Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2017)

ТК РФ, Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

1) рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;

получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого

информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; 4)

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Новая редакция Ст. 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Читайте также: Сколько дней больничного оплачивается в год

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Комментарий к Статье 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили письменное соглашение о том, что они берут на себя обязательство выполнить вынесенное им решение.

Трудовой арбитраж создается в течение трех дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. В его формировании принимают участие стороны спора и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Его участники решают вопросы относительно состава, регламента и полномочий трудового арбитража.

В трудовом арбитраже спор рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня его создания. Кодекс наделил этот орган досудебного рассмотрения коллективных споров следующими полномочиями:

рассматривать обращения сторон;

истребовать и получать все необходимые и имеющие отношения к делу документы и сведения;

информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных неблагоприятных социальных последствиях коллективного трудового спора;

принимать решение по существу рассматриваемого спора.

Принятое трудовым арбитражем решение передается его сторонам в письменной форме.

Обратите внимание, что в некоторых случаях рассмотрение коллективного трудового спора требует обязательного участия трудового арбитража. В частности, это установлено статьей 406 Кодекса, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

В организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок создание трудового арбитража также является не правом, а обязанностью спорящих сторон.

Другой комментарий к Ст. 404 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой арбитраж — один из трех возможных вариантов досудебного развития коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (ad hoc).

Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

Добровольный характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 2 ст. 407, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

2. Процедура создания трудового арбитража может начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:

— при недостижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

— в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

— в случае сознательного выбора сторонами коллективного трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

— в случае если на первом этапе рассмотрения коллективного трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

— в случае если участие посредника в рассмотрении коллективного трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

— в случае, когда его создание является обязательным, — для некоторых категорий работников, которые не имеют права на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

3. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации и проведению забастовки (см. ст. 406 ТК РФ и комментарий к ней). Представляется, что эта ситуация возможна, когда трудовой арбитраж является второй стадией рассмотрения коллективного трудового спора, т.е. при отказе сторон от посредника. Если же предложение о создании трудового арбитража выдвигается представителями работников после рассмотрения спора с помощью посредника, то работодатель вправе отказаться от рассмотрения этого же спора еще и в арбитраже. Естественно, что право перейти к следующей стадии (забастовке) у работников при этом остается.

4. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), являющаяся государственным органом. Она на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким тройственным органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

Читайте также: Расчет отпускных после декретного отпуска

5. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум 8 рабочих дней: 3 дня с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и 5 дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.

6. Трудовой кодекс в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора.

Поскольку рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже никогда не является его первой стадией (этому предшествует как минимум рассмотрение спора в примирительной комиссии, а возможно, и при участии посредника), то арбитраж не должен рассматривать (и пересматривать) вопросы, по которым стороны пришли к согласию.

Кроме того, теперь трудовой арбитраж принимает не рекомендации, а решение. Данное решение арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается его сторонам в письменной форме.

7. Поскольку стороны сами избирают арбитров, то в случае заключения письменного соглашения об обязательности выполнения его решения стороны обязаны его выполнить.

8. На время разрешения коллективного трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур. Конфиденциальная информация, доверенная им в процессе рассмотрения спора, не должна распространяться и использоваться ими — прямо или косвенно — для личной или иной выгоды.

10. С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

11. Комментируемая статья дополнена важным положением, в соответствии с которым создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу в случаях, когда законодательством запрещено проведение забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора (см. ст. 413 ТК РФ и комментарий к ней).

Если же стороны в данном случае не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (Роструд).

12. Необходимо отметить, что законодательство не предусматривает механизма принудительного исполнения решения трудового арбитража. С одной стороны, имеется возможность привлечь работодателя к административной ответственности, с другой — у работников (в случае неисполнения решения трудового арбитража) появляются все основания для перехода к следующей стадии коллективного трудового спора — забастовке.

  • Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  • Вверх
  • Статья 405 ТК РФ. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

Статья 404 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Данная редакция закона может быть не актуальна на настоящий момент. Актуальная редакция может быть доступна в официальном источнике.

Примеры практики — судебные решения по статье 404 ТК РФ:

Решение по делу 2-1923/2016

М-1552/2016 (08.06.2016, Ухтинский городской суд (Республика Коми))
Решение по делу 2-1923/2016

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

1 См.: Ваше право. 1997. № 10. В трудовой арбитраж коллективный трудовой спор передается после того, как он прошел примирительную комиссию и не был там разрешен, либо после того, как участие посредника не привело к соглашению сторон.

В случаях уклонения работодателя от участия в создании или в работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор также может быть передан на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы. Председатель трудового арбитража обычно утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

На заседаниях трудового арбитража ведется протокол, в который заносятся фамилии, имена и отчества его членов; дата создания арбитража с указанием документа (соглашения), подтверждающего волю сторон по этому вопросу; даты проведения заседаний; суть спора; мнение сторон, а также экспертов, специалистов, если они были приглашены; решение, вынесенное арбитражем, с соответствующим обоснованием (мотивировкой).

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Министерством труда и социального развития РФ 27 марта 1997 г. утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Стороны и примирительные органы должны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших коллективный трудовой спор (конфликт).

Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет

См.: Ваше право. 1997. № 11. для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций, - если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.

6. Гарантии работников в связи с разрешением коллективного трудового спора.

Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Закон внес существенные изменения в эту процедуру. Теперь трудовой арбитраж может быть временным (создается сторонами совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения конкретного спора) и постоянным (формируется решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых в этот орган по соглашению сторон).
Сохранив нормы о возможности самостоятельного создания трудового арбитража сторонами каждого коллективного трудового спора, Закон предусматривает право сторон передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
После принятия сторонами обоюдного решения для передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в трудовой арбитраж заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении его решения.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава для разрешения и его регламент определяются положением или уставом, утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Изменились сроки рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже: они сокращены и составляют не более 3 рабочих дней на локальном уровне социального партнерства и не более 5 рабочих дней - на иных уровнях. Данные сроки отсчитываются со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ).
При уклонении одной стороны от участия в какой-либо из примирительных процедур другая сторона имеет право потребовать проведения переговоров о применении следующего вида примирительных процедур не позднее следующего рабочего дня после предъявления указанного требования. При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению спора (ст. 406 ТК РФ). В такой ситуации работники вправе приступить к организации забастовки.

124.Порядок образования примирительных органов.

Три органа по примирению сторон:

1) примирительную комиссию;

2) посредника;

3) трудовой арбитраж.

Примирительная комиссия образуется представителями сторон. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. Такое оформление необходимо для четкого определения момента создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике проявляется в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.

Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Службы), так и по ее рекомендации.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России следует оформить протоколом. Примерная форма протокола дана в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.

Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров.

В создании трудового арбитража также участвуют государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров. Они совместно с представителями работников и работодателя (работодателей) участвуют в определении регламента и полномочий трудового арбитража (ч. 3 ст. 404 ТК). Законом скорректированы сроки создания трудового арбитража - 2 рабочих дня со дня заключения соглашения о рассмотрении спора в трудовом арбитраже на локальном уровне и 4 рабочих дня, когда трудовой спор решается на иных уровнях социального партнерства.

Составляются ежегодно пересматриваемые списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров.

В качестве трудовых арбитров могут выступать и работники указанных органов.

125.Сроки при разрешении коллективных трудовых споров.

Срок рассмотрения требований работников работодателем 3 дня со дня их получения
Срок создания примирительной комиссии при КолТрудСпоре (КТС1) В течение 3 дней со дня начала спора
Срок рассмотрения спора в примирительной комиссии До 3х на локальном уровне и 5 дней на иных уровнях социального партнерства дней
Срок рассмотрения КТС1 посредником
Срок рассмотрения КТС1 в трудовом арбитраже До 3х на локальном уровне и 5 дней на иных уровнях социального партнерства дней
Решение о проведение забастовки направляется работодателю За 10 дней до начала забастовки
Срок проведения одночасовой предупредительной забастовки Проводится после 5 дней работы примирительной комиссии.
Срок отложения или приостановления забастовки по решению суда на срок до 30 дней, если проведение забастовки создает или может создать непосредственную угрозу жизни или здоровью людей

126.Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в следующих случаях:

· если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

· если работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур;

· если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации либо филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения. Причем поскольку закон (ст. 410 ТК РФ) говорит об обособленном структурном подразделении, решение о забастовки бригады, цеха, отдела. Собрание (конференция) созывается представительным органом работников, ранее уполномоченным на разрешение коллективного трудового спора. На работодателя возлагаются обязанности по предоставлению помещения и созданию необходимых условий для проведения собрания (конференции).

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрание (конференции).

Новый Трудовой кодекс РФ для отдельных случаев устанавливает еще один способ объявления забастовки. Так, при невозможности проведения собрания (конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК РФ). Однако, данную норму можно подвергнуть принятие в тех случаях, когда оказывается затруднительным проведение общего собрания работников (разъездной характер работы, большая численность работающих и др.) как раз и предусмотрен созыв конференции, в которой участвуют лишь делегаты.

Также новый ТК РФ впервые устанавливает порядок объявления забастовки при разрешении коллективного трудового спора, возникшего при заключении соглашений (например, на отраслевом уровне). В этом случае решение об объявлении забастовки принимается профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), а затем утверждается для каждой организации собрание (конференцией) работников данной организации.

Однако остается открытым вопрос о том, требуется ли проведение установленных примирительных процедур во всех организациях, поддерживающих забастовку либо достаточно принятия решения отраслевым объединением профсоюзов.

Кроме того, законодатель предусматривает возможность проведения предупредительной забастовки. Однако здесь есть следующие условия:

· она может быть объявлена лишь после 5 календарных дней работы примирительной комиссии и однократно;

· ее продолжительность не может превышать одного часа;

· работодатель должен быть предупрежден о ней в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня;

· орган, ее возглавляющий должен обеспечить минимум необходимых работ (услуг).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме (это может быть выписка из протокола собрания (конференции) не позднее, чем за 10 календарных дней. При нарушении данного условия есть основания для признания забастовки незаконной. Данный срок предупреждения позволяет работодателю принимать необходимые меры по предотвращению неблагоприятных последствий проведения забастовки. В этот же срок работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Важное значение имеет само решение об объявлении забастовки. Поэтому, как уже указывалось ранее, оно должно быть в письменной форме должно содержать следующие сведения:

1. перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления забастовки;

2. дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников (забастовка не ограничена во времени, она может проводиться вплоть до полного удовлетворения требований работников);

3. наименование органа, возлагающего забастовку (например, забастовочный или стачечный комитет), состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах (однако сами примирительные процедуры, проводимые в период забастовки в законодательстве не установлены, поэтому их должны определить сами стороны);

4. предложения по минимуму необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки.

Данный минимум необходим в тех организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, предприятия связи, транспорта, медицинские учреждения и др).

Минимум необходимых работ (услуг) разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом в каждой отрасли (подотрасли) экономики.

Минимум необходимых работ (услуг) в отдельной организации, филиале, представительстве определяется по соглашению сторон совместно с органом местного самоуправления на основе соответствующего перечня в течение 5 дней с момента принятия решения об объявлении забастовки. Причем здесь законодательством установлены следующие условия:

1. в минимум должны включаться лишь те работы (услуги), приостановка которых может причинить вред здоровью или создать угрозу жизни людей;

2. в минимум не могут быть вымочены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими федеральными или региональными перечнями.

Если стороны не пришли к соглашению по поводу минимума необходимых работ (услуг), он устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако решение данного органа стороны могут обжаловать в суд. Если же установленный минимум необходимых работ (услуг) не обеспечивается, забастовка может быть признана незаконной .

Проводимая забастовка может быть приостановлена по решению органа, возглавляющего забастовку. При возобновлении забастовки, работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее им за 3 рабочих дня. В этом случае не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже.

Гарантии работникам:

Участие в забастовке, то есть отказ от выполнения своих трудовых обязанностей не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины. Поэтому к работникам, участвующим в забастовке, нельзя применять меры дисциплинарной ответственности, в том числе и расторжения трудового договора за участие в забастовке. Исключение составляют работники, нарушившие обязанность прекратить незаконную забастовку либо воздержаться от ее проведения.

На все время забастовки за участвующим в ней работниками сохраняется место работы и должность. Однако у работодателя нет обязанности выплачивать им за данный период заработную плату. Исключение составляют работники занятые выполнением обязательного минимума необходимых работ (услуг). Также работодатель должен оплатить время простоя работникам, не участвующим в забастовке, по не имеющим возможность в связи с ней выполнять свои трудовые обязанности (если не было возможности перевести их на другую работу на время простоя).

127.Международная организация труда (МОТ), ее цели и задачи. Конвенции и Рекомендации МОТ о труде.

МОТ - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Основные задачи МОТ согласно ее уставу:

■ разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-бытовых проблем;

■ разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;

■ помощь странам – членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

■ защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и занятости слабо социально защищенных групп населения.

Цели:

1) установление всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;

2) достижение таких условий, при которых все люди независимо от расы, веры, или пола смогут осуществлять свое право на материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

3) признание обязательства способствовать принятию странами мира программ.

МОТ принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации.

Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять.

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (часть седьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ).