Тест ответственность раньше сейчас орс. Психологический тест с рекомендациями на выявление лидерских качеств человека

Ответственность – это личностное качество, измерить которое достаточно сложно. В нашей компании используется три основных метода: психологическое тестирование, личное интервью и ассессмент-центр.

Многие говорят, что ответственность надо проверять ещё до начала собеседования: проверить, во сколько пришёл кандидат, подготовился ли к интервью, почитал ли информацию о компании. Я отношу это скорее к обязательности, пунктуальности или глубокой заинтересованности в конкретном месте работы.

Психологическое тестирование – наименее точная (примерно 40 %) методика, поэтому его результаты мы используем только в качестве проверки того или иного предположения.

Тестовое задание , которое даётся человеку на дом, также может говорить об ответственности кандидата. Но нужно также понимать, что кандидат, который, хочет получить работу в компании, скорее всего, выполнит тестовое задание. В этом случае важнее смотреть на то, как он его выполнил, насколько проработал материал, как структурировал и т. д.

Одним из основных элементов ассессмент-центра, используемым в нашей компании, является деловая игра. Метод считается одним из самых достоверных (примерно 70–80 %), потому что продемонстрировать в активной непредсказуемой деловой игре несвойственное поведение достаточно сложно.

Если человек легко выдерживает внимание аудитории, просто входит в контакт с людьми, то и в игре это проявится. Важно, что по итогам этого исследования мы можем кандидатам аргументированно объяснить, почему мы приняли то или иное решение, а также дать рекомендации по развитию тех или иных качеств.

Личное интервью – собеседование, по итогам которого можно делать выводы об ответственности кандидата с уверенностью до 99 % J. В этом случае качество результата зависит от вариативности рекрутера.

По своему опыту могу выделить некоторое количество вопросов, которые помогают надёжно оценить уровень ответственности кандидата.

  1. Выявление ответственности я всегда начинаю с вопроса о том, что это за качество в понимании кандидата. Это помогает выровнять понятийный аппарат. Для меня ответственность – это готовность сделать всё для того, чтобы достичь нужного результата, готовность сделать больше или иначе, если тех действий, о которых попросил руководитель, оказалось недостаточно для достижения цели, способность действовать, осознавая последствия. И иногда уже на этом уровне можно сделать вывод о том, что нам, возможно, не по пути, так как кандидаты, говоря об ответственности, описывают индикаторы исполнительности или обязательности, либо по тому, как они говорят, понимаешь, что ответственность для них – явление обтекаемое или нежелательное.
  2. Можно задать прямой вопрос: «А Вы ответственный?». Мало кто из кандидатов ответит «Нет», чаще говорят гораздо мягче, например, «Иногда могу быть безответственным». И конечно в таких случаях нужно попросить уточнить, объяснить, почему так происходит или почему он так считает.
  3. Я считаю эффективными вопросы по методике STAR: «Приведите пример, когда Вы брали на себя ответственность». Идеальным будет, если в примере кандидат опишет какую-либо ситуацию, задачи, которые были поставлены, действия, которые он предпринял, и результат, которого удалось достичь. При этом, если из рассказа выпала хотя бы одна часть, то, возможно, этой ситуации в его опыте не было.
  4. Также мне нравятся вопросы с небольшой провокацией. Например, если кандидат заявляет о своей высокой ответственности, то можно сказать следующее: «Не бывает на 100 % ответственных людей, приведите пример, когда Вы повели себя безответственно». И посмотрите на реакцию, возможно кандидат постарается Вас переубедить – это хороший знак, если задумается на время и скажет, что иногда забывает купить хлеб домой – тоже неплохо, а вот если сразу приведёт яркий пример безответственности – аккуратнее, перепроверьте дополнительными вопросами.
  5. Вполне действенно задать и такой вопрос: «Если пятерых Ваших знакомых спросить о Ваших трёх самых сильных сторонах, сколько раз прозвучит ответственность?». Некоторые не стесняются и говорят «15», хотя максимальный результат «5». После этого обязательно стоит спросить, почему они так считают и сколько раз они действительно слышали от окружающих характеристику «ответственный». Или так: «А если мы спросим Вашего бывшего руководителя, что он про Вас скажет, назовёт ли Вас ответственным? У вас есть его номер телефона? Можно ему позвонить?» Как правило, после этого вопроса начинается самое интересное. Либо говорят «Да», и тогда можно пойти ва-банк и позвонить, либо начинают уходить от ответа: «Ну я не знаю», «Давайте не сейчас», «У меня нет номера» и т. д.
  6. Также можно попросить рассказать про границы ответственности на прошлом месте работы. Если кандидат начинает рассказывать про свои должностные обязанности, то этот человек, возможно, только исполнитель, готовый делать то, что скажут и не сильно заинтересованный в том, чтобы брать на себя «лишнее». А если описывает какие-либо свои инициативы, проекты, в которых проявил себя, сложную ситуацию и то, как он из неё вышел, то кандидат, скорее всего, заинтересован и готов брать на себя ответственность.
  7. Важно задавать и проективные вопросы, например «Как вы думаете, почему некоторые люди ответственные, а некоторые – нет?», «При каких обстоятельствах сотрудники работают эффективно?». Если кандидат называет внешние обстоятельства: ресурсы, руководитель, хорошая погода и т. д., то это можно расценить как склонность к перекладыванию ответственности. Хороший ответ кандидата связан с его личной эффективностью, например, «Насколько захочу быть успешным».
  8. Об ответственности могут говорить и косвенные вопросы. Например, «Как вы выбирали вуз?». Если кандидат отвечает: «Мама посоветовала», «Пошёл заодно с другом», то, вероятнее всего, от него не стоит ожидать высокого уровня ответственности.

Конечно, задать один вопрос недостаточно, важно смотреть на кандидата в динамике. Эффективнее всего перепрыгивать с одной компетенции на другую, дать поговорить кандидату 3–5 минут об одном, а потом вернуть к предыдущим вопросам. Можно переформулировать его ответ, добавив то, чего он не говорил. И если он с этим согласится, то стоит задуматься: вероятно, в какой-то момент он слукавил.

В идеале нужно проверять качества, знания и навыки по большому количеству методик – чем больше подтверждений того или иного предположения, тем лучше.

Я не обязываю каждого рекрутера действовать согласно строгому плану и задавать только описанные выше вопросы. Каждый из них понимает, что ему нужно оценить, а что для этого делать, он решает сам, ведь у каждого рекрутера есть свой стиль, свои «эффективные» вопросы и методики. К тому же, естественность поведения рекрутера и его искренняя заинтересованность в кандидате очень важны для качества интервью – ни один кандидат не раскроется полностью на встрече, которая больше всего напоминает сухой допрос.

72-78 баллов – вы организованный человек. Единственное, что модно вам посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется. Что вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.

63-71 балл – вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые становятся организованными только в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательно присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.

Менее 63 баллов – ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы.

Тест «Ответственный ли вы человек?»

Выберите из предложенных вариантов утверждений тот, который наиболее точно характеризует Вас. Если согласны, то рядом с номером утверждения поставьте «да», не согласны – «нет».

Утверждения

    Я достаточно быстро достигаю необходимых мне результатов.

    Если это необходимо, я без труда работаю без выходных.

    Свою работу я считаю ответственной.

    Как правило, я довожу до конца начатое дело.

    Я способен быть объективным в оценке своих достижений и неудач.

    Я всегда возвращаюсь к проделанному и исправляю свои ошибки.

    Многие считают, что я ответственно отношусь к работе.

    Я считаю, что работа не должна зависеть от личной жизни.

    Принимая решения, я должен четко представлять, как оно отразится на деле.

    Я всегда заканчиваю дела, которые начал.

    В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

    Я способен достаточно точно определять приоритеты в моей работе.

    Для меня важно, чтобы моя работа приносила пользу другим.

    Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

    Я считаю, что нужно постоянно совершенствовать свой профессионализм.

    Я могу признаться в том, что был не прав.

    Мне доставляет удовольствие принимать ответственные решения.

    Я способен увидеть свои проблемы в истинном свете.

    Выполненное дело приносит мне удовлетворение.

    Я способен доводить до логического конца свои планы.

    Иногда так получается, что я беру на себя обязательства других.

    Если я плохо выполню какую-либо работу, то долго чувствую себя неважно.

    Ошибки моих подчиненных – мои ошибки.

    Я достаточно близко к сердцу принимаю чувства других.

    Я всегда подчиняюсь указаниям вышестоящего начальства.

Сложите все ответы «да», присвоив каждому по 1 баллу.

20-25 баллов . С уверенностью можно сказать, что вы очень ответственный человек и у вас развито чувство долга. Обычно предпочитаете доводить начатые дела до конца, и если события мешают реализовать намеченные планы, то это доставляет вам определенные неудобства. Вы, человек, часто берущий на себя ответственность за других людей, охотно всем помогаете, способны жертвовать собой в интересах других. К непоследовательности, неточности и слабостям других людей относитесь критично. Поэтому склонны строить межличностные отношения, основываясь на том, насколько окружающие вас люди обладают чувствами долга и ответственности. Для достижения своих целей вы проявляете настойчивость и упорство. Вы целеустремленны. Ваш стиль работы характеризуется сверхобязательностью и точностью.

15-19 баллов. Вы, несомненно, обладаете чувством ответственности и долга. Но вам важно быть уверенным, что от вас никто не потребует больше того, что вы сможете сделать. Иногда бываете излишне пассивны – чтобы кто-либо из окружающих не оценил ваше желание действовать как попытку взять на себя бразды правления и полную ответственность за происходящее. Опасаясь этого, вы иногда сдерживаете желание что-нибудь сделать, в то время как ваша природная активность и работоспособность вполне позволяют вам принимать ответственные решения и доводить начатые дела до конца.

Меньше 14 баллов. Вы человек, склонный к спонтанным – а иногда и непоследовательным – решениям. Часто не задумываетесь о том, что от вас как от сотрудника ожидают ответственных решений хотя бы потому, что вам платят деньги. Ваша неточность и необязательность могут привести к конфликту с начальством. Излишне легковесное отношение к своим обязанностям, а может, и к жизни в целом, не доставляет вам неприятностей только потому, что вы пока ни разу не сталкивались с серьезными требованиями шефа, сотрудников или близких. То, что вам необходимо, - это представить, как приятно вовремя сделать все, что запланировано, показать себе и другим, что вы способны быть ответственным человеком и принимать волевые, ответственные решения.

    0 – 49 очков – Вы готовы на решительные действия, только когда чувствуете бессилие и беспомощность, когда Вас будто «прижали к стенке». В остальное время готовы терпеть не только унижения, но даже незаслуженные упрёки, считая, что подобная жертва когда-то будет замечена и оценена. Есть риск попасть в зависимые отношения, так как ищите в другом человеке столь желаемую уверенность и самодостаточность, нередко попадая на обычного тирана. Любите помечтать о том, как благодаря какому-то человеку или случаю, Ваша жизнь меняется к лучшему, как в сказке. Совсем не решаясь что-то делать самостоятельно, рисковать и заявлять о себе, своих чувствах и желаниях. Но не стоит отчаиваться, стоит только приложить усилий и поработать над собой, и тогда всё изменится. Начать можете с техник, описанных в статье .

    50 – 99 очков – Вы достаточно гармоничны. Можете действовать решительно, не отступая перед трудностями. Вы осознанный человек, не принципиальный, поэтому в ситуациях, требующих быстрого решения Вы готовы взять ответственность на себя, а там, где есть люди, желающие власти больше чем Вы – совершенно спокойно уступите. Что Вас и отличает от других лидеров, так это то, что вами не руководит потребность и жажда власти. Вы просто умеете организовывать что-то, но на лавры единственного победителя не претендуете, особенно в моменты, где необходимо сделать нечестный ход. Хоть Вы и находитесь в балансе, Вам не помешает иногда всё-таки проявлять инициативу и настойчивость, это поможет продвинуться ещё дальше. Для поддержания Вашего стремления к саморазвитию и самосовершенствованию рекомендую к прочтению статью .

    100 – 150 – Вы просто прирождённый лидер, который иногда даже способен «перегнуть палку» в своих действиях. Вы уверены в себе, и считаете, что существует только один верный ответ – Ваш. Поэтому желания и потребности других часто не берёте во внимание. Зачем это нужно, ведь они мыслят неправильно? Отлично справляетесь с поставленными задачами, Ваш коллектив всегда сдает работу в срок, результат на высоте и компания стремительно продвигается вперёд. Только вот не замечаете, что сотрудники просто «выпадают» и «загоняют» себя, чтобы соответствовать Вашим требованиям. Вас считают диктатором, Вас боятся и при этом мечтают быть хоть немного похожими. Рекомендую почитать статью для того чтобы больше понимать о преимуществах и недостатках такой жесткой позиции.

Ответственный ли вы человек, можно ли на вас положиться или коллеги и начальство считают вас не слишком надежным сотрудником? Если вы честно ответите на вопросы этого теста, то, вероятно, узнаете, что думают о вас другие люди.

1. Вернувшись из отпуска, вы обнаруживаете, что человек, замещавший вас, наделал множество ошибок и все запутал. Вы...

а) молча исправляете ошибки, считая, что незачем кого-то обижать;

б) отправляетесь к начальству и заявляете, что ошибки сделаны не вами, поэтому к плохой работе вы не имеете никакого отношения;

в) вызываете своего заместителя на разговор, затем вместе с ним идете разбираться к начальству.

2. Вы пообещали коллеге свою помощь в решении какой-то проблемы, но забыли об этом и...

а) сделаете вид, что никому ничего не обещали;

б) извинитесь и скажете, что свое обещание обязательно выполните;

в) заявите, что завалены делами и не можете помнить обо всем на свете.

3. Вас пригласили в госте к коллеге. Неожиданно к вам пришел друг. Вы...

а) позвоните коллеге, извинитесь и скажете, что не сможете прийти;

б) пойдете вместе с другом (подругой);

в) несмотря ни на что, все равно пойдете в гости к пригласившему вас человеку.

4. Проспав, вы опоздали на работу. Ваши действия...

а) осторожно проскользнете в офис, надеясь, что начальство не заметит вашего опоздания. Если все же заметит, честно признаетесь, что проспали;

б) постараетесь придумать какую-нибудь правдоподобную историю, оправдывающую ваше опоздание (заболел кто-то из близких, автобус сломался и т. п.);

в) позвоните шефу из дома и заранее предупредите о своем опоздании.

5. Задерживаетесь ли вы на работе сверхурочно?

а) да, если это необходимо;

б) да, но потом вы обязательно требуете отгул;

в) нет, если вы что-то не доделали, то оставляете это на следующий день.

6. Шеф в командировке, ваш непосредственный начальник внезапно заболел. Однако срочное дело нужно обязательно выполнить, и, кроме вас, его сделать больше некому. Вы...

а) нервничаете, боитесь, что наделаете ошибок, поэтому ждете, пока кто-то из вышестоящих появится на работе;

б) возьмете все в свои руки и начнете заниматься этим делом;

в) даже и думать о нем не будете: это не входит в ваши полномочия.

Подсчитайте количество баллов с помощью таблицы.

9-12 баллов. На вас можно положиться, и начальство ценит это. Вы способны контролировать ситуацию, самостоятельны и можете действовать и принимать решения без указаний шефа. Вам нетрудно просчитать все последствия собственных действий. Только не кичитесь своей ответственностью перед другими, ведите себя скромно и спокойно, не подчеркивайте, что способнее других. В любом коллективе всегда найдутся завистники.

5-8 баллов. Вы – хороший, исполнительный работник, однако, если нужно взять на себя ответственность, принять самостоятельное решение, вам становится не по себе. Боитесь вы потому, что не уверены в своих возможностях, деловых способностях и профессиональных навыках. Вы опасаетесь идти на риск, но ведь известно, что не ошибается тот, кто не работает. Если вы станете более уверенным и решительным человеком, то добьетесь многого. 0-4 балла. Начальство и коллеги не считают вас человеком ответственным. Вам не поручают важные дела, потому что вы можете все провалить. Если хотите изменить мнение о себе, старайтесь чаще предлагать коллегам свою помощь, даже если нужно выполнить очень неинтересную, рутинную работу. Так вы покажете, что стремитесь работать в коллективе, и вам начнут больше доверять, а вы приобретете больше уверенности в себе.

Ключевое отличие управленческой ответственности от исполнительской в том, что исполнитель отвечает за результаты только своей деятельности, а руководитель отвечает за результаты работы всего подразделения

Чем выше уровень управления - тем выше уровень исполнительской ответственности. Начальник отдела должен брать управленческую ответственность за действия (или бездействия) всех сотрудников отдела. Руководитель департамента - за действия (или бездействия) всех сотрудников департамента. Генеральный директор - за работу всей организации.

Управленческая ответственность: задачи руководителя

  • сформировать и закрепить договоренности;
  • предусмотреть возможные риски и продумать способы их минимизации;
  • проконтролировать и проанализировать полученные результаты;
  • предоставить варианты корректировки ситуации в случае неуспеха

Именно за эту разницу в обязанностях руководителям платят на порядок больше исполнителей. Управленческая ответственность — это высокий уровень квалификации и профессионализма.

Какой Вы руководитель? Тест на управленческую ответственность

Этот проект для Руководителей, желающих увидеть управленческие возможности всех своих подчиненных в абсолютно прозрачной бизнес-среде; Руководителей, ищущих невостребованные таланты; Руководителей компании, которые хотят понять, кто реально генерирует эффективные решения, а кто просто присоединятся или саботирует)

Ключ

От 30 до 24 баллов включительно: Рады за Вас! Вы очень ответственный руководитель.

При постановке задачи вы четко фиксируете договоренности с сотрудником, а контролируя исполнение, прямо указываете на его личные недоработки. При этом готовы признавать свои ошибки и берете на себя ответственность за собственные действия и решения. Даже если какой-то вопрос требует согласования с вышестоящим руководством, и на документе стоит его подпись, вы не отказываетесь от ответственности за предложенные вами идеи. Вы понимаете, что объективных причин невыполнения задач не бывает, бывают только непродуманные риски и плохо спланированные действия по их минимизации. Вы владеете конструктивными способами нематериальной мотивации сотрудников и техниками развития у них ответственного отношения к деятельности. Вы с уважением относитесь к подчиненным, которые открыто заявляют о своем несогласии с вашими решениями, и готовы обсуждать с ними наиболее эффективные пути развития ситуации в рамках достижения общих целей.

От 23 до 11 баллов включительно: Будем рады встрече! Вам есть еще чему учиться.

Для вас важно, чтобы в условиях неопределенности «наверху» четко и понятно были определены перспективные цели. В противном случае ответственность за сложные и рискованные решения вы переложите на вышестоящее руководство. По отношению к подчиненным у вас достаточно демократичный стиль лидерства: вы готовы подробно обсуждать с сотрудником способы достижения цели и возможные трудности, а также оказывать помощь и поддержку в трудных для него ситуациях. Однако в том случае если работник предложил путь, с которым вы не согласны, то, скорее всего, переложите ответственность за отсутствие результата на подчиненного. В проблемных ситуациях вы много времени уделяете обсуждению, помогаете сотруднику справиться с заданием, но, возможно, подчиненный ждет от вас не объяснений, а конкретных и решительных действий. Вашим сотрудникам зачастую удается уйти от ответственности за невыполненные задачи, особенно в тех случаях, когда они обладают хорошо развитыми коммуникативными компетенциями и могут убедить вас в том, что у них не было необходимых ресурсов, чтобы справиться с заданием. При этом часть работы, которую должны делать подчиненные, вы выполняете самостоятельно, оставляя их, таким образом, незагруженными.

От 10 до 0 баллов: А Вы точно руководитель?

Вы даете возможность сотрудникам уйти от личной ответственности за результаты их работы, так как не демонстрируете на личном примере готовность признавать свои недоработки и ошибки. В сложных ситуациях вы предпочитаете оправдывать отсутствие результата действиями других людей или обстоятельствами, на которые вам трудно влиять. Вы не формируете с сотрудником четких договоренностей о том, что бы вы хотели видеть в качестве конечного результата. В связи с чем вам трудно призвать его к ответственности при невыполнении поставленных планов, так как он всегда может сказать, что не понял задание, или вы не дали четких указаний, что и когда нужно было сделать. Вы излишне полагаетесь на материальные методы стимулирования персонала, расходуя бюджетные средства там, где можно было бы избежать дополнительных издержек. Для того чтобы справляться с сопротивлением работников, вы зачастую используете авторитарные методы управления, таким образом, лишая их возможности проявлять инициативу и брать на себя ответственность за результаты.

Цель тренинга:
Приобретение участниками теоретических знаний и практических умений использования инструментов причинно-следственного анализа, сбора информации, генерации идей, оценки альтернатив и рисков до уровня, позволяющего самостоятельно разрабатывать и предлагать готовые решения вышестоящему руководству.