Олдбой. «Теперь я в законе, меня даже похоронят за счет мэрии»

Четыре месяца тому назад челябинцы узнали, что одного из самых известных на Урале и в России школьных директоров – Александра Попова – заподозрили в посредничестве при даче взятки. В защиту директора школы учениками, родителями, коллегами, российскими писателями было написано множество писем. Но письма остались без внимания. Мало того, бывший физрук 31-го лицея на днях вдруг вспомнил о давней обиде и захотел привлечь Александра Попова к уголовной ответственности. Что это – намеренная травля человека, не желающего быть послушным? Долгое время Александр Евгеньевич отказывался комментировать ситуацию, но сегодня согласился ответить на наши вопросы.

История о пощечине

– Александр Евгеньевич, дело о взятке закрыто или следствие продолжается?

– Я так понимаю, что относительно директора лицея №93 дело в сентябре будет закрыто, а по мне дано совершенно противоположное указание. Кроме того, возбуждают новое дело по 166 статье Уголовного кодекса (нанесение побоев) за пощечину учителю физкультуры Пузыреву.

– Дело о посредничестве в даче взятки вы считаете срежиссированным?

– Этого парня год ко мне подсылали. Ему сейчас предложили дать показания с применением детектора лжи, но он отказался. Значит, боится, что обнаружится заказ, что он был заслан специально. Меня ловят, прослушивают – это точно. И много неприятных вещей из-за этого происходит.

– Почему, на ваш взгляд, именно сейчас бывший учитель физкультуры вспомнил о пощечине, ведь история давняя, ей уже более двух лет?

– История началась еще раньше – около четырех лет назад. Мне начали жаловаться родители и учителя, что Пузырев позволяет себе хамство на уроках физкультуры, завуч написала докладную. Мы создали комиссию, побывали на его уроках, и я предложил ему уволиться. После этого меня сразу же вызвал начальник городского управления образования Александр Кузнецов (теперь он министр образования области) и сказал, что увольнять Пузырева нельзя, потому что Пузырев дружит с начальником городской милиции, с заместителем мэра Челябинска... Пять раз по этому поводу меня вызывали в управление. В конце концов я сказал: если вы выбираете не меня, а учителя физкультуры, я напишу заявление об отставке. В ответ было сказано: пишите. Но тогда ко мне приехал Олег Николаевич Грачев и попросил остаться на директорском посту. Я остался, потому что уважаю этого человека.

Спустя год Пузырев подрался с молодым тренером по бодибилдингу прямо в школе. До большой драки, правда, не дошло, но Пузырев прибежал ко мне в кабинет и кричал, что его убивают, а я ничего не предпринимаю... Зная скандальность Пузырева, я молодого учителя по бодибилдингу увез на такси домой. Тут же мне позвонили из школы и рассказали, что она полна полиции – два участковых, четыре омоновца, четыре пэпээсника. Что они ищут человека, который избивал Пузырева. На следующий день в школу вновь пришла полиция, стали допрашивать детей – пятиклассников, учителей. Это продолжалось неделю. Школа превратилась в полицейский участок. И никто не мог заступиться за школу. Тогда мне было нужно что-то предпринять, ведь я директор школы.

Вы решили вызвать учителя физкультуры на дуэль?

– Я сделал это на педагогическом совете. А чтобы он не смог отказаться, при всех учителях дал ему пощечину. Но на дуэль он не явился, струсил, хотя меня моложе и у него разряд мастера спорта, а я не спортсмен. По этому поводу тоже приезжала полиция, меня допрашивали. И я объяснял, что российские поэты всегда вызывали мерзавцев на дуэль. Я тоже вызвал мерзавца на дуэль после пощечины.

– И было принято решение убрать Пузырева из школы?

– Об этом говорили в управлении и министерстве образования, но я не верил, что его уберут, а потому объявил сухую голодовку. Тогда из управления образования приехали в школу переговорщики и предложили: «Если прекратите голодовку, мы Пузырева из школы уберем». И убрали в тот же день, как я прекратил голодовку. Это было два с половиной года назад.

Кроме школы нет ничего!

Почему, на ваш взгляд, эта история только сейчас трансформировалась в судебное разбирательство?

– Думаю, работая по делу о взятке, все убедились, что у меня кроме школы нет ничего! Квартиру мне дал отец, разменяв свою. Гаража у меня нет, джипа нет, накоплений тоже нет. Я не вор по определению. Все, что я делаю, я делаю только для школы. В этом они убедились. Поэтому надо было найти что-то еще, чтобы меня убрать из 31-го лицея. Знаю, что министру образования дано указание: решить этот вопрос до 1 сентября. Поэтому сегодня я вновь предлагаю обмен: снимайте с меня подписку о невыезде, я уеду из этого города. И школу отдам. Нужна? Забирайте.

– То есть дело не в дуэли и не во взятках? Просто директор 31 лицея оказался крепким неуправляемым орешком?

– Безусловно. Всех разозлила прошлогодняя история с национальностью «математика». Хотя, многие, по-моему, даже не поняли сути дела. Кто-то воспринял это как выпендреж директора Александра Попова. Но это и есть педагогика: у детей есть только одна национальность – дети! Вот вам еще одна такая история: в Чебаркуле директорам школ пришла другая разнарядка – сообщить имена девочек, которые занимаются проституцией на федеральной трассе М-5. И только одна директор школы сказала: «Здесь нет проституток, в школе есть только дети»! И сегодня я понимаю, что система намерена меня сломать. В этом году ученики нашей школы получили золото по физике, серебро по информатике на международных олимпиадах, множество российских наград. Никто не поздравил – ни министерство образования, ни городская администрация. Меня «благодарят» только полицейские. Поэтому я не хочу больше жить в этом городе. Отдаю школу и город в обмен на свободу.

– Думаете, уже есть претенденты на директорское кресло в 31-м лицее?

– Думаю, есть. На место директора 11-го лицея Анатолия Гостева сколько было народу?! Его – единственного народного учителя в городе, создавшего шикарный лицей, – обидели страшным образом: сменили замок на двери его кабинета, охранники не пускали в школу! Вот так отблагодарили за то, что он отдал образованию всю жизнь. И сегодня делают вид, что 11 школа по-прежнему на высоте, но учителя-то из нее уходят. Но побед-то стало меньше. Если в нашей школе сегодня 19 призеров и победителей российских олимпиад, то в 11-м лицее – всего пять. А раньше 11-й чуть-чуть отставал от 31-го.

– Ваше решение уехать говорит о том, что вы устали бороться?

– А как бороться?! Мне в понедельник школу сдавать, а вчера из ОБЭП прислали в школу 10 человек и они «трясли» рабочих, которые ведут ремонт. Сегодня один из руководителей строительной фирмы испугался, потому что его на допрос вызывали... Все делается для того, чтобы я в понедельник не сдал школу. Не хочу так жить. Директор школы должен заниматься учебным процессом, а меня все время вынуждают заниматься чем-то другим – пять месяцев я занимаюсь общением с полицейскими. Не хочу больше сутяжничать, это уже надоело.

– Все это время вы не находили никакой поддержки в министерстве образования?

– А зачем это министерству? Ему удобнее, если все школы будут одинаково серыми. Сломали Анатолия Гостева и что, 11-ая школа после этого выросла?! Сейчас сломают нашу. И все школы в конце концов будут одинаковыми. Школам дали возможность развиваться в 90-е годы. Именно тогда в Челябинске появились 22 хороших учебных заведения – лицеи и гимназии. Это своеобразный подвиг директоров школ. В то время более 100 школ стали никудышными, а 22 – замечательными. Но сейчас их доламывают.

Всегда свободен

– Но у вас же есть опыт директорства в условиях жестких рамок, вам же пришлось быть директором школы и в советское время?

– Я коммунистам был чужой, еще когда учителем математики работал, они меня считали врагом и во всем подозревали. Я, конечно, подшучивал над ними много и, наверное, они сильно меня ненавидели. Однажды, например, дал на время выборов портрет Ленина, который висел в директорском кабинете, чтобы его повесили в зале для голосования. Дал и забыл, а мне его не вернули. И вскоре на меня в райком партии анонимку написали, что я убрал со стены портрет Ленина. Меня вызвали, конечно же. Я не коммунист и не был никогда в КПСС, но меня стали воспитывать. А потом эти коммунисты, которые меня учили, как жить, позорно сдавали свои партбилеты. Честно говорю, мне было стыдно за них, а им – нет.

И сегодня меня зачисляют в стан врагов, потому что всегда живу свободно, все время сам по себе. А меня все время хотят сделать несвободным. Поэтому, еще раз повторю, я готов уехать в любую глушь, чтобы очутиться на свободе. Не хочу жить рабом в этом городе. Нельзя быть рабом ни при каких обстоятельствах. Поэтому все меняю на свободу.

– То есть вы готовы уйти из школы до начала сентября?

– Я согласен на обмен: мне дают свободу, я покидаю город. Мне не по пути с этим городом.

– Александр Евгеньевич, разве сердце не будет за школу болеть?

– Мне 64 года, хватит уже. Я достаточно долго заслонял ее своей широкой спиной. Кроме того, за эти пять месяцев я стал больным человеком, а больной человек не должен школой руководить. Я, конечно, за счастье посчитал бы умереть в рабочем кабинете. Еще у поэта Анненского, который был директором Петербургской гимназии, было желание умереть от сердечного недуга. Он говорил, что любая другая смерть позорна, кроме смерти от сердечного заболевания, и что директор школы должен умирать от сердца. Но это же как бог даст.

– Но ведь за вами целый коллектив учителей, вами же собранный .

– Есть среди коллег друзья, которые меня поддерживают. Но в большинстве своем, учителя – не бойцы. Я искренне считаю, что среди учителей очень мало бойцов. Их вообще в России мало, откуда же они возьмутся среди учителей? Я ко всему подхожу по гамбургскому счету: когда в 90-е годы в школах не получали зарплату по несколько месяцев и я объявил голодовку, пригласил коллег присоединяться, никто из учителей к моей голодовке не присоединился. И два с половиной года назад, когда возникла ситуация с Пузыревым, приглашал присоединиться, дать подлецу пощечину. Никто не поддержал. Учителя даже обвиняли меня, что это не та форма, что директор школы так не должен поступать. Считаю, что у меня есть моральное право расстаться с учителями.

– Но вы же помните ситуацию в первой школе, когда родители вышли на улицу, чтобы поддержать директора школы Дамира Тимерханова. И победили!

– И я был в числе тех, кто его поддерживал, ведь он – мой бывший ученик. Есть такие родители, которые меня поддерживают, но я не знаю, сколько их. Не обольщаюсь, и за всех отвечать не готов. Знаете, я ничего не знаю о взрослых, я многое знаю о детях. И во взрослые игры играть не люблю, всю жизнь играю в детские игры, с детского сада.

На меня смотрят дети!

– Создается такое впечатление, что сегодня при желании можно на любого директора школы завести дело, потому что бюджетных ассигнований явно недостаточно, чтобы школа имела все необходимое?

– Не надо далеко ходить: на днях министр образования области с гордостью объявил, что учебниками все школы обеспечены. На учебники дали 200 тысяч рублей. Если у меня 512 учеников, то это меньше 400 рублей на каждого. Можно за 400 рублей при сегодняшних ценах на учебники купить полный комплект? Нет. Но министр говорит: учебниками все обеспечены, требуйте с директоров. То же самое можно сказать относительно ремонта в школе. В этом году надо было отправить ученика на международную олимпиаду в Австралию, он там должен быть уже 2 июля, но только 4 июля пришел приказ министра образования – оплатить поездку. А оплатили ее в августе. Где мне было деньги брать? И так все время. 36 учеников нашей школы участвовали нынче в российских олимпиадах и нужно было решать, на какие деньги их отправлять. Министерство делает красивую мину при плохой игре, а директор школы всегда и во всем виноват.

– Помните, как у Григория Горина в «Бароне Мюнхгаузене»: «Карл, стань обыкновенным человеком»! Вы могли бы стать обычным хозяйственником, самым обычным директором школы?

– Есть среди директоров хозяйственники, финансисты, воспитатели, а я – учитель. Я же не спонтанно дал пощечину мерзавцу, я неделю думал об этом. Я всегда думаю, как буду выглядеть в глазах учеников. Я не оглядываюсь на учителей и родителей, мне детей надо воспитывать. И эта пощечина была элементом воспитания детей моей школы. И голодовка, которую я объявлял, – тоже. Поэтому сейчас, когда говорят, что мне в суде предложат идти с Пузыревым на мировую, что нужно заключить мировую и все закончится нормально, я понимаю, что не могу так поступить. Ведь на меня смотрят дети! Я должен гордиться этой пощечиной, и дети должны гордиться тем, что директор их школы способен дать пощечину мерзавцу. Это ведь вещь обсуждаемая – раньше были мужчины, которые вызывали на дуэль, чтобы защитить честь. В советский период были мужчины, которые стрелялись, потому что понимали, что дальше так жить нельзя. А теперь не вызывают на дуэль, не стреляются, теперь судятся. Это не по-мужски.

– Вы – романтик, Александр Евгеньевич .

– Уж какой есть, меняться не собираюсь.

– Что к этому добавишь...

– Что надо жить. Я верю, что есть высший судия, который все видит. И как он решит, ни они не знают – те, кто сегодня против меня, – ни я. А он все правильно решит.

Светлана СИМАКОВА

Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Четыре месяца тому назад челябинцы узнали, что одного из самых известных на Урале и в России школьных директоров – Александра Попова – заподозрили в посредничестве при даче взятки. В защиту директора школы учениками, родителями, коллегами, российскими писателями было написано множество писем. Но письма остались без внимания. Мало того, бывший физрук 31-го лицея на днях вдруг вспомнил о давней обиде и захотел привлечь Александра Попова к уголовной ответственности. Что это – намеренная травля человека, не желающего быть послушным? Долгое время Александр Евгеньевич отказывался комментировать ситуацию, но сегодня согласился ответить на наши вопросы.

История о пощечине

– Александр Евгеньевич, дело о взятке закрыто или следствие продолжается?

– Я так понимаю, что относительно директора лицея №93 дело в сентябре будет закрыто, а по мне дано совершенно противоположное указание. Кроме того, возбуждают новое дело по 166 статье Уголовного кодекса (нанесение побоев) за пощечину учителю физкультуры Пузыреву.

– Дело о посредничестве в даче взятки вы считаете срежиссированным?

– Этого парня год ко мне подсылали. Ему сейчас предложили дать показания с применением детектора лжи, но он отказался. Значит, боится, что обнаружится заказ, что он был заслан специально. Меня ловят, прослушивают – это точно. И много неприятных вещей из-за этого происходит.

– Почему, на ваш взгляд, именно сейчас бывший учитель физкультуры вспомнил о пощечине, ведь история давняя, ей уже более двух лет?

– История началась еще раньше – около четырех лет назад. Мне начали жаловаться родители и учителя, что Пузырев позволяет себе хамство на уроках физкультуры, завуч написала докладную. Мы создали комиссию, побывали на его уроках, и я предложил ему уволиться. После этого меня сразу же вызвал начальник городского управления образования Александр Кузнецов (теперь он министр образования области) и сказал, что увольнять Пузырева нельзя, потому что Пузырев дружит с начальником городской милиции, с заместителем мэра Челябинска... Пять раз по этому поводу меня вызывали в управление. В конце концов я сказал: если вы выбираете не меня, а учителя физкультуры, я напишу заявление об отставке. В ответ было сказано: пишите. Но тогда ко мне приехал Олег Николаевич Грачев и попросил остаться на директорском посту. Я остался, потому что уважаю этого человека.

Спустя год Пузырев подрался с молодым тренером по бодибилдингу прямо в школе. До большой драки, правда, не дошло, но Пузырев прибежал ко мне в кабинет и кричал, что его убивают, а я ничего не предпринимаю... Зная скандальность Пузырева, я молодого учителя по бодибилдингу увез на такси домой. Тут же мне позвонили из школы и рассказали, что она полна полиции – два участковых, четыре омоновца, четыре пэпээсника. Что они ищут человека, который избивал Пузырева. На следующий день в школу вновь пришла полиция, стали допрашивать детей – пятиклассников, учителей. Это продолжалось неделю. Школа превратилась в полицейский участок. И никто не мог заступиться за школу. Тогда мне было нужно что-то предпринять, ведь я директор школы.

– Вы решили вызвать учителя физкультуры на дуэль?

– Я сделал это на педагогическом совете. А чтобы он не смог отказаться, при всех учителях дал ему пощечину. Но на дуэль он не явился, струсил, хотя меня моложе и у него разряд мастера спорта, а я не спортсмен. По этому поводу тоже приезжала полиция, меня допрашивали. И я объяснял, что российские поэты всегда вызывали мерзавцев на дуэль. Я тоже вызвал мерзавца на дуэль после пощечины.

– И было принято решение убрать Пузырева из школы?

– Об этом говорили в управлении и министерстве образования, но я не верил, что его уберут, а потому объявил сухую голодовку. Тогда из управления образования приехали в школу переговорщики и предложили: «Если прекратите голодовку, мы Пузырева из школы уберем». И убрали в тот же день, как я прекратил голодовку. Это было два с половиной года назад.

Кроме школы нет ничего!

– Почему, на ваш взгляд, эта история только сейчас трансформировалась в судебное разбирательство?

– Думаю, работая по делу о взятке, все убедились, что у меня кроме школы нет ничего! Квартиру мне дал отец, разменяв свою. Гаража у меня нет, джипа нет, накоплений тоже нет. Я не вор по определению. Все, что я делаю, я делаю только для школы. В этом они убедились. Поэтому надо было найти что-то еще, чтобы меня убрать из 31-го лицея. Знаю, что министру образования дано указание: решить этот вопрос до 1 сентября. Поэтому сегодня я вновь предлагаю обмен: снимайте с меня подписку о невыезде, я уеду из этого города. И школу отдам. Нужна? Забирайте.

– То есть дело не в дуэли и не во взятках? Просто директор 31 лицея оказался крепким неуправляемым орешком?

– Безусловно. Всех разозлила прошлогодняя история с национальностью «математика». Хотя, многие, по-моему, даже не поняли сути дела. Кто-то воспринял это как выпендреж директора Александра Попова. Но это и есть педагогика: у детей есть только одна национальность – дети! Вот вам еще одна такая история: в Чебаркуле директорам школ пришла другая разнарядка – сообщить имена девочек, которые занимаются проституцией на федеральной трассе М-5. И только одна директор школы сказала: «Здесь нет проституток, в школе есть только дети»! И сегодня я понимаю, что система намерена меня сломать. В этом году ученики нашей школы получили золото по физике, серебро по информатике на международных олимпиадах, множество российских наград. Никто не поздравил – ни министерство образования, ни городская администрация. Меня «благодарят» только полицейские. Поэтому я не хочу больше жить в этом городе. Отдаю школу и город в обмен на свободу.

– Думаете, уже есть претенденты на директорское кресло в 31-м лицее?

– Думаю, есть. На место директора 11-го лицея Анатолия Гостева сколько было народу?! Его – единственного народного учителя в городе, создавшего шикарный лицей, – обидели страшным образом: сменили замок на двери его кабинета, охранники не пускали в школу! Вот так отблагодарили за то, что он отдал образованию всю жизнь. И сегодня делают вид, что 11 школа по-прежнему на высоте, но учителя-то из нее уходят. Но побед-то стало меньше. Если в нашей школе сегодня 19 призеров и победителей российских олимпиад, то в 11-м лицее – всего пять. А раньше 11-й чуть-чуть отставал от 31-го.

– Ваше решение уехать говорит о том, что вы устали бороться?

– А как бороться?! Мне в понедельник школу сдавать, а вчера из ОБЭП прислали в школу 10 человек и они «трясли» рабочих, которые ведут ремонт. Сегодня один из руководителей строительной фирмы испугался, потому что его на допрос вызывали... Все делается для того, чтобы я в понедельник не сдал школу. Не хочу так жить. Директор школы должен заниматься учебным процессом, а меня все время вынуждают заниматься чем-то другим – пять месяцев я занимаюсь общением с полицейскими. Не хочу больше сутяжничать, это уже надоело.

– Все это время вы не находили никакой поддержки в министерстве образования?

– А зачем это министерству? Ему удобнее, если все школы будут одинаково серыми. Сломали Анатолия Гостева и что, 11-ая школа после этого выросла?! Сейчас сломают нашу. И все школы в конце концов будут одинаковыми. Школам дали возможность развиваться в 90-е годы. Именно тогда в Челябинске появились 22 хороших учебных заведения – лицеи и гимназии. Это своеобразный подвиг директоров школ. В то время более 100 школ стали никудышными, а 22 – замечательными. Но сейчас их доламывают.

Всегда свободен

– Но у вас же есть опыт директорства в условиях жестких рамок, вам же пришлось быть директором школы и в советское время?

– Я коммунистам был чужой, еще когда учителем математики работал, они меня считали врагом и во всем подозревали. Я, конечно, подшучивал над ними много и, наверное, они сильно меня ненавидели. Однажды, например, дал на время выборов портрет Ленина, который висел в директорском кабинете, чтобы его повесили в зале для голосования. Дал и забыл, а мне его не вернули. И вскоре на меня в райком партии анонимку написали, что я убрал со стены портрет Ленина. Меня вызвали, конечно же. Я не коммунист и не был никогда в КПСС, но меня стали воспитывать. А потом эти коммунисты, которые меня учили, как жить, позорно сдавали свои партбилеты. Честно говорю, мне было стыдно за них, а им – нет.

И сегодня меня зачисляют в стан врагов, потому что всегда живу свободно, все время сам по себе. А меня все время хотят сделать несвободным. Поэтому, еще раз повторю, я готов уехать в любую глушь, чтобы очутиться на свободе. Не хочу жить рабом в этом городе. Нельзя быть рабом ни при каких обстоятельствах. Поэтому все меняю на свободу.

– То есть вы готовы уйти из школы до начала сентября?

– Я согласен на обмен: мне дают свободу, я покидаю город. Мне не по пути с этим городом.

– Александр Евгеньевич, разве сердце не будет за школу болеть?

– Мне 64 года, хватит уже. Я достаточно долго заслонял ее своей широкой спиной. Кроме того, за эти пять месяцев я стал больным человеком, а больной человек не должен школой руководить. Я, конечно, за счастье посчитал бы умереть в рабочем кабинете. Еще у поэта Анненского, который был директором Петербургской гимназии, было желание умереть от сердечного недуга. Он говорил, что любая другая смерть позорна, кроме смерти от сердечного заболевания, и что директор школы должен умирать от сердца. Но это же как бог даст.

– Но ведь за вами целый коллектив учителей, вами же собранный.

– Есть среди коллег друзья, которые меня поддерживают. Но в большинстве своем, учителя – не бойцы. Я искренне считаю, что среди учителей очень мало бойцов. Их вообще в России мало, откуда же они возьмутся среди учителей? Я ко всему подхожу по гамбургскому счету: когда в 90-е годы в школах не получали зарплату по несколько месяцев и я объявил голодовку, пригласил коллег присоединяться, никто из учителей к моей голодовке не присоединился. И два с половиной года назад, когда возникла ситуация с Пузыревым, приглашал присоединиться, дать подлецу пощечину. Никто не поддержал. Учителя даже обвиняли меня, что это не та форма, что директор школы так не должен поступать. Считаю, что у меня есть моральное право расстаться с учителями.

– Но вы же помните ситуацию в первой школе, когда родители вышли на улицу, чтобы поддержать директора школы Дамира Тимерханова. И победили!

– И я был в числе тех, кто его поддерживал, ведь он – мой бывший ученик. Есть такие родители, которые меня поддерживают, но я не знаю, сколько их. Не обольщаюсь, и за всех отвечать не готов. Знаете, я ничего не знаю о взрослых, я многое знаю о детях. И во взрослые игры играть не люблю, всю жизнь играю в детские игры, с детского сада.

На меня смотрят дети!

– Создается такое впечатление, что сегодня при желании можно на любого директора школы завести дело, потому что бюджетных ассигнований явно недостаточно, чтобы школа имела все необходимое?

– Не надо далеко ходить: на днях министр образования области с гордостью объявил, что учебниками все школы обеспечены. На учебники дали 200 тысяч рублей. Если у меня 512 учеников, то это меньше 400 рублей на каждого. Можно за 400 рублей при сегодняшних ценах на учебники купить полный комплект? Нет. Но министр говорит: учебниками все обеспечены, требуйте с директоров. То же самое можно сказать относительно ремонта в школе. В этом году надо было отправить ученика на международную олимпиаду в Австралию, он там должен быть уже 2 июля, но только 4 июля пришел приказ министра образования – оплатить поездку. А оплатили ее в августе. Где мне было деньги брать? И так все время. 36 учеников нашей школы участвовали нынче в российских олимпиадах и нужно было решать, на какие деньги их отправлять. Министерство делает красивую мину при плохой игре, а директор школы всегда и во всем виноват.

– Помните, как у Григория Горина в «Бароне Мюнхгаузене»: «Карл, стань обыкновенным человеком»! Вы могли бы стать обычным хозяйственником, самым обычным директором школы?

– Есть среди директоров хозяйственники, финансисты, воспитатели, а я – учитель. Я же не спонтанно дал пощечину мерзавцу, я неделю думал об этом. Я всегда думаю, как буду выглядеть в глазах учеников. Я не оглядываюсь на учителей и родителей, мне детей надо воспитывать. И эта пощечина была элементом воспитания детей моей школы. И голодовка, которую я объявлял, – тоже. Поэтому сейчас, когда говорят, что мне в суде предложат идти с Пузыревым на мировую, что нужно заключить мировую и все закончится нормально, я понимаю, что не могу так поступить. Ведь на меня смотрят дети! Я должен гордиться этой пощечиной, и дети должны гордиться тем, что директор их школы способен дать пощечину мерзавцу. Это ведь вещь обсуждаемая – раньше были мужчины, которые вызывали на дуэль, чтобы защитить честь. В советский период были мужчины, которые стрелялись, потому что понимали, что дальше так жить нельзя. А теперь не вызывают на дуэль, не стреляются, теперь судятся. Это не по-мужски.

– Вы – романтик, Александр Евгеньевич.

– Уж какой есть, меняться не собираюсь.

– Что к этому добавишь...

– Что надо жить. Я верю, что есть высший судия, который все видит. И как он решит, ни они не знают – те, кто сегодня против меня, – ни я. А он все правильно решит.

Светлана Симакова
http://chelyabinsk.ru/text/visitor/689410.html?first#comments/c689410/page/2


22.09.2014 10:07:25 А тем временем, 31-ый лицей под руководством Попова вновь попал в число лучших 25 школ России, и соответственно, в число ТОП-500. В августе ученик лицея принес России золото на м/н олимпиаде по физике. И его же еще и преследуют?(((


21.09.2014 18:04:44 Сколько можно доставать заслуженного учителя, воспитавшего немало международных призеров математических олимпиад и, между прочим, пожилого человека?! Вот нашли, к кому цепляться!..


19.09.2014 19:25:21 Попова на днях оправдали - дело о взятке с треском развалилось. Но районные власти на этом не успокоились - отправили дело на областную апелляцию. Будто им только и забот, что преследовать бессребреников! Зла не хватает...


15.01.2014 12:52:26 Сегодня быть директором школы (что уж говорить о лицее с международным уровнем!) и суметь управиться со всем хозяйством без привлечения нужных средств не совсем законными методами просто невозможно! Директоров поставили в такое положение, что если хочешь хоть в чем-то добиться успехов, нужно реально нарушить один-два пункта законодательства...


19.12.2013 10:15:11 У нас и без того очень мало школ с физматом на международном уровне, их надо беречь и не мешать работать. Вот недавно ученики Попова привезли 4-ю (!) золотую медаль с международной олимпиады - гордимся вами!


08.12.2013 16:32:13 Поскольку Попов мелькает на сайтах и в сетях, значит, работает школа в прежнем составе и во глав со своим директором. И слава богу! Есть надежда, что не совсем еще дошло до ручки наше образование, чтобы расправляться с такими директорами. С другой стороны, нужно было бы уволить того чина из РОНО, который прикрывал безобразия физрука.


15.10.2013 12:48:54 Так чем закончилась и закончилась ли эта история? Есть ли какая-нибудь информация?


24.09.2013 19:48:40 Кузнецовой. А это полезно не только для учительских, но и для коллективов вообще. Небольшие встряски) полезны, потому что убирают застой, заставляют четче вырабатывать свои позиции - личные и коллективные, заставляют яснее ощутить чувство общности.

Директор физико-матема-тичес-кого лицея №31 Александр Попов, один из авторитетнейших педагогов Челябинской области, увольняется. Новость продолжают обсуждать в Челябинске даже те, кто не имеет отношения к системе среднего образования.

Необычный директор

Александр Попов - не просто заслуженный учитель России, руководитель ведущего физико-матема-тического лицея Челябинска, где он проработал в общей сложности 23 года (более 20 - директором). Он создал учебное заведение, которое стало Меккой молодых талантов. С 1997 года лицеисты завоевали 12 медалей на Всемирных олимпиадах по математике, физике, естественным наукам. Многие выпускники без проблем поступали в ведущие технические вузы столицы, получали высокооплачиваемую работу за границей.

Ученик Попова, учитель физики 31-го лицея Иван Иоголевич стал лучшим учителем России 2005 года.

Уговорный процесс

Что же заставило такого человека написать заявление об уходе? В Челябинске говорят всякое. Говорят, например, "зашкалили" эмоции.

Мне уже приходилось слышать такие комментарии,- говорит Александр Евгеньевич. - Дескать, я и учитель физкультуры просто не сошлись характерами. Но это же ерунда! Смотрите (Попов кладет на стол бумаги): это заявление учеников о том, что он не присутствует на уроках, необоснованно выставляет оценки. Вот заявление родителей, которые опасаются, что дети, предоставленные сами себе, могут получить травмы. А есть еще анализ урока физкультуры методистом, где зафиксированы недостатки преподавания. Когда это все сошлось в "одной точке", я вызвал преподавателя и предложил ему уволиться по собственному желанию…

А на следующий день меня пригласил на беседу начальник городского управления образования Александр Кузнецов. Александр Игоревич стал меня уговаривать не увольнять учителя, поскольку он дает уроки тенниса каким-то большим начальникам. Все это прекрасно, но я-то здесь при чем? Почему я должен менять свое мнение, если все факты, имеющиеся в моем распоряжении, говорят о том, что уроки физкультуры проводились непрофессионально?

По словам Попова, на уговоры в администрацию по этому поводу он ходил шесть раз.

Но я не тот человек, - говорит Александр Евгеньевич, - которого можно так просто сломать. Я 20 лет работал директором, и никто мной так не командовал: не указывал, кого брать на работу, а кого увольнять. Поэтому для себя я твердо решил - ухожу! Заявление Кузнецовым уже подписано.

Нечастный случай

Попов уверен: то, что произошло с ним, - не частный случай.

Я общаюсь с другими директорами и слышу: одного заменили, другого порекомендовали,- говорит Попов. - Подобные кадровые перестановки в нашей системе образования - обычное дело. Рекомендации сами по себе - это, может, и неплохое дело. Но если, скажем, директор хорошо работает, то нельзя его заменять только потому, что кому-то из чиновников захотелось пристроить родственника. Или, скажем, выигрывает учебное заведение грант в несколько миллионов. Старого директора снимают и ставят нового - "своего". Из того же ряда - история с учителем физкультуры. Проблема в том, что, поступая так, мы забываем про профессионализм. А его нехватка - главная проблема не только образования, но и всех сфер деятельности в нашей стране.

На начальника городского управления образования Попов по большому счету не в обиде:

Кузнецов - приятный, открытый человек. Просто у него, похоже, слишком много начальников.

Дело - сторона

На вопрос, на чьей он, начальник городского управления образования, стороне, Кузнецов ответил:

Да ни на чьей! Да, действительно, у Попова были претензии к учителю, но он должен быть их формализовать в законном порядке. Этого сделано не было. Я стою на стороне закона - вот и все.

По предположению Кузнецова, причиной громкого ухода директора лицея могла стать усталость, какой-то внутренний дискомфорт. Они-то, по-видимому, и не позволили Попову адекватно действовать в самой обычной, по мнению начальника управления образования, ситуации.

У каждого директора подобных случаев - "вагон и маленькая тележка", - говорит начальник управления. - И все они так или иначе разрешимы. Александр Евгеньевич, склонный к экстраординарным поступкам, решил красиво уйти. Я долго уговаривал его остаться в нашей системе образования. Но нельзя же это делать бесконечно…

И впрямь это, наверное, бесперспективное дело - уговаривать человека остаться в системе, которая преспокойно перешагивает через тебя, несмотря на твои очевиднейшие заслуги.

Примерно так оценивают истинную причину конфликта родители учащихся 31-го лицея. Вот что, по их мнению, необходимо предпринять, чтобы избежать таких конфликтов в будущем и защитить лицей от кадровой деградации. "У администрации лицея, у родителей учеников ограничены возможности защиты интересов лицея и лицеистов,- говорится в письме родителей губернатору Петру Сумину, - в связи с тем, что лицей имеет прямое подчинение городской администрации, практически отсутствуют инструменты решения спорных образовательных, хозяйственных и кадровых вопросов между администрацией города и лицем. Мы уверены в том, что решение этой проблемы имеет значение не только для нашего лицея, но и для всей системы образования региона. Просим вас организовать рассмотрение вопроса определения особого статуса нашего и подобных учреждений".

Что будет завтра

Без дела Попов не останется. Он намерен работать в частной сфере. За его уроки родители готовы платить немалые деньги. Можно зарабатывать в полтора-два раза больше, чем в лицее, и при этом не тащить на себе ни административный, ни хозяйственный груз. Единственное, что для Попова пока не ясно, как быть с привычкой, выработавшейся почти за четверть века.

Каждый день я пешком ходил по знакомой мне улице на работу, - говорит Александр Евгеньевич, - знал, что меня там ждут ученики, учителя. И вот теперь, выходит, ничего этого не надо. Что делать с этой привычкой, как жить дальше?

Мы договорились, что Александр Попов доработает до 8 июля и передаст свои полномочия Ивану Иоголевичу, - говорит Александр Кузнецов.

Именно своему ученику и заместителю по науке Ивану Иоголевичу хотел бы передать лицей и сам Попов. К тому же он надеется, что на ученика "не будут так давить, поскольку он - депутат Законодательного собрания".

Выходит, все нормально? Нормально - жизнь продолжается! Но скажите - почему так грустно?

Как попасть в формат

Дневник Александра Евгеньевича Попова, директора одного из лучших в России физ-мат. лицеев, челябинского 31-го, чтение уникальное. Перед нами – размышления и раздумья человека, который заведомо больше Системы, но судьбой и своим выбором обречен в ней работать. Сейчас, когда Попова преследуют уже "на государственном уровне" (в апреле 2013 на него завели уголовное дело, пытаясь уличить в "пособничестве в получении взятки"), переиздание этого дневника особенно актуально. В нем – весь Попов, и человек, и учитель, и писатель. Весь – с его прямотой и страстностью, с его азартом и беззащитностью, с готовностью стоять до конца и жаждой бежать из "взрослого мира". Попов не мыслит себя "взрослым". Взрослое для него значит – неживое, застывшее. Потому-то скучно и тоскливо ему от лицезрения нашего, с позволения сказать, "образования", потому так бежит он чиновников всех мастей и рангов, потому всю свою "директорскую" жизнь чувствует себя на кресте: и уйти нельзя (ну как ему покинуть этот "праздник, который всегда с тобой", этих детей и это звучащее детскими голосами школьное царство), и остаться – смерти подобно… По сути, перед нами не просто дневник, перед нами – мартиролог.

Александр Евгеньевич Попов
Дневник директора школы

Иллюстрации к книге – Андрей Разгильдяев

Учитель – имя божье

Лирик, как известно, может быть физиком. Или математиком. Или биологом. Он не может быть только директором школы. Потому что директору школы нынче не до лирики. Тем более, не до смеха. Как в песне: другое время, другие дела.

Дневник, как известно, ведут ученики. Или писатели. Или просто люди. Опять же, физики-лирики. Дневник не ведет только директор школы. Ибо а) не по статусу; б) некогда; в) в настоящем дневнике должны быть каждодневные оценки самому себе, а директор это дело перерос. Он оценки другим ставит – с того края массивного стола. И лицо при этом умное делает.

Читатель! Перед тобой уникальная книга. Такой книги в России больше нет, потому что нет в России больше такого директора школы. Его зовут Александр Попов, и живет он в Челябинске. Я его знаю лично. Зуб даю.

Попов не делает умного лица. Этим и дорог. Он смеется и плачет одновременно, клоунадит и тоскует. Читая его дневник, с непривычки может показаться, что и юродствует. Но у нас в России юродствовали всегда от боли. А у Попова боль одна: школа, вокруг которой сжимает кольцо "ад действительности".

Социумом это назвать язык не поворачивается – всё гораздо глобальнее. Почитаете, сами узнаете, как живется, оказывается, директору среднего учебного заведения. Но Попов не берет пафосно-трагических аккордов – насвистывает на бесшабашной дуде, шутит, "блажит и куролесит". Хотя не паясничает и, что самое главное, не впадает в цинизм, ибо для истинного педагога сие смерти подобно. При этом мы ощущаем, что в своем шутовстве какой-то самой глубинной частью сердца автор остается серьезен, даже трагичен.

Так, наверное, и надо выживать в современном мире – мудро, грустно смеясь и играя с непроходимой тупостью чинуш и ревизоров, экономных экономистов, образин от образования. Ага! Чувствуете? Мы уже готовы впасть в озорной, лаконичный стиль Попова, в ересь его беглых каламбуров. Почему так легко поддаемся? Кто-то сказал, что этим и определяется настоящая личность, истинный талант: ты сам не замечаешь, как начинаешь говорить его голосом, улыбаться его улыбкой, бежать его походкой.

Чего недостает сегодня нашему образованию? Деньги не в счет. Ума? Мудрости? Сердца? Легких? Всё это пока есть, а нет – той же личности. Индивидуальности. Учителя, который не учит, а заражает и увлекает.

´ Которому подражать охота с раскрытым ртом. Ловить каждое его слово, каждый парадокс, каждый экспромт, в каждом поступке открывать притчу, в каждой улыбке постигать мировую печаль. Где ж таких взять-то? Попов – баламут на всю Россию один, а другие забыли, что Учитель – имя Божье, а не аудиопридаток к учебнику. "Безликие школы" – как это хорошо и печально автором сказано. В иных бывают и панели европейские, и фонтанчики с дистиллированной водой, и лестницы мраморные, и компьютеры чуть ли не в туалетах, и табличка при входе сусальным золотом горит – а лица нет. Потому что лицо не там. В кабинете у Попова из всех атрибутов современного директорского кабинета только жалюзи. Остальное всё человеческое: блюдо с карамельками, потрепанный магнитофон, толстые литжурналы.

Что это за директор? Училок разыгрывает, на совещаниях хулиганит, снег с крыши школы сам зимой сбрасывает, на хозпостройке в школьном дворе пишет "Я тебя люблю", а в тетрадке – стихи. Недаром кто-то из высокопоставленных героев "Дневника" на вопрос "как дела?" отвечает: "Всё нормально, если бы не этот Попов". Еще бы! Попов неудобный.

Даже читать его как-то неловко, потому что вдруг как бы прикасаешься к оголенному проводку правды – вся гламурная штукатурка отпадает. И понимаешь бескомпромиссно и ясно: вот таким, только таким, должен быть настоящий учитель (так и просится машинально-горькое "к сожалению").

Попову увлекательного романа писать не надо – он из тех, кто в роман саму жизнь превращает. Его лицей – своеобразный "инкубатор" гениальных детей, чьи физико-математические заслуги и победы на всемирных олимпиадах всей стране известны. Но воспитывают в этой школе не столько формулами, сколько творческой провокацией. Учат мыслить парадоксально и дерзко. И первую руку приложил к этому наш автор.

"От настоящего стиха оставь лишь строку – дыхание поэзии не прекратится. Так и со школой. Что только с нами не вытворяют. Мы есть и будем!"

Потому что школа – не здание с окошками, выпученными в окружающий мир. Школа – это учитель. Школу можно обанкротить, сломать, надругаться над самой ее идеей (Беслан), взорвать, в конце концов. А настоящий учитель, коли уцелеет, придет на развалины, засвистит на своей мудрой дудочке, сбегутся отовсюду детки и сядут кругом. И это будет школа. Дудочки и улыбки достаточно, а "остальное – это душа".

Попов придумал свою школу – во всех значениях этого слова. И мы желаем всем его начинаниям только терпения. А дневникам – долгих продолжений. А читателям их – задумчивой правдивости перед собой.

…Директор школы не может быть лириком!

Но, слава народному образованию, у нас еще лирик может оставаться директором школы. Единичный, немыслимый случай, ошибка какая-то, но этой чудесной ошибки нас пока не лишили.

Попов, дневник на стол!

Эпопея с гонениями легендарного педагога , похоже, закончилась. Центральный районный суд в действиях Попова состава преступления не нашел. И даже больше того! Судья Валентина Гвердовская упрекнула прокуратуру в "многочисленных нарушениях при расследовании". Но, главное, судья считает, что следствие не доказало - брал ли Попов деньги для себя, или для нужд школы. Наверное, наши читатели помнят запись, снятую скрытой камерой в кабинете директора. Там Попов говорит взяткодателю, что на эти деньги он отправит ученика на математическую олимпиаду. У людей, даже мало знающих педагога, в этом не может возникнуть никаких сомнений: живет в скромной "двушке", ходит всегда в одном и том же пиджаке. Но, вернемся к сегодняшнему суду.

У стороны обвинения есть право на обжалование, - говорит адвокат Александра Попова Евгений Курбалов. - Внутренне мы готовы к тому, что это еще не конец и, может быть, придется продолжить тяжбу.

В организации «Штаб 31», созданной в поддержку руководителя лицея, не скрывают восторга по поводу решения суда.

Захар Прилепин, писатель: "Александр Евгеньевич Попов – замечательный педагог"


Оправдательный приговор - фантастическая развязка! Мы, честно сказать, думали, что Александр Евгеньевич получит два года условно и его отсранят от работы. Но вместе с тем, мы готовы были к продолжению борьбы, - говорит Лана Литвер, участница «Штаба 31». - На 90 процентов - это победа замечательных адвокатов - Натальи Поляковой и Евгения Курбалова. Они проделали титаническую работу, разобрав по косточкам каждый шаг оперативников, и нашли кучу нарушений. Суд согласился с тем, что передача так называемой «взятки» - провокация. Сказалось и то, что "политическая" ситуация сейчас другая. Видимо, уже нет задачи уничтожать Попова.


Надеюсь, прокуратура не станет обжаловать решение суда, и это окончательная победа, - продолжает Лана Литвер. - Я только что созванивалась с Поповым, он очень взволнован. Александр Евгеньевич пережил колоссальный стресс для пожилого человека. Тяжба длилась 500 дней и он не мог дождаться, пока все закончится. Попов испытывает определенные проблемы со здоровьем, но, думаю, он поправится на работе. Потому что лицей - его жизнь, и его спасение.


Напомним, что Попова задержали 11 апреля 2013 года . Некий гражданин предложил 150 тысяч рублей, чтобы устроить ребенка в гимназию №93, которой руководит Галина Щербакова . А Попов согласился выступить посредником при передачи благотворительного взноса в фонд школы. Именно так он расценивал эти деньги. 25 тысяч взяткодатель передал директору в благодарность за посредничество.


Но с Щербаковой после расследования обвинения сняли. Она даже не притронулась к деньгам. И у следствия не было никаких доказательств того, что она хотела взять взятку. А Попова отправили в суд по двойной статье: «мошенничество» и «покушение на пособничество». Фото Марии Шраменко с сайта Chelyabinsk.ru

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА Директора школы Александра Попова не посадят! Похоже, это уже немалое достижение Сразу скажу - если бы я был образовательным начальником, я тоже не был бы в восторге, если б в моем подчинении оказался директор школы вроде Александра Евгеньевича Попова. От него одного беспокойства больше, чем от сотни других, покладистых руководителей. Ты им - распоряжение. А они на вытяжку: «Позвольте исполнять?» А Попов ведь нет - он же вопросы все время задает: «А зачем?» «А кому это надо?» И самый противный: «Денег дадите?» То ему детишек на олимпиаду отвезти надо, то поощрить лучших, то преподавателя какого-то выдающегося на открытый урок привезти. А еще чего удумал: литературные фестивали проводить! И где? В физико-математическом лицее! КСТАТИ «Директором школы работать - большого ума не надо» Несколько лет назад «Комсомолка» первая опубликовала отрывки из уникального дневника-исповеди челябинского педагога Александра Попова. Книга на тот момент еще даже не появилась в печати, а когда вышла, стала бестселлером для преподавателей. Что же такого пишет провинциальный педагог? Правду (читайте далее)