Как выучить материал за один день. Как быстрее запоминать информацию: рекомендации Как быстрее всего выучить

Сергей Анатольевич Горин

Есть редкие люди, которых природа одарила эйдетической памятью, то есть практически фотографической: увидел – запомнил. Эти люди-феномены и книги так читают: пролистал быстренько, запечатлел взором, а потом потихоньку достает из памяти и читает не торопясь. Разумеется, на экзамене они могут извлечь из мозга образ учебника или конспекта и просто процитировать нужную страницу первоисточника. Если ваш школьник именно такой уникум, статью можно пропустить, она не для вас.

Если же вашему выпускнику не повезло и фотографической памяти у него нет, читайте дальше, потому что мы поговорим о мнемонике (искусстве запоминания) и мнемотехнике (приемах запоминания).

Простые народные приемы мнемотехники

Вы будете удивлены, но завязывание узелков на память – самая настоящая мнемотехника, основанная на условных рефлексах.

Работает это так: вы сосредоточенно думаете о чем-то, что надо запомнить/не забыть сделать, и завязываете узел на носовом платке. Потом достаете платок (может быть, случайно), видите узелок на нем и успешно вспоминаете, ради какого действия вы его завязали.

Тот же принцип применялся для зарубок на носу: берете нос (деревянную палочку, которую неграмотный крестьянин НОСил с собой, поэтому она так называется) и, сосредоточенно думая о том, что вам надо запомнить, делаете зарубку. Увидели зарубку – вспомнили, что надо сделать.

Был у носа и другой вариант использования: на нем делалось столько зарубок, сколько мешков пшеницы крестьянин Иван взял в долг у крестьянина Петра. Потом палочку раскалывали надвое вдоль, и у обоих неграмотных участников договора кредитования оставалось доказательство заключения этого договора.

Зубрежка

Чтобы научиться плавать, надо плавать, а не читать книжки про обучение плаванию. Чтобы развивать память, надо много запоминать , и чем чаще вы будете нагружать свою память, тем более тренированной она будет для быстрого усвоения новой информации.

Слово «зубрежка» имеет пренебрежительный оттенок значения, а зря.

Зубрежка – это всего лишь многократное повторение текста (даты, телефонного номера), который вы хотите запомнить.

Так что зубрите на здоровье! Стихи, например, вы по-другому и не заучите.

Все, что вы удержали в кратковременной памяти хотя бы 40 секунд, уходит в долговременную, поэтому мы помним по итогу огромный объем информации.

По механизму долгого удержания в кратковременной памяти работает и запоминание учебного материала при конспектировании лекций. Только в этом случае мы задействуем целый комплекс: к слуховой памяти мы подключаем зрительную (таблицы, иллюстрации) и моторную, двигательную (выборочное записывание плюс дополнительное обдумывание тезисов в ходе записи).

Комплекс «слух-зрение-запись» для развития памяти весьма полезен:

люди запоминают только 10 % того, что слышат, 30 % того, что видят, но целых 70 % того, что делают!

А записал – значит, сделал. При самостоятельном усвоении материала тоже можно подключить разные виды памяти:

Кратко пересказать кому-нибудь прочитанное в учебнике, заранее выделив в тексте самое главное;

Сделать небольшой конспект основных тезисов.

Правда, в повседневности люди записывают не для того, чтобы запомнить, а для того, чтобы не забыть: «Ага, я это записал, можно не запоминать, лишь бы не забыть, куда записал».

Поэтому дополнительное обдумывание материала в ходе записи – важный компонент запоминания.

Помощь зубрилке

Постарайтесь придать запоминаемому материалу собственную систему – на этом основана бОльшая часть мнемонических приемов.

Например, практически невозможно запомнить без записи последовательность букв vfvf cibkf vyt infys bp ,th`pjdjq rjhs. Но задание становится до смешного легким, если последовательность иначе систематизирована. В данном случае это фраза «мама сшила мне штаны из березовой коры», набранная русскими буквами при английской раскладке клавиатуры.

Часть материала уже систематизирована до вас , поэтому, готовясь к экзамену, вы можете заучивать не все подряд главы из учебника, а ответы на конкретные экзаменационные билеты.

Школьные и институтские отличники поступают именно так.

Вопросы из билетов не секретны, их содержание обычно вывешивают в институте или школе на доске объявлений, их можно переписать или сфотографировать. Если вы выучили хотя бы половину билетов, вероятность получить пятерку на экзамене почти стопроцентная – теория вероятности на вашей стороне.

К созданию собственных схем систематизации можно отнести следующие простые приемы: рифмование и ритмизирование запоминаемого материала.

Цифры и числа особенно легко запомнить, если они рифмуются.

Вспомните хотя бы начальную школу и таблицу умножения: «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» запоминаются мгновенно. А вот после «семью семь» так и тянет ответить «сорок семь», хотя правильный ответ «сорок девять».

«Надо только постараться и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если больше спросим – пять, три, пять и восемь».

Современные школьники склонны изображать из себя рэперов, выдавая свои глубокие познания речитативом:

«Крепостное право отменили, ду-ду, в тыща восемьсот шисят первом году!»

Впрочем, дополнительное ритмизирование текста, который вам нужно запомнить, при помощи постукивания рукой, притоптывания ногой и покачивания телом в такт речи помогает при заучивании и классических стихотворений, и химических формул, и математических уравнений. Попробуйте!

Именно так, дополнительной ритмизацией, радисты когда-то помогали себе запоминать азбуку Морзе. Усвоить ее зрительно тяжкая нагрузка, но радисты работали на слух, поэтому соотносили отдельные сигналы «точка-тире» с распространенными речевыми и песенными фразами.

Для любого старого радиолюбителя цифра 2 азбукой Морзе – это не 2 точки и 3 тире, не зрительный образ «. . _ _ _»; для него это фраза «я на гоОор-куУу-шлаАа».

Соответственно, цифра 3 – это не 3 точки, 2 тире, не картинка «. . . _ _», а фраза «и-дут-три-браАа-таАа».

Мнемотехника, основанная на зрительном воображении

Это самая большая группа приемов запоминания , в одной статье описать их все невозможно. Возьмем самые распространенные и простые приемы.

Прием «Улекеле». Описан в одном голливудском фильме.

Преступник обронил листок бумаги, на котором его рукой было написано таинственное слово Ulekele. И вот следователь напряженно думает: что хотел сказать преступник, что означает это слово? Есть музыкальный инструмент укулеле. Если бы на бумажке было это слово, сыщику можно было бы вообще не напрягаться – может, злодей решил музыке обучиться на старости лет?

Но нет, слово написано какое-то неправильное, и путем немыслимого напряжения умственных способностей сыщик догадывается: да ведь преступный элемент просто списал с телефона буквы, которые, как и цифры, написаны на клавишах телефона и могут соответствовать какому-то телефонному номеру из семи цифр!

А номер 8535353 как раз принадлежит жертве – значит, нехороший киллер запоминал ее телефон, чтобы позвонить и узнать, дома ли она! (Мы бы с вами, правда, такой номер и без улекеле запомнили).

Добро торжествует, преступник разоблачен, а зрителю рассказали простую систему запоминания телефонных номеров или последовательности двух дат.

Сложности возникают только с единицей и нулем: на мобильных телефонах клавиши 1 и 0 не снабжены буквами. Придется вводить в слова знак «плюс» (клавиша 0 – это знак + или пробел) и какой-то ваш любимый знак препинания для единицы (клавиша 1 – знаки препинания).

Тогда годы жизни некогда весьма популярного, а ныне все реже цитируемого Владимира Ильича Ульянова-Ленина (1870-1924) будут выглядеть в зашифрованном виде так: @ых+@эби. Если у вас получится что-то более осмысленное, запомнить будет легче.

Прием «Живые цифры». В самом простом виде он описан в рассказе Карела Чапека «Поэт».

Городской поэт, свидетель дорожно-транспортного происшествия не запомнил номер машины, сбившей старушку, но по горячим следам написал стихотворение со строками: «О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки – трагедии знаменье!»

Следователь, опрашивая поэта, выяснил, что строки навеяны поэтическим осмыслением цифр: 2 (шея лебедя), 3 (грудь), 5 (круглый барабан и две палочки). При этом сам номер машины поэт не запомнил и назвать его отказался. Номер совершившей наезд на пешехода машины, которую разыскал следователь, действительно был 235.

Для постоянного использования этого мнемонического приема вам следует создать собственный набор образов для цифр.

Например, нужно запомнить, что Колумб открыл Америку в 1492 году. Предположим, что в вашем личном наборе цифра 1 напоминает двухметровый железный лом, 4 – детскую горку, 9 – слона с хоботом, 2 – ну пусть будет тот же лебедь (или гусь). Тогда для запоминания даты вы мысленно рисуете видеоролик: Колумб (в роскошной шляпе с пером, для достоверности), держа в руке двухметровый лом, съезжает по детской горке и ударяет по хоботу слона, который мирно беседовал с гусем; и все они хором кричат: «Америка открыта!»

Чем более бессмысленным и нелепо смешным получится ролик, тем лучше он запомнится.

Теперь при слове «Колумб» вы невольно воспроизведете в уме этот маленький фильм, прочитав закодированную в нем дату.

Прием «Римская комната», или Метод Цицерона. Техническая суть метода та же: для запоминания любой абстрактной последовательности слов или понятий вы создаете в воображении собственный видеоролик, в котором все понятия закодированы.

Многие ошибочно полагают, что активная работа памяти заканчивается по окончании института, техникума или университета. Однако это не совсем так. Использование памяти продолжается и после получения диплома. Другое дело, где и в каком объеме ее применять, а главное, как совершенствовать. Поэтому в данной статье мы расскажем о том, как быстрее запоминать информацию, используя самые простые и эффективные упражнения.

Какие виды памяти бывают?

Память человека условно можно разделить на два вида:

  • краткосрочную (быструю);
  • долгосрочную.

Краткосрочная память позволяет человеку запоминать определенный перечень предметов или объектов, существующих в реальном времени. Другими словами, в памяти остаются лишь образы, актуальные здесь и сейчас. В среднем таких объектов может быть 5-8 штук. Соответственно, долгосрочная память дает возможность запомнить те или иные образы, которые могут понадобиться человеку не сразу, а, к примеру, через год. Поэтому, чтобы разобраться, как лучше запоминать информацию, необходимо научиться их различать.

  • визуальная (запоминаются те предметы, которые мы видим воочию);
  • звуковая (улавливается мелодия, слова песни);
  • чувственная (основана на реальных душевных переживаниях и чувствах);
  • тактильная (запоминаются ощущения);
  • эмоциональная (основана исключительно на эмоциях);
  • ассоциативная (связывает предметы и объекты с какими-либо ассоциациями).

О том, как быстрее запоминать информацию, расскажем далее.

Упражнение 1: пишем печальные письма

Учеными было сделано удивительное открытие. Наша память, как оказалось, наиболее восприимчива к отрицательным воспоминаниям и пережитым эмоциям. Поэтому метод написания писем заключается в следующем: необходимо взять лист бумаги и ручку, засечь на часах 15-20 минут и в течение этого времени изложить все те неприятности и негативные моменты, с которыми вы сталкивались в последнюю неделю, месяц.

Интересно, что после такого упражнения вам будет легко запомнить практически любую информацию. По словам ученых, это связано с тем, что после использования упражнения мозг попросту не успеет переключиться с ваших воспоминаний и с радостью воспримет все, что вы прочитаете и заучите. Именно так стоит и поступить, если вы ищете ответ на вопрос: «Как лучше запоминать информацию?»

Упражнение 2: кричите, и вас услышат

Немного неординарный, но вполне действенный метод запомнить любую информацию. Он заключается в ее громком выкрикивании. К примеру, таким способом можно учить иностранные слова, готовиться к экзаменам или тестированию. Однако это не означает, что во время такого упражнения необходимо орать до хрипоты или до первого звонка возмущенных соседей. Делайте все в пределах разумного.

Как быстро запомнить большой объем информации: упражнение 3

Если в короткие сроки вам необходимо выучить большой объем текста или материала, то следует выполнить такие действия:

  • внимательно (желательно несколько раз) прочитать написанное или напечатанное;
  • вникнуть в содержимое;
  • выделить основную и вспомогательную информацию;
  • разделить материал на части (в соответствии с уровнем их важности);
  • составить краткий (можно ;
  • пересказать прочитанное.

Вот как быстро запомнить большой объем информации.

Упражнение 4: движение - это сила

Когда какой-либо материал ну никак не хочет запоминаться, многие специалисты советуют использовать реальные движения. Для этого необходимо встать с места, взять в руки книгу с текстом и для наилучшего эффекта начать ходить кругами по комнате, одновременно читая написанное. Считается, что во время ходьбы происходит быстрая активация мозга, следовательно, любой материал усваивается намного скорее.

С этой же целью, перед тем как запомнить большую информацию, рекомендуется 25-30 минут потанцевать, попрыгать, побегать или сделать какие-либо физические упражнения. Говорят, что после этого можно будет запомнить хоть весь первый том «Войны и мира».

Упражнение 5: играйте в ассоциации

Один из самых действенных способов развить и запомнить любую информацию - игра в ассоциации. Предположим, вам необходимо запомнить список продуктов. Для этого нужно сначала написать этот перечень покупок, посмотреть на него и создать образы, которые вам будет проще запомнить.

Например, в вашем перечне будущих приобретений указана морковь. Так как она обладает оранжевой шкуркой, то она вполне может ассоциироваться с рыжей лисой или белкой. Ватные палочки - это мягкий и белый снег. Вода - стакан и т. д. Это вкратце о том, как быстрее запоминать информацию.

Упражнение 6: раскладывайте все по полочкам

Говорят, что лучше всего запоминаются вещи, находящиеся в любимом месте. К примеру, в вашем доме есть любимое кресло, на котором вы часто сидите. А возле него находится стопка из деревянных полок. Вот на них-то и можно мысленно положить те предметы, которые вы планируете запомнить. После этого вам будет проще вспомнить расположение предметов и их названия.

Упражнение 7: оставляйте записки

Предположим, вам необходимо выучить большой доклад, но вы не знаете, как быстрее запоминать информацию. Для того чтобы быстрее выучить написанное, необходимо разделить текст на короткие предложения, написать их на липких листочках и расклеить в доступных местах в комнате. Далее рекомендуется время от времени ходить по квартире и читать свои записки.

Упражнение 8: считаем спички

Иногда не стоит дожидаться того момента, когда вам нужно будет срочно выучить какой-либо текст, цифры или слова. Лучше всего начинать тренировать свою память и внимательность до наступления подходящего момента.

К примеру, если вы регулярно будете выполнять упражнение «Спички», вы сможете повысить уровень внимательности и запоминания мельчайших деталей, следовательно, при необходимости усвоить какой-либо важный материал вам не составит никакого труда. Далее мы расскажем о том, как легко запоминать информацию любой сложности.

Итак, смысл упражнения сводится к следующему: необходимо взять ровно пять спичек, высыпать их на стол, запомнить их положение, отвернуться в другую сторону и постараться воссоздать. С каждым занятием рекомендуется поэтапно увеличивать количество спичек и сложность создаваемых фигур.

Упражнение 9: читаем слова наоборот

Очень простое и полезное упражнение для развития внимательности и памяти заключается в прочтении Например, во время прогулки или поездки по городу обратите внимание на вывески магазинов, прочитайте их наоборот. В этом случае вам придется не просто запоминать непривычное вам значение для обычных названий, но и держать в памяти исходное слово-оригинал.

Упражнение 10: меняем цифры и буквы местами

Если вы испытываете определенные трудности с запоминанием номеров телефонов или ПИН-кода, то вам стоит воспользоваться несложными и одновременно эффективными приемами усвоения данных. На данный момент известны различные способы. Запомнить информацию, связанную с цифрами, вам поможет, например, вариант с заменой их на буквы.

К примеру, вам необходимо запомнить следующую последовательность: 9, 5, 8, 4. Заменяем их буквами, соответствующими первым буквам цифр. Получаем вместо «9» букву «д», «5» меняем на «п», «8» на «в», а «4» на «ч». Интереснее будет развить мысль дальше, придумав из этого буквенного кода целое предложение. В данном случае вместо сложночитаемых «дпвч» получим «допустим, вы человек».

Одним словом, если вы действительно решили улучшить показатели вашей памяти, не медлите и приступайте к тренировкам прямо сейчас. В этом случае вам не придется ломать голову и изобретать очередной невероятно быстрый способ заучивания информации. Наоборот, вы будете быстро все усваивать и запоминать. Дерзайте!

Дети идут в первый класс и на уроках чтения получают задание выучить стихотворение. С этого и начинаются проблемы многих ребят и родителей. Однако детям заучивание стихотворений дается легче, чем взрослым. Возможно ли хорошо и быстро выучить стихотворное произведение? Ну конечно же, да! О том, как легко выучить стих, расскажет данная статья.

Почему так необходимо время от времени учить стихи?

Проблема при изучении стихотворных произведений появляется, если ребенок не любит и не понимает, зачем их нужно учить. На самом деле стихотворения учить очень полезно и даже необходимо.

Во-первых, чтение таких произведений развивает память. Есть несколько способов улучшения памяти, но самый эффективный - это работа со стихотворениями. Во-вторых, такие рифмованные тексты развивают дикцию и речь.

Как можно легко выучить стих? Для того чтобы как можно быстрее запомнить текст, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Остаться наедине с самим собой, выключить музыку, убрать все раздражающие вещи, исключить включенный телевизор, радио, телефон и другую технику. Нужны полная тишина и спокойствие.
  2. Относиться к работе позитивно, не раздражаться, если что-то не получается. Правильный настрой - это очень важно при изучении стихотворений.
  3. Замечательно, если вы уже знаете, какая память работает на вас: зрительная, память на слух или образная. Если вы до сих пор не заметили, какой тип памяти в приоритете, попытайтесь это выяснить. Книголюбы чаще всего обладают зрительной, меломаны - слуховой, а дизайнеры, художники и киноманы - образной. Используйте данные способы запоминания.
  4. Как легко выучить стих, когда времени осталось крайне мало? Необходимо избежать психологического давления, не думайте о том, что вы не успеете ничего сделать. Это отвлекает и сильно мешает учебе.

инструкция для быстрого заучивания текста

Как легко выучить большой стих? Существует специальный алгоритм заучивания трудных текстов:

  1. Прочитайте стихотворение очень внимательно. Попытайтесь понять его смысл. Прочитать его необходимо не только вслух, но и несколько раз про себя. При чтении вслух старайтесь жестикулировать, выделять запятые, восклицательные и вопросительные знаки интонацией. Вдумайтесь в суть текста.
  2. Проследите за последовательностью событий, описанных поэтом, или же последовательностью мыслей.
  3. Если память у вас образная или зрительная, запишите стих на листок. Как легко выучить стих, если память больше развита на слух? Найдите запись или прочитайте текст на диктофон. Слушайте и повторяйте.
  4. Учите стихотворения по строфам, после заучивания строфы закройте учебник и запишите ее на бумаге по памяти. Проделайте это с каждой последующей.

Другие способы заучивания

Как легко выучить стих другими способами?

  1. Написать на листке или несколько раз перепечатать строфу стихотворения и повторить вслух.
  2. Найти и определить связь между строфами, запомнить последовательность. Можно на листке составить план стихотворения по типу содержания.
  3. Определить, каким метром написано произведение, запомнить постановку ударений.
  4. Подчеркните в стихотворении ключевые фразы, которые раскрывают весь смысл строфы. Главное - при запоминании опираться именно на них.
  5. После того как вы выучили стихотворение, закрепить его нужно, прочитав несколько раз вслух.
  6. Знайте, что память лучше работает на свежую голову, то есть днем, вопреки распространенному мнению об обратном.

Многие подростки задумываются о том, как легко выучить стих. На самом деле, если следовать данным правилам и рекомендациям, любой текст, даже самый сложный, можно легко запомнить.

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

    Слушайте. Если вы лучше всего воспринимаете на слух и можете запоминать информацию, которую получаете в устном виде, то вы, вероятно, обладаете слуховой памятью. Вот некоторые характеристики, которые помогут определить, воспринимаете ли вы информацию на слух:

    • Вы в деталях запоминаете все, что слышите на лекциях или в разговорах.
    • У вас богатый словарный запас, вы правильно подбираете слова, вам относительно легко учить новые языки.
    • Вы хороший оратор и можете вести интересные беседы, четко формулируя свои мысли.
    • У вас талант к музыке и способность слышать тон, ритм и отдельные ноты в аккорде или отдельные инструменты в ансамбле.
  1. Сделайте глубокий вдох. Пересмотрите весь объем информации, чтобы знать, что вам предстоит читать. Если он слишком большой, разбейте информацию на разделы.

    Повторение - ключевой фактор. Используйте повторение вслух, чтобы запомнить порядок вещей:

    • Прочтите первый пункт.
    • Расскажите его вслух без шпаргалки.
    • Прочтите первый и второй пункты.
    • Повторяйте вслух оба пункта, пока не сможете рассказать их не подглядывая в шпаргалку.
    • Прочтите первый, второй и третий пункты.
    • Повторяйте все три вслух, пока не запомните.
    • Повторяйте этот процесс, пока не сможете рассказать все три пункта без шпаргалки.
    • Когда вы подойдете к концу списка, повторите его, не читая. Расскажите вслух три раза.
    • Если не можете рассказать все три раза, начните сначала.
  2. Сделайте перерыв. Важно сохранять ум свежим, так что, когда поймете, что вы приблизительно что-то запомнили, сделайте перерыв на 20–30 минут. В течение этого времени делайте то, что вам нравится и не требует усилий (то есть, то, что не требует использования знаний), например, поговорите по телефону или прогуляйтесь по парку. Так вы дадите мозгу отдохнуть и время переместить то, что вы только что выучили в долгосрочную память. Избыточное повторение новых понятий и изучение разных тем может помешать этому процессу перемещения.

    Проверьте то, что вы запомнили. После перерыва проверьте себя еще раз, чтобы понять, до сих пор ли вы все помните. Если вы все сделали правильно, информация, скорее всего, усвоится. Если нет, работайте с разделом, где у вас возникли проблемы. После сделайте еще один короткий перерыв и снова приступайте к делу.

    Послушайте себя. Сначала запишите на диктофон всю информацию, которую нужно запомнить, затем включите себе запись, отправляясь спать. Хотя это не очень хорошо работает при изучении новой, незнакомой информации, повторение во время сна поможет вам запомнить информацию, которой вы уже сознательно овладели.

    • Вы можете приобрести или сделать сами повязку на голову, которая будет придерживать наушники на голове, пока вы спите. Такая повязка часто используется людьми, которые слушают расслабляющую музыку перед сном.
  3. Послушайте других. Если есть возможность и если это разрешено, попробуйте записывать лекции на диктофон. Это поможет заполнить пропуски в конспекте и услышать лекцию снова. Часто достаточно прослушать ее два-три раза, чтобы она запомнилась, не прилагая каких-либо усилий.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя про себя информацию. Двигаясь, вы используете оба полушария мозга, и запоминать материал будет намного легче.

    Просмотрите все по каждому цвету отдельно, пишите и переписывайте пункты, пока не запомните все, что нужно. Записывая каждый пункт нужным цветом под заголовком такого же цвета, вы закрепите эту ассоциацию в вашем мозгу, а также это поможет при выполнении следующего пункта.

    Разместите свои записи на видном месте, например, на двери в комнату или на дверце шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо. Выделите информацию по цветам и распределите записи по вертикали, по горизонтали или по времени.

    Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите пункты, перепишите их в новую заметку и замените существующую. Если у вас возникли трудности с одной из заметок, перепишите ее, возьмите старую и разместите в таком месте, где будете видеть ее чаще. Меняйте ее местоположение время от времени.

    Найдите партнера для учебы. Рисуйте графики/диаграммы, выписывайте объяснения, и учите друг друга определениям, чтобы обоим было легче их запомнить.

    Выделите важное. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. Если вы читаете онлайн PDF-файл, то воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов. Это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Когда вы двигаетесь, работают оба полушария мозга, и запоминать материал намного легче.

Тактильная/моторная память

    Если вы предпочитаете получать информацию о предметах, прикасаясь к ним, то вы, скорее всего, обладаете тактильной памятью. Вам нравится чувствовать информацию, если это вообще возможно, учась на практике. Вот некоторые особенности людей с тактильной памятью:

    • Вам проще всего учиться, когда вы что-то делаете, - движение, практика, и тактильная помощь делают информацию для вас более реальной.
    • Вы активно жестикулируете, когда разговариваете.
    • Вы помните события по тому, что случилось, а не по тому, что вы слышали, говорили или видели.
    • Вы хороши в рисовании, искусстве, кулинарии, конструировании - в деятельности, которая требует ручного манипулирования объектами.
    • Вы предприимчивы и легки на подъем, вам сложно усидеть на месте в течение длительного времени.
    • Вам не нравится быть стесненным, вы предпочитаете быть там, где можно встать, передвигаться, и сделать перерыв.
    • Вам не нравится сидеть в классе, когда вы можете сделать что-то, что научит вас большему.
  1. Найдите свое место. Вам нужно пространство для перемещения, так что не сидите в своей комнате с закрытой дверью, когда учитесь. Кухонный стол, возможно, будет более подходящим местом для вашего стиля обучения.

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.