Сжатое изложение выбор профессии. Тексты изложений из сборника цыбулько

Урок развития речи
по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения
о выборе профессии». 7 класс
(2 часа)
Учитель: Лобанова О.М.

Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале
публицистического текста;
продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения
в тексте главной и второстепенной информации;
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
развивать творческие способности детей;
раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.

Ход урока №1

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя и чтение текста.
Предлагаю задуматься, что, по-вашему, является самым важным в жизни?
(обсуждение вариантов ответов).

Давайте внимательно послушаем отрывок из письма к молодёжи Д.С. Лихачёва и обсудим, как отвечает на этот вопрос известный российский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], публицист. (аудиозапись)

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

(по Д.С. Лихачёву.
Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)
III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст).

Беседа по вопросам

Определите тип речи текста.
(рассуждение)
А каков стиль?
(публицистический)
О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?
(о самом главном в жизни человека – выборе жизненного пути;
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, только тогда можно стать счастливым)
Какими способами можно сжать информацию?
(исключения, обобщение, упрощение)
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

В каждой части текста выделите главное, ключевые слова,


(План.
Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами.
Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти.
В жизни надо иметь своё дело. Счастья достигнет тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе.

IV. Сжато перескажите весь текст, записав результат на черновик.

Ход урока №2
V. Подготовка к творческой работе – сочинению-миниатюре.

Слово учителя. Несомненно, что даже сейчас каждый из вас уже мечтает выбрать какую-либо профессию из всего их многообразия. Сейчас мы с вами для удобства дальнейшей работы разделимся на группы по 4 человека.

Как вы думаете, что такое "престижная работа"? Каково ваше представление о ней?
Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От
чего зависит престижность профессии? Связывается ли это с высокой зарплатой?
Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?

А теперь давайте сыграем в такую игру: зная характеры и интересы своих друзей, выберите кого-либо из противоположной группы, придумайте подходящую для него профессию и запишите её на листке бумаги. Будьте готовы зачитать вариант каждой из групп и обсудить, подходят ли вам эти профессии.
3) В группах обсудите, какие качества характера должен иметь:
Программист
Врач
Инженер
Юрист
Фармацевт
Архитектор-дизайнер
(Выбор профессий не случаен: предварительно было проведено тестирование и были выявлены те профессии, которые интересуют большинство детей данного класса).
Совпадения по качествам учитель записывает на доске.

Итог работы: на доске те качества, которые следует развивать в себе каждому человеку, чтобы быть успешным в выборе любой профессии.

4) Скажите, как вы понимаете эту русскую пословицу: «Не место красит человека, а человек место»?

VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры, рассказав о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.

Домашнее задание:
Доделать всё начатое, переписать в чистовик

Приложение 1

Текст к уроку «Сжатое изложение с элементами сочинения»

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

(по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном.
Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)

Вопросы к тексту для подготовки к сжатому изложению

Определите тип речи текста.
А каков стиль?
О чём текст? Какова тема этого текста?
Какова главная мысль этого текста?
Какими способами можно сжать информацию? Подумайте, что можно
исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в
тексте то, что можно объединить, сделать короче.
В каждой части текста выделите главное, выделите ключевые слова,
отберите существенную информацию.
Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.

Творческое задание. Сочинение-миниатюра.
Расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906-1999)

Урок развития речи

по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения

о выборе профессии». 7 класс

(2 часа)

Учитель: Лобанова О.М.

Цель урока : подготовиться к написанию сжатого изложения на материале

публицистического текста;

продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения

в тексте главной и второстепенной информации;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивать творческие способности детей;

раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.

Ход урока №1

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя и чтение текста.

Предлагаю задуматься, что, по-вашему, является самым важным в жизни?

(обсуждение вариантов ответов).

Давайте внимательно послушаем отрывок из письма к молодёжи Д.С. Лихачёва и обсудим, как отвечает на этот вопрос известный российский , , , , публицист. (аудиозапись)

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

(по Д.С. Лихачёву.

Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)

III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст).

Беседа по вопросам

    Определите тип речи текста.

(рассуждение)

    А каков стиль?

(публицистический)

    О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?

(о самом главном в жизни человека – выборе жизненного пути;

В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, только тогда можно стать счастливым)

    Какими способами можно сжать информацию?

(исключения, обобщение, упрощение)

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

    В каждой части текста выделите главное, ключевые слова,

(План.

    Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами.

    Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти.

    В жизни надо иметь своё дело. Счастья достигнет тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе.

IV. Сжато перескажите весь текст, записав результат на черновик.

Ход урока №2

V. Подготовка к творческой работе – сочинению-миниатюре.

Слово учителя . Несомненно, что даже сейчас каждый из вас уже мечтает выбрать какую-либо профессию из всего их многообразия. Сейчас мы с вами для удобства дальнейшей работы разделимся на группы по 4 человека.

    Как вы думаете, что такое "престижная работа"? Каково ваше представление о ней?

Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От

чего зависит престижность профессии? Связывается ли это с высокой зарплатой?

Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?

    А теперь давайте сыграем в такую игру : зная характеры и интересы своих друзей, выберите кого-либо из противоположной группы, придумайте подходящую для него профессию и запишите её на листке бумаги. Будьте готовы зачитать вариант каждой из групп и обсудить, подходят ли вам эти профессии.

3) В группах обсудите, какие качества характера должен иметь:

Программист

Врач

Инженер

Юрист

Фармацевт

Архитектор-дизайнер

(Выбор профессий не случаен: предварительно было проведено тестирование и были выявлены те профессии, которые интересуют большинство детей данного класса).

Совпадения по качествам учитель записывает на доске.

Итог работы: на доске те качества, которые следует развивать в себе каждому человеку, чтобы быть успешным в выборе любой профессии.

4) Скажите, как вы понимаете эту русскую пословицу: «Не место красит человека, а человек место»?

VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры, рассказав о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.

Домашнее задание :

Доделать всё начатое, переписать в чистовик

Приложение 1

Текст к уроку «Сжатое изложение с элементами сочинения»

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

(по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном.

Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)

Вопросы к тексту для подготовки к сжатому изложению

    Определите тип речи текста.

    А каков стиль?

    О чём текст? Какова тема этого текста?

    Какова главная мысль этого текста?

    Какими способами можно сжать информацию? Подумайте, что можно

исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в

тексте то, что можно объединить, сделать короче.

    В каждой части текста выделите главное, выделите ключевые слова,

отберите существенную информацию.

    Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.

Творческое задание. Сочинение-миниатюра.

Расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(1906-1999)

Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в формате ГИА – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Такие умения необходимо формировать на уроках, используя практическую работу по тексту.

Разработанный урок строится на самостоятельной работе с текстом с дальнейшей пошаговой проверкой по примерному образцу, который выводится на слайд. Наглядный материал позволяет ученикам анализировать свои ошибки и исправлять их.

Урок строится по традиционной схеме: целеполагание, актуализация знаний, практическая работа по тексту с дальнейшей проверкой, рефлексия. Важным этапом является ознакомление с критериями оценивания работы, что позволяет ученикам в дальнейшем при написании изложения учитывать эти требования.

Тексты для изложения должны соответствовать возрастному и интеллектуальному уровню обучающихся, иметь воспитательное и познавательное значение, поэтому для анализа предлагается работа известного психолога и журналиста В.В.Шахиджаняна о творческом труде и правильном выборе профессии.

Важно, чтобы работа на уроках русского языка в 9 классе не сводилась только к подготовке к экзамену, а была частью интересного и увлекательного процесса погружения в язык. « Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть», – писал М. Горький. Поэтому цель урока – научиться пользоваться языком, его средствами (в том числе для написания сжатого изложения).

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Цели урока:

  • сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
  • содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • раздаточный материал.

Соображение

Каждый из нас знает о роли звезд во Вселенной, где все постоянно изменяется. Приобретает новые формы и наше сознание; под влиянием законов природы, закономерностей изменяется наше расположение духа, наши эмоции, цвета нашей жизни. И где-то в 16-17 лет возникает проблема: для чего живешь, какую роль будешь выполнять в этом мире. Убеждена: в быстротечности жизни мы должны успеть найти свое место, так как времени не ошибки у нас нет, тем паче на их исправление.

С детства мечтаю стать учителем. Девизом своей жизни избрала слова:

Из множества профессий на Земле,

Которые уже есть, которым еще будут учить, -

Есть главная, как вещий, сущий хлеб,

И название этой профессии - Учитель.

Очень люблю детей. Понимаю, что они - не подопытные кролики, на которых можно испытывать некачественную вакцину. Сравниваю учителя с хирургом, хотя и между этими двумя понятиями усматриваю существенное отличие. Педагог формирует личность ребенка, врач-хирург заботится о здоровье. Это при условии, когда они - настоящие профессионалы. А когда нет?! Один ложный шаг - и ребенок становится калекой. Вот только хирург калечит тело, а учитель - душу.

Вам, возможно, удивительно слышать эти слова от меня, 17-летней девушки из провинциального города. Но лично мне, сознаюсь, очень больно, когда близкие люди говорят: «Подумай о будущем. Разве работая в школе, ты сможешь обеспечить себе нормальное существование? Все те розовые мечты о почете, уважении и учительской гордости слишком уж ошибочные и химерические». Реальность жестокая. Но я отказываюсь понимать ее, ту реальность.

У тех, для кого жалованье за работу - проблема номер один, возникает еще один вопрос: а где же справедливость, почему государство не может обеспечить достойной жизни педагогам?

Думая исключительно о материальном, мало кто из нас истинно, глубоко задумывается над глобальностью проблемы некачественного образования. Умышленно! Нельзя допустить полной деградации и вырождения целой нации. Сегодня, как никогда, нужно бороться за возрождение моральных ценностей. Для этого мы должны прежде всего изменить что-то в собственном сознании, сломать устаревшие стереотипы и освободиться от собственных амбиций. На плечи учителя положена огромная ответственность за развитие каждого ребенка. Задача учителя - овладеть сложным искусством построения личности, чтобы научить школьников создавать вечное, искать совершенные формы и стремиться к совершенству в наименьших деталях. Каждая одинокая душа должна достичь гения виртуозного таланта так же, как каждый человек должен само реализоваться в своей жизни. Именно к этой цели должен приблизиться настоящий учитель. Я хочу быть (и приложу для этого все усилия) таким учителем, несмотря ни на что!

Уроки 1-2 развития речи по теме "Сжатое изложение с элементами сочинения о выборе профессии".

Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста;

продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивать творческие способности детей;

раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя и чтение текста.

Говорят, что человек за свою жизнь должен посадить дерево, вырастить сына, построить дом... А ещё нужно найти себя, своё призвание в жизни. Узнайте, как это удалось сделать герою нашего рассказа.

Тихий июльский вечер... Берег моря. Двое мальчишек запускают кораблики. Я с интересом наблюдаю за ними. "Когда-то и я был таким же", - с грустью подумал я. Они, как все мальчишки, наверное, уверены, что их ждут приключения, шторма и суровая романтика морей.

Что они знают о море, вообще о профессиях? О сложности выбора? Вспомнить страшно, как протестовали против моего выбора мои родители: что за дурацкое решение? Мало ли есть профессий, которые принесут тебе славу, положение в обществе, богатство? Да и здоровье неважное - болеешь часто... Куда тебе в море? Почему бы тебе не стать юристом, как твой отец? Или бизнесменом, как твой дядя? Но я знал, что моё призвание - это море! А сколько сил потрачено! Как я тайно тренировался ночами! Обливал себя холодной водой, чтобы стать здоровее... Я понимал, что моя будущая профессия моряка - нелёгкая профессия, она требует здоровья, выносливости, знаний. Она, конечно, не очень денежная, непрестижная, но меня влекла романтика моря...

Впервые я задумался о выборе профессии серьёзно, общаясь со старым, опытным моряком. Тот спросил меня, понимаю ли я, зачем иду в море? Сумею ли я оценить свои способности и возможности? Что влечёт меня? Деньги? Красивая форма? Или зов дальних странствий? Наконец-то со мной разговаривали, как со взрослым, не отговаривали. Тогда же я и понял, что проблема выбора профессии - проблема сложная. Что главное - сделать выбор самому, а не попадать под чьё-то влияние, не подражать кому-то, как бывало со мной в детстве, когда я хотел быть то знаменитым актёром, то смелым каскадёром, а то и гангстером...

Да, очень часто молодые люди не хотят быть самими собой. "Человек должен быть только самим собой и никем другим", - сказал Дейл Карнеги. Но в молодости это понять трудно. Однако это нужно сделать, иначе неправильно выбранная профессия всю жизнь будет вызывать у вас одну лишь скуку.

Но есть ещё одна проблема. Как, овладев профессией, преуспеть в жизни? Конечно, нужно обладать какими-то определёнными чертами характера, целеустремлённостью, ответственностью, уметь понимать людей. И тогда ты будешь способен ярко проявить себя, открыть в себе талант.

Мальчишки, весело брызгаясь убегали вдаль. У них всё ещё впереди. И счастье выбора своего жизненного пути - тоже.

III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст, не разделённый на абзацы) .

Беседа по вопросам

1. О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?

2. Определите тип речи текста.

3. А каков стиль?

4. Где в этом тексте экспозиция, где завязка?

5. Укажите развязку в тексте.

6. На сколько смысловых частей можно разбить текст?

7. Определите, какие части можно исключить.

8. Какими способами можно сжать информацию?

9. Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.

10. В каждой части текста подчеркните главное, выделите ключевые слова, отберите существенную информацию.

11. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

12. Изложите сжато каждую часть.

13. Озаглавьте текст.

IV. Сжато перескажите весь текст от 3-его лица.

V. Подготовка к творческой работе - сочинению-миниатюре.

1) Герой этого рассказа мечтал стать моряком. А кем вы мечтаете стать, какую профессию выбрать? В группах по двое обсудите этот вопрос.

2) А как вы думаете, сколько в мире профессий? Назовите профессии, которые вы знаете.

3) В группах по двое обсудите, какие качества характера должен иметь:

продавец, адвокат, журналист, слесарь, официант, авиадиспетчер, водитель, врач, капитан и т. д.

4) А теперь - давайте сыграем в такую игру: зная характеры и интересы своих друзей, придумайте подходящие для них профессии и запишите их на листке бумаги. Будьте готовы зачитать варианты каждого из вас и обсудить, подходят ли вам эти профессии.

5) Скажите:

Как вы думаете, что такое "престижная работа"? Каково ваше представление о ней?

Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От чего зависит престижность профессии?

Связывается ли это с высокой зарплатой? Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?

"Не место красит человека, а человек место". Как вы понимаете эту русскую пословицу?

Какие ещё пословицы о работе, труде вы знаете?

Представьте себе, что вы встретились с друзьями через 10 лет. Подумайте, что вы могли бы рассказать друг другу о своей профессии.

VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры (тему о выборе профессии формулирует сам ученик)

Домашнее задание: письменно расскажите (10-12 предложений) о профессии, которую вы считаете редкой,

или письменно расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.