Фонды будучи некоммерческими организациями вправе создавать. Создание фондов

Фонд - это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, образовательные, культурные или другие общественно-полезные цели. Следовательно, фонды могут быть благотворительными, общественными, культурными и др.

Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда, а он, в свою очередь, использует это имущество для целей, определенных и ограниченных уставом. Также фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям его создания. Для этого фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регистрация фонда в Минюсте, в том числе регистрация благотворительного фонда (благотворительной организации в форме фонда), осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации фонда, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Решение о государственной регистрации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Для г. Москвы таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве. Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции РФ по Московской области.

Мы предлагаем Вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации, в том числе, в форме фонда. С помощью наших специалистов вы можете подготовить документы для регистрации благотворительного, общественного или иного фонда, а также провести непосредственно процедуру регистрации фонда в Минюсте, а также внести сведения о новой организации в ЕГРЮЛ, поставить ее на учет в налоговой, открыть р/счет и т. д. При этом такая услуга, как регистрация фонда и ее цена, приятно вас удивят своим качеством и привлекательной стоимостью.

Базовая стоимость регистрации фонда

Если вы хотите зарегистрировать благотворительный или иной фонд, то его стоимость будет зависеть от утвержденной цены на данные услуги, а также от необходимости получения дополнительных услуг: изготовление печати, открытие р/счета в банке или гос. регистрация с числом учредителей более пяти и т. д.

Дополнительные варианты регистрации фонда

Для того чтобы начать оформление документов для регистрации фонда, Вам необходимо заключить договор на оказание юридических услуг и предоставить следующие данные:

  • наименование фонда;
  • цели, для которых осуществляется регистрация организации;
  • виды деятельности фонда;
  • сведения об учредителях фонда (для физических лиц— копии паспортов; для юридических лиц— копии учредительных документов);
  • порядок управления фондом (структура, состав, наименование органов управления);

Помимо этого для регистрации фонда необходимо предоставить документы, подтверждающие местонахождение фонда. В случае отсутствия таких документов мы можем предоставить юридический адрес для регистрации фонда.

В пакет услуг нашей компании по регистрации фонда входит:

  • подготовка и оформление учредительных документов фонда;
  • оплата всех установленных сборов и пошлин;
  • проведение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной и Федеральной налоговой службе;
  • получение свидетельства о государственной регистрации фонда, свидетельства о внесении фонда в ЕГРЮЛ;
  • получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах;
  • получение письма из Госкомстата;
  • изготовление печати.

Наши специалисты окажут Вам профессиональную помощь в регистрации фонда. Кроме того, мы предлагаем ряд дополнительных услуг по регистрации и сопровождению некоммерческой организации в форме общественного или благотворительного фонда.

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации фонда

Регистрация благотворительного фонда

Порядок регистрации благотворительного фонда утверждает, что учредителем благотворительного фонда может быть физическое и юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая организация, причем как в единственном числе так и в форме объединения. Важно также, что учредители определяются только один раз - при создании фонда, и в последующем их количество не может изменяться в сторону увеличения. Благотворительный фонд не имеет членства и существует только благодаря добровольным вкладам со стороны желающих. При этом имущество, переданное благотворительному фонду его учредителями, является его полноправной собственностью. Регистрация благотворительного фонда также производится в Минюсте, как и создание иных НКО.

Основное же отличие благотворительного фонда от других форм некоммерческих организаций заключается в том, что фонд - это всего лишь объединение имущества, используемого для достижения целей, но никак не объединение физических либо юридических лиц в отличие от остальных НКО. Главный документ благотворительного фонда - это Устав. Благотворительные фонды также обязаны каждый год публиковать отчет об использованном имуществе. Не стоит также забывать, что обязательным для фонда является создание попечительского совета - главного органа управления.

Регистрация общественного фонда

Главным условием для создания общественного фонда является то, что данное объединение организуется на добровольных началах и служит не только меркантильным интересам участников организации. Конечно, общественный фонд может заниматься и коммерческой деятельностью, но только для достижения заявленных в уставе организации целей. Решение о создании фонда, как и его устав, утверждаются на первом заседании организации. Регистрация общественного фонда также проводится в Минюсте.

Создание благотворительного, общественного или иного некоммерческого фонда – это достаточно трудоемкая процедура, которая требует знания множества юридических и регистрационных тонкостей, следовательно, не каждое лицо может без определенного опыта и навыков открыть фонд, поэтому мы предлагаем такую услугу как гос. регистрация фонда в Москве. Несмотря на то, что фонд – это юрлицо, он как некоммерческая организация имеет свои особенности создания, а точнее свой порядок регистрации, сначала в Минюсте, а затем уже как юрлицо в ИФНС, во внебюджетных фондах и т. д. При этом зарегистрировать некоммерческий фонд с нашей компанией будет для вас не только выгодно, но и надежно, ведь на все наши услуги мы обязательно даем гарантии. Обращайтесь только к профессионалам!

Правовое положение и порядок осуществления деятельности фондов регулируются федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Значительная часть вопросов деятельности некоммерческих фондов отражена в Гражданском кодексе РФ.

Фонд – разновидность некоммерческой организации. В нем не предусмотрено членство. Учредить фонд могут граждане или юридические лица, которые на добровольной основе вносят для этой цели имущественные взносы. Создается такая некоммерческая организация для осуществления культурных, образовательных, благотворительных или иных целей, обладающих общественной полезностью.

Все имущество, которое передают в фонд его учредители, становится собственностью этой организации. Фонд при этом не отвечает по обязательствам учредивших его лиц, а они не отвечают по имеющимся обязательствам фонда. Использовать свое имущество фонд может исключительно для целей, которые четко определены в уставе организации.

Обязательным требованием является ежегодная публикация фондом отчетов об использовании имущества организации.

Некоммерческий фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но только в том случае, когда таковая соответствует целям фонда и требуется для выполнения стоящих перед фондом уставных задач. Чтобы заниматься предпринимательством, фонд имеет право создавать хозяйственные общества, равно как и участвовать в деятельности уже созданных структур такого типа.

Особенности благотворительных фондов

Чаще всего на практике встречаются благотворительные фонды, чья деятельность имеет свои особенности. Например, благотворительный фонд не имеет права использовать средства и свое имущество для поддержки политических движений, групп и партий. Не может такая организация также участвовать в хозяйственных обществах вместе с иными лицами.

Высший орган управления благотворительного фонда должен быть коллегиальным. Члены высшего органа вправе выполнять свои обязанности лишь в качестве добровольцев. Существуют также ограничения на участие в высшем органе тех лиц, которые являются работниками исполнительного органа благотворительного фонда. Должностные лица такого фонда не могут занимать должности в организациях, учредителем которых является благотворительный фонд.

Поскольку фонд не основан на принципах членства, его учредители могут и не участвовать в деятельности этой организации. За ними остается право влиять на дела фонда через органы его управления.

Если вы решили зарегистрировать общественный фонд, необходимо понимать, что он является общественным объединением и одним из типов некоммерческих организаций. Таким образом, его деятельность будет регулироваться ФЗ "О некоммерческих организациях" и ФЗ "Об общественных объединениях".

Инструкция

Прежде всего необходимо определиться с типом фонда и его территориальной принадлежностью. Так фонд может быть региональным, межрегиональным и общероссийским. В последнем случае, отделения фонда должны быть в более чем половине субъектов РФ. Также на начальном этапе нужно продумать наименование фонда, найти учредителей (их должно быть не менее 3) и юридический адрес, без которого фонд просто не может быть зарегистрирован.

Следующий этап - подготовка документов для регистрации :

Протокол

Заявление

Гарантийное письмо на предоставление юридического адреса

Заявление об утверждении печати, с приложенным макетом

Цели и виды деятельности

Все документы должны быть подготовлены в двух экземплярах. Один экземпляр отдается в регистрирующий орган, второй - остается у вас.

Для регистрации фонда обязательной также является уплата госпошлины. На сегодняшний день она составляет 4000 руб.

Некоммерческий фонд: регистрация, особенности при создании и деятельности.

Добрый день, друзья. Здесь мы поговорим о создании Некоммерческого фонда в 2019 году, одной из форм . Мы в общих чертах описывали фонд в статье . Теперь подробно опишем особенности некоммерческих фондов, какие они бывают и в чем их главные особенности. В последующих разделах разберем каждый этап регистрации фонда в Министерстве юстиций (Минюсте) подробно.

Тем не менее, подойдя к вопросу регистрации фонда, необходимо знать ответы на следующие вопросы.

Что такое фонд в России?

Про фонды, наверное, слышали все. Фонд мира и Фонд культуры, например, существуют с советских времен. А западные благотворительные фонды начали действовать в России сравнительно недавно. Нас интересует фонд, как форма НКО. Т.е. фонд является видом Некоммерческой организации.

Российское законодательство понимает под фондом не имеющую членства некоммерческую организация, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Под не имеющей членства, понимается то, что создав втроем фонд, в дальнейшем он может полностью функционировать и взаимодействовать с другими физическими и юридическими лицами, не принимая их к себе в члены. И три человека так и управляют фондом, пока не захотят расширить или изменить свой состав.

Также цели фонда принято называть социально-ориентированными.

Из фондов преследующих социально-ориентированные цели, отдельно необходимо выделить благотворительные фонды, которые не являются отдельной организационно-правовой формой НКО, но подчиняются отдельному закону о благотворительных организациях. То, что фонд благотворительный, следует из названия и устава самого фонда.

Главные отличительные особенности фонда?

Начнем с принципа функционирования фонда. Задача фонда, сбор и перераспределение имущества, в основном денежных средств. Т.е. сами фонды не проводят занятия, концерты, соревнования и т.д. Суть фонда заключается, в том, чтобы собрать деньги, потом направить их исполнителю и проследить за выполнением задачи. Очень часто фонды реализуют свои задачи с другими формами НКО, через содействие, совместную программу или в форме целевого финансирования. Может это будет грубовато, но фонд очень похож на банк который действует в некоммерческом поле.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), становится собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. По сути, если учредители внесли в фонд, свои денежные средства или недвижимость, она будет принадлежать только фонду, и в случае выхода учредителя из фонда, он не сможет требовать за это, что-либо.

Имущество, переданное фонду его учредителями, в свою очередь, использует для целей, определенных и ограниченных уставом.

Фонды подлежат обязательному ежегодному Аудиту.

Также фонд вправе осуществлять деятельность приносящую доход, но только соответствующую целям его создания и уставу. Но стоит учесть, что сам фонд не может оказывать услуги и продавать товары.Для этого фонды например могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Или управлять свободным капиталом, например путем открытия банковских депозитов. Передачи неиспользуемого имущества, управляющей компании, например недвижимости.

ВАЖНО сказать, занимаясь деятельностью приносящей доход (многие неверно называют предпринимательской деятельностью), для фонда это должна быть второстепенная деятельность. В случае подмены уставной деятельности, когда некоммерческий фонд превращают в инвестиционный, минюст может ликвидировать такой фонд, за нарушение уставных целей, а все имущество фонда, его учредители потеряют из управления.

К тому времени, когда фонд начнет управлять крупным капиталом и активами, у управления, бухгалтерского учета и контроля, должны стоять профессионалы.


Регистрация фонда. Что для этого необходимо?

Регистрация фонда в Министерстве Юстиции осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации фонда, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Регистрирующим органом является Минюст.

По сравнению с другими некоммерческими юридическими лицами фонд обладает определенными особенностями, например, отсутствие членства, возможность юридических лиц быть учредителями фонда, обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества и т.д.

Инструкция по регистрации некоммерческого фонда.

Для регистрации фонда необходимо минимум:

  • два учредителя
  • три человека для органов управления
  • кто будет руководителем (директором, президентом, председателем)
  • юридический адрес (гарантийное письмо от собственника офиса или квартира в собственности одного из учредителей)

В Минюст подаем:

  • Устав - 3 экземпляра;
  • Протокол -2 экземпляра;
  • Заявление - 1 экземпляр заверенное у нотариуса
  • Заявление - 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения)
  • Гарантийное письмо - 1 экземпляр (в зависимости от адреса)
  • Копия свидетельства о праве на собственности - 1 экземпляр
  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины
  • Копия нотариальной доверенности.

Срок регистрации Фонда примерно 1,5 месяца, в течении которых проходит 4 этапа регистрации.

После государственной регистрации из Минюста получаем следующий пакет документов:

  • Свидетельство о государственной регистрации Фонда;
  • Свидетельство Министерства юстиции о регистрации Фонда;
  • Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ Фонда;
  • Выписку из ЕГРЮЛ Фонда;
  • Устав Фонда с отметками Министерства юстиции.

Теперь можно изготовить печать, получить коды статистики. Обязательно определиться с , сдать до 20 числа следующего месяца первые отчеты. И наконец открытие расчетного счета в банке.

Запрещается создание фонда, цели которого направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Ограничения на создание отдельных видов фондов могут содержаться в федеральных законах, регулирующих создание указанных видов фондов.

Как функционирует некоммерческий фонд? Особенности его деятельности.

Ведение деятельности очень большой вопрос. Думаю, будет полезно, если я опишу деятельность фонда, на примере благотворительного фонда. Разобью эту объемную тему на подразделы.

Учредители создали некоммерческий фонд, назначили директора, открыли расчетный счет и готовы приступить к деятельности, ура. Далее разрабатывается программа, или определяются цели на которые необходимо собрать средства. Пусть это будет помощь нуждающимся детям, на лечение. Возникает первый раздел:

Получение финансирования на реализацию целей фонда.

Перечислю основные источники финансирования фонда начиная с самых популярных:

  • Благотворительные пожертвования физических лиц
  • Благотворительные пожертвования юридических лиц
  • Гранты и целевое финансирование по договорам
  • Доход от деятельности приносящей доход
  • Пополнение имущества учредителями или участниками фонда

Это основные источники финансирования фонда. Сразу необходимо сказать, что на этапе получения фондом денежных средств, необходимо определить их принадлежность. Определяется она согласно основанию платежа, и соответственно может поступать на определенную программу (целевые средства) или на уставные цели фонда. Поступление на уставные цели фонда, распределяются самим фондом, программа или цели, могут быть выбраны после поступления. Целевые средства поступают изначально на сформированные и часто опубликованные на сайте или сми цели, и потрачены должны быть именно на эти цели.

В случае с Грантами и целевым финансированием по договорам, описывается не только куда должны быть потрачены денежные средства, но и как. Вплоть до указания контрагентов и конкретных получателей.

Далее фонд разрабатывает мероприятия, которые должны были бы привлечь это самое финансирование. На первом этапе фонд финансируют учредители, за счет этих денежных средств уже формируются следующие мероприятия:

  1. Создание сайта Благотворительного фонда, с описанием деятельности и целей. В доступной форме стараемся донести, что фонд уже сделал и что хочет сделать.
  2. На созданном сайте создается страничка с платежными реквизитами фонда и блок для моментальных благотворительных платежей (начиная от пластиковых карт и заканчивая всеми видами электронных валют)
  3. Проводятся мероприятия, которые привлекают внимание к фонду, к проблеме, которую он старается решить.
  4. Размещение благотворительных ящиков, например возле касс магазинов или в торговых центрах.
  5. Привлекаются волонтеры и лица, готовые оказать содействие фонду делом.
  6. После года успешной деятельности фонд готовится к участию в грантах.
  7. Проводятся переговоры с крупными коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам целевого финансирования фонда или совместной реализации общих задач.

Не обязательно прям сразу решать все эти задачи, определяются на взгляд учредителей самые интересные и перспективные, после чего с них и начинают.

Распределение собранных средств фондом.

Сразу стоит сказать, что благотворительные фонды подчиняются закону о благотворительной деятельности. Не менее 80% полученных пожертвований они обязаны перечислить согласно уставным целям, например на помощь. До 20% разрешается потратить на административно-хозяйственные расходы:

  • Зарплата директора и персонала
  • Страховые взносы с зарплаты
  • Аренда офиса и расходы связанные с его содержанием
  • Бухгалтерские и юридические расходы
  • Комисиии банка, связанные с обслуживанием расчетного счета
  • прочие административно хозяйственные расходы

В случае, если административно-хозяйственные расходы составляют более 20%, учредителям рекомендуется пополнить имущество организации. Учредители вносят собственный денежные средства с основанием "Взнос учредителя на пополнение имущества организации". Это внесение не является благотворительным взносом, и может быть полностью потрачено на административно-хозяйственные расходы. Важно помнить, что сделать его могут только учредители фонда.

Прочие фонды, такие как фонды развития или фонды защиты, не подчиняются закону о благотворительной деятельности. Для них важно, чтобы средства были полностью потрачены в рамках уставной деятельности фонда, на целевые расходы.

Отслеживание целевого использования полученных средств.

Главная роль фонда в реализации программ, сбор и распределение денежных средств. Непосредственно программу реализуют другие формы НКО или коммерческие организации, чаще всего АНО.

С коммерческими организациями фонд заключает классический договор на оказание услуг или поставку товара, после чего фонд контролирует выполнение договорных обязательств и получение актов и товарных накладных. Стоит заметить, что для коммерческой организации, полученные денежные средства будут являться выручкой. С выручки коммерческая организация заплатит налоги, что косвенно может понизить эффективность программы.

С НКО чаще заключаются некоммерческие договора:

  • договор целевого финансирования
  • договор о совместной некоммерческой деятельности
  • договор содействия

Суть данных договор заключается в том, что денежные средства передаются другой НКО, которая, в рамках своей уставной деятельности, помогает фонду реализовать программу.

В таких договорах часто присутствует график платежей, смета и по итогу предоставляется акт о целевом использовании полученных средств. Фонд на всем протяжении договора контролирует использование денежных средств, путем проверки финансовой документации НКО:

  • платежных поручений
  • актов выполненных услуг
  • товарных накладных
  • зарплатных ведомостей
  • расчетных листов по налогам
  • кассовые чеки
  • любую другую документацию, подтверждающую расходы

Денежные средства фонда, которые получила НКО, не признаются выручкой и не облагаются налогами. Это позволяет без лишних потерь реализовать программу.

Отчетность фонда и аудит.

Фонд сдает отчеты как и прочие НКО, ежеквартально! Важнейшим отчетом, является отчетность в Минюст. Без нее фонд могут ликвидировать. Не забудьте про форму №6 О целевом финансировании.

Важным отличием является то, что фонды подлежат обязательному ежегодному аудиту. Стоимость обязательного аудита высокая, более 20000 рублей, а штраф за его непрохождение составляет от 5000 до 10000 рублей. В связи с этим, большинство маленьких фондов принимают решение не проходить обязательный аудит.

Особенности регистрации Благотворительного Фонда.

Под благотворительностью понимается оказание безвозмездной помощи тем лицам, которые в ней нуждаются. Один из способов осуществления благотворительности является создание Благотворительного Фонда. Наибольшее количество благотворительных организаций создаются в форме Благотворительного фонда.

Регистрация Благотворительного фонда практически ничем не отличается от регистрации обычного фонда, однако существует ряд отличий.

Благотворительный фонд может быть создан для конкретной цели. Например, Благотворительный Фонд помощи детям «Солнышко» или Благотворительный Фонд развития спорта «Победа». Фонд может создаваться и без уточнения в наименовании цели создания. Например, Благотворительный фонд «Лучик». Такой фонд может осуществлять более широкий круг деятельности.

В первую очередь регистрация благотворительного Фонда регулируется законом о Благотворительной деятельности и добровольчестве (Волонтерстве). В статье второй данного закона указаны цели создания Благотворительного Фонда. Цели, указанные в Уставе создаваемого Благотворительного Фонда должны соответствовать данному закону.

Большим плюсом является то, что в наименовании Благотворительного Фонда мы можем не уточнять, кому именно будет помогать Фонд, а осуществлять благотворительность в разных сферах, которые предусмотрены в законе о Благотворительности. Еще раз обращаем Ваше внимание, что наименование благотворительного Фонда должно быть уникальным. Уникальность наименования Фонда можно проверить на сайте ФНС https://egrul.nalog.ru/.

В уставе создаваемого Благотворительного Фонда должен быть включен такой пункт как Благотворительная программа. Благотворительная программа является комплексом мероприятий, которые утверждает Совет и направлены на цели, предусмотренные Уставом Благотворительного Фонда. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Остался вопрос? Звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-878389 (по России).

Или пишите ниже публичные комментарии, всем ответим.

09.08.2019 Виктор

Здравствуйте.

В ст. 16 "Права объединения" Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома", на основании законодательства которого (до изменений в 2015 г.) исполняется правосудие в ДНР, сказано: Объединение имеет право в соответствии с законодательством и уставом объединения устанавливать порядок оплаты, перечень и размеры взносов и платежей совладельцев, в том числе отчислений в резервный и ремонтный фонд.

Прошу ответить, на Ваш взгляд, хотя бы применительно к России:

1. Обязательно ли юридическое учреждение этих фондов или решение может быть принято на общем собрании, или даже только правлением ОСМД? В уставе ОСМД о фондах не упоминается.

2. Обязаны ли жители (члены) ОСМД "напрямую", т.е., по графе в общей квитанции, где уже присутствуют графы платежей за "содержание домохозяйства" и за другие коммунальные услуги, оплачивать деньги в эти фонды? В Законе сказано об "отчислениях". Не может ли это являться нарушением или злоупотреблением? Насколько на эти фонды распространяется понятие "добровольности"?

Спасибо.
Ответ: Добрый день, Виктор! Порядок совместного владения и пользования жилыми помещениями в РФ определяется ст. 123 ГК РФ и Жилищным кодексом РФ. Ваш вопрос регулируется ст. 44 Жилищного кодекса РФ и относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

26.07.2019 Ольга

доброе утро. подскажите, пожалуйста, планируем оказывать помощь в виде оборудования (которое будем покупать на благотворительные средства), обучать специалистов (не сотрудников), вкладывать средства в научные исследования и пр. все мероприятия по профилю - медицина. подскажите, какую форму НКО зарегистрировать. Спасибо

Ответ: Благотворительные средства получают Благотворительные фонды, потом они перераспределяют средства и сами обучением и организацией мероприятий не занимаются. Действуя через содействие, финансирование и совместную деятельность. Плюс этой формы, фонды могут принимать обезличенные платежи в коробку или любым способом.
Обучением, исследованием и мероприятиями занимается больше АНО, оно может принимать добровольные взносы на уставную деятельность, но с основанием, что это именно они. Неформализированные поступления будут признаны в АНО выручкой.
Советую Вам начать с БФ, и после формирования капитала открыть еще АНО или привлечь для реализации проектов дополнительного участника.

12.07.2019 Наталья.

Спасибо за ответ!
Еще уточнения.
1. Создание Попечительского совета обязательно? Или достаточно Совета Фонда, органа управления?
2.Один из источников финансирования может быть грант. Кто из членов правления имеет право быть руководителем проектов и участником команды, реализующей проект?

Ответ: Добрый день, Наталья!
1. Создание Попечительского совета в Фонде обязательно.
2. Любой из членов Правления имеет право быть руководителем проекта.

11.07.2019 Олеся

Добрый вечер!
Скажите пожалуйста
при создании фонда обязателен ли контрольно-ревизионный орган еще кроме попечительского совета?

Ответ: Добрый день, Олеся. В Фонде обязателен контрольно -ревизионный орган - Ревизор или Ревизионная комиссия.

05.07.2019 Наталья.

Доброго времени суток!
Может ли учредитель быть штатной единицей фонда и получать зарплату?
Может ли учредитель быть руководителем - директором фонда?
Директор(руководитель) фонда получать зарплату или на добровольных основах руководит фондом?

Ответ: Добрый день, Наталья.
1. Да, учредитель может быть штатной единицей фонда и получать зарплату.
2. Да, учредитель может быть руководителем Фонда.
3. Руководитель может как получать зарплату так и работать на добровольных началах.

28.06.2019 Елена

Добрый день. Правильно ли я поняла, что для того чтобы зарегистрировать благотворительный фонд обязательно наличие собственности? у нас, например, только муниципальное жилье. Я как волонтер имею право пользоваться помещением в храме, но не арендую его. Как нам быть? Возможно ли при храме открыть благотворительный фонд?

Ответ: Добрый день, Елена!
Вы имеете ввиду адрес - помещение для регистрации Фонда? Если да, то зарегистрировать на домашний адрес можно только в том случае, если он принадлежит учредителю на праве собственности, если собственности нет, Вам могут предоставить нежилое помещение для аренды и для регистрации.

14.05.2019 Анна

Добрый день! хотим принят в совет (высший орган управления) благотворительного фонда новых участников. Нужно ли их регистрировать или достаточно просто протокол составить, не подавая в минюст и фнс?

Ответ: Добрый день, нет, регистрировать не требуется. Вы формируете состав совета в соответствии с положениями устава Фонда.

17.04.2019 Виктор

Добрый день. А если уже есть фонд. Но в Уставе не прописано что это благотворительны й фонд, и про социальную благотворительную помощь не указано.
Вы можете заняться внесением поправок в Устав? Если да, то сколько это стоит и сколько займет времени.
Совет и Попечительский совет можно создавать и потом?
Заранее благодарю!

Ответ: Добрый день. Стоимость внесения изменений составляет 23500 рублей. Срок регистрации нового устава в МИНЮСТе - 1,5 месяца. Одновременно можно изменить состав Совета и Попечительского совета. Можете оставить Ваш номер для более подробной консультации?

17.03.2019 ОЛЬГА

1.Фонд собирает деньги для своих целей, он может получать субсидии из бюджета и это будет называться целевые доходы и с них не берут НДФЛ или мы не правы.
2.Фонд может подписать договор о субидии или это может сделать руководитель проекта, для которого и пополучается субсидия.Ольга

Ответ:
Добрый день, да, добровольные взносы и пожертвования не облагаются налогами, данный договор подписывает Руководитель, либо лицо по доверенности, выданной руководителем.

17.01.2019 Ирина

Добрый день. Можно ли принять нового учредителя/ участника в Благотворительный фонд, что бы запись о физическом лице отразилась в выписке ЕГРЮЛ?
Ответ: Да можно, потребуются внесение изменений в уставные документы. Примерный срок внесения изменений около 1 месяца. Изменения вносятся через Минюст. Мы можем внести изменения сами, от Вас потребуется только один поход к Нотариусу, зачверить документы и доверенность.

13.11.2018 Максим

Добрый день!
На каком основание минимальное число учредителей - 2?
Учредитель может быть и 1, а в органы управления назначены сторонние лица, с их согласия, естественно.
Спасибо за ответ
Ответ:
Добрый день, все зависит от формы Некоммерческой Организации, например, в Ассоциации может быть минимум два учредителя, в общественной минимум три, в СНТ минимум 5, а вот в частном учреждении только один и соучредительство не допускается.

21.09.2018 Андрей

Здравствуйте! Могли бы вы уточнить, чем отличаются просто Фонд от Благотворительного фонда? Спасибо!

Ответ:
Добрый лень, отличий много, основные отличия заключаются в том, что в благотворительном фонде 80% идут на благотворительность, а 20% на административные расходы.

Законодательством Российской Федерации определено, что фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица - граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.

Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее - Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

Финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;

Персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;

Составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

Нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Главный специалист-эксперт

Бобкова Юлия Владимировна