Рыбацкий штык якорный узел. Морские узлы

Рыбацкий узел штык, или, по-другому, якорный узел - название говорит само за себя, используется для крепления каната к рыму или к скобе якоря.

За все время существования судоходного дела, а это не одна тысяча лет, не придуман более подходящий способ для крепления якоря. Этот вариант узла чем-то схож с простым штыком или простым штыком со шлагом.

Отличие его в том, что первый из полуштыков проходит внутри шлага, который обхватывает предмет.

У любого рыбака любимое дело не обходится без узлов. Опытный рыбак всегда сумеет надёжно объединить в удочке несколько видов лески, привязать крепко крючок, блесну или другую снасть, зафиксировать все необходимое на леске.

250 кг рыбы за 1 рыбалку

Задержанные браконьеры рассказали секрет своего успеха для хорошего клёва. Рыбинспекторов так удивило отсутствие у них браконьерского снаряжения...

С умом привязать садок под улов, чтобы тот не отвязался. Особенно полезно знание узлов тем, кто ходит рыбачить в море. Всегда необходимо владеть информацией о том, как правильно завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент.

Статья посвящена разновидностям узлов, которые найдут свое применение не только в указанных ситуациях. Каждый из узлов можно считать уникальным, так как может применяться где угодно.

Мы расскажем, что собой представляет узел, какой вид узла уместнее использовать в той или иной ситуации, а так же как правильно их вязать.

Узел – это старый способ соединения одной или более верёвок. Происходит оно с помощью связывания и переплетения «ходового» и «коренного» концов каната, веревки, лески.

Ходовым концом называется незакрепленная часть троса, которой мы образовываем узел. Коренной конец представляет собой вторую часть троса, зафиксированную в неподвижном состоянии.

Все существующие узлы разделены на группы по их назначению. В нашем рассказе речь пойдёт о незатягивающихся узлах, широко используемых в морском и даже рыболовном деле.

Штык с обносом - узел, который в несколько раз крепче по сравнению с обычным штыком с двумя шлагами. Его отличие заключается в отсутствие скольжения троса по объекту, за которым закреплен узел, и поэтому крепёж концов на этом узле необязателен.

Отсутствие скольжения даёт преимущества при резком изменении направления тяги.

Неплохо подойдет, чтобы надежно привязать садок к неподвижному объекту и даже если в воде присутствует течение, садок не развяжется и вода не заберет ваш улов.

Как правильно вязать узел штык с обносом

  • Сделайте оборот ходового конца вокруг предмета, направление: сзади наперед;
  • Протяните ходовой конец за коренным и сделайте оборот предмета теперь спереди назад;
  • Далее заведите ходовой конец над коренным, после чего выведите его за коренной и протяните в образовавшуюся петлю – у вас образуется один полуштык;
  • Повторите действия, чтобы сделать еще один полуштык;
  • Закрепите концы друг с другом бечевкой, затяните узел.

Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.

В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).

Выполнение

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).

В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.

Завязанный узел показан на рисунке г.

Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.

Как правильно вязать

  • Оберните объект ходовым концом вокруг объекта по направлению сзади наперед;
  • Сделайте еще два оборота в том же направлении;
  • Образуйте ходовым концом вокруг коренного полуштык;
  • Сделайте на коренном конце еще один полуштык;
  • Крепко стяните оба конца тонкой бечевкой;
  • Затяните узел.
  • Поздравляем, узел штык со шлагом готов!

Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом штык со шлагом, однако имеется одно существенное отличие. Веревку в рыбацком штыке протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел штык рыбацкий не стягивается и держит очень крепко.

Как правильно вязать рыбацкий штык

  • Проденьте ходовой конец в якорное кольцо сзади;
  • Пропустите в кольцо в том же направлении еще один раз;
  • Проведите конец за коренным и протяните через образовавшиеся петли;
  • Проведите ходовой конец сначала «за», а потом «перед» коренным, затем направьте в петлю – образуется полуштык;
  • Затяните узел.
  • Стяните два конца каната и закрепите их бечевкой.

Простой полуштык - самый распространенный и давний вид узлов. Он имеет широкий круг применения, поскольку является одним из элементарных незатягивающихся узлов.

Сам по себе этот узел не представляет никакой надёжности, однако, с зафиксированным ходовым концом эффективно справляется с любой тягой.

Неважно, какая сила натяжения будет на узел, он ни за что не затянется, максимум он затянет петлю и тем самым передвинется к предмету.

Основной его задачей является закрепление других видов узлов.

Однако и рыбакам он может пригодиться: например, быстро привязать ваше судно к пирсу, если остановка будет недолгой, или при необходимости временно соединить части лески.

Как правильно вязать простой полуштык

  1. Следует обернуть ходовой конец вокруг предмета, заведя его сзади;
  2. Далее протяните, оберните его вокруг коренного конца и проденьте ходовой конец в образовавшуюся петлю;
  3. Закрепите оба конца тонкой бечевкой;
  4. Затяните узел.
  5. После проделанных движений простой полуштык готов!

Якорный узел, или Рыбацкий штык

По структуре Рыбацкий штык очень напоминает Огибающий виток, но является более надежным. Как вы можете заметить, рабочий конец веревки проходит внутри огибающего витка и таким образом при нагрузке блокирует узел, не давая ему развязаться. Половина петли делается так же, как и в Огибающем витке. В итоге, конец веревки для полной безопасности можно прикрепить к основной части (см. фотографию), например, с помощью Беседочного узла.

Из книги Карабинные узлы автора Расторгуев Михаил

УЗЕЛ «ШТЫК» Рабочий конец веревки обносят вокруг дерева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю (рис. 8). Рабочий конец вновь проносят поверх коренного, огибают коренной и продевают во вторую

Из книги Морские узлы в обиходе автора Джарман Колин

УЗЕЛ БАХМАНА Хотя узел Бахмана и описан ранее, он относится к карабинным узлам и решено повторить его описание в этой книжке.Карабин своей длинной стороной прикладывается к основ­ной веревке. Репшнур простегивается в карабин, складывается вдвое и 2-3 раза обматывается

Из книги автора

Выбленочный узел Этот узел часто используют неправильно. С обеих сторон постоянно должны быть равные (или, по крайней мере, почти равные) по весу нагрузки, иначе концы начнут разматываться, и узел, в конечном итоге, развяжется. По этой причине Выбленочный узел не нужно

Из книги автора

Буксировочный узел Этот узел, называемый еще Безымянным узлом, чрезвычайно полезен при буксировке, так как его можно развязать даже под большим давлением со стороны груза. Чтобы завязать этот узел, сделайте Двойной огибающий виток вокруг грузовой полумачты (1), затем

Из книги автора

Шкотовый узел и Строповый узел Шкотовый узелШкотовый узел используют, чтобы соединить две веревки вместе. Он также похож на Строповый узел: в обоих случаях у одной веревки на конце есть небольшая соединяющая петелька.Тогда, когда постоянной петельки не существует,

Из книги автора

Двойной шкотовый узел и Двойной строповый узел Двойной шкотовый узелДля дополнительной безопасности Шкотовый и Строповый узлы (см. предыдущую страницу) могут быть быстро переделаны в двойные узлы. Делается это так: вы обводите рабочий конец веревки вокруг

Из книги автора

Узел «Задвижной штык» на веревке Используется для крепления одной веревки к другой, например, веревки, которую используют для уменьшения давления на другую веревку. Данный узел является более безопасным, если груз прикреплен так, что прикрепляющая веревка

Из книги автора

Узел «Задвижной штык» на жесткой перекладине Эта форма указанного узла слегка отличается от той основной, что уже описана выше, и используется для более надежного крепления на перекладине, но не на другой веревке. В данном случае первые витки не пересекают самих себя:

Из книги автора

Хирургический узел Этот узел можно описать как Рифовый узел для соскальзывающих, эластичных синтетических веревок, потому как служат они для одних и тех же целей, но Хирургический узел более безопасен при использовании современных материалов. Есть две его

Из книги автора

Плоский узел, или Плоский штык Отлично подходит для связывания вместе двух веревок вне зависимости от типа материала, из которого они сделаны, или их диаметра. Часто используется в морском деле для добавления дополнительного троса к стоп-анкеру.На конце одной из веревок

Из книги автора

Рыбацкий узел-2 Это переделка простого Рыбацкого узла особенно подходит при использовании скользящей синтетики.Первый двойной виток делается так же, как и в простом Рыбацком узле: рабочий конец проходит под ним. Далее рабочий конец заворачивается несколько раз вокруг

Из книги автора

Узел на перекладине Это что-то типа гибрида между Выбленочным узлом и Констриктором (Сжимающимся узлом). Он держится лучше, чем Выбленочный узел, в случаях, когда с одной стороны находиться больший груз, чем с другой, а развязывается легче, чем Сжимающийся узел. Чтобы

Из книги автора

Стопорный узел Этот узел лишь с натяжкой можно назвать узлом, и в данном случае можно скорее говорить о сцепке, чем о связывании. Стопорный узел используют по большей части тогда, когда необходимо уменьшить нагрузку на один трос путем добавления второго.Виток делается

Из книги автора

Топовый узел Топовый узел может быть использован для того, чтобы крепить ванты на мачты или чтобы поставить временный флагшток, а также для многих других простых операций.Делаются три петли и располагаются рядом друг с другом так, чтобы левая нижняя часть крайней петли

Из книги автора

Охотничий узел Используемый обычно для связывания двух веревок вместе, Охотничий узел отлично подходит как для тугих, неэластичных, так и для более мягких, скользящих синтетических веревок. Это узел прямоугольной формы, который делается следующим образом: две веревки

Из книги автора

Узел «Бык-гордень» Более надежный, чем Полуштык, Бык-гордень позволяет не бояться, что трос может размотаться. Смотайте трос, как это обычно делается, но конец оставьте длинным. Обматывайте этим концом верхнюю часть мотка, идя снизу кверху. Затем просуньте конец в

Рыбацкий штык — это узел, который предназначен для привязывания якорного каната к якорю. За много веков существования судоходства не было изобретено более прочного узла, чем морской штык.

Морской штык выполняют на основе простого узла, его относят к типу незатягивающихся морских узлов. Простой штык представляет собой петлю, выполненную на основе 2−3 полуштыков. Крепеж обладает такими качествами, что его можно легко развязывать и завязывать, даже в том случае, когда трос держится под давлением. Этот крепеж вяжут из 3 полуштыков.

Простой крепеж отличается высокой прочностью. Выполнить его легко и несложно запомнить способ вязки. Поэтому он и используется у моряков. Таким соединением альпинисты пользуются для фиксации троса к опоре при изготовлении подвесной переправы, так как развязывать канат надо, когда он сильно затянут. Другие узлы не подойдут для этой цели, так как их можно развязать, лишь когда ослаблен трос.

Применение

Такое соединение используют в морском судоходстве для привязывания троса к стояночному якорю. За многие годы применения узла в морском деле он не потерял своей актуальности. Для использования на морских судах он считается надежным, прочным, его легко развязать, когда это нужно. Крепление не портит канат в результате перетирки. Даже под воздействием морских волн это соединение отлично держит якорь.

Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык

Зная, как завязать узел простой штык на вертикальной опоре, можно спокойно оставлять лодку на берегу. Свободный конец каната за опору заводят слева направо. Свободный конец троса перекидывают через основной, заводят снизу в получившуюся петлю. Так образуют полуштык.

Затем свободный конец каната отводят вправо, его центр берут в правую руку, а часть троса, зафиксированную в узле, опять тянут влево, перебрасывают через основной и просовывают снизу в новую петлю, создавая второй полуштык и при этом формируя простой крепеж.

Чтобы соединение было более прочным, можно таким же образом сделать 3 полуштык. Но в простой ситуации достаточно бывает 2 полуштыков. Свободный конец каната привязывают к основному контрольным соединением. Таким образом, канат закрепляется к опоре надежно.

Вместо контрольного соединения можно свободный конец троса привязать к основному концу тросом малого диаметра. При этом полуштыки, образующие простое соединение, не затягивают, и соединение развязать легко, даже при под большой нагрузкой. Так делают моряки во время крепления каната к опоре.

У альпинистов завязывание такого узла заканчивается образованием контрольного крепления ходовой стороной каната. Если имеется большой запас каната, такое соединение формируют сдвоенным концом: ходовой конец троса складывают вдвое и выполняют простой крепеж так, как если бы одинарный канат был вместо двойного.

Альтернативные варианты штыка

Есть и другие виды штыка, имеющие отличия и позволяющие применять их в некоторых ситуациях с наибольшей эффективностью. Это двойной и тройной, штык с обносом, мокрый полуштык, рыбацкий, штык со шлагом, коечный, мачтовый, обратный.

Двойной и тройной

Двойной и тройной штыки отличаются от простейшего тем, что вместо одного оборота каната вокруг опоры делают 2 или 3. Эти виды отличаются большей прочностью благодаря добавочным оборотам. При этом воздействие нагрузки на полуштыки, которые составляют крепеж, будет наименьшим из-за силы трения каната в точках крепления к опоре. При этом канат не будет истираться.

С обносом

Чтобы понять, как вязать штыковой узел с обносом, сначала совершают свободным концом веревки оборот вокруг стояка. Потом узелок перебрасывают через основной и опять окручивают столб в противоположную сторону. После этого делают полуштыки, как при простом соединении. Крепеж меньше скользит при переменном направлении нагрузки. Петли каната обвивают столб по обе стороны от основного конца, на которое оказывается давление. Двумя шлагами штык с обносом позволяет привязать садок к неподвижному объекту. Конструкция зависит от прочности первого и второго шлага.

Обратный

Обратный штык — это перевернутый крепеж с обносом. Используют его моряки, когда появляются препятствия при обносе основного конца шнура вокруг столба. При создании узла опору надо обойти один раз. При вязании соединения с обносом обходить вокруг столба нужно 2 раза. Эта конструкция имеет те же достоинства, в отличие от простейшего соединения, что и крепеж с обносом, но при сравнении с ним обратный тип более удобный.

Коечный

Коечный штык раньше в морской практике завязывали для подвешивания гамаков на судах. Он отличается от простого типа тем, что вместо первого простого соединения вокруг столбов вяжут восьмерку. У такой конструкции есть достоинства в отличие от простого крепления. Недостатком является более сложная и длительная вязка коечного крепления.

Возможные ошибки при вязке

При формировании якорного узла можно допустить некоторые ошибки:

  1. При формировании двух полуштыков на основном конце троса выходит коровий узелок вместо выбленочного. Это считается ошибкой. При натяжении каната может произойти затягивание крепления, таким образом, появятся сложности при его формировании.
  2. При формировании соединений вместо 3 полуштыков вяжут 4 и больше. Это является ошибкой, потому что создание больше трех полуштыков не увеличит надежности крепления, а только повысит время завязывания и развязывания крепежа.
  3. На конце простого штыка не формируют контрольный узелок, а свободный конец каната не фиксируют на основном предложенным раньше способом. Это ошибка. Без крепления свободного конца троса крепеж при переменных нагрузках может развязаться.

Если, учитывая возможные ошибки, вы сможете правильно завязать данный морской узел, то это поможет осуществить крепление якоря к яхте или паруснику и надежно закрепить судно к якорному грузу или опоре, которая находится на берегу.

Применение: Якорный узел или Штык (ABOK стр. 269) также известен под названием Рыбацкого узла или Штыка. Этот узел широко используется для привязывания якорного каната к якорю . Из этого следует, что узел, которым привязывают веревку к предмету, должен всегда носить название Штык. Однако название "узел" восходит к тому времени, когда все шло под одно определение "привязанный к" и не ограничивалось соединением двух веревок.

Свойства Якорного узла (Рыбацкий Штык)

Рыбацкий Штык отличается от полного штыка и двух полуштыков тем, что первый полуштык проходит под первым полным оборотом. Изображение показывает незатянутый узел для того, чтобы продемонстрировать, как первый полуштык проходит через полный оборот.

Завязывание якорного узла (или Рыбацкого штыка)

1. Дважды оберните штырь концом веревки, оставив второй оборот свободным.
2. Положите конец веревки поверх коренного конца и заткните его под свободно лежащий оборот так, чтобы завязать первый полуштык.
3. Продолжите оборачивать коренной конец и завяжите второй полуштык.
4. Затяните узел.

Сравнение:
Узел очень схож с Простым штыком со шлагом , настолько схож, что есть сомнения в том, стоит ли различать их и использовать один вместо другого. Это правдиво отчасти, так как если бы каждый из узлов использовался для того, чтобы привязывать якорный канат к якорю, большинство людей добавили бы еще один или два полуштыка. Многие бы тоже посоветовали привязать конец веревки к коренному концу для дополнительной безопасности.

Булинь . (фото: brig-club.ru )

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

(фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка".

"Восьмёрка" . (фото: brig-club.ru )

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

(фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды.


Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

Очень надёжный узел.
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.