Закон о смене кассовых аппаратов. Как без кассового оборудования ккт, ккм работать

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Все про июльские поправки в .

Новое название Федерального закона № 54‑ФЗ

Законодатель обновил название , теперь оно звучит следующим образом: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» .

До рассматриваемых новшеств определял правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в следующих целях:

Обеспечение интересов граждан и организаций;

Защита прав потребителей;

Обеспечение установленного порядка осуществления расчетов;

Обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Теперь Федеральный закон № 54‑ФЗ устанавливает также порядок применения ККТ в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Новые понятия

Статья 1.1 дополнена новыми понятиями: «бенефициарный владелец», «версия модели контрольно-кассовой техники», «выгодоприобретатель». Уточнено понятие «расчеты».

В новом варианте под расчетами понимаются прием (получение), выплата денежных средств наличными деньгами и в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона № 54‑ФЗ под расчетами понимаются также:

Прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;

Зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

Предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей);

Предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, устранена неопределенность относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг): теперь под расчетами понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за товары, работы, услуги (Письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03‑01‑15/41176 ).

Сфера и правила применения ККТ

Статья 1.2 претерпела ряд изменений и дополнений.

Один чек за услуги. По общему правилу при осуществлении каждого расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) на бумажном носителе или в электронном виде. Согласно новому п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты или авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (БСО) клиенту. В данном случае речь идет об услугах в сфере культурно-массовых мероприятий, перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услугах связи, услугах в электронной форме, определенных ст. 174.2 НК РФ (услугах в электронной форме, оказываемых иностранными организациями), а также иных услугах, определенных Правительством РФ. Отметим, что это право пользователя, а не его обязанность.

При осуществлении расчетов в безналичном порядке или с использованием электронных средств платежа в виде зачета или возврата предварительной оплаты, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (БСО) покупателям только в электронной форме без выдачи бумажных чеков.

Электронное средство платежа (ЭСП) - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» ).

Новые положения о выдаче кассового чека (БСО). Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ ).

Уточнено, что Минфин дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

Особенности применения ККТ

Внесен ряд уточнений и обновлений в порядок применения ККТ отдельными категориями пользователей.

Во-первых, ККТ не применяется кредитными организациями, при этом они обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании.

Во-вторых, ККТ не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в механических автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ.

В-третьих, внесены коррективы в п. 2 ст. 2 , а именно организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении следующих видов деятельности (оказании услуг):

Продажа газет и журналов только на бумажном носителе;

Разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

Торговля в розлив молоком и питьевой водой (добавлена к торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив).

Продажа проездных билетов и талонов в общественном транспорте будет исключена из видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, с 1 июля 2019 года.

Применение ПСНО предпринимателями. Статья 2 дополнена п. 2.1 , согласно которому индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты. Но сказанное не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 3 , 6 , 9 - 11 , 18 , 28 , 32 , 33 , 37 , 38 , 40 , 45 - 48 , 53 , 56 , 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .

Территории военных объектов. К местностям, отдаленным от сетей связи, добавили территории военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.

Расчеты между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Согласно новой редакции п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, банковской карты). Таким образом, все наличные расчеты и расчеты с помощью банковской карты (электронного средства платежа) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями требуют обязательного применения ККТ.

Парковки. Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), не применяют ККТ. Но здесь есть одно условие: эти организации должны перечислять в полном объеме полученные за парковку денежные средства на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения. Сведения о таких организациях орган государственной власти субъекта РФ должен доводить до сведения уполномоченного органа.

Страховые организации. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов - физических лиц страховщик применяет ККТ при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (БСО) в электронной форме страхователю.

Библиотеки. Государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, НИИ, образовательных организаций могут не применять ККТ при оказании платных услуг населению, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.

Требования к фискальному накопителю

Изменения внесены и в ст. 4.1 Федерального закона № 54‑ФЗ . Выделим наиболее интересные пользователям ККТ поправки:

Методические указания по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов будут разрабатываться и размещаться уполномоченным органом (ФНС) на его официальном сайте в Интернете;

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению названного пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учетом требований . Действие указанного положения не распространяется на персональные данные покупателя (клиента).

Регистрация ККТ

Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ .

В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:

Сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);

Сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в , и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.

Статья 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 8.1 , который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.

Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Применение ККТ

Уточняется, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ (п. 4 ст. 4.3 ).

Согласно новому п. 5.1 ст. 4.3 Федерального закона № 54‑ФЗ отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через ОФД всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.

Требования к кассовому чеку и БСО

Количество обязательных реквизитов кассового чека и БСО увеличилось - к ним добавился QR-код.

Кроме этого, при осуществлении расчетов, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ , кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

Особо отметим новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ , который устанавливает дополнительные обязательные реквизиты при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег или с предъявлением электронных средств платежа (пластиковой карты):

Наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

ИНН покупателя (клиента);

Сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

Сумма акциза (если применимо);

Регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Дополнительные обязательные реквизиты для кассового чека (БСО) установлены и при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате (п. 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ ):

Наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН - серия и номер паспорта такого физического лица).

Новые п. 6.1 и 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Права и обязанности налоговых органов

Статья 7 , регулирующая права и обязанности налоговых органов, дополнена п. 6 и 7 .

Теперь налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» .

При этом налоговые органы обязаны информировать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

В Федеральный закон № 54‑ФЗ , регулирующий порядок применения ККТ, внесены существенные изменения, которые в основном уже вступили в силу (с 3 июля 2018 года):

- уточнено и расширено понятие «расчеты», соответственно, расширилась и сфера применения ККТ;

Скорректированы сфера и правила применения ККТ - установлены случаи, когда может быть сформирован один кассовый чек (БСО) вместо нескольких, а также определено, когда и как выдавать чеки при безналичной оплате;

Уточнены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении определенных видов деятельности (оказании услуг);

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО и осуществляющие определенные виды деятельности, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты;

Организации и (или) индивидуальные предприниматели не применяют ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. С 1 июля 2019 года при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями кассовый чек должен быть дополнен новыми обязательными реквизитами.

У ФНС есть беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ ко всем фискальным данным (ФД), содержащимся в базе операторов ФД, а также к другой официальной информации о компаниях и ИП. Это значит, что на основании имеющихся сведений налоговый орган может провести не только контрольную закупку, но и удаленную проверку соблюдения порядка применения ККТ.

Кроме того, сотрудники ФНС не обязаны предупреждать о дате начала кассовой проверки, также не предусмотрено ограничений и по частоте проведения таких проверок. Данные нормы не предусмотрены действующим законодательством. В частности на надзор за соблюдением порядка применения ККТ не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля.

Если вы ошибочно не зарегистрировали кассу в установленный срок либо как-то иначе нарушили порядок применения ККТ (например данные с вашей онлайн-кассы поступали непостоянно), в ваших интересах устранить все нарушения в кратчайшие сроки.Илья Антоненко

Илья Антоненко , аттестованный аудитор.

Кто обязан применять ККТ после 01.07.2018

Значительная часть компаний и ИП, которые изначально получили отсрочку, должны применять ККТ с 01.07.2018. Это касается в том числе и тех, кто получает оплату от физлиц в безналичном порядке без использования платежных карт, от иностранных физлиц за товары (работы, услуги), а также от сотрудников своей компании (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). При этом применять ККТ необходимо и тогда, когда покупатель не предоставил данные о номере мобильного телефона или адресе электронной почты, то есть у компании или ИП нет никакой возможности выполнить требование закона о предоставлении чека покупателю в электронном виде.

На данный момент непонятно, в какой именно момент необходимо применять ККТ при получении безналичной оплаты. Позиция контролирующих органов по этому вопросу неоднозначна. Пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией. Как определить момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией — не ясно. Не добавляет ясности и указание, что ККТ применяется «с момента», а не «в момент». Таким образом, на сегодня возможны разные подходы к определению момента применения ККТ при получении безналичной оплаты от физлиц и организации. Нужно самостоятельно определить удобный алгоритм применения ККТ в такой ситуации исходя из уровня риска, который организация готова принять в случае спора с проверяющими.

Отметим, что в соответствии с поправками, которые в 54-ФЗ внес Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ, организации и ИП вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 в следующих случаях:

  • при осуществлении расчетов с физлицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
  • расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
  • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Для того чтобы убедиться во вновь предоставленной отсрочке применения ККТ, нужно определиться с понятием «расчеты с использованием электронных средств платежа», к которым налоговики сейчас относят все формы безналичного расчета.

Что делать, если ошибочно не применяли ККТ

Штрафы за неприменение ККТ весьма суровы (см. п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), однако их можно избежать. Для этого организация или ИП, имеющая зарегистрированную ККТ, должна выполнить следующие действия до момента, когда налоговики узнали о факте неприменения ККТ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ; письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899; табл. 4, 5, 30, 31 к Приказу ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@):

  • устранить причину нарушения;
  • пробить кассовый чек коррекции на каждую принятую (выплаченную) без применения ККТ сумму с указанием соответствующего признака расчета, а также реквизита документа, служащего основанием для формирования такого чека (например, служебной записки о факте неприменения ККТ при получении (выплате) средств);
  • в течение трех рабочих дней с даты оформления чека коррекции сообщить в ИФНС, например через личный кабинет ККТ, подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты указанных чеков коррекции.

Когда используется отсрочка применения ККТ при оказании услуг населению и в момент оплаты физлицу не был выдан бланк строгой отчетности (БСО), необходимо дополнительно выдать БСО соответствующему физлицу. По нашему мнению, в данном случае этот шаг также необходим, чтобы избежать штрафа (см. п. 20 Положения о расчетах без применения ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Если ФНС стало известно о нарушении в результате проверки, штраф все же будет выписан. ИП или компания, которая относится к малому и среднему бизнесу, может попробовать заменить штраф на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также нет имущественного ущерба ( КоАП, письмо ФНС России от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@).

Виктор Владимирович Бачурин ,
начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Свердловской области

ФНС будет проверять

Мы, безусловно, будем проводить контрольную работу: сопоставлять имеющиеся у нас сведения по зарегистрированным ККТ с информацией о том, кто должен был зарегистрировать кассу до 01.07.2018, и проверять. Поэтому не ждите, когда к вам придет налоговый инспектор. Если нарушили порядок применения ККТ, купите, зарегистрируйте кассу и сформируйте чек коррекции.

В соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП лицо, которое добровольно устранит правонарушение и уведомит налоговую службу об этом в письменном виде, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ. Данная норма распространяется на ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

Для индивидуальных предпринимателей на ПСН и ЕНВД, которые должны начать применять ККТ с 01.07.2019, есть дополнительная мотивация не затягивать с регистрацией ККТ. Они могут получить налоговый вычет в размере 18 тыс. ₽ за каждую кассу, зарегистрированную в установленный законом срок.

Пробили неправильный чек — наша шпаргалка вам поможет: « ».

Лычагина Светлана Михайловна ,
заместитель руководителя УФНС России по Ставропольскому краю

Порядок проведения проверок

Права и обязанности налогового органа при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ прописаны в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В приказах Минфина РФ от 17.10.2011 и № 132н и 133н отражены сроки и последовательность административных действий при контроле полноты учета выручки денежных средств, соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями и ИП.

Чтобы предотвратить нарушения и как следствие привлечение к административной ответственности, мы рекомендуем налогоплательщикам детально изучить нормы Федерального закона № 54-ФЗ, включая все изменения и дополнения.

Также напоминаем, что с 01.07.2018 необходимо осуществлять расчеты с применением ККТ при торговле такими непродовольственными товарами, как ковры и ковровые изделия, изделия из кожи и дерева, мебель, большинство видов одежды, компьютерное оборудование и др. (Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р, письмо ФНС России от 28.04.2017 № ЕД-4-20/8279@).

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание , что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1 ) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2 ) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3 ) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 ) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6 ) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7 ) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8 ) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.

    Приобретать ККТ должны как предприятия, так и индивидуальные предприниматели. Как им пользоваться, какие виды бывают, необходимо ли регистрировать и каковы нюансы использования?

    Базовые сведения

    Чтобы государство контролировало налично-денежный оборот, применяется контрольно-кассовая техника. Основная задача – фиксация на чеке , контроль по своевременной сдаче организацией выручки.

    При выборе аппарата необходимо учитывать то, какое оборудование для организации больше подходит по параметрам – установочное место, интенсивность загрузки, число продавцов, тип ленты, возможно ли аппарат подключить к компьютеру.

    Если кассовая техника неисправна, пользоваться ею нельзя. Также не дозволено применять незарегистрированный аппарат. После выбора необходимо отправиться в центр технического обслуживания, где и покупается кассовая техника.

    Там же оформляется соглашение на обслуживание. Без этого в регистрации аппарата откажут. Чтобы стать на учет, необходимо лично посетить налоговую. Также можно доверить это центру техобслуживания. В этом случае понадобится .

    При расчете пластиковой картой существуют некоторые особенности. Контрольно-кассовая техника также фиксирует оплату картой. Сумма наличных средств (которую кассир сдаст по окончании рабочей смены) не будет совпадать с суммой, которая указана на счетчике.

    Связано это с тем, что при расплате банковской картой наличка не идет в кассу. В текущем году в деятельность начали внедряться онлайн — кассы.

    • введут в оборот новый электронный накопитель информации;
    • фискалки больше не будет;
    • в контрольно-кассовой машине появится функция передачи сведений в налоговую службу;
    • применять ККТ будут все предприятия не зависимо от типа деятельности;
    • в чеке будет содержаться название товара.

    Суть такой кассы заключается в том, что информация о чеке передается в органы налоговой службы через интернет. Налоговая служба может нагрянуть с проверкой в любой момент и проверить чек.

    Они обращают внимание на данные, которые в нем содержатся. Также чек проверяется на подлинность. Если обнаружится, что он поддельный, то поступит обвинение в неправильном использовании ККТ.

    Такое нарушение означает, что аппарат работает не в фискальном режиме. Организацию оштрафуют. Государственный реестр кассовых машин выдвигает к оборудованию следующие требования:

    • аппарат должен иметь корпус, фискальную память и накопитель для нее, ленту и устройство, печатающее чек;
    • обеспечение печати чеков из кассы;
    • фиксировать данные в памяти аппарата;
    • обеспечение возможности ввода и вывода информации;
    • иметь часы;
    • быть в исправном состоянии;
    • иметь паспорт;
    • на аппарате должны быть знаки «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».

    Аппарат снимается с учета в таких случаях:

    • организация прекращает деятельность;
    • сменилось установочное место ККТ;
    • сменился юридический адрес предприятия;
    • появились неисправности в работе;
    • аппарат исключили из реестра;
    • сменился собственник;
    • вышел срок амортизации (7 лет).

    Если организация работает без кассового аппарата, ей грозит штраф. Если нарушение первое, то могут вынести предупреждение.

    Также штрафные санкции возникнут, если используется незарегистрированный кассовый аппарат или в случае, когда кассир пробил чек и не отдал его покупателю.

    Для индивидуальных предпринимателей сумма колеблется от 3 тысяч до 4 тысяч рублей, для организаций – 30 000-40 000 рублей. При использовании кассового аппарата существуют положительные стороны и отрицательные.

    К преимуществам относятся:

    Недостатками являются:

    Что это такое

    Контрольно-кассовая техника – машина, которая оснащена памятью; устройство для вычисления и выдачи чеков покупателям.

    Чтоб скорость вращения двигателя регулировалась, используется контроллер ККТ. Моделей устройства много, необходимо подбирать оптимальный вариант для кассового аппарата.

    Фискальная память – совокупность средств, которые обеспечивают регистрацию и хранение данных, необходимых для учета финансов или расчета с помощью платежной карты.

    Назначение объекта

    Используются кассовые аппараты для таких целей:

    • ведение точного учета выручки;
    • повышение производительности труда сотрудников;
    • сокращение ошибок при расчете за покупку;
    • улучшение санитарных условий и гигиены во время продажи;
    • сокращение времени на подсчеты сумм.

    Контрольно-кассовая машина выполняет следующие функции:

    • учет выручки в автоматическом режиме – по официантам, секциям, кассе;
    • хранение сведений о выручке;
    • печать чеков;
    • регистрация веса и стоимости товаров;
    • оформление продукции, которая возвращается.

    Основное назначение – контроль по обороту продукции и товаров. Также используется для финансовых расчетов с людьми во время оказания услуг или продажи.

    Действующая нормативная база

    Правила эксплуатации содержатся в , который был разработан Департаментом финансов 30 август 1993 года.

    гласит:

    • при использовании ККТ необходимо ее зарегистрировать в налоговой инспекции;
    • обеспечивать исправность аппарата, использовать при осуществлении расчетов;
    • выдавать покупателю чек при оплате покупки;
    • вести и хранить документацию, связанную с ККТ.

    Статьи Федерального закона № 54:

    Согласно приказу №ВГ-3-14/36 Государственной налоговой службы, изданному 22 июня 1995 года, контрольно-кассовую машину необходимо регистрировать в налоговой службе.

    Использование контрольно-кассовой техники регулируется такими законами и положениями:

    1. Федеральный закон № 54 «О применении ККТ».
    2. «О порядке осуществления наличных финансовых расчетов».
    3. Типичные правила эксплуатации.
    4. Технические требования.

    Возникающие нюансы

    Существуют определенные нюансы при использовании ККТ. Касаются они индивидуальных предпринимателей. Если он не платит , то применять кассовый аппарат нужно в обязательном порядке.

    В случае применения обложения налогами устанавливать ККТ нет необходимости. Чтобы вести отчетность, достаточно будет использовать чековую машину.

    Регистрировать и ставить на учет ее не нужно. Единственный недостаток – в некоторых случаях чек машинки не обладает юридической силой.

    Почти на всех кассовых аппаратах имеется гарантийная наклейка, поэтому отдельное можно не заключать.

    Любая модель ККМ подлежит фискализации – действия, направленные на настройку аппарата, его запуск и функционирование. Без этой процедуры начать пользоваться аппаратом не получится.

    После фискализации можно выбивать чеки, в которых содержится следующая информация:

    • название предприятия или ИП;
    • код организации;
    • заводской номер ККТ;
    • дата и время покупки;
    • номер чека.

    Чек необходимо погашать во время выдачи товара. Для этого можно поставить на нем штамп или надорвать в специально отведенном месте.

    Виды ККТ

    Классификация типов кассовых аппаратов зависит от конструкции и сферы их применения. По типу функционирования подразделяются аппараты на автономные и фискальные.

    Первый тип работает в автономном режиме. Чтобы аппарат функционировал, нужно его время от времени заряжать. Служит как для ввода информации, так и для вывода. В комплекте клавиатура.

    Единственный минус – нет списка купленных товаров в чеке. Преимущество аппарата в том, что аппарат не нужно привязывать к торговому программному обеспечению. Данный тип идеально подходит тем, кто работает на выезде.

    Следующий тип – фискальный регистратор. Работает в качестве устройства вывода. Для ввода не предназначен, так как на нем нет кнопок. По области применения ККТ подразделяется на машины для торговли, оказания услуг, гостиниц и ресторанов, продажи нефтепродуктов.

    По конструкции бывают:

    По числу клавиш – одно-, двух-, четырехклавишные. По числу регистров – с двумя, тремя и т. д. Типы контрольно – кассовой техники отличаются друг от друга такими параметрами:

    • количеством выполняемых операций;
    • количеством кассиров и секций;
    • емкостью сумм, которые вводятся;
    • числом цен;
    • типами документов, которые формируются.

    Регистрация в государственном реестре

    Регистрация кассового аппарата осуществляется в налоговой инспекции. После прохождения обязательных процедур инспектор выдает идентификационную карту.

    Хранить ее необходимо по тому адресу, который будет указан. Сохранять карту на протяжении пользования кассовым аппаратом. После получения карты ее владелец становится плательщиком налогов.

    Во время первого визита в службу необходимо подготовить следующие документы:

    Если меняется адрес организации, ее название или собственник, необходимо пройти перерегистрацию. Осуществляется она по тому адресу, в котором карта была выдана впервые.

    Как только документы будут сданы, в течение 10-ти дней инспектор проведет проверку, после которой начнется процесс перерегистрации. По окончании будет выдана новая карта.

    Понадобятся такие документы – талон учета аппарата, договор эксплуатации, заявление. Прежде чем обращаться за перерегистрацией, необходимо узнать требования инспекции.

    • документы предоставлены не в полном объеме или содержат неверные сведения;
    • если вид ККТ исключен из реестра;
    • аппарат находится в розыске;
    • нет договора с техническим сервисом;
    • отчетные ленты не достоверные или распечатанные другим кассовым аппаратом.

    Во время регистрации в государственный реестр вносятся следующие данные – марка и название изготовителя, версия обеспечения программы, тип деятельности и режим обложения налогов (того предприятия, которое обслуживает ККТ), регистрационный срок.

    Пошаговая инструкция регистрации аппарата:

    1. Покупка кассового аппарата. При выборе модели нужно обратить внимание на то, чтобы на оборудовании была наклейка «Государственный реестр».
    2. Заключение соглашения о техническом обслуживании. Делать это в городе, котором покупалась ККТ.
    3. Регистрация. Индивидуальные предприниматели регистрируют по месту своей регистрации, предприятия – по месту установки аппарата.
    4. Визит в налоговую инспекцию с документами.
    5. Фискализация.
    6. Внесение данных в .
    7. Получение регистрационной карточки.

    Зарегистрировать кассовый аппарат не получится без электронной контрольной ленты. Это устройство, которое записывает осуществляемые аппаратом операции.

    Срок эксплуатации – год и месяц, после этого контроль – кассовая машина блокируется. Любую модель ККТ необходимо включать в реестр на определенный срок. По истечении его можно продлить.

    Подготовка к работе

    Работать на кассовых аппаратах разрешено тем, кто изучил типовые правила и прошел обучение. Устанавливать ККТ необходимо в таком месте, чтобы покупатели могли видеть сумму покупки. Подготовку к работе необходимо проводить каждый день.

    Машина протирается от загрязнений, заправляется лентой (для чеков), проверяется красящий механизм. Чтобы заправить чековую ленту, необходимо открыть дверь механизма, отвести вниз рукоятку и насадить ленту.

    Насаживать нужно таким образом, чтобы сматывание осуществлялось против стрелки часов. Прежде чем подключать машину к сети, обязательно проверить исправность электрической вилки и шнура.

    Правила эксплуатации

    Работать с автономными контрольно — кассовыми машинами нелегко. Во время настройки оборудования сотрудники рассказывают правила эксплуатации.

    Таковыми являются:

    • технику нужно расположить так, чтобы покупатель имел возможность увидеть сумму, которая пробивается;
    • прежде чем начать работать, кассир обязан проверить технику на исправность, определить правильность настроек – дату, время и прочие;
    • во время покупки кассир — операционист говорит покупателю сумм, берет деньги и только после этого пробивает чек;
    • чек отдается вместе со сдачей, деньги за покупку кладутся в ящик;
    • если оплаченный товар возвращается, то необходимо отдать чек. Под присмотром администратора клиенту отдают деньги. На основе чека в конце смены составляется акт возврата;
    • по окончании рабочего дня выручка отдается администратору или старшему кассиру, данные вносятся в специальную книгу.

    Эксплуатация аппарата возможна только после его постановки на техобслуживание и регистрации в органах налоговой службы.
    Каждый, кто работает с кассовым аппаратом, имеет свои обязанности.

    Директор организации (или заместитель) обязан:

    • включить кассовую машину и в присутствии кассира снять показания, затем сравнить их с данными, которые записаны в журнале за прошедший день;
    • при совпадении показателей внести их в журнал за текущие сутки;
    • снабдить кассира монетами, купюрами разных номиналов;
    • проконсультировать сотрудника по правилам работы на аппарате.

    Обязанности кассира:

    • подготовить контрольно – кассовую машину к работе – вытереть пыль, вставить ленту, настроить дату и время;
    • не оставлять аппарат без присмотра или уходить, не предупредив начальство;
    • нельзя самостоятельно менять программы;
    • запрещено хранить личные финансы в кассовой машине;
    • должен подготовить выручку к сдаче.

    Часто задаваемые вопросы

    У тех, кто использует в своей деятельности контрольно – кассовую технику, иногда возникают вопросы. Рассмотрим их.

    Вопрос — ошибочное нажатие на выплату из кассы Ответ — справить можно следующим образом – сделать взнос на такую же сумму и написать объяснительную на имя руководителя
    Приход был открыт предыдущей сменой Исправлению не подлежит
    Аппарат показывает ошибку ЗПР – 3 Нужно посетить налоговую службу, взять у них пароль и ввести его
    Чек распечатывается пустым Нужно убедиться, что применяется тип бумаги для данной модели кассового аппарата
    Дубликация чека Сделать это не получится
    Ошибочный чек Необходимо изъять из кассы деньги и внести заново
    Получится ли снять инкассацию в другой день Да
    Кнопки не реагируют Необходимо отнести в сервисный центр на диагностику
    Чек пробился и после этого всплывает знак вопроса Нужно ввести пароль оператора

    Кому обязательно применять

    Такие машины должны применять любые организации, которые занимаются продажей товаров, оказанием услуг и выполнением работ, независимо от правовой формы.

    Не понадобится ККТ в мелкой торговле, на рынке, выставках, работе в ларьках. Также не нужен аппарат торговле из цистерн, приеме стеклянной тары, продаже лотерейных билетов, газет и журналов.

    Не использовать контрольно — кассовую машину можно в таких случаях:

    • если индивидуальный предприниматель или предприятие расположены в труднодоступных местах;
    • тип деятельности содержится в перечне тех, кому разрешено не применять технику;
    • при применении бланков строгой отчетности;
    • если ИП или организация уплачивают ЕНВД.

    В регистрационной карточке имеется дата, после окончания срока использовать кассовый аппарат нельзя.

    Что нужно знать ООО

    Общество с ограниченным типом ответственности обязано вести бухгалтерский учет – банк, касса, производить расчеты с поставщиками продукции, сдавать в налоговую инспекцию

    Торговля в режиме онлайн также должна осуществляться с применением контрольно-кассового аппарата, так как интернет-магазин не попадает под режим ЕНВД.

    Работа режима «Касса»

    Режим «касса» — основной. В таком режиме кассир пробивает деньги и выдает чек клиенту.

    Таким образом, применение контрольно-кассовых машин обязательно как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

    Прежде чем начинать работать, необходимо ознакомиться с правилами эксплуатации. Кассовая машина подлежит регистрации в налоговой инспекции.

    При использовании ККТ важно соблюдать требования законодательства. Если техника неисправна, применять ее не разрешено. В противном случае грозит штраф.

    В соответствии с действующими законодательными нормами все индивидуальные предприниматели, юридические лица, ведущие коммерческую деятельность, должны использовать ККТ. Подобного рода аппараты имеют свои особенности, их необходимо обязательно учитывать. Не следует забывать о необходимости осуществлять своевременную...

    На законодательном уровне закреплена необходимость осуществить процедуру регистрации контрольно-кассовой техники. Использование подобного оборудования строго необходимо для ведения коммерческой деятельности в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Все вопросы, связанные с использованием, а...