Штоковый узел. Шкотовый узел, двойной шкотовый узел: особенности и схемы плетения

Шкотовый узел

Свое название он получил от слова «шкот» - снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот - снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса - фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.
Шкотовый узел прост и Очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.
Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.
Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.


Морские узлы. - М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .

Смотреть что такое "Шкотовый узел" в других словарях:

    Шкотовый узел … Википедия

    Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти брам шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам … Морские узлы

    Книга узлов 1431, 1433 Брам шкотовый узел верёвочный узел, название которого также как и … Википедия

    Узел - морской: а беседочный; б шкотовый; в выбленочный; г восьмёрка; д удавка; е плоский; ж шлюпочный; з кошачьи лапки; и рыбацкий штык; к стопорный; л штык с двумя шлагами. УЗЕЛ, 1) место соединения двух тросов или петля (схватка), стянутая на тросе.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Knot) 1. Всякая схватка или петля, сделанная на снасти или вокруг чего либо; связка концов тросов между собой. У. бабий (Grannies knot, carrick bend) неправильно завязанный прямой или рифовый У. У. беседочный (Bowline hitch) надежный,… … Морской словарь

    Внесистемная ед. скорости, применяемая в мор. навигации. Обозначение уз. 1 уз равен 1 междунар. мор. миле в 1 ч, или 1,852 км/ч. Узлы морские: а беседочный; б шкотовый; а выбленочный; г восьмёрка; д удавка; е плоский; ж шлюпочный; з кошачьи лапки … Большой энциклопедический политехнический словарь

Придуманы моряками на парусном флоте. С тех пор прошло много времени, однако во многих областях жизни продолжают применять морские узлы. Ведь это самые крепкие и надежные соединения веревок.

Изучением морских узлов занимаются не только моряки. Часто их используют туристы, рыбаки, альпинисты и скалолазы. От умения быстро и правильно завязать узел на веревке иногда зависит жизнь и здоровье человека. Подходить к обучению нужно очень серьезно, оттачивать мастерство требуется до полного автоматизма, тогда в нужный момент, каким бы экстремальным он ни оказался, узел завязан будет быстро, умело и надежно.

Как правильно учиться завязыванию узлов?

Существует два способа обучения завязыванию морских узлов: алгоритмический и визуальный. Во время первого метода ученик запоминает последовательность и пошаговое движение веревки. Обычно это происходит на занятиях с преподавателем в мореходных учреждениях или секциях туризма. Учитель показывает последовательность завязывания, а ученик повторяет за ним.

Второй способ основывается на при выполнении и заучивании способов завязывания по схемам, картинкам, учебным стендам. Ученик видит конечный результат и старается, чтобы его узел выглядел так же, как на схеме.

Надежный и крепкий

В парусном флоте одним из самых надежных и крепких считается узел брамшкотовый (иначе, брам-шкотовый). Назван он по наименованию снасти брам-шкот, которой растягивают углы нижней части прямого паруса при установке брамселей. Его еще называют двойным шкотовым. Просто не настолько надежен. Им ввязывают только одинарные шкоты парусов снизу, а узел брамшкотовый имеет гораздо более широкое применение. Это и вязка брамшкотов, бом-брам-шкотов, брам-фалы, бом-брам-фалы, брам-гитовы.

Надежность узла заключается в технике его завязывания. Петлю или кренгельс обводят ходовым концом веревки не один раз, а дважды пропускают под коренной конец. Такой тип узла в равной мере хорошо удерживает тросы одинаковой и разной толщины. Им можно связывать веревки натуральные и синтетические, тонкие и толстые. Из-за своего удобства и надежности его широко применяют в альпинизме, ведь при отсутствии натяжения троса он не сразу развязывается, а это важно для безопасности на большой высоте.

Пошаговая инструкция

Узел брам-шкотовый научиться вязать несложно, нужно внимательно следовать инструкции. Первым делом при обучении возьмите веревки разного цвета, так будет легче отличить ходовой конец от основного. Первую веревку сворачивают в форме капли. Ходовой конец держат в другой руке, направляя его в образовавшуюся петлю.

Дальше вяжут брамшкотовый узел по схеме, продевая ходовой конец в середину петли, обходят основную веревку, заворачивают книзу. Сверху образовалась еще одна петля, куда нужно вдеть конец темной веревки, действуя по направлению указанной стрелки.

Если в данный момент натянуть веревки, то получится шкотовый узел, но нам нужен двойной и более крепкий брамшкотовый узел. Как завязывать его, показано на следующем обучающем фото. По стрелке нужно продеть в петлю ходовой конец еще раз.

Только после этого процесса требуется крепко затянуть концы. Получившийся узел - брам-шкотовый. Его еще называют двойным шкотовым. Для большей безопасности, особенно в альпинизме и скалолазании, нужно завязывать еще и страховочные узлы.

При привязывании веревки от палатки к колышку или дереву не очень задумываются о надежности, так как угрозы для жизни нет, а вот спортсмен, висящий над пропастью на огромной высоте, про безопасность своей жизни думает в первую очередь. Узел не должен ползти при переменных нагрузках, развязываться самопроизвольно и намертво затягиваться. Также важным моментом является быстрота и легкость в применении, а здесь как нельзя лучше показывает себя именно узел брам-шкотовый.

Необходимость подстраховки

Любое применение узлов на веревке снижает ее прочность. Тугое натяжение на разрыв при силовом воздействии, перегибание волокон при скручивании узла уменьшает надежность конструкции. Альпинисты часто покоряют горы, покрытые снегом и льдом, а мокрая и промерзшая веревка испытывает воздействие кристаллов льда на волокна.

Также на качество веревок оказывают влияние и другие природные факторы. Высушенная на ярком солнце или пропитанная грязью веревка снижает прочность узлов на 30%. Намокшая под дождем - теряет до 10% прочности. Так что даже хорошо зная, как вязать брамшкотовый узел правильно и быстро, лучше подстраховаться и сделать дополнительную защиту, особенно, если ваша веревка испытана много раз на прочность.

Учитесь вязать узлы старательно, и ваша жизнь будет в полной безопасности!

Как привязать поводок

В интернете можно найти множество вариантов крепления поводка к основной леске, отличающихся друг от друга по сложности и надёжности. Но рыбаку совсем не обязательно знать и использовать их все, ведь достаточно будет научиться завязывать лишь несколько основных узлов, которые подойдут для подавляющего большинства оснасток.

Как известно, в воде прочность лесок снижается примерно на 20-30%, о чём, конечно же, необходимо помнить и учитывать при монтаже снастей.

Если же узлы подобраны неправильно, да ещё и завязаны плохо, прочность лески снижается более чем в два раза. Именно от узлов во многом зависит, не останется ли любимая приманка вместе с потенциальным уловом в водоеме навсегда.

В данной статье мы рассмотрим различные рыболовные узлы, применимые как для монофильной, так и для плетеной лески. Будут рассмотрены способы вязания поводков к основной леске и способы вязания крючков к поводкам.

Как вязать поводки для рыбалки

Если вас интересует тема ремонта и обслуживания катушек, советуем статью — разборка и смазка катушек

Способы крепления поводков:

  • рыбацкий узел
  • петля в петлю
  • отводной поводок через вертлюжок
  • змеиный узел
  • бегущий узел
  • хирургический узел
  • Паломар

Рыбацкий узел

Хорошо известный узел, который вяжется достаточно быстро и без каких-либо сложных ухищрений, а потому подойдёт и для новичков без опыта. Рыбацкий узел можно легко вязать прямо на рыбалке.

Вяжем простой рыбацкий узел для соединения двух лесок:

  1. Расположите обе лески параллельно друг к другу и оберните поводковый кусок вокруг основной лески, проведя его вверх;
  2. Протяните конец поводковой лески в созданную петлю;
  3. Протяните этот же конец поводка сквозь ту же петлю ещё раз;
  4. Стяните образовавшийся узел;
  5. Повторите аналогичные действия с основной леской.


Узлы для привязывания крючков

  • узел Клинч
  • узел Дэйви
  • узел Байя
  • узел Орвис
  • узел Паломар
  • узел Питцен
  • узел Уни

Данный способ позволяет надёжно скрепить две лески любого типа, к примеру, монолеску и плетенку. Кроме того, так можно привязать металлический поводок к основной леске.

Сначала необходимо сделать так называемую петлю-восьмерку, однако в данном случае ещё и с дополнительным шагом. Делается она так:

  1. Конец лески складываете вдвое;
  2. Концом петли делаете пару витков вокруг основания;
  3. Протягиваете конец петли сквозь первый образованный виток.

Метод «Петля в петлю»

Такую петлю нужно сделать как на конце основной лески, так и на свободном конце поводка. Когда петли готовы, соедините их следующим образом: петлю поводка накиньте на петлю основной лески, а затем сквозь последнюю проденьте второй конец поводка с крючком, и затяните узел.

Как привязать отводной поводок

В случае с монтажом отводного поводка грузило закрепляют на конце основной лески, а сам поводок привязывают к ней несколько выше (15-30 см) от грузила. Боковой отводной поводок находится в перпендикулярном положении по отношению к основной леске.

Отводной поводок можно привязать и соответствующим узлом, однако гораздо удобней использовать вариант крепления с помощью вертлюжка, что сведёт к минимуму возможность запутывания лески.

Монтаж отводного поводка

Существует два способа для монтажа отводного поводка: скользящий и глухой.

Глухой монтаж отводного поводка с вертлюжком:

  1. К концу основной лески привязано грузило;
  2. Немного выше от грузила к основной леске привязываем специальный вертлюжок;
  3. К свободному ушку вертлюга привязываем отводной поводок, который делается из обычной монофильной или флюорокарбоновой лески.

Видео по изготовлению отводного поводка

Как привязать флюрокарбон к плетенке

Узлы для плетенки (плетеного шнура)

Плетенка узлы держит заметно хуже, чем монофильная леска, поэтому в случае с плетеным шнуром желательно использовать другие варианты крепления. Как правило, для крепления крючка к плетенке применяют так называемый двойной Паломар или узел «Uni».

Двойной Паломар

Узел «Уни»

Как вязать поводки с крючками

Обычный поводок состоит из двух частей: привязанного крючка и петелька к основной леске.

Петелька на основную леску делается обычно узлом-восьмеркой.

Крючок крепится к поводку двумя основными способами: способом для крючков с лопаткой и способом для крючков с колечком.

Есть еще один способ привязывания поводков к концу основной лески(фото снизу).

Узел для крючков с лопаткой

  1. Сначала нужно сделать обычную петлю и прижать её к крючку;
  2. Крючок обматывается свободным концом лески, минимум 10 оборотов;
  3. Затем этот же свободный конец продеваем в ранее сделанную петлю и смачиваем узел слюной;
  4. Аккуратно тянем за конец поводковой лески, затягивая петлю у цевья крючка;
  5. Затягиваем узел одновременно за оба конца лески;
  6. Обрезаем лишнее на свободном конце.

  1. Делается петля из лески и пропускается через ушко крючка;
  2. Вяжем обычный узел;
  3. Пропускаем крючок в новую петлю;
  4. Смачиваем узел и затягиваем его следующим образом: сначала нужно тянуть за оба конца одновременно, а затем дополнительно за каждый кончик по отдельности.

Петля на втором конце поводка крепится к основной леске методом «петля в петлю» или с помощью вертлюжка.

Если вас интересует тема выбора крючков для спиннинга — рекомендуем следующую статью.

Как вязать узел-восьмерку

  1. Делаем первую петлю, затем вторую;
  2. Делаем оборот первой петли, которую пропускаем во вторую и в итоге получаем «восьмерку»;
  3. Смачиваем узел;
  4. Регулируем размер петли;
  5. Затягиваем узел.

Узел «Восьмерка»

Как привязать поводок на удочку

К основной леске поплавочной удочки поводок крепится, как правило, методом «петля в петлю» или при помощи вертлюжка.

Первый вариант не требует использования дополнительных приспособлений, но иногда поводки могут перекручиваться и потому применяются вертлюжки.

Вертлюжки для поплавочной снасти должны быть очень маленькими, так как такая снасть очень чувствительна и на огрузку поплавка влияют доли граммов веса вертлюжка.

Привязываем поводок (видео)

Как привязать крючок без узла

Удачная рыбная ловля подразумевает наличие хорошей и надежной оснастки. Так как во время ужения нередко происходят обрывы крючка, поэтому, умение за небольшой промежуток времени возобновить дееспособность снасти, является необходимым для рыбака. И навык вязания основных видов рыбацких узлов является базовым умением, которому следует обучиться в первую очередь.

Существует множество способов связывания лески с крючком, каждый из которых имеет свои особенности и область применения. Сегодня мы подробно рассмотрим простые и надежные узлы под названием восьмерка.

Особенности узла восьмерка

Используемые в наше время узлы, в большинстве своем были изобретены несколько веков назад и применялись в первую очередь моряками. Теперь эти знания охотно взяли на вооружение альпинисты и рыбаки.

Существует много разновидностей восьмерки, каждая из них имеет свое назначение.

Наиболее часто для рыбалки применяют:

  • узел двойная восьмерка;
  • и рыбацкая восьмерка.

Петля, связанная восьмеркой, прекрасно себя чувствует как на плетенке, так и на любом из видов лески. Это является следствием того, что плетенка или леска, связанная этим методом, имеет меньше изгибов, чем при применении других переплетений. Еще одно положительное качество узла восьмерки — она не повреждает леску или плетенку, несмотря на достаточно сильную нагрузку.

Чтобы добиться более высокой прочности и безопасности узлов, применяют дополнительные контрольные узлы. Но дополнения могут нивелировать такие важные преимущества этого типа узлов как простоту и легкость.

В каких случаях нужно применять восьмерку?

Так как имеется несколько разновидностей, область применения этого узла очень большая.

  • Для формирования фиксированной и подвижной петель.
  • Для привязывания к концу основной лески крючков, груза, кормушек, наживки и других элементов оснастки.
  • Для соединения основной лески с поводком на поплавочных оснастках.
  • Для соединения концов лески или плетенки
  • Для увеличения общей длины лески.

Для всех этих целей успешно применяется узел восьмерка или одна из его разновидностей.

Как вязать восьмерку

Хотя по своему принципу узлы похожи, но схема вязания у каждого своя.

Рыбацкая восьмерка

Эта петля входит в число базовых. Предназначена она для привязывания крючков, грузиков или блесен, у которых имеется ушко. Рыбацкую восьмерку принято считать одним из наиболее прочных соединений. Этот способ хорош тем, что, при его применении не образовывается отпугивающий рыбу большой комок лески. И благодаря небольшой деформации синтетическая леска не теряет свои свойства.

До изобретения синтетической лески рыболовы применяли эту петлю для натуральных материалов, таких как волосы, лен, кишка и др.

Вместе с тем, рыбацкая восьмерка, может служить составляющей частью других, более сложных узлов.

Как сделать восьмерку:

  • Двойной леской делаем петлю. Предварительно леску можно протянуть через вертлюжок или колечко крючка, если потребуется.
  • Леска обвивается вокруг основания и продевается обратно в кольцо.
  • С усилием стянуть узел, для большей надежности предварительно намочив леску.

Главные плюсы:

  • узел не смещается при большой нагрузке на него;
  • петли легко развязать, так как они не затягиваются;
  • быстрота выполнения – опытный рыболов может таким способом привязать крючок за пять секунд.

Двойная восьмерка

Двойную восьмерку в народе еще называют фламандским узлом. Главные ее достоинства такие же, как и у первого типа — небольшая деформация и, как следствие, не ослабляется конец лески. В сравнении со многими старыми узлами, которые применялись для натуральных материалов, двойная восьмерка обеспечивает большую надежность, если применяются современные лески.

Узел двойная восьмерка как правильно вязать:


Фото 8. Готово!При больших предполагаемых нагрузках необходимо выбрать леску приблизительно равного диаметра, а ее концы, для большей надежности, нужно оставить длинными.

В случае если вы не совсем уверены прочности и надежности соединения, то самостоятельно и проверьте связанный таким способом узел. Уровень нагрузки, которую может выдержать данное соединение, вас приятно удивит.

Заключение

Если вы хотите использовать рыболовные оснастки собственноручного производства и не переживать, что оборвете крючок или другой элемент оснастки, не волноваться из-за срыва самого увесистого в вашей жизни трофея, необходимо приобрести немалое количество знаний и обрести хотя бы какой-то опыт в изготовлении и восстановлении снастей. Но применение таких простых по своей сути методов, как соединение восьмерка, сделают рыбную ловлю еще более интересным хобби.

Если вы начинающий рыболов, тогда вам еще предстоит познакомиться со всем разнообразием способов соединения лески. Но всегда нужно стремиться к выбору более простого и эффективного решения, именно такими и являются соединения восьмеркой.

Так, время праздников заканчивается. Экипаж! Хорош ром лакать! Бутылки, стаканы - дробь, не наблюдать! Наступает время продолжения боевой флибустьерской подготовки.
Итак, шкотовый узел. Начнём издалека, а главная мысль, или её подобие, ждёт в самом конце, то бишь на шкентеле.
Любите книгу - источник знания! Кто это сказал? Неважно! Он был прав. Открываем первую попавшуюся - "Учебник судоводителя-любителя", 1976 год:

И читаем там: "Шкотовый узел применяется для ввязывания шкотов в шкотовые углы парусов. Разновидность его - брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках".
Всё правильно. Шкотовый - он потому шкотовым и называется. Правда, в нынешнее время он почти выходит из употребления, поскольку основательно изменились конструкции парусов, появились всякие карабинчики и т.п., и многие яхтсмены для крепления стаксель-шкота к стакселю вообще применяют беседочный узел. Дело в том, что вместо огона, образованного лик-тросом, сейчас в шкотовом углу обычно пробит кренгельс, а в него и в самом деле удобнее завести скобку, к которой шкоты не вяжутся, а крепятся своими огонами, или прямо в кренгельс заводится шкот беседочным узлом (в случае со стакселем - аж два шкота).
Но совершенно упущено, что шкотовый узел очень надёжен и для другого применения, необходимость в котором может возникнуть совершенно неожиданно...
А именно - для простого связывания двух тросов, работающих под нагрузкой. Например, когда из двух концов надо сделать один подлиннее - скажем, для использования в качестве буксира.
Заглянем в (ну конечно же) "Школу яхтенного рулевого", 1967 год:

Текст гласит: "Шкотовый узел применяется для связывания тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко".
Слово "очко" лично мне, мягко скажем, режет слух. И дело вовсе не в том, что я по натуре несусветный пошляк, а в том, что на флоте всё или почти всё должно иметь своё точное название, притом непонятное сухопутным крысам ("Эй, там! В лодке по скамейкам не ходить!"). "Очко" - это по-сухопутному, а на флоте это "дучка". И в данном случае нарисована не дырка в гальюне, а огон с коушем. Не "гаша", не "очко", а именно огон. Ну да ладно, мы не об этом. Сказано: "Для связывания тросов одинаковой толщины", а нарисован огон с коушем...
Поэтому пойдём дальше, в следующее издание (1974), исправленное и дополненное. Там то же самое, равно как и в последовавшем издании 1987 года, то есть ни слова про шкотовый угол паруса. Хоть бы разъяснили неофитам, почему узел шкотовым-то зовётся.
Открываем "Справочник боцмана", 1984:

В пояснении написано: "Шкотовый узел - для связывания двух канатов, один из которых имеет петлю, огон или коуш. Этим узлом привязывают шкоты к шкотовым углам парусов, канат к звену такелажной цепи и т.д. Надёжно держит только при натяжении".
Канат? Бр-р-р... На флоте нет канатов, на флоте есть только тросы, которые также могут быть линями и штертами (или шкертами). Канатов на флоте нет, но это прощается, потому как книжка просто замечательная.
Вот здесь уже "ближе к телу", как говорил Мопассан. Для примера нарисован всё тот же огон с коушем, но по тексту ясно, что огон может быть и без такового, и вообще может быть просто сложен петлёй.
К чему я всё веду? А к тому, что шкотовый узел несимметричный, а значит - вовсе не по фигу, как его вязать. В случае заделанного огона (да ещё с коушем) - это одно, а вот в случае с тросом, сложенным петлёй, совсем другое дело... Вот бы картинку! Ищем дальше.
В "Военно-морском словаре" 1990 года узел нарисован точно так же, и написано, что он служит "...для связывания тросов, один из которых имеет на конце коуш или огон":

А книжка "Парусный спорт", изданная в 1955 году, заверяет, что "Шкотовый узел применяется при сильной тяге и тросах одинаковой толщины, например при креплении шкота за шкотовый угол паруса":

Значит, настало время обратиться к мэтру - ко Льву Скрягину. У него есть замечательнейшая книжка "Узлы". И вот там, наконец-то, мы обнаружим картинку:
...

Но пояснения всё равно нет. Есть разница, с какой стороны выводить ходовой конец левого троса, или нет? Мне кажется,что есть... не может быть, чтоб не было!
Вот книга "Морское дело" (1978), автор которой, между прочим, дама - Людмила Шишкина. У неё в книге есть вот такая картинка:

Так вот: смею иметь наглость заявить, что эта картинка как раз и изображает классический и правильно завязанный шкотовый узел. И именно с целью быстрого и надёжного связывания двух тросов, работающих под натяжением. Петля может быть заплетена огоном, даже иметь заделанный в неё коуш, а может и не иметь. Вяжется моментально: раз - и готово. Развязывается тоже просто: сдвинул обе петли друг на друга, и узел готов к отдаче. При натяжении этого не сделать, но об этом позже. Шишкина указывает: "...для привязывания ходового конца троса к другому концу, имеющему огон или коуш. Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам". И тут она тоже права: сложенный вдвое конец троса - это уже огон, петля, пусть и не заплетённая, не заделанная. Вот так дама утёрла нос матёрым мореманам. Впрочем, не исключаю, что она сама мореман ещё тот...
А что же наш любимый Боб Бонд, "Справочник яхтсмена", настольная книга, наш горячо любимый "майн кампф"? На странице 328 (это наше, русское издание 1989 года) видим вот такое:

Никто не пробовал завязать подобный узел а потом прикладывать к нему переменное усилие? То есть потянуть-отпустить-потянуть-отпустить... И увидим, что узел-то ползёт! Ходовой конец левого (в данном случае) троса начнёт помаленьку двигаться внутрь огона, который сам же и образует. Этот узел ненадёжен. Фамилия художника в издании не указана, но уверен, что картинки взяты не из оригинальной книги Боба Бонда.
Правильно завязанный шкотовый узел в книге Бонда должен бы выглядеть вот так:

В узле, завязанном таким макаром, каждый ходовой конец "контрит" коренной конец другого троса и наоборот. И вот этот узел будет действительно надёжно держать. Мой капитан Владимир Митрофаныч Тарасов учил: "В шкотовом узле ходовые концы должны торчать по разные стороны от самого узла". Так что это не я придумал, если чё.
А вот что я действительно сам придумал, так это способ быстрого развязывания шкотового узла во время работы, когда снасти набиты. Это то же самое, что отличает рифовый узел от прямого:

Булинь . (фото: brig-club.ru )

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

(фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка".

"Восьмёрка" . (фото: brig-club.ru )

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

(фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды.


Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

Очень надёжный узел.
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.