализации социального управления олицетворяют субъек­ты управления (органы управления).

4. В процессе осуществления социального управления выполняются сле­дующие функции:

Сбор и обработка информации;

Прогнозирование (научное, предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

Планирование (определение направлений, целей управленческой дея­тельности, способов и средств их достижения);

Организация (формирование системы управления, упорядочение уп­равленческих отношений между субъектом и объектом управления);

Координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения об­щих целей управления;

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо прежде всего определить, что же такое управление?. Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.)

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - критерии сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

Государственное управление как система и как процесс.

С научных позиций рациональное объяснение природы и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

Изучение социальной среды, в которой реализуется государственное управление, на которую оно влияет и которое в свою очередь оказывает на него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при реализации государственного управления.

Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной инициативы людей. Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то, что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь практически невозможна.

А.С. Матвеев

Управление в структуре социального действия

Современный мир, как единая «живая» система состоит из множества институтов (семьи, государства и т.д.), которые функционируют благодаря взаимосвязи между собой и взаимопроникновению друг в друга. Представьте, насколько неэффективным был бы образовательный процесс индивида в отрыве от воспитания в семье и социализации его как субъекта общества.

Но в условиях постоянного ускорения мирового развития, которое выражается в немыслимой скорости прогресса (всего 10 лет назад было почти фантастикой держать на ладони устройство, которое вмещает в себя internet , цифровое телевещание, GPS -навигацию, видеокамеру, мобильный телефон и многое другое), масштабах наращивания научного и практического знания, параллельно с этим освещаемого в СМИ (адронный колладер и рассуждения об образовании, в связи с этим, черной дыры на планете Земля), транснациональных корпорациях, где бок о бок работают люди совершенно разных религиозных концессий, когда теряется культурная обособленность субъекта, индивиду все труднее и труднее вливаться, социализироваться в этом огромном океане, именуемым Мир. Представьте тот огромный поток информации, который ежеминутно, начиная с самого пробуждения, получает, обрабатывает и запоминает человек (этой проблеме посвящена работа Тоффлера Футурошок ).

На более высоких уровнях функционирования (например, политические организации) эта система также работает благодаря хорошо выстроенным организационным связям между частями системы. Данная система требует постоянного внимания и контроля для успешного функционирования, ведь неверно выстроенные связи, некорректная подача информации со стороны управляющего субъекта может привести к глобальным катаклизмам, волне протеста против действующего политического режима (например, информация о сносе берлинской стены).

С древних времен человек, как мыслящее существо стремится приспособить окружающую себя природу и действительность, для максимально удобного существования (греч. «манус» – рука, управлять). Управление с древности связывалось с насильственным подчинением индивидуального сознания для достижения коллективных интересов. Хаммурапи – свод законов, состоящий из 282 статей затрагивающих в своем регулировании все сферы жизни общества.

Управление, как отдельный вид знания, выделилось из структуры научного познания и получило широкое распространение лишь в середине 19 – нач. 20вв. и связывалось с трудами А. Файоля, Ф. Тейлора, Г.Форда, Л. Урвика, Фрэнк и Лилиан Гилбрейт и др. Именно тогда были выделены 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Определений управления в научной литературе существует огромное количество, которое постоянно увеличивается с приходом в научную теорию об управлении новых авторов, в связи с тем, что собственно управление (как некий инструментарий для достижения целей) находится на стыке нескольких наук. Так, специалист в области социологии труда, дав свое определение управлению, будет также прав, как и специалист в области финансового анализа, определяющий понятие «управление портфелем». Конкретизация понятия, сужение или обобщение определения зависит от задач, предполагаемых для решения. Приведем общее определения для понятия «управления» в философском аспекте.

Управление - действия субъекта реальности , направленные на изменение и манипуляцию объектами и субъектами этой (но никакой другой) реальности ( системы управления ) по заранее продуманной программе ( подходу , выработанным принципам , концепции , «заложенному» генетически и другим неизбежным факторам ).

Это наиболее общий процесс осознанной деятельности , осуществляемый разумными существами . Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается вза имодействие сознательной руководящей деятельности и объектив ных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними, воздействовать на управляемый объект. Управление является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических) и его продуктом являются связи: позиции, зависимости, структуры, а также такие объекты, как целевые группы, организации, социальные институты.

Существует 2 типа управления, сходных по функциям, достигаемым задачам (миссиям), но различными по методам реализации и претворения в жизнь управленческих решений. Это управление фирмами и социальное управление.

«Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем» .

Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.

При этом под социальными проблемами понимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности.

Чем такая строгая наука об управлении может помочь в развитии общества, в решении межличностных конфликтов? Чтобы понять сущность явления (например, общества), необходимо понять его структуру.

Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Нет и не может быть общества без тех или иных групп, объединений людей, также как и без отдельных индивидов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов», «первокирпичиков» социального бытия. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество - явления разные, они далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: 1) это совокупность индивидов, людей, их объединений, 2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом гораздо более сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят незримый, бесплотный, невещественный характер. Так, любое взаимодействие индивидов представляет собой некоторую целостную систему, функционирование которое работает благодаря выстроенной организационной связи. Например, простейшая модель коммуникации включает в себя: коммуникатора (кто передает?), сообщение (что передает?), реципиент (кому передает?), канал (каким образом передает?), реакция (какой эффект от передачи?).

Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в древней философии. Так, в древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций) они определялись категорией Дао, а в древнегреческой (Платон, Аристотель) - понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти.

Но наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители XIX-XX вв.: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс и др. Им принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии.

Элемент или часть общества представляют собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов и частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты.

Под отношениями понимается определенная связь, взаимозависимость между частями, элементами общества. Отношения - своего рода невидимый цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его в целостный монолит.

Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу.

Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление.

В качестве объекта могут выступать как веши, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

И, наконец, обобщающее понятие социальной философии -
категория социальной структуры охватывает всю совокупность связей и отношений социальных субъектов (по поводу тех или иных объектов), образующих целостный социальный организм.

Уже этот перечень основных категорий, с помощью которых современная философия описывает социальный организм, обнаруживает, что социальная система существенно отличается от природных систем.

Для социальной философии исследование человеческой деятельности является одной из главных задач. Но человеческая деятельность является следствием взаимодействия в социальной системе, т.е. в обществе. Эффективное взаимодействие зависит от хорошо выстроенных организационных связей между субъектами взаимодействия. Эффективность общественного или совместного труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного состав ного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает уп равление средствами труда и управление работниками .

Общеизвестно, что развитие общества осуществляется при необходимом участии человека, его сознательной активности, вследствие чего преобразовательную деятельность зачастую ассоциируют с движением социальной формы материи. Но очевидно, что общетеоретическая категория деятельности имеет определенную делимость на различные виды и формы.

В связи с этим исследование феномена социальной деятельности представляется как изучение одной из форм сознательной человеческой активности, специфика которой заключается в раскрытии сущности «социального» как ее определения, т.е. соответствующей сферы реализации деятельности.

Очевидно, что стремительность социальных изменений в век информационной и технологической революций активизирует процесс научного рефлексирования, диктует необходимость существенной корректировки исходных обществоведческих постулатов, что, естественно, ставит вопрос о трансформации понятийно-категориальной системы в аспекте расширения ее дифференцирующих и интегрирующих возможностей.

Актуальность разработки философских основ социальной деятельности, обращение к ее эвристическому и методологическому потенциалу диктуется потребностями моделирования, прогнозирования явлений социальной жизни, конструирования собственно субъектных оснований деятельности в сложноорганизованной общественной системе.

Проблема деятельности, в том числе социальной, занимала одно из центральных мест в западной теоретической социологии и социальной философии марксизма. Если в первом случае проблема социальной деятельности (социального действия) явилась логическим следствием осмысления природы западного либерализма, то марксизмом данное понятие было синтезировано из категорий «деятельность», «практика», «социальная практика».

Исследование социальной деятельности в традиции западной теоретической социологии обязано возникновению так называемых теорий социального действия. В частности, Ф.Знанецкий и М.Вебер исходили из общих номиналистических представлений, связанных с переводом анализа социальной реальности на микроуровень - в плоскость взаимодействия индивидов и малых социальных групп. При этом социальным действие делало наличие реакции на него со стороны другого субъекта. Т.Парсонс и Ю.Хабермас пытались преодолеть субъективистское понимание детерминационных моментов в социальном действии, выявляя объективные факторы его формирования.

В отечественной социально-философской мысли рассмотрение социальной деятельности как феномена социальной реальности и соответствующей философской категории длительное время не находило должной поддержки. Только со второй половины 1960-70-х годов стали появляться исследования, в которых так или иначе затрагивалась данная проблема - в связи с разработкой понятий «социальные отношения», «общественные отношения», «социальная форма материи» и др. В работах наиболее авторитетных авторов (И.В.Бойченко, А.В.Дроздов, С.А.Кислов, В.И.Куценко, М.В.Лашина, М.Н. Перфильев, Ю.К.Плетников , В.П.Ратников, В.П.Рожин, М.Н.Руткевич, Т.И.Ящук и др.) социальная деятельность, как правило, ассоциировалась с взаимодействием социальных субъектов - социальных общностей (класс, нация, народность, род, племя, семья).

Анализ понятия социальной деятельности определяется двумя основными факторами. Во-первых, включенностью в контекст общефилософского знания, его методологии, способов познания и описания реальности. Во-вторых, спецификой и дефинициями собственно социальной философии, которая, по справедливому утверждению В.С.Барулина, «...связана с двойной - социологической и философской - интерпретацией каждого отдельного закона и категории» .

Мы исходим из того, что - именно по причине интегративности - в рамках социальной философии существуют два взаимодополняющих уровня исследования. 1) В социологических границах социальная философия имеет дело с исследованием явлений общественной жизни: их форм, содержания, структуры, закономерностей развития, способов реализации и т.д. Данный аспект исследования позволяет выявить и систематизировать основные категориально-понятийные схемы, отражающие социальную реальность в ее взаимосвязях; представить общество как целостный организм.
2) Философское же содержание данной научной дисциплины определяется способностью проникновения в сущность явления.

Целью этого уровня исследования является выявление детерминационных моментов объективного и субъективного, определяющих способ организации и функционирования социальных объектов, а также соотношение материальных и идеальных компонентов как системообразующих этот объект.

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное освоение и преобразование этого мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами социальной деятельности, которые присутствуют уже в ее простейшей индивидуальной форме, т. е. во взаимодействии человека с вещью или с другим человеком.

Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является человек, люди, индивиды. Без человека невозможна никакая социальная деятельность. Он - активная сторона этой деятельности, ее субъект – это обуславливается исключительно наличием у него сознания и воли, осознанной постановкой цели и путей ее достижения.

Вторым элементом социального действия являются объекты деятельности - вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы. Одна из них - орудия и средства материального производства. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим многообразным потребностям.

Еще одной группой объектов являются средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера. Данные объекты деятельности настолько своеобразны, отличны от вещей, что при рассмотрении структуры социального действия их обычно выделяют в особый, третий компонент. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах и т.п. Это символы, знаки. Они, как и вещи, являются необходимым условием всякой человеческой деятельности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллективной - также и ее согласованность. Если физические вещи служат непосредственно для приспособления человека к окружающей действительности, то символы облегчают для него, иногда многократно, решение этой задачи.

Кроме названных трех, имеется и еще один, четвертый, необходимый элемент социального действия.

Это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов - людей, вещей и символов - не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни.

Для эффективного управления системой необходимо выстраивание вышеуказанных организационных связей между частями системы. В связи с чем, необходимо четкое представление о специфических свойствах данных частей (в нашем случае это представление об объекте и субъекте деятельности).

Функции управления имеют три общих характеристики. Во-первых, они обладают единством цели. Во-вторых, они требуют принятия решений. В-третьих, для всех необходима информация и коммуникации. Вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, цели, принятие решений и коммуникации в научной литературе часто называют интеграционными процессами.

В управлении социальной деятельностью главенствующей целью будет формирование связи между субъектом и объектом. Цель представляет собой идеальный образ состояния управляемой системы. Этот образ формируется на основании желаемых результатов деятельности.

Если говорить об обществе, то в данном случаем функцией управления можно считать такое взаимодействие индивидов и социальных групп, которое бы приводило к развитию общества, к сглаживанию и устранению социальных конфликтов и социальной напряженности внутри него. Если поставленная субъектом управления цель отражает совпадающие интересы всех или большей части социальных групп, то цель является интегрирующим фактором, объединяет людей, заставляет их искать рациональные варианты осуществления совместной деятельности, позволяет получать определенные результаты, связанные общим направлением в движении к цели. Именно поэтому управление в структуре социальной деятельности является важнейшим фактором в деятельности общества, позволяющим организовать взаимодействие частей системы «общество».

Появление управления неразрывно связано с развитием общества и вызвано теми же причинами, которые вызвали образование государства и создание его органов. Наиболее общей причиной обособления функций управления является необходимость в регулировании отношений между людьми: выполнение «общих дел» и устранение конфликтов. На определенной стадии развития общества, существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе происходит выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов важных для всех. Здесь уместно заметить происхождение термина «политика», что с греческого означает «государственные или общественные дела». Если коротко проследить эти исторические изменения, можно отметить внимание к вопросам организации и управления еще в древнем мире. Поддержание порядка и обеспечение послушания поданных, благоустройство, организация войска, сооружение дорог и каналов не случайно собирали большое количество людей в Египте, Греции и Риме. Особое значение эти вопросы принимают в местах жительства большого количества населения в городах - «полисах». В таких городах-государствах вопросами управления занимается полиция. Первоначально понятие «полиция» означало управление делами полиса - города-государства. Только в последние три-четыре столетия полиция стала обозначать специальную службу надзора за общественным порядком и внутренней безопасностью. Исторический анализ позволяет утверждать, что полицейское право было предшественником административного права. Важность изучения государственного и муниципального управления заключается в том, что именно управление, и государственное управление в частности, на протяжении столетий было ядром административного права, и оно существенным образом влияло и влияет в настоящее время на развитие всего общества.

В любом обществе управление носит разнообразный характер, как по своей форме и способу, так и по объекту управления. Это объясняется тем, что на общество кроме органов власти, воздействие оказывают экономические, социальные, идеологические факторы, в том числе и на саму систему управления, что вызывает необходимость управления этими факторами. Управление может быть государственным и негосударственным.

В основе каждого общества стоит человек. Точно также в любой системе управления первичным, «управляющим» компонентом выступает человек. Любая система управления создана человеком и действует по модели, заданной человеком, и призвана удовлетворять его потребности. В управлении все исходит от человека и ориентировано на человека, общество. Поэтому управление в буквальном смысле начинается, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствует сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действиечеловека . Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора.

Предметами , по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.п., но сторонами в управлении могут быть только люди.

Любое объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.). Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты, приводит к асимметричности общества. Разрешение конфликтов происходит благодаря социальному управлению с использованием разнообразных способов, средств и механизмов. В результате взаимодействия в процессе социального управления достигаются компромиссы, обеспечивается относительная стабильность и развитие общества.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различ-ной природы (биологических, технических, социальных), обеспе-чивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющ-их ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление — внутреннее качество целостной системы, ос-новными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодей-ствующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодей-ствие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целого уровня, что предполагает осуществление управленческих функ-ций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом уп-равления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздей- ствию субъекта на объект, содержанием которого является упоря-дочение системы, обеспечение ее функционирования в полном со-ответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реали-зуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчине- ние объекта субъекту управления, управляемого элемента систе-мы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее, (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управле-ния.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выра-жение егофункции, определяемые природой и назначением уп-равленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельнос-ти управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздейст-вия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (плани-рование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспе-чение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаи-модействия субъекта и объекта управления);распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управ-ляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием уп-равляемой сферы).

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

Упорядочения системы;

Сохранения структуры системы;

Обеспечения функционирования системы.

Социальное управление (управление в обществе) подразделяется на два вида:

Государственное (управление делами государства);

Негосударственное (управление делами частных организаций, обще-ственных формирований и т. п.).

Социальное управление выполняет следующие функции :

a) Организация - формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;

b) Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;

c) Планирование - определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

d) Сбор и обработка информации;

e) Прогнозирование - научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;

f) Контроль и учет.

Наряду с социальной составляющей в обществе действуют политические институты, что вызывает необходимость политического управления. Такое управление осуществляется в результате деятельностиполитической системы общества , в которую входят политические институты, регулятивные нормы , имеющие политическое значение (прежде всего нормы права), политический режим и политическая идеология . Суть функционирования политической системы в упорядочении общественных процессов на законной основе и обеспечении легальных форм борьбы и сотрудничества.

Управление - категория универсальная, употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процессами общественного развития.

Общественные науки, в том числе правовые, изучают один из видов управления - - социальное управление. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера.

Признаки социального управления:

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей -- участников управленческих отношений.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

В связи с тем что субъектами и объектами социальной деятельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы, то в социальном управлении принято различать три обязательных элемента:

1)объект управления - поведение людей, их действия, т.е.то, кем (чем) управляют;



2) субъект управления - сами люди, так как управление осуществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляет;

3) прямая и обратная связи между субъектами и объектомуправления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей - участников управленческих общественных отношений.

Социальное управление в обществе можно представить вдвух видах:

государственное управление (организационное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами);

негосударственное (общественное) управление (осуществляется негосударственными организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами и т.д.

Различают государственное управление в широком и узком смысле.

Государственное управление в широком смысле - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

Государственное управление в узком смысле - это исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти.

Государственное управление характеризуется следующим:

а)при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;

б)объектом его воздействия является все организованное общество в целом;

в)функции управления реализуются социальными субъекта ми, формируемыми по воле государства;

г)такие субъекты управления действуют от имени государства;

д)для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).

Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:

Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию;

Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;

исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности;

юридически-властный характер управления;

Повседневный и непрерывный характер управления;

подзаконность и подконтрольность государственного управления.

Исполнительная власть:

понятие и соотношение с государственным управлением

Исполнительная власть как юридическая категория появилась в отечественной науке административного права в начале 90-х гг. XX в. и была закреплена в Конституции РФ в ст. 10, которой устанавливается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».

Признаки исполнительной власти, позволяющие отличать ее от других ветвей власти:

1) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ,тесно взаимодействующую с законодательной и судебной;

2) исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;

3) исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

4) исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличает то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе, и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера;

5) исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности -не сама власть, а лишь форма ее реализации;

6) исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна,и правоприменение, как правило, позитивного характера;

7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, органами исполнительной власти;

8) исполнительная власть - это не система органов, а их практическая деятельность;

9) исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся вес наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинскиеформирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.д.1

Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере, и она реализуется через осуществление государственного управления.

Таким образом, исполнительная власть - это одна из ветвей власти, выражающаяся в осуществлении исполнительно-

распорядительной деятельности специально уполномоченными органами государства, направленной на практическое претворение в жизнь законов и иных нормативных положений.