Рынок труда, его современное состояние и проблемы. Программа курса технология трудоустройства Традиционная технология трудоустройства

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»

Утверждаю

Директор техникума

_________________/_М.К. Волков/

«____»__________20__ г.

Номер регистрации __________________

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технология трудоустройства

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технология трудоустройства

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151001 «Технология машиностроения»

Программа учебной дисциплины может быть использована____________________________________________________________________

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Планировать и контролировать изменения в своей карьере;

Составлять резюме;

    оценивать предложения о работе;

    эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы;

    выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте;

    проходить интервью и тестирования;

    заполнять анкеты;

    осуществлять самопрезентации;

    эффективно строить деловое общение.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    реальную ситуацию на рынке труда;

    этапы карьеры и их специфику;

    принципы планирования и управления карьерой;

    возможные способы поиска работы;

    агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы;

    правовые аспекты взаимоотношения с работодателем;

    принципы составления резюме;

    правила поведения в организации;

максимальной учебной нагрузки обучающегося__60____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _44___ часа;

самостоятельной работы обучающегося _16____ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Работа с нормативно-правовыми актами

4

Решение ситуаций по темам

4

Изучение отдельных теоретических вопросов по дополнитель-ным источникам

4

Подготовка сообщений, рефератов

4

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология трудоустройства»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Человек и труд в системе рыночных отношений

4

1

Тема 1.1. Человек и его роль в современной организации.

Человек и его роль в современной организации. Понятие социально-трудовых отношений. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений. Типы социально-трудовых отношений: патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт.

Заполнение таблицы «Типы социально-трудовых отношений, их характеристика»

2

1

Тема 1.2. Понятие и особенности современного рынка труда.

Понятие и особенности современного рынка труда. Трудовая мотивация и ее особенности в условиях рыночной экономики. Качество трудовой жизни.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Особенности мотивации в условиях рыночной экономике.

2

1

1

Раздел 2. Карьера как стратегия трудовой жизни

2

Тема 2.1. Карьера как стратегия трудовой жизни

Определение карьеры. Типы и варианты карьерного продвижения. Модели построения карьеры. Фазы становления профессионала и этапы планирования и реализации карьеры. Мотивация карьеры.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: основные этапы планирования и реализации карьеры; мотивация карьеры

2

1

1

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Раздел 3. Планирование и развитие карьеры

2

Тема 3.1.Планирование и развитие карьеры

Формирование целей карьеры. Реализация призвания в профессиональном выборе и определение места работы в системе жизненных ценностей. Технология планирования карьеры.

Самостоятельная работа обучающихся

Тестирование: выбор профессии, определение способностей к отдельным видам деятельности.

2

1

Раздел 4. Технология эффективного трудоустройства

6

Тема 4.1. Основные причины, этапы и способы поиска работы.

Основные причины и этапы поиска работы. Способы поиска работы: через кадровые агентства, службы занятости, информацию в изданиях по трудоустройству, участие в специализированных мероприятиях (ярмарках вакансий, днях карьеры), обращение к знакомым, прямое обращение к работодателю.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения: анализ эффективности способов поиска работы.

Работа с нормативно-правовым актом –Законом РФ « О занятости в РФ».

Решение ситуаций по теме.

2

1

Тема 4.2. Рынок вакансий .

Понятие рынка вакансий. Скрытый рынок вакансий. «Подводные камни» поиска работы. Техники оценки предложения о работе. Переговоры о заработной плате.

Практическое занятие 1: Освоение техник самопрезентации.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения:

Анализ ошибок при самопрезентации.

Типичные трудности, связанные с трудоустройством, и пути их преодоления.

2

2

2

Раздел 5. Основные документы для успешного трудоустройства

6

Тема 5.1. Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве.

Понятие резюме и его роль в трудоустройстве. Виды резюме: функциональное, хронологическое, целевое. Правила составления резюме. Разделы резюме. Оформление резюме. Ложь в резюме. Особенности составления резюме на английском языке.

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализируйте предложенные резюме и составьте заключение о наличии или отсутствии ошибок при его составлении авторами. Каковы, по Вашему мнению, шансы авторов на приглашение для собеседования?

2

1

Тема 5.2. Способы подачи резюме.

Способы подачи резюме. Принципы составления сопроводительного письма. Правила получения обратной связи. Предоставление рекомендательных писем и характеристик.

Практическое занятие 2: Резюме при устройстве на работу

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

2

2

1

Раздел 6. Тестирование и анкетирование при приеме на работу

6

Тема 6.1. Анкетирование при приеме на работу

Цели анкетирования и тестирования. Особенности процедуры анкетирования и виды анкет при устройстве на работу. Основные правила заполнения анкет.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Виды анкет

2

2

Тема 6.2. Тестирование при приеме на работу

Виды тестов и их применение в трудоустройстве. Подготовка к тестированию. Правила прохождения тестирования. Анализ итогов тестирования как стимул к саморазвитию.

Практическое занятие 3: Процедура тестирования при трудоустройстве.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение

Особенности отдельных видов тестов

2

2

2

Раздел 7. Психологические особенности прохождения интервью

6

Тема 7.1. Психологические особенности прохождения интервью

Цель и структура интервью при устройстве на работу. Типы интервью: групповое и индивидуальное; неформальное, типовое и ситуационное. Подготовка и правила поведения в ходе интервью. Наиболее часто задаваемые вопросы в ходе интервью (общие и стрессовые). Вопросы, задаваемые интервьюеру. Телефонное интервью. Анализ неуспешных интервью и выработка мер по предупреждению ошибок в дальнейшем трудоустройстве.

Практическое занятие 4: Развитие навыков прохождения интервью.

Практическое занятие 5: Развитие коммуникативной компетентности.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения:

2

2

2

2

Раздел 8. Юридические аспекты трудовых отношений

6

Тема 8.1. Порядок приема на работу.

Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при трудоустройстве.

Практическое занятие 6: Оформление кадровых документов при поступлении на работу.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Необходимые условия трудового договора

Оформление трудового договора

Работа с нормативно-правовым актом -Трудовым Кодексом РФ.

Решение ситуаций по теме.

2

2

1

Тема 8.2. Прядок увольнения с работы

Особенности прохождения испытательного срока. Причины, основания и процедура увольнения.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с нормативно-правовым актом - Трудовым Кодексом РФ.

Решение ситуаций по теме.

2

2

Раздел 9. Получение опыта работы

6

Тема 9.1. Адаптация в организации.

Условия успешной адаптации в организации. Организационная культура и деловой этикет.

Практическое занятие 7: Обобщение знаний и навыков успешного трудоустройства.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: Значение делового этикета.

2

2

2

Тема 9.2. Конфликты в организации.

Типы конфликтов в организации, правила поведения в конфликте. Эффективное деловое взаимодействие с руководством и коллегами.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте сообщение на тему:

- «Позитивные стороны функциональных конфликтов».

Подготовьте рефераты на темы:

- «Антистрессовая программа»

- «Разрешение конфликтных ситуаций»

Подготовьте доклад по содержанию основных стратегий преодоления конфликтов.

Ответив на вопросы теста, сделайте вывод:

    Конфликтны ли Вы как личность?

    Какова степень социальной адаптации от стрессов?

    Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?

    Не слишком ли Вы агрессивны?

Решение ситуаций по теме

2

2

Всего:

44

22

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ.

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Конституция РФ-М. 1993 г.

Основные источники:

1. Конституция РФ-М. 1993 г.

4. Е.В. Афонина Электронный образовательный ресурс «Технология карьеры», рекомендован для использования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» Эксп ертное заключение от 26.10.2012 г. № 607

Дополнительные источники:

1. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. – М., 2013.

2. Лукашевич Н.П. Самоменеджмент: Как достигнуть успеха в деловой карьере: В 2 кн. – Харьков, 2012.

3. Петрушин В.И. Настольная книга карьериста: Учеб. пособие. – СПб., 2012.

4. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М., 2013.

5. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. – Новосибирск: ИНФРА, 2010.

6. Степанов С. Слагаемые карьеры. – М., 2013.

7. Свергун О.Ю. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни: Практическое пособие. – М., 2012.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1.

Знания:

Реальную ситуацию на рынке труда.

Умения:

Анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности.

внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 2.

Знания:

Этапы карьеры и их специфику.

внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 3.

Знания:

Принципы планирования и управления карьерой.

Умения:

Планировать и контролировать изменения в своей карьере.

Опрос, анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 4.

Знания:

Возможные способы поиска работы;

Агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы.

Умения:

Оценивать предложения о работе;

Эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы;

Осуществлять самопрезентации.

Опрос, практическое занятие (1), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 5.

Знания:

- принципы составления резюме.

Умения:

Составлять резюме.

Опрос, практическое занятие (2), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 6.

Знания:

Процедуру анкетирования и виды анкет при устройстве на работу;

Основные правила заполнения анкет;

Виды тестов и их применение в трудоустройстве;

Правила прохождения тестирования.

Умения:

Заполнять анкеты;

Проходить тестирования.

Опрос, практическое занятие(3), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 7.

Знания:

Структура интервью при устройстве на работу, типы интервью;

Подготовка и правила поведения в ходе интервью.

Умения:

Эффективно строить деловое общение;

Проходить интервью.

Опрос, практические занятия (4, 5), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 8.

Знания:

Правовые аспекты взаимоотношения с работодателем.

Умения:

- оформление кадровых документов при поступлении на работу.

Опрос, практическое занятие (6), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 9.

Знания:

Правила поведения в организации;

Умения:

Выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте.

Опрос, практическое занятие (7), внеаудиторная самостоятельная работа


INFO STADIYA - это площадка, на которой студент сможет найти ответ на любой вопрос, а так же получить консультацию, касательно написания студенческих работ. Здесь, вы можете заказать диплом, курсовую, реферат, отчет по практике, документы для приложений, задачи, и многие другие виды ученических заданий. В нашей компании работает большое количество квалифицированных авторов. Ознакомиться ценами на услуги, можно на соответствующей странице.

Тесты по менеджменту по специализации «Управление персоналом» на тему: «Технология трудоустройства». Подходит для тестирования знаний студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям.

Способы поиска работы включают

Какие фазы можно выделить в процессе поиска новой работы:

  • -: первая и вторая
  • -: начальная и заключительная
  • +: активная и пассивная
  • -: основная и второстепенная.

Какую цель преследует этап установления контакта с работодателем:

  • +: получение приглашения на собеседование

Какую цель преследует этап подготовки к собеседованию

  • +: произвести выгодное впечатление на работодателя
  • -: получение приглашения на вакантную должность
  • -: выбор из предложенных вакансий

Какую цель преследует этап прохождения собеседования

  • -: получение приглашения на собеседование
  • -: произвести выгодное впечатление на работодателя
  • +: получение приглашения на вакантную должность
  • -: выбор из предложенных вакансий

Какую цель преследует этап принятия решения

  • -: получение приглашения на собеседование
  • -: произвести выгодное впечатление на работодателя
  • -: получение приглашения на вакантную должность
  • +: выбор из предложенных вакансий

Целью какого этапа является сохранение контактов на случай нового обращения

  • -: этап принятия решения
  • -: этап прохождения собеседования
  • +: этап обратной связи с руководителями других фирм
  • -: этап подготовки к собеседованию.

Каким способом поиска работы следует воспользоваться соискателю, если он не только хочет найти работу, но и может пройти переподготовку и повышение квалификации совершенно бесплатно?

  • +: с помощью государственной службы
  • -: с помощью частных служб трудоустройства
  • -: с помощью газет и журналов
  • -: с помощью знакомых.

Что не является преимуществом скрытого рынка вакансий

  • -: у вас меньше конкурентов
  • +: у вас больше конкурентов
  • -: у вас больше шансов найти работу, соответствующую вам
  • -: у вас есть возможность создать новую должность

Перед тем как принять предложение о работе необходимо оценить

  • +: перспективы карьерного роста
  • -: численность предприятия
  • -: свое физическое здоровье
  • -: количество конкурентов у предприятия

Что не относится к подходам к оценке предложения

  • -: экспертные консультации
  • -: логика цифр
  • +: социологический опрос

Если вам трудно оценить данное предложение о работе и вы обращаетесь к мнению других людей, значит вы используете

  • +: экспертные консультации
  • -: логика цифр
  • -: социологический опрос
  • -: эмоциональная и интуитивная оценка

Если вы человек рациональный и логичный, то в ситуации принятия вам может помочь

  • -: экспертные консультации
  • +: логика цифр
  • -: социологический опрос
  • -: эмоциональная и интуитивная оценка

Если у вас хорошо развита интуиция, то скорее всего при оценке предложения о работе вы воспользуетесь

  • -: экспертные консультации
  • -: логика цифр
  • -: социологический опрос
  • +: эмоциональная и интуитивная оценка

От чего не зависит разброс в оплате труда

  • -: от отрасли, в которой вы предполагаете работать
  • -: от компании, которая нанимает сотрудника
  • +: от вашего внешнего вида
  • -: от того впечатления, которое вы смогла произвести на работодателя

При ведении переговоров о заработной плате необходимо

  • -: первому назвать цифру заработной платы
  • +: дождаться пока интервьюер сам сообщит размер заработной платы
  • -: всячески избегать разговора о размере заработной платы
  • -: соглашаться с любым размером заработной платы

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

А. В. ГЛАДЫШЕВА, О. Н. ГОРБУНОВА

Статья посвящена изучению применения информационных технологий на рынке труда лиц, имеющих ограничения трудовых возможностей.

Возникновение новых информационных технологий привело за собой появление инновационных форм занятости, которые с успехом могут быть использованы людьми с ограниченными трудовыми возможностями. Виртуализация занятости способствует реализации комплекса социетальных функций от обеспечения доступности социально-трудовых практик, повышения эффективности деятельности наемных работников и фрилансеров до смягчения социальной дискриминации и социального неравенства. Перспективы применения новых форм занятости с использованием информационных технологий на рынке труда специфических трудовых ресурсов выступает одним из условий генезиса модернизационных процессов в российском обществе.

Ключевые слова: информационные технологии, трудовые ресурсы, специфический трудовой ресурс, рынок труда, дистанционная занятость.

Одной из глобальных тенденций развития общества является развитие и широкое применение информационных технологий (ИТ) во всех областях человеческой деятельности. Использование ИТ имеет огромное значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему.

Для любой сферы деятельности применение ИТ - это залог обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ. Эффективность автоматизации, в первую очередь, зависит от того, насколько широко и глубоко она охватывает деятельность предприятия . Информационные технологии применяются как при решении масштабных задач, в управлении трудовыми ресурсами, так и при управлении трудовыми ресурсами, имеющими ограничения.

Рыночный механизм не реагирует на ограничения, связанные с ухудшением здоровья индивидуума. Кроме того, рыночный механизм весьма далек от идеала и не обеспечивает стабильного экономического роста, не всегда может предупреждать и преодолевать чрезмерную дифференциацию в уровне доходов отдельных людей и в уровне жизни населения целых регионов, совершенно не ориентирован на интересы неконкурентоспособных представителей общества.

Рынок труда ресурсов, имеющих ограничения здоровья, представляется частью общего рынка труда, обладая определенной спецификой. Эта специфика в первую очередь проявляется в пониженной конкурентоспособности, которая находит отражение в подсистемах занятости:

Ограниченное состояние здоровья;

Сравнительно более низкий образовательный, профессиональный и квалификационный уровень;

Меньшие возможности повысить свой профессионально-квалификационный уровень или сменить профессию;

Низкая трудовая и территориальная мобильность;

Потребность значительной части инвалидов в специальных рабочих местах и облегченные или специально созданные условиях труда.

Эти факторы пониженной конкурентоспособности ресурсов с ограничениями трудовых возможностей оказывают воздействие на то, что у работодателей отсутствует заинтересованность в трудоустройстве инвалидов. Изучение современной экономической литературы показало, что около половины лиц, ежегодно признаваемых инвалидами, находится в трудоспособном возрасте. Трудоустройство инвалидов - сложная проблема, требующая комплексного подхода к решению всех возникающих задач. Этот процесс требует обширной работы как с инвалидами, которые

должны быть конкурентоспособны, образованы, так и с работодателями, которые не имеют опыта общения с людьми с инвалидностью и не воспринимают их как потенциальных сотрудников.

При трудоустройстве у инвалидов оценивается их способность к профессиональному обучению, выполнению трудовой деятельности. Сегодня рекомендации к труду получают даже те инвалиды, которые ранее считались нетрудоспособными. Но при этом оговаривается, что они могут быть заняты в тех видах деятельности и при тех условиях труда, которые адекватны возможностям их организма. Следует заметить, что это своего рода революция, потому что до сих пор существуют стереотипы в отношении инвалидов. В настоящее время по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве людей, имеющих ограничения трудовых возможностей -это физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают (особенно это актуально для регионов, где приняты законы о квотировании рабочих мест); практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов.

На современном этапе эффективность обеспечения ведения бизнеса не представляется без использования информационных технологий. Этим проблемам посвящено большое количество публикаций. Начало этим работам положили Л. В. Канторович , В. М. Глушков и др. Следует отметить, что и в настоящее время эти работы не утратили своей значимости. Обобщение отечественного опыта на первом этапе развития АСУП представлено в работе Ю. И. Шендлера , в работе коллектива авторов . В последнее десятилетие в области применения информационных технологий произошли серьезные изменения, которые не только принесли существенную выгоду, но и потребовали гораздо более серьезного внимания к сфере управления специфическими трудовыми ресурсами.

Эффективное использование трудовых ресурсов, имеющих ограничения - это проблема, которая стоит перед страной в условиях рыночной экономики. Это позволяет говорить о том, что использование всех трудовых ресурсов, в том числе и ресурсов с ограничениями трудовой деятельности является одним их основных факторов эффективности их использования, что вызывает создание инновационных подходов в этой области, а проблема оптимизации управления трудовых

ресурсов инвалидов стала важнейшей народнохозяйственной задачей, а основные позиции опираются на современные подходы с использованием ИТ, что способствует более рациональному их использованию и развитию.

Проблема эффективного управления людьми -трудовыми ресурсами организации, а также значение человека в процессе производства остается одной из наиболее актуальных в истории развития человеческого общества. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является важнейшим аспектом теории и практики управления. Управленцев всегда будут волновать вопросы качества людских ресурсов.

В общественных науках распространена стратификация как социальная, так и экономическая. Ее основной служит расслоение общества. Различия между индивидами и их группами, неравенство доступа к ресурсам получают закрепление в процессе функционирования общества. В результате возникает некоторая структура и появляется возможность стратификации. Ученые не случайно уделяют много внимания вопросам разделения общества на классы, слои, страты, группы, категории. При наличии иерархии в дифференциации групп появляется возможность показать структуру общества, расположение в нем различных социальных слоев «в предельно упрощенном виде, подобно напластованиям в срезе горных пород» .

Для человеческого общества неравный доступ к ресурсам и вознаграждениям является фундаментальным фактом, который превращается в социально-экономическое неравенство между группами людей. С одной стороны, социальное неравенство в результате развития общества приобретает все более сложные и разнообразные формы, вследствие чего образуется социальная структура общества. Она представляет собой «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, различающихся местом в общественном разделении труда, располагаемыми ресурсами, социальным статусом, а также ценностями, потребностями, интересами, стратегиями поведения, образом и стилем жизни», в результате этого возникает социальная стратификация.

С другой стороны, ресурсы и блага в экономической стратификации фиксируют человека в определенной группе что, по мнению В. В. Радае-ва, происходит с помощью ряда критериев :

Размеры получаемых доходов;

Достигнутый уровень жизни;

Масштабы накопленной личной собственности;

Масштабы контролируемого производственного капитала.

При экономическом расслоении важную роль в хозяйственной жизни играют:

Социально-профессиональный статус (уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда);

Трудовой статус (условия и содержание труда, степень его автономии);

В современных исследованиях встречаются утверждения, «что выделение специфических групп трудовых ресурсов преимущественно связано с ограничениями, характерными для различных категорий» .

Своевременная, качественная, точная и объективная информация необходима не только в процессе управления специфическими трудовыми ресурсами, но и в управлении предприятием в целом.

Важнейшей причиной, препятствующей активизации применения компьютерных технологий, состоит в отсутствии методологии и инструментария проектирования программ и теоретических основ, а в частности, соответствующих концептуальных подходов к структуризации информации и информационных моделей, а также методическому обеспечению для алгоритмизации решения задач.

Применение информационных технологий в последние годы в области управления ресурсами, имеющими ограничения трудовых возможностей, связано со стремлением организаций соответствовать мировым стандартам, в которых большое внимание уделяется информационно-технологическому аспекту.

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов инвалидов определяется не только составом и структурой информации, но и ее качеством, так как это необходимое условие для принятия управленческих решений относительно данного вида ресурса. Автоматизация информационных процессов в современных условиях развития общества предлагает в распоряжение руководителя мощнейший инструментарий, помогающий решать задачи управления трудовыми ресурсами на более новом и качественном уровне.

Учитывая актуальность изучения информационных технологий в управлении специфическими трудовыми ресурсами, возникает необходимость рассмотреть это понятие, а также различные вариации - «информационные и компьютерные технологии», «компьютерные информа-

ционные технологии», «автоматизированные информационные технологии» и т. д.

Современные авторы большое внимание уделяют изучению информационных технологий, вот только определений ИТ существует множество, но при этом следует отметить, что не освещается та грань, которая соприкасается с проблемой ограниченности трудовых возможностей. Это взаимодействие могло бы решить проблемы людей, имеющих физические ограничения и «не мобильных» людей, что было неоднократно доказано учеными.

Приведем самые известные определения ИТ в последовательности их появления.

Под ИТ академик В. М. Глушков подразумевает безбумажный процесс обработки данных на ЭВМ, в котором не только не используются промежуточные носители данных, но и резко снижается объем фиксации данных на обычных документах .

Американский ученый Дж. Мартин понимает под ИТ (новой ИТ - НИТ) в первую очередь возможность непрограммирующему пользователю самому (без посредников) проектировать систему и создавать программы. При этом производительность труда проектировщиков повышается более чем в сто раз. Достигается эта возможность за счет использования баз знаний и других интеллектуальных средств, в первую очередь, развитых языков программирования, ориентированных на непрограммирующего пользователя (создания так называемого «дружелюбного» программного обеспечения) .

Следуя международно-правовым стандартам, каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, включающую обеспечение инвалидам возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе. Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не должны считаться дискриминационными в отношении других трудящихся . Рекомендуются меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, обо-

рудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях. Это может улучшить положение в области занятости работающих в них инвалидов и по возможности подготовить их к работе в обычных условиях , а с возникновением новых информационных технологий появляются инновационные формы занятости, которые могут быть с успехом использоваться людьми с отграниченными трудовыми возможностями.

Эксперты выделяют три основные причины высокого уровня незанятости среди инвалидов, а именно:

Социальное предубеждение о более низкой производительности инвалидов, приводящее к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;

Физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;

Более низкий уровень общего образования и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов в соответствии с требованиями работодателей.

При этом возможности занятости и эффективность поиска работы зависит от таких факторов, как возраст инвалида и возраст, в котором наступила инвалидность, вид инвалидности (очевидные и неочевидные нарушения, характер ограничений - нарушения слуха, зрения, психические заболевания и пр.), уровень образования, имеющиеся навыки, специальные знания и способность к переобучению, возможность семьи по поддержке инвалида и др.

Политика социальной интеграции рассматривает экономическую самообеспеченность с точки зрения способности индивидуума влиять на экономические ресурсы и управлять ими, а также справляться с рисками и неопределенностью. Исходя из этого, целью новой политики занятости в отношении инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда при участии самих инвалидов в качестве партнеров в разработке политики и в процессе развития.

Достижению этой цели мешают такие факторы, как недоступность места работы и необустро-енность рабочих мест. Решением данной проблемы поможет уход от традиционных рычагов, таких как квоты и платежи на невыполнение квот к поиску инновационных форм занятости. Политика, направленная на внедрение новых технологий

и современного оборудования, сокращение тяжелого, вредного и физического труда, улучшение условий труда работников, способна повысить перспективы инвалидов на трудоустройство.

Дистанционный труд может вовлечь в процесс занятости всех людей, не зависимо от степени ограничения трудовых возможностей. Современные информационные технологии позволяют участвовать в трудовых отношениях инвалидам с различными заболеваниями, а от них только требуется желание работать.

Дж. Кук отмечает: «Информационно-электронное общество, предопределяет потенциальную гибкость повседневной жизни, труда современного человека» . Эти особенности необходимо учитывать при разработке и реализации программ содействия занятости для людей с ограниченными трудовыми возможностями. Современное развитие ИТ позволяет сегодня создавать рабочие места по большому количеству специальностей практически во всех местах, где существует доступ в Интернет или какие-либо подходящие современные коммуникационные ресурсы. Обладая необходимыми знаниями человек с ограниченными трудовыми возможностями, может организовать собственное дело (индивидуальное предпринимательство) для работы в интернете или присоединиться к организациям, осуществляющих свою деятельность дистанционно, посредством интернета. Среди вариантов дистанционной работы - онлайн-консультации по юридическим, экономическим и другим вопросам, интернет-продажи, выполнение переводов и так далее.

Складывается ситуация постепенного замещения «настоящих, реальных» практик и механизмов занятости на виртуальные аналоги. Д. Иванов подразумевает под виртуализацией любое замещение реальности ее симуляцией, образом, не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности . Это непосредственно влияет на специфику социальных интеракций, которые становятся более пластичными, трансграничными и более насыщенными как в содержательном, так и в визуальном плане.

Интернет-пространство в настоящее время осваивают абсолютно все категории населения от детей до пенсионеров, что обусловлено как относительной его доступностью, информационной насыщенностью, визуальной привлекательностью, так и возможностью осуществления вполне реальных социальных взаимодействий, построения устойчивых коммуникативных связей.

Постиндустриальное общество расширяет «поле» занятости человека и делает его границы «прозрачными». Дистанционная занятость становится транснациональной, потенциально - глобализированной. Распространение новых форм профессиональной деятельности, видов ее реализации выступает по существу основной тенденцией в развитии социально-трудовых отношений, начиная с 1980-х гг. Конкретные формы этой инновационности в занятости зависят от определяющих их факторов. Так, переход к информационно-цифровому обществу, которое продолжает формироваться на стыке изменений в коммуникационных технологиях и в мотивации трудового поведения людей, обусловливает существенные преобразования трудовых отношений, а именно, появление «дистанционных отношений» между работодателем и его сотрудниками, которые являются частью процесса децентрализации трудовой деятельности во времени и пространстве, -то есть процесса формирования полиморфного, гибкого, виртуального рынка труда.

В современной российской литературе отсутствует понимание концепции дистанционной занятости, это подтверждает отсутствие четкого определения данного понятия. В современных источниках присутсвуют различные термины: дистанционный труд, работа на расстоянии, телеработа, электронное надомничество, фриланс. Исследователи этой проблемы представляют десятки интерпретаций феномена «дистанционная занятость», значение которой популяризируется только как своего рода «домашние офисы» или даже как псевдо деятельность (напр., Колосова Р., Василюк Т., Меркулов М., Моцная О). Понятие «дистанционная работа» определяется как исполнение должностных обязанностей не в помещении компании, а там, где сотрудник будет их выполнять: дома, в другом городе и даже в другой стране. В российской литературе английский термин «teleworking» переводится как телеработа, когда сотрудники работают дома, то есть выполняют «дистанционную работу». Дистанционная работа (синонимы: удаленная работа, телеработа; разновидность: фриланс) понимается как способ сотрудничества, при котором работодатель и наемный работник (или заказчик и исполнитель) находятся на расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи. При этом определение дистанционной занятости в законодательстве России отсутствует. На наш взгляд, дистанционная занятость представляет собой особую форму организации труда, процесс выполнения трудовой дея-

тельности вне традиционного рабочего места с целью удовлетворения индивидуальных, социальных и социетальных потребностей, получения дохода с использованием информационноцифровых средств коммуникации (например, факса, 1Р-телефонии, Интернета).

На российском рынке труда несколько лет уже существуют российские фриланс-биржи, ряд компаний создает своим работникам дистанционный режим профессиональной деятельности. В целях сокращения безработицы среди инвалидов и улучшения их положения на рынке труда, можно было бы им предложить места дистанционных работников.

В газете «Известия» от 15. 02. 2011 г. опубликована статья, в которой Д. А. Медведев заявил о необходимости законодательно прописать возможность дистанционной работы, и что «давным-давно пора это сделать, это правильно, потому что многие люди хотели бы так работать». При этом данный вид занятости уже занял свою особую нишу.

Нельзя не отметить плюсы такой занятости для людей с ограниченными трудовыми возможностями, такие как: свободный график, возможность работать не выходя из дома, отсутствие адаптации в трудовом коллективе, необязательное соответствие трудовой специальности и многие другие. Несмотря на плюсы, пока дистанционные социально-трудовые практики, в большинстве случаев, реализуются эпизодически (в качестве подработки), позволяют получить дополнительный источник доходов, возможность реализовать себя, повысить индивидуальную конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. В целом, специфика организации дистанционных социально-трудовых отношений вписывается в ценностные представления о занятости российского населения.

Дистанционная занятость сегодня органично вписывается в структуру глобальных тенденций в сфере труда. Фактически труд стал глобальным ресурсом, так как благодаря Интернету труд переходит национальные границы (трансграничная, трансцендентная тенденция). Несомненно, что это может быть использовано ресурсами с ограничениями трудовых возможностей.

Для России и стран третьего мира сегодня человек, обладающий информационно-цифровым коммуникативным ресурсом для дистанционной работы, может восприниматься теми, у кого он отсутствует, как «владеющий ценностью». Соответственно, социальный статус виртуального работника повышается. Если мы нацелены на полу-

чение относительно высокого дохода, то должны приложить определенные усилия по освоению совокупности знаний, профессиональных умений и навыков, востребованных в виртуальном пространстве, а также которые возможно реализовать дистанционно коммерческим способом. В результате, дистанционный труд повышает степень социальной мобильности человека, способствует выравниванию его жизненных шансов, смягчает социальное неравенство.

Таким образом, анализ феномена дистанционного труда в контексте занятости людей с ограниченными трудовыми возможностями позволяет рассматривать его в качестве инновации для российского общества. Расширение пространства социально-трудовых отношений на основе дис-тантности содействует развитию инновационных тенденций в занятости инвалидов. Виртуализация занятости способствует реализации комплекса социетальных функций от обеспечения доступности социально-трудовых практик, повышения эффективности деятельности наемных работников и фрилансеров, до смягчения социальной дискриминации и социального неравенства. Дистанционный труд как новая форма занятости инвалидов выступает одним из условий генезиса модерниза-ционных процессов в российском обществе.

Литература

1. Баронов В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. И. Автоматизация управления предприятием. М., 2000.

2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М., 2001.

3. Гладышева А. В. Инновационные формы занятости носителей трудового ресурса, имеющих ограничения к трудовой деятельности // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2012. № 10.

4. Гладышева А. В., Горбунова О. Н. Особенности управления трудовыми ресурсами одной из специфических групп // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 3-4.

5. Глушков В. М. Введение в АСУ. Киев, 1974.

6. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М., 1982.

7. Заславская Т. О движущих силах трансформации российского общества // Общество и экономика. 2003. № 6.

8. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002.

9. Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М., 1960.

10. Костерина И., Исупова О. Что такое молодежь? // Демоскоп Weekly. 2010. № 439-440. URL: http://www.demoscope.ru

11. Кузьменко Ю. В. Региональные особенности формирования эффективного механизма занятости специфических социальных групп: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2003.

12. Мартин Дж. Вычислительные сети и распределенная обработка данных: программное обеспечение, методы и архитектура: пер. с англ. Вып.1. М., 1985.

13. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.

14. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990. Т. 2.

15. Радаев В. В. Экономическая социология. М., 2000.

16. Справочник по автоматизации и средствам контроля производственных процессов. Кн. 6. Комплексная автоматизация технологических процессов, производств и промышленных предприятий / под ред. Ю. И. Шендлера. М., 1972.

PROSPECTS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AT THE LABOUR MARKET OF THE SPECIFIC MANPOWER

A.V. Gladysheva, O. N. Gorbunova

Article is devoted to studying of application of information technologies at labour market of the persons having restrictions of labour opportunities.

Emergence of new information technologies gave for itself emergence of innovative forms of employment which with success can be used by people with limited labour opportunities. Virtualization of employment promotes realization of a complex of societal functions from ensuring of availability of social and labour practices, increase of efficiency of activity of hired workers and freelancers, before mitigation of social discrimination and social inequality. Prospects of application of new forms of employment with use of information technologies at the labour market of a specific manpower acts as one of conditions of genesis of modernization processes in the Russian society.

Key words: information technologies, manpower, specific labour resource, labour market, remote employment.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трудоустройство. С чего начать? Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ№17 г. Белая Калитва Пузанова Г.В.

Хочется работать. Если вы определили сферу деятельности, в которой можете предложить себя в качестве работника, то начинайте действовать.

Профессиональное резюме.

Профессиональное резюме – это краткая информация о себе как о специалисте, включающая данные об образовании, специальности и квалификации, трудовом стаже, а также о цели поиска работы.

Главная задача. Привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о вас и получить приглашение на личную встречу с ним или его представителем.

Составляем резюме.

Фамилия, имя, отчество (полностью). Дата рождения. Семейное положение. Наличие детей, их возраст. Национальность (по желанию). Адрес проживания. Телефон для связи. Информация об образовании (в обратном хронологическом порядке перечисляются все учебные заведения и курсы).

Образование

Название учебного заведения. Информация о квалификации. Год выдачи диплома. Если диплом с отличием – не стесняемся упоминать. Наличие ученой степени, время учебы в аспирантуре и тему диссертации.

Опыт работы(освещается в обратном порядке, с последнего места работы). Теперь каждая строчка начинается с указанием периода работы и названия фирмы или предприятия; Затем следует должность, количество подчиненных и опыт, приобретенный на этой должности; Нелишним будет указать профиль деятельности фирмы.

Информация о полученных отличительных знаках, государственных наградах, премиях.

Завершая описание своих навыков: Сообщить о владении компьютером. Сообщить о владении иностранными языками. Можно указать скорость набора при печати, которой вы владеете. Указать наличие водительских прав. Указать наличие загранпаспорта. Указать личные качества.

Ваше хобби.

Размер желаемого заработка.

Как располагать текст на листе? Сам лист должен быть стандартных размеров – формат А4 – 210х297 см. Вверху следует указать вакансию. Места, где вы проходили обучение и трудились, пронумеруйте и выделите.

Эффективное резюме должно быть составлено так, чтобы коротко сказать о многом.

Используйте активные глаголы: Управлять Руководить Помогать Организовывать Оценивать Планировать Проектировать

Эффективное резюме направлено на работу, которую хотите получить.

Если есть доступ к компьютеру: Аккуратно наберите текст. Проверьте орфографию. Прежде, чем отправить резюме адресату, покажите кому-нибудь, чье мнение для вас авторитетно.

Старайтесь уместить все на одном листе.

Помощь. Если вы еще не наметили ту конкретную организацию, в которой хотите работать, вы можете поместить свое резюме на информационных сайтах в Интернете.

Познакомьтесь и задумайтесь. Приведем перечень наиболее вероятных причин, по которым работодатели отказывают: 1. Жалкий внешний вид. 2. Манеры всезнайки. 3. Отсутствие плана карьеры, четких целей и задач. 4. Недостаток искренности и уравновешенности. 5. Отсутствие интереса и энтузиазма. 6.Чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате. 7. Низкая успеваемость во время учебы. 8. Нежелание начинать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро. 9. Недостаток такта. 10. Недостаточная вежливость.

Познакомьтесь и задумайтесь. 11. Выраженное нежелание учиться. 12. Трения с родителями. 13. Невежливое обращение. 14. Отсутствие целеустремленности (просто поиск местечка). 15. Желание получить работу на короткий срок. 16. Отсутствие чувства юмора. 17. Недостаточность знаний по специальности. 18. Несамостоятельность (решения принимают родители). 19. Неспособность воспринимать критику. 20. Отсутствие понимания ценности опыта.

Самопрезентация. Успешность трудоустройства зависит не только от умения найти подходящую вакансию, но и от способности убедить работодателя в том, что именно вы являетесь наилучшим кандидатом на данное рабочее место. Первоначальное впечатление о человеке, которое если не определяет, то накладывает существенный отпечаток на его последующее восприятие, формируется в первые 5-10 минут общения с ним.

Самопрезентация. 5 -10 минут общения Это время, отведенное кандидату, для создания своего положительного имиджа. Здесь важно все: Мимика, жесты, осанка, умение держать дистанцию, грамотная и уважительная речь, аккуратная и соответствующая ситуации одежда.

Автобиография Это полные сведения о вас, представляющие профессиональный интерес именно для того работодателя, к которому ее направляют.

Автобиография. Фамилия, имя, отчество. Дата и место рождения. Семейное положение. Образование (укажите, какие УЗ, где и когда закончили, какое время учились). Специальность по образованию (все дипломы и свидетельства). Опыт работы. Награды. Дополнительная информация (любые сведения, которые представят вас в выгодном свете).

Самопрезентация начинается С посещения организации, где планируется найти вакантное рабочее место. Это достаточно оперативный способ трудоустройства, особенно на малых предприятиях, где директор или владелец может без лишних формальностей принять решение о приеме на работу.

Надо знать. Войдя в организацию, прежде всего представьтесь по имени и назовите свою профессию. Затем объясните, что вы хотите предложить свои услуги в качестве работника определенной специальности, так как обладаете соответствующей профессиональной подготовкой, опытом работы.

И это надо знать. Если выразят заинтересованность, то можно рассказать о себе подробнее. Если ответят, что вакансии нет, то можно спросить, не появится ли она в ближайшем будущем, можно ли оставить свои документы и позвонить через одну-две недели. Заканчивая беседу следует вежливо и доброжелательно, в заключении обязательно поблагодарить за уделенные вам внимание и время.

Не забудьте. При посещении организации необходимо настаивать на встрече с сотрудником, отвечающим за подбор кадров. При необходимости запишитесь на прием. При себе иметь: паспорт, профессиональное резюме, автобиографию, дипломы об образовании. Не забудьте ручку и бумагу.

Помните. Правильное заполнение анкеты часто становится решающим фактором в получении приглашения на работу.

Многие молодые люди сегодня стремятся сочетать учебу с работой. Теперь и вы можете начинать действовать – составлять свое профессиональное резюме.


На современном этапе развития российского рынка труда представляется возможным выделить следующие способы поиска работы:

1. С помощью государственной службы трудоустройства. В подобных службах в центрах занятости населения безработные граждане могут не только получить информацию о наличии вакантных мест и найти подходящую работу, но и пройти переподготовку и повышение квалификации. Все услуги, как правило, предоставляются бесплатно. В функции службы также входит осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, а также оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их содержании.

2. С помощью частных служб трудоустройства . Частные службы трудоустройства делятся на агентства по трудоустройству и рекрутинговые агентства. Агентства по трудоустройству вносят резюме соискателя в свой банк данных и предлагают вакансии по мере поступления запросов от работодателей. Здесь же можно получить дополнительные услуги: повышение квалификации, переподготовка, квалификационные экзамены и т.д. Предоставление всех услуг соискателям как правило платное. Плата может быть востребована сразу или же после успешного трудоустройства.

Рекрутинговые агентства отличаются от агентств по трудоустройству тем, что работают по заказу работодателя. То есть они оказывают платную услугу работодателю по подбору сотрудника на имеющуюся вакансию в соответствии с выдвинутыми требованиями. Для соискателей услуги рекрутинговых агентств бесплатны.

3. С помощью службы содействия трудоустройству выпускников , которая действует в головном отделении Уральского института экономики, управления и права. Контактный телефон Вы можете узнать в отделе кадров. В нашем филиале вы также в кадрах можете получить определенные консультации. Впрочем, подобные организации действуют в настоящий момент почти во всех других вузах области.

4. Через специальные издания по трудоустройству (газеты, журналы, электронные средства массовой информации). Существует 2 способа поиска работы через издания по трудоустройству.

Первый способ - просмотр объявлений о вакансиях. В качестве средства связи с работодателем обычно предлагается телефон, факс или электронная почта. Залогом успеха во многом служит оперативность реагирования со стороны соискателя, т.к. интересные вакансии занимаются очень быстро.

Вторым способом является размещение своего объявления о поиске работы. Для достижения успеха в этом случае необходимо грамотно составить объявление: рекомендуется кратко охарактеризовать уровень образования, опыт работы, дополнительные умения и навыки, имеющие значение для осуществления профессиональной деятельности соискателя.

5. Через обращение к знакомым . Пожалуй в г. Нижний Тагил – это основной способ трудоустроиться на престижную и хорошо оплачиваемую работу. Поэтому вы им также не должны пренебрегать. Однако в крупном мегаполисе, например в Екатеринбурге, ситуация не так однозначна. Тем не менее, данный способ рекомендуем тем, чья сфера контактов достаточно широка и у кого родственники работают в сфере Ваших интересов.

Помимо устного сообщения о том, что вы заинтересованы в той или иной вакансии, Вам рекомендуется снабдить каждого из родственников и знакомых экземпляром вашего резюме. Имея его, ваш знакомый будет располагать конкретной информацией для предоставления возможному работодателю или сможет принять ее к сведению (если потенциальный работодатель - он сам).

6. Путем непосредственного обращения к работодателю . Может использоваться в случае, если фирма не заявляла о наличии открытой вакансии, но соискатель предполагает, что такая вакансия может быть. При этом эффективным средством является рассылка возможно большего числа резюме (обязательно дополненных сопроводительными письмами).

Если свободной вакансии на данный момент нет, но соискатель представляет интерес, то резюме сохраняют с целью возможного обращения к нему в будущем. В исключительных случаях вакансии могут создаваться специально «под человека».

7. Организованные мероприятия - Дни карьеры, Ярмарки вакансий периодически проводятся специализированными организациями. Как правило, здесь представляется много вакансий. Обычно это должности, не предполагающие высокого уровня заработной платы и социального статуса, но имеющие перспективы карьерного роста. Поэтому посещение данных мероприятий можно рекомендовать, в первую очередь, выпускникам образовательных учреждений, не имеющим необходимого опыта работы и согласным работать «на перспективу». При этом работодатели, как правило, готовы способствовать их дальнейшему обучению и повышению квалификации, что дает молодым сотрудникам шанс занять в дальнейшем более высокую позицию в рамках той же или другой организации.

Ищущему работу человеку имеет смысл не ограничиваться одним способом, а использовать наиболее эффективные их комбинации, отвечающие ситуации на рынке труда, а также запросам и индивидуальным особенностям соискателя.

Однако следует учитывать, что, помимо профессиональных и личных качеств соискателя, успешность его трудоустройства зависит от ряда факторов, касающихся особенностей современного рынка вакансий.

Так, например, выпускники образовательных учреждений часто не могут устроиться на должности, соответствующие их запросам и образовательному уровню. Этот «подводный камень» трудоустройства можно обойти, устроившись в интересующую организацию на менее привлекательную для соискателя позицию при условии, что организация предоставляет перспективы и возможности для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Другим существенным препятствием (для выпускников и для людей зрелого возраста) может стать наличие возрастного ценза при приеме на ту или иную вакансию. Неожиданной трудностью может оказаться также не только слишком малый, но и солидный опыт работы по специальности.

В каждом из этих случаев может помочь грамотно составленное резюме, а также эффективная самопрезентация при личном контакте с работодателем или его представителями.

Заключительной фазой поиска и устройства на новую работу является получение от работодателя предложения о работе. Оно может быть устным или письменным, в виде личного обращения. В России такой документ сегодня пока не вошел повсеместно в практику. Однако в солидных компаниях с передовой управленческой практикой без таких документов не обходятся. Поэтому получение документального предложения о занятии вакансии является косвенной гарантией того, что вас приглашают работать в хорошую фирму, ориентирующуюся на западные стандарты ведения бизнеса.

Перед тем как принять предложение, необходимо оценить его плюсы, включая перспективы карьерного роста, роста заработной платы, обучения, а также имеющиеся минусы.

Важно оценить финансовый статус компании, стабильность ее положения. Возможно, вам придется провести некоторые исследования, используя Интернет, чтобы познакомиться с финансовой деятельностью компании за последнее время. Что касается небольших, частных компаний, то вы можете оценивать их, базируясь на той информации, которую почерпнули на собеседовании или от профессионалов в данном виде бизнеса.

Для того чтобы оценить предложение о работе должным образом, условно разделите его на три части:

1. Работа как таковая. Т.е. какой характер у данной работы – 1) рутинный, 2) творческий или 3) координационно-мотивационный (управленческая работа). Каждая из них имеет свои минусы и плюсы, свой режим рабочего дня и характер взаимоотношений с коллегами и т.п. формальные и неформальные взаимоотношения в коллективе.

2. Возможности карьерного роста. Имеет ли место продвижение в служебной должности с выбранной Вами работы или нет. Возраст руководства организации, ведущих специалистов и рядовых сотрудников. Характер и степень образования коллег.

3. Зарплата, бонусы и другие преимущества , которые прописаны, и которые реально имеют место в коллективе. А также и противоположные инструменты стимулирования: штрафы и другие разновидности взыскания (если имеют место, то за что).

Внимательно изучите каждый компонент и задайте сами себе следующие вопросы:

1) Подходят ли вам на самом деле те задания, которые вы должны будете ежедневно выполнять?

3) Соответствует ли уровень ответственности тому, что вы хотите и чего ждете, для того, чтобы выполнять работу эффективно или нет?.

4) Устраивают ли вас условия работы? Соответствуют ли они требуемому качеству работы?

5) Думаете ли вы, что вам понравится работать с вашим непосредственным начальником и коллегами?

6) Повлияет ли новая работа на изменение вашего стиля жизни? Согласны ли вы с возможными изменениями (больше поездок и командировок; больше времени, которое придется посвящать работе и т.д.).

7) Насколько эта работа совпадает с вашими планами в целом? Даст ли она возможность продвигаться вперед к целям вашей карьеры?

8) Насколько вам интересен данный бизнес (сфера функционирования предприятия, организации) в целом? Каковы могут быть перспективы карьеры в нем через пять лет?

9) Достаточно ли высок компенсационный пакет (включая то, что вы предполагаете заработать на бонусах и комиссионных, если подобные имеются) для того, чтобы покрыть ваши расходы на жизнь?

10) Может ли компенсационный пакет конкурировать с пакетами, которые предлагают другие компании этой отрасли или за подобную работу? Насколько сравним компенсационный пакет с тем, который Вы получаете сейчас или получали на последней работе?

11) Соответствует ли вашим реальным нуждам медицинская страховка? В случае если вас примут на работу, какой процент от социального пакета Вам придется оплачивать?

12) Насколько привлекательны и велики побочные преимущества (предполагая, что организация предоставляет такие преимущества, как служебная машина, возмещение расходов на обучение, отпуск и т.д.).

Ответы на эти и им подобные вопросы помогут вам оценить предложение с точки зрения соответствия вашим настоящим и будущим ожиданиям.

Можно предложить следующие подходы к оценке предложения о работе: 1) экспертные консультации. 2) логический вариант. 3) и нтуитивная (прогнозная) оценка.