Как составлять план по русской литературе. План текста — простой, сложный, тезисный

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения . В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса . Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей . Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью " " , обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище .
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности . Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера . Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы . Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда . Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты . Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций . В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье . Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью , которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Составь каждый из планов?
Попробуем сделать это на примере рассказа

Капля в море

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

(По Г.Цыферову).

Составить план текста
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на смысловые части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
Вопросный Тезисный Назывной

План – опорная схема Комбинированный

Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
- Кого поймали в море?
- О чем плакала пойманная черепаха?
- Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
- В море поймали черепаху.

- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.

План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например:
- Кого поймали в море?
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.

) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.

Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.

Даже когда человек не пишет плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей. Иногда план не требует своего обязательного оформления, а является лишь необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим..
Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.

Виды планов

  • осмысление темы;
  • наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
  • составление простого плана (перечень тем);
  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
  • редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
  • окончательное оформление.

Ошибки при составлении плана

При его составлении обычно допускают следующие ошибки.

Литературное чтение — боль. И учебник неплохой, и составлен хорошо. Но как представлю, ЧТО нужно знать к аттестации, становится плохо. И тут два варианта: первый — плюнуть на оценку и заниматься в своё удовольствие, второй — всё же подзубрить имена-отчества, соответствия текстов разделам и прочую не очень нужную в данном возрасте «мишуру», за которой настоящей литературы и не видно. А пока я взяла и изучила текст планирования к литературному чтению учителя начальной школы и сделала краткий конспект.

Учебник Л.Ф. Климановой

Цели изучения:

  • беглое выразительное чтение вслух, навык чтения про себя;
  • умение работать с разными видами информации;
  • навык активного слушания;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к людям и миру, интереса к чтению;
  • умение самостоятельно отбирать книги для чтения;
  • развитие образного мышления и поэтического слуха;
  • расширение кругозора и умения связанно излагать свои мысли.
  • уметь различать тексты: описания, рассуждения, повествования;
  • уметь соотносить заглавие с содержанием текста, определять тему произведения, его главную мысль и дополнительную информацию;
  • уметь озаглавить текст, составить план текста;
  • знать: что такое сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, считалка, прибаутка, стихотворение, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность речи;
  • отличать художественные тексты от научно-познавательных;
  • уметь пересказывать выборочно, кратко (основная мысль) и полно (используя цитаты);
  • читать по ролям, писать изложение и сочинение.

В школе на литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов, то есть — 4 часа в неделю. Дома, нам, наверное, придётся больше заниматься.

А вот интересно — цели , которые ставят перед собой учителя начальных классов, вернее, Минобрнауки России. Чему должны детей научить уроки лит. чтения? Оказывается, многому. И это «многое» для меня даже частично неожиданное. Судите сами:

  • сформировать чувство гордости за свою Родину и российский народ;
  • способствовать становлению ориентации на гуманистические и демократические ценности;
  • сформировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур и религий;
  • воспитание художественного вкуса на основе заучивания наизусть произведений худ. литературы;
  • развитие этики, доброжелательности, понимания, сопереживания, толерантности;
  • начальная адаптация к школе (только в 3 классе!);
  • формирование социальной роли обучающегося, осознание смысла учёбы, нравственных норм общения;
  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми, навык избегания конфликтов на основе прочитанных произведений;
  • мотивация к творчеству, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные навыки:

  • ставить цель и искать средства для её осуществления;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий;
  • умение конструктивно действовать в ситуациях неудач и неуспеха;
  • умение находить информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях и других источниках информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать;
  • умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и отстаивать свою;
  • распределять роли в совместной деятельности;
  • разрешать конфликты.

План по изучению в соответствии с содержанием учебника

Первые книги — 5 часов

  • Иметь представление о первых печатных книгах.
  • Знать, как выглядели книги Древней Руси, имя первопечатника, при ком была напечатана первая книга.
    • Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
    • Первая «Азбука». Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела — 19 часов

  • Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
  • Объяснять смысл старинных пословиц. В.И. Даль – собиратель пословиц.
  • Пословицы разных народов о человеке и его делах.
  • Пословицы и поговорки русского народа.
  • Уметь объяснить изречения мудрых людей и соотносить их с современностью.
  • Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять и обосновывать свой выбор книги.
  • Уметь читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания. Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту.
  • Уметь самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника.
  • Знать определения терминов «юмористический рассказ», «подробный пересказ», «выборочный пересказ».
  • Уметь устанавливать соответствие между автором и названием произведения.
  • Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении, делить пословицы по смыслу на группы.
  • Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
  • Знать определение термина «притча».
    • Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка. Характеристика героя.
    • М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка. Характеристика героев. Пересказ.
    • Л. Каминский. «Сочинение».
    • М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.
    • Н. Носов. «Трудная задача».
    • Притча.
    • В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование.

Волшебная сказка — 14 часов

  • Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Виды сказок.
  • Уметь относить сказки к одному из видов: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
  • Уметь объяснять основные понятия.
  • Волшебные сказки. Уметь определять отличительные особенности волшебной сказки. Знать структуру волшебной сказки. Уметь находить волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
  • Уметь кратко пересказать содержание от лица одного из героев. Определить в чем волшебство сказки.
  • Давать характеристику персонажей сказки, подтверждать свой ответ примерами из текста.
  • Знать о художниках-иллюстраторах сказок.
    • Русская сказка. «Иван – царевич и Серый волк». Составление плана
    • В. Васнецов. «Иван-царевич и Серый волк». Рассказ по картине.
    • В художественном музее. Мини-сочинение
    • Русская сказка. «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
    • Русская сказка. «Морозко». Характеристика героев сказки.
    • Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.
    • Русские сказки. По щучьему веленью…

Люби все живое — 20 часов

  • Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы.
  • Сравнение текста художественного произведения и текста из энциклопедии.
  • Читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и частями текста.
  • Особенности юмористического произведения.
  • Анализировать стихотворение.
  • Искать в тексте слова, выражающие отношение автора.
  • Определять смысл названия произведения.
  • Знать произведения В.Бианки для детей. Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; составлять план текста. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
  • Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогла добраться домой».
  • Составлять текст по аналогии.
  • Задавать самостоятельно вопросы к тексту, план для составления текста.
  • Знать автобиографию автора, уметь кратко пересказывать главы из произведения.
  • Составлять краткий рассказ о герое произведения.
  • Сравнивать художественные и научно-популярные тексты.
  • Делить текст на части в соответствии с планом, пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом.
  • Пересказывать содержание произведения подробно и выборочно.
  • Знать названия научно-познавательных журналов для детей.
  • Знать детскую периодическую печать.
  • Ориентироваться в содержании журнала.
  • Отзыв на книгу о природе.
    • К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
    • Пересказ. Барсук (из энциклопедии).
    • В. Берестов. «Кошкин кот». Выразительное чтение.
    • Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.
    • В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в произведениях.
    • О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.
    • Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.
    • Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев.
    • М. Горький. «Воробьишко».

Картины русской природы — 12 часов

  • Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
  • Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.
  • Выразительно читать стихотворение.
  • Находить в тексте средства выразительности. Знать определения и уметь находить в тексте тропы: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
  • Знать автобиографию автора. Знать алгоритм заучивания стихотворений.
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
    • И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.
    • Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение.
    • М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа.
    • Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.
    • А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
    • И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
    • К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
    • Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».

Великие русские писатели — 30 часов

  • Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
  • Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ.
  • Анализировать стихотворения.
  • Знать биографию И. Билибина.
  • Читать басни. Определять главную мысль, нравоучение, мораль. Знать несколько крылатых выражений. Объяснять смысл басен.
  • Знать биографию великих писателей.
  • Уметь представлять книгу.
  • Уметь инсценировать басню, передать игрой характер героя.
    • А. С. Пушкин «Зимнее утро».
    • И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
    • Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
    • А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…
    • П. Брейгель. «Зимний пейзаж».
    • В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.
    • А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.
    • И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор.
    • И. А. Крылов. Басни. И. А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
    • И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
    • Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.
    • Л. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
    • Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.
    • Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия. Составление плана.
    • Л. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра.
    • Л. Толстой. «Как гуси Рим спасали». Особенности жанра.
    • Наш театр. И. Крылов «Квартет».

Литературная сказка — 19 часов

  • Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.
  • Соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль.
  • Переводная литература для детей.
  • Читать про себя и вслух небольшой текст с последующим пересказом его содержания.
  • Называть изученные произведения переводной литературы.
  • Выявлять особенности переводной литературы.
    • В. Даль «Девочка — Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
    • В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения.
    • Б. Заходер. «Вини-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
    • Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы. Герои произведения.
    • Дж. Родари «Волшебный барабан».
    • Тим Собакин. «Лунная сказка».
    • Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».
    • С. Михалков «Упрямый козленок».

Картины родной природы — 18 часов

  • Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
  • Знать автобиографию Есенина.
    • Б. Заходер. «Что такое стихи?»
    • И. Соколов-Микитов. «Март в лесу».
    • Устное сочинение на тему « Мелодии весеннего леса».
    • А. Майков. «Весна». Е. Волков. «В конце зимы». Е. Пурвит. «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «Сыплет черемуха…». В. Борисов-Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «С добрым утром».
    • Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Прием звукописи, как средство создания образа.
    • А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
    • О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов.
    • М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
    • А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.
    • Саша Черный. «Летом». А. Рылов. «Зеленый шум». Сравнение произведений.
    • Ф. Тютчев. «В небе тают облака». А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений искусства.
    • Г. Юдин. «Поэты».
    • Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение».

Сканы страниц учебника:

Часть первая, фото первое

Часть первая, фото второе

Часть первая, фото третье

Часть вторая, фото первое

Часть вторая, фото второе

Часть вторая, фото третье

Как видите, объём информации просто огромный! Обращаю внимание на то, что название раздела не всегда соответствует его содержанию, не понимаю логики формирования тем и произведений для учебника. Но делать нечего — сдавать аттестацию будет нужно, даже две — после каждого полугодия.

Скорее всего, мы будем:

  • читать произведения и некоторые заучивать наизусть;
  • пересказывать стихи и рассказы;
  • расшифровывать термины;
  • отличать произведения по видам;
  • обращать внимания на авторов, заучивать их биографии (неужели – всех??? Надо уточнить у учительницы);
  • учить фамилии, имена и отчества писателей, поэтов и художников;
  • соотносить автора с произведением, а произведение – с разделом, в котором оно изучалось (точно надо?)
  • писать сочинения по картинам, изложения по произведениям и отзывы на книги.

В общем, литературное чтение будет идти ежедневно, кроме выходных…

Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении. Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение... В состав его входит корень "чин". Значение его - "иерархия", "порядок". Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.

Почему изложение мыслей представляет для некоторых учащихся большую сложность?

Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.

Почему так происходит? Все мы - люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию. Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы - критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме. В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.

Различные виды работ

В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству. Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения. А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения. На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.

Проблемные темы

Темы сочинения бывают различными. Проблемные - это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин ("проблема"), который подскажет вам, Примеры: "Проблема прошлого в поэме "Мертвые души" Н. Гоголя", "Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?"

Сопоставительные темы

Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом "и". Пример: "Сын и отец Кирсановы в романе "Отцы и дети" И. Тургенева".

Обзорные темы

Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем. В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, Примеры: "Изображение войны в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого", "Москва и москвичи в и др.

Другие виды тем

Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения. Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста. Главное - видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: "Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории".

Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.

Большая часть тем - это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.

Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его - убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу. Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной. Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.

Правила, которые помогут вам при создании сочинения

Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.

Сочинение - это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая "сочные" фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом. Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения. Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.

Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку - непосредственно создателю сочинения. "И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?" - спросите вы.

Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание. Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна. Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.

Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем того, где их можно найти, - специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.

И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста. Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение. Этот метод стоит попробовать - результат приятно удивит вас.

План

Для того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.

Вступление

Цель вступления - предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения - это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление "рекламирует" дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы. Как известно, самое трудное - начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы - те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор. Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться Формулируйте смело вопросительные предложения. Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.

Основная часть

Основная часть - это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали "за бортом" - ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения. Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю - он лишь одобрит вашу пытливость и интерес. Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть. На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.

Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.

Заключение

И, наконец, заключение. Главная задача данной части - это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении. Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как "пейзаж", "образ", "композиция", "проблема" и другие. В заключительных выводах повторите их. Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.

Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное. Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения. ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов - вступления, основной части и заключения.