Создание лучших черно-белых фотографий - основные советы и примеры. Съёмка черно-белых фотографий на цифровую камеру Запись к черно белой фотографии

Сегодня хочу начать серию статей о черно-белой фотографии, о том, как научиться грамотно делать монохромные снимки, какие для этого есть технологии, что надо учитывать и на что обращать внимание, чтобы оттачивать мастерство, и в целом, поговорим о философии самого изображения, лишенного информации о цвете. Сейчас я хочу вам раскрыть основные постулаты, опираясь на которые, каждый профессиональный фотограф пытается выразить себя посредством черно-белых фотокарточек.

Я уже пытался ответить на вопрос в предшествующей статье: . Но не перестаю удивляться тому, какое ошеломляющее воздействие производят на меня классические Ч/Б снимки, и, полагаю, в этом я не одинок.
Черно-белая фотография является одним из самых интересных и вдохновляющих направлений в сфере фотоискусства. Монохромное изображение положило начало всей индустрии фотодела: с развитием технологий усовершенствовались камеры и способы получения фотокарточек. Француз Луи Жак Дагер в далеком 1839 г. получил первое устойчивое фотоизображение и назвал, в последствии, такие картинки даггеротипами. В том же девятнадцатом веке Джеймс Максвелл предложил миру способ получения цветной фотографии. В тридцатые годы прошлого столетия компания Kodak стала производить первые цветные фотоматериалы. Рынок развивался стремительными темпами, количество фотолюбителей увеличивалось, процессы фотосъемки упрощались и на излете XX в. люди шагнули в цифровую эпоху.

Как научиться снимать черно-белые фотографии: секреты профессионалов.

Видеть мир в Ч/Б.

Большинство общих советов о том, как скомпоновать или структурировать хороший кадр, применяются точно также и к черно-белой фотографии. Однако, основное заметное отличие состоит в том, что Вы не должны обращать внимание на цвет. Это означает, что Вы обязаны обучать себя смотреть на формы, тоны и текстуры, смотреть глазами, которые способны видеть только в Ч/Б.
Мастера черно-белой фотографии могут легко представлять мир без цвета. Благодаря своему опыту съемки монохромных изображений , они натренировали свою голову умением мгновенно визуально оценивать пространство, чтобы представить его без цветовой насыщенности. Представить каким получиться снимок еще до того как щелкнет затвор камеры. Но такой навык нельзя обрести в короткий срок. Я не могу сказать, что овладел данным умением, и как робот переключаю режимы, но постоянно тренирую свой мозг на восприятие окружающей действительности в черно-белом формате. Только практика и постоянные усилия – вот верный механизм тренировки.

Сосредоточьтесь на контрасте.

Человеческий глаз создан таким образом, чтобы анализировать две вещи: интенсивность света и цвет. Если Вы удаляете цвет, Ваши глаза становятся более чувствительными к интенсивности света. Мы естественно выбираем области контраста, т.е. воспринимаем реальность и предметы (их габариты, очертания) посредством сравнения областей яркостей, когда одна вещь более или менее темная, чем другая. Как фотограф, создающий картины в черно-белом пространстве, вы просто обязаны знать больше о контрасте, видеть его, чувствовать его. И с его же помощью раскрыть перед зрителем суть своих снимков, их замысел, отразить важные детали. Всегда ищите сцены/сюжеты, которые изобилуют знаками высокого контраста, и тогда ваши черно-белые фотографии будут неотразимыми априори.
Если изначально ваши кадры не производят должного впечатления, то использование методов обработки в Photoshop’е таких как, манипуляции с уровнями, с кривыми и т.д., позволят превратить снимки в контрастные фотографии. Иными словами, не ставьте крест на первый взгляд на маловыразительных изображениях, поскольку современные технологии позволяют качественно улучшить исходные кадры.

Сосредоточьтесь на текстуре.

Текстура – во многом форма контраста. Если подумать, то текстура — это образец теней и выделений с различной интенсивностью. Цвет обычно вносит в текстуру свои изменения (по восприятию человеческим глазом), так сказать накладывает свой отпечаток, словно фильтр, за которым она проявляет себя иначе. Различные оттенки могут маскировать тонкие, малозаметные текстуры, либо усиливать их. В черно-белых же фотографиях она несет новую информацию. Поэтому ищите области с интересной текстурой, которая возможно скрыта под масками ярких красок. Она часто выполняет роль направляющих линий, служит хорошим фоном для обозначения главного художественного объекта. Вы замечали, как Ч/Б фотокарточки, на которых присутствуют сараи, деревянные заборы или старинные вещи, неотразимы(?). Всё потому, что объекты полны текстурой, следами пережитОго, древности.
Садясь за компьютер для инвертирования изображений в монохром, Вы можете «вытягивать»/проявлять текстуру из почти гладких, без шероховатостей поверхностей. В фотографиях в цифровом виде синий и красный обычно содержат больше шума чем зеленый цвет, таким образом, прибегнув к инструментам как микшер каналов и черно-белые уровни корректировок в Photoshop’е, Вы действительно подчеркнете/усилите текстуры.

Фотографируйте в цветном формате.

Данный пункт, прежде всего, нацелен на фотографов, использующих в своем арсенале цифровые камеры (к примеру, DSLR). Если Ваш аппарат предоставляет возможность переключения в настройках Меню на режим фотострельбы в черно-белом варианте, то постарайтесь никогда его не использовать. На самом деле, применив эту функцию, камера, фиксируя кадр, в действительности получает информацию о цвете, а затем преобразовывает снимок в черно-белый, включая заложенный в процессор алгоритм. Но тогда Вы будете обладателем на своей флеш-карте файла, который безвозвратно потерял огромную часть информации о цвете, т.е. «похудел». Недаром, снимки сделанные в ч.-б. и в цвете одного и того же пространства, по весу будут различны, а точнее, монохромное изображение из-за потери данных о цветовом окружении станет «легче» на сотни килобайт. Таким образом, включив режим на фотоаппарате «черно-белой фотосъемки », Вы ограничиваете свои возможности в постобработке кадров.
Однако моя категоричность в данном вопросе может сыграть с вами злую шутку. И Вы, восприняв дельный совет, неукоснительно будете ему следовать. Но функция камеры для получения ч.-б. фото весьма полезна. Объясню почему. Если Вы хотите использовать такой режим для того, чтобы предварительно просмотреть/увидеть, как выглядит сцена без цвета, то это вполне оправдано. Это поможет Вам идентифицировать насколько хороши черно-белые снимки, которые задумали запечатлеть! Но обязательно переключите назад и снимайте в цвете, а потом уже дома доработаете сюжет.

Снимайте в RAW.

Я знаю, что много читателей блога не имеют возможности просто потому, что в их камере отсутствует такая предустановка. Или не фотографируют в Сыром формате в силу незнания как это осуществить и не понимания преимуществ, к примеру, RAW над JPEG. А может, принципиально не стреляют в Сыром формате из-за не любви к нему и связанных с ним трудозатратах. Но большинство фотохудожников в последующей работе с RAW-файлами видят неоспоримые преимущества. Поэтому, если Вы стремитесь получать великолепные черно-белые изображения , то стреляйте и записывайте на флеш-карту данные в Сыром формате.

Продолжение следует во второй части статьи о подсказках по созданию черно-белых фото…

С уважением, фотограф Штербец Евгений.

Особенности черно-белых снимков
Великие фотографы начинают обучение своих учеников именно с премудростей черно-белой фотографии. Это связано с тем, что на подобных снимках у композиции очень большое значение, поэтому все огрехи видны как на ладони. Чтобы в этом убедиться, нужно обычный «повседневный» снимок «обесцветить» в обычном графическом редакторе, можно быть больше чем уверенным в том, что большая часть фотографии покроется серыми пятнами. Если рассматривать цветной снимок с красным цветком на зеленой лужайке, тогда это будет ярко и празднично. Но если это будет черно-белая фотография - зеленый и красный цвета сольются и можно ничего не увидеть. Между черно-белой и цветной фотографией разница состоит не только в том, что отсутствует цвет. Благодаря монохромным снимкам можно суть вещей раскрыть более глубоко, при этом делая акцент на самом интересном и самом важном. Благодаря черно-белой фотографии можно выявлять формы и линии, делая акцент на ритмике, светотени и структуре. На первом плане монохромных снимков стоят впечатления, эмоции. Именно по этой причине к черно-белым снимкам совершенно другой подход, поэтому для монохромного варианта краски окружающего мира нужно видеть по-своему.

И так, когда лучше отдавать предпочтение черно-белым фотографиям? В большинстве случаев это ню, портрет, также очень хорошо смотрятся на черно-белой фотографии репортажные и жанровые сюжеты. Но это не значит, что натюрморт и пейзаж не будут смотреться в черно-белом исполнении.

Хорошую цветную фотографию, скорее всего, не стоит переводить в черно-белый режим. Именно удачно найденное цветовое решение делает ее привлекательной, и если убрать цвет, то фотография от этого только проиграет. Например, снимки, которые вы привезли из путешествий по экзотическим странам, должны играть цветом, передавать местный колорит. Хотя несколько интересных черно-белых снимков только украсят ваш фотоальбом, но смысловое наполнение у них должно быть совсем другое.

Может случиться и так, что цветовая составляющая не вписывается в общий замысел и перегружает снимок, разные цветовые пятна не гармонируют, слишком пестрят. В этом случае есть смысл сделать фотографию черно-белой. Поэтому не спешите удалять неудачный цветной снимок - не исключено, что в черно-белом варианте, после некоторой обработки в графическом редакторе, он станет намного лучше.

Итак, для того, чтобы получить хорошую монохромную фотографию, можно пойти двумя путями. Первый вариант: сделать обычный цветной снимок, который в графическом редакторе перевести в черно-белый вариант. Второй способ: в своей камере установить черно-белый режим фотографии. В первом случае вы оставите себе возможность вернуться к исходному цветному варианту. К тому же в вашем распоряжении мощные средства современных графических редакторов, дающих гибкий контроль над процессом. То, что фотографы раньше делали в «темной комнате», проявляя пленку, экспериментируя с проявителями, печатью снимков, сейчас вы получите, работая с программой. Во втором случае в графическом редакторе вы только «дотягиваете» снимок до нужного результата.

Композиция
Вы, прежде всего, должны для себя определить, что вы хотите подчеркнуть, выделить в фотографии, соответственно подбирайте средства для достижения выразительности. Подумайте, нужно ли вам усилить резкость, контраст, чтобы показать на фото мужественное лицо или изношенное временем, дождем и жарой старое заброшенное судно, или, наоборот, смягчить нежный женский или детский портрет, показать «райский» пейзаж на снимке.

Когда вы будете обдумывать будущий черно-белый снимок, абстрагируйтесь от сочных и ярких красок - монохромная фотография их все равно не передаст, мало того, они могут слиться.

Желательно, чтобы на снимке сохранилась богатая гамма полутонов. Диапазон удачной фотографии - от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность - это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически темными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

Если посмотреть вокруг внимательным взглядом, то можно практически везде снять оригинальную и качественную черно-белую фотографию. Контрастные текстуры, рельефные и привлекательные формы, узоры, ритмичные, повторяющиеся детали сцены делают фотоснимок более выигрышным. При поиске интересных и контрастных графических форм не забывайте золотое правило: чем проще, тем лучше. Снимок не должен быть перегружен лишними деталями.

Подборка черно-белых фотографий

Черно-белая фотография не только не потеряла свою популярность, но и является мощным художественным приёмом, позволяющим получить результаты, недоступные цветной фотографии.

1. Цвет или черно-белый?

Прежде чем переводить снимок в черно-белый, есть смысл задуматься над необходимостью этого действия. Перевод в черно-белый может убить очарование картинки, если оно заключается именно в цвете или сделать снимок интереснее, если цвет забивает красоту тональных переходов.

Когда мы убираем цвет, на снимке остаются лишь тональные переходы одного цвета (серого). Если снимок становится гармоничнее после перевода его в ЧБ, стоит делать его монохромным, если нет - ему лучше оставаться цветным. Вот пример снимка, который в цвете смотрится лучше, чем в чёрно-белом варианте:


Как правило, снимки, которые вы привозите из путешествий и которые должны передавать колорит страны, в которой вы побывали, не стоит делать черно-белыми.

Но иногда цвет мешает, цветовые пятна не гармонируют друг с другом, фотография выглядит слишком пестро. В этом случае может быть есть смысл сделать снимок монохромным. Во всяком случае не торопитесь удалять пестрые снимки. Вполне может быть, они выиграют, если станут черно-белыми.

Монохромная фотография заставляет концентрироваться на главном, дает возможность показать линии и форму, игру света и тени, структуру и ритм.

Если вы собираетесь снимать монохромные снимки, обращайте внимание на объекты с тоновым, а не с цветовым контрастом. Обратите внимание на яркость объектов, т.к. монохромная фотография - это противопоставление света и тени. Снимая предмет - смотрите не на его цвет, а на текстуру, форму, линии, тон.

2. Экспозиция

Если вы снимаете на цифровую камеру, снимайте в цвете и обязательно следите за экспозицией. Экспозицию нужно установить очень точно, так, чтобы на снимке были плавные тональные переходы и он не был слишком светлым или темным (если только вы не снимаете в низком или высоком ключе).

На каждом ЧБ снимке должен быть чистый черный и чистый белый цвет, а также присутствовать большой диапазон серых тонов, с НЕ одинаковым уровнем яркости. Некоторые тона будут темнее, а другие ярче. Но серые тона не должны преобладать, иначе снимок будет выглядеть плоским. Важно также, чтобы большая часть серых тонов не ушла в белый. Правильно выставленная экспозиция сделает снимок уникальным.

Изучите инструкцию к вашей камере и систему экспозамера. От этого будет зависеть результат, который вы получите.

Обратите внимание на то, что используя матричный экспозамер, вы в черно-белом варианте не получите объемный и динамичный кадр, так как он дает равномерную экспозицию. Если же вы установите центрально-взвешенный экспозамер, контраст и яркость снимка увеличатся, а точечный экспозамер даст снимкам резкие переходы от света к тени. При съемке силуэтов нужно измерять экспозицию по светлым участкам кадра, иначе кадр будет слишком светлым и неконтрастным.


3. Съемка в RAW и JPEG

Монохронные снимки стоит снимать в RAW формате, так как в RAW файле сохраняется гораздо больше информации, чем в JPEG. Если же вы экономите место на карте или у вас есть другие причины снимать в JPEG, делайте цветной кадр. Не стоит делать монохромные снимки на камеру, т.к. цветной кадр в свою очередь несет больше информации, чем чб.

4. ИСО

Если фотография шумная, это будет еще более заметно в ЧБ варианте. Поэтому старайтесь снимать с максимально низкими значениями ИСО. Если вы захотите добавить эффект пленки, вы сможете это сделать позже, в пост-обработке.

5. Техническое оборудование

Для съемки ЧБ фотографий не нужно иметь какое-то особенное оборудование. ЧБ можно снимать и компактом и зеркалкой начального уровня. С зеркальной камерой вы сможете лучше регулировать результат. Всегда полезно иметь штатив и пульт дистанционного управления. Вопрос использования фильтров очень спорный. В целом можно использовать поляризационный и нейтральные, а также ультрафиолетовый фильтры. Они могут усиливать контраст изображения. Поляризационный фильтр будет придавать небу большую плотность и позволит усилить или убрать блики. Но, если вы используете фильтры, важно учитывать одно правило - эффект воздействия фильтра не должен преобладать над содержанием снимка. Огромное количество фильтров вы найдете и в графических редакторах.

6. Свет

Здесь все тоже самое, как и в цветной фотографии. В разное время дня вы получите различное освещение и световой рисунок. Один и тот же сюжет будет в разное время суток восприниматься и выглядеть по разному.


7. Композиция

Композиция в ЧБ фотографии еще более важна, чем в цветной. Казалось бы, достаточно сделать хорошую цветную фотографию и дело сделано. Но все не так просто. Если неправильно построить кадр или неправильно выбрать сюжет, снимок может не получиться, так как предметы на снимке
будут сливаться друг с другом. Это связано с тем, что в цветном изображении присутствует цветовой и яркостный контраст, а в черно-белом изображении остается только контраст яркостей.

Вот посмотрите пример:

В цветном варианте вы видите контраст между квадратами, а в ЧБ варианте они сливаются друг с другом. Интересно, что контрастные цвета на ЧБ снимке будут выглядеть почти одинаково. Зеленый и красный, например - контрастные цвета, а на черно белой фотографии они почти сольются друг с другом.

На снимке предметы и объекты могут слиться в одну серую массу и даже, подняв контраст, вы не спасете изображение.

Т.е. первое, что важно - это выбор правильного сюжета и правильная расстановка объектов в кадре.

Все классические композиционные правила действуют и здесь. Не забывайте о переднем плане, правиле третей, перспективе. Наличие диагональных линий позволит увеличить напряжения фотографии. Ищите ритмы. Когда на фотографии отсутствует цвет, что-то другое должно привлекать внимание зрителя. Наблюдайте за формами, они важная часть черно-белого мира. Создайте контраст и конфликт в кадре. Используйте противопоставление, например, светов и теней.

Ищите текстуры, узоры, интересные графических формы, не забывая про лаконизм. Не перегружайте снимок лишними предметами и деталями. Экспериментируйте, меняя ракурс и угол съемки.

Самое главное - научиться видеть мир в черно-белом цвете.

Прилагаем несколько примеров снимков для вашего вдохновения. В следующих статьях мы расскажем вам, как правильно перевести цветное изображение в черно-белое в графическом редакторе.





































Марк Подрабинек, известный фотограф, телеведущий и основатель фотошколы «Отдел кадров», на примере своих работ рассказывает, как делать отличные черно-белые фотографии.

Совет 1 Черно-белая фотография не лучше и не хуже цветной. Она всего лишь старше. В принципе, ее можно уважать исключительно за почтенный возраст, но есть и кое-что поважнее. Для некоторых сюжетов она подходит лучше, чем цветная. По разным соображениям. Например, ч/б может задавать настроение само по себе. Вне зависимости от контекста.

Люди племени чорти, Гватемала.

Совет 2 Иногда в кадре столько разных цветов, что вся эта пестрота выхолащивает смысл. Так уж мы устроены – сперва всегда смотрим туда, где ярче. А главное может заключаться совершенно в другом. Ч/б – способ удержать смысл, сделать его «хрустальным». Убрав кричащие цвета национальной одежды, вы по-другому увидите глаза и лица ее хозяев.


Озеро Атитлан, Гватемала.

Совет 3 Предыдущее утверждение можно развить и вывести обратное правило: попробуйте изначально сделать ч/б изображение своей целью. Главное здесь – убрать все цвета еще на этапе съемки. Научитесь смотреть и видеть монохромно. Этот навык подарит вам возможность выхватить хороший кадр там, где цвета не дают вам его разглядеть.


Город зороастрийцев, Язд, Иран.

Совет 4 Ч/б любит геометрию. Линии, прямые и ломаные, пересекающиеся и параллельные. Геометрические фигуры, сами по себе и их взаимодействие друг с другом. Все это дает вам множество комбинаций композиции. Процесс поиска лучшей может превратиться в игру. И во-первых, выигрышем в ней будет хороший кадр, а во-вторых, сама игра – отличное упражнение по композиции.


Тигриный монастырь, Канчанабури, Таиланд.

Совет 5 Контраст может стать залогом отличной ч/б фотографии. Сочетания интенсивности света, разница в яркости – это то, на чем можно выстроить кадр.


«Морщинопись». Катманду, Непал.

Совет 6 Никогда не забывайте о текстуре. Старые и морщинистые люди в ч/б выглядят хорошо. Прикройте диафрагму - и вперед.


«Любопытство». Сигирия, Шри-Ланка.

Совет 7 Если хотите получить хорошую ч/б фотографию, никогда не снимайте в ч/б режиме. Алгоритм перевода цветного изображения в монохромное, зашитый в вашу камеру – это, скорее всего, простое обесцвечивание. Самый топорный, не гибкий и разрушительный путь, который лишит вас огромного количества информации в кадре. Снимайте в цвете, а в ч/б переводите в графическом редакторе.


Тренировка монахов Шаолиня. Дэнфэн, Китай.

Совет 8 Постобработка, как и в случае с цветной фотографией, может спасти ч/б кадр. Даже простейшим повышением контраста. Незначительной игрой с уровнями черного и белого или кривыми. Малейшая тонировка может изменить восприятие, заставить кадр «заиграть». Существует неисчислимое множество плагинов и экшенов для работы с монохромным изображением. Но поверьте, куда приятнее и правильнее – научиться самостоятельно, своими руками, обрабатывать фотографию. В этом случае вы будете хозяином положения, а в фотографии это значит ой как много.


«Молочный океан, кисельные рифы». Ратгама, Шри-Ланка.

Совет 9 Облака на небе, волны в море, автомобили на дороге и люди на улице, снятые на длинной выдержке, в ч/б выглядят особенно эффектно. Некоторые уничижительно называют такие фотографии «интерьерными». Они действительно хорошо продаются, их часто можно увидеть на стенах офисов или в квартирах с «дизайнерским» ремонтом. Но так происходит прежде всего потому, что они красивы. Этим глупо пренебрегать.

Ангкор, Камбоджа.

Один из самых загадочных видов фотографии - черно белое фото. В руках умелого фотографа даже самый обычный кадр, переведенный в монохромный формат, может стать шедевром. Этот прием используется в различных целях - стремление подчеркнуть характер персонажа, создание необходимой атмосферы, построение сюжета, стремление избавиться от чрезмерного количества цветов - у каждого свои мотивы. Одно неизменно, черно-белое фото может захватить внимание зрителя, если создать его со знанием всех тонкостей и деталей. Именно поэтому мы выбрали 15 важных советов, которые помогут каждому начинающему фотографу научиться работать с монохромным кадром.

  1. Смотрите Черно-Белое кино
  2. Перед тем, как начинать снимать в черно-белом формате, нужно немного привыкнуть и освоиться в специфике цветов и построения кадра. И нет лучшего способа, чем воспользоваться нетленной классикой. Шедевры кинематографа такие, как “Касабланка”, не только помогут вам приятно провести время, но и дадут массу великолепных идей. Не стесняйтесь и обращаться за помощью к состоявшимся фотографам, вдохновиться можно лучшими черно-белыми кадрами известных артистов.


  3. Снимайте в формате RAW
  4. Когда мы снимаем фото, любое фото, оно не всегда выходит таким, каким хотелось бы нам. Обычно, это становится заметно только дома, при просмотре отснятых кадров на большом экране. Пусть изменить ничего уже нельзя, всегда можно что-нибудь исправить. Формат RAW (или “сырой” в переводе) позволяет внести массу корректировок при пост-обработке. Подправить экспозицию, контрастность, и т.д. Поэтому, несмотря на то, что Raw-фотографии занимают больше места на карте памяти, это - наиболее подходящий формат, в котором стоит снимать всегда.


  5. Смотрите черно-белым взглядом
  6. Как бы малопонятно это ни звучало, именно так и нужно смотреть перед тем, как сделать кадр. Для того, чтобы цвета не отвлекали от сюжета, вовсе не обязательно бежать изобретать новые очки. Достаточно всего лишь обратить внимание на линии, тени и формы. Именно они строят композицию, а на ней, в свою очередь, держится весь черно-белый снимок.


  7. Обращайте внимание на шумы
  8. Еще недавно условия низкой освещенности требовали вспышек, дополнительных источников освещения и вообще всячески усложняли фотографу жизнь. Современные же камеры обладают невероятными способностями даже при небольшом количестве света. Кроме того, не стоит забывать, что под рукой у нас всегда имеется масса программ, способных снизить количество шума на фото. И тем не менее, привычка побеждает рациональность, и фотографы не обращают внимания на шумы. Однако, настоящий мастер должен учитывать все детали, в том числе и надоедливые точки.


  9. Следите за контрастом
  10. На вкус и цвет товарищей, быть может, и нет, однако самые выдающиеся фотографии, снятые в черно-белом формате, как правило, включают как почти цельно-белые области, так и почти цельно-черные. Увеличив контраст, можно добавить кадру глубину, скрыть лишние, отвлекающие внимание детали и подчеркнуть наиболее важные элементы. Поэтому всегда стоит покрутить настройки (или бегунки при пост-обработке), чтобы сравнить более контрастный и менее контрастный кадр. Результат может вас удивить.


  11. Ищите больше градиентов серого
  12. Помимо черного и белого, в кадре присутствуют миллионы промежуточных цветов, и все они несомненно влияют на восприятие итоговой картинки. Для того, чтобы фото не казалось однообразным и скучным, выбирать для черно-белых съемок стоит те объекты, в которых имеется достаточно промежуточных оттенков. Если объект уже выбран, добавить их можно при помощи теней, отражателей и дополнительного света. В итоге вам удастся обогатить изображение и сделать его интереснее для зрителя.


  13. Используйте поляризационный фильтр
  14. Как мы уже знаем из множественных предшествующих материалов, поляризационный фильтр убирает лишние блики и отражения при съемке воды или крон деревьев. Они могут отвлекать и на цветном фото, но когда речь идет о черно-белом, они могут полностью аннулировать идею и смысл кадра. Поэтому поляризационный фильтр особенно важен для монохромного стиля. С его помощью вам удастся сохранить композицию и не перенасыщать кадр лишними деталями.


  15. Не забывайте про текстуры
  16. У текстур в черно-белой съемке есть и плюсы и минусы. Один из плюсов в том, что если они не подсвечены примитивно прямо, их контрастность и детальность добавит привлекательности изображению. Кроме того, их можно использовать для того, чтобы подчеркнуть главный объект или модель.

    Обратная сторона текстур опять же, в отвлечении внимания - если неграмотно использовать их, они могут рассеивать внимание зрителя. Например, ими не стоит пытаться заполнить негативное пространство. Поэтому во время съемок всегда следите за тем, где текстуры помогут улучшить кадр, а где рискуют разрушить его.


  17. Владейте терминологией
  18. К черно-белым съемкам, как правило, относят три больших термина - ч/б (черно-белый), монохром и градации серого. Итак, “монохром” означает цвет, размещенный на нейтральном фоне, потому черно-белые фото (как правило, объект находится на белом или черном фоне) являются типом (самым распространенным) монохромной фотографии. А вот градации серого (грейскейл) - это всего лишь способ отображения черно-белых изображений на компьютере, возможности которого, по сравнению с глазом, ограничены.


  19. Используйте узоры
  20. Если присмотреться, в природе нас нередко окружают естественные узоры, на которые мы редко обращаем внимание. Тем не менее, пришло время открыть глаза: если отвлечься от обилия цветов, мы сможем заметить эти самые узоры, и именно они часто способны наделить фотографию смыслом или даже создать изображение. Как только вы приучите себя обращать на них внимание, вы начнете замечать их везде - в расположении машин на парковках, в обуви стоящих в очереди людей, в висящей в магазине одежде и так далее. Нас окружает масса интересных идей.


  21. Черно-белые фото и длинная выдержка
  22. Длинная выдержка используется в различных видах съемки, как правило, природе или городских пейзажах. Однако, иногда именно цвета нарушают целостность картинки. В таком случае, прежде чем отказываться от снимка, можно попытать счастье в черно-белом формате. Опыт показывает, что многие функции и эффекты, характерные для фото на длинной выдержке, очень удачно комбинируются с ч/б так что рекомендуем поэкспериментировать.


  23. Черно-белый кадр не панацея от плохого освещения, но может иногда выручить
  24. Бывает так, что условия становятся против вас и природное освещение, с которым никак не справиться, дает не лучший результат. Можно (и нужно) использовать фильтры , вспышки , отражатели и все, что есть у вас в арсенале, но иногда достаточно просто убрать цвета, таким образом, скрыв недостатки. Это срабатывает далеко не всегда, но например, если речь идет о кадре, который не так легко поймать (к примеру, дикое животное), стоит попробовать ч/б.


  25. Не обманывайтесь
  26. Иногда, мы снимаем кадры, в которых просто мало цвета. Особенно часто такое случается зимой - заброшенный почерневший дом, на фоне чистого снега, сзади сухие деревья - знакомая картина? Как правило, на этапе пост-обработке, при виде таких кадров, рука произвольно тянется к Ч/Б, но если дать волю импульсу и перевести фото в черно-белый формат, результат чаще всего разочаровывает. Так вот, если фото и без того практически бесцветно, в цветном режиме оно будет выглядеть лучше, чем в черно-белом.


  27. Снимайте в HDR
  28. Иногда даже удивительно то, как редко фото-сообщество уделяет внимание черно-белым HDR фотографиям. Все мы привыкли к тому, как эффектно выглядят снимки, сделанные в HDR, как они немного преувеличены, драматизированы и даже объемны. И все это без сомнения идеально подходит для черно-белой фотографии. Потому, упускать такую возможность определенно не стоит - все то, чего мы хотим добиться от ч/б станет еще ярче при использовании HDR.


  29. Работайте с панелью HSL при пост-обработке
  30. Вероятнее всего, этот совет - наиболее важен и касается он не самого процесса съемки или подготовки к ней, а пост-обработки. Когда у вас в руках готовое фото, абсолютно обязательно корректировать цвета, используя HSL панель в вашем редакторе изображений. Ориентироваться в этом нужно на многие детали и моменты, но что определенно ясно, так это то, что иногда можно добиться гораздо лучшего результата, если воспользоваться этим маленьким секретом.