План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Прогулка «Наблюдение за птицами. Полевые наблюдения за перелетом птиц Наблюдение за полетом птиц цель

Зоя Разумная

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной"

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.

Образовательные: расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.

Развивающие: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление.

Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.

Ход наблюдения:

Воспитатель:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (Весна)

О каком времени года говорится в загадке? (О весне)

Воспитатель: Правильно, дети, наступила прекрасное время года - весна.

А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)

А какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Воспитатель читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам стихотворение?

О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы детей)

Что вы знаете о перелетных птицах?

Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы детей)

Воспитатель: Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы.

Какие перелетные птицы поселились дружной компанией на деревьях школьного двора? (грачи)

Дети наблюдают за поведением грачей.


Рассматривают следы птиц на снегу и гнезда



Каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

– Чем заняты птицы весной?

Какие птицы заботятся о своем потомстве?

Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель :Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

Трудовая деятельность: Уборка территории детской площадки (сбор сухих веточек).

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желание соблюдать чистоту на участке.







Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

1 апреля отмечается экологический праздник «Международный день птиц». С 1926 года и в нашей стране каждой весной проводится День.

Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки «Необыкновенное путешествие весной» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1. НАБЛЮДЕНИЕ. 1. Обратить внимание детей на изменения в природе весной: стало тепло,небо голубое и только кое-где.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: - уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; - учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

Обычное утверждение, что птицы летят весной на север‚ а осенью на юг, является значительным упрощением, хотя оно почти так же справедливо, как всякое краткое обобщение. Довольно известным исключением служат вертикальные миграции птиц с хребтов в долины, а во влажных тропических лесах для каждой популяции наблюдаются менее длительные перемещения, связанные с кормовыми условиями в дождливый и засушливый периоды.

Миграции океанских птиц могут происходить почти в любом направлении. Например. белолобая крачка, гнездящаяся в Новой Зеландии, осенью летит почти строго на запад, чтобы провести зиму на восточном и юго-восточном побережье Австралии. Американский красноголовый нырок, который гнездится в прериях по берегам небольших озер, летит зимовать почти прямо на восток - к Атлантическому побережью, Зимующий в Индии розовый скворец улетает гнездиться на северо-запад, в степи Турции и юга России.

В Южном полушарии, вполне понятно, направление перелетов обратное: осенью птицы летят зимовать на север, и тропикам. Причем такие миграции предпринимает здесь меньшее количество сухопутных птиц, чем можно было бы ожидать. Это отчасти объясняется тем, чтов Южном полушарии площадь суши, расположенной в умеренном климате, гораздо меньше‚ чем в Северном. Надо учесть также что птицы Южного полушария изучены значительно хуже. Птицы южных морей тоже совершают дальние миграции, особенно виды, гнездящиеся на берегах и прибрежных островах Антарктиды. Даже пингвины, которые могут путешествовать только вплавь, мигрируют весной на сотни километров к югу, в район Антарктики, а зимой возвращаются обратно в более теплые воды. Пожалуй, наиболее хорошо изучены перелеты начурки Вильсона. Это один из многих видов буревестников размером приблизительно с американского странствующего дрозда. Матросы называют ее «цыпленком Матушки Кэри». Обычно эти птицы летают над самыми волнами, нередко перебирая перепончатыми лапками по воде, словно помогая полету. Хотя качурки, когда наблюдаешь за ними с корабля‚ выглядят слабыми и похожи на мотыльков, они легко выдерживают океанские штормы и проводят большую часть своей жизни вдали от берегов. Качурка Вильсона гнездитея на небольших островах между южной частью Южной Америки и прилегаюшими районами Антарктиды, особенно на Южной Георгии, Южных Шетландских островах и Южных Оркнейских островах. В течение марта и апреля — осенних месяцев Южного полушария — эти качурки мигрируют на север, в тропические воды Южной Атлантики. В июне их очень много у восточных берегов Соединенных Штатов, значительно больше, чем местных северных качурок, гнездящихся в это время на островах у берегов штата Мэн и Новой Шотландии. В течение северного лета они широко распространяются по Северной Атлантике от Новой Англии и залива Св. Лаврентия до Бискайского залива и северо-западных берегов Африки. В октябре качурки Вильсона начинают двигаться к югу и встречаются уже от тропических вод Атлантики, особенно у африканских берегов, на юг до мест их гнездовых колоний. Как показывает рисунок ниже, эти птицы, несмотря на их малые размеры и относительно медленный полет, мигрируют почти так же далеко, как полярная крачка, о чьих подвигах мы уже отзывались с восхищением.

Наблюдения за качурками Вильсона в Северной и Южной Атлантике. Белыми кружками обозначены места, где они отмечались в январе, а кружками с точкой - в июле.

Большинство мигрирующих птиц Северного полушария, вообще говоря, движется на север или на юг, но их истинные пролетные пути могут отклоняться на 45-60° от компасного направления на север при весенних перелетах или на юг осенью. Далеко не всегда эти отклонения объясняются направлением береговой линии или речной долины. по которой летят птицы. В Западной Европе многие птицы летят осенью из Скандинавии, Англии и Северной Германии на юго-запад в южную Францию или Испанию. Другие птицы из тех же гнездовых областей летят осенью в юго-восточном направлении, на Ближний Восток. Многие птицы из двух этих групп останавливаются на Средиземноморском побережье, но не меньшее количество птиц других видов летит и прямо на юг, в Африку. Во время ежегодных миграций из Европы в Африку сотен видов птиц заметно их стремление лететь не прямо через Средиземное море, а обогнуть его с востока или с запада-через Испанию и Гибралтарский пролив. С другой стороны, многие виды летят и прямо через Средиземное море, никуда не отклоняясь. Хорошим примером первой группы птиц, летящих окольным путем, является крупный, хорошо заметный и всем известный белый аист. В Западной Европе были окольцованные тысячи этих аистов, а повторные встречи их по всему маршруту перелета позволили довольно точно обозначить путь, по которому они путешествуют (рисунок ниже). Примерно такие же выводы можно сделать и о миграциях птиц в Северной Америке, надо только «заменить» Средиземное море Мексиканским заливом. Наибольшее различие заключается, пожалуй‚ в том, что мощные горные массивы западной части Соединенных Штатов и Центральной Америки несколько изолируют птиц тихоокеанского побережья от обитателей равнин центральной части США и восточного побережья. Но и здесь есть исключения, особенно среди водоплавающих птиц.

Осенний перелет европейского белого аиста. Аисты, гнездящиеся во Франции и на западе Германии, летят через Испанию, те же, что гнездятся дальше на восток, огибают Средиземное море с восточной стороны.

Многие североамериканские виды птиц из обширных районов гнездования в восточной и центральной части США или южной Канаде летят более или менее строго на юго-восток во Флориду, на Багамские острова или на острова, расположенные в восточной части Карибского моря. Некоторые из них летят по этому маршруту с крайнего севера. К этой группе относятся и кулики, гнездящиеся по побережью Ледовитого океана в северной Канаде и достигающие Атлантики около устья реки Св. Лаврентия. Многие из этих куликов летят дальше на юго-восток или на юг, в Южную Америку. Зимовки некоторых видов находятся значительно южнее экватора, как, например, у рисового трупиала или американский бурокрылой ржанки (рисунок ниже). Многие мигранты не придерживаются строго какого-нибудь направления в течение всего весеннего или осеннего перелета. Картирование большого числа пролетных путей ясно показывает наличие особых «поворотных пунктов», расположенных в определенных точках маршрута. Например, птицы Северной Европы, которые огибают Средиземное море с юго-востока или юго-запада, достигнув Марокко или Египта, меняют направление и летят почти прямо на юг.

Маршруты перелетов взрослых американских бурокрылых ржанок осенью и весной. Молодые птицы этого вида летят на юг приблизительно по маршрутам весенних перелетов взрослых птиц к северу. Таким образом, они находят дорогу от гнездовий в Арктике, где вывелись, к местам зимовок в Южной Америке без помощи взрослых птиц своего вида.

Данных о начальном этапе ночного ритма миграционной активности птиц в литературе встречается мало. Парслоу (Parslow 1962, 1969) на основании радарных наблюдений в Южной Англии показал, что старт мелких насекомоядных видов птиц (славки, мухоловки, пеночки и др.) отмечался через 35-45 мин после захода солнца. Те же сроки начала ночной активности были отмечены и рядом других исследователей (Nisbet et al. 1963; Casement 1966). Применение метода радиотелеметрии позволило довольно точно определить сроки старта одиночных дроздов (Cochran et al. 1967). Наконец, Хэбард (Herbard 1971) наблюдал взлетающих птиц с помощью бинокля в луче прожектора, освещающего слой воздуха над вершинами деревьев. Полученные данные о сроках начала ночной миграции полностью совпадают с результатами радарных наблюдений.
По другим аспектам стартового поведения данные фактически отсутствуют. Лишь в нескольких работах обсуждается влияние погодных факторов на начальный период ночного полёта (Drury, Keith 1962; Drury, Nisbet 1964; Evans 1966; Nisbet, Drury 1967; Bellrose 1967; Большаков, Резвый 1971).
Настоящее исследование проводилось с целью более детального изучения рассматриваемого вопроса. Работа велась весной 1971 года на стационаре, расположенном на южном берегу Финского залива в районе станции Старый Петергоф.

Методика и материал

Наблюдения проводились в течение 49 дней (17 апреля – 3 июня 1971) в двух постоянных точках. Один наблюдательный пункт находился на небольшом поле площадью около 0.5 км2, расположенном посредине старого парка, а другой – на берегу залива. Топографические и кормовые особенности этой местности способствовали повышенной концентрации на ней ночных мигрантов и создавали благоприятные условия для регистрации их поведения. Наблюдения велись визуально в течение 2.0-2.5 ч и начинались обычно до захода солнца.
В результате проведённой нами работы был собран материал по начальному периоду ночной миграции у 18 видов птиц: Cuculus canorus, Caprimulgus europaeus, Crex crex, Muscicapa striata, Phylloscopus trochilus, Phylloscopus collybita, Ficedula hypoleuca, Turdus pilaris, Turdus viscivorus, Turdus merula, Turdus iliacus, Turdus philomelos, Erithacus rubecula, Luscinia luscinia, Oenanthe oenanthe, Lanius collurio, Sylvia curruca, Sylvia atricapilla. Однако приводимый ниже анализ поведения относится в основном к 4 видам ночных мигрантов, данные по которым наиболее многочисленны: Ph. trochilus, E. rubecula, T. philomelos, T. iliacus.

Результаты наблюдений

На основании полученных данных в начальном периоде ночной миграции можно выделить два основных этапа – предстартовый и стартовый: первый отражает поведение мигрантов на земле, а второй – после взлёта. Начало предстартового периода связано с прекращением двигательной и кормовой активности в период захода солнца. Вскоре после этого подвижность птиц резко усиливается, и они вылетают на наиболее открытые места (опушки леса, окраины полей, одиночно стоящие деревья и группы кустов). Происходит перераспределение мигрантов по территории (вторая фаза предстартового поведения). Примечательно то, что эти перемещения носят не случайный характер, а ориентированы приблизительно в направлении предстоящего полёта.
При изрезанности линии побережья это особенно хорошо заметно. Последняя фаза предстартового поведения характеризуется двумя новыми особенностями. Во-первых, птицы часто взлетают на вершины деревьев и кустов и некоторое время (10-15 с) сидят там неподвижно. При этом они часто принимают характерную позу, так что создаётся впечатление, что птицы осматривают определённый сектор неба в направлении их миграции. Такие «осмотры» проводятся одной и той же особью по нескольку раз, причём птица часто может менять место наблюдения. Во-вторых, в это время иногда наблюдаются своего рода «ложные старты», когда птицы взлетают с деревьев, пролетают некоторое расстояние над водой (до 100-150 м) и вновь возвращаются на берег. Кроме того, у целого ряда видов птиц в это время наблюдается сильно выраженная голосовая «перекличка» (Muscicapa striata, Erithacus rubecula, Phylloscopus trochilus, Ph. collybita, Turdus pilaris, T. iliacus, T. philomelos).
Формы стартового поведения мигрантов очень разнообразны: одни особи исчезают из поля зрения, перемещаясь низко над водой, другие сразу начинают двигаться под разными углами к горизонту, третьи некоторое время кружатся над берегом и лишь после этого начинают лететь в определённом направлении.
Для большинства стартующих особей Phylloscopus spp. отмечена своеобразная форма стартового полёта («бабочка»), когда птица, кроме поступательного движения вперёд, колеблется в горизонтальной плоскости относительно главной линии полёта посредством постоянных, но кратковременных изменений ориентации оси тела. В некоторых случаях наблюдается явление набора высоты и только после этого птицы «ложатся» на определённый курс. Большинство рассматриваемых видов птиц стартует в одиночку и только некоторые общественные ночные мигранты (Turdus pilaris, Turdus iliacus, Muscicapa striata) взлетают группами разной величины.
В случае, если старт не имел места, можно говорить о послестартовом периоде, характеризующемся перемещениями птиц в поисках места ночёвки.

Все фазы предстартового и стартового периодов приурочены к определённому времени после захода солнца. Однако промежуток времени между моментом местного захода солнца и той или иной фазой поведения постепенно изменяется от начала к концу сезона (см. рисунок). Среднее время старта увеличивается от 45±2.51 мин во второй декаде апреля до 85±5.47 мин в третьей декаде мая. Подобная закономерность не является результатом видовых различий в сроках стартового поведения, а отражает сходство реакций разных видов птиц (и отдельных особей) на изменяющиеся внешние условия. В большинстве работ других авторов отмечается, что время старта зафиксировано и составляло в среднем 35-45 мин после захода солнца (Nisbet et al. 1963; Parslow 1962, 1969; Casement 1966; Herbard 1971). На наш взгляд, такое различие в результатах вполне закономерно. Наблюдения показали, что стартовое поведение птиц приурочено к определённому уровню освещённости. Все указанные работы проводились южнее 50° северной широты, где продолжительность вечерних сумерек в течение года не изменяется. В условиях же Ленинградской области с увеличением длины дня весной удлиняется и сумеречный период, так что критическая граница уровня освещённости постепенно сдвигается. В соответствии с этим сдвигаются и сроки старта. Колебания в сроках протекания различных фаз поведения в течение нескольких последовательных дней определяются разными условиями облачности, вызывающими заметные изменения в уровне освещённости для одного и того же времени суток.
У видов рода Turdus наблюдается сильная стимуляция поведения посредством развитого звукового общения. Имитация поведения у дроздов настолько велика, что можно говорить о «психическом аспекте» стартового поведения, который в большинстве случаев необходим, а иногда и достаточен для начала ночного полёта. По этой причине некоторые стаи дроздов могут взлетать несколько раньше средних сроков, а одиночные особи стартуют обычно позже или вообще не начинают ночной полёт.
Стартовое поведение не имеет места при сплошной облачности, плохой видимости, в дождливую и туманную погоду, сильно ограничивается скоростью ветра в приземном слое более 6-8 м/с (см. рисунок). Переменная облачность даже при отсутствии других ограничительных факторов значительно снижает число стартующих птиц. Кроме того, как показали специальные наблюдения за ночной миграцией птиц, улучшение погоды в более позднее время ночи не вызывает стартового поведения ни у одного из обсуждаемых видов птиц. С этим согласуются и данные, имеющиеся в литературе (Herbard 1971).

Заключение

Наблюдения за начальным периодом ночного полёта показали, что предстартовое перераспределение птиц по территории, а также «ложные старты» в большинстве случаев ориентированы в правильном миграционном направлении. Подобного рода поведение имеет место до появления в поле зрения наблюдателя первых звёзд. Таким образом можно предполагать, что ночные мигранты получают информацию о положении стран света ещё в светлое время суток.
Проведённые нами наблюдения подтвердили также, что стартовое поведение полностью подавляется сплошной облачностью (Большаков, Резвый 1971). Во всех случаях при полной облачности стартующие птицы не отмечались, несмотря на высокую численность мигрантов на побережье Финского залива.
Полученные данные свидетельствуют о функционировании у птиц во время старта только астрономической системы ориентации. Неясной остаётся способность мигрантов к ориентированным перемещениям в предстартовый период. Предполагается участие солнца в системе ориентационного поведения ночных мигрантов на данном этапе суточного ритма активности.

Литература

Большаков К.В., Резвый С.П. 1971. Влияние облачности и ветра на ночную миграцию птиц // Материалы симп. «Анализаторные системы и ориентационное поведение птиц». М.
Веllгоsе F. 1967. Radar in orientation research // Proc. 14th Intern. Ornithol. Conf. Oxford.
Casement M.B. 1966. Migrations across the Mediterranean observed by radar // Ibis 108, 4: 461-491.
Cochran W.W., Montgomery G.G., Graber R.R. 1967. Migratory flights of Hylocichla thrushes in spring: a radiotelemetry study // Living Bird 6: 213-225.
Drury W.H., Keith J.A. 1962. Radar studies of song-bird migration in coastal New England // Ibis 104, 4: 449-489.
Drury W.H. Jr., Nisbet I.С.Т. 1964. Radar studies of orientation of song-bird migrants in southeastern New England // Bird-Banding 35, 2: 69-119.
Evans P.R. 1966. Migration and orientation of passerine night migrants in North-East England // J. Zool. (London) 150, 3: 319-348.
Herbard J.J. 1971. The nightly initiation of passerine migration in spring: a direct visual study // Ibis 113, 1: 8-18.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr., Baird I. 1963. Weight-loss during migration // Bird-Banding 34, 3: 107-138.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr. 1967. Orientation of spring migrants studied by radar // Bird-Banding 38, 3: 173-186.
Parslоw I.L.F. 1962. Immigration of night migrants into southern England in spring 1962 // Bird Migration 2: 160-175.
Parslow I.L.F. 1969. The migration of passerine night migrants across the English Channel studied by radar // Ibis 111, 1: 48-79.

К.В. Большаков, С.П. Резвый.

Второе издание. Первая публикация в 1975 г . Большаков К.В., Резвый С.П. 1975. Наблюдения за поведением птиц в начальный период ночного миграционного полёта // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 9: 123-129.

Источник
Русский орнитологический журнал 2017, Экспресс-выпуск 1515. стр. 4431-4435.

Larvivora akahige (Temminck, 1835). Японская зарянка похожа на обыкновенную малиновку, но массивнее, тяжелее, хвост шире и короче. Передняя часть и бока груди, а также бока тела аспидного цвета. Селится в темных участках смешанных лесов, с кустарнико...

Muscicapa dauurica (Pallas, 1811). Средних и небольших размеров мухоловка, буроватой или рыжеватой окраски, без продольных пестрин, снизу преобладает белый цвет. Только у этой мухоловки из всех «серых» мухоловок не развиты пестрины на брюшной стороне...

Spinus spinus (Linnaeus, 1758). Чиж - мелкая птица, немного крупнее пеночки. Окраска самца состо­ит из сочетаний черного, зеленого и желтого. У самки окраска менее контрастна, и в первую очередь заметно отсутствие сплошной черной шапочки, верх головы...

Saxicola caprata (Linnaeus, 1766). Черный чекан обращает на себя внимание как своей контрастной окраской. Преобладающая окраска самца блестяще-черная. Пятна на крыльях вдоль предплечья, надхвостье, подхвостье и брюшко белые. В свежем оперении довольн...

Melanocorypha yeltoniensis (Forster,JR, 1768). Черный жаворонок по размерам крупнее скворца. Плотного телосложения, с длинными крыльями, не достигающими конца довольно длинного хвоста. По окраске черный жаворонок резко отклоняется от обычного типа «ж...

Oenanthe finschii (von Heuglin, 1869). Черношейная каменка - довольно крупная, плотного телосложения каменка, с относительно короткими крыльями и толстым клювом, приспособленная к обитанию в условиях пустынь. Среди прочих каменок выбирает едва ли не...

Oenanthe hispanica (Linnaeus, 1758). Черноухая каменка - небольшая, стройная каменка. Самец чернопегий, самка серо-бурая. Хвост на большем протяжении белый, с неровным черным концом. Населяет каменистые места с выходами скал, живет у лёссовых обрывов...

Calliope pectoralis (Gould, 1837). Черногрудая красношейка ведет довольно скрытный образ жизни, только в брачный период самцы, теряя осторожность, поют совершенно открыто и благодаря громкой песне и бросающейся в глаза окраске становятся особенно зам...

«Наблюдение за поведением птиц осенью»

Педагогическая цель: Продолжать формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах; учить различать птиц по способу их питания; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года; упражнять в правильном употреблений наречий и времени; развивать ловкость, быстроту реакций; умение действовать по сигналу.

Целевые ориентиры образовани я: проявляет интерес к птицам, особенностям их жизни; различает птиц по внешнему виду; правильно произносит слова и звуки; инициативен в разговоре; способен к целенаправленному наблюдению за объектами; проявляет интерес к трудовым поручениям; творчество в самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Осваиваемые образовательные области :

Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Средства реализации : спортивное оборудование; атрибуты для игр; грабельки.

Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за поведением птиц.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Беседа с детьми

Обратить внимание детей на то, что птиц становится всё меньше и меньше. Отметить, какие птицы чаще встречаются, а каких совсем не видно. Назвать перелётных и зимующих птиц, рассказать о причинах их отлёта. Продолжая рассказ о птицах, пояснить, что вечером голоса птиц становятся всё тише и тише, потому что готовятся ко сну (одни находят укромные места для ночёвки, другие прячутся в гнёздах или на ветвях деревьев).

Вопросы

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени ? (Корма для птиц становится всё меньше, начинает холодать – птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлёту)

Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Летом для птиц достаточно корма, они выводят и выкармливают птенцов. Осенью птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Что происходит осенью с кормом для птиц? Корма для птиц становится всё меньше и меньше: сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

С чем связаны сроки отлёта насекомоядных и зерноядных птиц осенью? Насекомоядные улетают раньше. Так как исчезают насекомые, и птицам нечем питаться. Затем улетают зерноядные. Птицы, которые едят плоды, семена, зёрна.

Почему осенью птиц становится мало? С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и начинают исчезать насекомые.

Как птицы готовятся к отлёту? Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом.

Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц? Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.

Какие птицы позже всех улетают на юг? Утки, гуси – водоплавающие птицы, улетают последними, пока не замёрзли водоёмы им есть чем питаться.

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелёте на юг? Журавли летят клином - углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом.) некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие – насекомоядные птицы – летят скученной стаей.

Предложить детям собраться вместе для «перелёта»; построиться клином, прямой линией и т. д.

Рассказать об отлёте журавлей осенью. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удаётся увидеть как передовой журавль - вожак - меняется местами со своим соседом. Один из них полетает под другого и занимает его место.

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край

Исследовательская деятельность.

Предложить детям рассмотреть карточки - схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, косяк, хаотично, скученно расположенные птицы. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка - схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель : воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч одному из игроков, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово «огонь» - отбросить. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Подвижные игры

«Гуси – лебеди»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями. Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.

«Затейники»

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Подвижные игры по выбору детей.

Самостоятельные игры детей.

Птицы являются древнейшими обитателями планеты. Их жизнь находится под пристальным вниманием орнитологов уже на протяжении тысячелетий.

Способы передвижения птиц

Большинство видов птиц, обитающих на планете в настоящее время, для передвижения используют полет. Благодаря этому птицы мигрируют, добывают себе корм, спасаются от хищников. Способность летать является одной из отличительных черт представителей класса.

Существует и другая группа - нелетающие птицы. Главным образом они обитают на островах или в тех местах, где отсутствуют хищники. Для совершения полета требуются огромные затраты энергии, поэтому, если нет необходимости в таком способе передвижения, то птицы отказываются от него.

Наземный образ жизни приводит к значительному повышению массы тела нелетающих птиц. Примером тому могут стать пингвины, страусы.

Из истории изучения полета птиц

Ответ на вопрос о том, как летают птицы, всегда зависел от уровня развития различных наук в определенную эпоху. Поэтому не стоит удивляться тому, что такие великие ученые, как Аристотель, Леонардо да Винчи, Борелли и многие другие исследователи по-разному объясняли механизм полета птиц.

И сегодня ученые открывают много нового, что связано с повадками, способами питания, размножения, передвижения пернатых. За тем, как летают птицы, с большим интересом наблюдают не только ученые, но и другие люди, далекие от науки. Это необыкновенное зрелище захватывает каждого.

Эволюция и полет птиц

Вопрос появления первых летающих птиц до конца не изучен. Причина, заставившая подняться наземных животных в воздух, тоже неизвестна. Поэтому палеонтологам придется еще много работать, чтобы прийти к определенному решению вопроса.

Ясно лишь то, что для обеспечения способности к полету птицам в ходе эволюции понадобилось пройти целый ряд адаптаций. Птица в полете руководит непосредственно самим процессом, но также она должна взлетать, приземляться, ориентироваться в пространстве не только при благоприятных погодных условиях, но и при порывах ветра, во время осадков, в темноте. Постоянно при полете птицы вынуждены определять и корректировать направление своего передвижения.

Сведение массы тела к минимуму - одно из важнейших условий, необходимых для организации полета, и это характерно для всех летающих птиц. Однако среди них есть рекордсмены - некоторые виды дрофы достигают массы 18-19 кг. При этом они не утратили способности к перелетам.

Отдельные виды класса адаптировали к полету строение передних конечностей - крыльев. От их формы зависит тип, скорость полета, маневренность. Строение и форма перьев тоже играют большую роль в обеспечении способности к полету.

Также адаптирован хвост, строение головного мозга, органов зрения, скелета, мышц, дыхательная система.

Как летают птицы?

Полет различных представителей класса неодинаков. Он зависит от размеров пернатого, его места в экологической нише и других причин.

Различают два основных типа полета: активный (или машущий) и пассивный - парящий. Использование птицами какого-то одного вида полета встречается очень редко. Чаще всего они комбинируют оба типа.

Наблюдения орнитологов за тем, как летают птицы, привели к выводу, что каждый из двух названных типов полета еще подразделяется на виды. Использование того или иного способа зависит от биологических особенностей птицы, ее массы тела, условий обитания.

В связи с этим птицы используют для передвижения хлопающий, трепещущий, волнообразный, вибрационный и другие типы полета. Парящий полет не требует активных затрат энергии. Он осуществляется за счет использования восходящих термических потоков воздуха. Отдельные виды птиц используют динамическое парение, которое становится возможным за счет различной скорости движения воздуха над поверхностью земли и при поднятии на определенную высоту.

Для сохранения энергии птицы используют такие приемы, как зависание, передвижение в воздухе группой, прерывистый полет.

С какой скоростью летают птицы?

Скорость полета птиц - еще одна интересная сторона их жизни. Известно, что при сезонных миграциях пернатые способны показывать удивительную выносливость, поражают и их скорости во время этих путешествий. У разных видов птиц она может колебаться от 50 до 150 километров в час.

При внесезонных перелетах скорости, используемые птицами, могут быть значительно ниже. Стоит лишь отметить сокола-сапсана, который при пикирующем полете за добычей развивает скорость до 320 км/ч.

Высота полета птиц

Во время обычных полетов птицам нет необходимости подниматься на огромную высоту, поэтому они летают близко к поверхности земли.

Особым является вопрос о том, на какой высоте летают птицы во время миграции? Здесь нужно учесть, что на пути их следования встречаются горы. Преодолевая эти участки, птицы вынуждены подниматься на высоту 5500-6000 метров. Известны случаи, когда птиц видели и на большей высоте. Такие перелеты отнимают огромное количество энергии, порой они совершаются на грани возможностей пернатых. Наиболее приемлемой является высота от 1 до 1,5 км.

Мир пернатых обитателей планеты необычайно разнообразен. Птицы способны показывать возможности, которые поражают воображение людей. А ученым они предоставляют немало загадок, которые им еще только предстоит отгадать.