«Ростех» забирает КТЗ целиком. «Ростех» забирает КТЗ целиком 

Несмотря на объявленную процедуру банкротства ряда предприятий концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, ключевой кредитор концерна ВЭБ не намерен закрывать заводы, по крайней мере гражданского дивизиона. В планах ВЭБа «поднять производство», отдав с декабря и гражданский дивизион в управление «Ростеху», который уже управляет оборонными активами КТЗ. В «Ростехе» считают ситуацию сложной, но в перспективе высоко оценивают потенциал чебоксарского кластера КТЗ.


До 30 ноября предприятия КТЗ перейдут под управление «Ростеха», сообщил журналистам вчера в Чебоксарах по итогам совещания рабочей группы по ситуации зампред ВЭБа Петр Золотарев. По его словам, «Ростех» (управляет сейчас военным дивизионом КТЗ) займется и операционным управлением гражданским дивизионом. На начальном этапе на пополнение оборотных средств ВЭБ выделит КТЗ около 1,5 млрд руб. Господин Золотарев сообщил, что предприятия КТЗ с учетом их оснащения и компетенции кадров перспективны, и отметил, что «есть планы поднятия производства». «Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены»,- заявил зампред ВЭБа.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа принял решение о «дефолтной стратегии» в отношении КТЗ. Глава госкорпорации Сергей Горьков заявлял, что сейчас задача ВЭБа - «обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали». Как писал “Ъ”, выпуск на предприятиях гражданского дивизиона и так невысок: «Промтрактор» за первое полугодие выпустил 55 единиц техники, производство запчастей на Чебоксарском агрегатном заводе - 1,4 млрд руб. Вчера Петр Золотарев пояснил “Ъ”, что у обоих предприятий есть экспортный потенциал, а «Промтрактор» произвел за январь-октябрь уже 169 единиц техники, на год запланирован существенный рост - 280 единиц против примерно 35 штук годом ранее. Гендиректор КТЗ Альберт Баков выразил благодарность «Ростеху»: «Несмотря на сложную ситуацию, они решились. Предстоит серьезная совместная работа, с нашей стороны полное взаимопонимание».

Финансовый долг КТЗ в сентябре превышал 85 млрд руб. (сейчас - около 90 млрд руб.), в том числе перед ВЭБом - 58,5 млрд руб. Господин Золотарев отметил “Ъ”, что говорить о реструктуризации долга в этой ситуации пока бессмысленно, госкорпорация вернется к вопросу после процедуры оздоровления. Предполагается провести встречи с контрагентами КТЗ, чтобы рассказать о плане финансового оздоровления, говорит он.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщил: сейчас мощности концерна задействованы примерно на четверть, при этом не хватает оборотных средств для обеспечения производственных процессов без риска их остановки. Другой собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что проблема реабилитации гражданского дивизиона КТЗ связана и с репутационными издержками - покупатели знают, что компания проходит процедуру банкротства, и отзывают заказы. Так, объем заказов снижается, и это мешает гражданскому дивизиону развиваться уже сегодня, рассуждает источник “Ъ”.

Директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов заявил, что сейчас есть понимание того, что все предприятия КТЗ «будут комфортно интегрированы в предприятия “Ростеха”». Он отметил «высокий экономический и кадровый потенциал» предприятий. При этом господин Абрамов добавил “Ъ”: ситуация на предприятиях «очень сложная», необходимо решать в первую очередь оперативные проблемы - в частности, с началом отопительного сезона важно своевременно рассчитаться с энергокомпаниями. Для непрерывного производства нужно погасить критическую задолженность перед ключевыми поставщиками, налоговыми органами. «После решения оперативных проблем мы приступим к реализации сценария по развитию производства»,- рассказал господин Абрамов. Потенциал развития чебоксарской группы предприятий КТЗ он также оценил высоко: «Продукция концерна всегда будет востребована в стратегических отраслях - горнодобывающей, инфраструктурного строительства, нефтегазового сектора, транспортной, сельскохозяйственной».

Олег Ерусланов, Чебоксары; Яна Циноева

Несмотря на объявленную процедуру банкротства ряда предприятий концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова , ключевой кредитор концерна ВЭБ не намерен закрывать заводы, по крайней мере гражданского дивизиона. В планах ВЭБа «поднять производство», отдав с декабря и гражданский дивизион в управление «Ростеху» , который уже управляет оборонными активами КТЗ. В «Ростехе» считают ситуацию сложной, но в перспективе высоко оценивают потенциал чебоксарского кластера КТЗ.

30 ноября предприятия КТЗ перейдут под управление «Ростеха», сообщил журналистам вчера в Чебоксарах по итогам совещания рабочей группы по ситуации зампред ВЭБа Петр Золотарев . По его словам, «Ростех» (управляет сейчас военным дивизионом КТЗ) займется и операционным управлением гражданским дивизионом. На начальном этапе на пополнение оборотных средств ВЭБ выделит КТЗ около 1,5 млрд руб. Господин Золотарев сообщил, что предприятия КТЗ с учетом их оснащения и компетенции кадров перспективны, и отметил, что «есть планы поднятия производства». «Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены», - заявил зампред ВЭБа.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа принял решение о «дефолтной стратегии» в отношении КТЗ. Глава госкорпорации Сергей Горьков заявлял, что сейчас задача ВЭБа - «обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали». Как писал «Ъ», выпуск на предприятиях гражданского дивизиона и так невысок: «Промтрактор» за первое полугодие выпустил 55 единиц техники, производство запчастей на Чебоксарском агрегатном заводе - 1,4 млрд руб. Вчера Петр Золотарев пояснил «Ъ», что у обоих предприятий есть экспортный потенциал, а «Промтрактор» произвел за январь-октябрь уже 169 единиц техники, на год запланирован существенный рост - 280 единиц против примерно 35 штук годом ранее. Гендиректор КТЗ Альберт Баков выразил благодарность «Ростеху»: «Несмотря на сложную ситуацию, они решились. Предстоит серьезная совместная работа, с нашей стороны полное взаимопонимание».

Финансовый долг КТЗ в сентябре превышал 85 млрд руб. (сейчас - около 90 млрд руб.), в том числе перед ВЭБом - 58,5 млрд руб. Господин Золотарев отметил «Ъ», что говорить о реструктуризации долга в этой ситуации пока бессмысленно, госкорпорация вернется к вопросу после процедуры оздоровления. Предполагается провести встречи с контрагентами КТЗ, чтобы рассказать о плане финансового оздоровления, говорит он.

Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, сообщил: сейчас мощности концерна задействованы примерно на четверть, при этом не хватает оборотных средств для обеспечения производственных процессов без риска их остановки. Другой собеседник «Ъ» в отрасли говорит, что проблема реабилитации гражданского дивизиона КТЗ связана и с репутационными издержками - покупатели знают, что компания проходит процедуру банкротства, и отзывают заказы. Так, объем заказов снижается, и это мешает гражданскому дивизиону развиваться уже сегодня, рассуждает источник «Ъ».

Директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов заявил, что сейчас есть понимание того, что все предприятия КТЗ «будут комфортно интегрированы в предприятия „Ростеха“». Он отметил «высокий экономический и кадровый потенциал» предприятий. При этом господин Абрамов добавил «Ъ»: ситуация на предприятиях «очень сложная», необходимо решать в первую очередь оперативные проблемы - в частности, с началом отопительного сезона важно своевременно рассчитаться с энергокомпаниями. Для непрерывного производства нужно погасить критическую задолженность перед ключевыми поставщиками, налоговыми органами . «После решения оперативных проблем мы приступим к реализации сценария по развитию производства», - рассказал господин Абрамов. Потенциал развития чебоксарской группы предприятий КТЗ он также оценил высоко: «Продукция концерна всегда будет востребована в стратегических отраслях - горнодобывающей, инфраструктурного строительства, нефтегазового сектора, транспортной, сельскохозяйственной».

«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», - цитирует слова главы Ростеха Сергея Чемезова о концерне «Тракторные заводы» (КТЗ) агентство ТАСС. План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как его крупнейший кредитор получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во втором квартале 2017 года, однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники.

Чемезов отметил, что госкорпорация Ростех будет претендовать на часть собственности концерна, так как «Курганмашзавод» (входит в КТЗ, производит боевые машины пехоты) должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей.

ОАО «Курганмашзавод» представляет собой очень серьезный актив. Как сказано на его сайте, это входящее в «Концерн “Тракторные заводы”» предприятие - один из лидеров военно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, такие, как: модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3.

Помимо Курганского машиностроительного завода», в концерн входят внушительный список производств (в форме акционерных обществ): «Алтайский моторный завод», «Владимирский моторо-тракторный завод», «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», «Зауральский кузнечно-литейный завод», «ПО «Красноярский завод комбайнов», «Красноярский завод лесного машиностроения», «Липецкий завод гусеничных тягачей», «Онежский тракторный завод», «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Промтрактор-Промлит», «САРЭКС» (производство экскаваторов), «Тракторная компания «ВгТЗ», «Чебоксарский агрегатный завод», "Волжский комбайновый завод", группа компаний Vogel&Noot (Лейпциг, Германия).

На полутора десятках системообразующих предприятий, трудятся более 20 тысяч человек. Общий долг «Тракторных заводов» превышает 85 млрд рублей. По информации «Коммерсанта», ВЭБ согласен с идеей банкротить «Тракторные заводы», банкротами также объявят нидерладскую «дочку» КТЗ - Machinery & Industrial Group N.V и собственников - Альберта Бакова и Михаила Болотина.

Кризис прошел, начались банкротства

Банкротство концерна «Тракторные заводы» - проявление и общего кризиса машиностроения в стране, и неверных действий менеджмента компании, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Производство же отечественной спецтехники за три года упало на треть, по оценкам Ассоциации «Росспецмаш». Кроме того, отечественная продукция в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с импортными аналогами, доля которых на рынке сейчас составляет 65-70%., полагает Марк Гойхман.

За первое полугодие 2017 года входящее в КТЗ предприятие «Промтрактор» выпустило 55 единиц дорожно-строительной техники, говорит аналитик. Но для возвращения доли на рынке нужно производить до 1 тыс. единиц в год. Убыток по показателю EBITDA составляет 100 млн руб. за два квартала 2017 года.

Все обстоятельства говорят о невозможности выхода на прибыльную деятельность, констатирует Марк Гойхман. Он прогнозирует очень негативные последствия - финансовые потери кредиторов, массовое увольнение персонала и пр.

Ведущий аналитик компании «Аналитик-Сервис» Антон Быков отмечает, что если промышленные предприятия, имеющие государственные заказы, прежде всего связанные с оборонным комплексом, демонстрируют признаки жизни, то гражданская промышленность, по его словам, «смирилась со своей судьбой». Однако при отсутствии четкой и понятной государственной стратегии развития промышленности текущую ситуацию скорей можно назвать плановой, говорит он.

Неудивительно в такой ситуации желание Ростеха обанкротить «Тракторные заводы» и забрать активы, связанные с оборонкой, где есть понятный и четкий заказчик, отмечает Антон Быков.

Можно сделать вывод, что в ближайшее время «Тракторные заводы» действительно ждет процедура банкротства, делает он вывод. Уровень долговой нагрузки для российского промышленного предприятия слишком высокий, более 80 млрд рублей. Такие деньги в отечественной экономике выделяют только на спасение банков. Для предприятий концерна, выполняющих оборонный заказ, в работе ничего не изменится, просто сменится владелец. Что касается гражданских производств, то судьба их незавидна и печальна, полагает Антон Быков.

Можно отметить также, что это банкротство укладывается в то, что уже начинает напоминать тенденцию. Взятие совсем недавно Центробанком, точнее «Фондом консолидации банковского сектора», крупных ФК «Открытие» и «Бинбанка» на санацию формально банкротствами не называется, банки продолжают полноценную работу. Но это только благодаря тому, что ЦБ располагает по сути неограниченными средствами для поддержки «своей» отрасли. И широко, хотя и избирательно, пользуется этими возможностями. В иных случаях банки закрываются и недавних случаев также более, чем достаточно.

И только накануне объявления о том, что будут банротиться «Тракторные заводы», разразился скандал с авиакомпанией ВИМ-Авиа, чьи самолеты перестали выпускать из аэропортов за долги. Собственник компании бежал за границу, а в четверг были задержаны гендиректор и главный бухгалтер. На «выходе из кризиса», который действительно фиксируется ростом макроэкономических показателей, хозяйствующие субъекты вдруг посыпались один за другим.

"Ростех" нагрузили тракторами?

Как корпорация Чемезова прибрала к рукам "Тракторные заводы" и кому теперь достанутся долги.

Меньше двух недель осталось до заседания суда по банкротству "Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ). Как стало известно корреспонденту УтроNews, оно полностью перейдет под управление корпорации "Ростех": такое решение было принято совместно с Внешэкономбанком.

Ранее предприятие было поделено на гражданский и оборонный дивизионы, и глава "Ростеха" Сергей Чемезов рассчитывал забрать себе последний - во имя выполнения гособоронзаказа и получения выгоды. Теперь же стало известно, что он получит и "тракторное достояние".

Помогать в работе по оздоровлению "Ростеху" будет ВЭБ - основной кредитор концерна. На конец сентября его долг достигал 85 млрд рублей, из них 58.5 млрд - перед ВЭБом. Сейчас размер общего долга около 90 млрд рублей.

Баков и Болотин рады, что останутся на свободе?

Все это напоминает рейдерский захват, с учетом поведения ВЭБа и появлением в структуре "Ростеха". Собственники КТЗ, Альберт Баков и Михаил Болотин, между тем, похоже, рады, что предприятие у них отнимают. Или рады, что так легко отделались?

Последние показатели.

Ситуация вокруг КТЗ кардинально изменилась за месяц. Еще в конце сентября Чемезов заявлял, что пути спасения концерна нет - только банкротство. Себе он при этом отобрал самые лакомые кусочки - например, "Курганмашзавод", который единственный в России производит боевые машины пехоты и всегда находится в плюсе благодаря гособоронзаказу. Присвоить себе его "Ростех", понятно, хотел из благих намерений - чтобы срыва того самого гособоронзаказа не допустить.

Но теперь аппетиты госкорпорации разогнались по-настоящему. Дело в том, что гражданский дивизион внезапно улучшил свои показатели: если в сентябре сообщалось, что одно из его ключевых производств "Промтрактор" в первом полугодии изготовил 55 единиц продукции, то по итогам на октябрь их было уже 169! Только вдумайтесь: за четыре месяца предприятие изготовило в два раза больше, чем за предыдущие шесть! Что это, если не магия?

Казалось бы, производство растет, все хорошо, будет дальше жить. Но нет, не факт. Дело в том, что на протяжении всего года ВЭБ выделял деньги дивизиону напрямую: гасил долги по налогам, выплачивал зарплаты, разбирался с другими кредиторами. И автоматически наращивал долги предприятий перед самим собой. Теперь же деньги на оздоровление будут уходить "Ростеху" - а это только "на начальном этапе" 1.5 млрд рублей!

Куда пойдут эти деньги? По предназначению, на оборотные средства? Или будут попилены?

Отдельного пункта заслуживает и вопрос о долговых обязательствах. Зампред ВЭБа Петр Золотарев уже высказался по этому поводу.

Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены, - заявил он "Коммерсанту".

Стоит ли уточнять, что такого понятия как "очистка от долгов" нет? Что это значит - ВЭБ попросту простит предприятиям теперь уже "Ростеха" все долги и даже пени перестанет начислять? Это почти 60 млрд государственных средств! И все, по сути, пойдет коту под хвост. То есть Чемезову.

Банкротить нельзя помиловать.

Изначальный план ВЭБа по спасению КТЗ состоял в поиске инвесторов на часть предприятий, которые заберут их под управление, выведут из кризиса и выплатят часть долгов. Вот только дураков таких, видимо, не нашлось, и тогда был разработан гениальный в своей простоте план - всучить предприятие "Ростеху". Чемезова, видимо, упрашивать долго не пришлось - тот понял, что ему достается совсем не "кот в мешке", а огромный чемодан с бюджетными деньгами.

Чемезов доволен предстоящим обогащением?

Интересно, кстати, что бенефициары КТЗ, Баков и Болотин, сами предлагали отдать военный дивизион и 60% гражданского государству. Но на тот момент такое решение ВЭБ почему-то не устроило. А может быть, просто не было такой отмашки "сверху" и банк пытался оставить себе прибыльные активы?

Похоже, что Чемезов готов брать все, что ему дают, если в придачу идут и деньги. А если это что-то, на чем можно нажиться, то заверните два! Так вышло и с дивизионами КТЗ: забрали один, а следом получат второй. Как говорится, горит сарай - гори и хата!

Причем производится переход в весьма срочном порядке: уже до 30 ноября все предприятия перейдут под крыло "Ростеха". Банкротами их теперь признавать, видимо, не будут - не удивительно, если ВЭБ отзовет иск. Либо, в зависимости от собственных интересов, банкротство все-таки начнут: ведь иск пока подали только по пяти юрлицам, синдицированный кредит по которым превышает 68.8 млрд рублей, долг - 27 млрд рублей. К тому же, исключительно в теории, на них можно "повесить" другие долги КТЗ, чтобы вот так запросто от них избавиться…

Хотя и банкротство откроет перед Чемезовым прекрасные пути: долги будут списаны, имущество распродано, а значит, придется закупать новое оборудование, заново организовывать производство, и на все это понадобятся деньги. Их на весьма "братских" условиях вполне сможет предоставить ВЭБ. А там можно будет "пилить" поток бюджетных рублей, попутно получая деньги за гособоронзаказ. Благодать!

В общем, очевидно, что ВЭБу и "Ростеху" предстоит долгое и продуктивное сотрудничество. По крайней мере, таким оно вполне может оказаться для карманов их руководителей. А останется ли в России вообще производство тракторов - это совсем другой вопрос…

ВЭБ начал банкротство активов проблемного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, подав иски против пяти юрлиц. По мнению руководства госкорпорации, процедура наблюдения защитит активы КТЗ от отчуждения по частям и сохранит производство, в министерствах и «Ростехе» с этим согласны. Но юристы отмечают, что у банкротства как защитной меры есть риски, в том числе расторжение контрактов и предъявление счетов кредиторами.


В рамках одобренной в октябре набсоветом ВЭБа «дефолтной стратегии» КТЗ госкорпорация подала серию исков о банкротстве предприятий концерна. Арбитражный суд Чувашии 23 октября зарегистрировал пять исков ВЭБа к компаниям ККУ КТЗ, Чебоксарский сталеплавильный завод, «Отель-ДИС», «Аверс» (требования к каждому - 68,5 млрд руб.) и ООО «Сервис промышленных машин» (27 млрд руб.). Как уточнили в КТЗ, речь идет о задолженности по синдицированному кредиту на 68,8 млрд руб., основной долг по нему - 27 млрд руб.

ВЭБ - крупнейший кредитор КТЗ. В конце 2016 года концерн задолжал госкорпорации около 45,6 млрд из 72,6 млрд руб. общего долга, тогда ВЭБ согласовал план реструктуризации, по которому военный дивизион КТЗ отходил в управление «Ростеха», гражданский оставался у Михаила Болотина и Альберта Бакова, а контроль над реструктуризацией вел ВЭБ. Но из-за отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал КТЗ и неурегулированной внутригрупповой задолженности ВЭБ в сентябре признал попытку оздоровления гражданского дивизиона неудачной и предложил банкротить КТЗ (см. “Ъ” от 27 сентября). Долг КТЗ составлял 85,4 млрд руб., перед ВЭБом - 58,5 млрд руб.

В ВЭБе “Ъ” пояснили, что деятельность предприятий КТЗ будет продолжаться. «Введение процедуры наблюдения включает приостановление исполнения решений по исполнительным документам, снятие ранее наложенных арестов на имущество и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника,- говорят в госкорпорации.- Предприятия становятся более защищенными, предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл».

Для решения проблем КТЗ уже создана рабочая группа с участием ВЭБа, «Ростеха», Минпромторга, Минтруда и регионов, которая проанализирует возможность использования механизмов оздоровления для сохранения и развития КТЗ. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что поддерживают проведение предприятий КТЗ через банкротство, «поскольку это необходимо для оздоровления предприятий, оптимизации долговой нагрузки и дальнейшего развития». На состоявшемся накануне заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы погашения долгов по зарплате, планы по загрузке предприятий.

Предприятиям КТЗ, ВЭБу, «Ростеху» и регионам предложено к 27 октября представить комплексные программы развития в условиях процедуры оздоровления, пояснили в Минпромторге. В Минтруде «держат ситуацию на контроле». В «Ростехе» проинформированы об исках и «поддерживают действия ВЭБа». В первую очередь необходимо исключить риск срыва гособоронзаказа (ГОЗ), считают в «Ростехе», должна быть обеспечена социальная стабильность, нужно с помощью антикризисных мер заложить фундамент для развития активов.

В Минпромторге говорят, что в 2017 году КТЗ увеличил производство техники, в том числе благодаря господдержке. «В 2017 году выручка КТЗ увеличится на 43%, до 38,7 млрд руб.,- считают в министерстве.- На 1 октября исполнение ГОЗ составило 74%, что является высоким показателем». В КТЗ подтвердили создание рабочей группы и отметили, что в Чувашии предприятия обеспечены заказами. За восемь месяцев четыре крупнейших актива КТЗ увеличили производство: «Промтрактор-Вагон» - в 17,6 раза, «Промтрактор-Промлит» - в 1,8 раза, «Промтрактор» - в 1,4 раза, Чебоксарский агрегатный завод - в 1,3 раза. Михаил Болотин вчера не ответил на звонок “Ъ”.

«Смысл процедуры наблюдения в том, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния должника,- говорит партнер независимой юргруппы “Стрижак и партнеры” Вячеслав Косаков.- Но нужно понимать, что закон в первую очередь защищает интересы кредиторов». В течение семи месяцев предприятие может функционировать, говорит он, его судьбу решат кредиторы на собрании. Процедура наблюдения мыслилась законодателем как способ спасти должника, говорит Анастасия Худякова из Heads Consulting, но на практике это не всегда работает: для многих контрагентов это является основанием для расторжения договоров и предъявления счетов. Кроме того, отмечает она, кредиторы, которые мирились с положением дел, захотят закрепить свои требования к должнику, включившись в реестр.

Наталья Скорлыгина; Олег Ерусланов, Чебоксары