Современный директор - кто он? Роль руководителя (директора) в управлении современной школой Роль директора в освоении нового.

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

слушателя курсов повышения квалификации

по дополнительной профессиональной образовательной

программе повышения квалификации

«Современный образовательный менеджмент»

Ф.И.О. слушателя: Киреев Николай Михайлович

Округ: Северный

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №648

Должность: заместитель директора по УВР

Тема эссе: Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Каким же должен быть современный руководитель образовательного учреждения?

Какими качествами должен обладать?

Зависит ли успех модернизации образования от личности руководителя? Что и как нужно делать?

Кто же он, эффективный руководитель современной школы?

Для эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Главное для современного руководителя образовательного учреждения – это ясное видение конечных целей, понимание масштабности и глубины задач, стоящих перед современным обществом, правильно определить приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечить опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Для развития инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо грамотное, умелое владение директора новыми современными технологиями в своей работе.

Директор педагог и организатор, владеющий юридическими и экономическими знаниями, заботящейся о роли учителя в своем коллективе, способствующий повышению квалификации педагогов, создающий условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик, технологий, умение разбираться в людях их знаниях.

Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Лидерство это искусство, мастерство, умение, талант, творчество.

Необходимо обладать мужеством, чтоб принять на себя за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам.

Директор главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этнических, гигиенических.

Руководитель психолог , потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка. Где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.

Директор – первое лицо в системе хозяйствования полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо, потому что несет ответственность за школьное здание в целом, владеющий финансовой, экономической и юридической грамотностью. От него зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально – технических элементов, обеспечивающих физический комфорт, как детей, так и взрослых.

Эффективность работы школы зависит от стиля управления коллективом, от личных качеств руководителя. Это уверенность в себе в своих силах, возможностях. Руководитель все знает, умеет, может! Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это - прежде всего, то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе. Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду единомышленников и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед. Не страшась штормов, бурь и неизвестностей.


Подготовила:

Максимишина Оксана Сергеевна,

заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии КГУ «Неполная средняя школа № 31»

города Петропавловска Северо-Казахстанской области

Роль руководителя (директора) в управлении современной школой.

Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы - это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы.

Эффективный руководитель (директор) школы – это:

    творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;

    личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;

    стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;

    личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, - это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в казахстанской школе происходят значительные перемены. Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы - это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.

С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Многие специалисты считают, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».

Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:

    «демократичный хозяйственник»;

    «демократичный предводитель».

При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению специалистов, «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор - ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.

Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.

3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Будьте щедры на похвалы.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать.

8.Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко исправить, делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.

«Эффективный менеджер» - условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. Эффективный руководитель в современном обществе тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно - выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями».

Использованная литература:

    Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер", 2000. - 160 с.

    Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352

    Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286

    Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. - 2002. - № 1.

    Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452

    Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298

Директор – это ключевая фигура в школе. А успешность в школе зависит от того, кто в ней руководит. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?

Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.

Хороший директор обязательно добьется самостоятельной бухгалтерии и полного нормативного финансирования для своего образовательного учреждения. Он обязательно разработает систему оплаты труда, но со своими индивидуальными школьными особенностями. Он обязательно создаст или проинициирует возникновение некоего общественного органа управления (например, хорошего родительского комитета), найдет спонсоров.

Для развития инновационной деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Эффективный руководитель современной школы должен идти в ногу со временем: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный директор умеет работать и с ребенком и с родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.

Директор школы должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Это – толерантность, тактичность, воспитанность, внутренняя гармония, оптимизм.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Такой директор обязательно станет авторитетом для своих подчиненных.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоции независимо от настроения и быть всегда на позитиве.

Современный директор должен заботиться о престиже школы. Это – различные районные, областные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, связи с социумом. По возможности дать возможность школе быть экспериментальной площадкой в определенных областях, устраивать международные обмены учащихся. От того, насколько школа наслуху зависит ее будущее.

Немаловажную роль играет психологический климат в школе. Директор следит за межличностными отношениями учитель-ученик. Учащиеся должны считать школу «вторым домом», а учителей – своими наставниками-друзьями. Руководителю следует организовать специальную комнату отдыха для учителей и для детей.

Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.

Инновационный менеджер – это руководитель, осуществляющий организацию инновационной деятельности, своевременную разработку и освоение новшеств, обеспечивающих стабильное развитие предприятия.

Основными сферами ответственности инновационного менеджера являются: разработка стратегии развития предприятия; организация дела (формирование эффективной структуры и технологии управления) и работа с персоналом.

Особое внимание при работе с кадрами сегодня уделяется стимулированию их творческой активности, развитию способностей решать сложные и нестандартные задачи, а также методам мотивации персонала, под которыми понимаются способы побуждения работников к инновационной деятельности для достижения целей предприятия. Мотивация должна охватывать все виды деятельности по разработке и реализации инновационных идей и проектов.

К инновационному менеджеру сегодня предъявляются требования, которые, можно подразделить на две группы: I – общие для всех управляющих и II – специальные, обусловленные особенностями инновационной деятельности как объекта управления.

Общие требования к менеджеру:

1) профессиональные знания (по профилю предприятия, экономике, менеджменту, маркетингу, финансам и т.д.);

2) умение руководить людьми (сила убеждения, способность добиваться своего, готовность к сотрудничеству, интуиция, коммуникабельность);

3) способности стратегического мышления (умение анализировать и прогнозировать ситуацию, творческие способности);

4) способность добиваться успеха (упорство и выдержка, самостоятельность действий, способность противостоять стрессовым ситуациям, честолюбие, инициативность);

5) административные способности (способность к планированию, умение принимать решения, организаторские способности).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В одном из зарубежных журналов был предложен следующий перечень качеств, современного менеджера:

1. Он отлично информирован о ситуации, имеющей отношение к деятельности предприятия.

2. Стремится к пониманию реальности на основе опыта и таланта.



3. Прогнозирует нежелательное развитие событий, знает, как сплотить команду.

4. Принимает решения, которые будут правильными в течение ближайших пяти лет.

5. Своевременно чувствует изменение правил игры и соответственно на них реагирует.

6. Находит баланс между требованиями сотрудников и необходимостью непопулярных решений.

7. Открыт всем новым идеям на все сто процентов.

8. Признает свои ошибки, не преследует за инакомыслие.

Вместе с тем для менеджера, отвечающего за инновационную политику предприятия, необходим ряд особых качеств :

во-первых , умение творчески подходить к решению сложных управленческих проблем, в частности к разработке стратегии предприятия;

во-вторых , интуиция, гибкость и умение быстро реагировать на изменение внешней среды (ситуацию на рынке, политическую и экономическую обстановку). Высшим проявлением интуиции является способность не только предвидеть изменения, но и влиять на ситуацию с выгодой для своего предприятия;

в-третьих , умение оптимально организовать деятельность подчиненных, создать такие условия для их работы, которые практически не требуют вмешательства со стороны менеджера;

в-четвертых , способность быть лидером, признаваемым коллегами и подчиненными (это свойство особенно необходимо, когда предприятие попадает в сложную ситуацию).

Важнейший компонент эффективного руководства – лидерство. В переводе с английского слово «leader» означает: «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Лидерство - это особое положение в обществе (социальной системе), которое характеризуется способностью личности определенным образом влиять на коллективное поведение, направлять и организовывать его.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В Гарвардской школе бизнеса (США) сформулированы следующие требования к лидеру:

Þ обладай видением (люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти; они хотят знать, почему их ведут именно туда);

Þ доверяй своим подчиненным;

Þ будь хладнокровен;

Þ не бойся рисковать;

Þ будь экспертом (каждый должен быть убежден: лидер знает по меньшей мере столько же, сколько они сами);

Þ стимулируй проявление разных точек зрения;

Þ находи простые решения сложных проблем.

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное - связано с назначением человека на руководящую должность, его положением в обществе, организации. Неформальное лидерство основано на авторитете, приобретаемом в результате признания коллективом компетенции, высоких деловых, организационных и иных качеств личности, важных для руководителя. Формальный лидер (например, директор фирмы), далеко не всегда признается в коллективе как неформальный. Инновационный менеджер должен быть неформальным лидером.

Многие зарубежные компании при конкурсном отборе инновационных менеджеров используют специальные тесты на соответствие качеств работника занимаемой должности. Наиболее высокую оценку получает тот кандидат, в котором лидерство сочетается с высокой ответственностью, дружелюбным отношением к окружающим, а оперативность и точность – со своевременностью принимаемых решений. Примерный тест на соответствие качеств, требующихся от инновационного менеджера, приводится в табл. 1.

По оценкам западных специалистов, успех или неуспех работы предприятия сегодня почти на 90% зависит от эффективности менеджмента. В связи с переходом российской экономики к рынку роль и значение инновационного управления приобретает для предприятий особо важное значение.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что роль директора в новой школе изменится: должны повыситься степень свободы и уровень его ответственности. Почему это важно и что требует доработки в системе повышения квалификации директоров, в интервью РИА Новости рассказал главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

Константин Михайлович, сегодня директоров все чаще воспринимают как управленцев и в меньше степени как педагогов. Какие задачи должен решать директор школы?

Главная задача руководителя любой организации, в том числе и директора школы - это интеграция и обучение персонала. Хороший директор должен по возможности нанимать лучших, и обучать тех, кто уже работает.

Сегодня много говорят о компетенциях, надпредметных навыках учащихся, но они не воспитываются в рамках одного предмета, это результат групповых усилий, а группу нужно создать. Школьные коллективы в большинстве своем разобщены, каждый учитель занимается только своим предметом. И если кто-то может решить поставленные проблемы - так это директор.

- Что мешает директорам заниматься их коллективами?

У директора на это попросту не остается сил. Он слишком загружен другой работой: совещаниями раз-два в неделю, бесчисленным количеством писем, на которые ежедневно надо отвечать в вышестоящие инстанции, проверяющими.

Полномочия у директора по закону огромные, но возможностей для их реализации нет. Маятник должен качнуться в другую сторону - увеличения реальных полномочий и большей независимости первого лица школы. Директор должен больше работать с коллективом. Но на это ему надо и больше времени.

- А должен ли директор преподавать?

Не уверен, что в этом плане директор должен быть образцом. Это попросту невозможно, если учительская нагрузка у тебя небольшая и половину часов из нее заменяют - директора то и дело требуют на разные совещания. Удерживать высокий уровень профессионализма в таких условиях трудно.

Умение учить взрослых - совсем другая техника, и это мне кажется более важным. Это первый навык и первая способность, по которым стоит отбирать будущих директоров.

- «На директоров» нигде не учат, они могут только повышать свою квалификацию на курсах. Эта система эффективна?

У нас, как мне кажется, большой разрыв между системой повышения квалификации и школой. Можно говорить сколь угодно красивые вещи, которые слушателям понравятся, но результатом работы преподавателя курсов должен быть не высокий уровень удовлетворенности слушателей, а то, что произойдет с ними, когда они вернутся в школу. Курсы «не отвечают» за конечный их результат.

- А как можно отследить результаты - усвоил директор знания или нет?

Должна быть промежуточная служба поддержки школы, которая оказывала бы ей помощь, особенно на организационном уровне - консультировала.

У нас отсутствуют технологии диагностики организационных проблем. Организации, как и люди, болеют, и болезни нужно диагностировать. Но это почти невозможно осуществить изнутри, и только специалист извне может сказать, что именно в школе не так и что можно улучшить в ее работе.

К примеру, болезнь дезинтеграции коллектива - когда каждый учитель замкнут в стенах своего кабинета и занят только своим предметом. Эту проблему может заметить только «внешний» человек. Но нет ни инструментов для такого рода диагностики, ни организационных консультантов. Их мало и в бизнесе.

Методисты региональных институтов повышения квалификации могут оказать помощь по тому или иному предмету, но организационных проблем они не решают.

Конечно, работа это затратная, требующая особой квалификации. Без федеральной, региональной, муниципальной поддержки эти структуры существовать не будут - школы не в состоянии платить специалистам за такого рода консультационную помощь.

В инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что директора должны иметь возможность обучаться в соседних со своими регионах. Такие стажировки полезны?

Стажировки - это большой шаг по сравнению с тем, что было раньше, когда казалось, что чем больше педагогов и директоров прослушают лекций, тем лучше. Но эффекта не заметно, и приходит понимание, что лекции - не самый эффективный способ работы с педагогами. Лучше всего профессионалы обучаются у профессионалов.

Но выстроить хорошую стажировку технологически не так просто - и это следующий этап работы. Во всем мире, где достигнуты успехи в области образования, считается, что самое эффективное повышение квалификации - на месте, а именно в школе. А выезды куда-то - это праздник, который хорош лишь в редких случаях.

- Стоит ли приглашать на должность директора управленца со стороны?

Техники управления, независимо от их сферы, в общем-то, одинаковы. Да, в 90-е годы люди со стороны становились директорами, но таких примеров немного. Все-таки сложно руководить организацией, не понимая ее контекста, особенностей построения. Когда же человек проходит все этапы снизу (от учителя до завуча и директора), он понимает суть происходящего точнее и глубже.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости