Проект контракта поставщику после аукциона. Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

В настоящее время порядок оформления госконтракта по итогам конкурентной процедуры, в форме аукциона регулируется ст. 82.3 закона № 44-ФЗ. Далее представим сроки подписания контракта по 44-ФЗ после проведения электронном аукционе в таблице и расскажем, какие особенности нужно учесть.

Смотрите таблицу:

Стороны могут произвести указанные выше действия и раньше, однако срок заключения договора по 44-ФЗ ()электронный аукцион) не может быть менее 10 дней. Данный временной интервал отводится для возможности обжаловать итоги проведения торгов. Дата заключения контракта по 44-ФЗ на электронный аукцион – это момент подписания документа заказчиком.

Это общий порядок. О сроках заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона .

Что изменилось в правилах заключения контрактов и как работать в 2019 году

В пошаговой инструкции на скриншотах из личного кабинета заказчика в ЕИС мы показали все этапы заключения электронного контракта. Используйте ее, чтобы вовремя перейти с бумажных контрактов на электронные, ведь переход с бумажных закупок в цифровые уже завершился.

Из статьи вы узнаете:
☆ Как заключают контракты после электронных закупок;
☆ Как заключить контракт, когда всех все устраивает;
☆ Что делать, когда победитель направляет протокол разногласий;
☆ Как направить победителю проект контракта через ЕИС.

Документы, представляемые победителем аукциона

Победитель аукциона при заключении контракта электронный аукцион по 44-ФЗ вместе с подписанным со своей стороны контрактом прикрепляет подтверждение того, что им было внесено обеспечение выполнения госконтракта, если требование об обеспечении было установлено в закупочной документации.

В том случае, если начальная цена контракта была снижена на ¼ и более от победителя потребуется:

  • внести обеспечение выполнения госконтракта на 50% больше, чем было предусмотрено в аукционной документации (для контрактов на сумму более 15 млн рублей);
  • внести обеспечение в полуторном размере либо предоставить информацию, свидетельствующую о его добросовестности и обеспечение в размере, указанном в аукционной документации (при стоимости госконтракта ниже 15 млн рублей).

Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона в этом случае также составляет пять дней с момента публикации проекта.

Если в ходе аукциона цена была снижена до 0,5% НМЦК, процедура проводится на право заключить контракт. Стороны не могут подписать документ до тех пор, пока победитель не внесет сумму денег, равную предложенной им цене, а также полный размер обеспечения.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ при наличии разногласий

При оформлении госконтракта победитель аукциона имеет право представить протокол разногласий по следующим основаниям:

  • положения проекта госконтракта не соответствуют аукционной документации;
  • положения проекта не соответствуют заявке, представленной победителем аукциона.

Сделать это надо в течение 5 дней с момента публикации проекта. В отличие от ранее действовавших правил, направить протокол разногласий можно только один раз.

В течение следующих трех рабочих дней госзаказчик должен выложить в ЕИС:

  • отредактированный проект контракта с учетом замечаний;
  • прежний проект и отдельный документ, в котором прописываются причины отказа учесть замечания.

Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона составляет также пять дней, а срок подписания контракта по 44-ФЗ - электронный аукцион заказчиком – три рабочих дня.

Таким образом, максимальный срок заключения контракта по 44-ФЗ - электронный аукцион равняется шестнадцати дням, из которых десять календарных и шесть рабочих.

Карта сроков для всех конкурентных процедур

Укажите, когда началась ваша закупка и Карта покажет все даты по любому из девяти способов закупок, бумажных и электронных. Работает схема автоматически: если вы сдвинули срок начала закупки, приложение автоматически сменит все даты внутри процедуры.

Что делать при уклонении участника от подписания госконтракта

Выше мы рассказали о сроках заключения контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ. Сейчас остановимся на ситуации, когда победитель аукциона уклоняется от оформления документа.

Победитель аукциона считается уклонистом, если он:

  • вовремя не направил подписанный со своей стороны госконтракт либо протокол разногласий;
  • не исполнил антидемпинговые требования;
  • не представил обеспечение выполнения контракта.

Не позднее, чем на следующий рабочий день после признания победителя аукциона уклонистом публикует протокол в ЕИС и на электронной площадке.

В этом случае госконтракт оформляется с участником торгов, занявшим второе место. Обратите внимание на то, что если уклонистом станет и этот участник, то аукцион следует признать несостоявшимся. Оформлять госконтракт с лицом, занявшим на торгах третье место и ниже, запрещено.

Вложенные файлы

  • Сроки проведения электронного аукциона.xlsx
  • Сроки заключения контракта по 44-ФЗ.docx

Типовые условия государственных и муниципальных контрактов

Требование о типовых условиях контракта прописаны в статье 34 закона 44-ФЗ. Заказчики должны применять данную статью, чтобы корректно подготавливать проекты контрактов.

Типовые требования утверждены ПП РФ от 02.07.2014 №606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (далее - ПП РФ 606).

Основные положения:

  • Типовые условия контрактов для закупки ТРУ разрабатываются ФОИВ и ГК «Росатом», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются НПА ответственных органов.
  • Типовые контракты, типовые условия контрактов не содержат сведений, составляющих государственную тайну.
  • Типовой контракт может содержать приложения, которые являются его неотъемлемой частью.
  • Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению по истечении 30 календарных дней после дня размещения в ЕИС.
  • Типовые контракты применяются как к открытым, так и к закрытым процедурам закупки.

Условия применения типовых контрактов, типовых условий контрактов (п.16 Правил)

Для кого разрабатывались эти правила?

Типовые контракты используются в том случае при одновременном соответствии трем условиям:

  1. коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250);
  2. размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом типовые контракты могут не применяться для закупок малого объема);
  3. иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Структура типового контракта

Все типовые контракты делятся на две части - постоянную и переменную.

Постоянная часть не подлежит изменению при в конкретной закупке.

Переменная часть обычно очень маленькая, предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Типовые контракты не применяются при осуществлении:

  • закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
  • закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента РФ или Правительства РФ указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального законаконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.

Библиотека контрактов

В переходных условиях статьи 112 закона 44-ФЗ говорится о том, что до введения библиотеки контрактов заказчики могут использовать свои проекты контрактов, но как только типовые контракты вступают в силу, заказчики должны применять их в своей закупочной деятельности.

Два первых типовых контракта касались образования и медицинских изделий.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. N 797н «Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих».

Муниципалы и субъекты могут не пользоваться этим типовым контрактом.

Контракт на обучение федеральных госслужащих не предусматривает возможность изменения контракта по соглашению сторон:

  • при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • изменение предусмотренного контрактом объема услуг по соглашению сторон не более чем на 10% возможно только в случае, если возможность указанного изменения предусмотрена конкурсной документацией и Контрактом, а в случае осуществления закупок у единственного поставщика - Контрактом. Т.е. возможность изменения объема при заключении контракта по результатам электронного аукциона, запроса предложений невозможна.

Также нет требований по банковской гарантии и сроку её действия. Не установлены условия одностороннего отказа от исполнения контракта.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

Распространяется на всех подведомственных заказчиков.

Особенности типового контракта на медицинские изделия:

  • Неоднозначная формулировка возможности изменения контракта по соглашению сторон, которая нарушает ст.95 44-ФЗ, так как 1. не предполагает изменений условий контракта с единственным поставщиком; 2. предполагает изменений условий при заключении контракта по результатам запроса котировок, что является нарушением 44-ФЗ.
  • Нет требований по Банковской гарантии - как способе обеспечения исполнения контракта, в том числе по сроку действия БГ.
  • Не учтена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2015 г. N1180 «Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта» (размещен 14.06.2016).

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2016 г. N 467 «Об утверждении:

  1. типового контракта и информационной карты на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016);
  2. типового контракта и информационной карты на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016);
  3. типового контракта и информационной карты на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016)».

Последний размещенный контракт - ГК Росатом (размещено 26.08.2016).

Касается выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и от реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота № 1/27-НПА от 28.12.2015.

Существенные условия контракта

Все существенные условия, прописанные в проекте контракта, за исключением НМЦ, устанавливает заказчик. Таким образом, проект контракта формируется заказчиком, а поставщику передается оферта, которую поставщик акцептует.

  1. Цена контракта
  2. Порядок и сроки оплаты ТРУ
  • Порядок и сроки приемки ТРУ
  • В проекте контракт должны быть четко прописаны порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг, особенно если это касается какого-то длительного процесса, например, строительства, капитального ремонта. Здесь должно быть указано, какие документы будут являться документами о приемке.

  • Ответственность заказчика и поставщика
  • Пеня

    В соответствии с ПП РФ от 25.11.2013 № 1063, пени могут насчитываться как для поставщика, так и для заказчика. Устанавливается в контракте и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (срок по ст.191 ГК РФ).

    Для заказчика - не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от неуплаченной в срок суммы.

    Для поставщика - не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от Цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

    Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 (типовая формулировка в отношении заказчика):

    «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».

    Ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнена ключевой ставке ЦБ РФ: с 01.01.2016 по 18.09.2016 - 10,5%; с 19.09.2016 -10,0%.

    Не следует прописывать размер ставка в проекте контракта, поскольку ставка постоянно меняется.

    Штрафы

    Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ (ПП РФ от 25.11.2013 №1063).

    На заказчика - за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств.

    На поставщика - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств (в том числе гарантийных).

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-0405/09-319: Установление размера штрафа в проекте контракта

    "Штраф за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет ________ рублей ___ копеек (указывается размер штрафа в зависимости от Цены Контракта:

    • 2,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта не превышает 3 млн. руб.;
    • 2 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. руб.;
    • 1,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. руб.;
    • 0,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта превышает 100 млн. руб.)".

    Типовые формулировки, включаемые в проект контракта в отношении неустоек.

    Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".

    Важно!

    Типовая формулировка:

    Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

  • Обязанность контрагента предоставить:
    1. информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с контрагентом, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% ЦК, (если НМЦК превышает размер, установленный Правительством РФ: 1 млрд руб. - для федеральных нужд; 100 млн руб. - для региональных и муниципальных нужд (ПП РФ от 04.09.2013 № 775));
    2. достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
    3. результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом;
    4. условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 (+ гражданско-правовая ответственность за неисполнение).
  • Банковское сопровождение.
  • В соответствии с ПП РФ от 20.09.2014 №963, под банковское сопровождение попадают сверхкрупные контракты не менее 1 млрд рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн рублей (для муниципального образования). В таких случаях в проект контракта рекомендуется включать условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта.

    Нормативные акты по банковскому сопровождению контрактов:

    • Ст.35 «Банковское сопровождение контрактов» 44-ФЗ
    • ПП РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (вместе с "Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов")
    • Об открытии поставщику (исполнителю, подрядчику) и его контрагентам отдельных счетов для отражения операций по контракту, а также о контроле указанных операций банком, осуществляющим банковское сопровождение. (Письмо Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-04/25683)
    • ПП РФ от 22.06.2015 N 612 «О внесении изменения в пункт 10 Правил осуществления банковского сопровождения...»

    Основные понятия:

    Банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами ПП РФ от 20.09.2014 №963 (далее - договор о банковском сопровождении).

    Сопровождаемый контракт - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном 44-ФЗ и содержащий условия о банковском сопровождении контракта.

    Отдельный счет - счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.

    Банковское сопровождение не применяется:

    • для государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа;
    • для государственных контрактов, заключаемых вне рамок государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну.
    • Казначейское сопровождение.

    При казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются следующие условия:

    а) о запрете перечисления средств (в УК организаций, депозиты, авансы субподрядчикам, иным кредит организациям с искл.);

    б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам, на лицевых счетах для учета операций не-участника бюджетного процесса;

    в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций;

    г) об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта.

  • Перемена заказчика, поставщика.
  • Условие: Не допускается перемена поставщика, за исключением случая, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юр. лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

  • Обеспечение исполнения контракта (за исключением случаев, когда это не обязанность, а право заказчика).
  • Необходимо указывать размер и сроки обеспечения.

  • Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком).
  • Обеспечение исполнения контракта не применяется в случаях (ч.8 ст.96):

    1. заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
    2. осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
    3. заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (в ред. от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
    4. ПП РФ от 11.03.2016 №182 «О случаях и условиях, при которых в 2016 году заказчик в праве не устанавливать обеспечение исполнения контракта…» (действует до 01.01.2017).

    Заказчик вправе в 2016 году не устанавливать ОИК в случаях:

    • Проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложения исключительно для СМП и СОНО;
    • Проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    • Проект контракта содержит требование о перечислении авансовых платежей на счет открытый в ЦБ РФ;
    • Проект контракта предусматривает выплату аванса в размере не более 15% для фед. нужд, или в ином размере для субъектов РФ…
    • Участником закупки является БУ или автономное учреждение, и им снижена цена не более чем на 25%.

    Уменьшение размера обеспечения на этапе исполнения контракта (ч.7 ст.96).

    В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319

    Требование об обязательном соответствии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, установленной в документации о закупке форме (образцу) является неправомерным.

    Ч.6 ст.45 44-ФЗ:

    1. отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных указанной статьей реестрах банковских гарантий;
    2. несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 данной статьи;
    3. несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Условия, включаемые в контракт по решению заказчика

    1. Возможность изменения условий контракта по соглашению сторон.

    2. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта (ч.8-26 ст.95).

    2.1. ВПРАВЕ по основаниям, установленным ГК для одностороннего расторжения контракта.

    2.2. ОБЯЗАН. Если выявлено, что поставщик не соответствует требованиям ДЗ или предоставил недостоверную информацию.

    Специальные условия, включаемые в контракт

    Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):

    1) РФ, субъекту РФ, МО, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации ОКС на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;

    2) заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

    Ст.110.2 Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):

    Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого, в соответствии с ГК РФ, является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий.

    ч.5 Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

    Ч. 6. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

    Упрощенные формы контрактов

    Это те контракты, которые заключаются по ч. 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.

    Упрощенные требования к контракту, по ч.15 ст.34, заключаются в том, что заказчики могут использовать проекты договоров поставщиков в тех случаях, если закупки осуществляются по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 и 45 части 1 статьи 93 (в редакции 140-ФЗ от 04.06.2014, 416-ФЗ от 01.12.2014, 498-ФЗ от 31.12.2014, 227-ФЗ от 13.07.2015)

    При этом могут не применяться условия:

    • об ответственности заказчика и поставщика;
    • об использовании типовых контрактов;
    • о наличии графика исполнения контракта;
    • о порядке и сроках оплаты ТРУ;
    • о порядке и сроках осуществления приемки ТРУ (о порядке и сроках оформления результатов приемки).

    Практика обжалования проектов контрактов

    Чаще всего оказываются обоснованными следующие условия:

    Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО. Важно понимать условие, что при этом сам подрядчик может быть СМП или СОНО.

    Ч.5 ст.30 44-ФЗ Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Неуказание точной суммы (%) для привлечения СМП:

    Корректная формулировка: «Привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ___% от цены настоящего контракта и предоставить Государственному заказчику в течение 10 (десяти) дней с даты заключения с субподрядчиком договора копию такого договора. За несоблюдение данного условия Подрядчик несет ответственность, в соответствии с пунктом ___ настоящего контракта».

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319

    При установлении требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, такие требования должны быть единообразно прописаны в извещении, документации о закупке и контракте, прилагаемом к извещению (документации) о закупке.

    Установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении СМП, СОНО должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.

    Чаще всего необоснованно обжалуется невключение в проект контракта:

    1. ПП РФ от 14.03.2016 №191 Правила изменения по соглашению сторон срока, цены контракта или цены единицы ТРУ.
    2. Часть 6.1. ст.35 44-ФЗ В 2015-2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

    Ответы на вопросы

    Поставщики требует предоплату 100%. По 223-ФЗ мы так работаем, а как быть по 44-ФЗ?

    В 44-ФЗ предоплата 100% возможно только для произведений литературы и искусства, постановок и музыкальных произведений. По товарам, если заказчик не попадает в перечни, максимальный размер аванса - 30%.

    Является ли указание на аванс существенным условием контракта?

    Да, аванс является существенным условием, поэтому и важно прописывать его максимально детально. При этом если контракт заключается на длительный срок, с переходящей суммой на следующий год, на который бюджета еще нет, то в проект контракта следует включать отлагательное условие.

    Можно ли включать в контракт оплату за вычетом неустойки?

    Можно вычесть неустойки из денежных средств, которые переданы на обеспечение исполнения контракта, а насчет неустойки следует уточнять у местного казначейства - как оно работает.

    Подписание победителем конкурса или участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер, составленного и переданного ему в соответствии с частью I конкурсной документации проекта контракта

    6.3.1. Победитель конкурса после передачи ему или направления посредством почтовой связи заказчиком составленного проекта контракта обязан:

    заполнить преамбулу составленного и переданного ему в соответствии
    с частью I конкурсной документации проекта контракта в части указания лица, подписавшего проект контракта от имени победителя конкурса,
    с указанием документа, на основании которого данное лицо обладает полномочиями на подписание проекта контракта;

    заполнить свои почтовые и банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика участника размещения заказа или в соответствии
    с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

    подписать проект контракта;

    скрепить проект контракта печатью участника - юридического лица (печатью юридического лица - управляющей компании).

    6.3.2. Внесение победителем конкурса в переданный ему в соответствии
    с частью I конкурсной документации проект контракта каких-либо изменений (дополнений) запрещается.

    В случае выявления победителем конкурса при подписании проекта контракта противоречий заявке победителя конкурса и(или) проекту контракта , размещенного на официальном сайте, победитель конкурса
    не подписывает проект контракта и письменно вправе требовать от заказчика незамедлительно привести составленный проект контракта в соответствие
    с заявкой победителя конкурса и проектом контракта , размещенного
    на официальном сайте.

    В случае выявления противоречий в проекте контракта заявке победителя конкурса и(или) проекту контракта , размещенного на официальном сайте, заказчик на основании письменного обращения победителя конкурса обязан не позднее дня, следующего за днем обращения победителя конкурса, привести составленный проект контракта в соответствие с заявкой победителя конкурса и проекту контракта , размещенному на официальном сайте,
    и не позднее дня, следующего за днем обращения победителя конкурса, передать составленный проект контракта победителю конкурса.

    6.3.3. Срок для подписания победителем конкурса составленного проекта контракта составляет десять календарных дней, начиная со дня размещения
    на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие
    в конкурсе (в случае если основанием для заключения контракта является протокол оценки и сопоставления) или размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок (в случае если основанием для заключения контракта является протокол рассмотрения).



    Победитель конкурса обязан в срок, установленный настоящим пунктом части I конкурсной документации, передать по акту (направить по почте) заказчику:

    1) подписанный им проект контракта (в количестве контрактов, переданных заказчиком);

    2) обеспечение исполнения контракта, оформленное в порядке, предусмотренном частью I конкурсной документации.

    Победитель конкурса, которому составленный проект контракта был передан по акту либо направлен по почте, вправе по собственному усмотрению определить форму передачи заказчику подписанного им проекта контракта и обеспечения исполнения контракта: передать данные документы по акту заказчику либо направить их заказчику по почте.

    6.3.4. В случае если победитель конкурса извещен надлежащим образом
    о признании его победителем конкурса и получил составленный проект контракта в порядке и сроки, установленные частью I конкурсной документации, однако в срок, установленный подпунктом 6.3.3 части I конкурсной документации, не передал (не направил по почте) заказчику документы, предусмотренные подпунктом 6.3.3 части I конкурсной документации, на третий рабочий день после истечения предельного срока подписания проекта контракта победителем конкурса, установленного подпунктом 6.3.3 части I конкурсной документации, заказчик начинает процедуру признания участника конкурса уклонившимся от заключения контракта.

    6.3.4. Передача победителем конкурса заказчику подписанного проекта контракта и иных документов, предусмотренных подпунктом 6.3.3 части I конкурсной документации, осуществляется по адресу и в часы, указанные
    в специальной части.

    6.3.5. Акт передачи победителем конкурса подписанного им проекта контракта составляется в двух экземплярах с указанием места, даты и времени его составления.

    Акт передачи проекта контракта должен быть подписан должностным лицом заказчика и уполномоченным лицом победителя конкурса.

    Один экземпляр акта хранится заказчиком, второй экземпляр акта передается уполномоченному лицу победителя конкурса.

    6.3.6. Уполномоченное лицо победителя конкурса при передаче подписанного проекта контракта и иных документов предъявляет должностному лицу заказчика документы, подтверждающие его полномочия, предусмотренные п.п. 6.2.4 части I конкурсной документации.

    6.3.7. Перед подписанием акта передачи победителем конкурса подписанного им проекта контракта должностное лицо заказчика обязано проверить комплектность представленных в соответствии с подпунктом 6.3.3 части I конкурсной документации документов.

    6.3.8. Акт передачи победителем конкурса подписанного им проекта контракта и документы, подтверждающие направление победителем подписанного им проекта контракта и обеспечения исполнения контракта посредством почтовой связи, хранятся заказчиком не менее чем три года.

    6.3.9. В случае, если победитель конкурса признан уклонившимся
    от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском
    о требовании о понуждении победителя конкурса заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

    Подписание участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер, составленного и переданного ему в соответствии с частью I конкурсной документации проекта контракта и направление подписанного проекта заказчику осуществляется в порядке и сроки, установленные
    пунктом 6.3 части I конкурсной документации.

    6.3.10. Ответственность за соблюдение порядка подписания контракта, предусмотренного пунктом 6.3 части I конкурсной документации несет должностное лицо заказчика, ответственное за работу с проектом контракта.

    После окончания торгов на аукционе площадка автоматически публикует протокол проведения, в нём будут только ценовые предложения без раскрытия участников.
    Заказчик получает от площадки вторые части заявок первых пяти участников, рассматривает. Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
    Все указанные действия также осуществляются и в случае единственного участника аукциона, в том числе оставшегося после отклонений по первым частям. Казённая формулировка "аукцион признан несостоявшимся" не означает, что контракт не заключается.

    Не позднее 3-ёх рабочих дней в ЕИС заказчиком размещается протокол подведения итогов (рассмотрения вторых частей) с указанием причин отклонения (если были). Отклонения можно обжаловать в 10-ти дневный срок.
    В случае отклонения лидеров на контракт претендуют только первые два ценовых предложения прошедшие проверку вторых частей (в законе "порядковые номера" )

    Через максимум 5-ть дней после публикации протокола рассмотрения вторых частей, заказчик через площадку направляет пока без своей (электронной) подписи победителю проект контракта .
    Проект контракта берётся из размещённого в закупке документа, который был сформирован при размещении заказа, а при заключении дополняется заказчиком лишь данными победителя:

    • ценой (заказчику 44-фз не нужно вообще никак упоминать в контракте НДС, уплата налогов исполнителем никаким образом не зависит от "ценных указаний" контрактных управляющих)
    • согласием c конкретными показателями товара, указанными в первой части заявки участника(если были затребованы);
    • реквизитами (некоторые, особо московские заказчики предлагают победителю самостоятельно заполнить реквизиты за них и выслать им заполненный проект контракта по e-mail).

    В течение 5-ти дней со дня получения участник должен подписать проект контракта Электронной Подписью в личном кабинете площадки - нажать кнопочку "подписать контракт".
    Никаких файлов(сканов) с текстом контракта участник не прикладывает и не загружает!
    Слот загрузки документов находится на площадке только для файлов обеспечения контракта :
    банковской гарантии , либо
    платёжки о зачислении денег на счёт заказчика, с отметкой банка о списании средств (этот перевод участник совершает самостоятельно, по реквизитам со страницы закупки, никаких счетов заказчик не выставляет, назначение платежа: "обеспечение исполнения контракта").
    Если цена участника является демпинговой (снижает начальную на 25% и более) - размер обеспечения контракта умножается в полтора раза или участник сюда же прикладывает документы, подтверждающие его добросовестность.

    протокол разногласий.

    В случае несоответствия положений проекта контракта тому, что было размещено в закупке и\или заявке участника, участник составляет протокол с указанием таких пунктов и размещает на площадке.
    Протокол разногласий составляется в свободной форме.
    Пример: "Просим изменить номер дома в реквизитах с "14" на "14а."
    Размещается в виде простого (вордовского) файла безо всяких преамбул, "шапок", фирменных бланков, вензелей, реквизитов и печатей. Весь обмен информацией происходит "внутри" конкретной закупки, все документы автоматически подписываются электронной подписью (при нажатии кнопки "отправить").
    Никаких шаблонов, форм и образцов не бывает, так как ничто из этого не передаст суть конкретных претензий.

    Также протокол разногласий применяется как способ затяжки времени для подготовки обеспечения контракта .
    В этом случае пишется любая формальная причина, например просьба изменить номер дома в реквизитах с "14" на "14а".

    Заказчик в течение 3-ёх дней со дня получения протокола разногласий рассматривает и (пока) без своей (электронной) подписи размещает на площадке доработанный проект контракта,
    либо оставляет его без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа.
    Никаких доп.соглашений, ни в каком случае не применяется.
    Менять существенные положения (в т.ч. сроки, объём, порядок исполнения) договора законом запрещено, но на практике масштаб изменений определяется компетентностью и страхом заказчика.
    *возможно изменение цены в любую сторону, но не более чем на 10% с соответствующим (кратным) изменением объёма, а также любое снижение цены без изменения объёма.
    Участник может повторить размещение протокола разногласий, но не позднее 13-ти дней с протокола подведения итогов аукциона.

    На следующем этапе (в том числе если протокол разногласий не применялся) стороны имеют по три дня на подписание контракта. Сначала участник, потом заказчик.
    Здесь может завязаться процесс так называемого "согласования" текста Банковской Гарантии с заказчиком. В большинстве случаев являющийся бессмысленным, так как в законе ясно прописаны требования к БГ. К счастью банки уже привыкли к подобным закидонам от заказчиков: их нужно просто перетерпеть.


    Информация о крайних сроках текущих стадий контрактации указывается в личных кабинетах площадок (к сожалению не на всех).

    Непредоставление в положенные сроки подписанного контракта и\или его обеспечения (а также невыполнение требований накладываемых на демпинговую цену) ведут к признанию участника уклонившимся .
    В этом случае заказчик направляет проект контракта участнику, занявшему второе место ("заявке которого присвоен второй номер" ), но тот имеет право отказаться.
    В этом случае заказчик имеет право провести запрос предложений .

    Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов,
    (площадки технически принуждают стороны выжидать по 5-ть дней на этапе подписания),
    за это время возможна подача жалоб в ФАС отклонёнными участниками. ФАС может приостановить процедуру.
    С момента размещения на площадке подписанного заказчиком контракта он считается заключённым, все споры и обжалования проходят только в суде, при расторжении второе и прочие места старого аукциона никаких исторических преимуществ не имеют.

    На начальной стадии закупки все ее условия содержатся в проекте госконтракта. О том, допускается ли внесение изменений в проект контракта и каких случаях это возможно, расскажем в этом материале.

    Проект государственного контракта

    • Когда возможность внесения правок была предусмотрена конкурсной документацией:
      • При снижении цены без изменения количества товара;
      • Если заказчик предлагает увеличить или уменьшить количество товара в пределах 10 процентов;
    • Когда цена долгосрочного договора (от трех лет) равна или больше установленной правительством цены, а без изменения условий исполнить контракт не представляется возможным;
    • Если произошло изменение регулируемых на уровне государства цен;
    • Если уменьшился объем финансирования заказчика;
    • Если контракт заключен на лечение россиянина за рубежом, а изменение условий необходимо вследствие медицинских показаний.

    Если мы обратимся к 432 статье ГК РФ, то найдем толкование определения «существенные условия». Это условия о предмете контракта, названные в правовых актах существенными и необходимыми, а также те, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Учитывая, что контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, следует понимать, что существенными считаются условия, которые содержатся в такой документации - в извещении, проекте контракта, заявке на участие.

    В частности, извещение должно содержать:

    • данные об объекте закупки,
    • количество товара,
    • место доставки или выполнения работы,
    • сроки поставки,
    • максимальную цену контракта,
    • источник финансирования.

    Резюмируем. Содержащиеся в документации к закупке, в том числе и в проекте контракта, условия являются существенными, и изменению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ.

    Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
    Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

    Направление подписанного проекта контракта заказчику

    Разберем это на примере электронного аукциона. Как известно, сначала в ЕИС заказчик размещает протокол подведения итогов аукциона . Дальше у заказчика есть пять дней на размещение проекта контракта без своей подписи. Далее - очередь победителя аукциона.

    Он либо размещает подписанный со своей стороны проект контракта, либо размещает протокол разногласий, если информация в проекте не соответствует указанной в заявке или извещению.

    Если разногласия есть, заказчику, по закону, дается три дня на их рассмотрение. После этого он либо вносит изменения в проект, либо не соглашается полностью или частично учесть замечания победителя.

    Когда разногласия исчерпаны, и победитель подписал контракт, в течение трех рабочих дней заказчику нужно разместить контракт со своей подписью. С этого момента он считается заключенным.