Что такое игровая мотивация. Семинар для педагогов доу "приемы побуждения детей к самостоятельной деятельности"

Игровая мотивация представляет собой особый методический прием, призванный помогать управлять деятельностью людей в игровой форме. Несмотря на то, что в не таком далеком прошлом игровая мотивация использовалась, в основном, при работе с детьми, сегодня данный метод практикуется в большинстве областей человеческой жизнедеятельности, причем применим он к людям самых разных возрастных категорий. И в геймификации игровая мотивация играет одну из наиболее важных ролей, по причине чего и мы и решили посвятить первый урок нашего курса рассмотрению именно этого вопроса.

Как и следует полагать, игровая мотивация самым прямым образом связана с понятием мотивации вообще. С ее подробным описанием и особенностями вы можете познакомиться в одном из уроков (урок « »); здесь же мы лишь вкратце вспомним о том, что вообще такое мотивация, почему ей нужно управлять и в чем преимущества игровой мотивации.

Что такое мотивация

Говоря общедоступным языком, мотивацию можно охарактеризовать как внутренние импульсы человека, которые побуждают его выполнять какие-либо действия; особое внутреннее чувство, заставляющее что-то делать. Причем касаться это может абсолютно всего, начиная от подъема ранним утром и , и заканчивая достижением конкретных целей, жизненных результатов и т.п. Мотивация есть основа любого предпринимаемого человеком действия.

Не будет лишним заметить, что если бы не было мотивации, жизнь вокруг, вероятнее всего, просто остановилась бы, ведь ничто в мире, кроме мотивации, не способно принудить человека к работе по реализации изменений как в окружающем мире, так и внутри его личности. Если же спроецировать это конкретно на персональный уровень, то отсутствие мотивации сводит на «нет» какой бы то ни было прогресс в любой сфере жизни. Межличностное взаимодействие, финансовое благополучие, карьерный рост, состояние здоровья, самореализация - развитие любой из этих составляющих (и многих других) будет стоять на месте, если не будет подкрепляться внутренними стимулами. И как раз здесь уместно упомянуть об управлении мотивацией.

Почему мотивация требует управления

Каждый из нас достигает в определенных сферах жизнедеятельности успехов. Каждый наш день наполнен различными событиями и действиями. Причиной же всему этому служит, как уже стало понятно, не что иное, как мотивация. Однако во всей этой картине есть один важный момент, которому обязательно нужно уделять внимание.

Дело в том, что стимулирование, заставляющее человека совершать действия, в большинстве случаев используется отнюдь не по максимуму, как многие убеждены. Как правило, механизм стимуляции функционирует автоматически, механистично или, если так можно выразиться, на автопилоте, из-за чего и не способен принести все выгоды, преимущества и награды, которые вообще могут .

Но если мы зададимся вопросом управления нашими внутренними состояниями и побуждениями и начнем изучать эту тему, мы будем способны произвести такие изменения в любой сфере своей жизни, которые доселе не могли даже вообразить. Когда человеку точно известно, что следует делать, а чего следует избегать, в его арсенале методов по созданию перемен появляется власть над собой - инструмент, способный заставить его сделать все необходимое, чтобы , о которых он мечтает, и сделать жизнь такой, какая ему нужна.

Поддержание в себе активного состояния, желания действовать, созидать и идти вперед - это и есть управление мотивацией. И в настоящее время психологами и другими специалистами в области изучения личности разработано достаточно много способов управления деятельностью людей. Среди них можно отметить финансовое стимулирование, принуждение, нормативы, признание, удовлетворение потребностей и т.д. Но, к сожалению, не все эти способы воздействуют на человека и его мотивацию одинаково эффективно: если, например, то же признание важно для одного, оно может быть безразлично другому; если посредством принуждения можно заставить работать одну группу людей, с другой она может стать причиной прямо противоположного результата и т.п. Поэтому и выбирать для управления деятельностью рекомендуется более универсальные методы, посредством которых реально воздействовать не только не большинство людей индивидуально, но и массово. Именно к таким и относится игровая мотивация.

Наиболее эффективная форма управления деятельностью

Так в чем же преимущества игровой мотивации? Этот вопрос требует, пусть и небольшого, но отдельного рассмотрения.

Если мы обратимся к истории развития, то сразу сможем понять самую важную функцию игры, которая заключается в спонтанном и наиболее эффективном способе обучения. Когда ребенок играет, он осваивает окружающий его мир. Изначально это мир предметов (ребенок манипулирует кубиками, мячиками, деталями конструктора и т.д.), а затем мир социальный (начинается взаимодействие с другими людьми). Именно игровой способ обучения на многолетней практике доказал свою результативность и простоту применения, ведь использовать его очень легко. Интересно также и то, что дети в большинстве своем очень любят играть, а те навыки, которые они получают, не просто закрепляются, а остаются с ними на всю жизнь.

По мере взросления человека игры начинают покидать его жизнь, и она, пусть не прозвучит высокопарно, становится уже не такой интересной. Однако игру даже во взрослую жизнь можно вернуть всегда. Вспомните хотя бы деловые игры, тренинги, тим-билдинги - даже в жизни «больших и важных дядь и теть» игровой подход к обучению оказывается крайне эффективным, что доказано не только достижениями людей, но и распространенностью игровых методов сегодня.

Что же касается преимуществ игровой мотивации, то их можно выделить несколько. Во-первых, она активизирует эмоции человека, а они, в свою очередь, окрашивают любой, даже самый, казалось бы, скучный и рутинный процесс яркими цветами. Во-вторых, она погружает человека в состояние ребенка (в хорошем и здоровом понимании этого слова): раскрывается творческий потенциал, появляется чувство соперничества, желание победить, нестандартно проявиться, применять оригинальные решения, избегая клише и шаблонов. В-третьих, появляется свобода от стереотипов и . И, наконец, происходит практически 100% вовлеченность в происходящее, когда человек живет в моменте «сейчас», чувствуя его ценность. Игровая мотивация рождает в человеке глубинную потребность в поиске решения проблемы или задачи, причем сопровождается это состояниями легкости и радости от того, что он делает. А еще одним очевидным плюсом игровой мотивации можно назвать то, что она применима к любой сфере жизнедеятельности. Но давайте резюмируем вышесказанное.

Если подвести все, о чем мы сказали, к общему знаменателю, получим следующие преимущества игровой мотивации и деятельности:

  • Согласование целей игры с потребностями вовлеченных в нее людей
  • Отсутствие противоречий между абстрактным характером игры и реальными задачами, требующими решения
  • Возможность соединения широкого спектра проблем с глубиной их осмысления
  • Соответствие игры логике деятельности
  • Наличие социального взаимодействия, способного подготовить к профессиональному общению
  • Высокая степень вовлеченности участников
  • Наличие высокосодержательной обратной связи
  • Возможность проявления личностью максимума своих качеств
  • Активизация рефлексивных процессов, способствующая интерпретации и осмысливанию полученных результатов
  • Формирование способности к преодолению стереотипов
  • Формирование установок профессиональной деятельности
  • Возможность для личности объективно оценить себя и свои возможности и, как следствие,

Применение игровой мотивации позволяет получить такой опыт, который может оказаться намного продуктивнее любого другого, в том числе и полученного и в профессиональной сфере деятельности. Происходит же это благодаря увеличению масштаба охвата действительности, наглядному представлению последствий принятых решений и возможность проверки альтернативных решений. Информация, которой оперирует человек в реальном мире, является неточной и неполной, а в игре он может руководствоваться хоть и неполными, зато точными данными. Это позволяет быть уверенным в полученных результатах и стимулировать процесс принятия ответственности за свои действия. Указанные нами преимущества, собственно, и определяют успешность и эффективность игровой мотивации.

Несмотря на все вышесказанное, для понимания геймификации и ее особенностей, а также тонкостей применения на практике знаний об одной лишь игровой мотивации может быть недостаточно, ведь тема мотивации вообще очень объемна. Исходя из этого, далее мы приведем несколько теорий мотивации и их основные положения - эта информация поможет вам лучше понять, как использовать игровые подходы в неигровых процессах.

Теории мотивации как ключ пониманию и применению игрофикации

  • Мотивация - человек желает произвести действие
  • Способность - человек может без проблем произвести действие
  • Толчок - человек получает сигнал, направляющий его на произведение действия

Наиболее же важным среди этих факторов является именно первый - мотивация, и к нему специалисты, в частности психологи, проявляют максимальный интерес, о чем можно судить по количеству созданных моделей, описывающих то, что мотивирует людей, и почему оно действует именно так.

Естественно, охватить и рассмотреть их все в рамках одного урока просто невозможно, и мы поговорим только о трех теориях мотивации, которые, по нашему мнению, будут в большей степени полезны при изучении игрофикации и для ее настройки и применения.

К ним относятся:

  • «Драйв» Даниэля Пинка
  • Радикальный Берреса Фредерика Скиннера

Подробнее о каждой из теорий.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Теория мотивации, известная в настоящее время как Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, считается не только одной из самых знаменитых, но и н одной из самых ранних в истории психологии - она была разработана в 1943 году. Вполне вероятно, вы с ней уже знакомы, если же нет, то подробно о ней можете почитать .

Согласно Пирамиде Маслоу, существует пять базовых уровней потребностей (от низших к высшим):

  • Физиологические потребности: половое влечение, жажда, голод и т.п.
  • Экзистенциальные потребности: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, постоянство условий жизни и т.п.
  • Социальные потребности: забота о других, внимание к себе, общение, социальные связи и т.п.
  • Престижные потребности: карьерный рост, общественное признание, самоуважение и т.п.
  • Духовные потребности: , самовыражение, самоактуализация и т.п.

Схематически Пирамида изображена на рисунке №1:

Исследователь полагает, что представленные потребности и есть то, что заставляет людей делать то, что они делают. Если копнуть глубже, поведение людей находится под влиянием желания удовлетворения своих физических и психологических потребностей. Первые четыре уровня потребностей понимаются легко - по Маслоу, это потребности дефицита, т.е. потребности в том, чего не хватает. Но пятый уровень вызывает вопросы - как понять потребность в самореализации?

В своих многочисленных трудах Абрахам Маслоу, делая ссылку на этот пятый уровень, трактует его как мета-потребности или потребности бытия. Он представляет собой совокупность множества мотиваторов высшей степени, также называемых мета-мотиваторами - нематериальных благ, к которым стремится человек. Именно мета-мотиваторы играют основную роль в процессе игрофикации.

Одновременно с этим, наряду с классической теорией мотивации Маслоу, можно выделить более современную - так называемый «Драйв» Даниеля Пинка.

«Драйв» Даниэля Пинка

Книга Даниэля Пинка « » была опубликована в 2009 году. Автор, основываясь уже на современном опыте и современных данных, говорит о том, что в обществе сегодняшнего дня, где низкие уровни потребностей Маслоу уже более-менее удовлетворены, основную мотивацию для людей представляют верхние уровни - внутренние мотиваторы. Любопытно, но эти мотиваторы абсолютно идентичны мета-мотиваторам Абрахама Маслоу, расположенным на уровне духовных потребностей его схемы. Пинк же, в свою очередь, и концентрируется исключительно на них.

Так, Даниель Пинк выделяет:

  • Автономию
  • Мастерство
  • Смысл

Тут-то мы и подходим к тому, что большинство мотиваторов, как и потребностей, удивительно схожи с игровыми механиками и динамиками. К примеру, руководство компании «Zynga», понимая, что подавляющее большинство людей обладают игровым типом личности «тусовщик» (типы игроков мы рассмотрим в уроке 4) и нуждаются в удовлетворении потребности в , разработало игру «FarmVille» в соцсети «Facebook». Эта игра - симулятор управления фермой в режиме реального времени и удовлетворяет потребность людей в социальном одобрении и социальной сплоченности.

Наделение людей званиями, статусами, достижениями и т.п. считается одной из самых распространенных игровых механик, однако в реальной жизни все это представляет собой замаскированное удовлетворение потребности в уважении.

Наглядно увидеть параллели между Пирамидой потребностей Маслоу и «Драйвом» Пинка поможет рисунок 2:

Очевидно, что и в «Драйве» Пинка основное значение имеют духовные потребности, такие как самоактуализация, самореализация, смысл жизни и т.п. Но руководствоваться лишь этими данными было бы ошибочно, ведь есть теории, говорящие о противоположных вещах, например, бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера.

Радикальный бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера

Радикальный бихевиоризм Скиннера - совершенно иная психологическая школа. Основная ее посылка заключается в том, что поведение человека - это результат комплексного воздействия на его личность внешних условий посредством подкрепления (воздействия на поведение с помощью стимулов) и обучения. В теории Скиннера игнорируются врожденные потребности, а во внимание берется лишь внешняя среда и подкрепления для формирования человеческого поведения и управления им. По сути, подкрепления, усваиваемые человеком, со временем становятся его мотиваторами. В геймификации подкрепления можно охарактеризовать как баллы (об баллах и очках речь пойдет в уроке 2).

Достаточно много игровых техник было создано с использованием предлагаемых Скиннером принципов, по причине чего их ядром служит балльная система. Но баллы могут становиться наградой лишь в том случае, если применяются правильно, а это уже зависит от графика подкреплений (вознаграждений), т.е. от того, с какой частотой, в каком количестве и когда происходит выдача баллов.

Помимо прочего, Беррес Фредерик Скиннер дал характеристику воздействия различных графиков вознаграждения на степень отклика игроков и представил действия, которые могут быть простимулированы различными графиками. К примеру, график с основой на фиксированные интервалы наград идеален для повышения активности накануне дедлайна (крайнего срока, к которому должна быть завершена работа). А график с фиксированной пропорцией наград, также как и предыдущий график, может быть использован с целью обучения человека новым поведенческим моделям. График с переменным интервалом показал наибольшую эффективность в ситуациях, когда требуется закрепить уже выученное поведение. В свою очередь график с переменной пропорцией следует применять, чтобы сохранить поведение, т.к. во многом он зиждется на игровой зависимости. Последний график указывает на то, насколько важны «сюрпризы» в процессе геймификации. Он кстати, служит основой лотерейной игровой механики и некоторых других мотиваторов, относящихся к категории предварительных.

Подводя итог разговору о мотивации и теориях мотивации в ключе геймификации, будет крайне полезно, если мы коснемся также еще одного понятия, знание о котором поможет приблизиться к пониманию игрофикации вообще. Это понятие «потока», хорошо известное по работам знаменитого американского психолога Михая Чиксентмихайи.

Состояние потока и его суть в игрофикации

Как его охарактеризовал Михай Чикксентмихайи, представляет собой наиболее оптимальное состояние внутренней мотивации, находясь в котором, люди полностью погружаются в то, чем они заняты. Иногда его еще называют состоянием увлечения, испытывая которое человек как бы абстрагируется от физических ощущений и времени, а также на какой-то период лишается своего эго.

Невзирая на то, что поток характеризуется как крайне желательное психическое состояние, достичь его не так уж просто. Отчасти причина состоит в том, что у людей присутствуют внутренние противоречия в том, чего они на самом деле желают. Так, выступая на конференции «2006 TED», посвященной распространению оригинальных и необычных идей на темы искусства, науки, дизайна, культуры, бизнеса, политики и других, известный автор книг по мотивации рассказал о шести эмоциональных потребностях людей. Первая из них касалась именно определенности, а вторая, как бы странно это ни звучало - неопределенности, что совершенно противоречит первой.

Может сложиться впечатление, что люди очень непоследовательны, но в действительности есть очень тонкая граница между определенностью и неопределенностью. Эта граница и есть рассматриваемое нами и представленное Чиксентмихайи состояние потока.

В огромном количестве ситуаций люди предпочитают состояние контроля, дающее им ощущение надежности и безопасности. Но, одновременно с этим, люди хронически «не переваривают» скуку. Однако вместе с приобретением каких-либо навыков на протяжении долгого времени люди погружаются в состояние скуки, если им не дается более сложного задания. И в качестве мотиваторов на большинство людей действуют именно такие вещи как разнообразие, сюрпризы, непредвиденные обстоятельства, испытания и т.п.

В условиях реальной жизни все, что выходит за рамки обыденности, погружает человека в состояние возбуждения, ведь ему практически всегда довольно проблематично отыскать задачи с тем уровнем сложности, который будет максимально соответствовать его навыкам. В итоге задачи оказываются либо слишком простыми, т.е. скучными, либо очень трудными, т.е. расстраивающими. Исходя из этого, весь парадокс мотивации человека в реальности состоит в его стремлении найти эту едва ощутимую границу между состоянием определенности и неопределенности.

На рисунке №3 показана схема Чиксентмихайи, позволяющая лучше понять суть приведенных нами объяснений:

Теперь же мы можем сделать полноценный вывод.

Обращаясь к идеям Абрахама Маслоу (а также и Даниэля Пинка), мы можем понять, чего хотят люди, и эти внутренние потребности являются для них их движущей силой. С другой стороны, Беррес Фредерик Скиннер говорит нам о том, что если взять в работу соответствующие подкрепления (награждения), внутренние потребности людей можно обойти стороной, а вместо их удовлетворения - просто награждать их баллами, вследствие чего они будут учиться и находиться в замотивированном состоянии лишь благодаря накоплению этих самых баллов. Однако в расчете на долгосрочную перспективу «тупо» раздавать баллы крайне неэффективно, т.к. люди быстро начнут «умирать» со скуки. Геймификация, если речь идет об успехе в этом деле, должна быть адаптирована под те навыки, которыми обладают люди. Другими словами, она должна быть такой, чтобы в ней была найдена граница между определенностью и неопределенностью, позволяющая войти в состояние увлечения или потока, о котором говорил Михай Чиксентмихайи - состояние внутренней мотивации.

Конечно же, существует огромное количество и других психологических теорий мотивации, и рассмотренные нами эту тему далеко не исчерпывают. Но мы искренне надеемся на то, что предложенная информация позволит вам приблизиться к пониманию игрофикации как процесса применения игровых методов в совсем не игровой деятельности. В дальнейшем мы рекомендуем вам учитывать полученную информацию и осуществлять построение своей личной геймификации с основой на психологические аспекты мотивации деятельности человека (естественно, вкупе со знаниями, которые вы получите после прохождения всего курса).

В следующем уроке мы поговорим об основных игровых элементах геймификации - баллах, рейтингах и бейджах, а также расскажем о Пирамиде элементов, созданной профессионалами в представленной области - Кевином Вербахом и Дэном Хантером.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ

В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место проведения: МБДОУ д/с №43

Разработала: Комалова Н.Л. зам.зав. поУРВ

Круглый стол предполагает равную работу всех участников заседания.

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в вопросе игровой мотивации детей в разных видах деятельности

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов о методах и приемах вовлечения детей в различные виды деятельности
  2. Повысить творческий потенциал педагогов
  3. Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы игровой мотивации детей

Введение:

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, ,

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение имеют игровые формы обучения и воспитания.

Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

I часть: Теоретическое обоснование проблемы

Что такое игровая мотивация?

Мотивация –(от лат. приводить в движение, толкать) 1.Побуждение к деятельности.

2. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения , используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?

Упрямство

Плохое настроение

Плохое самочувствие

Неинтересно

Трудно не по возрасту

Плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

Недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?

Следует использовать такие приемы:

На первом плане стоят эмоции . это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. например: педагог (во время сборов на прогулку. летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. а зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Практическое задание: (назовите и впишите свои варианты примеров в указанные графы схемы)

Словесная мотивация (только по словесному указанию, постановка проблемы) (прием соревнования, постановка проблемы, просьба, похвала-хула)

Предметно-действенная мотивация (внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия, с которым в дальнейшем ребенок будет действовать)

(письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочки, плакаты)

II часть: Практическое применение технологий

Работа в микрогруппах

Участники группы – выполняют роль воспитателя(лей), остальные педагоги – «дети». участникам группы предлагается самостоятельно выбрать любой вид деятельности дошкольников заданного возраста и обыграть выбранную ситуацию с педагогами-«детьми». От каждой группы – одна игровая ситуация.

III часть: Обмен опытом

Решение Педагогических задач

Уважаемые педагоги! Вспомните из своей практики ситуацию(одну), в которой дети поставили Вас в тупик (режимные моменты, занятия, праздник и т.д.). Как вы разрешали данную проблему?

Дать педагогам 5 минут для того, чтобы записать наиболее интересные моменты практикума.

Предложить педагогам создать брошюру «Полезные советы для взрослых. Как вести себя в нестандартных ситуациях»

формулировка советов общая для всех: «Если ребенок делает _____________, я ___________»

Заключение:

рефлексия, визуальное закрепление материала

ВИЗУАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

(в незаполненные поля вставьте недостающие словосочетания)

  1. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это _____________.
  1. Обучение детей должно быть ____________________________________________________, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
  1. Цель мотивации – вызвать у детей ____________________________________________, создать ___________________________________________, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение ________________________________.
  1. Мотивация, основанная на прямом речевом указании - _________________________.
  2. Предметно-действенная мотивация подразумевает _____________________________________________________________________

Ответы:

Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения – это мотивация.

Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым , обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация, основанная на прямом речевом указании – словесная мотивация

Предметно-действенная мотивация подразумевает внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия


Мотивация игры младшего дошкольника является выражением потребности в активной деятельности. Игра — это основное занятие ребенка младшего дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на развитие образного мышления, формирует способность продумывать план своих действий и выбирать линию поведения. Игровая мотивация определяет основные психологические механизмы ребенка 2-4 лет.

Развитие игровой мотивации у дошкольников

Самые важные аспекты психики личности развиваются в игре. Именно благодаря ей, в сознании выделяются главные этические принципы, а также происходит формирование познавательной активности у дошкольников. Главное стремление любого малыша — стать таким, как взрослый человек. В раннем детстве ребенок еще не способен полноценно руководить своими желаниями. Это его желания руководят им. Данная особенность дает родителям и педагогам многообразные возможности мотивировать, направлять его увлечения и стремления.

Развитие мотивации у дошкольников не должно быть этапом, предшествующим обучению. Эти два процесса должны происходить параллельно. Учебную деятельность в раннем возрасте необходимо организовать так, чтобы она была разнообразной, увлекательной, а также давала возможность фантазировать.

Характеристика формирования мотивации

Развитие мотивационной сферы дошкольника — задача не только сотрудников учебных заведений. Значительную часть работы должны выполнить родители. Ребенку в кругу семьи нужно обеспечить положительный опыт раннего обучения — развивающие занятия, способствующие подготовке к школе.

Ведущим способом формирования мотивации и способностей в процессе обучения отечественные педагоги и психологи считают дидактические игры. По содержанию игры дошкольников отличаются от игр детей старшего возраста. Они связаны с некоторой ограниченностью жизненного опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Дети не способны представить весь ход игры до ее начала, они не понимают логическую последовательность действий. Их поведение выглядит несколько беспорядочным, они быстро переключают внимание, увлекаются посторонними предметами.

Обязательны проблемные и творческие задания. Маленькие дети нередко повторяют в игре действия, которые показали им взрослые. Задания должны помогать решать жизненные задачи, учиться соревноваться, выполнять бытовые функции. Уровень сложности желательно подбирать отдельно для каждого малыша.

Игровая мотивация в самостоятельной деятельности дошкольников опирается на комплекс правил. Действие должно быть организованным, между участниками необходима договоренность о правилах. Если деятельность носит соревновательный характер, необходимо заранее определить критерии выбора победителя. Правила не ставят рамок, напротив, они дают основу, которая позволяет дошкольнику учиться саморегуляции, контролировать свое поведение. Правила показывают малышам, как воплощается справедливость.

Подготовка младших дошкольников к школе

Дошкольное детство — это главный период становления ребенка, развития его навыков и способностей. В это время нужно учить малыша любить себя, своих друзей и родных, быть дружелюбным и добрым, с уважением относиться к окружающим. Кроме того, ребенок должен сохранить врожденную жажду знаний. Если он в первые 3-4 года жизни научится усваивать новую информацию, концентрироваться, анализировать и делать выводы, то его готовность к школе можно будет считать удовлетворительной.

Игра — это не только радость и развлечение. С ее помощью можно развивать память, мышление, внимание, воображение и другие качества, которые необходимы для учебы в школе. Играя, дети приобретают новые знания, даже не догадываясь об этом. Психологи называют игры школой жизни. Они облегчают процесс формирования представлений об окружающем мире и усвоения информации.

Основными аспектами подготовки ребенка к успешному обучению в школе являются психологическая, эмоциональная и интеллектуальная готовность. Игра — активная форма обучения. В ней одновременно работают 2 направления: познавательное и занимательное. Познавательную мотивацию дошкольников превосходно развивают ролевые игры. Это незаменимый инструмент для полноценного развития ребенка.

В ходе игр с занимательным материалом дошкольники овладевают умением самостоятельно вести поиск решения задачи. Педагог вооружает детей только схемой и основами анализа проблемы. Такие игры активно способствуют развитию сообразительности, конструкторских способностей, логики, пространственного воображения. Мотивационная сфера дошкольника чрезвычайно гибка, ее можно легко корректировать с помощью интересных упражнений. Похвала старших за успехи — награда, ради которой дети охотно согласятся попробовать новые занятия.

Игры должны охватывать все сферы. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста не менее важно, чем работа над их эмоциональным или интеллектуальным развитием. В последнее время требования, которые предъявляют школы к учащимся младших классов, возросли. Без сильной мотивации ребенок не сможет справиться ни со стандартной программой обучения, ни с альтернативной. Поэтому только всесторонняя подготовка может сделать будущего ученика конкурентоспособным.

Систематичность занятий оказывает большое влияние на развитие мотивационной сферы дошкольника. Если родители и педагоги по тем или иным причинам не могут регулярно проводить занятия с ребенком, он утрачивает способность решать сложные задачи, поскольку его аналитические навыки лишаются постоянной практики.

Формирование мотивации с помощью игровых занятий

С помощью игр можно высоко развить мотивационную готовность к школе у дошкольников. Мотивация представляет собой движущую силу, которая придает смысл и направление активной деятельности. Подавляющее большинство детей хорошо откликается на 4 основных вида игровой мотивации:

  1. Игрушке нужна помощь. Педагог рассказывает об игрушке, которой требуется друг. Дети обычно охотно спешат помочь сказочному персонажу, который попал в беду. Такая ситуация вовлекает их в решение интеллектуальной задачи: они ищут выход из ситуации. Если у куклы сломался домик, ребенок строит новый дом. Если у медведя болит живот, малыш пытается его вылечить. Подобная игра учит помогать, заботиться, защищать.
  2. Взрослому нужна помощь. Воспитатель говорит, что собирается что-то сделать, однако одному ему будет трудно справиться с этим делом. Дети любят делать что-то вместе со старшими, им приятно помогать и получать одобрение. Нравственное воспитание в таких заданиях должно соответствовать возрасту, не следует заставлять его оказывать помощь взрослому.
  3. Научи взрослого. Педагог просит ребенка научить его что-то делать. Малышам нравится чувствовать себя умелыми и знающими, поэтому формирование мотивации происходит естественным образом.
  4. Сделай предмет для себя. Стремление трудиться развивается уже в 1-2 года, а в 3-4 года дети напрямую связывают отношение взрослых к ним со своими достижениями. Им нравится демонстрировать результат собственного труда. Если предмет, который педагог предложит сделать, заинтересует ребенка, малыш охотно начнет искать пути решения поставленной задачи.

Мотивация у детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер, иначе она не будет эффективной. Каждый ребенок нуждается в стимулирующей обстановке и уверенности в себе. Результаты диагностических тестов, которые проводит каждая школа, показывают, что в последние годы интерес к обучению у большинства детей снизился. Неполноценная мотивация дошкольников к обучению приводит к возникновению ряда проблем. Дети теряют самоуважение, не могут построить межличностные отношения со сверстниками, не справляются с заданиями учителей.

Подготовила: Сергеева Наталья Владимирована- воспитатель 1-й кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивацияпозволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для дошкольного возраста.

Я использую в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Я выделила восемь типов мотивации:

Первый тип- игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.Данную мотивацию я используюв НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например:(для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком).Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Давайте их спрячем под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание.В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию я использую в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Часто используем в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки.

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрастев НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает мне, а детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

А вам я приготовила картотеку мотиваций. Надеюсь, что она пригодится вам в вашей работе.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад «Теремок» г. Цимлянска

Консультация

на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

Консультацию подготовила:

Воспитатель:

Романовская Е.Р.

Цимлянск, 2017

« Чтобы переварить знания,

Надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франц.

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием - варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы, инсценировки.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье) .
  • Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем) .
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик) .
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .
  • Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Можно использовать в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.