Философия и глобальные проблемы мира. Сообщение на тему "Может ли философия решить глобальные проблемы человечества?"

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем ……..5

Глава 2. Глобальные проблемы современности…………………..8

Заключение………………………………………………………….15


Введение

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно-важное значение для всего человечества».

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.


Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность.

Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи.

Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания их происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступилав качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глава 2. Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

1) Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.

2) Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.

3) Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

1) возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

2) возможность всемирной экологической катастрофы;

3) духовно-нравственный кризис человечества.

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием. Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит «ядерная зима», в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

На протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.

В нынешнем столетии у всех живущих на нашей планете и потрясенных ужасами Первой и Второй мировых войн, после их окончания возникали иллюзии о том, что подобного кошмара больше не должно повториться. С целью предотвращения новых военных трагедий в 1922 году была создана Лига Наций, а в 1945 году - Организация Объединенных наций. Но ни в одном, ни в другом случаях опасность войн не уменьшилась. Так, с 1945 года по настоящее время на планете уже произошло более 150 крупных войн. На протяжении нескольких десятилетий мир, расколотый на капиталистический и социалистический лагеря, жил в напряженном ожидании неотвратимой 3-ей мировой, но уже ядерной войны. И когда во второй половине 80-х годов рухнула коммунистическая система, то установление нового мирового порядка, основанного на общечеловеческих ценностях, представлялось многим политикам и рядовым гражданам неминуемым. Как показала практика, в условиях научно-технической и информационной революций, военный конфликт даже между небольшими и экономически слабыми государствами может привести к тяжелейшим последствиям. Дело в том, что в настоящее время в мире широкое распространения получили такие средства массового уничтожения людей, как бактериологическое и химическое оружие. Помимо этого, следует учитывать и то обстоятельство, что и конфликт между малыми государствами может затронуть политические, религиозные, экономические интересы нескольких групп государств одновременно, которые неминуемо окажутся втянутыми в глобальное военное противостояние.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в., они носили локальный характер.

Все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру.
Среди глобальных проблем современности нужно выделить еще одну - это проблема роста народонаселения.

Интересно, что о неминуемости ее возникновения говорил еще в XVIII веке английский экономист Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения». В ней была обрисована сложная ситуация, которая, по мнению автора, возникнет на планете в результате растущего несоответствия между приростом населения, происходящим, якобы, в геометрической прогрессии и количеством производимого продовольствия, которое увеличивается в арифметической прогрессии.

Несмотря на спорность в точности подобных подсчетов, следует отметить то обстоятельство, что с начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей Земли к настоящему времени уже перевалила за 5 миллиардов человек и к началу третьего тысячелетия достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами:

Площадью почв, пригодных для земледелия,

Сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время,

Увеличивающимся темпом роста городов,

Предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д.

Непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии, Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

Значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах,

Исторические традиции,

Географический фактор,

Религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице Уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

Качество медицинского обслуживания,

Структуру питания и его культуру,

Систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.

Помимо выше названных глобальных проблем современности, существует еще одна очень актуальная как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения людей очень многообразны и поэтому изучаются целым рядом наук, в частности, криминологией, юридической психологией. В качестве глобальной проблема стала восприниматься с тех пор, как обрела характер организованной и вышла за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей трансплантантами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Философия. – М., 2004.

2. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.

3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.

5. Философия / Ред. Калашников В.Л. – М., 2003.

6. Философия / Ред. Лавриненко В.Н. – М., 2004.


Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.

Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по теме: «Глобальные проблемы современности»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008

Литература:

Основная

1. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. IIч. Глава XVIII. С.585-618.

2. Кохановский В. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998. Глава XIV. С.541-570.

3. Радугин А.А. Философия. – М., 1998. С.249-260.

Дополнительная


Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.


Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.


1. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. – М., 1996.

2. Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. – М., 1992.

3. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. – 1992. – №8.

4. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. – 1984 – №7,8.

5. Ясперс К. Будущий мировой порядок //Век XX и мир. – 1990. – №9.

Глобальные проблемы - это многоаспектная сфера исследований, которые могут осуществляться по разным иногда достаточно сильно расходящимся направлениям. Например, они могут рассматриваться в медицине и экономической теории, в рамках демографии, социологии и политологии. Каждая из перечисленных дисциплин найдет здесь свой собственный предмет изучения. При этом, каждая из дисциплин, концентрируясь на своем частном аспекте, вынуждена прямо или косвенно уходить от анализа фактов и процессов, которые могут иметь значение, но объективно относятся к ведению других научных дисциплин. Осознание необходимости целостного научного подхода применительно к рассматриваемой сфере нашла свое воплощение в возникновении и развитии глобалистики.

Глобалистика - междисциплинарная сфера научного знания, направленная на изучение сущности, основных тенденций и причин возникновения проблем, имеющих общепланетарный, общечеловеческий характер.

Традиционно возникновение глобалистики относят ко второй половине XX столетия. Впрочем, иногда ее истоки усматривают в трудах Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834), английского ученого-демогра- фа и экономиста. Мальтус стал создателем оригинальной теории народонаселения, в рамках которой утверждалось, что численность народонаселения растет в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию лишь в арифметической. Он так же был сторонником уже сформулированного до него закона убывающего плодородия почвы, согласно которому прогресс техники и технологии обработки почв не способен компенсировать расход полезных веществ, содержащихся в почве, и следовательно остановить процесс ее деградации. Впрочем, высказывая эти взгляды, которые вновь становятся до некоторой степени популярными в развивающихся странах, сам Мальтус не поднимался до уровня глобальных обобщений.

Подлинное начало в разработке глобалистики и изучении глобальных проблем современности положили доклады Римского клуба (год создания - 1968). Римский клуб - международная общественная организация, объединяет представителей международной финансовой и научной элиты. В настоящее время опубликовано и доступно для свободного обсуждения более тридцати докладов. Однако наиболее громкий резонанс имели именно два первых - доклад Денниса Медоуза «Пределы роста» (1972 г.), в основу которого была положена методика моделирования, разработанная Джеем Форрестером в его книге «Мировая динамика», и доклад М. Месарович и Э. Пестеля «Человечество на перепутье» (1974). Именно в этих докладах, вызвавших громкий международный резонанс, впервые был высказан ряд положений, сохраняющих свою силу до наших дней. Они впервые, опираясь на данные математического моделирования на ЭВМ, поставили под вопрос современную модель развития человеческой цивилизации. Было указано на конечные пределы роста в связи с ограниченностью природных и иных ресурсов, находящихся в нашем распоряжении на планете.

Естественным результатом развернувшейся в дальнейшем дискуссии и критики предложенных подходов стал заметный рост внимания к методологическим и мировоззренческим аспектам моделирования и прогнозирования развития цивилизации, разработка которых является сугубой компетенцией философии.

Методологические основы изучения глобальных проблем современности заложены в диалектике и могут быть описаны через систему основных диалектических принципов (рис. 2).

Рис. 2.

Принцип всеобщей связи играет ключевую роль в осмыслении и трактовке глобальных проблем. Все объекты, явления и процессы, так или иначе, включены во множество взаимосвязей, учесть взаимное влияние которых далеко не всегда представляется возможным. Глобальные проблемы не представляют исключения. Выделяют прямые и косвенные связи. Так, проблема рационального использования природных ресурсов не может быть решена вне отказа от продолжающейся гонки вооружений. Между этими двумя проблемами прослеживается наличие прямой связи. В то же время взаимосвязь между гонкой вооружений в наиболее развитых странах и голодом в наименее развитых оказывается не столь очевидна. Между тем, она существует. Производство вооружений сопровождается гигантскими затратами на добычу и переработку природных ресурсов, расходом энергии, ведет к увеличению промышленных и тепловых выбросов в атмосферу, явлениям глобального потепления, снижению количества осадков и деградации почвы в странах южнее Экватора. В результате, складывается ситуация нехватки продовольствия и хронического голода в десятках стран Азии и Африки. В этом случае нельзя говорить о наличии прямых пространственно-временных связей между указанными проблемами. Связь здесь имеет косвенный характер.

Принцип системности означает, что окружающий нас мир представляет единую упорядоченную систему. Существующие в современном мире взаимосвязи могут быть представлены в виде некоей иерархической структуры, где каждая из глобальных проблем занимает свое собственное место, соотносясь в этом качестве с иными проблемами, как глобального, регионального, так и локального уровня. По степени значимости на первое место следует поставить угрозу термоядерной войны и глобальной экологический кризис. Именно эти две позиции определяют все остальные параметры выживания человечества на планете.

Уже сам по себе накопленный ракетно-ядерный потенциал представляет потенциальную угрозу. Даже локальное применение ядерно- го оружия способно привести к необратимым изменениям в климате планеты и негативным последствиям для всего живого. Непрерывное нарастание техногенного давления на биосферу так же объективно представляет равнозначную опасность. Разница между первым и вторым заключается в механизме реализации угрозы, которую представляют эти глобальные проблемы для человечества. Так, термоядерный конфликт может быть одномоментным, протекать считанные минуты, а его последствия оказались бы резко и наглядно катастрофичными даже на уровне обыденного сознания. Наоборот, экологический кризис развертывается в длительной временной перспективе, характеризуется скрытым кумулятивным эффектом, а его отдельные многочисленные параметры, взятые в отдельности и безотносительно к ситуации в целом, не дают полного представления о грозящей опасности.

Принцип причинности означает, что относительно каждой конкретной проблемы, группы проблем, глобальных проблем в целом может быть вычленен комплекс причин, которыми обусловлено, как их возникновение, так и последующее усиление, исходящей от них опасности. Верно то, что одна и та же причина может лежать в основе ряда проблем, как и обратный процесс, когда в основе отдельно взятой проблемы обнаруживается действие множества различного рода факторов. Посмотрим, как это выглядит на практике.

Геополитическое соперничество ведущих мировых держав выражается в гонке вооружений, обострении борьбы за сырьевые, в особенности, энергетические ресурсы, а, в конечном итоге, усилении давления на окружающую среду. В свою очередь, современная экологическая ситуация не может быть объяснена всецело в терминах непрекращающего- ся научно-технического прогресса, даже если этот фактор оказывается основополагающим. Проблемы демографии и воспроизводства населения в развивающихся странах обусловлены бедностью, неграмотностью и низким уровнем культуры населения, непрекращающимися этническими и религиозными конфликтами, перерастающими в локальные и даже региональные войны, которые нередко оказываются скрытой формой борьбы за сырьевые ресурсы. Весь этот комплекс взаимообусловленных причин означает, что ни одна глобальная проблема не может рассматриваться в отрыве от других, оказывающих на нее прямое либо косвенное воздействие.

Принцип всеобщего развития применительно к глобальным проблемам означает необходимость учета разновекторности процессов в окружающем мире. При этом нельзя ограничиваться лишь сферой представлений о развитии общества как такового. Обычно принято говорить о процессе социальных, политических, экономических изменений. Однако на деле все они объективно встроены в механизм саморегуляции биосферы как целого. Очевидно, что в биосфере нашей планеты протекают не только адаптивные процессы, которые направлены на усвоение техногенных вызовов, исходящих от современной цивилизации. Сама биосфера - это развивающийся организм, о котором наука все еще очень мало знает.

Характерным примером того, что в биосфере непрерывно фиксируются изменения разнообразных параметров, включая те, которые современному человеку представляются нормой, может служить малый ледниковый период, действие которого приходится на XIV - XIX вв. Период глобального относительно похолодания, наиболее очевидно проявившийся в устойчиво низких среднегодовых температурах, коротком и холодном лете, ранней продолжительной студеной зиме, свидетельствует о наличии циклических колебаний, которые современная наука не может до конца объяснить. Не исключено, что начавшийся в XX в. период глобального потепления может быть в значительной степени связан не только с антропогенной деятельностью человечества.

Принцип историзма означает, что для понимания сущности глобальных проблем, они должны рассматриваться в динамике развертывания, а именно: как и почему они начали складываться, как проявлялось их действие на ранних стадиях, с чем связано обострение глобальных проблем в наше время, каковы возможные угрозы в сравнительно недалеком и более отдаленном будущем.

Принцип историзма дает представление о том, каким образом со временем происходит превращение региональных проблем в глобальные. Он оказывается важен сегодня, поскольку позволяет увидеть в некоторых тенденциях локального уровня возможные варианты их развития с возможностью обретения ими глобального характера. В качестве примера можно указать на миграционные процессы, которые на ряде континентов из разряда локальных уже вышли на региональный уровень (основные потоки: из Африки, стран Ближнего и Среднего Востока в Европу; из стран Латинской Америки в Соединенные Штаты; из стран Юго-Восточной Азии в США и Австралию).

Подводя итог сказанному, отметим, что изучение глобальных проблем базируется не на отдельных принципах, но их системе, сложившейся в рамках диалектики как философской методологии познания. Методология в свою очередь выступает необходимым условием формирования мировоззренческого компонента.

Мировоззренческий компонент в трактовке глобальных проблем современности наиболее наглядно проявляется через динамику и последовательную смену основных форм, посредством которых философы описывают картину мира, положение человека и характер его взаимоотношений с природой и обществом. В отечественной философской традиции сложилось собственное понимание взаимозависимости между мировоззрением и уровнем развития предметной практики человека. Отражением этого процесса стала формула: космизм - антропоцентризм - антропокосмизм. Термин антропокосмизм был введен в философский оборот советским ученым-естествоиспытателем Н.Г. Холодным. В своей книге «Мысли натуралиста о природе и человеке» (1944 г.) он подверг критике антропоцентризм как мировоззрение, которое несет ответственность за остроту проблем, с которыми человечество столкнулось уже в двадцатом столетии. Применительно к рассматриваемой нами проблеме движение мысли и ее применение на практике может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 3).


Рис. 3.

Космизм как исходная мировоззренческая установка, отражающая особенности взглядов человека на окружающий мир в эпоху античности, пронизывает собою всю сферу духовной жизни общества (религия, мораль, право, искусство) и находит воплощение в практической деятельности. Достаточно низкий уровень орудийной практики, невозможность логически последовательным путем объяснить характер природных явлений и процессов, проявлялись в том, что человек не только не выделяет себя из окружающей природы, но испытывает мистический страх перед невозможностью объяснить естественную суть происходящего, тем более, совладать с грозными стихийными силами природы.

Поддержание изначальной гармонии с природой было единственно возможной установкой для сознания человека того периода. Оно достигалось, как посредством мифологических форм, так и путем натурфилософских построений. Впрочем, космизм как изначальная установка сознания и практики не стал препятствием к развитию экологически кризисных явлений антропогенного происхождения во всем средиземноморском бассейне. Многие ученые-историки и экологи сходятся во мнении, что именно в эпоху античной классики острая потребность в корабельной древесине привела к почти повсеместному уничтожению прибрежных лесов.

Антропоцентризм как философско-религиозная установка зарождается уже в эпоху античности, усиливается с появлением христианства и приобретает особенное значение в Новое время в связи с формированием классического научного знания и последующим усилением его прикладной значимости. По мнению Н.Г. Холодного суть антропоцентризма может быть выражена словами: «Человек есть центр

Вселенной» . Для него как одной из исторических форм мировоззрения характерны следующие черты:

  • убежденность в том, что человек есть существо особого рода, высшее в сравнении с другими живыми существами;
  • положение, согласно которому весь порожденный мир предназначен для удовлетворения многообразных потребностей человека;
  • взгляд на человека и человечество как прообраз обретения высшего сверхъестественного бытия, связанного с практическим осуществлением божественного замысла;
  • уверенность, что раскрытие внутреннего духовного мира человека есть ключ к пониманию внешней природы, законов и явлений мироздания.

По мнению Н.Г. Холодного, на смену антропоцентризму должен прийти антропокосмизм, представляющий собою возвращение к изначальному космизму, но на принципиально ином более высоком уровне. Антропокосмизм предполагает изменение ценностных установок современной цивилизации:

  • осознание неразрывной связи человеческой природы с живой природой нашей планеты, биосферой Земли;
  • постепенный переход от чисто потребительского подхода к более сбалансированным отношениям в рамках единой системы «общество - природа»;
  • понимание места человека в стихийном природном эволюционном процессе и его новой роли как фактора последующей эволюции природы на нашей планете и окружающем космическом пространстве.

Мировоззренческий смысл антропокосмизма в изменении прежних ценностных установок в сознании и практической деятельности человечества. В этом Н.Г. Холодный близок к идее превращения биосферы в ноосферу, по поводу которой его старший современник

B. И. Вернадский писал, что ее «перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет» . В этом случае человечество, овладевшее научным знанием, рассматривается не как вершина эволюционного процесса, но фактор его дальнейшего развития.

Подводя итог сказанному, отметим особую роль, которую выполняет философская методология по отношению к другим научным дисциплинам и научному знанию в целом в изучении глобальных проблем. С другой стороны, именно философия ответственна за выработку единой научной картины мира, базирующейся на устойчивых мировоззренческих основаниях. Методологическая и мировоззренческая функции философии позволяют сформировать представление о причинах возникновения глобальных проблем современности, основных факторах, ведущих к их обострению, путях и способах выхода из этой ситуации.

  • Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Избр. тр. Киев, 1982. C. 176.
  • Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 28.

Северо-западный Заочный Технический

университет

Контрольная работа по дисциплине: «Философия»

Тема: «Философия глобальных проблем»

Студентки 2 курса.

Факультета ИУП и ИП.

Специальность 08005.

Сериковой Е. А. 8702320003

Работа сдана: « » 2009 г.

Проверил: 2009г.

Выборг. 2010г

Введение

1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация

2. Проблемы экологии и концепции их преодоления

3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия

4. Проблема ресурсов в современном обществе

5. Военные конфликты в современном мире

6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем

7. Концепции дальнейшей судьбы человечества

Заключение

Список литературы


Введение

Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей. По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Глобалистический подход обнаруживается в концепциях "постиндустриального общества", "технотронной эры" социологов Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тофлера и ряда других ученых.

По Д.Беллу, одному из ведущих представителей социального прогнозирования, бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а "индустриальное общество", базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни - "постиндустриальное общество", которое будет основано на развитии науки, научных знаний. Эти новые общественные отношения и структуры должны будут растворить в себе противоположные социальные системы. Отличительными признаками "постиндустриального общества" становятся: переход от производства товаров к экономике обслуживания, занятие господствующего положения в управлении обществом социальной группы профессионалов-технократов и "больших ученых", повсеместное распространение "интеллектуальной технологии" (информатики, теории игр, моделирования, компьютеризации) и возможность саморазвивающегося технологического роста при широком развитии теоретических знаний.

З. Бжезинский в работе "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно - техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно, с низшей стадии - аграрной - через промышленную и "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука.

В мире останется главное противоречие: между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, приблизившимся к "технотронной эре", для создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.

А. Тоффлер, наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им "третьей волной". Тоффлер видел непосредственную связь в изменении техники и образа жизни, ее ценностей - техника обусловливает тип общества и тип культуры, и это влияние носит волнообразный характер. Последняя, третья, волна, по Тоффлеру, вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, противозачаточных пилюль и многого другого, что формирует новую цивилизацию - новые виды семьи, стиля работы, любви и жизни, новые формы экономики, политики и сознания. При этом новые технологии вытесняют характерную для индустриализма парадигму господства над природой.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название "глобальных проблем человечества": экологических, демографических, политических и ряда других. Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название "глобальных", стало характерной чертой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов. Конкретным анализом каждой из них занимаются специальные науки - социология, демография и проч. Философия рассматривает эти проблемы с позиций возможностей и перспектив выживания человечества.

Сегодня очевидна необходимость комплексного подхода к глобальной проблематике. В исследовании должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания - как общественно-гуманитарные науки, так и естественные и технические. Синтез различных подходов, объединение и осмысление полученного результата в настоящее время формируется в особой области знаний - теории глобальных проблем, или глобалистике. Она нацелена на поиск путей, направленных на выживание человечества; призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Ее выводы могут быть востребованы международными организациями, прежде всего, ООН, правительствами отдельных государств, деловыми кругами, общественностью. В связи с неравномерным развитием различных стран эффективные рекомендации должны включать множество социальных, экономических и политических факторов, применительно к конкретно рассматриваемой ситуации.

1. Основные глобальные проблемы человечества, их понятие и классификация

Актуальность глобальных проблем человечества обусловлена действием целого ряда факторов, к основным из которых относятся:

1. Резкое ускорение процессов общественного развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества на природу резко возросло.

2. Рост численности населения Земли. Он поставил перед человечеством ряд проблем, прежде всего, проблему обеспечения продовольствием и другими средствами существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с условиями человеческого общежития.

3. Проблема ядерного оружия и ядерной катастрофы.

Эти и некоторые другие проблемы затрагивают не только отдельно взятые регионы или страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от места производства зараженных продуктов.

Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается целый комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от региональных, локальных и местных.

К региональным проблемам относится круг острых вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в крупных государствах.

Понятие "локальный" относится к проблемам или отдельных государств, или больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести глобальный характер.

Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС напрямую затронула лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.

Что охватывается понятием «глобальные проблемы»? Какие особые признаки позволяют говорить о них, как о явлении всего человечества? Ответы на эти вопросы важны как в теоретических номах, так и в практическом плане, поскольку от этого зависят основные нации поиска путей их решения.

Этимологически термин «глобальный» происходит, с французского «global», что означает целый, весь, общий. Отсюда наиболее распространенным является определение, согласно которому проблемы, которые затрагивают интересы человечества в целом и каждого человека в разных точках планеты, т.е. носящие планетарный общечеловеческий характер, принято называть глобальными.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только часть, где проживают люди, но и другую ее поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающих в сферу деятельности человека. Важно при этом отметить, что любая проблема лишь тогда может считаться глобальным, когда она актуальна отношении любого региона, т.е. проявляется в них. Для более строгого определения глобальных проблем в отличие от всех других в науке и философии, кроме «географического», вводятся дополнительные критерии, которые характеризуют их со стороны существенных черт, которыми они владеют. Большинство исследователей определяют такие особые черты, отделяют собственно глобальные проблемы от любых других:

  • 1. По своей сути глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, народов, государств или групп государств, а всего человечества, т.е. носят планетарный, общечеловеческий характер.
  • 2. Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы, а потому требуют немедленных решений.
  • 3. Нерешенность глобальных проблем представляет угрозу для существования человечества: может привести к гибели цивилизации как таковой.
  • 4. Глобальные проблемы не могут быть решены усилиями отдельных государств, а требуют целенаправленного согласованного действия, объединение всех народов, всего мирового сообщества.

Принципиальной особенностью глобальных проблем их комплексность, т.е. сложная взаимозависимость, взаимообусловленность и тесная связь между собой

Обновление или наоборот решения одной из них прямо или косвенно отражается на всей системе глобальных проблем современности. Поэтому решение одной из глобальных проблем предполагает учет на нее влияния других проблем.

Характерной чертой глобальных проблем их динамизм, есть возможность увеличения количества проблем, которые относятся к глобальным, или наоборот уменьшение по мере их решения. Ярким примером является проблема терроризма, которая перерастает в глобальную проблему на наших глазах. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты - М., Международные отношения, 2002г.С 42.

Среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание в современной науке имеет разделение, учитывающие объекты, которые испытывают на себе действие этих проблем и деятельность субъектов, которые вызывают обострение их.

Первую группу глобальных проблем составляют, проблемы, которые характеризуются наибольшей всеобщностью и актуальностью и вытекающие из взаимодействия между такими социальными общностями людей как государство, народы, нации, социально-экономические системы и т.д., поэтому их называют интерсоциальными. Эти проблемы обусловлены общественно-политическими реалиями, которые предопределяют прежде противоречия между различными государствами мира. К одной из важных проблем этой группе относят проблему устранения войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка, направленного на преодоление экономического, экологической, научно-технической отсталости развивающихся стран, преодолении и полную ликвидацию терроризма.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия человека и общества с природой - это природно-социальные проблемы. Во второй половине XX в. было отмечено, что человеческое общество должно не только черты преемственности по отношению к органическому миру, который породил его, но и глубокие принципиально отличительные черты, которые выделяют человечество из всего биологического мира. Эти черты, как считал Ю.П.Трусов, связаны с разумом, познанием мира и социальным организованным трудом. Это позволило ему выделить из биосферы особую область - ноосферу, т.е. сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком понимании, включающем искусство, науку и литературу как кристаллизацию деятельности разума.

Но плоды рук человеческих имеют существенное отличие от творений природы. Человеческое творчество вырывает из природы частицы вещества и вжимает их в кандалы формы. Камни превращаются в пирамиды, металл - в танки и станки, шерсть - в одежду. А эти предметы лишены саморазвития, они могут только разрушаться. Итак, человек занимает промежуточное положение между мертвой техносферой и живой природой. Это означает, что они находятся в оппозиции. И как бы мы не относились к идее существования ноосферы, полярность техники и жизни бесспорна. Этот антагонизм и лежит в основе данной группы глобальных проблем. К ним в первую очередь относится экологическая проблема, а также энергетическая, минерально-сырьевая и проблема освоения космоса и Мирового океана. Третью группу составляют проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом - это антропосоциальные проблемы. К ним в первую очередь относится демографическая, а также проблемы здравоохранения, нищеты и голода.

Каждый из трех блоков глобальных проблем имеет свою специфику, но они образуют целостную систему, ядром которой является проблема человека и его будущего, которая превратилась в общенаучную и требует для своего решения объединения усилий представителей всех областей знания естественных, общественных и технических наук.

Итак, круг глобальных проблем, стоящих перед человечеством, достаточно широк, и каждая из них - результат действия специфических причин и предпосылок, а с другой стороны закономерно возникает вопрос: если все эти проблемы носят планетарный характер, если они затрагивают интересы и судьбы всего человечества, то очевидно, существуют и общие факторы, которые их порождают, ведут к обострению и углублению. Какие же это факторы. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.: Знание, 2002.С 48.

Следует отметить, что обострение глобальных проблем е наследником комплекса причин и противоречий второй половины XX века. Наиболее общей причиной превращения ранее локальных и региональных проблем в глобальные е быстрый рост интернационализации хозяйственной, социально-политической и духовной жизни общества, в которых проявляется общая тенденция превращения в будущем человечества в целостную систему, единый субъект социального действия. Уже сейчас создается взаимосвязанный, во многом целостный мир, в котором с необходимостью возникают проблемы, свойственные развитию человечества в целом. Понятно, что несвоевременное решение этих проблем приводит к тому, что они приобретают характер глобальных.

В свою очередь возникновение глобальных проблем, их обострения способствует дальнейшему усилению всемирного характера многих общественных процессов, в частности, что касается центрального вопроса международных отношений - обеспечение мира на Земле и решения других глобальных проблем современности. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.С. 27-28.

Техническая цивилизация, которая разъедает наш общий дом сегодня, возникла и эксплуатируется не сама по себе, а в рамках определенной культуры. В культуре производятся те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств, эксплуатацию природных запасов. В культуре было заложено отношение о неограниченности этих запасов и право бесконтрольно распоряжаться ими. Культура формирует людей проводить эксперименты в Чернобыле, уничтожать запасы пресной воды, разворачивать атомное вооружение и т.п.

И в этой связи самая страшная из всех катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты разного уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человека в человеке. Причина многих бед заключается в ошибках, допущенных человечеством, и более того - в выборе ложных ориентиров, следствием которых является не только нанесение природе вред, но и вред человеческой сущности. Ряд катастроф, в частности в нашей стране является следствием нашей некультурности, безответственности и недостойного организации.

Таким образом, причины глобальных проблем своими корнями: достигают истории становления современной цивилизации, породившей кризис и индустриального общества и технически ориентированной культуры в целом, охватившей весь комплекс взаимодействий людей между собой, с обществом, с природой. Этот кризис распространилась практически на все мировое сообщество, даже на самые удаленные от центров цивилизации регионы. Все это дало основания назвать нашу планету «общим домом», а проблемы, которые оказались общими для всех людей - глобальными.