Внешняя торговля и внешнеторговая политика кем работать. Внешняя торговля и торговая политика

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоя­щая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт - про­дажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экс­порт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характери­зующими международное движение товаров, которые применяют­ся для всестороннего анализа внешней торговли и для практичес­ких целей. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами. Экспорт и импорт товаров, по которым за данный период произведены пла­тежи, образуют торговый баланс. Торговый баланс является лишь частью платежного баланса. Платежный баланс включает в себя суммы всех денежных платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и сумму всех денежных поступлений, полученных ею за тот же период из других стран. Можно иметь пассивный торговый баланс, т. е. превышение импорта товаров над экспортом, и в то же время активный платежный ба­ланс, т. е. превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам.

Существует ряд показателей, характеризующих степень вовле­ченности страны во внешнеэкономические связи. Например, экс­портная квота показывает отношение стоимости экспорта к сто­имости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный по­тенциал (экспортные возможности) - это та доля продукции, ко­торую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Следует отметить, что экспортная ориентация производства ста­вит его в зависимость от изменений мировых цен, колебаний спро­са и предложения, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для стран с узкой специализацией экономики, развитие которой предопределяется экспортной выручкой. Не ме­нее чревата опасными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, дефицит торгового баланса, ограничения на внешне­торговые поставки в стране-экспортере - все это может неблаго­приятно отразиться на экономике, чрезмерно зависимой от импор­та. Производство, создаваемое с участием иностранного капитала и на базе импортной технологии, может привести к зависимости от зарубежных экономических центров.

Внешняя торговля страны регулируется государством в ходе осу­ществления внешнеторговой политики. При выработке и реализации внешнеторговой политики используются два принципиальных подхо­да. Первый, фритредерство, предполагает свободу торговли, осуще­ствление ее без ограничений; второй, протекционизм, обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяй­ства. Неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны использовать политику торгового протек­ционизма. Раньше протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, но после Второй мировой войны резко увеличи­лось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение им­порта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К чис­лу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления толь­ко товарами отечественного производства, сложный валютный конт­роль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты, т. е. ко­личественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запреща­ет нелицензированный ввоз.

Для регулирования отношений между странами в области внеш­ней торговли были созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД и др. ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и тор­говле) С 1995 г. стала функционировать Всемирная торговая организа­ция (ВТО) в качестве преемницы к ВТО.

Еще по теме 42. внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.:

  1. 10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
  3. Классификация статей платежного баланса по методике МВФ
  4. 42. внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг - Медицинское право - Международное право -

Торговля является основной формой экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС, и останется таковой в обозримом будущем. Причем по сравнению с началом 1990-х годов относительная значимость партнеров друг для друга явно возросла. Доля ЕС во внешнеторговом обороте России увеличилась с 43 до 51%, а России во внешнеторговом обороте Евросоюза - с 3 до 8,6% (табл. 37.2). Эти данные наводят на мысль, что Россия значительно больше зависит от торговли с ЕС, чем Евросоюз от торговли с ней. Однако следует помнить, что мы сравниваем одну страну с большой группой стран. Размеры ВВП России и ЕС соотносятся как 1: 8, а объемы их внешней торговли (без учета торговли между государствами - членами ЕС) - как 1:5. Тем не менее, нынешняя концентрация торговых связей России на европейском направлении является чрезмерной. России следует диверсифицировать географическую структуру своей торговли, прежде всего путем расширения товарообмена с Китаем, Индией и странами АТЭС.

Таблица 37.2

(1993-2001 гг. - без неорганизованной торговли)

Примечание. 1993 г. - ЕС в составе 12 стран; 1997, 2000 и 2003 гг. - ЕС в составе 15 стран; 2005 и 2007 гг. - ЕС в составе 27 стран.

Объемы торговли между Россией и 27 странами - членами ЕС в 2007 г. (млн долл.):

Экспорт России: 1993 г. - 25 215; 1997 г. - 41 454; 2000 г. - 55 971; 2003 г. - 69 956;

Импорт в Россию: 1993 г. - 13 228; 1997 г. - 24 679; 2000 г. - 13 499; 2003 г. - 26 749.

Источники: Экспорт и импорт России за период 1992-1998 гг. (но данным ГТК России). URL: http://www.rusimpex.ru/Content/Economics/Rustrade/eximp93-98.htm; Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы: стат. приложение. М.: ВНИКИ, 2001-2007; External and Intra-European Union Trade. The European Commission, Brussels-Luxemburg, 1996-2005; Russia. EU bilateral trade and trade with the EU. P. 3. URL: http://ec.europa.eu/com\trade/issues/bilateral/ countries/russia/index, e n.

Динамика и география торговли. В развитии торговых отношений России с Евросоюзом можно выделить два основных этапа: с 1991 по 1999 г. и с 2000 по настоящее время. В начале 1990-х годов товарооборот рос ускоренными темпами благодаря тому, что российские власти отменили государственную монополию на внешнюю торговлю. Тысячи отечественных предприятий вышли на внешний рынок, к ним присоединились миллионы индивидуальных торговцев - «челноков». К середине 1990-х годов внешнеторговый эффект либерализации был практически исчерпан. Рост товарных потоков в обе стороны замедлился. Финансовый кризис 1998 г. в России привел к резкому падению товарооборота. В 1999 г. ее экспорт сократился на 10%, а импорт (в связи с девальвацией рубля) - более чем на 40%. В целом с 1993 по 2000 г. стоимость российского экспорта в ЕС увеличилась на 88%, а импорт вернулся к начальному уровню. За этот отрезок времени товарооборот вырос в 1,6 раза.

Начиная с 2000 г. темпы роста торговли резко ускорились. Экспорт рос в основном за счет фантастического подъема цен на нефть и (в меньшей мере) на другие виды сырья. Импорт расширялся благодаря начавшемуся в России экономическому подъему, который повлек за собой быстрый рост внутреннего производственного и потребительского спроса. За период с 2000 по 2007 г. товарооборот между Россией и ЕС-27 вырос в 4,1 раза, в том числе российский экспорт - в 3,5 раза, а импорт - в 6,5 раза.

Торговые связи России с отдельными государствами - членами ЕС развиваются по-разному. Тремя ее главными партнерами неизменно являются ФРГ, Нидерланды и Италия. На них приходится соответственно 19, 16 и 13% общей стоимости товарооборота между Россией и Евросоюзом. Далее следуют Франция, Финляндия, Польша и Великобритания, доля каждой из которых составляет около 5-6%. Таким образом, на семь названных стран приходится 70% торговли между Россией и ЕС. Как показала практика, вступление в ЕС стран ЦВЕ не привело к сокращению их товарооборота с Россией. Переключение торговых связей этих стран на Западную Европу произошло в 1980-е и 1990-е годы, и в нынешнем десятилетии доля России в их внешней торговле стабилизировалась. Удельный вес стран ЦВЕ в общей стоимости торговли между Россией и ЕС не только не упал, а напротив, вырос с 17,5% в 2003 г. до 20,7% в 2006 г., что почти вдвое превышает их долю в совокупном ВВП Евросоюза.

Товарная структура и сальдо. Асимметрия торговых связей между Россией и Евросоюзом отчетливо проявляется в их товарной структуре (табл. 37.3). Россия поставляет в Евросоюз в основном сырье, а ввозит машины, оборудование и другие готовые изделия. Фактически между Россией и ЕС не существует внутриотраслевого разделения труда и глубокой производственной кооперации, которая является сердцевиной эко-номических отношений всех развитых стран. Как следствие, экспортно-импортные потоки слабо связаны друг с другом, хронически не совпадают по стоимости и подвержены резким колебаниям из-за изменения текущей конъюнктуры - мировых цен на сырье, фазы цикла и т.п.

Таблица 37.3

Составлено по: Стандартная международная товарная классификация (СМТК). Продовольствие - разд. 0 и 1; сырье (кроме энергоносителей) - разделы 2 и 4; энергоносители - разд. 3; химические товары - разд. 5; промышленные товары - разд. 6 и 8; машины, оборудование и транспортные средства - разд. 7; неклассифицированные товары - разд. 9.

Источники: Eurostat. External Trade. 1990. № 8/9; 1995, № 8/9; External and Intra-European trade. Statistical Yearbook 1958-1996; Briefing No 22. Statistical Annex on Enlargement (5th update) // European Parliament. Secretariat Working Party Taskforce «Enlargement». Luxembourg, 1999. 6 July. P. 59; Russia. EU bilateral trade and trade with the EU. P. 5-8. URL: http://ec.europa.eu/com/trade/issues/bilateral/countries/russia/index.en.

Экспорт России в EC почти на 2/3 состоит из сырья. Причем его львиная доля приходится на энергоносители. Динамика и структура российского экспорта в страны ЕС почти полностью зависят от динамики российских поставок нефти и газа. Значительное увеличение доли этих товаров в общей стоимости российского экспорта (с 35% в 1998 г. до 67% в 2006 г.) является следствием не столько возросших объемов поставок, сколько взлета цен. В течение 1999-2005 гг. физический объем экспорта сырой нефти из России в страны «дальнего зарубежья» увеличился на 85%, тогда как цены выросли втрое. Аналогичная ситуация сложилась и в торговле нефтепродуктами. Хотя приведенные данные относятся ко всем зарубежным странам, кроме членов СНГ, они точно отражают тенденции торговых отношений России с Евросоюзом, ведь его государства-члены покупают почти весь экспортируемый Россией газ и примерно 90% экспортируемых ею нефти и нефтепродуктов.

Другими статьями российского экспорта в ЕС являются различные виды сырья и продукты начальных фаз их промышленной переработки: ферросплавы, чугун в болванках, некоторые виды проката, стальной лист, медь, никель и алюминий, фанера, лес-кругляк, удобрения и т.п. Цены на большинство этих товаров за последние 6-7 лет также выросли в 2-3 раза, стимулируя их вывоз в страны ЕС. Последнее место в российском экспорте занимают машины и оборудование. Их стоимость увеличилась с 0,5 млрд долл. в 1994 г. до 1,2 млрд в 2006 г. (1,2% общей стоимости экспорта в ЕС). Россия экспортирует эти товары в страны ЕС в 8 раз меньше, чем Сингапур, и почти в 10 раз меньше, чем Турция.

Данные о встречных поставках промышленных товаров (классы товаров 5-8 по СМТК) дают ясное представление о сравнительной конкурентоспособности российской и западноевропейской промышленности. За 2000-2006 гг. российский экспорт указанных товаров в страны ЕС вырос с 13,5 до 20,2 млрд евро, или в 1,5 раза. Их экспорт из ЕС в Россию увеличился с 18,5 до 63,5 млрд долл., или в 3,4 раза. Пассив нашей страны в торговле с ЕС промышленными товарами увеличился с 5,0 до 43,3 млрд евро, или почти в 9 раз. Еще хуже ситуация в торговле машинами и транспортным оборудованием. В 2000 г. стоимость их экспорта из России в ЕС составляла 1074, в 2006 г. - 1204 млн евро (рост на 12%). За это же время стоимость их импорта увеличилась с 8381 до 33 600 млн евро (рост в 4 раза).

Учитывая то, что мировые цены на нефть и другое сырье могут в долгосрочной перспективе снизиться, России необходимо кардинально улучшить качество и расширить номенклатуру промышленного экспорта. Решение данной задачи должно стать одним из ключевых направлений национальной внешнеэкономической стратегии.

Импорт России из стран ЕС увеличивался в 1993-1998 гг. быстрее, чем российский экспорт. Но после финансового кризиса 1998 г. он сократился почти вдвое. Резкое снижение курса рубля по отношению к доллару и европейским валютам ухудшило конкурентные позиции европейских производителей и создало благоприятные условия для оживления отечественной промышленности. Если в течение 1992-1996 гг. доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли возросла с 23 до 52%, то в 1999 г. она упала до 36%. Но затем тенденция вновь изменилась. Начавшийся осенью 1999 г. экономический подъем стимулировал внутренний спрос (производственный и потребительский) на товары высокого качества, который не могла удовлетворить отечественная промышленность. Вновь начал расти импорт, в 2005-2007 гг. его доля в товарных ресурсах розничной торговли поднялась до 45-47%. Это означает, что эффект замещения импорта отечественной продукцией, вызванный девальвацией рубля, сошел на нет, тогда как позиции России на западноевропейском рынке ничуть не окрепли.

Товарная структура российского импорта из стран ЕС не претерпела существенных изменений с начала 1990-х годов. Главными ее статьями остаются машины, промышленное оборудование, транспортные средства и разнообразные потребительские товары, в основном длительного пользования - холодильники, телевизоры, стиральные машины и т.д. В целом на эти категории приходится примерно 70% российского импорта. Единственным значительным изменением в его структуре стало сокращение доли продовольствия. Если в начале 1990-х годов она составляла 20-22%,то в 2005-2006 гг. - только 8%.

Внешнеторговое сальдо. Россия постоянно имеет положительное сальдо в торговле с ЕС. В 1990-е годы оно колебалось в пределах 8-12 млрд долл. После 2000 г. сальдо стремительно росло, за 2000-2007 гг. его сумма превысила 450 млрд долл. Непрерывный приток экспортной выручки способствовал накоплению золотовалютных резервов Центрального банка РФ (в июне 2008 г. - 550 млрд долл.) и увеличению средств Стабилизационного фонда (3850 млрд руб., или около 160 млрд долл. в начале 2008 г.).

Однако в будущем активное сальдо России, скорее всего, уменьшится. К этому может привести как стабилизация мировых цен на нефть (хотя на это счет имеются разные прогнозы), так и возобновление подъема российской экономики. Он будет сопровождаться ростом внутреннего спроса на товары, производимые в странах ЕС, а также на отечественное сырье и полуфабрикаты. Россия будет испытывать возрастающие трудности в экспорте сырья, поскольку экспортные квоты уже сейчас очень высоки. В 2006 г. доля экспорта в производстве составила: по нефти - 52%, по нефтепродуктам - 47, по лесу-кругляку - 61%. Это относится и к минеральным удобрениям, целлюлозе, листовой стали.

Торговая политика. В целом таможенный режим ЕС, применяемый к российским товарам, следует оценить как благоприятный. Энергоносители и другие виды сырья, которые составляют 60-70% стоимости российского экспорта, вообще не облагаются пошлинами. Еще в январе 1993 г. ЕС распространил на Россию действие режима общих преференций. Средний уровень таможенных тарифов, применяемых к российским товарам, составляет примерно 4%. Однако Россия пока не в состоянии воспользоваться либеральным таможенным режимом из-за низкой конкурентоспособности ее промышленности. Доля нашей страны в промышленном импорте стран ЕС составляет чуть больше 1%.

Несмотря на это, в 1990-е годы Европейская комиссия и Совет ЕС применяли к российским промышленным товарам антидемпинговое законодательство в его худшем варианте - по дискриминационным правилам, введенным против стран с государственной внешней торговлей в период холодной войны. Все это время Москва настаивала на изменении правил антидемпинговой политики ЕС. Весной 1998 г. Россия была исключена из списка стран с государственной торговлей. В 2002 г. Евросоюз официально признал рыночный характер российской экономики.

С тех пор к российским экспортерам применяются те же антидемпинговые правила и процедуры, что и к производителям из США, Японии и других развитых стран. Это несколько улучшило позиции отечественных компаний в торговых спорах, но никак не исключило возможность антидемпинговых санкций. Но пока Россия не является членом ВТО, ее компании могут оспаривать их только в Суде ЕС, который по определению не может быть нейтральным арбитром.

Главным источником торговых споров между Россией и ЕС в ближайшие годы будет конкуренция не на европейском, а на российском рынке. Средний уровень российских импортных тарифов по отношению к товарам, ввозимым из стран ЕС, держится на уровне 13-14%. ЕС критикует меры, предпринимаемые российским правительством в целях защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных экспортеров. Одновременно он поддерживает намерение России вступить в ВТО, надеясь на то, что это приведет к дальнейшей либерализации ее внешнеэкономической политики. Однако предполагаемые сроки вступления России уже не раз переносились. Теперь они зависят от того, каков будет выбор России - вступать самостоятельно или в составе таможенного союза, вместе с Беларусью и Казахстаном.

Экономический кризис вызвал сокращение объема торговли между Россией и Евросоюзом. За 10 месяцев 2009 г. российский экспорт упал на 46%, а импорт из стран ЕС - на 39,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Почти вдвое сократилось положительное сальдо торговли. Поэтому ближайшей задачей внешнеэкономической политики в отношениях с ЕС будет возвращение к ранее достигнутому объему торговли. Одновременно необходимо приступить к решению двух стратегических задач. Первая - модернизация экономики (особенно промышленности) и кардинальная перестройка ее отраслевой структуры. Вторая - повышение конкурентоспособности российских товаров как внутри страны, так и на внешних рынках. Это позволит России изменить модель участия в международном разделении труда, перейти от обмена сырья на готовые изделия к международной промышленной кооперации и, следовательно, к обмену одних готовых изделий на другие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства
  • Глава 2. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Современная мировая торговля характеризуется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках. Выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида.

Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами.

Внешнеторговая политика государства является важнейшей частью экономического курса страны, именно это обусловило актуальность выбранной темы контрольной работы. Также следует принять во внимание то, что внешнеторговая политика является одной из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанная с регулированием объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.

Целью данной контрольной работы является исследование теоретического аспекта понятий внешней торговли и внешнеторговой политики, а также проанализировать внешнеторговую политику России и статистику внешней торговли Российской Федерации.

внешний торговля импорт

Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства

Основной формой международных экономических отношений является международная торговля, которая включает в себя торговлю не только вещественными товарами, но и различными услугами (транспортными, финансовыми, туристическими и др.) Государства и государственные образования, империи и княжества с давних времен были связаны между собой торговыми связями. Проблемы между народной торговли интересовали ученых и политиков издавна. Естественно, возникали различные теории, объяснявшие с позиции соответствующего временного периода причины развития внешнеторговых отношений, причины взаимодействия экономических субъектов, связей национальных экономик. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Щербанина. - М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2012.- С. 241

Международная (внешняя) торговля является основной и наиболее древней формой международных экономических отношений и представляет собой обмен товарами и услугами между различными государствами, развивающийся на базе международного разделения труда и сформировавшегося в XIX в. мирового рынка. Международная торговля характеризуется категориями «экспорт» и «импорт» товаров. Мировая экономика: О.В. Корниенко СПб.: 2009. -- С. 7

В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли, где существует монопольная власть рыночных агентов, уменьшается также и степень несовершенства рынка. Таким образом, с точки зрения развития конкурентной среды присутствие иностранных участников национального рынка является желательным, поскольку это уменьшает монопольную власть национального производителя. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортных тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента. Рассмотрим, каким образом можно оценить результаты использования различных видов тарифа и импортной квоты.

Измерение благосостояния в открытой экономике имеет следующую особенность: можно измерять благосостояние в масштабе всего мира, а можно - ограничиться масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершенная конкуренция, и отечественные фирмы в закрытой экономике получали экономическую прибыль. В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой - происходит увеличение объема продаж и прибыли отечественной фирмы. Существует возможность, что рост благосостояния вследствие повышения импортного тарифа - за счет роста прибыли отечественного производителя - перевесит сокращение потребительского выигрыша вследствие роста цены. Если это произойдет, то мы будем иметь дело с оптимальным тарифом, т.е. тариф приведет к росту благосостояния страны. Таким образом, на рынках с несовершенной конкуренцией оптимальный импортный тариф может принимать ненулевое значение. Это относится и к другим формам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, с точки зрения благосостояния в национальной экономике общество в целом может быть заинтересовано в ненулевых барьерах на пути иностранной конкуренции.

Внешнеторговая политика служит важным компонентом отраслевого регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии и квоты оказывают существенной влияние на развитие рынков внутри страны и на формирование их структуры.

Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики противоречит столь упрощенной трактовке либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях.

Практика показывает, что в ряде случаев использование экспортных/импортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/ усилить монопольную власть на зарубежных рынках.

В первом случае государство использует элементы протекционизма для повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, обладающим преимуществами в издержках. Инструментами государственного регулирования могут быть либо импортные тарифы, либо импортные квоты. Основной проблемой регулирования служит достижение компромисса между интересами потребителей, производителей и государственного бюджета. Во втором случае государство опирается на стимулирование экспорта для повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии. Эффективность такой политики определяется соотношением суммы субсидий и роста прибыли экспортеров. Рассмотрим проблемы, связанные с проведением политики протекционизма и импортозамещения в случае существования:

· доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке;

· олигополии в международной торговле. Гоголева Т.Н. Мировая экономика Тенденции теоретического анализа. Учебное пособие, Воронеж., 2003 - С. 16

Внешняя торговля -- торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Экспорт включает:

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт -- вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т. п.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Импортвключает:

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;

2) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

3) реимпорт -- обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в рамках ТНК.

Внешняя торговля характеризуется следующими показателями:

1) товарооборот (общий объем торговли), равный сумме экспорта и импорта;

2) торговое сальдо (чистый экспорт), равный разнице между экспортом и импортом;

3) товарная структура экспорта и импорта, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте и импорте (в мире насчитывается свыше 20 млн. видов товаров);

4) географическая структура экспорта и импорта, которая представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Изучение товарной структуры внешней торговли осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, являющихся предметом торговли.

Для статистики мировой торговли применяется также Классификатор

товаров по укрупненным экономическим группировкам.

Различают стоимостной и физический объем внешней торговли.

Стоимостной объем внешней торговли рассчитывается за определенный период времени в текущих (изменяющихся) ценах с указанием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и используется в целях анализа, сопоставления, изучения динамики внешнеторговой деятельности. Торгуемые товары-- товары, которые могут передвигаться между различными странами (табл. 1).

Таблица 1. Стимулы к внешнеторговой деятельности

Неторгуемые товары -- товары, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами.

Различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами:

* цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них как внутри страны, так и за рубежом; цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке;

* поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения -- увеличением поставок иностранных товаров; для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно;

* динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следует за динамикой и уровнем цен в других странах; внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение не приводить к изменению зарубежных цен на такие товары.

Совокупный спрос-- объем производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен. Совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа. Он состоит из закупок товаров предприятиями, людьми, правительством, внутренних капиталовложений и экспорта товаров за рубеж.

Совокупное предложение -- объем производства товаров, который производители готовы коллективно предложить на рынок при существующем уровне цен. Совокупное предложение обеспечивается изнутри любой страны и из-за рубежа. Оно состоит из внутреннего производства товаров и их импорта из-за рубежа.

Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами во многом зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием цен на мировых товарных рынках. Из двух стран обычно выгадывает та, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, согласно которому выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на X %, а в стране В -- на Y%, то

Выигрыш страны А / Выигрыш страны В = X % / Y %. Мировая экономика: учебник/Т.Е. Корчагина.- Изд. 2е, доп. И перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - С.142

Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности определяется в общем виде тем, что потребность национальной экономики в продукции удовлетворяется не за счет её отечественного производства, а за счет затрат на изготовление других (экспортных) товаров, на валютную выручку от продажи которых закупаются необходимые стране импортные товары.

Если затраты на отечественное производство необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, оказываются больше затрат на производство экспортных товаров, то такой внешнеторговый обмен экономически выгоден. Разность указанных затрат составляет экономический эффект внешней торговли, а частное от их деления - экономическую эффективность. Эффект положительный - торговля выгодна. Поэтому при оценке эффекта от развития внешнеторговых связей страны целесообразно учитывать его проявления в следующих сферах:

1) бюджетной - за счет притока таможенных платежей от экспорта (импорта) товаров и услуг; увеличения налоговых платежей экспортноориентированных предприятий;

2) производственной - за счет модернизации технологической и производственной базы (при импорте оборудования);

3) социальной - за счет увеличения занятости при наращивании экспортного производства.

В результате повышается производительность и конкурентоспособность производства, наблюдается экономический рост, более полно удовлетворяются потребности населения, растет престиж страны в мировой экономике. «Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны» Российский внешнеэкономический вестник №3-2014 http://www.rfej.ru/rvv/id/C0039CCAF

Глава 2. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации

Экономика России столкнулась с кризисом источников роста еще в 2012-2013 гг. на фоне стабилизации цен на нефть: внешний спрос больше не рос, а внутренний источник роста -- повышение производительности -- не заработал из-за дефицита инвестиций, связанного с институциональными ограничениями. Внешнеполитическое противостояние в 2014 г. привело к сокращению внешней торговли, девальвации, оттоку капитала и вкладов населения, дальнейшему падению инвестиций, подавлению потребления: рост экономики в первом полугодии замедлился до менее 1% при ускорении инфляции до 8%. Если в III-IV кварталах рост ВВП останется на уровне II квартала, то за год экономика покажет нулевой результат, поделилась расчетами Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ на конференции АНЦЭА.

Стагнация в ближайшие два года -- наиболее оптимистичный сценарий, предполагающий отмену санкций в первом полугодии 2015 г. «Это условие необходимое, чтобы вернуть связи с мировой экономикой, но недостаточное для роста -- нужны преобразования», -- говорит Акиндинова.

Сохранение санкций приведет к рецессии в 2015 и 2016 гг. Продолжится отток капитала при ускоренном обесценении рубля, дефицит ресурсов усилит спад инвестиций (до 5% против 3% в 2014 г.), а повышенная инфляция -- падение реальных доходов населения. Бюджету не удастся вернуться к политике повышения зарплат, их индексация, как и в 2015 г., будет ниже инфляции. К спаду потребления и инвестиций добавятся проблемы с сырьевым экспортом (несырьевой начал снижаться с 2012 г.) из-за эмбарго на технологии. В 2015 г. ВВП может сократиться на 1,6%, в 2016 г. -- еще на 0,3%. Если же и цены на нефть снизятся (со $100 до $85/барр. в среднем ежегодно), то спад достигнет 2,1% в 2015 г. и 1,4% в 2016 г., посчитала Акиндинова.

Продолжение противостояния приведет к усилению вмешательства государства в экономику и попыткам компенсировать последствия санкций административными мерами (контроль за ценами, за движением капитала), а также может вызвать передел собственности в пользу госкомпаний, не исключает Акиндинова. Разрыв связей с иностранными контрагентами приведет к росту издержек, как в позднем СССР, сравнивает она.

Экономический шок пришелся на момент, когда потребительский фактор экономического роста уже исчерпывался, а инвестиционный еще не начал работать, говорит Дмитрий Белоусов из ЦМАКП: «И без санкций мы попали очень сильно. А теперь если рост в 2015 г. будет 0% -- это очень-очень здорово».

Все российские эмитенты воспринимаются как представители находящейся под санкциями страны и понять, какими будут условия займов и возможны ли они, заранее невозможно, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка. Неформальные «мягкие санкции» -- главная проблема, добавляет она: «Возникла огромная зона неопределенности». Транзакции из российских банков или в их пользу теперь могут занимать до шести дней, говорит Орлова. Ограничение доступа не только к долговому, но и к денежному рынку привело к кризису долларовой ликвидности, второй волне девальвации и росту процентных ставок.

«Отмирание кредита как источника финансирования инвестиций будет означать, что их спад в 2015 г. будет хотя и не очень большим (2,5%, как за январь -- август 2014 г.), но «более злокачественным», считает Белоусов: «В этом году он еще ситуационный, а в следующем, боюсь, будет гораздо более фундаментальным». Предприятия начнут экономить на оплате труда, сокращение реальных доходов усилит кредитную нагрузку на население, которая уже в начале 2014 г. превысила 21% доходов (против 16% в 2008 г.): если населению придется возвращать больше, чем оно будет занимать, возможен спад розничного товарооборота, считает Белоусов. «Вот две половинки критической массы: минус по инвестициям, минус по товарообороту -- и при неопределенной, но вряд ли хорошей ситуации с экспортом и импортом получим легкий минус по ВВП», -- говорит он.

От ответных санкций страдает сама Россия, пришла к выводу Наталья Волчкова из ЦЭФИР. Эмбарго на импорт продовольствия не только запустило новую инфляционную волну -- в 2014 г. оно, по расчетам Акиндиновой, добавило инфляции 1,1 п. п.; в 2015 г., по расчетам Орловой, -- до 1,5 п. п., что эквивалентно сжатию предложения продовольственных товаров на 5%. Полностью компенсировать провал не удастся, считает Волчкова: импорт продовольствия из подпавших под санкции стран упадет на 70-90%, из других стран вырастет лишь на 10-50%. По ее расчетам, принятое эмбарго равносильно повышению тарифа с менее 10% до более 200%. Потери реального ВВП России от этого эмбарго составят 0,6%, тогда как для стран Европы и США эффект близок к нулю, а страны Латинской Америки и Белоруссия -- в выигрыше.

Последствия российских антисанкций -- рост цен, снижение потребления домохозяйств и благосостояния экономики в целом, суммирует Волчкова: «Когда говорят об импортозамещении, это очень удивляет: эти санкции не дают ничего, что могло бы поддержать расширение производства». Основа импортозамещения -- закупки оборудования, но курсовая политика этому не способствует, а Минпромторг пообещал повысить пошлины на ввоз товаров машиностроительной, металлургической и транспортной отраслей. «Я склонна рассматривать эти результаты как образец несостоятельности экономической политики», -- резюмирует Волчкова. По мнению Акиндиновой, попытка снизить экономическую зависимость от внешнего мира приведет к ограничению и без того слабой вовлеченности России в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, еще больше консервируя технологическое отставание. http://www.vedomosti.ru/politics/news/34286301/dva-goda-recessii#ixzz3G1cAYfA4 « Российскую экономику ждет двухлетняя рецессия»

Заключение

В данной работе была достигнута цель по изучению теоретических аспектов внешней торговли и внешнеторговой политики государства. Также было изучено нынешнее состояние внешней торговли нашего государства.

Внешняя торговля - это общий объем торговли страны с другими странами, который складывается из импорта и экспорта, охарактеризованный определенной структурой экспорта и импорта в определенном соотношении товарных групп и которая обладает определенным географическим распределением между отдельными странами.

Государственное регулирование - это сложная совокупность используемых государственными службами методов, способов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, которые обладают большими преимуществами в издержках. Проблемой государственного регулирования является достижение компромисса между потребителями, производителями и бюджетом.

Нынешнее состояние внешнеэкономической торговли России неблагоприятно. Ввод санкций по политическим причинам привел к негативным последствиям для экономики нашей страны - сокращение внешней торговли, ускорение инфляции, замедление роста экономики. Помимо снижения несырьевого экспорта, 2041 год отмечен спадом сырьевого экспорта, который может быть еще более глубоким из-за постоянного ежегодного снижения цен на нефть.

Продовольственное эмбарго привело к огромному снижению внешней торговли, так как импорт продовольственных товаров из стран, которые попали в санкционный список, упал на 70-90%, в то время как прогноз роста импорта из других стран составляет всего 10-50%.

Библиографический список

1. Гоголева Т.Н. Мировая экономика Тенденции теоретического анализа. Учебное пособие. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2003. - 165 с.

2. Мировая экономика: О.В. Корниенко Изд. Питер,СПб.: 2009. -- 256 с.

3. Мировая экономика: учебник/Т.Е. Корчагина.- Изд. 2е, доп. И перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 267 с.

4. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Щербанина. - М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2012.-519 с.

5. http://www.rfej.ru/rvv/id/C0039CCAF «Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны» Российский внешнеэкономический вестник №3-2014

6. http://www.vedomosti.ru/politics/news/34286301/dva-goda-recessii#ixzz3G1cAYfA4 «Российскую экономику ждет двухлетняя рецессия»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные положения внешней торговли и внешнеторговая политика государства. Методы и направления государственного регулирования внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика РФ: развитие и особенности современной статистики внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2011

    Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее показатели. Товарная и географическая структура внешней торговли России, анализ динамики импорта и экспорта. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Политика своеобразной экономической изоляции. Обусловленность кризисных явлений экономике. Основные показатели внешней торговли Российской Федерации. Товарная структура импорта и экспорта. Россия в международных экономических организациях и форумах.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Цели внешнеторговой политики. Противоположные виды внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Таможенные тарифы, ставка пошлины. Направление действия пошлин, нетарифные барьеры. Тенденции развития внешнеторговой политики России.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Классификация форм международной торговли и ее основные методологические аспекты. Динамика, товарная и географическая структура российской внешней торговли.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Особенности внешнеторговой политики развитых стран в условиях глобализации мировой экономики. Анализ динамики и структуры внешней торговли Российской Федерации, ее проблемы и перспективы развития. Выполнение в Таможенном союзе обязательств России в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Основные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли Российской Федерации. Современный этап внешнеторговой политики России, ее главные тенденции и факторы развития.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2015

    Основные теории международной торговли. Сущность и роль внешней торговли в экономике страны. Внешнеторговая политика России. Возможность развития внешнеторговой политики страны в условиях глобализации мировой торговли. Инструменты торговой политики.

Товарооборот между странами осуществляется по мировым ценам. В их основе лежит интернациональная стоимость. Это означает, что на мировом рынке находят общественное признание общественно необходимые интернациональные затраты труда. Страна, с издержками производства выше интернациональных, проигрывает во внешнеэкономических связях, и наоборот.

Цена на мировом рынке формируется на рыночной стоимости товара и мировом стандарте его качества. Однако на практике закон стоимости на мировом рынке реализуется не в чистом виде. На цену товара воздействует множество факторов: внешнеторговые и валютные ограничения, политика ТНК, курсы валют, биржевые спекуляции и др. Но и здесь закон стоимости как тенденция оказывает воздействие на международный обмен как определенный регулятор рыночной экономики.

Необходимо учитывать, что объект торговли на мировом рынке - не продукция всей страны, а лишь отдельные товары, пробивающие себе дорогу на международный рынок в результате успеха в острейшей конкуренции за снижение издержек производства и высокое качество экспортируемого товара.

На мировом рынке принцип равной прибыли на равный капитал, выступающий одним из важнейших при формировании цен на национальных рынках, перестает действовать. Мировые цены и прибыль на мировом рынке складываются не путем усреднения национальных затрат труда, а на основе усреднения затрат труда производителей товаров- участников международной торговли.

Платежный баланс представляет собой итог всех внешнеэкономических операций страны и выражает соотношение нетто- изменений денежных требований и обязательств страны по отношению к остальному миру за определенный период времени.

Наиболее же распространенным подходом к определению платежного баланса является определение его как состояния суммы фактических платежей, получаемых страной из-за границы, и суммы платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени (обычно за год).

При активном платежном балансе страна получает из-за границы платежей больше, чем заплатила сама, при пассивном - наоборот.

В доходную часть платежного баланса входят поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложений за границей, доходов от иностранного туризма, валютно-кредитных операций и др. Соответственно такие же статьи включаются и в расходную часть платежного баланса.

Важнейшая составная часть платежного баланса-торговый баланс. В нем

отражаются поступления и расходы страны по экспорту, импорту и реэкспорту.

Экспорт – вывоз товаров работ и услуг за пределы государства, импорт – ввоз.

Соотношение импорта и экспорта называется сальдо торгового баланса или «чистый экпорт».



Торговый баланс отражает движение товаров, услуг неторговых платежей и др.

Состояние платежного баланса оказывает существенное влияние на курс валюты. Как платежный баланс, так и валютный курс в концентрированном виде дают представление не только о внешнеэкономическом положении страны, но и о состоянии ее внутренней экономики.

Одним из важнейших понятий внешней торговли является конвертируемость валют. Конвертируемыми называются валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты.

Существующие виды конвертируемости подразделяются на две условные группы: полную и частичную конвертируемость. Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз - вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время. Такая форма конвертируемости была характерна для периода золотого стандарта.

Частичная конвертируемость указывает на наличие определенных валютных ограничений, которые распространяются на субъекты, объекты и зоны обратимости.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей, иначе говоря, страна не должна иметь дефицита платежного баланса. Конвертируемость требует наибольшей открытости национальной экономики, беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под влиянием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в

значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Выработка внешнеэкономической политики и регулирование внешнеэкономических связей являются исключительной функцией государства. Цель внешнеэкономической политики любой страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов, решении внешнеэкономических проблем на взаимовыгодной экономической основе, обеспечении экономической безопасности страны.

Существует два варианта внешнеторговой политики:

1 Фритредерство (свободная торговля) – когда государство отказывается от защиты отечественных товаропроизводителей.

2. Протекционизм – когда государство защищает отечественных товаропроизводителей от демпинга со стороны иностранных товаропроизводителей. Демпинг – продажа товаров по цене ниже себестоимости.

Государственный протекционизм - это система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними хозяйствующими субъектами по поводу создания и поддержания наилучших условий развития национальной экономики (в целом), обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Следует разграничивать узкое и широкое значение понятия «протекционизм». В узком понимании протекционизм ограничен сферой торговли и направлен на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

В широком значении протекционизм представляет систему защитных мер, охватывающих весь процесс воспроизводства и направленных на реализацию долговременных национальных экономических интересов перед внешнеэкономической экспансией.

В рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Отстаивая экономические интересы нации, протекционизм представляет собой институциональный регулятор иммунитета национальной экономики.

Государственный протекционизм осуществляется в трех направлениях:

1) на предотвращение существующей или потенциальной угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил - оборонительный или пассивный протекционизм;

2) на создание особо благоприятных условий для накопления отечественного капитала в целях ускорения темпов экономического роста и придания устойчивости всей национальной экономике - активный протекционизм;

3) на усиление конкурентных возможностей национальными предпринимателями и выхода на мировой рынок - наступательный протекционизм.

При выработке внешнеэкономической политики следует учитывать, что протекционизм и свободная торговля - это два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях, в развитии которых можно выделить две тенденции.

Первая - это борьба протекционизма и свободной торговли в один и тот же период. В данном случае прослеживаются два участника этой борьбы - крупный торгово-финансовый капитал с защитой свободной торговли и производительный капитал, заинтересованный в защите отечественного производителя от иностранной конкуренции.

Вторая тенденция - борьба этих двух тенденций (протекционизма и свободной торговли) во времени. Суть в том, что когда отечественное производство только набирает силу, оно заинтересовано в реализации протекционистской экономической политики. Но по мере накопления и роста отечественного производства появляется заинтересованность к свободному рынку.

Страны-лидеры заинтересованы в свободной торговле. На практике политика свободной торговли для экономически развитых стран служит продолжением политики протекционизма. Развитые страны имели в своей истории длительный период жесткого протекционизма. Следует заметить, что и сейчас они осуществляют избирательную политику протекционизма и жесткой торговли (обеспечение обороноспособности или национальной безопасности, защита молодых и слабых отраслей от демпинга и т.д.).

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов (льгот и ограничений, тарифов, пошлин, квот, лицензий, государственное законодательство), определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

  • а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;
  • б) насытить внутренний рынок;
  • в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;
  • г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле - за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны - и данная страна, и весь остальной мир.