В эту субботу или воскресенье. Главные убийцы выходных или как не проспать субботу с воскресеньем

Наверное, ты слышал, что большая часть христиан считает воскресенье каким-то особенным днём, когда надо посещать церковь. Но если ты захочешь найти объяснение этому в Библии, то тебя ждёт провал. В Библии особенным днём названа суббота.

1:0

Бог особо выделил субботу сразу после сотворения нашей планеты.

В первой книге Священного Писания написано: «Бог благословил седьмой день и освятил его, сделав особым днём, потому что в тот день Он отдыхал от трудов, которыми был занят, сотворяя мир» (Бытие 2: 3, современный перевод).

Некоторые люди утверждают, что суббота была дана исключительно для евреев. Но Адам и Ева, первые её «получатели», не были евреями или представителями какой-либо другой национальности, а являлись прародителями всех рас на земле.

2:0

Повеление соблюдать субботу было записано в числе 10 заповедей.

«Господь сказал Моисею: “Приди ко Мне на гору. Я записал Мои поучения и законы для людей на двух каменных скрижалях. Я отдам тебе эти скрижали”» (Исход 24:12, современный перевод).

Вот что там было написано: «Помните, что день субботний - особый день. Шесть дней работайте, седьмой же день - день отдыха в честь Господа, Бога вашего, и потому в этот день никто не должен работать» (Исход 20:8–10, современный перевод). Это четвёртая заповедь Закона Божьего, она находится между запретом упоминать имя Божье всуе и повелением почитать родителей, значит, она не менее важна!

3:0

Иисус Христос чтил субботу.

«И пришёл Он в Назарет, в город, где вырос. В субботний день пошёл Он по Своему обыкновению в синагогу и встал, чтобы читать писания перед присутствующими» (Луки 4:16, современный перевод).

Если Иисус хотел, чтобы Его ученики соблюдали воскресенье вместо субботы, то почему Он не сказал им об этом? Да, Иисуса обвиняли в нарушении субботы, но это было, потому что Он нарушал человеческие традиции, но не Божьи заповеди! «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Матфея 5:17), - говорил Он.

4:0

Апостолы и ученики соблюдали субботу и после воскресения Иисуса Христа.

Если вы спросите некоторых христиан, почему они соблюдают воскресенье как святой день, они ответят: «Потому что в этот день воскрес Христос». Но читая Библию, мы видим, что ученики Христа продолжали соблюдать субботу как неизменное Божье постановление (Деяния 13:14, 16:13).

Есть исторические доказательства того, что христиане праздновали субботы вплоть до Лаодикийского собора в Риме в 336 году. В других местах христиане соблюдали субботу ещё дольше. Церковный историк-схоласт V века Сократ оставил нам следующее важное свидетельство: «Почти все церкви отмечают священное таинство (тайную вечерю) по субботам каждую неделю. Однако христиане в Александрии и Риме в силу некоторых древних традиций отказались от этого. Египтяне в соседних с Александрией районах и жители Фив соблюдают религиозные собрания по субботам» (Socrates Scholasticus, Ecclesiastical History, 5.22 (NPNF)/22:132).

5:0

В Библии есть пророчество, что мы будем соблюдать субботу и в жизни вечной.

«Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:23).

Кто и почему перенёс день поклонения Богу с субботы на воскресенье? Ты можешь узнать об этом в книге «Почти забытый день» .

Суббота или воскресенье святой день?

    ВОПРОС ОТ ЕВГЕНИЯ
    В Новом Завете несколько раз упоминается, что первые христиане собирались в первый день недели, под которым подразумевается воскресенье. Разве этого не достаточно, что бы перенести день богослужения с субботы, как это было во времена Христа, на воскресенье, как это принято в современном христианстве?

Добрый день, Евгений. Ранняя церковь жила общиной, поэтому они могли собираться для молитв и преломления хлеба ежедневно. Однако, как тогда, так и сейчас главное собрание любой общины проходит один раз в неделю.

Давайте рассмотрим тексты, о которых вы говорите, но прежде обратим внимание вот на что: как известно, в Новом Завете мы не находим повеления об отмене субботней заповеди. С этим утверждением согласно большинство мировых церквей, включая католичество и православие. Не находим мы ничего и об освящении и благословении воскресенья, как это сделал Господь по отношению к седьмому дню, субботе (Быт. 2:2-3, Исх. 20:11).

Этот факт выглядит особенно удивительным, если принять во внимание, что на страницах Священного Писания Бог всегда лично устанавливает Свой Закон, ритуалы и праздники поклонения. Так было в Эдемском саду, когда при ликовании утренних звезд был заключен завет с Адамом и Евой, так было у горы Синай при заключении Завета с Израилем, так было в Иерусалиме и его окрестностях, когда по этой земле ступал Христос. Вам должно быть известно, что главные обряды христианской веры – крещение и вечеря (евхаристия) были лично заповеданы и соблюдены нашим Спасителем. Есть лишь «Един законодатель» , – пишет апостол Иаков, а люди – исполнители Закона (Иак. 4:11-12).

Как правило, каждая христианская деноминация называет свои причины, по которым соблюдение субботы, четвертой заповеди, на практике заменяется воскресеньем, библейским первым днем недели. Действительно, многие противники седьмого дня указывают на четыре эпизода в Новом Завете, как основание для введения воскресной доктрины. В данной статье будут рассмотрены все эти тексты.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно , и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий : Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру . И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером , когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев , пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см. Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников . Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета , и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий : На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб , принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Хозяйственные вопросы воскресного и субботнего дня

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает , сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду » (1 Кор. 16:2).

Комментарий : Сторонники воскресных богослужений приводят этот стих апостола Павла к верующим Коринфа в подтверждение того, что первые христиане осуществляли дела благотворительности в воскресенье, первый день недели. Однако этот текст, как правило, не цитируется полностью и повеление откладывать деньги «у себя» , т.е. дома, опускается. Согласитесь, актом благотворительности является фактическое принесение денег в церковь, а не планирование этого, что описано в данном стихе Библии.

Обратим внимание, что в подстрочном, дословном переводе Нового Завета с древнегреческого, Павел просит Коринфян сберегать деньги «в первый день после субботы», что как раз указывает на святость седьмого дня, во время которого возбраняется заниматься финансовыми делами.

Святой День Господень – суббота, а не воскресенье

Прочитаем дословный перевод с оригинала отрывка из книги Откровения:

«В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он [Христос] говорил: “Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикею”» (Откр. 1:10-11).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его ; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19).

Комментарий : Суббота является днем Господним по той же причине, по которой Господней является и Вечеря. На протяжении всей Библии она называется днем, принадлежащим Богу, но никогда человеку. Сравним некоторые аналогичные тексты: «святой день Господень» (Ис. 58:13), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Исх. 31:13, Лев. 19:30, Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый - суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, приведенный выше текст (Откр. 1:10-11) убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия (книга Откровение была написана в 80 — 100 годах по Р.Х.), апостолы Христа продолжали чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии, расположенным на территории современной Турции). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В некоторых старых изданиях Библии данный отрывок ошибочно переведен следующим образом: «был я в духе в день воскресный». Однако такой перевод не считается корректным по нескольким причинам:

a) Дословный перевод этих слов (hemera kuriake ) с древнегреческого не оставляет сомнений, что там написано «день Господень».

b) Нигде в Библии нельзя встретить слово «воскресенье» применительно к дню недели, оно во всех случаях подчеркнуто безлико именуется «первым днем». В своем Евангелии, написанном, по мнению большинства ученых, в один промежуток времени с книгой Откровение, апостол Иоанн упоминает воскресенье исключительно как «первый день», в том числе и после воскресения Христа. Свое имя собственное в Библии из всех дней недели имеет только суббота («шаббат»).

c) Далее по тексту книги Откровение мы встречаем два стиха, которые свидетельствуют о том, что суббота, день Господень, будет иметь силу вплоть до событий последнего времени: открытие взору вселенной ковчега завета, содержащего скрижали с десятью заповедями (Откр. 11:19) и призыв ангела поклониться «создавшему небо, землю, море и источники вод!» (Откр. 14:7), что является практически дословным цитированием «мотивационной» части заповеди субботнего покоя («Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил», Исх. 20:11). Оба приведенных стиха относятся ко времени непосредственно перед вторым пришествием Христа.

d) Выражение «день Господень» в Библии имеет два значения: суббота (Ис. 58:13-14) и второе пришествие Иисуса Христа (Деян. 2:20). Таким образом, в книге Откровение эти значения соединяются, так как именно в субботний день Иоанну приходит видение о возвращении Христа.

Почему суббота, а не воскресенье?

Большая часть проповедей на тему переноса субботы на воскресенье, как правило, начинается со стиха в книге Второзаконие, в котором Бог заповедует евреям соблюдать субботу в память об их исходе из Египта. Однако такой подход нельзя назвать объективным, так как первый раз о седьмом дне мы узнаем в книге Бытие: в течение шести дней Бог творит небо, землю и все воинство их, а в седьмой день отдыхает (Быт. 2:2). Поэтому Всевышний благословляет и освящает субботу (Быт. 2:3), причем во всей Библии это единственный пример одновременного благословения и освящения кого-либо или чего-либо. Что более важно, каждое из этих понятий имеет конкретный богословский смысл: благословить означает вознести хвалу, наделить благодатной силой, а освятить – посвятить на служение Богу. Из этого становится понятным, что Бог благословляет и освящает субботу не для самого себя, но для сотворенных им людей.

Именно поэтому, главной причиной, по которой народ Божий должен помнить о субботе названо творение нашего мира, «ИБО в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:8-11).

Слово Божье убедительно свидетельствует нам о том, что община Христа соблюдала субботу по заповеди Декалога (Лк. 23:55-56). И в этом заключается главное: в течение сорока дней после Своего воскрешения, а не конкретно по первым дням недели, Христос являлся ученикам. Он лично установил крещение и вечерю, однако нигде в Писаниях мы не находим, что бы Господь освятил, благословил или просто заповедал приходить к нему на поклонение в иной день, кроме того, который от самого начала назван днем Господним, субботой, священным собранием.

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).

Более подробно вопрос субботы в Библии разобран в книге « ».

Александр Константинов



Вопрос: По Трудовому кодексу РФ возможно разбивать 28 календарных дней отпуска с оговоркой, что одна часть отпуска должна быть не менее 14 дней. Работник использовал одну часть отпуска (14 календарных дней), а далее захотел взять отпуск на пять рабочих дней с понедельника по пятницу включительно. Однако в отделе персонала сообщили, что следует брать все семь дней недели (включая субботу и воскресенье). Правомерна ли эта позиция? (Консультация эксперта, 2008)

Вопрос: По Трудовому кодексу РФ возможно разбивать 28 календарных дней отпуска с оговоркой, что одна часть отпуска должна быть не менее 14 дней. Работник использовал одну часть отпуска (14 календарных дней), а далее захотел взять отпуск на пять рабочих дней с понедельника по пятницу включительно. Однако в отделе персонала сообщили, что следует брать все семь дней недели (включая субботу и воскресенье). Правомерна ли эта позиция?
Ответ: Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней (ст. 115 Трудового кодекса РФ).
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).
Отметим, что нормы трудового законодательства, обязывающие работодателя ежегодно предоставлять работникам оплачиваемый отпуск, в первую очередь направлены на то, чтобы у работника была возможность в течение года использовать отпуск в полном объеме.
Однако в то же время законодатель не возражает против разделения отпуска на части.
При этом одна из частей отпуска должна быть не менее 14 дней. Каким образом использовать оставшуюся часть отпуска, законодатель не устанавливает. Определение порядка использования оставшейся части отпуска - право работника и работодателя.
И поскольку нет законодательного ограничения, оставшуюся часть отпуска работник может использовать по своему усмотрению. Он может разделить оставшуюся часть отпуска на 2, 3 и даже на 14 частей. Однако распорядиться таким образом оставшейся частью отпуска работник может только по соглашению с работодателем.
В том случае, если работодатель возражает против разделения отпуска на части, работник не может самостоятельно уйти в отпуск на то время, которое он сам для себя определил.
Если же работник и работодатель не пришли к соглашению о порядке разделения отпуска на части, работник может использовать свой отпуск только в полном объеме.
Отметим, что и работодатель, в свою очередь, не имеет права настаивать на том, чтобы отпуск работника был разделен на части. В том случае, если работник возражает против разделения отпуска, работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск работнику в полном объеме.
Е.Карсетская
Издательско-консалтинговая группа
"АйСи Групп"
27.10.2008

Ответ: Учитывая нормы Трудового кодекса РФ, при 5-дневной рабочей неделе воскресенье должно являться выходным днем, при этом второй выходной день может предшествовать воскресенью (суббота) или следовать за ним (понедельник).

В случае если приостановка работы у работодателя невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни могут предоставляться в различные дни недели. При этом, если приостановка работы в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, перенос выходных дней не осуществляется.

Обоснование: Выходные и рабочие дни являются составной частью режима рабочего времени.

Под режимом рабочего времени ТК РФ понимает распределение рабочего времени в течение суток, недели, месяца, другого календарного периода.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Как установлено ст. 111 ТК РФ, всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день, при этом общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Как правило, оба выходных дня должны предоставляться подряд. При пятидневной рабочей неделе второй выходной день может предшествовать воскресенью (суббота) или следовать за ним (понедельник). Определение второго выходного дня производится в правилах внутреннего трудового распорядка или в коллективном договоре.

Работникам в непрерывно действующих организациях, когда в силу характера работы или по производственно-техническим условиям работа не может быть приостановлена, а также работникам организаций, где работа не может прерываться в общий выходной день (например, в связи с необходимостью обслуживания населения (магазины, транспортные организации, театры, музеи и др.)), выходные дни в различные дни недели могут предоставляться поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка в тех случаях, когда по производственно-техническим или организационным условиям невозможно установить для всех общеустановленный или общий выходной день (ч. 3 ст. 111 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 112 ТК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Особенности переноса выходных дней при совпадении их с нерабочими праздничными днями при различных режимах работы установлены п. 2 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н.

В соответствии с п. 2 названного Порядка перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, осуществляется работодателями, применяющими различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

У работодателей, приостановка работы у которых в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, перенос выходных дней, предусмотренный ч. 2 ст. 112 ТК РФ, не осуществляется.

Статья 111 ТК РФ устанавливает общий выходной день — воскресенье. Правомерно ли в правилах внутреннего трудового распорядка организации установить пятидневную рабочую неделю с выходными днями в понедельник и вторник? Как быть с переносами праздничных дней, приходящихся на выходные?

Добрый день! Вопрос касаемо отпуска работника. Работник пишет заявление о предоставлении отпуска на 1 день (12 апреля 2013г.- пятница) и второе заявление на 3 дня (с 15 апреля по 17 апреля 2013г. -понедельник-среда) может ли работодатель предоставить работнику отпуск за минусом выходных дней по этим двум написанным заявлениям работника? Спасибо.

Ответ

Сотрудник может единовременно взять ежегодный отпуск общей продолжительности или отдыхать несколько раз в году. То есть по соглашению между сотрудником и организацией отпуск может быть разделен на части. При этом, хотя бы одна из частей разделенного отпуска должна быть не менее 14 дней. Для этого достаточно отразить дату предоставления каждой части отпуска в графике отпусков.

Также отметим, что предоставление отпуска сотруднику только в будние дни не противоречит требованиям трудового законодательства, так как отпуска исчисляются в календарных днях, при этом дни отпуска могут приходиться как на рабочие дни (любое их количество от одного до пяти), так и на рабочие и выходные дни. Оформлять отпуск на всю неделю (включая выходные дни) совсем необязательно.

Однако, если работодатель не согласен на предоставление отпуска только на будние дни, он вправе отказать сотруднику, и последний не вправе самостоятельно уйти в отпуск на то время, которое он сам для себя определил, поскольку разделение отпуска на части происходит по соглашению сторон. Кроме того, предоставление отпуска регулируется графиком, который обязаны соблюдать и работодатель и сотрудник. Поэтому порядок предоставления отпусков следует определить еще на этапе составления графика.

Также во избежание конфликтных и спорных ситуаций по данному поводу следует прописать порядок разделения отпусков в локальном акте (например, в Положении об отпусках), в том числе предусмотреть порядок и возможность деления отпусков.

Таким образом, можно сказать, что Вы можете предоставить данному сотруднику отпуск за минусом выходных дней (т.е. по одному на 1 апреля; по второму заявлению с 15 по 17 апреля).

Подробности в материалах Системы:

    Ответ: Какова продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска

Сотрудник может единовременно взять ежегодный отпуск общей продолжительности или отдыхать несколько раз в году. То есть по соглашению между сотрудником и организацией отпуск может быть разделен на части. Никакие дополнительные документы при этом оформлять не нужно. Достаточно отразить дату предоставления каждой части отпуска в графике отпусков.

Хотя бы одна из частей разделенного отпуска должна быть не менее 14 дней. Оставшиеся дни сотрудник может использовать как угодно. Если администрация организации не возражает, то он вправе использовать даже по несколько дней отпуска из оставшейся половины.

Такой порядок разделения ежегодного отпуска на части предусмотрен в Трудового кодекса РФ.

Пример разделения ежегодного основного отпуска на части

С разрешения администрации организации бухгалтер В.Н. Зайцева, отпуск которой составляет 28 календарных дней, решила разделить время отдыха на несколько частей. Она берет отпуск:

  • с 16 по 18 января включительно (3 дня);
  • с 12 по 17 марта включительно (6 дней);
  • со 2 по 18 июля включительно (17 дней);
  • с 1 по 2 августа включительно (2 дня).

Предоставление отпуска сотруднику в период с понедельника по пятницу (на пять рабочих дней) не противоречит требованиям трудового законодательства, так как отпуска исчисляются в календарных днях, при этом дни отпуска могут приходиться как на рабочие дни (любое их количество от одного до пяти), так и на рабочие и выходные дни (). Оформлять отпуск на всю неделю при этом необязательно. При таком использовании отпуска сотрудник фактически увеличит совокупное количество дней отдыха в год за счет следующих за отпуском выходных.

Вместе с тем, если работодатель не согласен на предоставление отпуска с понедельника по пятницу, он вправе отказать сотруднику, и последний не вправе самостоятельно уйти в отпуск на то время, которое он сам для себя определил, поскольку разделение отпуска на части происходит по соглашению сторон (). Кроме того, предоставление отпуска , который обязаны соблюдать и работодатель и сотрудник (). Поэтому порядок предоставления отпусков на пять или на семь дней следует определить еще на этапе составления графика.

Также во избежание конфликтных и спорных ситуаций по данному поводу следует прописать порядок разделения отпусков в локальном акте (например, в Положении об отпусках), в том числе предусмотреть порядок и возможность деления отпусков ().

Ситуация: Можно ли предоставить сотруднику отпуск на выходные дни

По соглашению между сотрудником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (). Ежегодный отпуск предоставляют в календарных днях, а не рабочих. Таким образом, формально не запрещает предоставление дней отпуска на выходные дни, например на субботу и воскресенье, сотруднику, который трудится на условиях стандартной пятидневной рабочей недели. В такой ситуации сотрудник получает оплачиваемые дни отдыха и возможность работать больше дней в году и соответственно получать за эти дни зарплату в общем порядке. Важно, чтобы при этом и сотрудник, и работодатель были согласны на использование отпусков в таком режиме.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) и отпуск – это разные виды времени отдыха, и один из них не подменяет собой другой (ст. , ТК РФ). По факту оформление отпуска на выходные дни лишает сотрудника возможности использовать в полном объеме все виды времени отдыха, предусмотренные трудовым законодательством, и тем самым увеличивает фактическую продолжительность рабочего времени сотрудника в рабочем году ( , ТК РФ). В связи с этим регулярное предоставление отпуска в выходные дни может вызвать претензии со стороны проверяющих.

Исходя из указанного, во избежание спорной ситуации и претензий со стороны трудовой инспекции регулярно предоставлять сотруднику отпуск на выходные дни не рекомендуется.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России