Удаление царапин с отсканированных фотографий. Ретушь старых фотографий в Corel PaintShop Photo Pro

Мы преднамеренно не будем использовать инструменты быстрого восстановления изображения, специальные плагины и т.п. вещи. Потому что для понимания сути и основ восстановления фото надо все проделать «вручную».


Версия Photoshop: Photoshop 7 и выше;

Время работы: примерно 4-5 часов;


Фото с которым будем работать:

1. Открываем фото, требующее реставрации, в программе. Получаем слой «Background » (Задний план) и дублируем его.

Двойной клик мышкой по названию полученного дубликата и переименовываем его в «Restoration » (Реставрация). Задний план (первый слой) можно пока спрятать, он понадобиться позже.


2. Добавляем новый корректирующий (Слои - Новый корректирующий слой - Уровни). Устанавливаем параметры как на скрине (черный ставим на 7 и белый на 243 ).

3. Выбираем инструмент (Инструмент «Пипетка» / Клавиша «I») и размер изымаемого образца ставим 5 х 5 рх.

4. Начинаем ретушировать белые пятна и царапины. Берем мягкую круглую кисть примерно в 21 рх и с нажимом 0 , ставим способ смешения кисти на (Затемнение). И начинаем заполнять пустоты (трещины) на фото.

В этом шаге сложно давать точные указания как и что делать. Вы должны сами определить, что будет лучше для того или иного фото. Общий принцип работы состоит в следующем: набираем пипеткой образец от самого края трещины (в режиме кисти нажимаем и удерживаем + или alt - временное переключение на пипетку, кликаем в нужное место, отпускаем - снова кисть с заданным образцом) и далее этим образцом заполняем пустоты фото. Работать лучше на увеличенном изображении, т.к. чем точнее будет взят образец, тем аккуратнее потом будет выглядеть фото. Обладатели планшета могут выставить в настройках кисти зависимость непрозрачности от нажима пера, а при работе мышкой можно выставить непрозрачность кисти в 50% и постепенно заполнять пустоты. Такой способ работы поможет максимально сгладить границы между областями закраски и оригинальным фото.


После выполнения этого шага фото выглядит уже более приличным.

5. Высветляем темные пятна. Процесс работы аналогичен 4 шагу , только режим смешивания для кисти ставим на Lighten (Замена светлым).


По окончании это шага, еще раз смотрим на все фото в целом: и корректируем недостатки незамеченные в начале. Фото теперь должно выглядеть примерно так:

6. Исправление фона.
Сейчас фон на фотографии выглядит грязным. Переходы между тонами на фоне надо смягчить и сделать их естественными. Над слоем «Restoration » (Реставрация) создаем новый слой и называем его «Вackground corrections » (Коррекция фона).


Теперь, используя мягкую круглую кисть в 400 -500 рх в режиме Normal 50 -80% , начинаем выравнивать тона фона. Технология как в 4 и 5 шагах (кисть-пипетка-кисть). Ошибки можно исправить ластиком с такими же настройками. Не торопитесь, добейтесь результата, который действительно вас устроит.

7. Ретушируем лицо.
Лицо обрабатывается при сильном увеличении кистью примерно в 25 рх в режиме Normal (Нормальный) и с непрозрачностью 70% . Технология процесса та же.


Чтобы не потерять анатомические детали, можно воспользоваться другим фото в аналогичном ракурсе, проложив по основным линиям направляющие. Поскольку Дженни Линд была известным человеком. то найти такое фото не составило труда. Если такого фото нет, то надо быть очень аккуратным при реставрации, чтобы не убрать ничего нужного.


В данном случае поскольку на исходной фотографии основные черты лица сохранились очень плохо, глаза, нос и губы были взяты с подобранного фото в аналогичном ракурсе. На аналоге маской закрыты лишние части и откорректированы яркость и контраст под общую картинку.


После коррекции эти два слоя можно объединить и продолжить работу со всем изображением.


8. Добавляем шум.

Фотографии на бумажном носителе имеют неприятное свойство с течением времени тускнеть, выцветать, покрываться мелкими трещинами и царапинами. В общем, терять свой первоначальный вид. Практически у каждого человека в доме хранятся старые черно-белые фотографии из семейного архива, поврежденные временем. Однако они дороги сердцу и их жалко выкидывать. Сегодня существует способ восстановления не только испорченных цветных фотографий, но и очень старых черно-белых фотоизображений. Для этого применяются инструменты Adobe Photoshop – мощной программы для работы с фотографиями. В этой статье мы расскажем, как восстановить испорченные временем или поврежденные фотоизображения.

Для восстановления фотографий на бумажном носителе Вам понадобится компьютер с соответствующим программным обеспечением и сканер для сканирования изображений. На самом деле методов восстановления фотографий с помощью разнообразных инструментов Adobe Photoshop насчитывается множество. Главная задача состоит в том, чтобы понять, что необходимо исправить в фотоснимке и подобрать для решения конкретной задачи подходящий инструмент.

К наиболее часто используемым инструментам Adobe Photoshop, применяемых для восстановления фотографий, можно отнести Clone Stamp Tool, Healing Brush Tool и Patch Tool. Хотя способов восстановления фотографий действительно много, мы предлагаем Вам наиболее распространенную и простую последовательность действий для реставрации изображения:

1. Сканирование фотографий

Первый этап является одним из наиболее важных. Чтобы восстановить поврежденную или испорченную фотографию на бумажном носителе, необходимо сначала ее качественно отсканировать. Перед сканированием не забудьте стереть с фотографии отпечатки пальцев и застарелую пыль. При сканировании следует руководствоваться следующими правилами. Во-первых, в настройках сканера нужно установить самое высокое разрешение – как минимум 300 – 600 dpi. Меньшее разрешение не позволит Вам отпечатать восстановленную фотографию. Во-вторых, сканировать черно-белые фотографии необходимо в «цветном» режиме (RGB), а не в черно-белом, поскольку цветной режим дает возможность сохранить больше деталей. При сканировании в режиме «оттенки серого» результат может получиться менее качественным и с большим количеством шумов.

В-третьих, те фотоизображения, которые имеют достаточно большое количество мелких царапин и трещин, рекомендуется сканировать по нескольку раз (два или четыре раза, изменяя и поворачивая бумажный носитель в сканере). Тем самым, Вы получите два или четыре скана одной фотографии, что позволит, регулируя непрозрачность слоев в Adobe Photoshop, избавиться от значительного количества лишнего «мусора».

Если же Вы ставите себе цель устранить на фотографии тиснение или крупное художественное зерно, то снимок лучше не сканировать, а сфотографировать цифровым аппаратом под равномерно рассеянным светом. Либо опять-таки воспользоваться многократным сканированием, чтобы уменьшить зернистость снимка. В принципе, в Adobe Photoshop, как показывает практика, Вы можете работать даже с плохо отсканированными фотографиями и получать неплохие результаты при восстановлении. Однако выполнение вышеупомянутых правил все же крайне желательно.

2. Анализ изображения и кадрирование

В процессе сканирования и перевода фотографии с поврежденного бумажного носителя в цифровой вид проявляется очень много мелких трещинок, царапин и пылинок, которые порой совершенно не видны на оригинальном снимке. Это и понятно, ведь сканер увеличивает фотографию при сканировании. После сканирования важно проанализировать изображение на предмет того, нужно ли убирать пыль, какие участки фотографии требуют восстановления, а какие могут послужить в качестве доноров для утраченных областей.

Одним словом, стоит сразу оценить степень повреждений, которые Вам придется устранять. Далее осуществляем кадрирование снимка в соответствии с законами композиции. Потертые углы фотографии можно убрать, если они не содержат какой-либо ценной информации и не вредят общему композиционному решению.

3. Цветокоррекция

Наконец, Вы начинаете работу с Adobe Photoshop. И первая задача – цветовая коррекция фотоизображения, ведь в большинстве случаев старые черно-белые фотографии уже не могут похвастаться хорошей контрастностью и широким динамическим диапазоном. Для этого достаточно использовать сочетание клавиш Ctrl+L, чтобы вызвать диалоговое меню Levels (уровни). Сначала можно воспользоваться кнопкой Auto (Авто) и посмотреть на готовый результат коррекции цвета. Чаще всего алгоритм Auto Levels подводит при работе со старыми изображениями, и результат получается далеко не таким, каким его хочется видеть. Поэтому, вероятно, придется корректировать тон вручную.

Работая с уровнями (Levels).ползунки белой и черной точки нужно будет передвинуть к тем точкам изображения, где гистограмма отображает начало областей с темными и светлыми пикселями. Чтобы увеличить контрастность и цветовую насыщенность фотографии, также потребуется задействовать меню Match Color. Здесь можно увеличить интенсивность цвета посредством бегунка Color Intensity, при этом необходимо будет установить флажок Neutralize, чтобы нейтрализовать появляющиеся полутона.

4. Удаление царапин и пыли

Следующий этап восстановления фотографии – удаление разнообразных царапин и пыли. Для удаления пыли используется фильтр Dust&Scratches с последующим наложением маски слоя и восстановлением неповрежденных пылью участков. Помните, что пыль всегда сильнее видна в тенях и, соответственно, там ее намного проще будет удалять автоматически. Удаляя пыль, работайте на приближении 100 процентов, чтобы впоследствии получить чистую, восстановленную фотографию, при печати которой не появятся какие-либо царапины и пылинки, оставшиеся Вами незамеченными.

Для устранения трещин Вам уже понадобится перейти в режим Lab Color, где можно исправлять изображение и по рельефу, и по цвету. Трещины и царапины убираются с фотографии при помощи инструмента Clone Stamp Tool. Также для этой цели можно воспользоваться Healing Brush Tool. При работе с этими инструментами будьте особенно внимательны, убирая царапины и трещины с лиц на фотографии.

Волосы, одежда и некоторые другие детали являются зачастую единственными участками на старой фотографии, которые можно назвать четкими и детальными. Поэтому при работе с ними также следует соблюдать предельную аккуратность. В случае необходимости можно дополнительно убрать на фотографии мешки под глазами, морщины и другие недостатки все теми же инструментами Clone Stamp Tool и Healing Brush Tool.

5. Восстановление недостающих участков

Некоторые участки старой фотографии могут быть настолько повреждены, что их придется восстанавливать, используя другие, аналогичные области на снимке. Для восстановления недостающих или испорченных участков нужно воспользоваться инструментом Clone Stamp Tool. Здесь требуется только выбрать на фотографии участок, с которого можно скопировать часть пикселей и, таким образом, восстановить с их помощью испорченную область. Указатель курсора ставится на этот участок, после чего нужно щелкнуть левой кнопкой мыши, нажав на клавишу Alt. Далее вам необходимо переместить указатель курсора на испорченный участок фотографии и вновь щелкнуть левой кнопкой мыши. Возможно, придется создавать новый слой для коррекции каждой крупной детали фотоизображения.

Для того, чтобы закрыть крупные повреждения, лучше применить инструмент Patch Tool, предусматривающий создание своеобразной заплатки, которой Вы сможете накрыть испорченный фрагмент изображения. Для восстановления симметричных деталей лица пользуйтесь функцией Flip Horizontal из группы Transform, чтобы отобразить скопированный фрагмент зеркально по горизонтали. Затем командой Warp трансформируйте фрагмент, чтобы он дополнил фотографию. Правда, тут нужно учитывать, что лицо человека очень редко бывает симметричным, вследствие чего восстановленное таким способом лицо может выглядеть нереалистично. Так что, вероятно, придется выполнять дополнительную коррекцию и растушёвку восстановленного фрагмента.

6. Мелкие исправления, улучшение четкости и общая коррекция фотографии

На последнем этапе Вы занимаетесь устранением мелких недостатков и улучшением общего вида фотоизображения. В частности, если на фотографии имеются затененные области, то их можно будет убрать посредством опции Shadow/Highlight. Для коррекции темных и светлых областей необходимо правильно подбирать настройки, чтобы не потерять в детализации снимка и не «убить» контраст. Чтобы достичь действительно качественного результата, рекомендуется использовать кривые (Curves), с помощью которых можно будет дополнительно проработать темные и светлые участки фотоизображения.

Для улучшения четкости фотографии воспользуйтесь инструментом Unsharp Mask. Не стоит слишком зацикливаться на устранении шумов при восстановлении фотографий. Во-первых, устранение шумов – задача довольно сложная и зачастую желаемого результата без ухудшения качества изображения Вы не достигнете. А во-вторых, зерно на старых фотографиях смотрится вполне эффектно, добавляя изображению своеобразный дух времени. Напоследок, можно попробовать сделать фото более интересным и красочным, дополнительно скорректировав контраст и цветовую насыщенность снимка посредством опции Hue/Saturation, которая вызывается сочетанием клавиш Ctrl+U.

Сегодня услугу по реставрации старых, испорченных временем фотографий предлагают многие фотосалоны. Однако Вы можете сэкономить свои деньги, восстановив фотоизображения самостоятельно. У Вас в архиве имеются старые, выцветшие фотографии? Тогда воспользуйтесь инструментами Adobe Photoshop по описанной выше схеме и полученный результат Вас приятно удивит.

В этом уроке, на примере фотографии (примерно середины 19в.) шведской оперной певицы Дженни Линд, мы научимся убирать трещины, царапины и пятна так, чтобы получить результат нового фото.

Мы преднамеренно не будем использовать инструменты быстрого восстановления изображения, специальные плагины и т.п. вещи. Потому что для понимания сути и основ восстановления фото надо все проделать «вручную».

Шаг 1.

Открываем фото, требующее реставрации, в программе. Получаем слой «Background» (Задний план) и дублируем его.

Шаг 2.

Двойной клик мышкой по названию полученного дубликата и переименовываем его в «Restoration» (Реставрация). Задний план (первый слой) можно пока спрятать, он понадобиться позже.


Шаг 3.

Добавляем новый корректирующий Layer - New Adjustment Layer - Levels (Слои - Новый корректирующий слой - Уровни) . Устанавливаем параметры как на скрине (черный ставим на 7 и белый на 243).

Шаг 4.

Выбираем инструмент Eyedropper Tool (Инструмент «Пипетка» / Клавиша «I») и размер изымаемого образца ставим 5 х 5 рх.

Шаг 5.

Начинаем ретушировать белые пятна и царапины. Берем мягкую круглую кисть примерно в 21 рх и с нажимом 0, ставим способ смешения кисти на Darken (Затемнение) . И начинаем заполнять пустоты (трещины) на фото.

Шаг 6.

На данном этапе сложно давать точные указания как и что делать. Вы должны сами определить, что будет лучше для того или иного фото. Общий принцип работы состоит в следующем: набираем пипеткой образец от самого края трещины (в режиме кисти нажимаем и удерживаем + или alt - временное переключение на пипетку, кликаем в нужное место, отпускаем - снова кисть с заданным образцом) и далее этим образцом заполняем пустоты фото. Работать лучше на увеличенном изображении, т.к. чем точнее будет взят образец, тем аккуратнее потом будет выглядеть фото. Обладатели планшета могут выставить в настройках кисти зависимость непрозрачности от нажима пера, а при работе мышкой можно выставить непрозрачность кисти в 50% и постепенно заполнять пустоты. Такой способ работы поможет максимально сгладить границы между областями закраски и оригинальным фото.


Шаг 7.

И вот наше фото выглядит уже более приличным.

Шаг 8.

Высветляем темные пятна. Процесс работы аналогичен 4 шагу, только режим смешивания для кисти ставим на Lighten (Замена светлым).


Шаг 9.

Еще раз смотрим на все фото в целом: и корректируем недостатки незамеченные в начале. Фото теперь должно выглядеть примерно так:

Шаг 10.

Сейчас фон на фотографии выглядит грязным. Переходы между тонами на фоне надо смягчить и сделать их естественными. Над слоем «Restoration» (Реставрация) создаем новый слой и называем его «Вackground corrections» (Коррекция фона).


Шаг 11.

Теперь, используя мягкую круглую кисть в 400-500 рх в режиме Normal (Нормальный) и с непрозрачностью 50-80%, начинаем выравнивать тона фона. Технология как предыдущих щагах - кисть-пипетка-кисть. Ошибки можно исправить ластиком с такими же настройками. Не торопитесь, добейтесь результата, который действительно вас устроит.

Шаг 12.

Лицо обрабатывается при сильном увеличении кистью примерно в 25 рх в режиме Normal(Нормальный) и с непрозрачностью 70% . Технология процесса та же.


Шаг 13.

Чтобы не потерять анатомические детали, можно воспользоваться другим фото в аналогичном ракурсе, проложив по основным линиям направляющие. Поскольку Дженни Линд была известным человеком. то найти такое фото не составило труда. Если такого фото нет, то надо быть очень аккуратным при реставрации, чтобы не убрать ничего нужного.


Шаг 14.

В данном случае поскольку на исходной фотографии основные черты лица сохранились очень плохо, глаза, нос и губы были взяты с подобранного фото в аналогичном ракурсе. На аналоге маской закрыты лишние части и откорректированы яркость и контраст под общую картинку.


Шаг 15.

После коррекции эти два слоя можно объединить и продолжить работу со всем изображением.

Ретушь старых фотографий в Corel PaintShop Photo Pro

Софья Скрылина, преподаватель учебного центра «Арт», г. Санкт-Петербург

Растровый редактор PaintShop Photo Pro фирмы Corel имеет богатый инструментарий для ретуширования старых фотографий. В данной статье мы рассмотрим инструменты, используемые для реставрации старых снимков, и разберем несколько примеров ретуши.

Удаление царапин

Для автоматического удаления царапин применяется диалоговое окно, вызываемое с помощью команды Настройка -> Добавить/удалить шум -> Автоматическое удаление небольших царапин . В нем необходимо указать цвет царапин, интенсивность действия фильтра и пределы местной контрастности (рис. 1).

Как правило, с мелкими царапинами этот фильтр хорошо справляется, но иногда за царапины принимаются участки изображения. В этом случае необходимо применить фильтр к копии слоя и наложить на слой маску, защитив требуемые участки черным цветом.

Для полуавтоматического удаления царапин можно использовать инструмент Удаление царапин , который находится в одной группе с клонирующей кистью. На панели свойств необходимо установить размер инструмента, а затем провести мышью вдоль царапины, заключив ее в рамку (рис. 2). Края рамки служат образцами для восстановления. Если царапина проходит через контрастные участки, то лучше применить инструмент несколько раз, изменяя небольшие части царапины.

Для удаления царапин вручную используется инструмент Кисть клонирования . Перед началом клонирования необходимо определить образец правой кнопкой мыши. В результате появится крестик, указывающий на место, откуда будет браться образец (рис. 3).

Для удаления темных царапин следует устанавливать режим смешения Осветление , чтобы темные тона сделать светлее, а для светлых царапин лучше применить режим Затемнение . Если вы хотите просто наложить на царапину часть изображения, используйте режим Норма . Лучшего результата также помогает достичь уменьшение непрозрачности инструмента.

Удаление пятен и обесцвечивание фотографии

Старые снимки, создаваемые профессиональными фотографами прошлого века, тонировались в какой-нибудь цвет. Поэтому перед тем, как приступить к ретуши, следует избавиться от оттенка, превратив снимок в черно-белое изображение. Обесцвечивание и удаление пятен на изображении производится в диалоговом окне, которое вызывается командой Эффекты -> Фотоэффекты -> Черно-белая пленка . Как правило, изменять исходные настройки не приходится (рис. 4).

Но в случаях, когда пятно располагается на белом или светлом фоне фотографии, используемые по умолчанию настройки лишь обесцветят и преобразуют пятно в оттенки серого цвета. Поэтому для его осветления необходимо сместить точку на цветовом круге. Например, для удаления желтых пятен необходимо сместить точку так, чтобы задать для красного цвета значение 100%, а для зеленого и синего — 0%.

Удаление шума

Для удаления шума могут быть использованы команды Удаление шума в один шаг и Цифровое подавление шума из меню Настройка . Также в подменю Настройка -> Добавить/удалить шум содержится достаточно большое число команд, выбор каждой из которых зависит от конкретного случая. Например, на рис. 5 приведено диалоговое окно Сглаживание с сохранением краев из этой группы меню. Степени сглаживания, равной 4, в данном случае оказалось вполне достаточно для удаления посторонних пикселов на лице ребенка.

Рис. 5. Диалоговое окно Сглаживание с сохранением краев

Восстановление утраченных фрагментов

Восстановление утраченных фрагментов, пожалуй, самый трудный этап ретуши, потому что заведомо неизвестно, что должно быть изображено на удаленном фрагменте. Поэтому приходится дорисовывать части изображения, включив собственную фантазию и воображение. Какие же инструменты ретуши помогут восстановить части снимка?

Для восстановления больших фрагментов можно «залатать» их фрагментами, взятыми с других частей фотографии, а затем склеить созданные слои в один командой Слои -> Слить -> Слить с нижним . Для «затирки» границ, получаемых при копировании фрагментов, нужно использовать инструменты Кисть клонирования , Смягчение и Размазывание (рис. 6).

Тонирование черно-белой фотографии

После ретуши черно-белой фотографии ее можно тонировать в цвет, который был использован в исходном снимке. Для этого применяется диалоговое окно, вызываемое командой Настройка -> Оттенок и насыщенность -> . В данном окне необходимо установить флажок Окрашивание , изменить положение ползунка Отт . для задания цвета окрашивания и сместить ползунок Насыщенность для задания интенсивности цвета (рис. 7).

Теперь рассмотрим использование инструментов ретуши на конкретных примерах.

Рис. 7. Диалоговое окно Оттенок/Насыщенность/Осветление

Пример ретуши черно-белой фотографии

На рис. 8 приведена фотография, которая имеет зеленоватый оттенок.

Для обесцвечивания снимка применим команду Эффекты -> Фотоэффекты -> Черно-белая пленка с настройками, заданными по умолчанию (рис. 9).

Рис. 9. Результат действия фильтра Черно-белая пленка

Для удаления царапин подойдут инструменты Удаление царапин и Кисть клонирования (рис. 10).

Теперь немного размоем фотографию, чтобы удалить шум, возникший при сканировании. Для этого достаточно в диалоговом окне Сглаживание с сохранением краев установить степень сглаживания 5.

Еще хотелось бы затемнить очень светлые участки, не влияя на средние и темные тона, чтобы проявить обложку книги и удалить блик на лице девочки. Для этого в диалоговом окне Блики/Промежуточные тона/Тени введем отрицательное значение в поле Блик . Окно открывается одноименной командой в подменю Настройка -> Яркость и контрастность . Для общего осветления изображения и повышения контрастности в окне Уровни , которое находится в этом же подменю, сместим серый ползунок влево, а черный — к основанию графика гистограммы. В ходе тоновой коррекции могут проявиться какие-нибудь царапины, удалим их кистью клонирования (рис. 11).

И в завершение можно тонировать фотографию, например окрасить ее в цвет сепии. Для этого можно воспользоваться командой Эффекты -> Фотоэффекты -> Тонирование сепией со степенью состаривания 30. Возможно, понадобится немного повысить контрастность изображения. Результат ретуши приведен на рис. 12.

Пример ретуши цветной фотографии

Как правило, цветные фотографии, снятые в советское время, обязательно имеют цветовой сдвиг. Поэтому при реставрации цветной фотографии, помимо удаления царапин и шума, необходимо проводить цветовую коррекцию.

На рис. 13 приведена цветная фотография c явным преобладанием красного цвета. Из-за того, что платье и банты девочки тоже красного цвета, этого можно не заметить. Посмотрите на снимок внимательнее: белая клетка на платье девочки имеет розовый оттенок; фон должен быть синего или голубого цвета, а он явно с примесью красного. Поэтому в ходе цветовой коррекции необходимо удалить избыток красного цвета, добавив голубого.

Начнем с удаления царапин. Пропустим фотографию через фильтр Сглаживание с сохранением краев со значением 3. Потом затрем царапины инструментами Удаление царапин и Кисть клонирования (рис. 14).

Теперь приступим к коррекции цветового сдвига. Нам необходимо убрать избыток красного цвета. Это можно сделать увеличением содержания зеленого и синего цветов или уменьшением красного. По причине того, что модель изображения RGB является аддитивной, уменьшение красного цвета приведет к затемнению изображения, а добавление зеленого и синего — к его осветлению.

Один из инструментов цветокоррекции, позволяющий влиять на цветовые каналы, — диалоговое окно Уровни , которое вызывается одноименной командой из меню Настройка -> Яркость и контрастность . В красном канале сместим черный ползунок вправо, чтобы уменьшить содержание красного цвета. В зеленом и синем каналах сместим белый ползунок влево, чтобы увеличить содержание соответствующих цветов (рис. 15).

В завершение коррекции можно немного повысить насыщенность изображения в диалоговом окне Оттенок/Насыщенность/Осветление . Необходимо отключить флажок Окрашивание и увеличить значение параметра Насыщенность . Если цвет каких-то фрагментов фотографии вас не устраивает, их можно подкрасить инструментом Кисть рисования в режиме смешения Цвет . На самом последнем этапе ретуши можно провести повторное удаление шума, который возникает при цветовой коррекции снимка. Конечный результат приведен на рис. 16.

Как видите, с помощью графического редактора Corel PaintShop Pro вы сможете вернуть к жизни ваши любимые фотографии из детства или снимки, созданные задолго до вашего рождения. 

Предлагаю очень быстрый и простой способ избавиться от пыли на темном предмете и заодно высветлить и выбелить фон. Он не настолько аккуратен, как полноценная техническая ретушь, но дает неплохие результаты. В конце мастер-класса приложен видеоролик с демонстрацией процесса. Шаги подробно расписаны.

Способ можно применять и для других темных предметов, например, устранить кошачьи волосы и пыль на темной кофте. Я старалась расписать все шаги так, чтобы способ могли применять и те люди, которые никогда не пользовались Фотошопом, но на всякий случай ставлю среднюю сложность.

На некоторых фотографиях можно заметить, что у меня включена подсветка клавиатурных сочетаний во время работы.

Я использую операционную систему MacOS, так что клавиши отображаются именно для нее. Если вы используете Windows, все будет точно так же, только вместо клавиши Cmd будет применяться клавиша Ctrl. Все сочетания указаны в двух вариантах, причем для Windows в скобках. Например Cmd+0 (Ctrl+0), означает, что одновременно нужно зажать Cmd (Ctrl) и клавишу «0».

Если на экране горит символ ⌘, значит, у меня нажата клавиша Cmd (Ctrl).

- Backspace

- Alt.

Давайте начнем!

1. Итак, у нас есть вот такая фотография. И мы видим на ней множество пыли.

Давайте посмотрим на объектив ближе:

Мы видим на объективе огромное количество пыли. Предположим, что возможности переснять у нас нет. Значит, нужно исправлять все с помощью Photoshop.

2. Создадим новый корректирующий слой кривых. «Слой - новый корректирующий слой - кривые».

3. Выберем белую пипетку, как на фото. Сейчас мы приведем наше изображение к полному визуальному контрасту с помощью установки черной и белой точки пипетками. Что такое черная и белая точки? Черная точка - самая темная нейтральная сюжетно значимая точка изображения, белая - самая светлая нейтральная сюжетно значимая точка, не являющаяся бликом или источником света. Почему я говорю о сюжетной значимости - к примеру, фон для нас не играет никакой роли, хотя он светлее, чем камера. Давайте посмотрим на процесс подробнее. Выберем белую пипетку:

4. И, зажав клавишу Alt, начинаем тянуть светлый треугольник в правой нижней части кривой влево. Начинают проявляться отдельные детали - сначала самые светлые, потом те, которые чуть темнее самых светлых и так далее. Мы ждем появления белой (это очень важно!) детали на сюжетно значимом объекте. В данном случае, на камере.

5. Мы видим, что вокруг камеры все стало белым, а на самой камере появилась белая деталь - изображение на кнопке.

Приблизим изображение и с зажатым Alt (это не обязательно, кнопку можно и отпустить, но в таком случае пропадет визуализация) щелкнем по белой точке.

Что это нам дает? Данная точка становится нейтральной (белой без оттенка) и становится самой яркой точкой в данном изображении (на камере). Все, что было ярче, чем эта эмблема на кнопке, уходит в пересвет. Поскольку белый фон был ярче, он становится высвеченным.

6. По тому же принципу найдем черную точку, только теперь тянем треугольник вправо и выбираем черную пипетку. Нам нужна та черная деталь на сюжетно значимом объекте, которая проявится первой.

В качестве черной точки я выбрала зону теней на камере и щелкнул по ней черной пипеткой. Данная точка стала темной и нейтральной.

Что нам это дало? Камера стала полноконтрастной. Темные зоны стали темными, светлые светлыми. Проявился больший объем, фон ушел в пересвет.

7. Зафиксируем результат на новом слое с помощью очень длинного и хитрого клавиатурного сочетания. Нажмите Alt+Shift+Cmd+E (Alt+Shift+Ctrl+E). Данная команда объединит слои и поместит результат на верхний слой.

8. Все предыдущие шаги были направлены на приведение изображения к полному контрасту. Теперь начнем избавляться от пыли. Если изображение не требует постановки черной и белой точек и само по себе выглядит неплохо, предыдущие шаги можно опустить и начать отсюда.

Вызовем фильтр «Пыль и царапины». «Фильтр - шум - пыль и царапины».

В данном фильтре у нас есть две настройки - радиус и изогелия. Радиус регулирует силу размытия, изогелия - перепад тоновых уровней, при которых размытие происходит. Начните с малых значений и подберите для своей фото такие значения, при которых пропадет пыль. Размытие обычно не требуется очень большое, а воздействие на пыль регулируется значением изогелии.

Подберем параметры и нажмем ОК. Результат работы фильтра.

В таком виде, конечно, фото оставлять нельзя. Пропали нужные детали, объектив размыт и нерезок. Добавим к слою черную маску, нажав на иконку создания маски с зажатым Alt.

9. Возьмем белую кисть из панели инструментов слева, поставим курсор на маску, как на приведенном скриншоте и белой кистью прямо на изображении проявим результат работы фильтра там, где нам нужно убрать пыль (рисуйте белым цветом кистью по пыли). В том случае, если мы проявили что-то лишнее и пропала важная деталь, воздействие можно убрать черной кистью (белый/черный цвет переключаются клавишей X).

Получим следующий результат:

Уже лучше, но все равно видны следы воздействия.

Чтобы их убрать, воспользуемся полезным параметром фотошопа - режимом наложения. Поскольку пыль светлая и замазывая пыль, мы фактически ее затемняем, то, если бы мы могли взять только затемняющее воздействие в области пыли, устранив другое, то мы бы получили более аккуратный результат.

Переключим верхний слой в режим «Затемнение» (наведем курсор на слово «Обычный», нажмем и выберем «Затемнение»).

Получим следующий результат:

Уже смотрится более аккуратно, не правда ли? Пыль исчезла.

10. Дальнейшие действия уже делаю исключительно потому, что мне хотелось добиться более аккуратной картинки.

Соберем слои в группу, для этого выделив все наши слои, кроме фона (у меня на картинке слоя 3, так как я зафиксировал результат на новом слое, нажав Alt+Shift+Cmd+E (Alt+Shift+Ctrl+E), что делать не обязательно) и нажав Cmd+G (Ctrl+G). Выделить одновременно несколько слоев можно, нажимая на них с зажатой клавишей Cmd (Ctrl). Выделенный слой подсвечен.

11. Накинем на группу маску, нажав на иконку маски внизу справа. Здесь нам нужна белая маска, поэтому Alt при создании маски не нажимаем.

И черной кистью скроем воздействией коррекции там, где оно нам кажется избыточным.

12. Мне не понравилось, что после всех коррекций изменился цвет объектива - он стал красноватым. Чтобы вернуть исходный цвет, я сделаю копию фона, поставив курсор на фон и нажав комбинацию клавиш Cmd+J (Ctrl+J). Эту копию перетащим наверх, просто нажав мышкой и потащив.

12. От копии фона нам нужен только цвет, поэтому переставим верхний слой в режим «цветность».

Готово! Осталось только экспортировать фото для интернета. Выберем команду Файл - Экспортировать - Сохранить для Web.

13. Задайте размер и качество изображений. Размер зависит от того, где вы собираетесь фото размещать. Я выбрала размер 1500 по большей стороне, меньшая сама изменила размер с сохранением пропорций. Обязательно ставьте галочку «Преобразовать в Srgb» в том случае, если фото пойдет в интернет. Иначе при публикации на некоторых ресурсах фото может изменить цвет непредсказуемым образом.

Видео:

Вся процедура занимает 2-3 минуты. Удачной работы!

Сообщить модератору