Ремонт керамики. Избавляемся от трещин

Details Фолианты Интересности

ЧЕМ ЗАМАЗАТЬ ТРЕШИНУ В ГЛИНЯНОЙ ПОСУДЕ

Донышко глиняного горшка, после того как он много раз побывал в духовке, покрылось трещинами. Выбрасывать его жалко; может быть, есть способ как-нибудь починить его?
Лисохина М., Сочи"

Если на глиняной посуде есть трещины или швы, то для предотвращения течи эти места смазывают снаружи «тестом» из толченого просеянного кирпича и обыкновенной глины с малярным лаком.
Заделать трещину в горшке можно и более простым способом: несколько кусков сахара расплавляют в какой-нибудь старой посуде в сироп, наливают его в горшок и подогревают на небольшом огне. Следите, чтобы сироп не закипел,- пузыри могут все испортить. Затекая в трещины, сироп постепенно темнеет и засыхает, образуя твердую массу. После этого снимите горшочек с огня, дайте ему остыть и залейте водой, чтобы растворить слой пережженого сахара.
Глиняная посуда дольше сохраняется, если ее еще новую перед готовкой положить на несколько часов в холодную воду, а потом прополоскать в горячей. Еще лучше наполнить посуду до краев холодной водой, поставить на огонь, довести до кипения, а потом медленно охладить. Хрупкая глазурь таким образом укрепляется.
Не забывайте, глиняную посуду надо хранить открытой. Накрытая крышкой она приобретает неприятный запах, удалить его можно многократным спо-ласкиванием холодной водой.
Н. АНДРЕЕВА

Created on 20 January 2017 yuli_keramika в Ремонт керамики. Избавляемся от трещин.

Трещины на необожженной керамике - одна из распространенных неприятностей, которые случаются с начинающими керамистами, хотя от их появления не застрахован никто.
Запомните, что глина дает усадку в процессе сушки. Поэтому правило номер 1 : Не добавляйте воду или мягкую глину в трещину! Из-за воды глина увеличится в объеме, и вы будете думать, что вы отремонтировали трещину, но это не так. Когда изделие высохнет, глина даст усадку и трещина станет только хуже. Если на вашем изделии появилась трещина, покажите преподавателю и обсудите возможности ее исправления. Постарайтесь выяснить, почему появилась трещина. Возможно, вы добавили мягкую глину к твёрдой, что привело к тому, что мягкая глина высохла и дала бОльшую усадку? Хорошо ли вы прижали место соединения? Не было ли место соединения слишком толстым?

Итак, как же избавиться от трещин на высохшей керамике?

Способ 1. Затирка сухой глиной

Если в сухом изделии появилась небольшая трещина и не видно, что трещина появилась вследствие деформирующей силы, самым простым способом ремонта будет просто втереть немного сухой измельченной глины в трещину до утильного обжига. Это не соединит глину, зато после утильного обжига изделие можно покрыть жидкой глазурью и трещины не будет видно.

Способ 2. Сахарная глина

Чтобы заполнить широкую трещину в почти высохшем изделии, возьмите небольшое количество глины, которая высохла и раскрошилась. Добавьте такое же количество сахарной пудры и перемешайте пальцами. Сахар смягчит глину и придаст ей пластичность. Вычистите трещину, увлажните края трещины небольшим количеством уксуса и добавьте сахарную глину. Хорошая сахарная пудра придаёт больше пластичности по сравнению с водой, и при сушке сахарная глина даст гораздо меньшую усадку по сравнению с влажной глиной.

Способ 3. Уксус

Если у вас отломалась небольшая часть вашего изделия и линия разлома ровная, попробуйте уксус. Нанесите небольшое количество уксуса на разлом и соедините вместе. Идея состоит в том, что глина смягчается благодаря уксусу, не впитывая слишком много воды.

Способ 4. Бумажная глина

Этот способ подойдет для больших трещин в почти сухом изделии. Его можно использовать вместо сахарной глины, если вы не планируете покрывать в дальнейшем это изделие глазурью. Положите небольшое количество туалетной бумаги в банку, залейте горячей водой и измельчите с помощью блендера до однородной массы. Слейте лишнюю воду. Перемешайте сухую глину блендером в другой банке. Смешайте 2/3 глиняной массы и 1/3 бумажной массы. Возможно будет необходимо подсушить полученную смесь на гипсовой доске. Вычистите трещину, увлажните края с помощью уксуса и заполните бумажной глиной. Используйте эту бумажную глину в подсушенном состоянии для трещин, а жидкую бумажную глину – для соединения швов.

В каждом доме есть изделие из керамики или фарфора. Как часто случается так, что бьется посуда. Это может быть и хрустальный бокал, и фарфоровая чашка, и керамическая тарелка, и обычная статуэтка из керамики. И, несмотря на то, что керамическая посуда крепкая она все-таки бьется. Если была разбита дорогая посуда, то после ремонта следует обработать места склеивания специальными красителями или некоторые специалисты советуют воспользоваться жидким стеклом. После высыхания остатки аккуратно срезать, так что бы не задеть, ту часть, где был выполнен ремонт.

Чем лучше склеить керамику и фарфор

Хочется продлить жизнь керамики. Она не только используется по назначению, но и украшает интерьер своей оригинальностью и неповторимостью. Что лучше керамика или фарфор по своему качеству и долговечности – трудно сказать, все зависит от разных факторов.

Как склеить фарфор и керамику? Какой клей для фарфора и керамики подобрать? Или может выбросить разбитое изделие? Разбитую вазу выбросить или нет? Если нет, то как склеить вазу из керамики?

Не спешите выбрасывать. Выбросить можно всегда. Сначала надо попробовать склеить изделие, и, если ничего не получится, вот тогда можно и выкидывать. Выкинуть – это последнее, что останется сделать.

Чем склеить керамику

Для ремонта керамики используется различные клеи. На рынке их предлагается огромное множество средств для ремонта керамической посуды.

Универсальный супер-клей на базе цианокриалата оптимальный клей для керамики, который можно легко найти в любом специализированном магазине.

В продаже предлагаются следующие клеи российского производства для ремонта керамической посуды — «Секунда», «Супер-момент» «Цианопан», «Склей», «Сила», «Монолит», «Слон». Есть еще и импортные клеи для склеивания. Лучший водостойкий клей для керамики - это «МАРС».

Для керамики, которая используется для хранения пищи, можно использовать для склеивания клей «ПВА». Но, рекомендуется, что бы после приклеивания керамическая чашка была покрыта слоем лака. Для склеивания керамических изделий можно использовать эпоксидный клей, клеи Ф-2 и БФ-4.

Чем склеить фарфор

В продаже предложен следующий ассортимент клеев для фарфора – STANGE, «cosmofen ca-12», можно еще использовать и «RAPID». Среди клеев русского производства следует отметить карбинольный клей. Так же вместо клея для ремонта фарфора можно использовать и эпоксидную смолу EPOXY GLUE произведенную фирмой BONDO, BIZON или аналогичные клеи.

Для склеивания фарфора можно использовать цемент, сделанный на базе гипса. Для этого надо в порошок гипса добавить белок 1 яйца и очень хорошо перемешать. Полученным клеем можно клеить фарфор. Причем выполнять процедуру склеивания следует очень быстро, потому что данный клей быстро твердеет.

Для склеивания можно сделать и другой клей в домашних условиях. Для этого следует смешать 1 белок и соду. Белов взбить в пену, без добавления соды. Одни сутки взбитый белок должен отстояться, и только потом в отстоявшийся белок добавлять соду и перемешивать. Соды следует добавить столько, что бы получилась масса по консистенции аналогичная обычному тесту.

Для этого следует:

  1. Взять 1 литр воды. Добавить в воду 100 гр. Сахара, 100 гр. извести (обязательно гашеной). Полученную смесь поставить на огонь и на маленьком огне верить примерно 3-3,5 часа. Главное при «варке», что бы не закипало.
  2. Полученный отвар охладить и дать отстояться еще несколько часов.
  3. Воду, которая останется после отстаивания надо слить.
  4. В смесь добавить 0,5 кг. плиточного клея. Хорошо перемешать и снова оставить на 10-15 часов отстояться.
  5. Если будут излишки воды, то надо ее слить. Полученную массу еще 1 раз прокипятить.
  6. Остудить. Клей для фарфора готов.

Данный клей для пищевой посуды подходит идеально.

Универсальные клеи для обоих материалов

Есть огромное число универсальных клеев. Это клеи, которыми можно клеить и фарфор, и керамику — казеиновый клей, эпоксидные клеи. Самый популярный – это клей Porcelan Potch. Пищевой клей очень часто подходит для склеивания и керамики и фарфора. Например, рецепт выше описан можно применять в качестве клея для керамики и фарфора.

Как склеить фарфор

Склеить фарфор в домашних условиях клеем достаточно просто, для этого можно использовать пищевой клей для фарфора. Если для склеивания воспользоваться одним из следующих клеев — «Рапид», «АГО», «Киттификс» и «Мекол», то следует выполнить следующие действия:

  • Поверхности для склеивания помыть, высушить;
  • Протереть ацетоном;
  • На места приклеивания нанести клей одним слоем и сразу склеить части, плотно прижав.
  • Можно для прочности скрепить жгутом.

Очень часто бьются и чашки. И хочется дать вторую жизнь любимой чашке. Далее показано, как склеить фарфоровую чашку. Так как алгоритм склеивания похож на предыдущий алгоритм, но есть некоторые отличия:

  1. Для склеивания мастера советуют взять супер-клей.
  2. Подготовить поверхности к склеиванию – помыть, высушить и протереть ацетоном. Если деталь поломалась на прежнем месте удалить остатки клея.
  3. Заранее собрать детали.
  4. Процесс нанесения клея тот же. Проклеивается в два слоя.
  5. Затем склеенное изделие следует поместить если они не большого размера надо поместить в кастрюлю или казан, залить теплой водой и поставить на огонь. На маленьком огне воду кипятят 2-3 часа. Изделие ставят остудить в воде. И только потом, когда вода остыла извлекают.
  6. Если нет возможности «проварить изделие», то его можно «прогреть» в духовном шкафу, или подержать над электрической плитой (но в данном случае процедуру «прогрева» надо выполнять очень аккуратно, чтобы не перегреть изделие и не обжечься).

Может случиться так, что в вазе или чашке образовалась трещина или отлетел осколок, а отбилось небольшое отверстие.

Тогда алгоритм склеивания следующий:

  1. Подготовка в приклеивание та же.
  2. Вначале надо вырезать заплатку, размер которой должен быть на 0,5 – 1,5 см больше. Можно взять супер-клей для керамики, подойдет и природный клей для склеивания заплатки.
  3. Обязательно для ремонта надо брать водостойкий.
  4. Налить воды в изделие, но начала заплатки, но так что бы вода не соприкасалась с заплаткой.
  5. Затем прокипятить воду 2-3 часа.
  6. Остудить все. И вылить воду.
  7. По необходимости обработать место склеивания краской.

Ремонт фарфоровых статуэток выполняется аналогично. Но после того, как статуэтка высохла рекомендуется ее покрыть несколькими слоями лака для большей прочности. Каждый следующий слой лака можно наносить только тогда, когда предыдущий слой лака уже хорошо высох. После покрытия лака статуэтка будет немного тяжелее и не будет такой хрупкой.

Как склеить керамику

Склеить керамику в домашних условиях достаточно просто. Нужно просто следовать следующим правилам:

  1. Начинаем с того, что собираем все части, которые надо склеить. Если надо склеить ранее ремонтируемую чашку или вазу, то удаляем остатки клея ножиком. И когда с поверхности все удалено, можно переходить к следующему шагу.
  2. Все собранные детали тщательно помыть в теплой воде. Для мытья можно воспользоваться средством для мытья посуды. Затем сполоснуть и поставить стекать. Протирать не рекомендуется, чтобы не порезаться острыми краями или не поломать что-то из краев детали.
  3. Все детали скрадываем до склеивания, чтобы заранее знать, что куда клеить.
  4. Обрабатываем места склеивания ацетоном.
  5. На места проклеивания нанести равномерно тонким слоем клей. Для нанесения клея можно воспользоваться либо тонкой кисточкой, либо палочкой для чистки ушей.
  6. Оставить просто подсохнуть первый слой клея.
  7. Затем нанести второй слой клея. И прижать те части, которые надо склеить. Держим несколько минут детали. Затем тряпочкой удаляем остатки.
  8. Другую деталь желательно склеивать через некоторое время, что бы предыдущие детали хорошо приклеились.
  9. После того, как изделие склеено, его желательно зафиксировать. И таким образом все схватится не только правильно, но и хорошо.
  10. Хорошо считается отремонтированной деталь, если она простояла 1-3 сутки (в зависимости от выполненного ремонта).

Так как разбитые детали - это все-таки, стекло, то рекомендуется при ремонте одевать резиновые перчатки, чтобы заранее защитить руки от мелких порезов и ран.

При склеивании по необходимости можно и нужно использовать пинцет, например, для работы с мелкими деталями.

Ремонт фарфора и керамики выполнить очень просто согласно выше описанному алгоритму.

Не забывайте, что все отремонтированные изделия, уже не желательно использовать для пищи. Потому, что, если, поместив в такое изделие, кислую или соленую пищу, начнут выделяться вредные вещества, которые содержатся в клее. А это очень вредно для здоровья.

В результате знаете, чем склеить керамику, чем склеить керамическую посуду и чем склеить фарфор. Какой выбрать клей или приготовить клей собственноручно.

Мытье изделия теплой водой с мылом
Отбеливание трещины с помощью компресса
Прогрев кипятком и демонтаж старой склейки
Удаление следов предыдущей склейки
Нанесение клея на поверхность скола
Фиксация приклеенного фрагмента
Удаление выступившего на поверхность клея
Наложение воска для изготовления формы
Снятие готовой, застывшей восковой формы
Заполнение формы фарфороподобной массой
Шлифовка отлитого куска наждачной бумагой
Тонировка отреставри-
рованного изделия
Консервация новых фрагментов лаком
Мастиковка мелких сколов по краям
Шлифовка фрагмента надфилем

"...Осколки лежали на освещенном закатным солнцем полу, казалось, игривый ветерок разметал их поодаль друг от друга, и не хотелось верить, что то, что вчера вечером, даже сегодня утром, было любимой маминой чашкой, превратилось в голубые фарфоровые лепестки..." - кто не помнит печальной истории о голубой чашке, рассказанной Аркадием Гайдаром. Чувство безнадежной, непоправимой утраты смешалось в памяти с детским страхом перед разбившейся посудой. Эта история, конечно, закончилась бы совсем по-другому, случись она сегодня и окажись у ее героев последний номер нашего журнала.

Мамина любимая голубая чашка была бы, несомненно, восстановлена, да так, что мама вряд ли заметила бы что-то особенное. Посуда бьется во все времена - осколки ее либо торопливо выбрасываются, либо неумело склеиваются клеем БФ.

Сейчас мы расскажем о реставрации фарфора по всем ее классическим правилам.

Прежде всего упредим реставрационных экстремистов - если вы счастливый обладатель майсеновского, или гарднеровского фарфора, умерьте свой восстановительный пыл и успокойте себя тем, что в вашем распоряжении действительно музейный экспонат, который можно доверить только высококлассному специалисту.

Наши советы относятся именно к "голубым чашкам", т. е. К тем дорогим сердцу и памяти вазочкам, статуэткам, чайникам и чашкам, которые, тем не менее, не имеют музейно-коллекционной ценности. Нашим учителем в таком ответственном деле как реставрация фарфора стал Сергей Бобров - известнейший московский реставратор. Свой профессиональный опыт он получил, работая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Грабаря и музее-усадьбе Царицыно.

Относясь к узкому, избранному кругу элитных реставраторов России, мастер имеет высокую профессиональную репутацию среди коллег, коллекционеров и антикваров. Его работы украшают частные и государственные музейные собрания, они были представлены и на крупнейшей выставке "250 лет русского фарфора» в Государственной Третьяковской галерее.

Рабочее место реставратора должно иметь естественное дневное освещение, которое особенно важно при тонировке и реконструкции фарфора. Стол хорошо бы защитить пробковым или любым другим упругим покрытием, которое в случае падения предмета ослабит удар. Следует обратить внимание на то, что все действия, которые вы совершаете, и их последствия должны быть поправимы, то есть на то, что профессионалы называют обратимостью процесса. Ни в коем случае, даже с самыми благими намерениями, нельзя сверлить, шлифовать, царапать оригинал.

Рассмотрим процесс реставрации подробно на примере восстановления разбитой фарфоровой менажницы. Прежде всего объект внимательно осматривается; выявляются трещины, сколы, места старых склеек. Затем, в зависимости от характера и объема повреждений, определяется план реставрации, т. е. порядок и очередность восстановительных работ. Если изделие разбито, нужно попробовать совместить его куски без склейки, выяснить возможность их совпадения, выявив наиболее сложные места.

Далее необходимо вымыть изделие в горячей (50-600 воде, применяя любое мыло с низким содержанием щелочи, это может быть, например, обычное детское мыло. Средства для мытья посуды, сода для этого не годятся, так как могут способствовать выщелачиванию или отслоению глазури. Мытье должно быть довольно бережным - вместо щетки лучше использовать щетинную кисть или помазок для бритья. Для удаления загрязнений в трещинах применяется компресс - в данном случае это ватный жгут, смоченный 10% раствором лимонной кислоты или 3% раствором перекиси водорода - наложенный на потемневшую трещину. Компресс выдерживается до ее полного отбеливания. Чтобы раствор не испарился слишком быстро, компресс следует укрыть целлофаном или поместить в полиэтиленовый пакет все изделие. Если изделие было склеено ранее, после мытья его необходимо демонтировать.

Струей крутого кипятка, направленной на место предыдущей склейки, разогрейте шов. После достаточного прогрева, не применяя больших механический усилий, попытайтесь отделить склеенный фрагмент. Если это не принесет успеха, залейте изделие кипятком и оставьте на некоторое время. Делать это можно несколько раз, до тех пор, пока фрагменты легко не отделятся друг от друга. Демонтаж проводите над пластмассовым тазиком с водой, чтобы при случайном падении изделие или его фрагмент не разбились.

Полученные после демонтажа осколки нужно очистить от старого клея скальпелем или острым ножом. Разогретый кипятком клей размягчается и должен легко отделиться от сколов. Если удаление клея затруднено, можно воспользоваться ацетоном или спиртом. Во избежание повреждений глазури лучше не применять номерные разбавители, растворители или концентрированные кислоты. Когда старый клей полностью удален, сложите очищенные фрагменты, чтобы определить порядок новой склейки - сначала склеиваются друг с другом мелкие фрагменты.

Обезжирив поверхности сколов спиртом или ацетоном, тщательно промажьте клеем скол меньшего по размеру фрагмента.

В качестве клея можно использовать двухкомпонентную эпоксидную смолу EPOXY GLUE фирм BONDO, BIZON или подобные им, в худшем случае можно применить общедоступный суперклей, недостатком которого является слишком быстрое «схватывание».

Для более точного совпадения рельефа излома, клей следует наносить равномерным, предельно тонким слоем. Когда осколки промазаны клеем и плотно прижаты друг к другу, зафиксируйте место склейки скотчем, пластилином, лейкопластырем. В любом случае, даже если кажется, что изделие крепко склеено, его следует оставить на сутки для полного высыхания, так как "схватывание" и полная полимеризация клея - вовсе не одно и то же. После того как вы убедитесь, что склейка завершена, фрагменты держатся прочно, удалите выступивший по шву клей скользящими движениями скальпеля.

Если фрагменты изделия безвозвратно утрачены, их можно изготовить самим, но только в том случае, если вещь симметрична или является фигурой вращения. Тогда с аналогичной утерянному фрагменту детали сначала снимите форму с помощью базисного воска, производимого харьковским заводом стоматологических материалов "СТОМА" в виде пластин 170

Разогретую в горячей (50-60 воде пластину накладывают на сохранившуюся поверхность и плотно обжимают. Пластина должна быть больше восстанавливаемого фрагмента, и заходить за его края примерно на 10 мм. Остывшую, затвердевшую восковую форму аккуратно снимите и наложите на утраченный участок. Теперь, предварительно зафиксировав ее по краям пластилином, приступайте к отливке нужного фрагмента.

Очистите от жира поверхность скола, приготовьте массу, которая состоит из эпоксидной смолы (связующего) и сухого белого титанового или цинкового пигмента. Разотрите их до образования фарфороподобной вязкой массы. При заливке формы необходимо постараться сначала закрыть этой массой всю поверхность формы, а затем постепенно наращивать ее толщину, разгоняя от центра к краям. Следует учесть, что пигменты, содержащие известь (например мел), для приготовления имитирующей фарфор массы непригодны. Когда утраченный фрагмент полностью восстановлен, обработайте его с помощью наждачной бумаги, постепенно переходя от крупного зерна к «нулевке». Прошлифуйте поверхность, стараясь, чтобы абразив не задел края оригинального изделия. Теперь, когда поверхность фрагмента почти не отличается от оригинала, приступим к тонировке фона.

Для тонировки воспользуйтесь акриловыми белилами, уточняя оттенки белого цвета добавлением акварели. При подборе оттенка следует иметь в виду дальнейшую консервацию изделия лаком, поэтому цвет должен быть на полтона светлее оригинала. Орнаменты или рисунки на утраченных фрагментах также воспроизводите акварелью и белилами, так как чистая акварель - слишком яркая. На этом этапе восстановления терпение и хороший дневной свет - главные помощники, ибо точность подбора цвета определяет качество реставрации. Не рекомендуется использовать для тонировки масляные краски, которые могут в дальнейшем изменить цвет. Завершается процесс консервацией, т. е. покрытием даммарным или акриловым лаком фирмы MAIMERI или аналогичным, в один или несколько слоев так, чтобы характер блеска покрытия полностью совпал с блеском оригинала.

Если при осмотре изделия обнаружены мелкие сколы, нужно провести мастиковку, т. е. заполнение их объемов имитирующей фарфор эпоксидной массой, рецепт приготовления которой вы узнали выше. В той же последовательности проведите шлифовку, тонировку и консервацию. Теперь восстановленное изделие может снова украсить сервант, горку или домашнюю витрину. Однако пить чай из маминой чашки все же не стоит, теперь она принадлежит семейной истории. Пищевое применение для реставрированной посуды исключено - это может свести на нет все ваши усилия и неблагоприятно сказаться на здоровье.

Если, перевернув изделие, вы увидите на его донышке подобные знаки, будьте уверены - в ваших руках действительно коллекционный фарфор
Вена (Австрия) Майсон (Германия) Императорский фарфоровый завод Гарднер (Россия) Королевская мануфактура (Франция)
Завод Кузнецовых (Россия)