"социализация" презентация к уроку на тему. Презентация на тему: Человек в процессе социализации Скачать презентацию на тему социализация

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее.


Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа: 1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида (семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников); 2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни (социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы)


Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте; - личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; - ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека; Функции социализации


Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни; - прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом; - творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя; - компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.


Социализация и её агенты Социализация - это процесс освоения индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей Десоциализация - это отказ личности от ранее усвоенных ролей Ресоциализация - усвоение новых правил и ролей взамен утраченных




Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Социальная группа




По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы положительные и отрицательные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная. Группа присутствия это референтная группа, членом которой является индивид. Классификация групп


Идеальная референтная группа это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.). Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы. Классификация групп


Теория социализации Зигмунда Фрейда Теория социализации З. Фрейда, основывается на положении, что биологические побуждения индивида противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Цивилизация с ее многочисленными моральными запретами, вредит нормальному развитию человеческой личности, является источником ее неврозов.


Теория социализации Зигмунда Фрейда Деятельность человека - биологический процесс, в котором непрерывная потребность в поддержании гомеостатического равновесия проявляется в виде влечений, заставляющих организм мобилизовать свою активность в определенной направленности, на до сознательном уровне. В возрасте 3-6 лет ребёнок сталкивается с конфликтом между собственными побуждениями и предъявляемыми окружением правилами. Этот конфликт, берущий начало в амбивалентных переживаниях по отношению к родителям назван Эдиповым комплексом, где ребёнок находится в ситуации одновременно желания и страха по отношению родителям. Все основные модели социального взаимодействия формируются именно на этой стадии. Дальнейший процесс социализации представляет собой хрупкий компромисс природного и культурного.


Теория социализации Эрика Эриксона Социализация – путь к идентичности, начинающийся с рождения и заканчивается смертью. Есть 8 этапов формирования я-идентичности, каждая из которых характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии.


Жизненный цикл по Э. Эриксону 1. Доверие и недоверие до года. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в зависит от проявляемой к нему заботы. 2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и стыд) от 1 года до 3 х лет. Формирование у ребёнка ощущения, что он владеет самим собой то есть у него появляется чувство уверенности и самостоятельности. 3. Предприимчивость и чувство вины от четырех до пяти лет. Дошкольник начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других или подражать им. 4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности) от 6 до 16 лет. Когда детей поощряют довести начатое до конца, хвалят за результаты, у ребенка вырабатывается умелость и способности к творчеству. 5. Личностная идентичность и путаница ролей лет. Появляется чувство целостного осознания себя и своего места в жизни, происходит самоопределение, формируется «я» идентичность. 6. Близость и одиночество от конца юности до начало среднего возраста. Близость – это способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. 7. Общечеловечность и самопоглощенность. (Производительность и застой) зрелый возраст. Способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. 8. Цельность и безнадежность. период старости и до смерти. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.


Теория социализации Жана Пиаже Социализация - процесс адаптации к социальной среде, способность осознавать свое «Я», сопоставлять точки зрения других людей и свою собственную. Для этого необходимо сформированный интеллектуальный аппарат и моральные принципы. Она обуславливает переход ребенка от эгоцентрической позиции (особенность детского мышления, его представления о мире, индивидуальная позиция, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции) к объективной.


Теория социализации Жана Пиаже Социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль, когда складываются отношения кооперации, когда ребенок овладевает нормами поведения и мышления, такой перелом в развитии наступает в 7-8 лет. До этого периода взаимодействие субъекта с внешним миром подчиняется законам биологического приспособления. Внешнее влияние на субъект оказывают два дополняющих друг друга процесса: ассимиляция включение внешних элементов в развивающиеся или завершенные структуры организма, при этом новые элементы лишаются своих специфических черт; и аккомодации приспособление прежде сформированных реакций субъекта с переходом к новым способам реагирования. По мере освоения действительности, эти процессы становятся более скоординированными. Таким образом к биологическим факторам на определенном и довольно высоком уровне развития присоединяются социальные факторы, благодаря чему у ребенка вырабатываются логические нормы. Ассимиляция перестает быть эгоцентрической, то есть ребенок становится способен усваивать опыт, а взаимодействие логического разума и самого опыта достаточно для дальнейшего интеллектуального развития.


Теория социализации Чарльза Кули В основе формирования личности лежит множественное взаимодействие людей с окружающим их миром. В процессе подобных взаимодействий люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов: того, как нас воспринимают другие, с нашей точки зрения; того, как эти другие реагируют на то, что видят, с нашей точки зрения; того, как мы действуем в ответ на воспринятую нами реакцию других. Данная теория акцентирует внимание на интерпретации мыслей и чувств других людей той или иной личностью.


Теория социализации Джорджа Мида Мид развивал идеи Кули и разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция обобщенного другого, в известной степени дополняющая и развивающая теорию «зеркального Я». В соответствии этой концепцией обобщенный другой представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его обобщенного другого, как бы смотрит на себя со стороны.


Теория социализации Джорджа Мида Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания смысла этой деятельности Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение Я, таким образом, целиком социально.


Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Факультет экологии и естественных наук Презентация на тему: Процессы социализации Выполнили студентки 3-го курса заочного отделения направления «Биология» Александрова К., Сафина А., Демьяновская А.,Ульянова М. Москва 2015 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Социализация - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: - детство - юность - зрелость - старость

4 слайд

Описание слайда:

Периоды социализации Период детства и юности составляет начальную социализацию; Период зрелости и старости - продолженную социализацию.

5 слайд

Описание слайда:

Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть успел... А.С.Пушкин В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль. Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.

6 слайд

Описание слайда:

Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Социализацию переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Первичная социализация Семья Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

9 слайд

Описание слайда:

Вторичная социализация Детский сад, школа Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является место, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

10 слайд

Описание слайда:

Досрочная социализация Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, взаимоотношения с одноклассниками, могут послужить «репетицией» отношений с будущими коллегами по работе.

11 слайд

Описание слайда:

Ресоциализация Ресоциализация - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

12 слайд

Описание слайда:

"ступени" социализации: детство, юность, зрелость, старость. "Годы юности - самые трудные годы", - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант. Трудности подросткового возраста: психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.); склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов; подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности; формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники; изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям); противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

13 слайд

Описание слайда:

Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения...

14 слайд

Описание слайда:

Важность подросткового этапа Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. Экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых.

Тема урока:

Социализация. Агенты социализации.


1.Профессиональные интересы, склонности и способности

2.Социализация.

3.Агенты социализации.


Интересы – это побуждения познавательного

характера. Интересы связаны с потребностью

человека.

Интересы различают:

  • по содержанию (например, музыкальные, технические);
  • по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Профессиональный интерес – это эмоционально

окрашенное отношение человека к определённому виду

деятельности.


Склонность

Склонность – это нечто большее чем просто

познавательное побуждение, это активное, сознательное преобразующее отношение к чему- либо.

  • Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов.
  • Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Интересы

Склонности

Хочу знать

Хочу сделать


Способности

Способности - это индивидуальные

особенности личности, обеспечивающие ему

успех в деятельности.

Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность .

  • Талант выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
  • Гениальность наивысшая степень творческих проявлений личности.

Виды способностей

СПОСОБНОСТИ

Общие

Специальные

Педагогические,

спортивные,

технические,

математические,

художественные,

организаторские,

литературно-лингвистические

Интеллект,

работоспособность,

целеустремлённость и др .


Понятие и сущность социализации

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.


Социализация- это

  • начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.

Стадии социализации:

  • Детство Юность Зрелость Старость
  • Начальная Продолженная

(ранняя) (зрелая)


  • Вторичная (продолженная)

Овладение индивидом специальными знаниями и навыками - профессиональная социализация;

Включение индивида в систему общественного разделения труда;

Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства

(зрелость, старость).

  • Первичная (ранняя или начальная)

Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение первоначальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

(детство, юность)

Стадии социализации


Факторы и средства социализации

Факторы

социализации

Мегафакторы

(мега – очень

всеобщий)

Макрофакторы

(макро – большой)

Мезофакторы

(мезо – средний,

промежуточный)

Микрофакторы

общество,

государство

типу поселения, в которых они

живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории тех

или иных СМК (радио, телевидение);

по принадлежности к тем или иным

субкультурам

семья, домашний очаг, сосед-

ство, группы сверстников,

воспитательные, общественные,

государственные, религиозные

и частные организации,

миросоциум


  • Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное . Это процесс формирования личности , который осуществляется в результате взаимодействия с себе подобными.

  • Социализация – это поиск человеком своего социального места, обретение политической (права голосовать и быть избранным), экономической (устройство на работу), социальной (создание собственной семьи, отделение от родителей) самостоятельности.

  • Агенты- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
  • Институты - официальные учреждения, формальные организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты социализации-

конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей

Родители, братья, сестры, родственники, учителя (первичная социализация)

Сотрудники телевидения, предприятия, полицейские (вторичная социализация)

Институты социализации- это социальные

учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

Семья, школа (первичная социализация)

Средства массовой информации, армия, церковь

(вторичная социализация)


Виды социализации

Первичная социализация

сущность

Вторичная социализация

Сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека

Агенты и институты

Родители, братья, сестры, родственники, друзья, тренеры

Сфера социальных, формальных отношений

Их функции

Государство, производство, СМИ, армия, суд, церковь, школа.

Каждый- множество функций, взаимозаменяемы

Узкоспециализированы: каждый- 1-2 функции


  • Покажите на 3 примерах воздействие различных социальных институтов на социализацию личности ( C6 . стр. 53 ТЗ).
  • Назовите любые 3 фактора социализации личности.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о социализации личности. (С5.стр. 34 ТЗ)

А4 стр. 46 ТЗ

А)В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

Б)В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

1)Верно А; 3)верны оба;

2) Верно Б; 4) оба неверны.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

социализация Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

стадии социализации

ВКЛАД ЭРИКСОНА Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, где показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека.

« Как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. » (Эриксон) «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». (житейская мудрость)

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты, что связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. В эти периоды следует учитывать, что дети: - трудновоспитуемы; - проявляют упрямство; - непослушание; - строптивость; - негативизм и др.

Механизмы социализации

большие малые протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка. обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением. КРИЗИСЫ

Теории социализации Теории социального научения (бихевиористские) Психоаналитические теории (идентификации) Когнитивистские теории (социального сравнения)

Нарушение социализации Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) - противоправное, (влечет административную или уголовную ответственность), или аморальное (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, а иногда включается поведение суицидное).

Аморальное асоциальное поведение В зависимости от способов взаимодействия индивида с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов (по В.Д. Менделевичу): Делинквентный тип девиантного поведения (преступления, проступок). Аддиктивный (сексуальные взаимодействия, трудоголизм, фанатизм). Патохарактерологический (психопатии и акцентуации характера) Психопатологический (психические расстройства и заболевания). Основанный на гиперспособностях (математических, музыкальных, художественных и иных).

Непротивоправное девиантное поведение

Антисоциальное девиантное поведение

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. 2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции). 3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно. 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации. 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Агрессия. - Суицид. - Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизм, наркотизация, табакокурение и др.). - Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание). - Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосоциального развития). - Сверхценные психологические увлечения (« трудоголизм », « гемблинг », фанатизм, коллекционирование). Выделяются клинические формы девиантного поведения:

Сверхценные патопсихологические увлечения (разновидность маний, сутяжничество и др.). - Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирование и др.). - Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, фобическое, нарцисстическое поведение). - Безнравственное, аморальное поведение (алчность, зависть, прелюбодеяние, тщеславие и др.). - Неэстетическое поведение (девиация стиля речи - заикание, дислалия, афазия), девиация стиля взгляда, движений и др.

Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. !!!