Мораль и религии. Специфика моральных норм

Урок 79-80

Обществознание 11, профильный уровень

Мораль и нравственность

Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),

источник (с.326-327)

© А.И. Колмаков


  • Дать представление о духовном мире личности;
  • Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
  • Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.

  • нравственная культура;
  • мораль;
  • нравственность;
  • этика;
  • добро и зло;
  • долг;
  • совесть;
  • честь и достоинство личности;
  • моральный идеал;
  • этические категории;
  • моральное сопротивление

Изучение нового материала

  • Нравственные ориентиры личности.
  • Нравственная культура

Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?


Этика

Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.

В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.

Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант

Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?

Притча:

Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?


МОРАЛЬ

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Связана со всеми сферами общественной жизни

Форма общественного сознания

Явление культурно-историческое, классовое

Предмет изучения этики

МОРАЛЬ

оценочный

аспект

Познавательный

аспект

регулятивный

аспект

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.


Не лги

Не укради

Не убий

Смысл жизни

Свобода

Счастье …

Доброжелательность

Справедливость

Мудрость

Нормы

поведения

Моральные

качества

Высшие

моральные

ценности

Моральные

требования и

представления

Нравственные

принципы

Морально-

психологические

механизмы

Долг

Совесть

Коллективизм / индивидуализм

Эгоизм / альтруизм


РОЛЬ МОРАЛИ

Один вариант

Регулирует

поведение

человека во

всех сферах

общественной

жизни

Обеспечивает

единство и

согласованность

взаимодействия

людей при

различных

обстоятельствах

Является

жизненным

ориентиром для

человека,

стремящегося к

самосовершен-ствованию

Формирует

нравственный

облик

личности,

нравственное

сознание

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.

Управляющая поступками человека

Регулятивная

Утверждение человеческого в человеке

Другой вариант

Ценностно-

ориентационная

Координационная

Функции

морали

Единство и согласованность действий людей

Мотивационная

Конститутивная

Формирование нравственного облика личности

Безнравственность недопустима


Функции морали

  • оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!

Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании

моральные убеждения

как принятые

личностью моральные принципы

Примени к проявлениям своего поведения!


Нравственность

принципы реального практического поведения людей,

специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

Мир сущего

Мир должного

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,

определяющих

отношения людей

в социуме, их

обязанности друг

перед другом и перед

обществом


Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

долг

достоинство

совесть

счастье

честь

моральный идеал

Моральный выбор


Долг

  • совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
  • на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
  • требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Совесть

  • способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
  • манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .

Честь и достоинство

  • Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.

Счастье

  • Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.

Моральный идеал

Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности


Нравственная культура личности:

- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;

- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.

  • Общая культура
  • Социальные интересы
  • Цели жизни и деятельности
  • Степень нравственных переживаний, сопереживания
  • Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности

Этапы формирования нравственной культуры личности

Определите, на кокой стадии находитесь Вы!


Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):

  • Низкая общая культура людей;
  • Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
  • Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
  • Паралич эмпатии;
  • Социальная мимикрия.

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

  • люби людей – и ближних, и дальних;
  • твори добро, не видя в том заслуги;
  • люби мир в себе, а не себя в мире.
  • будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
  • учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
  • чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  • будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
  • будь совестлив: вся мораль в совести;
  • чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!

В. С. Высоцкий.

«Баллада о времени»

Время эти понятия не стёрло.

Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


Контрольные вопросы

  • В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
  • Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
  • Чем мораль отличается от нравственности?
  • Какие вопросы решает этика?
  • Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
  • Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Источники

1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;

7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress

8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136

Общие сведенья
Мораль
(от лат. moralis - нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этика.

Мораль:

  • проявляется через систему норм, правил и оценок. Таких, как правила этикета и т.п.
  • представления о том, что такое добро и зло в поступках людей и человеческом обществе.
  • Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения
  • совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и ос­нованных на общественном мнении
  • Сфера общественного сознания, в которой концентрируются представления о должном поведении
  • Форма общественного сознания, выполняющая функции:

а) регулятора общественных отношений

б) регулятора отношений между людьми

Помогите пожалуйста по обществознанию

Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

(Адаптировано по Б. Свешникову.)

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.

4. Как вы понимаете фразу: «Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений»? Используя содержание текста, дайте два объяснения.

5. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) мнение автора о том, что мораль проявляется в отдельных личностях.

6. На уроке школьники обсуждали проблему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и другие социальные нормы делают человека более свободным, чем отсутствие каких-либо норм. Объясните вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.К морали относят также и психологические аспекты - эмоции, переживания и т. п.

Рис. 1. Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик, философ, оратор. Ввёл понятие морали ().

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

Натуралистический подход - мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

Теологический подход - мораль дарована человеку Богом;

Социологический подход - мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические ин-тересы людей;

Культурологический подход - мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные нормы и принципы возникают в определенных жизненных условиях в рамках различных групп общества, а затем могут распространяться на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами поведения. Нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия.

Рис. 2. Пример морали криминальной части общества, где групповая мораль особого типа, вступает в конфликт с общественной моралью ().

Моральные требования и представления:

1. нормы поведения (рис. 3)

Рис. 3. «Не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д. ().

2. моральные качества (рис. 4)

Рис. 4. Доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д. ().

3. нравственные принципы (рис. 5)

Рис. 5. Коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д. ().

4. морально-психологические механизмы (рис. 6)

Рис. 6. Долг, совесть ()

5. высшие моральные ценности (рис. 7)

Рис. 7. Смысл жизни; свобода; счастье и т. д. ()

Важнейшие функции морали в обществе:

Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов - жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Хотя большинство моральных норм - это неписаные заповеди и требования, многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных организаций, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях.

Стоит также указать, на единство и взаимодействие права и морали .

1. И нормы права, и нормы морали - разновидность социальных норм.

2. Нормы права и нормы морали имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения.

3. Нормы права и нормы морали определяют границы должных и возможных поступков членов общества.

4. Нормы права и нормы морали решают одну задачу - упорядочить общественную жизнь.

5. Мораль осуждает все правонарушения и особенно преступления.

6. Мораль составляет основу права. Право иногда определяют как «юридически оформленную нравственность».

7. Фактические обстоятельства многих юридических дел оцениваются через нравственные критерии, например унижение чести и достоинства, понятий цинизма, низменных побуждений и др.

Это говорит о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут быть основанием юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов является в некоторых случаях основанием для наступления правовых последствий (санкций).

8. Государство оказывает влияние на формирование морали. Такое влияние оказывается и через право, и политику, и идеологию - всю систему отношений в обществе и государстве.

Также имеются и отличия между правом и моралью:

По процессу формирования:

Нормы права исходят от государства, им же отменяются, дополняются либо изменяются.

Моральные установки создаются всем обществом в процессе взаимного общения людей.

По форме закрепления:

- Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах (законах, указах, постановлениях).

Нормы морали, в большинстве случаев, не имеют четких форм выражения, а возникают и существуют в сознании людей.

По характеру регулятивного воздействия:

Нормы права регулируют отношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого.

Мораль подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, долга и т. д. Моральные нормы воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п.

По способу обеспечения:

Право обеспечивается государством через аппарат принуждения, который контролирует соблюдение правовых норм и наказывает их нарушителей (применяет юридические санкции).

Мораль опирается на силу общественного мнения. Само общество (его часть) решает, как воздействовать на не соблюдающих моральные запреты. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций.

По сферам действия:

Право регулирует не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, управление, правосудие).

Сфера морали шире правовой. Моральные нормы оценивают практически все виды и формы взаимоотношений между людьми, как, например, любовь, дружба, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т. д.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. - М.: 2008. - 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. - М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. - М: «Русское слово», 2011.
  4. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 510 с.
  1. Интернет-портал Abccba.ru ().
  2. Интернет-портал Guseinov.ru ().
  3. Интернет-портал Psylist.net ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 30 учебника Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., и дайте ответы на вопросы 1-6 на с. 314.
  2. Используя учебник Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова, дайте определение таким понятиям, как гедонизм, добро и зло, долг, мораль, нравственность, поступок.
  3. Выполните задания учебника Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А. 1-4 на с. 314-315.
  4. Прочитайте источник, учебник Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А., и ответьте на вопросы на с. 315-316.