Корпоративные нормы. Корпоративная норма — это Форма закрепления корпоративных норм

Корпоративные нормы примеры и получил лучший ответ

Ответ от Ђит Микелс[мастер]
КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ - нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.) . Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах.
Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они так же, как и правовые, документально зафиксированы, в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.) , Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» и др. законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, вышеупомянутый Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм, либо осуществление объединением деятельности, противоречащее нормам Устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.

Ответ от Ольга Фадеева [гуру]
на работе утренние планерки, в школе приветствие преподавателя стоя и тд


Ответ от Настя Цишецкая [новичек]
Корпоративные нормы - нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.)


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Корпоративные нормы примеры

Марийский юридический вестник

Осмысливая наш страшный исторический опыт, следует помнить, что решающее значение для общества имеет принцип главенства закона и неотвратимости наказания. Только практическая реализация этого принципа может обеспечить мирную и спокойную жизнь, гарантированную безопасность граждан.

Т.А.Щелокаевак

КОРПОРАТИВНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМЫ:

ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ

В настоящее время и в научной литературе, и в правовых актах широко используются такие термины, как «корпоративная норма», «корпоративное право», «локальный нормативный акт», «локальная норма». Но чёткость в их понимании и соотношении отсутствует не только в учебной, но и в научной литературе. Между тем однозначность терминологии, понимание природы правовых и смежных с ними явлений -залог эффективности правотворчества, правореализации и в целом правового регулирования.

Традиционно по способу образования и механизму действия социальные нормы делятся на обычные, моральные, корпоративные и право-вые* 61. Обычные правила поведения формируются в течение длительного периода и обеспечиваются силой привычки. Моральные нормы появляются по мере развития представлений о добре и зле и поддерживаются силой общественного мнения. Корпоративные правила поведения вырабатываются отдельными корпорациями для регулирования внутриорганизационных отношений и обеспечиваются силами этих организаций. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Данная классификация социальных норм имеет особое значение, так как именно она позволяет отыскать право, выделить его специфическую природу. Таким образом, право, корпоративные нормы, мораль и обычаи являются самостоятельными подсистемами регулятивной системы государственноорганизованного общества.

Каждая подсистема имеет не только специфический механизм формирования и функционирования, но и особые формы выражения, своё социальное назначение. Следуя общей теории систем, необходимо подчерк-

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии (филиал в г. Кирове).

61 Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. - М., 1996. - С. 52.

нуть, что тот или иной элемент регулятивной системы обязательно будет частью только одной подсистемы. Например, правило приветствовать человека рукопожатием является обычной нормой, так как обеспечивается силой привычки. Сложившееся в семье правило посещать все театральные премьеры есть не что иное, как корпоративная норма, действие которой основано на силе данной организованной группы людей.

Возможна и реально существует такая ситуация, когда правила поведения разных регулятивных систем в какой-то части совпадают, но всё же по своей природе это различные нормативные предписания. Например, правовая норма статьи 38 Конституции РФ предписывает трудоспособным детям, достигшим 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Моральная норма, обязывающая детей помогать своим родителям, имеет очень похожее содержание. Всё же перед нами не одинаковые правила поведения, самые существенные отличия которых заключаются в механизме регулирования общественных отношений. Если правовая норма обеспечена принудительной силой государства, то моральная норма - силой общественного мнения. Нельзя абсолютизировать роль государственного принуждения, нередко общественное одобрение (порицание) оказывает куда более мощное влияние на сознание человека, следовательно, и на реализацию нормативных предписаний.

Конечно, подсистемы регулятивной системы общества взаимодействуют. И нас прежде всего интересует взаимодействие правовых норм, с одной стороны, и моральных, правовых, обычных нормативных установок, с другой стороны. Этот вопрос достаточно подробно освещён в научной литературе62, правда, чаще через призму право - мораль. Кратко и схематично это взаимодействие выглядит следующим образом. Государство придаёт правовую форму иным социальным нормам и тем самым повышает эффективность действия правовых предписаний, так как действует не только принудительный механизм, но и механизм этих социальных норм. Если обычаи, мораль и корпоративные нормы обогащают право содержательно, то право «делится» с первыми своим механизмом государственного принуждения.

Когда речь заходит о взаимодействии, следует помнить, что в результате правотворчества в систему права не включается моральная (обычная, корпоративная) норма, а создаётся норма права, схожая по содержанию с моральной (обычной, корпоративной). То есть совокупность моральных предписаний не изменяется, а количество правовых норм увеличивается. Таким образом, в процессе взаимодействия соци- * 81

62 См., например: Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М, 1988; Нерсе-сянц В.С. Право в системе социальной регуляции. - М., 1986 и др.

Марийский юридический вестник

альные нормы различных подсистем не меняют своей прописки (своей социальной природы), а только обогащают друг друга. В практической жизни, когда общественное отношение регулируется различными социальными нормами, порой очень трудно определить, результатом действия какой из них является надлежащее поведение субъекта. Работник не опаздывает на работу вследствие действия правовых, моральных или корпоративных норм?

В юридической литературе понимание моральных и обычных норм устойчиво и однозначно, чего нельзя сказать о корпоративных нормах. Во-первых, под корпоративными нормами (нормами общественных организаций) понимаются правила поведения, которые выражают волю и интересы членов организации, распространяют своё действие на них, регулируют внутриорганизационные отношения, санкционированы специфическими характерными для каждой организации мерами воздействия63. Здесь мы видим чёткое противопоставление корпоративных норм иным социальным нормам, прежде всего правовым, именно по механизму действия. Данный подход чётко прослеживается в работах по исследованию системы социального регулирования.

Согласно второму подходу корпоративные нормы являются результатом правотворчества, то есть видом правовых норм. А.Ю.Тихомиров и И.В.Котелевская пишут, что в известном смысле можно говорить о профессиональном, трудовом и корпоративном нормотворчестве и рамках законов об акционерных обществах, сельскохозяйственной кооперации и т.д.64 Такая трактовка корпоративных норм даётся в исследованиях проблем правотворчества. В этом же смысле можно понять рассуждения С. С. Алексеева, который пишет, что при известной организации политических отношений корпоративным нормам в порядке общего государственного делегирования может быть придана непосредственно юридическая сила65.

Вышеизложенные суждения о подсистемах нормативного социального регулирования не позволяют нам трактовать корпоративные нормы как вид правовых норм. Только понимание корпоративных норм в рамках первого подхода делает возможным выделение, обособление такой подсистемы социальных норм.

63 Протасов В.Н. Теория государства и права: Проблемы теории права и государства. - М., 2001. - С. 125.

64 Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. - М., 1999. - С. 41.

65 Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. - М., 1981. - С. 182.

3. Вопросы теории и истории государства и права

Корпоративные нормы в рамках всего общества не образуют единой системы. Их можно классифицировать по различным основаниям, которые, тем не менее, не являются системообразующими факторами. По социальной природе корпораций их нормы можно делить на политические, семейные, церковные, профессиональные (кодексы чести) и т.д. По форме закрепления следует выделять неписаные (устные) и письменно закрепленные корпоративные нормы. В зависимости от степени участия членов корпорации в создании правил поведения последние можно подразделять на односторонние и договорные.

Так же мы можем рассматривать взаимодействие корпоративных и правовых норм. Если в результате взаимодействия обычных и правовых норм в системе права появляются обычно-правовые формы (обычное право), то есть правовые нормы, сохранившие форму обычая, то следует признать возможность и реальность существования корпоративноправовых норм.

Корпоративные и корпоративно-правовые правила поведения - это разные по своей социальной природе нормы. Если первые выражают волю только организации и обеспечиваются силами самой организации, то вторые выражают непосредственно волю организации и опосредованно волю государства, обеспечиваются прежде всего принудительной силой государства66. Общим для данных норм является то, что и те и другие регулируют внутриорганизационные отношения. Как на практике отграничить корпоративно-правовую норму от корпоративной? Корпоративно-правовая норма принимается только по вопросам и в формах, предусмотренным законодательством.

Именно данный подход позволяет нам понять природу такого явления, как корпоративное право, которое включает в себя, помимо норм законов и подзаконных актов государственных органов, корпоративноправовые нормы.

Безусловный интерес представляет форма выражения корпоративноправовых норм. Данные правовые нормы содержатся в локальных нормативных актах и договорах. Под локальным актом (включая договоры) понимается принятый организацией в установленном порядке, действующий только в пределах данной организации официальный документ, содержащий нормы права. * 83

66 Государственные органы при разрешении юридических дел руководствуются уставами, положениями, которые содержат корпоративно-правовые нормы, например, уставами вузов, акционерных обществ и т.д.

Марийский юридический вестник

Таким образом, локальная и корпоративно-правовая норма соотносятся как форма и содержание, точно так же как конституционная норма и правовая норма. Когда мы употребляем термин «локальная норма», мы делаем акцент на юридическую силу данного правила поведения. Используя термин «корпоративно-правовая норма», мы подчёркиваем социальную природу, механизм действия исследуемой нормы.

В.Г. Тимофеев*

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ

Предмет ведения местного самоуправления - необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования. Закрепляемые нормативными актами предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Конституция Российской Федерации (ст. 130), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6)* 67 и Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (ст. 5)68 используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие «вопросы местного значения». В круг предметов ведения законы также включают отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В Чувашской Республике, например, к ведению муниципальных образований отнесены следующие вопросы местного значения:

Принятие и изменение Уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

Доктор юридических наук, профессор, декан заочного юридического факультета, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

68 Советская Чувашия, 1996, 29 марта. В последующем в Закон были внесены изм. и доп. от 14 декабря 1996 г., 12 мая, 8 октября 1997 г., 15 июня 1998 г., 23 июля 2001 г., 20 марта 2002 г.

Различают два вида корпоративных норм: социальные и несоциальные.

Несоциальные нормы - это правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир. Они основаны на познании законов природы, особенностей технических объектов и представляют собой специфический «язык» общения человека с материальными объектами.

Их соблюдение обеспечивается ответной реакцией сил природы на конкретные действия.

Несоциальные корпоративные нормы регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить нормы:

технические (например, правила работы с ЭВМ, правила эксплуатации машины и т.п.); они являются наиболее значимыми;

санитарно-гигиенические (например, правила уборки помещений после окончания работы);

физиологические (например, инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

биологические (например, о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и другие.

Социальная норма представляет собой правило поведения (или стандарт, масштаб, образец поведения) одного человека по отношению к другому.

Социальные корпоративные нормы - это правила поведения, изданные на предприятии, в организации и регулирующие отношения между работниками, сотрудниками корпорации и кредиторами, между сотрудниками корпорации и клиентами и др. Социальная корпоративная норма - это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Кроме того, корпоративная социальная норма, отражая потребности организации, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией этих требований. Личность, допустившая антикорпоративное поведение, например оставившая непогашенным свет в производственном помещении после окончания работы, непременно вызовет в свой адрес негативную реакцию, степень которой может быть самой разной: от простого неодобрения, осуждения до взыскания причиненного ущерба.

В качестве социальной корпоративной нормы может выступать и норма организационной культуры.

Организационная культура (ОК) - это свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разделяются всеми членами организации; как и всякая культура, она существует в любой организации.

Организационная культура складывается годами и десятилетиями, трудно поддается изменениям и измерению и отражается в поведении членов организации, их убеждениях, стиле, ценностях, которых они придерживаются.

Организационная культура обеспечивает устойчивость и стабильность организации. Организация является предсказуемой. Сотрудники, клиенты, партнеры существуют в предсказуемых условиях. Например, в учреждении принято приходить на работу вовремя (или даже чуть раньше). Это считается нормой. Соответственно, обеспечивается без особых усилий своевременное начало рабочего процесса. И клиенты могут быть уверены, что, позвонив в 9.30, они застанут на месте нужного им специалиста.

Организационная культура помогает членам организации понимать деятельность организации и те события, которые в ней происходят. Например, в некой организации одним из негласных правил было «подчиненный не имеет права обсуждать своего руководителя с сотрудниками и руководителями других подразделений». Если это правило нарушалось, сотруднику предлагали уволиться. Такие действия руководства не вызывали ни удивления, ни дополнительных обсуждений в коллективе, который данное правило разделял16.

Социальные корпоративные нормы, как и несоциальные, могут быть разноплановыми:

корпоративные обычаи (например, обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);

корпоративные традиции (например, публичное поздравление именинников);

этические нормы (например, встречать каждого клиента фирмы приветствием и минимальной информацией о фирме);

эстетические нормы (например, украшение интерьера помещений фирмы цветами, ношение ее работниками радующей глаз форменной одежды и т.п.);

деловые обыкновения (например, выдача работникам письменных заданий на день или проведение «планерок», «разборов», «пятиминуток» и т.п.);

обязательственно-правовые нормы (например, выплата дивидендов в конце каждого полугодия).

Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми.

К корпоративным нормам относятся:

Корпоративные нормы - правила поведения, которые установлены в корпорации (предприятии, учреждении, организации) для урегулирования отношений между людьми, направлены на достижение целей ее функционирования и выражены в ее уставах, положениях, решениях.

Если социальная норма - это правило (образец) поведения, выражающееся в отношении одного человека к другому, то корпоративная норма - правило поведения, установленное организацией для своих членов.

Ею определяются объем, характер, границы возможного и дозволенного в их поведении.

В коммерческих корпорациях - это нормы внутриорганизационного (внутрифирменного) права.

Корпоративные нормы коммерческих организаций разрабатываются органами управления этих организаций, регулируют отношения между сотрудниками корпорации и кредиторами, работниками корпорации и клиентами, адресуются их членам (учредителям, акционерам, рабочим, служащим и т. п.). Хотя они действуют внутри определенной организации, как и нормы общественных некоммерческих объединений, между ними есть различия.

Нормы коммерческих организаций порождают права и обязанности, обеспеченные юридическим механизмом государственных органов, тогда как нормы общественных организаций такого обеспечения не имеют.

Общее у корпоративных норм и норм права состоит в том, что они:

Регулируют типичные ситуации или вид отношений, а не отдельный случай или конкретное общественное отношение;

Имеют многоразовое использование, т. е. рассчитаны на многократное повторение;

Имеют общий неперсонифицированный характер, т. е. относятся сразу ко многим, поименно не указанным, лицам;

Излагаются в письменных актах, принятых в официально установленном порядке уполномоченными органами (государственными органами, съездами, конференциями, собраниями общественных объединений и др.).

В широком понимании система корпоративных норм образует корпоративное право. Узкое понимание используется в правовых системах англо-американского типа. Корпоративное право там приравнивается к акционерному праву, т. е. системе правил поведения, которые регулируют отношения, складывающиеся внутри акционерного общества - предприятия, уставный капитал которого разделен на равные части. Это объясняется доминированием акционерных обществ над предприятиями, основанными на государственной форме собственности, а также над предприятиями, основанными на частной (индивидуальной) собственности.

Различия между корпоративными нормами и нормами права

Корпоративные нормы

Нормы права

1) устанавливаются от имени конкретного объединения граждан и выражают волю (интерес) этого объединения;

2) обязательны только для членов это объединения, т.е. имеют точную количественную определенность;

3) обеспечиваются предусмотренными внутренними организационными мерами, вплоть до исключения из членов объединения; что касается обеспечения их государством, то оно может быть только опосредованным;

4) не должны противоречить нормам права, санкциям, установленным в нормативно-правовых актах;

5) являются дополнительными по отношению к нормам права, изданным государством.

1) устанавливаются от имени государства и выражают волю всего народа (через сочетание общественных, групповых и личных интересов);

2) обязательны для всех граждан государства, т.е. не имеют количественной определенности;

3) обеспечиваются, кроме других способов, государственным принуждением;

4) не зависят от содержания корпоративных норм;

5) являются основными по отношению к корпоративным нормам; формулируют общеобязательные (в том числе для корпорации) санкции.

Корпоративные нормы (нормы всех организаций, включая предпринимательские) следует рассматривать как нормы, восполняющие пробелы в нормативной системе права и имеющие субсидиарный (вспомогательный) характер.

Корпоративными нормами должны регулироваться только те отношения, которые затрагивают основы жизни коллектива (использование финансов, установление условий труда, поощрение работников, порядок применения мер ответственности и т. п.), т. е. трудовые и организационно-управленческие.

Корпоративные нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, имеют правовой характер и находятся в тесной связи с нормами права, изданными государством, так как:

1) в изданных государством нормах права предусматривается возможность коллектива корпорации регулировать свое поведение самостоятельно;

2) в нормах права определяются направления корпоративного регулирования посредством указания целей и задач общественного и государственного развития, того или иного нормативно-правового акта либо назначения того или иного вида общественной деятельности;

3) в нормах права указываются пределы корпоративного регулирования (напр., согласно Кодексу законов о труде Украины, дополнительные льготы для работников могут устанавливаться предприятиями только за счет собственных средств);

4) от корпоративных норм, как и норм права, изданных государством, требуется соответствие природе права как мере справедливости и свободы, принципам права (общим, отраслевым, межотраслевым);

5) нормы права в определенных случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм;

6) корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным;

7) корпоративные нормы, хотя и опосредованным путём, обеспечиваются государственным принуждением.

Юридическое значение корпоративных норм заключается, прежде всего, в том, что они определяют правосубъектность корпорации. В случае их нарушения имеется возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например, о порядке распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке.

В отличие от корпоративных, нормы, содержащиеся в уставах политических партий, не имеют правового характера. Поэтому вынесение решения о нарушении устава политической партией обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание — по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение — фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение — перфекциопизм (от лат. peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения (mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч. ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» — эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.