Управление экономической безопасности фсб рф. Новый глава Службы экономической безопасности ФСБ

1998 № 12 (107)

М.АРСЕНТЬЕВ, консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблеме наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ

Российская Федерация переживает сложный исторический этап становления новых социально-экономических отношений. Наряду с определенными положительными результатами, достигнутыми за эти годы (преодоление дефицитности, развитие финансовых и коммерческих структур и т.д.), по многим направлениям проявляются негативные явления: падение производства, вялость инвестиционного процесса, тенденции технического и технологического отставания от наиболее развитых стран, усиление зависимости от импорта продовольствия, других необходимых товаров, оборудования и технологий, резко увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев общества.

С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач.

Если попытаться сформулировать понятие «экономическая безопасность», то оно могло бы выглядеть следующим образом. Экономическая безопасность - составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Раньше считалось, что экономическая безопасность - прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, - важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Однако не следует переоценивать роль этого звена. Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то вряд ли специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.

ФСБ России принимает участие в обеспечении экономической безопасности страны в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Однако складывающаяся ситуация потребовала в настоящее время определенной корректировки решаемых органами ФСБ задач.

Это обусловлено, в первую очередь, повышенной уязвимостью экономики в период проведения реформ, разбалансированностью и правовой неурегулированностью системы новых экономических отношений, проявлением масштабных негативных тенденций, порождающих усиление внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны.

В этой связи первоочередные усилия органов ФСБ сосредоточены на выявлении и пресечении деятельности зарубежных спецслужб и организаций, межрегиональных и международных сообществ, направленной на нанесение ущерба российской экономике, в частности попыток контрабандного вывоза из России сырьевых ресурсов, материалов и технологий. Особое место отводится получению упреждающей информации о зарубежных партнерах и конкурентах крупнейших российских предприятий, банков, финансово-промышленных структур, их планах и замыслах, реализация которых формирует угрозы экономической безопасности России.

Информация по наиболее важным проблемам экономической безопасности нашей страны регулярно докладывается Президенту и председателю Правительства Российской Федерации.

Налаживается активное сотрудничество с Интерполом и Европолом. Совершенствуется работа по укреплению взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ, разработан и утвержден Национальный план Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 г.

В результате реализации органами ФСБ мер по борьбе с экономической преступностью только в 1996 г. возвращено в доход государства более 1,7 трлн. руб., предотвращено нанесение ущерба на сумму более 7 трлн. руб. Нейтрализованы попытки некоторых иностранных фирм и организаций обманным путем завладеть собственностью в 35 субъектах Российской Федерации на сумму свыше 300 млрд. долл. Пресечена противоправная деятельность отдельных коррумпированных должностных лиц министерств и ведомств Российской Федерации, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Перекрыт ряд каналов незаконного вывоза за границу сырья, энергоносителей, редкоземельных металлов, валютных ценностей. Так, в результате реализации только одной оперативной разработки Генпрокуратурой России возбуждено уголовное дело по факту вывоза за рубеж 1290 тыс. т сырой нефти общей стоимостью 129 млн. долл. Разоблачена преступная группа, переместившая в Прибалтику крупную партию палладия стоимостью 12 млн. долл., предотвращен вывоз контрабандной партии алмазного сырья на сумму 28 млн. долл. и т.д.

В 1997-1998 гг. сорван ряд крупных мошеннических акций в сфере кредитования, вскрыта преступная деятельность отдельных должностных лиц с векселями энергетических систем и хищение ими денежных средств на сотни миллиардов рублей, перекрыты новые каналы незаконного вывоза за границу сырья, энергоносителей, редкоземельных металлов, валютных ценностей. Так, в октябре 1997 г. в результате операции на международных автотрассах совместно с ГТК, МВД, ФПС России выявлено и пресечено несколько каналов незаконного ввоза на территорию Российской Федерации крупных партий продовольственных и подакцизных товаров. Задержано грузов на сумму более 121 млрд. руб. Обращено в доход государства 14 млрд. руб. Возбуждено 133 уголовных дела.

В ходе реализации оперативно-розыскного мероприятия «контролируемая поставка» с привлечением возможностей органов внутренних дел перекрыт канал поставки золота по маршруту Магадан - Москва - Ингушетия. Государству возвращено около 80 кг промышленного золота на сумму 6 млрд. руб. Возбуждением ряда уголовных дел (совместно с органами МВД) реализованы материалы в отношении преступной группы, действия которой под прикрытием американской компании «Инфинко» и Международного благотворительного христианского фонда могли нанести ущерб 44 регионам Российской Федерации на общую сумму свыше 300 млрд. долл. Задержано сырьевых товаров, подакцизной продукции и различных грузов на сумму свыше 54,570 млрд. руб., изъято более 80 т цветных металлов, а также медикаментов на сумму 700 тыс. долл. Выявлены и пресечены попытки реализации поддельных векселей Сбербанка и Федерального энергетического союза на сумму более 10 млрд. руб.

Задержаны при попытке контрабандного ввоза взрывчатки из Молдовы в Россию 6 членов международной преступной группы (изъято 15,9 кг пластита, большое количество промышленных и самодельных взрывных устройств, комплектов радиовзрывателей, оружия отечественного и иностранного производства, бое-припасов и наркотиков).

На Госзнаке Минфина России выявлены 10 поддельных векселей на сумму 500 млн. руб. и так далее.

Особую угрозу экономической безопасности нашей страны образует активность спецслужб зарубежных государств. Смещение приоритетов из области военно-политического противостояния в экономическую повлекло за собой эскалацию их разведывательно-подрывной деятельности в сфере российской экономики.

Расширяется география и спектр разведывательной деятельности с легальных позиций. Сферой жизненно важных экономических интересов этих стран определены районы Сибири и Дальнего Востока. В ряде дипломатических представительств увеличилось число установленных разведчиков, ориентированных на работу по экономической проблематике, создаются специальные аналитические подразделения. Перед разведывательным сообществом западных стран поставлена задача содействовать всеми возможными средствами обеспечению коммерческих интересов ведущих зарубежных фирм и корпораций в российской экономике. Отмечается стремление иностранного финансового капитала и спецслужб оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. Использование зарубежными государствами специальных служб и организаций для оказания содействия их национальному капиталу в завоевании прочных позиций в российской экономике осуществляется посредством организации системы консультационной и советнической помощи российским ведомствам и организациям. Наблюдается избирательная направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики России.

Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования. Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны. Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных коррективов в отечественное законодательство (в частности, в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

Расширяются масштабы организованной преступной деятельности в России, происходят качественные сдвиги в ее структуре. Став существенным фактором экономической и социально-политической жизни страны, этот опасный феномен образует серьезную угрозу интересам государства и общества. Организованная преступность плотно контролирует наиболее доходные сферы криминального бизнеса (незаконный оборот наркотиков и оружия, контрабанда, проституция и т.д.).

Однако наиболее опасна экспансия криминала и его капиталов в сферу легальной экономики. Располагая значительными финансовыми средствами, крупные преступные группировки активизировали попытки завладеть ведущими предприятиями страны. Для этого осуществляются многоходовые комбинации, используется критическое финансовое положение субъектов рынка. Предлагая финансовую «помощь», льготные кредиты, погашение задолженности, дилерские услуги, криминальные структуры претендуют на акции предприятий, их основные фонды, выпускаемую продукцию. К настоящему времени немало важных объектов находятся под влиянием преступных группировок, устремляющихся прежде всего в максимально прибыльные отрасли. Финансово-кредитная система, внешнеэкономическая сфера, приоритетные государственные программы (приватизация, инвестиции и т.д.) также испытывают значительное давление со стороны криминала.

Преступные формирования активно участвуют в сделках приватизации и операциях на фондовом рынке, целенаправленно приобретают акции промышленных предприятий. Так, при непосредственном участии криминальных «авторитетов» г. Липецка были приобретены Завод строительных машин, «Авторемзавод», домостроительный комбинат, ряд ресторанов.

«Авторитеты» г. Перми через контролируемые ими фирмы стали владельцами 48% акций АО «Камкабель». В Красноярском крае и Свердловской области преступники контролируют почти все банки, подавляющее большинство коммерческих и около половины государственных субъектов экономики. Аналогичная ситуация складывается и в ряде других регионов страны.

Один из факторов экспансии преступности в экономику - легализация незаконно полученных средств. «Грязные капиталы» вводятся в оборот и с позиций легальных структур работают на криминал, который, приобретая «крышу», получает дополнительные возможности реализации противоправных замыслов. Активно задействуются страховые компании, обменные пункты валюты. По оценкам экспертов, до 70% «черных» денежных средств «отмывается» в легальном бизнесе. Сохраняется тенденция поглощения небольших группировок более крупными. Такие структуры ведут аналитическую работу, исследуют «теневой» рынок, прогнозируют развитие обстановки.

В опасной степени криминализированы кредитно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, область реализации крупных государственных приоритетных программ и инвестиционных проектов. Широко распространено нецелевое использование и хищение бюджетных средств. Продолжается проникновение криминала в топливно-энергетический, ресурсо-добывающий и перерабатывающий комплексы. В целом же угроза установления контроля криминальных структур за некоторыми секторами экономики России становится все более реальной.

В складывающихся условиях эффективность обеспечения экономической безопасности нашей страны может быть повышена путем реализации комплексного проблемно-целевого подхода при решении конкретных задач в этой сфере (в частности, в осуществлении государственного контроля за обращением стратегических ресурсов, золотовалютных резервов и т.д.).

Одним из направлений деятельности ФСБ в сфере обеспечения экономической безопасности является защита интересов негосударственного сектора предпринимательства.

Во-первых, ФСБ России участвует в обеспечении безопасности наиболее крупных (от нескольких сот миллионов долларов) инвестиционных проектов с иностранным участием. Проектов федерального уровня. Проектов, финансирование которых ведется международными организациями, иностранными государствами, а также крупными и авторитетными зарубежными собственниками капитала. Это макроэкономический уровень.

Во-вторых, ФСБ России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти активно способствует целевому использованию иностранных инвестиций, их ограждению от противоправной деятельности коррумпированных должностных лиц. На это нацелены все правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством.

В третьих, ФСБ России, при необходимости, готово оказывать содействие иностранным партнерам, работающим на российском рынке, в защите коммерческой тайны. Через уполномоченные российские органы ФСБ России готово высказать свои рекомендации при выборе участниками международного инвестиционного сотрудничества российских частных охранных служб и детективных агентств, к услугам которых они могут прибегнуть (естественно, на коммерческих условиях) в интересах собственной защиты от криминальных посягательств.

В целях содействия активизации инвестиционных процессов необходимо создание надежной системы, обеспечивающей решение проблем обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой тайны в сфере предпринимательства, в области деловой активности финансовокредитных и банковских учреждений.

В условиях либерализации экономической политики и увеличивающейся роли частного капитала, несомненна целесообразность привлечения негосударственных систем безопасности к реализации данного проекта. Обладая реальной информацией о ситуации в российской экономике, надежные отечественные частные охранные и детективные структуры способны наиболее продуктивно осуществлять работу, направленную на поддержку инвестиционной деятельности, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса. В этой связи необходимо подчеркнуть возрастающую роль координации усилий и совместной деятельности негосударственных структур безопасности и органов ФСБ. Особое значение в этой области придается не только контролю за работой частных детективных и охранных структур, но и их ограждений от проникновения представителей криминальной среды, выработке правовых форм информационного обмена по указанным проблемам.

Однако дальнейшее повышение результатов деятельности органов Федеральной службы безопасности значительно сдерживается накопившимся комплексом проблем.

Серьезное беспокойство вызывает текущее финансирование и материально-техническое снабжение органов ФСБ. Лимит финансирования ФСБ России на 1998 г. по сравнению с утвержденным бюджетом Ведомства сокращен на 26,2%. Общая задолженность по социальным выплатам личному составу достигла более 320 млн. руб. и продолжает с каждым месяцем увеличиваться.

Причина сокращения прозаична - недостаток финансов. Государство задолжало чекистам за вещевое довольствие за два с лишним года, «пайковые» не платят почти год. Даже зарплата выплачивается с задержкой. Двадцатое число, на которое прежде строго приходилась выплата жалованья, давно перестало быть, как его в шутку называли сотрудники госбезопасности, днем полуЧеКа. Еще печальнее дело обстоит с расходами на оперативные нужды. Зачастую нет даже бензина!

Бывший начальник финансово-экономического управления Департамента обеспечения деятельности ФСБ России Виктор Арышков незадолго до своей отставки в этом году признал, что «от состояния полной бедности в 1994 году мы опустились до абсолютной нищеты сегодня». Он привел поразительный факт - сейчас нет денег даже на вербовку агентов! Он же с горечью признал, что «в условиях рыночных отношений ни один источник не отважится на внедрение... без полного оперативного и финансового обеспечения».

Еще одной серьезной проблемой остается хроническое отставание уровня денежного содержания сотрудников ФСБ от заработной платы служащих других ведомств, в том числе входящих в силы обеспечения безопасности. Так, находящейся на ответственной работе полковник центрального аппарата ФСБ с выслугой более 17 лет получает на руки чуть более 1,5 тыс. руб., то есть менее 100 долл., которые валютная проститутка зарабатывает за час. Как тут не сравнить с социально-экономическим положением агентов ФБР, к которому правительство США, на опыт которого так часто ссылаются отечественные реформаторы, проявляет постоянное внимание и заботу.

Много нерешенных вопросов остается в социальной сфере. По сведениям Жилищного отдела Управления материально-технического обеспечения ФСБ России, на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит около 15 000 сотрудников. При сохранении ежегодного объёма жилищного строительства, достигнутого в 1997 г., время ожидания улучшения жилищных условий сотрудниками ФСБ России составит в среднем более 10 лет. К слову сказать, автор сам вот уже около 20 лет живет в коммунальной квартире и в настоящее время не видит никаких реальных возможностей положительно решить эту проблему.

Вместе с тем с начала 1998 г. (январь-апрель) средств из Федерального бюджета на целевые программы капитального строительства не поступало и, как результат, не введен в эксплуатацию ни один объект жилишно-гражданского и специального назначения. Кредиторская задолженность по капитальному строительству составляет более 220 000 тыс. руб., в том числе по жилищному строительству более 170 000 тыс. рублей.

В сложившихся условиях существует реальная угроза утраты многих высококвалифицированных кадров, особенно среднего звена, что неизбежно приведет к снижению эффективности деятельности ФСБ России, в том числе по линиям борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом.

В целом же, в числе мер, способствующих обеспечению экономической безопасности России, можно было бы предложить следующие:

    скорейшее принятие федеральных законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью, об ответственности за легализацию преступных доходов, а также о лоббистской деятельности;

    укрепление подразделений правоохранительных органов и спецслужб, осуществляющих борьбу с коррупцией и организованной преступностью, в кадровом, финансовом и материально-техническом отношениях;

    разработка государственной стратегической программы регулирования внешнеэкономической деятельности, предполагающей усиление государственного контроля в этой сфере;

    пересмотр подходов к организации кон-троля за деятельностью оффшорных компаний;

    разработка и введение в действие Федеральной антикоррупционной программы;

    обеспечение поддержки усилий Торгово-промышленной палаты России по налаживанию работы «Агентства экономической безопасности и управления рисками»; создание подконтрольных государству консалтинговых компаний и фирм;

    упрощение системы налогообложения, введение в действие режимов благоприятствования для экспортируемой товаропродукции;

    разработка системы финансово-экономической поддержки отечественных производителей товаров, а также структур, осуществляющих экспорт работ и услуг;

    упорядочение режима регистрации субъектов экономической деятельности в части, касающейся требования наличия юридического адреса и страхования рисков от неправомерной деятельности (сосредоточить всю регистрацию в Минюсте России);

    разработка правового механизма компенсированного изъятия у недобросовестного собственника средств производства с последующей продажей их новому собственнику;

    ужесточение контроля государственных финансовых органов за сферой вексельного обращения.

В целом, несмотря на объективные трудности, ФСБ России продолжает с честью выполнять возложенные на нее функции.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Главным кандидатом на пост нового руководителя управления «К» ФСБ стал сотрудник Управления собственной безопасности спецслужбы Иван Ткачев. Он занимался разработкой по делу генералов МВД Сугробова и Колесникова

Здание ФСБ в Москве (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Банковское» управление

Основным претендентом на пост начальника управления «К» ФСБ стал глава 6-й службы Управления собственной безопасности ФСБ Иван Ткачев, рассказал РБК собеседник, близкий к руководству контрразведки, и подтвердил источник в ФСБ.

Назначение Ткачева ожидается в ближайшее время, говорит один из собеседников РБК. Но его кандидатуру еще предстоит утвердить директору ФСБ Александру Бортникову. Если назначение состоится, для Ткачева переход с должности руководителя службы на пост главы управления станет «прыжком сразу через несколько ступеней», говорит источник в спецслужбе.

6-я служба УСБ ФСБ была создана в 2008 году, в нее входят всего 35 человек, говорит источник РБК. Официально о полномочиях этого подразделения не сообщалось.

Ткачев играл ключевую роль в деле экс-руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД , рассказывает собеседник РБК в ФСБ.

Сугробов и его заместитель Борис Колесников были задержаны в 2014 году по делу о провокации взятки, превышении должностных полномочий и организации преступного сообщества. В июне того же года Колесников погиб, выпав после допроса с балкона в здании Следственного комитета.

Отставки в двух управлениях

По данным «Росбалта», рапорты об отставке написали руководители еще двух управлений, входящих в структуру СЭБ ФСБ, — это начальники подразделений «П» и «Т», которые занимаются контрразведывательным обеспечением предприятий промышленности и транспорта соответственно.

«Руководители всего экономического блока ФСБ покидают ведомство. Все они уже давно были на местах, возрастные. Но, конечно, причины отставки не в этом. В последнее время у СЭБ обострились отношения с Управлением собственной безопасности ФСБ РФ, стали возникать скандальные истории, которые перерастали в уголовные дела или так называемые оперативные справки. Была довольно сложная обстановка прошлым летом, но тогда как-то стороны «развели по углам». Сейчас уже не вышло», — рассказал источник «Росбалта» в спецслужбах.

По его словам, начальником УСБ может стать Олег Феоктистов, который сейчас является замглавы управления.

Директор

Первый заместитель

Первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России

Заместитель директора - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) Заместитель директора - статс-секретарь Заместитель директора

1. Служба контрразведки (СКР)

Департамент контрразведывательных операций

Управление координации и анализа контрразведывательной деятельности

Управление специальных мероприятий (источник)

Управление контрразведки на объектах

Центр информационной безопасности

Департамент военной контрразведки

2. Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ)

Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом (УБТПЭ)

Антитеррористический центр / Центр специального назначения (ЦСН)

Управление по борьбе с международным терроризмом (УБМТ)

Организационно-оперативное управление

Оперативно-розыскное управление (ОРУ)

3. Пограничная служба

4. Служба экономической безопасности (СЭБ)

Управление по контрразведывательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»)

Управление по контрразведывательному обеспечению транспорта (Управление «Т»)

Управление по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы (Управление «К»)

Управление по контрразведывательному обеспечению МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»)

Организационно-аналитическое управление

Управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков (Управление «Н»)

Административная служба

5. Служба оперативной информации и международных связей (бывшая Служба анализа, прогноза и стратегического планирования)

Департамент оперативной информации (ДОИ)

Аналитическое управление

Управление стратегического планирования

Отдел открытой информации

Управление международного сотрудничества

6. Служба организационно-кадровой работы (СОКР)

Управление специальных регистраций

Организационно-плановое управление

Управление кадров

7. Контрольная служба

Инспекторское управление

Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Контрольно-ревизионное управление

Управление собственной безопасности

8. Научно-техническая служба

Управление заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники

Управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ)

НИИ информационных технологий

9. Служба обеспечения деятельности

Финансово-экономическое управление

Управление материально-технического обеспечения (УМТО)

Управление капитального строительства

Подразделения центрального подчинения

Следственное управление

Управление делами

Приемная ФСБ (на правах отдела)

Договорно-правовое управление

Центр безопасности связи ЦБС

Центр радиоэлектронной разведки на средствах связи - ЦРРСС

Специальная служба (шифрование)

Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (Центр «ЛСЗ»)

ФГУП НТЦ Атлас

Центр специальной техники

Институт криминалистики Оперативно-поисковое управление (ОПУ)

Управление программ содействия

Центр общественных связей

Управление регистрации и архивных фондов (УРАФ)

Центральный архив

Управление радиоконтрразведки (управление «Р»). Управление авиации Управление специальной связи Военно-строительное управление Комендантская служба Дежурная служба

Десятый отдел (военно-мобилизационный)

Группировка генералов СКР планировала поставить своего человека во главе одного из самых секретных подразделений ФСБ - Управления экономической безопасности.

В истории о коррупции в Следственном комитете России (СКР), по которому сейчас проходят бывшие первый замначальника ГСУ по Москве генерал Денис Никандров, глава ведомственного Управления собственной безопасности (УСБ) Михаил Максименко и его зам Александр Ламонов, открылись новые секреты. Спецслужбы выяснили, что высокопоставленные "решальщики" из СКР собирались взять в оборот крупных бизнесменов. Уголовные дела против олигархов могли бы приносить им совсем другие деньги. Для этого генерал Никандров и его компаньоны хотели "продвинуть" своего человека руководителем одного из могущественных подразделений ФСБ - Службы экономической безопасности (СЭБ).

Возможно, что история с обвинениями генералов СКР в получении взятки началась после того, как чекистам удалось узнать об их планах вести борьбу за пост руководителя СЭБ ФСБ.

Сам того не подозревая, чекистам помог один из заговорщиков. Дело в том, что руководитель Управления собственной безопасности (УСБ) СК РФ Михаил Максименко как человек, знающий служебные секреты, находился под круглосуточным контролем спецслужб.

Генерала 24 часа в сутки сопровождала вооружённая охрана, за ним было установлено негласное наблюдение, - рассказывает источник Лайфа.

Как выяснил Лайф, ещё весной 2016 года к ФСБ РФ попала расшифровка записи одной из совместных посиделок Ламонова, Никандрова и Максименко.

Они обсуждали грядущую отставку главы СЭБ ФСБ Юрия Яковлева и каким бы им образом протащить на вакантную должность "своего" человека.

Однако на пост главы СЭБ ФСБ РФ в июле 2016 года назначили Сергея Королёва. Но, как стало известно Лайфу, Максименко со своими товарищами пытался всячески помешать этому.

Генерал Максименко до последнего надеялся, что ему удастся переиграть Королёва и поставить "своего" человека руководить СЭБ ФСБ РФ, - рассказывает собеседник Лайфа в спецслужбах.

Генерал ФСБ РФ Сергей Королёв, как и генерал СК РФ Михаил Максименко, выходец из так называемой питерской школы силовиков.

Максименко, скорее всего, не просчитал, что кандидатуру Королёва поддерживают как директор ФСБ Александр Бортников, так и глава СБ РФ Николай Патрушев (экс-директор ФСБ РФ), а также курирующие силовой блок чиновники в администрации президента, - говорит источник Лайфа.

Сергей Королёв - кадровый офицер ФСБ РФ. С 2000-х годов служил в СЭБ УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С 2007-го по 2012 годы, когда пост министра обороны занимал Анатолий Сердюков, Королёв служил в военном ведомстве, где курировал ГРУ - Главное разведывательное управление. Осенью 2012 года, после отставки Анатолия Сердюкова, Сергей Королёв был назначен руководителем Управления собственной безопасности ФСБ.

По оценкам экспертов, с которыми общался Лайф, СЭБ ФСБ РФ - это особая структура в системе контрразведки страны.

Эта структура занимается контролем крупнейших финансовых и промышленных корпораций страны, а ключевые подразделения СЭБ так и называются: управления по контрразведывательному обеспечению объектов промышленности, транспорта, кредитно-финансовой сферы, - рассказывает эксперт. - Тот, кто контролирует СЭБ ФСБ, тот и контролирует все финансы страны. Поэтому "команда" Михаила Максименко и захотела взять под свой "надзор" деньги России, а точнее людей, которые ими управляют.

Эксперт Лайфа отмечает, что не зря же в народе СЭБ ФСБ РФ называют главным подразделением по надзору за олигархами. Именно сотрудники данной службы разрабатывали и осуществляли в разные годы операции против структур предпринимателей Владимира Гусинского, Бориса Березовского, Михаила Ходорковского.

Случайные люди СЭБ ФСБ не возглавляют. Одними из руководителей службы были нынешний директор ФСБ РФ Александр Бортников, а также бывший глава ФСКН Виктор Иванов, - считает собеседник Лайфа.

По данным Лайфа, уголовное дело в отношении Михаила Максименко, его зама Александра Ламонова и первого замначальника ГСУ СКР по Москве Дениса Никандрова может быть спецоперацией ФСБ РФ за месть верхушке СК РФ, пытавшейся вести борьбу за пост руководителя СЭБ ФСБ РФ.

Стоит напомнить, что возбуждение уголовного дела в отношении Михаила Максименко, его зама Александра Ламонова и первого замначальника ГСУ СКР по Москве Дениса Никандрова . Следователи считают, что за эти деньги они взялись спасать его подручного - Андрея Кочуйкова (Итальянца). В итоге сами попали в поле зрения отдела "М" ФСБ. Теперь высокопоставленные сотрудники СКР и сам Шакро Молодой стали соседями по СИЗО "Лефортово".

Также у следователей ФСБ появились вопросы к Никандрову и по поводу возможного развала им в 2016 году . Материалы на них собирал один из следователей отдела СКР на метрополитене, но затем его вызвал к себе генерал Никандров и предложил уволиться и передать это дело другому. Пока следователь собирался, ему сообщили, что против него возбудили уголовное дело о получении взятки в 1 млн рублей, и предложили дать признательные показания. Когда принципиальный следователь отказался от предложения Никандрова, его задержали и отправили под арест в один из столичных СИЗО. Проверка против Дегтярёва и Харитонова была закрыта: состава преступления по их работе не нашли. Следователи ФСБ не исключают, что Денис Никандров не за просто так разогнал тучи над замначальника столичной подземки.

Между тем член ОНК Елена Масюк на днях посетила находящегося в СИЗО "Лефортово" Дениса Никандрова. По словам Масюк, которые публикуют СМИ, Никандров сообщил ей, что недели три назад Михаила Максименко забирали из СИЗО в ФСБ. Ему там дали чай и, видимо, добавили туда психотропное средство. Максименко после этого не помнил своего имени, не узнавал никого. Значит, им очень нужно было что-то у него узнать. Психотропные препараты - они же дорогие, просто так их не используют. Применять их можно только с санкции директора ФСБ. По словам Елены Масюк, она собирается направить запрос директору ФСБ РФ с просьбой провести проверку про информации, переданной ей как члену ОНК Денисом Никандровым.


Приходили и уходили генсеки, распалась одна страна и поднялась другая, менялись президенты, но Лубянка — она жива, все пережила и пришла к власти, фото 24 июня 2016 года

Каждая из этих отставок по своему интересна, но отставка супервлиятельного начальника управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ (контрразведка в кредитно-финансовой сфере) генерала Виктора Воронина стоит особняком. На его место будто бы прочат начальника 6-й службы Управления собственной безопасности ФСБ полковника Ивана Ткачева, принимавшего непосредственное участие в резонансных арестах чиновников в погонах и без в последние пять лет.

Куратор банков

В усиленные слухи об отставке Воронина до последнего не верил никто. Воронин, что называется, везунчик: он усидел в своем кресле после побега в 2008 году в США бывшего сотрудника «банковского» отдела управления «К» ФСБ Алексея Артамонова, сообщившего агентам ФБР и журналистам The Guardian, как его коллеги под прикрытием «корочек» перевозят из банка в банк многомиллионную наличку. На родине за особо крупное мошенничество Артамонов объявлен в федеральный розыск и на него заведено уголовное дело № 41326. По версии следствия, он будто бы кинул на несколько миллионов долларов клиентов одного из столичных банков.

Генерал Виктор Воронин больше не куратор банков

Потом генерала Воронина вовсю полоскали в СМИ после включения в список Сергея Магнитского, а ему как с гуся вода. Как известно, отправной точкой преследования юриста фонда Hermitage Capital Магнитского стал рапорт оперативника Управления «К» СЭБ ФСБ России Александра Кувалдина на имя Воронина, который оставил на рапорте свою резолюцию и отправил его в ГУВД Москвы для возбуждения уголовного дела против Магнитского (в ноябре 2009 года Магнитский при неясных обстоятельствах погиб в СИЗО. — NT ).

Затем, в 2013 году, разразился громкий скандал с заместителем Воронина полковником Дмитрием Фроловым: на родственников чекиста в итальянском местечке Стрезе, пользующемся большой популярностью у миллионеров, была оформлена дорогостоящая недвижимость — но и тут Воронина пронесло: его хранили многочисленные связи, наработанные за годы службы в КГБ СССР.

Воронин, что называется, везунчик: он усидел в своем кресле после побега в 2008 году в США бывшего сотрудника «банковского» отдела управления «К» ФСБ Алексея Артамонова, сообщившего агентам ФБР и журналистам The Guardian, как его коллеги под прикрытием «корочек» перевозят из банка в банк многомиллионную наличку

Он начинал руководящим комсомольским работником в Ленинграде, потом окончил Высшие курсы КГБ в Минске, поработал первым заместителем начальника управления Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу и начальником Главного управления Госнаркоконтроля по Северо-Западному федеральному округу. Он был человеком близкого к Путину генерала Виктора Черкесова, проигравшего аппаратную схватку чекистских кланов 2007-2009 годов и сошедшего с политической сцены. Был тесно связан с начальником питерского Наркоконтроля Александром Кармацким, в 2009 году объявленным в федеральный розыск за контрабанду (разыскное дело № 333).

С 2004 года Воронина частенько видели в составе официальных делегаций Федеральной налоговой службы (ФНС) вместе с тогдашним ее руководителем Анатолием Сердюковым и откомандированным из ФСБ тогда еще полковником Игорем Медоевым. +



В 2006 году Воронина назначили начальником управления «К» СЭБ ФСБ и целых десять лет под его непосредственным кураторством находилась практически вся банковская сфера страны.

Справка NT : Управление «К» (на жаргоне чекистов «кашники») входит в Службу экономической безопасности (СЭБ) ФСБ. Помимо управления «К» в структуру СЭБ ФСБ входят управление «Т» (контрразведка на транспорте) и управление «П» (контрразведка на промышленных предприятиях). Другими задачами СЭБ ФСБ является борьба с фальшивомонетчиками, наркотрафиком, незаконной продажей взрывчатых и ядовитых веществ. Сотрудники управления обладают весьма многочисленной агентурой среди банкиров, мошенников и наркоманов. Помимо служебных удостоверений ФСБ они используют полицейские «корочки» и паспорта прикрытия на чужие имена.

Рокировки

Активная движуха в центральном аппарате ФСБ началась еще в прошлом году: в марте отправили в отставку статс-секретаря ФСБ 65-летнего генерал-полковника юстиции Юрия Горбунова. Горбунов почти одиннадцать лет курировал следствие ФСБ и за седую бороду его прозвали Старик. Заменили Старика 48-летним генерал-полковником юстиции Дмитрием Шальковым, перешедшим в ФСБ из Главного военного следственного управления Следственного комитета.

В декабре 2015 года отправили в почетную ссылку в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) другого заместителя директора ФСБ — 57-летнего генерал-полковника Евгения Сысоева. Ему на смену пришел находившийся в кадровом резерве 56-летний Игорь Сироткин, до этого служивший заместителем начальника питерского УФСБ — он курировал местную таможню.

В 2009 году на Балтийской таможне задержали 23 контейнера с китайской контрабандой стоимостью $1 млн. Получателем груза числилась фирма-однодневка, зарегистрированная в Петербурге, а товар направлялся в Москву на Черкизовский рынок. Однако арестованные контейнеры загадочным образом исчезли в неизвестном направлении — и разразился громкий скандал. Вскоре из Москвы приехала комиссия ФСБ и по результатам проверки Сироткин и еще группа старших офицеров получили строгие выговоры или были отстранены от должностей.

Из других последних рокировок — перевод в «райскую группу» МИДа, на должность заместителя министра, бывшего начальника контрразведки ФСБ 63-летнего генерала Олега Сыромолотова, отвечавшего за безопасность Олимпиады в Сочи-2014. Его сменил выходец из «Ростехнологий» 57-летний генерал-лейтенант Владислав Меньщиков, который десять лет руководил концерном «Алмаз-Антей», а затем возглавлял Главное управление специальных программ президента (обслуживает секретные бункеры для первых лиц государства. — NT ).

Дело об айфонах

Но вернемся теперь уже к бывшему начальнику управления «К» ФСБ Виктору Воронину. Некоторые СМИ связывают его отставку с криминальной историей, случившейся в ноябре 2015 года опять же в питерской таможне: сотрудники управления «К» ФСБ задержали в Пулково груз с 50 тысячами контрабандных айфонов, планшетов и 15 тысячами смартфонов Lenovo А560, которые в России пока не продаются.

Через некоторое время при передаче взятки в размере 2 млн руб. задержали бывшего представителя ФТС РФ в Финляндии Вячеслава Наумова. Следом прошли обыски в компании-перевозчике ULS Global, владельцами которой являются известный петербургский бизнесмен Игорь Хавронов и гражданин Турции Джебраил Караарслан, не раз хваставшийся своей близкой дружбой с президентом Турции Реджепом Эрдоганом.

«Придя на службу, мы переодеваемся в военную форму и постоянно качаемся в спортзале. После начала событий в Крыму и Донбассе нас перевели на особое положение»

По версии следствия, разрулить ситуацию с арестованной электроникой взялся оперативник по особо важным делам по борьбе с таможенными преступлениями Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС РФ Павел Смолярчук. Причем родная сестра оперативника Смолярчука Светлана — супруга начальника 7-го отдела Управления «К» СЭБ ФСБ Вадима Уварова, сотрудники которого как раз курируют питерскую таможню и арестовывали груз.

Не исключено, что уголовное дело еще долго бы пылилось на столах у следователей, однако 22 апреля 2016 года в Питере двое неизвестных жестоко избили бывшего начальника службы безопасности ULS Global Ивана Лапшина, проходившего ключевым свидетелем по уголовному делу. Потерпевший не стал дожидаться, когда его тихо добьют в больничной палате, и обратился в питерские СМИ: «Били они меня в основном по голове, также сильные удары пришлись в живот и по ногам. Они не просили у меня денег, не украли телефон и не собирались угонять машину, они хотели меня убить».

Здесь имеется важная деталь: оперативным сопровождением уголовного дела о контрабанде электроники занимаются не местные особисты с Литейного, а 6-я служба УСБ ФСБ, чей офис находится на Лубянке.

«Сечинский спецназ»

6-я служба Управления собственной безопасности ФСБ была образована в 2004 году — после реорганизации ФСБ: сотрудники прозвали ее «сечинским спецназом». По некоторым данным, инициатором создания «шестерки» стал нынешний глава «Роснефти» Игорь Сечин, в то время занимавший должность заместителя руководителя администрации президента и курировавший силовые структуры (сейчас главный куратор силовиков — сослуживец Путина по ГДР Евгений Школов. — NT ).

По словам особиста, с которым на условиях строгой анонимности разговаривал корреспондент NT , в «шестерке» заведены строгие порядки: «Придя на службу, мы переодеваемся в военную форму и постоянно качаемся в спортзале. После начала событий в Крыму и Донбассе нас перевели на особое положение».

Основная задача подразделения — оперативное сопровождение громких уголовных дел и защита свидетелей. Помимо прочего это подразделение имеет своих собственных «топтунов» и группу спецназа.

Их брала «шестерка» ФСБ (слева направо) : губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, мэр Владивостока Игорь Пушкарев

Именно сотрудники «шестерки» в 2014 году задерживали начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД генерал-лейтенанта полиции Дениса Сугробова и его заместителя генерал-майора полиции Бориса Колесникова (по версии следствия, во время допроса в Следственном комитете покончил жизнь самоубийством. — NT ), осмелившихся взять в оперативную разработку замначальника 9-го управления УСБ ФСБ полковника Игоря Демина.

В марте 2015 года они же осуществляли задержание губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, которому предъявили обвинение в получении взятки в размере $5,6 млн. В том же году бойцы 6-й службы надели наручники и на главу Республики Коми Вячеслава Гайзера и чиновников его администрации, которых обвиняют в создании преступной группы и мошенничестве. Наконец, в ночь на 1 июня именно «шестерка» арестовала и мэра Владивостока, миллионера (он владел концерном «Парк групп») Игоря Пушкарева, которого немедленно вывезли в Москву — его обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями и коммерческом подкупе.

Немало выходцев из «шестерки» можно встретить в «Роснефти» и ее дочерних компаниях

Сразу после ареста в интернете появилась информация, что Пушкарев якобы входит в команду экс-директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-полковника Виктора Иванова, отправленного в апреле в отставку.

Что любопытно: одно время бойцы из 6-й службы охраняли скандально известного банкира Евгения Двоскина (он же Слускер, Шустер,
Козин, Альтман), которого разыскивает ФБР. Причем господин Двоскин с чекистской охраной случайно попал в фотообъектив наружки из МУРа, фиксировавший посетителей ресторана «Старый фаэтон» на Поварской улице, где, как известно, располагался офис патриарха преступного мира России Аслана Усояна (Дед Хасан, убит в 2013 году. — NT ).

Немало выходцев из «шестерки» можно встретить в «Роснефти» и ее дочерних компаниях. Например, замначальника спецназа УСБ ФСБ Наиля Мухитова в 2013 году откомандировали руководить службой безопасности «Роснефти». Правда, генерал-майор Мухитов на своем посту продержался недолго и после многочисленных жалоб поставщиков ушел в отставку.

В свою очередь, «шестерка» входит в 9-е управление УСБ ФСБ, которым руководит еще один выходец из питерского УФСБ генерал Сергей Королев. В непосредственные задачи «девятки» входит ловля «оборотней» в собственных рядах.

В сухом остатке

На сегодняшний день в руководстве ФСБ сложились следующие расклады: директор ФСБ генерал Александр Бортников, первый заместитель генерал Сергей Смирнов и просто заместитель генерал-лейтенант Игорь Сироткин — все выходцы из Питера.

Среди заместителей (всего их пять) только генерал-полковник юстиции Дмитрий Шальков имеет московские корни, да и того назначили по рекомендации председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, входящего в ближайший «питерский» круг Путина.

Разыскиваемый ФБР ныне крымский банкир Евгений Двоскин одно время ходил под охраной «шестерки»

Судя по всему, ключевые должности в экономическом блоке ФСБ теперь займут выходцы из «сечинского спецназа»: как мы уже писали, на место главы «финансового» управления — управления «К» прочат начальника 6-й службы УСБ ФСБ Ивана Ткачева, которого называют правой рукой заместителя начальника Управления собственной безопасности ФСБ Олега Феоктистова (оба служили в Сортавальском погранотряде. — NT ). На Лубянке генерал-майор Феоктистов пользуется большим влиянием и за глаза его называют Олег Большой.

По некоторым данным, вскоре ждет повышение и начальника 9-го управления УСБ ФСБ генерала Сергея Королева: его прочат на руководство Службой экономической безопасности ФСБ — как говорят, самого «вкусного» подразделения Лубянки. Прежний его начальник генерал Юрий Яковлев уже будто бы подал рапорт на увольнение.

Широкой публике остается ждать, чем ответят противоборствующие чекистские кланы и кто следующий на отставки и посадки.