Какой язык читается справа налево. Почему все пишут слева направо, а евреи и арабы наоборот

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему еврейская и арабская письменность имеют одну явную особенность, а именно написание справа налево? Оказывается, тому есть вполне практичное объяснение.

Дело в том, что еврейская и арабская письменность возникла на основе древневавилонского клинописного письма, а западная традиция письма - из древнеегипетского папирусного письма.

Чтобы объяснить наглядно, в чем же между ними отличие, включим воображение. Представьте, что перед вами лежит папирус, а в руках у вас стило (тонкий ножичек). Мы нарезаем иероглифы правой рукой (85% людей - правши). При этом, то, что написано справа от нас, закрыто, зато прекрасно видно то, что слева. Возникает вопрос: как вам удобнее писать? Конечно, слева направо, поскольку так удобно видеть, что уже написано.

А теперь воьмите в руки камень, молоток и зубило. Молоток в правую руку (85%), зубило - в левую. Начнем высекать клинописные иероглифы. Левая рука с зубилом нам надежно закрывает то, что написано слева, зато то, что справа, нам хорошо видно. Как нам удобнее писать? В этом случае справа налево.

Кстати, если внимательнее присмотреться к буквам еврейского алфавита, то можно заметить, что их своеобразная конфигурация свидетельствует о том, что изначально буквы высекались на чем-то твердом. Такие буквы гораздо проще изобразить зубилом, а не пером.

Конечно, с тех пор камень перестал быть единственным долговечным хранителем информации, но правила письма уже сформировались, так что было принято решение не менять правила письменности кардинальным образом.

Вначале было слово

Около 4,000 лет назад у людей возникла потребность писать, т.е. передавать информацию другим людям не словом сказанным, а словом писанным. Первыми такими попытками были пиктограммы, т.е. рисунки. Писатели тех времён, наверное, были очень горды собой, но нам-то ясно, что их возможности описания качеств и эмоций были скудны.

рисунок 01

Развитием пиктограмм явились иероглифы. В дополнение к рисункам предметов появились изображения, несущие описательную информацию. За иероглифами закреплялись устойчивые понятия, количество таких иероглифов росло. Надписи теперь состояли из иероглифов и пиктограмм.

рисунок 02

Недостатки такого письма:

1. В любом современном языке есть более 500,000 слов. Необходимость запоминания тысяч иероглифов — задача, непосильная для большенства. Профессия писца/чтеца была уважаемой и требовала долгих лет обучения, простой народ был полностью лишён такой возможности.

2. Каждый иероглиф обладает смыслом только внутри некоторой группы людей, договорившихся о значении этого иероглифа. Человек не из этой группы не поймёт этого иероглифа, поэтому иероглифы не подходят для обмена информацией между группами людей.

Писали иероглифами во всех направлениях, но преобладающими направлениями были справа налево и сверху вниз. Причина этому проста: так удобно правше, пишущему по камню зубилом в левой руке и молотком в правой.

Что слышу — то и пишу

В середине 17 в. до. н.э. семья праотца Якова переселяется из Кнаана (Ханаана) в Египет. Евреи принимают активное участие в хозяйственной и торговой деятельности — ведение записей иероглифами и пиктограммами абсолютно не подходило для решения таких задач. Были придуманы значки, с помощью которых можно было ЗАПИСАТЬ ЗВУКИ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ. Так возник первый фонетический алфавит.

Поначалу каждый знак этого алфавита состоял из сочетания согласного и гласного звуков, т.е. являлся открытым слогом. Вот одна из версий списка знаков (не все до сих пор поняты):

рисунок 03

В этом списке 88 знаков. На самом деле их количество колеблется от 50 до 100 на разных этапах, в разных местах и у разных исследователей. Как и в наше время почти во всех языках, каждый согласный звук мог сочетаться с одним из 5 гласных для образования открытого слога, например:

Па, По, Пу, Пи, Пе.

На фотографии мы видим надпись, сделанную в 16 в. до н.э. Она найдена в Египте в ущелье Эль-Холь (песчаное ущелье) — это самая древняя из найденных надписей, написанных фонетическим алфавитом. Такая форма записи в наши дни называется линейным письмом, поскольку в отличие от предыдущих форм письма иероглифами во всех направлениях, она записывалась в горизонтальную линию.

рисунок 04

Ущелье Эль-Холь находится в Египте около 500 км. вверх по течению реки Нил от города Каир в районе расселения евреев в Египте в 16 в. до н.э.

рисунок 05

Линейное слоговое письмо совершенствовалось в период 16 — 14 вв. до н.э. В 13 в. до н.э. в развитии этого письма произошёл революционный скачок — об этом ниже.

После свержения в 1550 г. до н.э. XVI династии фараонов гиксос (hyksos, hycsos, Ὑκσώς, היקסוס) отношение властей и местного населения к евреям стало враждебным (читай статью « «). Началась эмиграция евреев из Египта в районы Эгейского моря, Крита, Кипра, Сицилии и к другим берегам Средиземного моря.

рисунок 06

Евреи расселялись в этих районах и, естественно, принесли туда линейное слоговое письмо. Множество документов, написанных на версиях этого письма найдены в раскопках Минойского и Микенского периодов.

рисунок 07

На каком бы языке мы ни писали, изъятие гласных букв из слов в большенстве случаев не приводит к непониманию текста, однако значительно его укорачивает. Давайте попробуем написать это предложение без гласных букв, оставив гласные только в начале и в конце слов и гласную «о».

Двйте попробм нпсть это прдложне бз глснх бкв, оствв глсне только в нчле и в конце слов и глсню «о». Пончлу нмного стрнно, но, если првкнть, вполне понтно.

Евреи так пишут и читают уже более 3 тысяч лет. Структура иврита, в котором практически все корни слов состоят из 3 согласных букв значительно облегчает задачу понимания написанного. Такой способ письма экономит время, бумагу, чернила и развивает вариантное мышление.

Удалив все лишние знаки, евреи к концу 13 в. до н.э., т.е. ко времени начала Исхода из Египта, создали алфавит, состоявший из 22 букв. Вот он:

рисунок 08

Дорогой читатель! Остановись и задумайся!!! Перед твоими глазами первый фонетический алфавит, состоящий из 22 букв - величайшее изобретение в истории человечества. Изобретение колеса, пороха, пинициллина и интернета ничтожны в сравнении с ним. Это универсальное средство распространения информации между людьми всего мира. Без него человечество практически остановилось бы в своём развитии 3,200 лет назад.

Этот алфавит обладал следующими революционными преимуществами:

1. он позволял записать ЛЮБОЕ сочетание звуков НЕЗАВИСИМО от языка говорящего и даже не требовал для этого понимания смысла сказанного.

2. он был доступен КАЖДОМУ человеку для изучения в считанные дни, т.е. открыл простому народу врaта в грамотность.

Экспорт алфавита в Европу

В 1194 — 1154 гг. до н.э. евреи совершают Исход — они покидают Египет и заселяют Ханаан.

В последующие 450 лет с помощью этого алфавита были написаны на языке иврит бессмертные произведения такие, как Тора, псалмы царя Давида, Песнь Песней и великое множество других. Чем же было занято население Европы в то время, как евреи учились грамоте, строили Иерусалим и спорили об основах морали, заложенных в 10 заповедях?

Европейцы тех времён бродили в шкурах по лесам, добывали пищу собирательством и примитивной охотой, жили в пещерах, поклонялись камням и молниям. Так бы продолжалось и дальше, НО …

В 732 г. до н.э. ассирийский царь Тиглат Пиласар III начал экспансию в Ханаан. Война продолжалась 31 год. В этот период массы жителей Израильского царства покинули Ханаан и, спасаясь, расселились на берегах Средиземного моря.

рисунок 09

Общее количество беженцев исчислялось миллионами человек (читай статью « «). Значительная их часть поселилась на островах и на побережье Эгейского моря. Так пришёл конец тёмным векам Греции.

Переселенцы принесли в бассейн Эгейского моря, среди прочего, и алфавит. Так началась история европейской письменности.

Развитие технологий письма

В 7 — 5 вв. до н.э. бумаги ещё не было. Писали на глине, на папирусах, на коже животных.

Самым удобным и перспективным было письмо на специально обработанной коже животных. Технология обработки кожи сохранилась до наших дней. Она применяется для изготовления клафа, на котором записывается молитва «Слушай, Израиль» и вкладывается в мезузу. Эта же технология применялась и применяется для изготовления свитков Торы.

Чем больше был кусок кожи — тем больше информации на нём можно было записать и, поэтому, тем большей была его ценность.

Чтение с больших кусков кожи имело недостаток — неудобная необходимость при переходе от строки к строке крутить головой. Чтобы преодолеть это неудобство в 6 — 5 вв. до н.э. появилась и развилась тенденция менять направление письма от строки к строке — строка справа налево, следующая срока слева направо и т.д., например:

рисунок 10

Для нас непривычно, но после минимальной тренировки вполне приемлемо.

  1. Для каждого символа в строке вычисляется направленность;
  2. Строка бьётся на блоки одинаковой направленности;
  3. Блоки выстраиваются в порядке, заданном базовым направлением.

На направленность каждого символа влияет его тип и направленность соседних символов.

Три типа символов

1) Сильно направленные (или строго типизированные, strongly typed) - например, буквы. Их направленность заранее определена - для большинства символов это LTR, для арабских и иврита - RTL.


Слова на картинке целиком строго типизированы:



2) Нейтральные - например, знаки пунктуации или пробелы. Их направленность не задана явно, они направлены так же, как соседние сильно направленные символы .


Запятая между направленными слева направо «o» и «w» в строке «Hello, world» принимает их направленность и при базовом LTR, и при RTL:



Но что, если нейтрально направленный символ попадает между двумя сильно направленными символами разной направленности? Такой символ принимает базовую направленность.


Вот тут расположение «++» в одном случае между однонаправленными «C» и «a», а в другом - между разнонаправленными «C» и арабским «و», приводит к разному результату:



То же самое случается с нейтральными символами в конце строки:



3) Слабо направленные (или слабо типизированные, weakly typed) - например, числа. Они имеют свою направленность, но никак не влияют на окружающие символы.


Непрерывные слова из цифр выстраиваются слева направо, но два числа подряд, разделённые нейтральным символом, будут идти друг за другом справа налево, если задана базовая RTL–направленность:



Ещё более наглядный случай - число, в котором разряды разделены пробелом:



При этом допускается разделять числа точкой, запятой, двоеточием - эти разделители тоже слабо направлены (подробнее можно посмотреть в спецификации):


Направленные блоки (directional run)

Последовательные символы одинаковой направленности объединяются в блоки (directional run). Эти блоки выстраиваются друг за другом в порядке, определённым базовым направлением:



Слабо направленные числа, несмотря на то, что имеют свою направленность, не влияют на формирование блоков, что может приводить к такому результату - они продолжают предыдущий направленный блок:


Зеркальные символы

Некоторые символы в разных контекстах имеют разную форму - например, открывающая скобка в RTL будет выглядеть как закрывающая в LTR (что логично, ведь контент в скобках будет идти после - то есть, слева от неё).


В большинстве случаев это не создаёт проблем, но если скобки случайно окажутся разной направленности, визуально они будут смотреть в одну сторону. Например, если скобка висит в конце строки:


Берём порядок под контроль

Как мы увидели выше, часто текст по этим правилам форматируется не так, как нам хотелось бы.


В этом случае нам пригодятся инструменты для встраивания желаемого направления в существующий контекст или переопределения направлений конкретных символов.

Изоляция (isolate)

С заданием базового направления мы уже познакомились выше: это делает атрибут dir. Это глобальный атрибут , он применим к любому элементу.


dir создаёт новый уровень встраивания (embedding level) и изолирует содержимое от внешнего контекста. Контент внутри направлен согласно значению атрибута, а внешняя направленность самого контейнера становится нейтральной.


Явная установка атрибута dir позволяет избежать почти всех проблем форматирования смешанного текста:


أنا أحب C++ و Java


Если направленность контента неизвестна заранее, можно указать auto в качестве значения атрибута dir. Тогда направление содержимого определится с помощью «некоторой эвристики» - оно просто возьмётся у первого попавшегося строго типизированного символа.


{comment}


Аналогично работает тег и css-правило unicode-bidi: isolate:


Landmark: {name} - {distance}

Встраивание (embed)

Можно открыть новый уровень встраивания без изоляции - правило unicode-bidi: embed в комбинации с нужным значением правила direction определяют и направление внутри элемента, и его направленность снаружи. Но это на практике не нужно почти никогда.

Переопределение (override)

или unicode-bidi: bidi-override; direction: rtl . Переопределяет направление каждого символа внутри элемента. Нужно использовать крайне редко (например, если нужно поменять местами два конкретных символа) и не забывать изолировать дочерние элементы.


Hello, world!


При этом снаружи элемент трактуется как сильно направленный. Чтобы он вёл себя как isolate снаружи, но как bidi-override внутри, нужно использовать unicode-bidi: isolate-override .

Управляющие символы (marks)

Вставка управляющих символов - неприятный способ, но он полезен, когда у нас нет доступа к разметке, но есть доступ к контенту. Например, это могут быть просто невидимые сильно направленные символы, ‎ и ‏ (‎ / ‏ или \u200e / \u200f). Они помогают задать нужное направление нейтральному символу.


Например, в этом случае, чтобы восклицательный знак в конце строки принял направление LTR, нужно, чтобы он находился между двумя LTR символами:


Hello, world!‎

Также любая описанная выше логика реализуется через управляющие символы. Для изоляции - LRI/RLI, для переопределения - LRO/RLO, и т.д. - смотри подробное руководство по управляющим символам.

Поддержка браузерами

К сожалению, в IE тег , dir="auto" и соответствующие им правила CSS не поддерживаются. Кроме того, спецификация этих правил всё ещё на стадии Editor"s Draft.


Если нужен аналог dir="auto" , работающий в любом браузере, можно парсить контент регуляркой и выставлять атрибут dir самостоятельно. Но лучше, конечно, так не делать.

HTML или CSS?

Однозначно, управлять направлением текста по возможности нужно через HTML–атрибут dir и тег , а не через правила CSS. Направление текста - это не стилизация, это часть контента. Страница может быть вставлена через какой-нибудь instant view или быть прочитана через RSS–reader.

Перед заключением: немного боли

Мы познакомились с теорией. Но знание теории не освобождает от необходимости страдать.


Главная проблема, с которой я столкнулся на первых же минутах разработки под RTL–язык, это его чужеродность. Мы пишем код слева направо. Моя система, браузер и редактор работают слева направо, все наши внутренние продукты - слева направо. Поэтому, как только в это пространство попадает арабский язык, всё плохо и больно:

Манипуляции с текстом

Если символы на экране расположены не в том порядке, в каком они на самом деле располагаются в строке, что будет, если попытаться редактировать двунаправленный текст? Или хотя бы выделить и скопировать его часть?


Ничего хорошего. Попробуйте сами:


Landmarks: دبي مارينا مول - 600 m, داماك العقارية - 1.2 km
a‮z‭b‮y‭c‮x‭d‮w‭e‮v‭f‮u‭g‮t‭h‮s‭i‮r‭j‮q‭k‮p‭l‮o‭m‮n‭

Манипуляции с кодом

И то же самое при правке кода в редакторе и код-ревью - боль.


Даже в порядке элементов в массиве нельзя быть уверенным:



Или того хуже, код вообще не выглядит валидным:



Один мой приятель после посещения Египта передал мне свой диалог с другим российским туристом во время экскурсии к пирамидам. Люди, бывавшие там, знают как это выглядит: арабы, бегающие со свистками и прогоняющие любителей полазить по пирамидам. После непродолжительного созерцания этого цирка попутчик спросил его "Ты веришь, что ЭТИ могли построить такое? Я - нет". Приятель с ним согласился.

Тем не менее каждый раз, когда я позволяю себе нелицеприятные высказывания об арабах, находится человек, который напоминает мне, что позиционную систему исчисления, которой мы пользуемся, придумали арабы и именно поэтому цифры называются "арабскими", в отличие от, например, от римских.

Однако арабскими эти числа назвали европейцы, которые позаимствовали их у арабов.

В XII веке книга Аль-Хорезми «Об индийском счёте» была переведена на латинский язык и сыграла очень большую роль в развитии европейской арифметики и внедрении индо-арабских цифр. ()

А вот на арабском они называются "ар ракм аль хинди", что означает "индийский счёт". Индийскими называют их и в Иране: "шумаре ха йе хенди" на фарси означает "индийские цифры". Мы не можем знать наверняка, построили ли арабы пирамиды, но то, что они не имеют никакого отношения к созданию так называемых "арабских" чисел - это достоверный и общепризнанный факт.

Индийские цифры возникли в Индии не позднее V века. Тогда же было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел. Арабские и индо-арабские цифры являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму. Индийскую систему записи широко популяризировал учёный Аль-Хорезми, автор знаменитой работы «Китаб аль-джебр ва-ль-мукабала», от названия которой произошёл термин «алгебра». ()

Но представим, что у нас нет доступа к интернету и книгам или мы не верим написанному в википедии. О том, что арабы просто воспользовались результатом, можно легко догадаться даже не зная про "индийские цифры". Как известно, арабы пишут справа налево . Но при этом написание цифр происходит как у большинства белых народов, слева направо. Поэтому, если при письме арабу надо написать число, ему приходится отступать влево, прикидывая сколько места оно займёт, вписывать число слева направо и потом возвращаться обратно к письму справа налево. Возьмите лист бумаги и попытайтесь писать текст справа налево, а цифры - как обычно, и вы поймёте, что имеется в виду. Если писать приходится быстро, то можно второпях недооценить необходимое для числа место, и тогда оно будет сплющенное к концу.

Надпись по-арабски "Получена сумма в размере 25976000 реалов". Последние три нуля не уместились в отступ и их пришлось дописывать мелким шрифтом сверху.

Более образованный оппонент сразу скажет, что мол достижение арабов не столько в создании системы позиционного исчисления, сколько в создании алгебры, прародителем которой считают выдающегося арабского (об этом чуть ниже) математика Аль-Хорезми. Cоздателем алгебры его считают конечно же не за "арабские" числа, а за упомянутый выше труд, книгу "Китаб аль-джебр ва-ль-мукабала". Слово "аль-джебр" в названии означает "перенос", а слово "ва-ль-мукбала" означает "приведение". Перенос членов и приведение подобных - это одни из основных действий при решении уравнений. Кстати, слово "алгоритм" происходит как раз от имени Аль-Хорезми - латинский перевод его книги начинался словами "Dixit Algorizmi" (сказал Алгоризми).

Мухаммад Аль-Хорезми, (предположительно) персидский математик, трудившийся под арабской оккупацией. Реального изображения конечно же не сохранилось и автор по какой-то причине решил нарисовать учёному арабский клювообразный нос. (фото отсюда)

Википедия сообщает нам, что Аль-Хорезми ввёл некую классификацию для линейных и квадратных уравнений и описал правила их решения. Методы решения квадратных уравнений - это вне всякого сомнения достижение для того времени. Но только они были известны уже до него

Один из первых известных выводов формулы корней квадратного уравнения принадлежит индийскому учёному Брахмагупте (около 598 г.); Брахмагупта изложил универсальное правило решения квадратного уравнения, приведённого к каноническому виду ()

«Брахма-спхута-сиддханта» («Усовершенствованное учение Брахмы», или «Пересмотр системы Брахмы») - самый известный труд Брахмагупты, посвящённый математике и астрономии. Трактат написан стихами и содержит только результаты без доказательств. Труд состоит из 25 глав (в других источниках говорится о 24 главах и приложении с таблицами). 18-я глава, «Распылитель», имеет прямое отношение к алгебре, но поскольку такого термина ещё не существовало, названа по первой задаче, рассматриваемой в главе. ()

Может быть Аль-Хорезми не был знаком с трудами Брахмагупты и переоткрыл способы решения квадратных уравнений?

Во второй половине VIII века, когда багдадский халиф из династии Аббасидов Абу-ль-Аббас Абд-Аллах аль-Мамун (712-775) был с посольством в Индии, пригласил в Багдад учёного из Удджайна по имени Канках, который преподавал индийскую систему астрономии на основе «Брахма-спхута-сиддханта». Халиф заказал письменный перевод книги на арабский язык, который был осуществлён математиком и философом Ибрахимом аль-Фазари в 771 году. Перевод, выполненный в виде таблиц - зиджа - с необходимыми пояснениями и рекомендациями, получил название «Большой Синдхинд». Известно, что этой работой пользовался ал-Хорезми для написания своих трудов по астрономии («Зидж ал-Хорезми») и арифметике («Книга об индийском счёте»). ()

Как видим, Аль-Хорезми был хорошо знаком с книгой Брахмагупты. Да, он был несомненно крупным учёным своего времени, но никак не основоположником алгебры. И если бы европейская математика получала знания напрямую из Индии, а не через Багдад, то алгебра сейчас называлась бы какой-нибудь "брахмаспхутой".

Скорее всего не был Аль-Хорезми и арабом. Почему? Помните, мы упоминали о том, что в арабской системе письма (справа налево) запись цифр слева направо выглядит весьма неестественно? Неужели крупный математик своего времени не мог догадаться, что можно писать цифры и справа налево? Наверняка мог. Даже не с целью скрыть факт заимствования, а просто из соображений удобства. Но не сделал. Почему? Вполне возможно намеренно, чтобы оставить очевидным факт того, что это чужая система, не арабская. Это как послание из глубины веков, мол смотрите люди, арабы не имеют никакого отношения к числам. Нашу догадку частично подтверждает википедия

Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился предположительно в Хиве в 783 году. В некоторых источниках аль-Хорезми называют «аль-маджуси», то есть маг, из этого делается вывод, что он происходил из рода зороастрийских жрецов, позже принявших ислам. ()

Зороастризм, который упоминает википедия, - это не этническая принадлежность, а религиозная. Понятно, что если семья Аль-Хорезми исповедовала зороастризм, то арабом он быть никак не мог. Но кем тогда? Зороастризм исповедовали в основном персы, то есть скорее всего он был персом.

Ещё более искушённый оппонент возможно скажет, что мол выше упоминалось, что багдадский халиф аль-Мамун заказал перевод книги Брахмагупты, а значит поддерживал развитие науки. Чтобы у читателя не осталось ложных ощущений на этот счёт, посмотрим на историю Хорезма, родины Аль-Хорезми.

В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама». ()

Вот что представляло собой нашествие арабов на просвещенный мир - вырезать всех учёных, а для нескольких оставшихся построить библиотеку в Багдаде.

Аль-Хорезми родился предположительно в 783 году, то есть спустя примерно 60 лет после прихода арабов. Представьте, что вашу родину захватило племя кочевников и ваши деды вечерами рассказывают истории, как захватчики вырезали ваших родственников. Видимо тихо ненавидел Аль-Хорезми мусульманских оккупантов, вот и оставил направление записи чисел как у индусов. Мол пусть арабские животные хоть так помучаются, записывая тексты то справа налево, то слева направо.

Что имеем в сухом остатке? Арабские цифры - вовсе не арабские, а индийские, а гордость арабского мира, якобы основоположник алгебры математик Аль-Хорезми, алгебру не создавал и скорее всего даже не был арабом.

Сколько же еще казалось бы банальных вопросов, которые буквально постоянно у нас на глазах. Однако, ответы на них мы никогда не пытались найти потому что не замечали этого вопроса - привыкли к нему. А ведь зачастую такие вопросы скрывают интересные, глубокие и иногда просто изящные ответы.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему еврейская и арабская письменность имеют одну явную особенность, а именно написание справа налево? Оказывается, тому есть вполне практичное объяснение.

Семитские языки, в число которых входит и арабский, и иврит, одни из древнейших на планете. Они зарождались в то время, когда никто даже и мечтать не мог о бумаге, ведь она появилась лишь в около двух тысяч лет назад. Еврейская и арабская письменность возникла на основе древневавилонского клинописного письма, а западная традиция письма — из древнеегипетского папирусного письма.

Чтобы объяснить наглядно, в чем же между ними отличие, включим воображение. Представьте, что перед вами лежит папирус, а в руках у вас стило (тонкий ножичек). Мы нарезаем иероглифы правой рукой (85% людей — правши). При этом, то, что написано справа от нас, закрыто, зато прекрасно видно то, что слева. Возникает вопрос: как вам удобнее писать? Конечно, слева направо, поскольку так удобно видеть, что уже написано.


А теперь возьмите в руки камень, молоток и зубило. Молоток в правую руку (85%), зубило — в левую. Начнем высекать клинописные иероглифы. Левая рука с зубилом нам надежно закрывает то, что написано слева, зато то, что справа, нам хорошо видно. Как нам удобнее писать? В этом случае - справа налево.


Кстати, если внимательнее присмотреться к буквам еврейского алфавита, то можно заметить, что их своеобразная конфигурация свидетельствует о том, что изначально буквы высекались на чем-то твердом. Такие буквы гораздо проще изобразить зубилом, а не пером.

Конечно, с тех пор камень перестал быть единственным долговечным хранителем информации, но правила письма уже сформировались, так что было принято решение не менять правила письменности кардинальным образом.

Согласны с такой версией?