Вэд в какой сфере развиваться. Развитие внешнеэкономической деятельности

Какие основные этапы развития организации ВЭД в России?

Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986 г. союзным правительством, а с 1991 г. - российским. А до этого времени в течение продолжительного периода внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как вынужденное явление, влияние которого по возможности должно быть минимальным. На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: хозяйства в целом, отдельных регионов, объединении, предприятий.

Можно выделить пять этапов развития управления внешнеэкономической деятельностью в России:

I - до 1918 г. - дореволюционный;

II - 1918-1986 гг. - советский;

III- 1986-1991 гг. - перестроечный;

IV - с 1991 -1999 гг. - период активного реформирования.

V - с 2000 г. - современный.

I - до 1918 г. - дореволюционный. Внешняя и внутренняя политика государства на рубеже XIX-XX вв. определялась потребностями капиталистических монополий, запросами финансовых кругов. Объективно стоял вопрос о дальнейшем экономическом развитии страны и месте внешней торговли в умножении богатств России.

Россия поддерживала торговые отношения с 28 странами. С шестнадцатью - на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобританией, Австрией, Италией, Францией - на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией. В целом Россия во внешней торговле придерживалась чрезмерного протекционизма, который задерживал развитие рынка для сельского хозяйства, искусственно поддерживая натурально-хозяйственные элементы.

В 1912 году Россия занимала в мировом товарообороте 7 место. Россия ввозила товары, изготовленные из экспортированного в другие страны российского сырья, но с огромными наценками и уплатой высоких ввозных таможенных пошлин. Доля промышленных товаров при экспорте составляла около 10%, а хлеба и сырья - 90%.

II - 1918-1986 гг. - советский. Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом «О национализации внешней торговли». Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Декретом устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей - Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли. С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР.

В целом система управления, планирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности не способствовала росту эффективности экспорта. Экспорт не мог быть достаточно эффективным потому, что непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные производственные звенья (объединения, предприятия), научные учреждения и другие создатели интеллектуальной собственности - были отстранены от участия во внешнеэкономических связях.

III- 1986-1991 гг. - перестроечный. К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами. Резкое сокращение внешнеторгового оборота страны в начале 90-х годов привело к заметному ослаблению мирохозяйственных позиций России.

III этап характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

  • 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД.
  • 2. Расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

К концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.

Была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. Было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.

Также юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее было разрешено юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.

Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества. В составе отдельных министерств были созданы внешнеторговые фирмы, самостоятельно заключавшие внешнеторговые контракты - «Лада» (завод АвтоВАЗ), «Полет» (1-й Московский часовой завод) и др.

В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости. Была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

  • * регистрация участников внешнеэкономических связей;
  • * декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
  • * порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;
  • * оперативное регулирование внешнеэкономических связей. Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятий, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.

Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989-1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.

Реформы в области внешнеэкономических связей начатые в 1986 г., привели к формальной отмене государственной монополии внешней торговли (в 1988 г.), предоставлению предприятиям и хозяйственным организациям права на экспортно-импортные операции, а также к возникновению большого числа совместных предприятий (СП) с зарубежными партнерами (с 1987 г.). Тем не менее, выход на внешний рынок находился под мощным бюрократическим контролем, валютные поступления были обложены высокими налогами. Советский рубль оставался неконвертируемой валютой. На этом этапе был открыт внутренний рынок и ликвидирована монополия внешней торговли, которая являлась барьером для импульсов внешнего рынка.

IV - с 1991 -1999 гг. - период активного реформирования. Механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, формировавшийся в переходный период, характеризовался преимущественно ограничением нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, валютными ограничениями и использованием таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка, а также проведение политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций.

В России наиболее существенные изменения во внешнеторговом режиме начались с указа президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», положивший начало качественным изменениям в осуществлении ВЭД в России и заложившим основы ее государственного регулирования. Прежде всего, право на осуществление ВЭД, в том числе и посреднической, было предоставлено всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям и их объединениям, независимо от формы собственности. Кроме того, была введена система квотирования и лицензирования для внешнеторговых операций; всем российским юридическим и физическим лицам разрешалось без ограничений открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение валютных операций на территории России; для экспортеров была установлена обязательная продажа 50 % валютной выручки (ныне отсутствует).

4 июня 1992 г. был подписан Указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон» (СЭЗ) на территории РФ, призванный резко активизировать привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в отдельные регионы. Реализация этого Указа затруднена отсутствием Федерального закона о СЭЗ и недостатком бюджетного финансирования.

С 1 июля 1992 г. установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров. Число организаций, осуществляющих экспорт вышеназванных товаров по состоянию на конец августа 1992 г. было ограничено пятьюдесятью - это в основном государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации. В 1995 г., когда участие российских экспортеров сырья и топлива приняло достаточно упорядоченный характер и более активно заработали механизмы таможенного и валютного контроля институт специальных экспортеров был упразднен.

Сложившаяся система государственного регулирования в соответствии с мировой практикой включала в себя меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта. Экспортные поставки регулировались системой квот и лицензий. Квоты устанавливало Министерство экономики РФ и на их основе выдавались лицензии для экспорта продукции. Кроме того, лицензированию подлежали и некоторые группы специфических экспортных товаров, как-то: оружие и боеприпасы, специальные комплектующие для их производства; драгоценные металлы, отдельные виды лекарственных средств, живые животные и т.д.

Кроме того, в связи с существенной разницей между мировыми и внутренними ценами на экспортируемую продукцию, использовалась система экспортных пошлин, редко применяемая в мировой практике. С помощью этих пошлин часть дохода экспортеров изымалась в пользу государственного бюджета.

Импорт регулировался системой лицензий, на такие специфические товары, как лекарственные средства, химические средства защиты, оружие и боеприпасы, драгоценные металлы и т.д., а также импортным тарифом.

Импортный таможенный тариф РФ (первоначально носивший временный характер) был введен Указом Президента РФ в середине 1992 г. в целях увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности и создания более благоприятных условий для развития отдельных видов производства с высокой степенью обработки.

  • 23 мая 1994 г. Указом Президента была отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг (за исключением продукции, экспортируемой в соответствии с международными обязательствами РФ). С 1 июля 1994 г. введена обязательная регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров в Министерстве торговли или его уполномоченных в регионах. В марте 1995 г. отменены льготы в сфере ВЭД и количественные ограничения экспорта и импорта товаров, а также ограничения экспорта путем установления обязательного объема поставок на внутренний рынок. С 1 июля 1996 г. отменены все экспортные пошлины, в начале 1999 г. ряд из них был временно восстановлен. Наряду с этим была отменена обязательная экспертизы количества, качества и цены поставляемых товаров, а также регистрации экспортных контрактов (обязательный характер был заменен на рекомендательный). Контроль за экспортом сохранен только в сфере возврата валюты по внешнеторговым операциям.
  • 21 ноября 1995 г. вышел Указ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». Его задача - усиление учета и контроля за импортными операциями российских участников ВЭД. Были введены паспорта импортных сделок, оформляемые через уполномоченные банки. В 1999 г. новым шагом в борьбе с утечкой капиталов из России стала обязанность вносить на счет в уполномоченный банк рублевого эквивалента перечисленной за рубеж валюты за импорт.

После либерализации внешней торговли экономика страны в значительной мере приобрела открытый характер, что является необходимым условием постепенного повышения ее конкурентоспособности. Однако при этом еще не заработали принятые во всем мире механизмы защиты внутреннего рынка от недобросовестной зарубежной конкуренции.

V - с 2000 г. - современный этап развития и реформирования сферы ВЭД. Осуществляется дальнейшая либерализация ВЭД и совершенствование законодательной базы в этой сфере, включая адаптацию ее к нормам ВТО.

Таким образом, завершено формирование внешнеэкономического механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка и формирование условий для развития и совершенствования экономического механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем все еще плохо отработан механизм государственной поддержки экспорта - экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков, поощрения российских инвестиций за рубежом. Негативное влияние на реформирование ВЭД России оказало произошедшее в ходе их демонополизации ослабление государственного контроля за экспортом, особенно в начальный период децентрализации ВЭД. Это привело к бесконтрольному вывозу товаров, в основном сырьевых, неоправданной конкуренции между российскими экспортерами и дестабилизации мировых цен на ряд товаров, утечке валютных средств за рубеж.

Либерализация внешнеторговой деятельности в России не стала эффективным стимулом к изменению товарной структуры экспортно-импортных операций. Международный обмен товарной торговли пока довольно незначителен. Товарная структура, как экспорта, так и импорта отражает скорее сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию в российской экономике, а не долгосрочный потенциал и потребности.

В целом в структуру экспорта входит около четырех тысяч различных видов отечественной продукции. Однако перечень товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, в которые входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Был принят ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» 8 декабря 2003 г. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Принятие Федерального закона от 08.12.03 (в редакции 2006) № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее ФЗ-164) обусловлено, прежде всего, интенсивным развитием внешнеторговых связей РФ, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью, вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации (ВТО). Основная идея ФЗ-164 заключается в адаптации действующего внешнеторгового законодательства к новым правовым и экономическим реалиям присоединения РФ к ВТО. При подготовке, разработке и принятии ФЗ-164 учитывались основные нормативные акты, действующие в рамках ГАТТ/ ВТО. ФЗ-164 определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), обеспечения благоприятных условий для ВТД как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов РФ. В ФЗ-164, по сравнению с ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», более четко определены предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД, а также предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в этой области.

Отличительной особенностью ФЗ-164, прежде всего, является сама структура законодательного акта, отражающая более четкое разграничение положений, касающихся государственного регулирования ВТД в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата. Структура акта направлена на облегчение понимания и применения норм ФЗ-164 на практике.

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Реферат

по дисциплине: Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности

на тему «Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности»

Выполнила студентка гр. БА-82Д:

Фарахиева Зиля Минзеферовна

Научный руководитель:

Елисеев Александр Анатольевич

Чебоксары,2012г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………4

2. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.7

3.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....18

ВВЕДЕНИЕ

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество. Ведение внешнеэкономической деятельности с зарубежными странами, изыскание возможностей получения прибыли на мировом рынке является необходимостью для любого предприятия, которые заинтересованы в повышении норм прибыли на основе внешнеторговых операций. Интенсивное развитие производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций. Развитие производства требует наличие налаженных внешнеэкономических связей и развитой внешнеэкономической деятельности.

Изучение и обобщение теоретических и методических основ развития внешнеэкономической деятельности представляется важной научной и практической проблемой для российских предприятий - участников ВЭД, и свидетельствует о высокой актуальности выбранной проблематики исследования.

Цель исследования – изучить сущность внешнеэкономической деятельности и определить условия для благоприятного развития внешнеэкономической деятельности.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

1)определить сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности;

2)рассмотреть основные формы и виды внешнеэкономической деятельности;

3)рассмотреть условия развития внешнеэкономической деятельности.

  1. Сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - внешние экономические связи государства, предприятия, фирм, тесно связанные с внешней торговлей, экспортом и импортов товаров и услуг, прав интеллектуальной собственности, международной кооперацией, совместной предпринимательской и иной деятельностью с участием иностранных юридических лиц на экономической территории и ее организацию за рубежом.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами .

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств .

Основные цели внешнеэкономической деятельности:

    изменение объема экспорта и импорта;

    обеспечение необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и др.);

    изменения соотношения экспортных и импортных цен.

Данные цели достигаются через решение следующих задач:

1) изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;

2) изучение приемов и методов международной торговой политики;

3) изучение методов международного ценообразования;

4) изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке . Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера. ВЭД строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

1 этап (1986-1988) – характеризовался изменением принципов организации процессов управления в системе внешней торговли и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи: 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединений и организаций по выходу на внешней рынок, установлению прямых связей, осуществлению производственной и научно-технич кооперации с зарубежными партнерами, представление предприятиями – производителям продукции, предназначенной для экспорта, самостоятельности в осущ ВЭД. 2. Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур – совместных предприятий (СП), производственных кооперативов, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами (АВЭС), межправительственных международных объединений и организаций (МО) с целью ускорения научно-технического прогресса в области и экспортного производства. Второй этап (1989 – 1991 гг.) : характеризовался дальнейшим развитием сферы ВЭД и формированием системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего с помощью методов нетарифных ограничений экспорта. Именно на этом этапе право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено всем предприятиям – производителям конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг. Около 97% всего объема экспортно-импортного операций приходилось на госуд внешнеторговые объединения. Третий этап (!992-1995 гг.) – на этом этапе усилия государства были направлены, во-первых, на разработку внешнеэкономической стратегии России и создание нового механизма госрегулирования ВТД, соответствующих принципам либерализации, а также законодательства в сфере ВЭД. Стратегические цели ориентировали на совершенствование структуры внешнеторгового оборота и экспорта, использование современных эффективных форм работы на внешних рынках и расширение их географии, развитие промышленных технологий в экспортном производстве за счет привлечения иностранных партнеров, повышение конкурентных параметров и доли экспорта машинотехнической продукции. Важным моментом данного этапа стало принятие основополагающих для внешнеэкономической сферы законов: «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ. Четвертый этап (1995- 1999)отличался процессами совершенствования методов государственного регулирования ВТД в направлении его унификации с международной практикой.. Появились вынужденные формы контроля (валютного, таможенного). На современном этапе основные усилия направлены на приведение отечественной практики и законодательства по госрегулированию в соответствии с правилами и соглашениями ВТО, согласование позиций в торговых уступках со странами - участницами ВТО. Однако до настоящего момента в РФ нет четкой общепризнанной долгосрочной стратегии интеграции в мировую экономику и развития внешнеэкономич сферы исходя из национальных интересов и приоритетов.

Основные Виды и формы ВЭД

ВЭД могут осуществляться в различных видах:

Внешняя торговля: экспорт, импорт, бартерные сделки, товарообмены, компенсационные сделки;

Виды внешнеэкономической деятельности

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или в момент фактического предоставления услуг или передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товара приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза их с таможенной территории РФ, в частности толлинг (внешний и внутренний).

Внутренний толлинг – закупка иностранным юридическим лицом (нерезидентом) у российского юридического лица (резидента) товара или ресурса (сырья) и передача его другому российскому юридическому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного сырья за границу.

Внешний толлинг – это закупка товара или сырья за рубежом для переработки в стране и последующего вывоза товара за границу.

Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или фактического получения услуг, или прав на интеллектуальную собственность.

Реэкспорт – ввоз товара на территорию данной страны в целях его последующего экспорта в другие страны без какой-либо промежуточной обработки.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там обработке (не проданные на аукционе, выставке, забракованные покупателем и другие).

Но если изначально товары к продаже не предназначались, они не засчитываются в реимпорт.

Торгово-посреднические операции – это операции связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

Работа через посредников представляет собой косвенный метод ведения торговли, в отличие от прямого метода – непосредственного контакта между производителем и покупателем.

Операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Университет Сервиса и Экономики

Контрольная работа

По дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности»

На тему: «Государственная стратегия развития ВЭД в России»

Выполнила: студентка 3 курса з.о.

Специальности 080501

Группа 0611 ПТ

Дудина В.М.

Проверила: Ефимова С.В.

Санкт-Петербург, 2012

Введение

2. Реформирование ВЭД РФ

3. Проблемы ВЭД России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Важной составляющей экономического роста страны является эффективная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), повышение ее результативности и устойчивости. Повышение эффективности внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют, во-первых, формирование научно-обоснованной внешнеторговой политики, во-вторых, действенность механизма государственного регулирования экспортных и импортных операций. Эффективная внешнеторговая политика создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках, мотивирует проведение стратегии на импортозамещение, способствует формированию доходной части бюджета, в конечном счете, укрепляет экономическую безопасность страны.

На рубеже XXI века внешнеэкономическая деятельность России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

1. Внешнеэкономическая деятельность РФ

ВЭД страны отражает ее национальные интересы и проводимую ею внешнюю и внешнеэкономическую политику. В то же время эта деятельность характеризует состояние ее экономики, уровень, темпы и условия развития, потенциальные возможности и фактическое использование имеющихся ресурсов.

Коренные преобразования в социально-экономическом строе нашей страны, переход России к рыночной экономике, возвращение ее экономики в мировое хозяйство принципиально изменили сущность и характер ВЭД РФ. ВЭД СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, строилась на принципах государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции, что отражало господствовавшую в стране административно-командную экономическую систему.

Состояние ВЭД в годы так называемой перестройки (1985-1991) существенно ухудшилось, как следствие социально-экономического кризиса, абсолютного снижения объемов производства, резкого увеличения внешней задолженности (к концу 1990 г. она составила более 80 млрд. долл.), ограниченных возможностей сырьевого экспорта (в 1985-1990 гг. из-за снижения мировых цен на энергоносители было потеряно не менее 45 млрд. долл. экспортной выручки).

Таково было наследство, которое получила Российская Федерация в области ВЭД.

Развитие ВЭД России в 90-е годы XX века проходило в чрезвычайно сложных условиях нарастания кризисных явлений в экономике, вызванных как коренными преобразованиями экономического строя национального хозяйства, так и трудностями переходной экономики, отягощенных неустойчивостью внутриполитической обстановки. Переход к рыночной экономике, вовлечение России в мировую экономику сделало ее зависимой от процессов в ней происходящих, что отрицательно сказалось на ее ослабленной экономике (примером может быть влияние мирового финансового кризиса 1997-98 гг., что было одной из причин событий августа 1998 г. - девальвация рубля и дефолт по обязательствам государства).

Существенным недостатком внешнеэкономической деятельности нашей страны является недостаточное развитие экспорта услуг, малая доля прямых инвестиций как иностранных, так и российских, высокая кредитная задолженность государства.

2. Реформирование ВЭД РФ

Кризис экономической системы государственного социализма, отразившийся в недостаточном и неэффективном развитии ВЭД сделал необходимым ее реформирование.

Потребность в радикальном реформировании ВЭД была вызвана целым рядом обстоятельств:

· государственная монополия внешней торговли порождала оторванность непосредственных хозяйствующих субъектов от мирового рынка и делала невозможной для них использовать преимущества международного разделения труда;

· предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, так как вся экспортная выручка полностью централизовалась государством;

· экспорт носил в основном остаточный характер и преследовал лишь одну цель - получение валютной выручки;

· импорт, особенно в период "застоя", в 70-80 годы XX в. был экономически не обоснован, ввозились, главным образом, потребительские товары и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления;

· оторванность от мирового технологического рынка, сосредоточение новейших технологий в военно-промышленном комплексе делала неконкурентоспособными отечественные товары, особенно машинно-технической продукции и ряд других факторов.

Реформа ВЭД в общем комплексе радикальных экономических преобразований стала особенно острой по мере исчерпания возможностей экстенсивного развития национальной экономики.

Основные цели реформы ВЭД:

· включение российской экономики в мировое хозяйство;

· использование преимуществ международного разделения труда;

· ускорение экономического и научно-технического развития на основе использования достижений мировой науки, техники и производства;

· создание заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении экспортно-импортной и других видов ВЭД;

· преодоление монополизма в экономике;

· преодоление отрицательных последствий административно-командной экономики во ВЭД;

· устранение неблагоприятных последствий экономических трудностей в экономике страны в 80-е годы.

· В соответствии с названными целями были определены и основные направления проведения реформы ВЭД. Главными из них стали:

· Демонополизация ВЭД (ликвидация государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции);

· Децентрализация ВЭД (передача права ее осуществления непосредственно хозяйствующим субъектам);

· Либерализация ВЭД (отмена и существенное ослабление ограничений, порождаемых административно-командной экономикой);

· Переход к использованию преимущественно экономических методов государственного регулирования ВЭД;

· Решение проблемы конвертируемости российской валюты;

· Либерализация ценообразования и приближение внутренних цен к уровню мировых;

· Развитие негосударственных структур содействия ВЭД;

· Вступление РФ в международные экономические организации;

· Коренная реорганизация управления ВЭД на федеральном, региональном и местном уровне и на уровне фирм и предприятий;

· Разработка законодательства по ВЭД, соответствующего уровню достигнутому в промышленно-развитых странах и нормам международного права.

Реформа ВЭД началась во второй половине 80-х годов. Первым актом стало постановление СМ СССР от 19.08.1986 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями", в соответствии, с которым были несколько расширены права министерств и небольшой группе предприятий (около 80) было предоставлено право выхода на внешний рынок при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13.01.1987 было разрешено создание совместных предприятий с иностранным капиталом на территории СССР. Особую роль в реформировании ВЭД сыграло постановление СМ СССР от 12.12.1988 "О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных общественных объединений и организаций", по которому всем названным структурам с 1 апреля 1989 г. было предоставлено право выхода на мировой рынок при условии конкурентоспособности их продукции.

Реальное начало подлинному реформированию было положено Указом Президента РФ от 19.11.1991 "О либерализации ВЭД на территории РСФСР".

Данным актом была ликвидирована прежняя система ВЭД и положено начало формированию новой системы, адекватной рыночной экономике.

В 90-е годы многие из указанных задач были, в определенной мере решены и в области ВЭД в России осуществлена большая часть рыночных преобразований. Было разработано и внедрено в практику национальное законодательство по ВЭД - федеральные законы о регулировании ВЭД, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о таможенном тарифе, о международном коммерческом арбитраже. Таможенный кодекс РФ и целый ряд других правовых актов. Достигнута внутренняя конвертируемость российского рубля. Фирмы и коммерческие банки, независимо от формы собственности, получили возможность осуществления любых внешнеэкономических операций.

По сравнению с начальным периодом реформ роль внешней торговли в экономике России в количественном выражении заметно повысилась.

Реформа ВЭД проходит в сложных условиях сохраняющейся нестабильности экономической и политической ситуации, полностью не преодоленного экономического кризиса. Успешному проведению реформы ВЭД препятствует ряд факторов объективного и субъективного порядка, имеющих и внешний и внутренний характер.

К таким факторам можно отнести:

· сохраняющийся сырьевой характер российского экспорта делает неустойчивым его стоимостной объем;

· исчерпание экстенсивных возможностей наращивания экспорта сырьевых товаров;

· стабилизация и рост экспорта происходил, прежде всего, за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных цен;

· рост доли сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 1991 -98 гг. почти на одну треть и она составила в 1995 г. более 28%, что угрожает продовольственной безопасности страны.

· действующие ограничения для участников ВЭД, в частности обязательная продажа государству 50-75% валютной выручки и другие;

· утрата сложившихся внешнеэкономических связей с постсоциалистическими странами;

· усиление конкуренции со стороны фирм промышленно-развитых стран и транснациональных корпораций;

· сохранение рядом стран дискриминационных мер в отношении российских товаров;

· высокие процентные ставки по кредитам;

· неразвитость системы внешнеэкономического страхования, особенно по финансовым рискам;

· недостаточная квалификация кадров, привлекаемых к ВЭД и другие обстоятельства;

· отсутствие четкой долговременной программы реформирования;

· значительное развитие неорганизованной торговли, так называемые "челноки".

Предоставление права выхода на внешний рынок всем предприятиям, без достаточно разработанной правовой базы, гарантирующей экономическую безопасность страны, без должной ответственности участников ВЭД, при отсутствии достаточного умения проводить экспортно-импортные операции и этики бизнеса нанесло России огромный экономический ущерб.

Дальнейшее развитие ВЭД, продолжение ее реформирования предполагает преодоление неблагоприятной ситуации, создание условий, способствующих прогрессу и ВЭД, и национальной экономики в целом. Одним из важнейших таких условия является разработка долгосрочной стратегии ВЭД России.

3. Проблемы ВЭД России

При определении внешнеэкономической стратегии России необходимо учитывать существенные слабости нашей экономике во внешнеэкономических связях. К основным проблемам ВЭД можно отнести:

· чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства (даже в технологически продвинутых отраслях);

· преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства;

· существенный, а в отдельных отраслях критический износ основных производственных фондов;

· ограниченные возможности внутреннего накопления;

· слабая мотивация и низкая интенсивность труда;

· значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;

· разрыв после распада СССР и прекращении деятельности СЭВ сложившихся хозяйственных и торговых связей;

· ощутимая, особенно после распада СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте:

· большая зависимость производственной модернизации и стандартов жизни от импорта и привлечения зарубежных инвестиций, сложное положение с обслуживанием значительного внешнего долга;

· инерция бюрократизации экономики и всей системы государственного управления и значительная социально-политическая неустойчивость.

Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.

4. Перспективы развития ВЭД России

внешнеэкономический реформирование экспорт льгота

Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:

1. Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.

2. Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает значительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.

3. Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.

4. Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран - Японии и США; около 70% лесоматериалов - Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.

Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.

Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее - чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.

Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:

1. Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции.

2. Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне - путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.

3. Формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД.

4. Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.

5. Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагает изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.

Заключение

На рубеже XXI века ВЭД России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Список литературы

1. Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР».

2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая - М.: Инфа-М, 2006.

3. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П., Башкирова Н.Н. и др. Практикум по дисциплине «Налогообложение организаций финансового сектора экономики». - М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровского. - М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Маховикова Г.А. ,Основы внешнеэкономической деятельности.- СПб.: Питер, 2004.

6. Л.М. Зиброва, Внешнеэкономическая деятельность. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Основы политики последовательного развития взаимовыгодного товарообмена. Методы регулирования экспорта и регулирующие органы. Система поддержки экспорта в России. Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Понятие, сущность и содержание государственного регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности в Российской Федерации. Совершенствование структуры экспорта и импорта страны. Целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в России (по настоящее время). Вступление России в ВТО. Государственная поддержка экспорта государством. Показатели эффективности внешнеторговых операций. Валютная эффективность внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2016

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Стратегические партнеры России как стержневые ориентиры в ее внешнеэкономической политике. Вариантные сценарии развития внешней торговли России до 2025 года. Стратегия совершенствования внешнеторговой деятельности. Мировые инвестиционные потоки.

    научная работа , добавлен 20.03.2007

    Сущность и виды внешнеэкономической деятельности. Основные принципы торговой политики России, перспективы ее дальнейшего развития. Расчет и статический анализ внешнеэкономической деятельности России. Индексный метод в факторном анализе фондового рынка.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Характеристика и развитие внешнеэкономической деятельности. Формы и методы международной торговли. Анализ финансового состояния и внешнеэкономической деятельности ОАО "НЛМК", совершенствование, перспективы развития во время международного кризиса.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2009

    Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в странах бывшего социалистического лагеря (на примере Польши), в экономически развитых странах (на примере Швейцарии), в развивающихся странах (на примере Индии). Поддержка экспорта в России.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2008

    Анализ эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности России. Изучение механизма государственной поддержки промышленного экспорта в России и оценка степени его влияния на экономический рост. Гарантийная поддержка промышленного экспорта.