Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования. Положения о лицензировании транспортных перевозок Лицензирование транспортно экспедиционной деятельности

от 23.04.94 N 372, от 31.07.98 N 866)

1. Лицензирование перевозочной, транспортно - экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте, производится с целью государственного регулирования этих видов деятельности, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

2. Лицензированию подлежит деятельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также предпринимателей, осуществляющих:

а) городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки грузов и пассажиров, за исключением перевозок, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

б) транспортно - экспедиционное обслуживание юридических лиц и граждан;

в) ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе.

В дополнение пункта 3 Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 N 121 установлено, что перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами предприятий, организаций и учреждений системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных предприятий, организаций и учреждений на коммерческой основе) не подлежат лицензированию.

3. Лицензированию не подлежат:

а) технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки, осуществляемые автотранспортными средствами без выхода на дороги общего пользования;

б) внутрихозяйственные, внутрирайонные, внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации) перевозки, осуществляемые автотранспортом колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса для нужд сельского хозяйства, межобластные, межкраевые, межреспубликанские (в пределах территории Российской Федерации) перевозки сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей, а также ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий;

в) перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые по специальным постановлениям Правительства Российской Федерации;

г) перевозки грузов и пассажиров, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий;

д) перевозки, осуществляемые специальными и учебными автомобилями;

е) перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами, принадлежащими учреждениям здравоохранения Российской Федерации и Министерству связи Российской Федерации (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных организаций на коммерческой основе), вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел.

4. Устанавливаются следующие виды лицензий:

на перевозки грузов - "Г";

на перевозки пассажиров - "П";

на транспортно - экспедиционное обслуживание - "Т";

на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств - "С";

на перевозки опасных грузов - "ОГ".

В лицензии на перевозку опасных грузов обязательно указывается вид опасного груза, на перевозку которого выдана лицензия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

5. На каждое транспортное средство одновременно с лицензией выдается лицензионная карточка, цвет которой соответствует зоне его деятельности:

голубой - городские и пригородные перевозки;

желтый - внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации), внутрикраевые, внутриобластные междугородные перевозки;

красный - межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные междугородные перевозки;

зеленый - международные перевозки.

Формы лицензии и лицензионной карточки утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

6. Все виды лицензий выдаются на определенный срок (3 месяца, 1 год или 5 лет) региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами, за исключением лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно - экспедиционные услуги, которые выдаются Министерством транспорта Российской Федерации или в устанавливаемом им порядке.

7. Для получения лицензий предприятия, организации, учреждения и предприниматели представляют:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством транспорта Российской Федерации, с указанием вида и зоны деятельности, а также срока действия лицензии;

б) копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию предприятия или предпринимателя, а для организации или учреждения - копию утвержденного в установленном порядке устава или положения;

в) данные о количестве имеющихся:

автотранспортных средств - для получения лицензии на перевозки;

постов для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств - для получения лицензии на осуществление технического обслуживания и ремонта;

г) данные о других основных фондах, обеспечивающих выполнение указанной в заявлении деятельности;

д) копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет);

е) документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов, - для получения лицензии на перевозку опасного груза.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

При отсутствии указанных документов руководитель, предприниматель или лица, ими уполномоченные для руководства лицензируемой деятельностью, должны сдать экзамен на профессиональную пригодность.

Порядок сдачи экзаменов и объем необходимых знаний устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели могут иметь одновременно несколько видов лицензий.

9. Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга могут устанавливать дополнительные условия для выдачи лицензий, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг.

10. Отказ в выдаче лицензий производится в случаях, когда:

а) профессиональная подготовка руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям;

б) в представленных документах указаны неверные сведения;

в) подвижной состав не пригоден для перевозок, указанных в заявлении для получения лицензии;

г) производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержания транспортных средств в исправном состоянии;

д) не выполняются иные условия, необходимые для осуществления деятельности, указанной в заявлении.

11. Выдача лицензий (уведомления об отказе в ее выдаче) осуществляется в 30-дневный срок со дня подачи заявления.

12. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, решениями соответствующих органов исполнительной власти могут создаваться при отделениях Российской транспортной инспекции комиссии по лицензированию.

В состав комиссий включаются работники Российской транспортной инспекции, специалисты по эксплуатации автомобильного транспорта, представители соответствующего органа исполнительной власти.

13. Владелец лицензии не имеет права передавать ее другому юридическому или физическому лицу.

14. Владелец лицензии обязан:

а) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

б) иметь на лобовом стекле каждого автотранспортного средства лицензионную карточку;

в) представлять органам, выдавшим лицензию, по их требованию сведения о лицензируемой деятельности.

15. В случае увеличения количества автотранспортных средств (без изменения вида деятельности) владелец лицензии должен получить в установленном порядке дополнительные лицензионные карточки.

16. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели приобретают лицензии в отделениях Российской транспортной инспекции за плату, размеры которой устанавливаются:

на межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные, международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом и транспортно - экспедиционную деятельность, связанную с этими перевозками, - Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;

Лицензирование – это эффективная мера властей всех уровней по защите интересов государства и граждан от возможных негативных последствий деятельности юридических и физических лиц.

Лицензия – юридический документ, выдаваемый юридическому или физическому лицу и дающий ему право заниматься определенным видом деятельности.

Цели и задачи лицензирования, процедура ее проведения, требования к видам транспортных услуг и др. определены нормативными актами, утвержденными Правительством РФ, Правительством, Министерством транспорта и другими федеральными органами. Местным органам исполнительной власти представляется право устанавливать особые (дополнительные) условия лицензирования, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг.

Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте, производится с целью:

– государственного регулирования этих видов деятельности;

– обеспечения стабильного функционирования рынка транспортных услуг;

– защиты интересов потребителей этих услуг;

– реализации требований антимонопольного законодательства;

– реализации требований безопасности дорожного движения и техники безопасности проводимых работ;

– обеспечения экологической безопасности.

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), по оказанию услуг (выполнению работ), связанных с функционированием автотранспортного комплекса.

В сфере автомобильного транспорта в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 лицензированию подлежит только «Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Некоторыми видами деятельности юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании лицензии ‒ специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является регулятором к допуску физических и юридических лиц к автотранспортной деятельности. Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня управления.



Это эффективная мера защиты государства и региона от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей. Лицензирование на автотранспорте – один из видов воздействия на хозяйственные субъекты для соблюдения требований безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Также оно служит для поддержания соблюдения экологических норм. Кроме того, это - инструмент государственного регулирования деятельности на транспорте, регулирования рынка транспортных услуг. Все положения о лицензировании также отмечают следующие цели: защита интересов потребителей услуг, реализация требований безопасности дорожного движения. В целях исполнения нормативов в сфере лицензирования применяются следующие понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю;



Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.
Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом;
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий;

Основными принципами осуществления лицензирования являются:
‒ защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
‒ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

‒ утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации

‒ гласность и открытость лицензирования;

‒ соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

С 01 сентября 2011 года в силу вступил федеральный закон «О такси» , пункт 1-22 статьи 9, которого по-новому регламентируют деятельность такси. Кроме того, федеральным законом № 34 от 23.04.2012 , в него внесены некоторые изменения.

Закон упростил порядок получения разрешения и зафиксировал список документов, которые следует предоставить в государственные органы для получения соответствующего разрешения. Всего необходимо подготовить к подаче 4 документа:

Заявление на получение разрешения, составленное в письменной форме с соблюдением всех необходимых требований;

Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае подачи документов представителем заявителя, его документ);

Копию документа, который подтверждает регистрацию заявителя в налоговых органах, как индивидуального предпринимателя либо юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц);

Копия свидетельства о регистрации автомобиля (это может быть как паспорт транспортного средства, так и копия договора лизинга, генеральная доверенность или договор аренды).

При этом, власти местного самоуправления отдельного региона не могут расширять или добавлять этот список, а также добавлять иные нормы или требования. Заявку на получение разрешения можно направить через региональный сайт государственных услуг, а само разрешение возможно получить по почте, то есть без личного обращения в соответствующие органы.

Разрешение на такси можно получить не только при наличии собственного автомобиля, но и на официально арендованный автомобиль или используемый по генеральной доверенности. В выдаче лицензии может быть отказано только в том случае, если при подаче заявке заявителем были предоставлены недостоверные сведения. При этом, орган, отказывающий в выдаче лицензии, обязан подробно разъяснить заявителю по какой причине это сделано.

Закон о такси 2013 года регламентирует выдачу только одного разрешения на один автомобиль. Согласно документа, снизился минимальный водительский стаж для водителей такси, теперь чтобы получить лицензию, достаточно иметь трехлетний стаж вождения. Кроме того, закон о такси отменяет обязательно требование для такси о прохождении технического осмотра транспортного средства каждые 6 месяцев. Теперь водители такси будут проходить техосмотр по тем же правилам, что и обычные автовладельцы, также снимается требования возить с собой талон техосмотр.

В соответствии с нормами закона такси может отвезти пассажира в другой регион, даже если между регионами отсутствует соглашение, однако адрес места подачи такси должен находиться в том регионе, где таксист получал разрешение на деятельность. Если же между регионами присутствует соответствующее соглашение, так и другого региона может перевозить пассажиров по чужому.

Требование по цвету кузова такси, если ранее оно было установлено местной властью региона, начало действовать только с января 2013 года. Теперь региональные власти могут принять не один, а несколько цветов для такси отдельного региона. Помимо этого, с 01 января 2013 года вводится установка таксометра, но только при условии, что плата за поездку на такси определяется по фактическому пробегу или по времени. Если используются фиксированные тарифы, таксометр к установке не обязателен.

Отдельные виды транспортной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба гражданам, безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Порядок лицензирования осуществляется в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых правительством Российской Федерации, которые определяют лицензирующие органы, их полномочия, конкретные виды деятельности и порядок лицензирования. Согласно положению о лицензировании конкретных видов деятельности на внутреннем водном транспорте лицензированию на этом виде транспорта подлежат перевозки пассажиров и грузов, а также погрузочно- разгрузочные работы с опасными грузами.

Лицензирование осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорт.

Обязательными лицензированными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемых видов деятельности на внутреннем водным транспорте являются:

  • - наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании судов, технических средств и объектов, предназначенных для выполнения лицензируемой деятельности, соответствие их установленным нормам и требованиям, а также квалифицированных профессионально подготовленных и аттестованных в установленном порядке специалистов;
  • - выполнение установленных требований по обеспечению безопасности судоходства, наличие мероприятий по обеспечению безаварийной работы судов;
  • - наличие договора с Бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте по обеспечению диспетчерского регулирования движения судов, радиотелефонной связи с судами, оперативной путевой информации и прогнозов погоды;
  • -наличие договора страхования членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровья при исполнении ими служебных обязанностей;
  • -соблюдение нормативных правовых актов, касающихся судоходства и правил перевозок, экологических, санитарных и противопожарных норм.

Для получения лицензии предоставляются:

  • -заявление о предоставлении лицензии;
  • - учредительные документы о государственной регистрации заявителя лицензии;
  • -свидетельство о постановке заявителя лицензии на налоговый учет;
  • - документ, подтверждающий уплату заявителем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом его заявления о предоставлении лицензии;
  • - сведения о квалификации специалистов заявителя лицензии;
  • - иные документы, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими нормативными правовыми актами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

  • - наличие недостоверной информации в предоставленных документах;
  • - несоответствие деятельности заявителя лицензии лицензированным требованиям и условиям.

Заявитель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия лицензии не может быть менее, чем 5 лет. По окончанию срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта непосредственно, либо через его территориальные органы.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий и установить срок устранения лицензиатом нарушений, который не должен превышать 6 месяцев.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранит указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии и об ее аннулировании может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рыночной экономике предприятия и предприниматели самостоятельно определяют профиль своей деятельности. Задача государства - обеспечение безопасной, квалифицированной и надежной (с точки зрения защиты интересов потребителей) деятельности транспортных операторов в выбранном ими сегменте.

Решение этой задачи начинается с допуска организаций и предпринимателей к осуществлению автотранспортной деятельности, основой которого во всем мире является система лицензирования.

Лицензией называется выданное уполномоченным государственным органом разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензирование неразрывно связано с описанной в параграфе 6.1 системой структуризации транспортной деятельности и направлено, прежде всего, на четкую идентификацию положения транспортного оператора на рынке.

Вид выдаваемой лицензии зависит от экономических и технологических особенностей сегмента, в котором намерен осуществлять свою деятельность оператор. Набор требований к соискателю лицензии может изменяться от простейшей заявительной регистрации до необходимости доказать свою профессиональную пригодность, финансовую состоятельность, хорошую репутацию, наличие необходимого персонала, транспортных средств и оборудования и т.д. Это зависит от характера деятельности в соответствующем сегменте, от уровня потенциальных рисков, с которыми она сопряжена, а также от задач, которые ставит государство в отношении того или иного сегмента рынка. Так, для стимулирования притока операторов в определенный сегмент планка лицензионных требований может быть снижена; для повышения уровня безопасности перевозок могут быть ужесточены соответствующие требования к транспортным средствам и подготовке персонала, и т.п.

В зависимости от перечисленных факторов лицензирование может быть:

  • - разрешительным. В этом случае для получения лицензии необходимо предоставление определенных документов, иногда - сдача экзаменов. В выдаче лицензии может быть отказано из-за несоответствия соискателя лицензионным требованиям;
  • - заявительным (уведомительным). В этом случае для получения лицензии достаточно направить в уполномоченный орган определенную информацию о соответствующем бизнесе. Оператор, уведомивший государство о начале своей деятельности, вносится в соответствующий реестр и с этого момента его деятельность считается легитимной, что, однако, не освобождает его от проверки соответствия установленным лицензионным требованиям.

Некоторые виды транспортной деятельности могут осуществляться без лицензии. Обычно это услуги, предоставление которых сопровождается минимальными коммерческими или физическими рисками, и (или) услуги, неразрывно сопряженные с другими, лицензируемыми видами деятельности. Так, в некоторых странах экспедиторы не должны получать лицензию и могут свободно выполнять целый ряд услуг по оформлению документов, планированию перевозки, временному хранению грузов и т.д. (см. врезку 7.1). Однако если в набор услуг экспедитора входит перевозка, то он обязан либо иметь соответствующую лицензию (если выполняет перевозку сам), либо привлекать к выполнению перевозки только лицензированного оператора.

Наличие у транспортных операторов лицензий позволяет:

  • - государству - обеспечивать безопасное и качественное транспортное обслуживание, оценивать и регулировать соотношение спроса и предложения на различных сегментах, управлять внутривидовой и межвидовой конкуренцией;
  • - лицензированным операторам - рассчитывать на защиту государства от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, не имеющих соответствующей лицензии;
  • - клиентам - рассчитывать на получение услуг от надежных квалифицированных операторов, а также ориентироваться на рынке, получая четкую информацию о количестве операторов, действующих в различных сегментах рынка, об услугах, которые они, в соответствии со своими лицензиями, могут или обязаны предоставлять, об их ответственности и т.д.

Врезка 7 .1. Нужно ли лицензировать грузовые перевозки?

На начальном этапе рыночных преобразовании в Российской Федерации на транспорте была создана система лицензирования, которая охватывала практически все виды перевозочной деятельности и была построена на основе общепринятых в мире подходов. Однако на определенном этапе реформ в контексте необходимости либерализации рыночной деятельности и ликвидации административных барьеров в экономике начался демонтаж этой системы.

В настоящее время1 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 9Э-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"> в секторе перевозок грузов лицензированию подлежат только перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, когда перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд), а также перевозки и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте.

Очевидно, этот перечень далеко не охватывает всех видов грузовых перевозок. В частности, полностью отсутствует лицензирование на грузовом автомобильном транспорте - наиболее массовом виде транспорта, где обеспечение безопасности и защита рынка от недобросовестных предпринимателей представляются особенно важными. Не подлежат лицензированию даже автомобильные перевозки опасных грузов.

Решения о ликвидации системы лицензирования нередко обосновываются ссылками на опыт развитых стран, где либерализация экономики якобы сопровождается отменой лицензирования и государственной системы допуска в бизнес вообще. Существует мнение, что государственное лицензирование операторов может быть заменено страхованием, добровольной сертификацией либо аттестацией, проводимой саморегулируемыми организациями. Однако предметный анализ опыта развитых стран опровергает эту точку зрения.

В международной практике процедура допуска не всегда буквально именуется "лицензированием", но в любом случае основана на жесткой системе требований, которым должен отвечать претендент на работу в том пли ином сегменте рынка транспортных услуг.

Ниже описаны действующие в ЕС и в США требования по допуску операторов на рынок грузовых автомобильных перевозок.

В Евросоюзе в соответствии с директивой Совета ЕС 96/26/ЕС предприятия, намеренные выполнять автомобильные перевозки грузов, должны иметь хорошую репутацию, иметь надежное финансовое положение и удовлетворять требованиям профессиональной компетентности.

Для подтверждения хорошей репутации проверкой устанавливается, что лицо или компания не подвергались судебному преследованию, в частности, коммерческого свойства, а также не были признаны в установленном порядке неспособными к осуществлению бизнеса в секторе грузовых перевозок.

При проверке надежности финансового положения компетентный орган должен проанализировать годовой отчет компании (если таковой имеется), а также финансовое обеспечение, включая банковские активы, кредитное состояние и историю, материальные активы, которые могут рассматриваться как финансовое обеспечение бизнеса, издержки (включая затраты на приобретение транспортных средств) и собственные оборотные средства. Бизнес должен иметь капитал и резервы в размере не менее 9 тыс. евро при наличии одного грузового автомобиля и по 5 тыс. евро на каждый дополнительный автомобиль.

Профессиональная компетентность подтверждается наличием у соискателя специальных знаний, состав которых определен директивой. Уровень компетентности проверяется на основе обязательного письменного экзамена, который может быть дополнен собеседованием. К перевозчикам опасных грузов предъявляются дополнительные требования, установленные специальной директивой Совета ЕС 94/55/ЕС.

В США компании, выполняющие междуштатные перевозки грузов, должны получить регистрацию в Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков (Federal Motor Corner Safety Administration - FMCSA) и, кроме того, получить в министерстве транспорта США (Department о/ Transportation) регистрационный номер, который является уникальным идентификатором данного оператора для статистического наблюдения, аудита, рассмотрения претензий и исков, анализа. Все компании, впервые пол) чающие peгистрацию, должны пройти специальный аудит по безопасности и в течение 18 месяцев работать без происшествий для того, чтобы получить постоянную регистрацию.

Кроме того, компании, работающие по найму и подпадающие под юрисдикцию Бюро наземного транспорта (Surfасе Transportation Board) министерства транспорта США, должны получить специальное разрешение на работу в междуштатном сообщении. Разрешение определяет вид перевозок, разрешенные маршруты и вид перевозимого груза, а также условия выполнения перевозки (в частности, уровень ответственности и размер страхового покрытия). Поэтому компании, работающей па различных маршрутах, может понадобиться несколько подобных разрешений.

Наконец, компании, намеренные выполнять перевозку опасных грузов, должны получить специальное разрешение министерства транспорта (Hazardous Materials Safety Permit).

Таким образом, в развитых странах развитая система лицензирования грузовых автомобильных перевозчиков применяется не только для обеспечения необходимою уровня безопасности транспортной деятельности, но и для защиты всех субъектов рынка от деятельности ненадежных и неквалифицированных операторов.

Следствием ликвидации лицензионной системы на грузовом автотранспорте в России стало существенное снижение квалификации многих транспортных операторов, недобросовестная конкуренция, демпинг, падение уровня качества обслуживания. Следует ожидать, что по мере развития рыночных отношений в России будут реализованы все общепринятые в мире принципы допуска к транспортной деятельности.

Действующим законодательством установлено, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Это перевозки пассажиров и опасных грузов внутренним водным, морским, воздушным, автомобильным и ж/д транспортом. При этом уточняется, что, если перевозки осуществляются по собственным нуждам организаций или ИП, получать разрешение не нужно.

Лицензии выдаются Росавиацией (для воздушных перевозок) и Ространснадзором (для всех прочих видов) на каждый вид деятельности отдельно. Требования для их получения установлены постановлениями Правительства.

Например, согласно положению, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457, для приобретения права на перевозку пассажиров самолетом или другим воздушным транспортом нужно:

  • иметь в собственности или на ином основании воздушное судно;
  • иметь сертификат эксплуатанта;
  • соблюдать правила перевозки;
  • подать заявление с документами в лицензирующий орган.

Лицензия действует бессрочно. В период ее действия проводятся плановые и внеплановые проверки соответствия лицензиата вышеуказанным требованиям.

Какие перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию. Ответственность за перевозки без лицензии

Согласно п. 24 ст. 12 закона о лицензировании если деятельность связана с перевозками людей автотранспортом, оборудованным под пассажиров в количестве от 8 и более человек, то перевозчик должен иметь соответствующее разрешение (лицензию).

Это правило касается всех случаев — и внутригородских, и междугородних перевозок.

Лицензия не нужна, если:

  • автотранспорт вмещает меньше 8 человек;
  • перевозятся собственные работники («вахта»);
  • осуществляется перевозка по заказу, а не регулярная (п. 24 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Необходимость получения лицензии подкрепляется ответственностью, которую будет нести лицо, занимающееся перевозками в ее отсутствие.

Административная ответственность (ст. 14.1.2 КоАП):

  • граждане и должностные лица (администраторы и распоряженцы) наказываются штрафом в 50 000 руб.;
  • ИП — 100 000 руб.;
  • организации — 400 000 руб.

При повторном нарушении кроме штрафа происходит конфискация использованного в ходе административного проступка транспорта либо приостановление деятельности виновной организации.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 171 УК РФ. За незаконное предпринимательство может назначаться наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста. От административного правонарушения уголовное отграничивается размером причиненного ущерба или полученного в результате нарушения дохода.

Какие перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию, законодатель определил исходя из их предпринимательского характера, регулярности и количества перевозимых лиц. Занятие таким бизнесом без лицензии — административное (а иногда и уголовное) правонарушение.