Рациональная технология перевозки грузов. Технологический процесс перевозок грузов

Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы - подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.

Дадим определения некоторым основополагающим понятиям.

Процесс перевозки - совокупность операции от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1-2-3-4-5, рисунок. 2 а; или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рисунок.2 б).

Процесс перемещения - совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2-3-4 рис. 2 а; или этапы 2-3-4-5-6, рис. 2 б)

Транспортный процесс - совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2-3-4-6, рисунок. 2 а; или этапы 2-3-4-8 плюс 4-5-6-9, рисунок.2 б).

Цикл транспортного процесса - производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2-3-4-6, рисунок. 2 а; или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рисунок. 2 б).

Операция перемещения - часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.

Транспортирование - операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 или этап 5, рисунок.2 б).

Транспортная продукция - масса груза в натуральном выражении доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому - потери груза, порча, естественная убыль и др.

В современных условиях хозяйствования, когда вмешательство государства в работу ТК сильно ограниченно, особую значимость приобретает применение эконометрических моделей работы компаний, предполагающих не только оценку текущего состояния их транспортной деятельности, но и прогноз на перспективу. В таких моделях выделяются производственная функция, описывающая процесс формирования и реализации ТУ, и функция спроса на них. На практике первая вырождается в функцию рентабельности ТП, а вторая - в оценочную функцию доходных ставок. Обе они позволяют определить целевую функцию анализа ТП, задаваемую условием работоспособности ТК, без соблюдения которого какая-либо практическая оценка эффективности их работы невозможна.

Процесс перевозки грузов затрагивает большое число участников транспортного процесса и должен рассматриваться комплексно на основе технологии, согласованной всеми сторонами и базирующейся на нормативных документах или результатах инженерной подготовки перевозок.

Технология грузовых перевозок - это совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.

Для унификации технологических средств, методов и терминологии с 1975 г. в нашей стране в качестве государственного стандарта действует Единая система технологической документации (ЕСТД). В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда. При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т.д.

Разработка технологического процесса перевозок грузов осуществляется в следующей последовательности:

Установление нормируемых характеристик перевозки (расчетная скорость движения, время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, график или интенсивность подачи подвижного состава, суточный или почасовой объем перевозок и т.п.);

Выбор маршрута и технологии выполнения перевозок;

Разработка технологической документации;

Определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок;

Анализ характеристик технологического проекта, который должен подтвердить выполнение нормируемых показателей, обеспечение безопасности и качества перевозок;

Утверждение технологического проекта руководящим составом АТО.

Основой для разработки технологического процесса перевозки является заявка на перевозки или договор (коммерческое предложение) с описанием требований к транспортной услуге заказчика перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Технологический проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности перевозок.

Совершенствование технологического процесса является важнейшим условием повышения эффективности работы организации.

Эффективность выбранной технологии перевозок может оцениваться по следующим показателям:

Себестоимость перевозок;

Удельные затраты;

Производительность ПС;

Качество перевозок.

Процесс доставки груза может быть представлен в виде отдельных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе, которые в зависимости от содержания работы классифицируются следующим образом.

Контрольно-учетная операция предусматривает оформление документов, поиск конкретного грузового места, осмотр грузов, опломбирование и т. п.

Строповочная операция предусматривает крепление и открепление штучных грузов при их перегрузке краном.

Грузовая операция связана с подъемом и опусканием груза при помощи ПРМ.

Операция перемещения - перемещение груза ПРМ.

Вспомогательная операция связана с дополнительными работами, которые необходимо выполнить перед или после погрузки грузов (открытие крышек, закрытие брезентом и т.п.).

Транспортная операция включает в себя движение ПС с грузом или без него.

Складская операция предусматривает подготовку груза к отправке, подбор и сортировку по партиям и т.п.

При выполнении ГАП выделяют несколько основных видов технологий, которые существенно отличаются друг от друга и в значительной степени зависят от типа грузообразующего объекта - грузоотправителя. Особенности конкретного грузоотправителя влияют на количество используемых для доставки грузов АТС, вид ПС, возможность оптимизации маршрутов движения, необходимость согласования грузопотоков с другими видами транспорта, состав сопутствующих перевозке транспортно-экспедиционных услуг.

Для тщательной проработки процесса выполнения перевозок в конкретных условиях разрабатываются транспортно-технологические карты, которые согласовываются с грузоотправителем и грузополучателем.

На основании транспортно-технологической карты разрабатывается технологический график доставки товаров.

Этот график составляется с учетом времени выполнения работ и возможности их одновременного проведения различными исполнителями. После составления графика определяется фактическое время, необходимое для подготовки груза к погрузке на складе отправителя; время использования ПС; время, необходимое для размещения груза на складе получателя; время, в течение которого обслуживается ПС у отправителя и получателя. На основании этих значений увязывается работа АТС и погрузочно-разгрузочных пунктов за счет корректировки количеств ПС и ПРМ и, при необходимости, изменения технологии выполнения работ.

После согласования и увязки различных технологических операций разрабатываются графики работы нескольких транспортных средств.

Разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки позволяют:

Упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство перевозками за счет использования модульного принципа;

Обеспечить поточность, непрерывность и максимальную параллельность выполнения технологических операций;

Организовать согласованное выполнение операций сотрудниками различных организаций;

Сократить общее время доставки грузов.

Основными факторами, которые учитываются при транспортировании автомобильным транспортом, является:

1) классификация грузов;

2) способ погрузки и выгрузки;

3) условия перевозки и хранения;

4) возможность использования грузоподъемности подвижного состава;

5) сохранность при перевозке;

6) степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке.

По способу погрузки-выгрузкигрузы делятся на штучные, навалочные и наливные.

В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:

1) требующие соблюдения определенных санитарных условий;

2) скоропортящиеся;

3) большой массы;

4) длинномерные;

5) негабаритные;

6) опасные.

Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима. Грузы большой массы - грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов). Грузы длинномерные - группа грузов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 x 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные - грузы более 2,5 м в ширину или 3,8 м в высоту или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля.

В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности ус) все грузы подразделяют на четыре класса:

1) малый (до 0,5 тонн);

2) средний (от 0,5 до 1,5 тонн);

3) большой (от 1,5 до 16 тонн);

4) более 16 тонн.

По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:

1) требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы);

2) требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);

3) не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).

Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова: при перевозке грузов первой категории - 9 м/с 2 , второй - 9-15 м/с 2 , третьей - 15-21 м/с 2 .

К достоинствам автомобильного транспорта относятся: большая маневренность, подвижность, высокая скорость доставки грузов, доставка продукции без промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя, небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.

К недостаткам следует отнести низкие значения показателей производительности труда, эксплуатационных показателей и состояния дорожной сети.

Для перевозок грузов автомобильными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами.

Транспортный (перевозочный) процесс-совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1) маркетинг грузопотоков;

2) разработку на основе материалов обследований грузопотоков рациональных маршрутных схем, использующихся при открытии новых маршрутов и изменении направления существующих;

3) выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок;

4) определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта;

5) нормирование скоростей движения автотранспорта;

6) выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей;

7) координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта;

8) анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава;

9) обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом;

10) применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки;

11) управление движением транспортных средств;

12) оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

1) своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров;

2) сохранность качества и количества перевозимого груза;

3) выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения;

4) экономию топлива;

5) охрану окружающей среды;

6) выполнение требований трудового законодательства.

Правильная организация транспортного процесса предполагает:

1) сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.;

2) рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава;

3) правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им;

4) оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях;

5) максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.

Расходы по текущему обслуживанию и ремонту транспортных средств

Данные затраты рассчитываются в соответствии с постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» от 1 ноября 2002 года № 35. Согласно этому документу затраты на техническое обслуживание и ремонт состоят из суммы следующих составляющих:

заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих

материальные затраты

Затраты на смазочные материалы

где ЗП, МЗ, СМ - соответственно нормы затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих, материальные затраты на смазочные материалы на 1000 км пробега;

СТ - часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, действующая на предприятии, составляет 1200 руб.ч; - планируемый пробег, км;

К Т - корректирующий коэффициент к нормам в зависимост от типа подвижного состава. Для автобусов, легковых грузовых бортовых автомобилей принимается равно 1, для грузовых автомобилей: тягачей - 0,99, самосвалов - 1,1, цистерн - 1,13, фургонов -1,05, рефрижераторов - 1,18;

ИЦ - индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к декабрю 2001 года, принимается равным 3,8;

ЗТ - затраты на топливо, руб.

Законодательством Республики Беларусь установлены отчисления в бюджетные фонды от средств на оплату труда в размере 39% от заработной платы. Поэтому, затраты на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих увеличиваются на 39%.

Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин.

Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин (Sш) определяются по формуле:

где Ц ш - цена одной автомобильной шины,

руб.- количество шин установленных на автомобиле,

шт; ш - норма износа в процентах на 1000 км пробега к стоимости шины;

Амортизация основных средств Нормы устанавливают сумму амортизационных отчислений в процентах от стоимости подвижного состава на 1000 км. Для автомобилей грузоподъемностью более 2,0 т, данные нормы установлены в зависимости от пробега до выбытия из эксплуатации. Расчет амортизации основных средств выполняется по формуле

где S ам - амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов), руб.;

К ПФ - коэффициент, учитывающий сумму амортизации прочих основных средств, приходящихся на данный вид перевозок.

Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются:

для подвижного состава, норма отчислений по которому установлена в зависимости от пробега

где Ва - амортизируемая стоимость автомобиля,

руб.; ac - норма амортизационных отчислений,

%;- пробег на маршруте, км;

К а - коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации (сменности работы, условий ружающей среды). Может принимать значение

< К а < 1,3. Принимаем К а = 1,0.

К ПФ определяется прямым счетом, если организация занимается только перевозкой, т.е. отношением затрат на амортизацию и восстановление основных средств к затратам на амортизацию подвижного состава за период, предшествующий расчетному. При осуществлении организацией разных видов деятельности данный коэффициент определяется в соответствии с учетной политикой, принятой в организации. Для расчетов К ПФ принимается равно 1,4. При использовании полностью с амортизированных автомобилей (прицепов, полуприцепов) в себестоимость включается только амортизация прочих основных средств, приходящаяся на данный вид перевозок.

Расчет заработной платы водителей

Часовая заработная плата водителей, работающих на повременной оплате определяется из выражения (согласно приказу Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 210-Ц от 25.07.2005 г.)

где К Т - тарифный коэффициент по единой тарифной сетке;

Т С - месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, действующая на редприятии. Принимается путем умножения часовой тарифной ставки (1200 руб./ч) на количество рабочих часов в месяце, 1200Ч192= 230400 руб.;

К Д - коэффициент, читывающий добавки, премии и т.д. к заработной плате, принимается равным 1,89;

Т М - среднемесячный баланс рабочего времени, принимается К Д =192 ч.

При расчете данной статьи необходимо учитывать отчисления в бюджетные фонды от средств на оплату труда, которые составляют 39% от заработной платы.

Расчет накладных (общехозяйственных расходов)

Величина накладных расходов, не подлежащих прямому подсчету, определяется умножением заработной платы водителя на коэффициент, равный 0,7. Остальная их часть считается в реальных цифрах.

Расчет заработной платы руководителей, специалистов и служащих

Заработная плата руководителей специалистов и служащих определяется (приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.07.2005 №210-Ц) путем умножения заработной платы водителей на коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей. Для расчетов значение данного коэффициента принимается равно 0,6.

При расчете данной статьи учитываются отчисления в бюджетные фонды от средств на оплату труда, которые составляют 39% от заработной платы.

Плановая прибыль определяется из следующей формулы:

где R - рентабельность перевозок, R=15%.

Себестоимость

Себестоимость перевозки определяется как сумма затрат и прибыли:

Стоимость перевозки с учетом налога на добавленную стоимость равна:

где е НДС - ставка налога на добавленную стоимость, 20 %.

Тариф за 1 км пробега определяется по формуле.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства продукции .

Под транспортной технологией понимается совокупность приемов и методов, обеспечивающих перемещение грузов и пассажиров, т.е. определенный технологический процесс создания транспортной продукции.

Технология производственного процесса на транспорте отличается от других отраслей материального производства - промышленности, строительства, сельского хозяйства. Как известно, продукция промышленности и других отраслей производится в стационарных условиях, «в стенах предприятия», в то время, как транспортные средства (вагоны, локомотивы, морские, речные и воздушные суда, автомобили и др.), выполняя перевозки, перемещаются по всей сети путей сообщения порой на значительные расстояния. Вследствие динамичности подвижного состава на транспорте существует такое неизвестное другим отраслям явление, как порожние пробеги транспортных средств и транспортного оборудования (например, контейнеров), поскольку после выполнения перевозки они могут оказаться далеко от пункта следующей погрузки.

Структурные подразделения и другие объекты промышленных предприятий как правило размещаются в определённом географическом пункте, в то время как транспортные предприятия нередко пространственно рассредоточены и находятся на территории нескольких территориальных образований и даже субъектов Федерации, а их деятельность носит комплексный характер. Так, например предприятие «Канал имени Москвы» - крупнейший воднотранспортный и одновременно водохозяйственный объект. В его состав входят 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей в 12 субъектах Российской Федерации. Другой пример: одна из 17-ти железных дорог страны - Куйбышевская, имеет эксплуатационную длину 4,7 тыс. км, включает в себя 336 станций и проходит по территории десяти областей и автономных республик. Морские торговые суда выполняют грузовые перевозки в любою точку мирового океана, находясь за тысячи миль от порта приписки.

Эти и другие особенности организации производственного процесса на транспорте требуют отличных от других отраслей технологических методов и управленческих воздействий. Так, на всех видах транспорта организованы диспетчерские службы , основными задачами которых является непрерывный контроль за состоянием подвижного состава, его технической готовности, соблюдения графика движения и расписания и в целом - обеспечение согласованной работы отдельных звеньев транспортного предприятия или взаимодействующих предприятий разных видов транспорта. При этом структура и организация диспетчерской службы на транспорте значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленных предприятиях. Особенность диспетчеризации на транспорте - непрерывное изменение оперативной обстановки на железнодорожных линиях и узлах, аэропортах, в морских и речных портах. Диспетчерская служба основана на современных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики и вычислительной техники.

Особое место в управлении транспортным процессом занимают современные системы коммуникации. В последние десятилетия созданы, внедрены в практику и непрерывно совершенствуются информационные сети связи и сети для позиционирования подвижного состава и транспортного оборудования разных видов транспорта: воздушных судов, поездов, морских и речных судов, контейнеров и т.п. Главная цель внедрения этих систем - повышение эффективности и безопасности транспортного процесса, информационное обеспечение процесса управления. Примером являются «Речные информационные службы (РИС) / River Information Services (RIS)», которые создаются на внутренних водных путях Евросоюза и других стран, в том числе Российской Федерации, для согласованного управления движением судов и перевозками в системе внутреннего судоходства, включая стыковку с береговыми службами и другими видами транспорта. РИС имеют следующие основные цели: обеспечение безопасности и эффективности перевозок, а также уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.

В зависимости от вида перевозок (внутренние, международные, транзитные и т.п.) транспортные предприятия в своей деятельности руководствуются не только отраслевыми нормативными документами, но и законами федерального и регионального уровня, а также международными конвенциями. Кроме того, специфика производственной деятельности транспорта находит отражение и в принимаемых законодательных актах общего характера таких, например, как Налоговый кодекс, Водный кодекс и др. Вследствие этого, юридическое сопровождение деятельности транспортных предприятий многообразнее и сложнее, чем, например, у предприятий, производящих промышленную продукцию.

Для современного транспортного производства характерна дифференциация транспортных технологий на грузовые и пассажирские. Для грузовых перевозок можно также выделить технологии, ограниченные рамками одного вида транспорта, и технологии, рассчитанные на использование нескольких видов транспорта.

Номенклатура перевозимых транспортом грузов насчитывает тысячи наименований. Каждый груз имеет свои технико-экономические характеристики, свои требования к скорости и сохранности перевозки, которые предопределяют технологию его перевозки. Но все эти особенности учесть практически не представляется невозможным. Поэтому необходимо сгруппировать всю номенклатуру грузов в ограниченное количество групп и затем для каждой группы разработать свою технологию.

Анализ технологий перевозок грузов позволил, несмотря на их многообразие, сгруппировать в 3 крупные группы, а именно технологии перевозки массовых грузов, технологии перевозки терминальных грузов и технологии перевозок остальных грузов.

Характеристика технологий перевозки массовых грузов связана, с одной стороны, с их сравнительной простотой, а с другой - с отсутствием тары. Особенностью технологии в этом случае является и то, что масса перевозимого груза в транспортном средстве ограничивается его грузоподъемностью. К числу таких грузов относятся наливные, насыпные и навалочные. Эта категория грузов не требует высокой скорости доставки, а поэтому они могут накапливаться как в пунктах отправления, так и в пунктах прибытия.

При перевозке грузов этой категории с использованием нескольких видов транспорта необходимо наличие перегрузочных комплексов, обеспечивающих перегрузку с одного вида транспорта на другой в пунктах перевалки.

Для их транспортировки, как правило, используют транспортные средства большой грузоподъемности. На водном транспорте для перевозки этих грузов ис- пользуются суда или составы большой грузоподъемности. В частности, на морском транспорте для транспортировки нефти используются танкеры грузоподъемностью до 500 тыс.т и более, навалочных грузов - суда грузоподъемностью до 350 тыс.т. На внутреннем водном транспорте для транспортировки массовых грузов используются чаще всего большегрузные составы грузоподъемностью на реках Сибири до 15-18 тыс.т, в США на реке Миссисипи грузоподъемностью до 20-25 тыс.т. Основной экономический эффект, получаемый при использовании такой технологии, связан с сокращением эксплуатационных расходов из-за сокращения затрат на содержание экипажа, снижения энергетических затрат, амортизации и др. расходов, приходящихся на 1 т перевозки груза.

Однако, необходимо иметь в виду, что использование крупнотоннажных судов большой грузоподъемности для перевозки массовых грузов возможно при значительных концентрациях потоков этих грузов и большой дальности перевозок. В противном случае, простои таких судов в пунктах отправления и прибытия потребуют значительных затрат, которые превысят те выгоды, которые обеспечиваются при использовании судов большой грузоподъемности. В этих случаях более эффективным может оказаться использование судов меньшей грузоподъемности.

Рассмотренные технологии перевозок массовых грузов представляют по объему большую часть перевозок на всех видах транспорта, но на их транспортирование затрачивается меньше средств, чем на транспортирование терминальных грузов. В категорию терминальных (мелкопартионных) грузов включается наукоемкая, высокостоимостная, скоропортящаяся продукция, которая требует больших скоростей доставки и высокой степени сохранности в процессе перевозки.

Особое внимание этой категории грузов придают потому, что в производственном цикле сам процесс производства занимает около 5% времени, а остальные 95% времени цикла эта продукция находится в процессе транспортировки и на складах.

Повысить эффективность перевозок этой категории грузов можно путем укрупнения их отправки и использования для этой цели специальных средств укрупнения: контейнеров, трейлеров, съемных кузовов, поддонов. Эти средства позволяют внедрить современные бесперегрузочные технологии перевозок и осуществить передачу в пунктах стыка видов транспорта не самого груза, а грузовой единицы, в которую он загружен.

Тогда всю цепочку технологических операций по доставке рассматриваемой продукции от ее производителя к потребителю можно разбить на три фазы:

  • 1) формирование грузовой единицы (контейнера, трейлера и др.) и доставка её на транспортный терминал в районе производства продукции;
  • 2) транспортировка грузовой единицы от транспортного терминала в месте производства продукции до транспортного терминала в месте ее потребления;
  • 3) расформирование грузовой единицы и доставка продукции потребителю. Применение такой технологии позволяет:
  • 1) сократить простой транспортных средств под грузовыми операциями;
  • 2) сократить затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • 3) сократить затраты на тару и упаковку грузов;
  • 4) повысить сохранность перевозимых грузов .

Организации и технологии перевозок грузов и 196  

Второе направление включает совершенствование управления , организации и технологии перевозок.  

Решение о целесообразности создания и внедрения новой техники принимается на основе экономического эффекта , определяемого на годовой объем производства и использования новой техники в расчетном году. За расчетный год принимается первый год после окончания планируемого срока освоения производства новой техники . Как правило, это второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или использования новой технологии перевозок и производства.  

Технология перевозок грузов укрупненными местами и,  

Необходимость изучения зависимости себестоимости перевозок от объема перевозочной работы на промышленном железнодорожном транспорте вызвана тем, что объем работы , как известно, самый мощный фактор, влияющий на уровень себестоимости продукции . Зависимости, найденные исследователями на железнодорожном транспорте общего пользования , не могут быть использованы в условиях промышленного транспорта по следующим причинам существенно различается технология перевозок калькуляционной единицей является, как правило, 1 т, а не 1 ткм в сотни раз меньше средняя дальность перевозок другой характер работы и уровень использования подвижного состава.  

Специальные (горячие) перевозки, которые осуществляются железнодорожными цехами металлургических заводов, имеют еще ту особенность, что осуществляются в подвижном составе, принадлежащем основным производственным цехам, отличаются высокими нагрузками на ось подвижного состава, а также технологией перевозок.  

Однако при создании чрезмерно крупных предприятий требуются значительные капитальные затраты и много времени, усложняется управление производством , ограничиваются возможности равномерного размещения промышленности , увеличивается объем дальних перевозок как готовой продукции , так и сырья и материалов, необходимых для ее изготовления. Поэтому при определении рациональных размеров предприятий исходят из учета хозяйственных факторов, местоположения предприятия, особенностей отрасли производства, а также достигнутого уровня развития техники и технологии производства.  

В сланцеперерабатывающей промышленности и промышленности технического углерода намечается сокращение затрат ручного труда за счет внедрения трудосберегающих технологий, автоматизации упаковки, выгрузки и загрузки продукции, внутризаводских перевозок.  

Нефтегазовая отрасль, способствуя развитию других направлений экономики, обеспечивает мультипликативный эффект добыча, переработка и транспортировка больших объемов нефти и газа создает предпосылки для развития отечественного нефтегазового, энергетического, транспортного машиностроения , телекоммуникаций, нефтехимии, транспортных перевозок, строительства автодорог и инфраструктуры сервиса. Это, в свою очередь, даст импульс развитию науки и высоких технологий в этих сферах.  

Другим, в значительной степени условным, недостатком трубопроводного транспорта , связанным с присущей ему технологией, является большой удельный вес первоначальных и текущих расходов , не зависящих от объема перекачки. В связи с этим наилучшие экономические показатели по трубопроводам достигаются при максимальной их загрузке. Правда, и на других видах транспорта с увеличением объема перевозок улучшаются их экономические показатели , но на трубопроводном транспорте эта зависимость проявляется особенно ярко. Удельный вес зависящих расходов в общих расходах (без учета грузовых работ) по видам транспорта виден из данных табл. 34 .  

Рационализация транспортно-экономических связей является сложной комплексной проблемой, охватывающей сферы производства и обращения. Совершенствованию связей внутрипроизводственной сферы способствуют в основном улучшение размещения предприятий , внедрение новой техники и технологии. Рационализация связей в сфере обращения связана с повышением научного уровня планирования перевозок, с эффективной организацией материально-технического снабжения в народном хозяйстве , с осуществлением мероприятий внутри транспортной системы , создающими условия для снижения себестоимости перевозок.  

Технологии транспортировки. Высокие транспортные издержки служат барьером для любого типа торговли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому, что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило международную торговлю . Самолеты теперь быстро доставляют легкие ценные товары , например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танкерах, что сильно сократило стоимость перевозки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохранилищ на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают контейнеры на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по трубам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потрошат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты. Производители коммерческих самолетов доставляют новые лайнеры зарубежным клиентам в течение нескольких часов, просто совершая на них перелеты непосредственно к месту назначения.  

В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции i отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему Ритм, функционирующую на принципах логистики . Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов , работу станций , предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов . Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.  

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их транспортировки, количества сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам. Анализ участия фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев США показал, что транспортные предприятия весьма охотно идут на расширенную диверсификацию своей деятельности. Это повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новейших транспортных технологий, укрепляет положение на рынке транспортных услуг. В свою очередь, фирмы-продуценты-не менее заинтересованы в том, чтобы освободиться от многих логистических функций и сосредоточить внимание на основной профилирующей деятельности с целью снижения затрат и повышения гибкости в работе.  

Как правило, эти меры касались таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, внедрения в практику новых технологий перевозок (например, интермодальных). В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранность, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных терминалах.  

Помимо этого, как уже упоминалось, в последнее время получает развитие более прогрессивная форма организации перевозок, связанная с внедрением новой технологии перевозок в контейнерах, пакетах, флетах и с интегрированием многих видов транспорта.  

Руководство работой транспортно-экспедиторских контор в морских портах и на погранпереходах расширяло кругозор специалистов, делало их транспортниками-универсалами, позволяло в самые короткие сроки осваивать прогрессивные логистические технологии перевозок грузов в комбинированных и мультимодальных сообщениях (например, морем до Сингапура, затем судами река-море плавания по р. Меконг в Камбоджу или морем в Бангкок, затем железной дорогой и автотранспортом - в Лаос).  

Этот прием может быть применен в том случае, когда рост грузооборота при переходе от одного планового периода к другому на конкретных предприятиях не отличается высокими темпами и не требует значительного прироста основных средств железнодорожных цехов, т. е. он осваивается за счет изыскания внутренних резервов, лучшего использования наличного подвижного состава, совершенствования технологии перевозок, других средств и методов. При таком варианте круг расходов, зависящих от объема работы, будет несколько шире, чем в первом. Так,

Повышение эффективности перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава и погрузочно – разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно – разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция.

Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции к другой. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем больше вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.


Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение от выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом – отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно – следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.

Рассмотрим особенности основных видов перевозок.

Юнимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты перевозочной цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.

Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта.

Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожная – автомобильная, речная – автомобильная, морская – железнодорожная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в ЛС структурой дистрибутивных каналов (или каналов снабжения). Например, отправка крупных партий готовой продукции с завода – изготовителя на оптовую базу производится железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным.

Мультимодальной является такая перевозка, при которой лицо, ее организующее, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти – и интермодальных перевозок, связана с использованием в цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных . В то же время в отличие от интермодальных систем, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги.

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, пользуясь на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Основными принципами функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок являются следующие:

– единообразный коммерческо – правовой режим;

комплексный подход к решению финансово – экономических вопросов организации перевозок;

– максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

– единый организационно – технологический принцип управления перевозками и координация действий всех посредников, участвующих в транспортировке;

– кооперация посредников;

– комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.

Каждый из приведенных видов перевозок обладает специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но все они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и составляющих эти схемы звеньев или элементов. Перевозочный процесс на каждой стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь составляющие элементы перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им, закономерностями. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются по продолжительности. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций.

Доставка грузов - это комплекс услуг по перемещению груза от производителя до потребителя, который включает в себя выполнение услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в том числе возможное оформление товаросопроводительных, перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления доставки груза, хранение грузов, укрупнение грузовых партий и др.

Перевозка грузов, в свою очередь, рассматривается в качестве составной части процесса доставки грузов. Сегодня большинство производителей активно участвуют в разработке способов доставки своей продукции конечным потребителям, так как от эффективности ее осуществления зависит конкурентоспособность компании. В связи с высоким уровнем конкуренции, например, на рынках продуктов питания и бытовой электроники, производители заинтересованы в продвижении своей продукции на различные рынки как внутри страны, так и за ее пределами. Более того, они (производители) заинтересованы в том, чтобы цена на их товары была ниже, чем цены на аналогичные товары конкурентов. Для реализации этих двух ключевых задач сбыта продукции - доступность рынков с минимальным транспортными затратами, производители разрабатывают варианты доставки или согласуют их с региональными дистрибьюторами. При формировании варианта доставки выбирают виды магистрального транспорта, которые следует использовать с учетом развития транспортной инфраструктуры региона, природно-климатических, экономических и других факторов; размеры отправляемых партий, обеспечивающих максимальную загрузку подвижного состава, бесперебойное удовлетворение спроса и т.п.; дислокацию пунктов перераспределения грузовых потоков (региональных складских комплексов), через которые будет осуществляться доставка товаров внутри региона; способы транспортировки на местных направлениях и т.д.

В зависимости от целей доставки и транспортно-технологических возможностей ее осуществления грузы перемещаются через различные элементы системы распределения продукции:

  • ? склады производителя и потребителя;
  • ? станции (порты) отправления и назначения;
  • ? промежуточные склады (как элементы многокаскадной системы распределения).

Последовательность прохождения грузами отдельных элементов системы распределения в процессе их доставки от производителя к конечному потребителю образует схему доставки. На рис. 1 показаны различные схемы доставки.

Рис. 1.

При выборе схемы доставки учитывают особенности производства и потребления продукции, транспортные факторы и условия управления запасами в системе распределения. Критерием выбора является минимум затрат у всех участников процесса доставки грузов.

В зависимости от взаимного расположения пунктов отправления и получения грузов в рамках сформированной схемы доставки создаётся направленное движение грузов - грузопоток. Грузопоток в заданном сечении дороги характеризуется количеством груза, перевозимого за рассматриваемый период времени. Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм, эпюр и таблиц.

Картограмма грузопотоков привязывается к изображению территории, по которой осуществляется доставки грузов. На картограмме в условном масштабе откладывается величина перевозимых грузов и направление их перевозки в виде очертаний трассы движения на карте. Прямое и обратное направления движения грузов наносят соответственно принятому в РФ правостороннему движению автомобилей (рис. 2).


Рис. 2.

Эпюра грузопотоков строится в прямоугольной системе координат: на горизонтальной прямой линии в условном масштабе откладываются расстояния между пунктами доставки (причем криволинейная форма трассы заменяется прямолинейной); по вертикали также в масштабе откладывается объемы перевозимых грузов (рис. 3).

Рис. 3. Эпюра грузопотоков

Представление грузопотоков в табличной форме позволяет систематизировать различную количественную информацию: объемы перевозок по направлениям, распределение объемов перевозок по отдельным пунктам (прибытие, отправление, транзит), выполненный объем транспортной работы (см. табл. 1 и 2).


Таблица 1

Таблица 2


Производственный процесс по доставке грузов затрагивает большое число участников и связан с выполнением многочисленных операций, поэтому он должен рассматриваться комплексно на основе единой технологи. В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 технологический процесс является частью производственного процесса, содержащий целенаправленные действия по изменению предмета труда. Сущность технологического процесса доставки грузов заключается в их перемещении через различные элементы системы распределения от производителя к конечному потребителю.

Технология доставки грузов - это набор и последовательность операций с грузами, обеспечивающих их доставку потребителю. Совокупность основных операций технологии доставки грузов представлена на рис. 4.


Рис. 4.

Перечисленные операции технологического процесса доставки грузов рассматриваются в качестве подпроцессов, так как сами являются сложными процессами и состоят из различных операций. Некоторые из них настолько тесно связаны между собой, что могут объединяться в подпроцессы более высокого уровня, например, погрузочно-разгрузочные и перевозочные операции входят в состав процесса транспортировки.

Процесс доставки грузов (рис. 5) начинается с процесса подготовки груза к перевозке, которая выполняется, как правило, отправителем и включает операции: консолидацию (накопление), упаковку, маркировку и т.д. Накопление груза необходимо для формирования минимально допустимого объема партии груза, обеспечивающего максимальное использование грузоподъемности транспортного средства. Погрузочно-разгрузочные операции могут выполняться как отправителем, так и экспедитором (перевозчиком). Далее груз оправляется по разработанной схеме доставки, которая может включать один или несколько распределительных центров (терминалов), обеспечивающих регулирование направления и мощности грузопотоков. Распределительные центры выполняют операции по консолидации, разукрупнению и сортировке грузов по направлениям, краткосрочному и длительному хранению и контролю над уровнем запасов, погрузке, разгрузке и перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой, а также дополнительные услуги по осуществлению централизованных расчетов, упаковке, маркировке, таможенному оформлению грузов и т.д. Процесс доставки завершается развозом грузов непосредственным получателям в соответствии с графиком доставки и правилами приемки грузов. Эффективное осуществление процесса доставки грузов возможно только при условии полного согласования параметров взаимодействия всех его участников (отправителей и получателей грузов, перевозчиков и т.д.), а также использовании современных технологий доставки грузов. Взаимосвязь участников процесса доставки и технологии его осуществления обобщается в понятии транспортно-технологической системы доставки грузов.


Рис. 5.

Транспортно-технологическая система доставки грузов (ТТС) - это совокупность материальных элементов на всём пути продвижения продукции (транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, транспортного оборудования, объектов инфраструктуры, складов и т.п.), а также способов взаимодействия между ними (технологических операций), обеспечивающих доставку грузов от производителей до потребителей.

Проектирование ТТС требует последовательной разработки комплекса вопросов, в частности:

  • ? разработка схем доставки, маршрутов транспортировки;
  • ? выбор видов транспорта, типов подвижного состава, тары и оборудования, погрузочно-разгрузочных средств;
  • ? определение мест размещения промежуточных складов, расчет объемов складских запасов продукции;
  • ? разработка технологической документации доставки грузов;
  • ? определение методов контроля качества и безопасности доставки грузов.

Снижение затрат и трудоёмкости работ в ТТС достигается за счёт следующих факторов: выбора эффективных транспортных средств; рационального использования складских помещений; ускорения доставки грузов; совершенствования упаковки; применения многооборотной тары (контейнеров) и пакетных перевозок; механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операций; сокращения или полной ликвидации потерь транспортируемых грузов и др.

Важным условием эффективного функционирования ТТС является технологическая согласованность работы транспортных организаций, поставщиков и потребителей продукции и промежуточных складов. Такое согласование достигается путем организации единого технологического процесса.

Единый технологический процесс - это предварительно разработанная рациональная технология взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, транспортных и складских организаций. Осуществление единого технологического процесса предусматривает координацию деятельности этих участников по следующим направлениям:

  • 1) согласование ритма транспортного процесса с ритмом производства и потребления, достигаемое комплексным решением задачи оптимизации выбора транспортных средств и определения объемов накапливаемых грузов на складах;
  • 2) согласования режима работы грузоотправителей, грузополучателей, транспортных и складских организаций;
  • 3) согласование ритма работы транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;
  • 4) сокращение количества перевалочных операций в пунктах погрузки и выгрузки за счёт использования пакетных и контейнерных технологий доставки грузов;
  • 5) предварительная подготовка грузов к перевозке: своевременное комплектование партий грузов с учётом условий их накопления, грузоподъёмности транспортных средств и контейнеров, затаривание и пакетирование тарно-штучных грузов; маркировка грузов и т.д.

Эффективность деятельности любой ТТС во многом определяется тем, насколько полно и глубоко в ней внедрены передовые достижения науки и техники. Это особенно актуально для транспортных услуг, для того, чтобы доставка грузов и деятельность перевозчиков осуществлялись рационально и с минимальными затратами.