Печатный станок 17 века описание в музее. Книжное дело России в XVII веке

Музей истории полиграфии, книгоиздания и истории МПИ-МГУП открылся в Московском государственном университете печати 1 ноября 2000 г. по инициативе и под руководством ректора проф. А.М.Цыганенко. Автор экспозиции - заведующая музеем доц. С.В.Морозова.

Располагается в двух учебных зданиях. Основная экспозиция (ул.Михалковская д.7) состоит из трех частей: история возникновения письменности, бумаги, полиграфии и книгоиздания; история МПИ-МГУП; выставочный зал. Парк печатных машин с 1911 года (ул. Прянишникова,2). Общая площадь экспозиции около 1000 м 2 .



Музей насчитывает свыше 22.000 экспонатов: полиграфические станки и оборудование как отечественных, так и зарубежных производителей, начиная с середины XIX века, рукописные и печатные книги. Представлены все этапы печатной продукции: от редакционной подготовки рукописей до их печати.

Печатные станки, машины, оборудование

Допечатный процесс представлен коллекцией стационарных и портативных печатных машинок (более 20 ед.хр.). Набор текста: ручной - металлическими и деревянными шрифтами; автоматический набор - линотипами; фотонабор - горизонтальными и вертикальными фотоаппаратами, комплексами оборудования «Каскад» и «Квант»; цифровой - компьютерами.

Эволюцию печатного процесса позволяют показать: ксилографическая доска конца XVIIв. из Тибета; печатные станки сер.XIX- н.XXвв. немецких фирм: пробопечатные (3), литографские, тискальные (2), тигельные; печатные машины нач. и сер.ХХ в. - тигельные, плоскопечатные (7), офсетная, ротационная.

Брошюровочно-переплетный процесс представлен бумагорезательными машинами начала ХХв., прессами и станками для кругления корешков книжных блоков, позолотными прессами, ручными и автоматическими проволокошвейными аппаратами, ниткошвейными машинами зарубежных и отечественных заводов.

Антикварные книги, редкие издания, выпущенные в России и за рубежом

В экспозиции представлены книги издательств России и СССР. Рукописные и старопечатные книги, а также изданные на русском и иностранных языках в XVI- н. XXIв. Музей располагает 25 рукописными книгами XVI-XIXв.: Богослужебный конволют в 4 частях (нач. XVI- нач. XVII вв.); Литературные сборники к. XVII- н.XVIII в. (Хождение Трифона Коробейника, О царе Агея,О Киприяне и царице Устинии, Слово о злых женах, Беседа трех святителей и др.) и исторические сер. XVIIIв. (Описание Казани М.С. Пестриковым, О разорении святого града Иерусалима, Сказание о зачатии и рождении Петра Великого П.Н. Крекшина, Записки А.А. Матвеева о стрелецких бунтах).

Старопечатные книги Московского печатного двора и Синодальной типографии: «Триодь цветная» (1591) Андроника Невежи, «Апостол» 2-й пол. XVII в., «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (1648). 20 изданий XVIIIв.: «Устав воинский» (Спб, 1719), «Полидора Виргиния Урбинского» (1720); издания Академии наук, Н.Н. Новикова, И.Г. Рахманинова, Вольной типографии И.В. Лопухина, Вольной русской типографии А.И. Герцена в Лондоне (сочинение для детей «Похождения Грибуля» Ж. Санд на русском языке), университетских издательств (Москвы, Казани, Томска) и др.

Имеются прижизненные издания поэтов серебряного века: первый журнал русских футуристов «Дохлая луна» (1914), ЛЕФ (журнал Левого фронта под редакцией В. Маяковского, 1923). Из 30 отечественных журналов XIX в. большая часть представлена в экспозиции.

Книги, изданные в Германии, Франции, Италии, в т.ч. произведения Рабани (1532), эльзивир XVII в.

Книги о коллекциях музея

Собрание музея стало объектом исследования ученых.

О музее опубликованы книги: «Н.Н.Вышеславцев» — монографический альбом о художнике «серебряного века», «Рукописные книги XVI—XIX вв. в собрании музея», «Книги в собрании музея XVIIIвв.», каталог «Полиграфическое оборудование в собрании музея».

Собственные издания музея

Большим событием стал выход в свет двухтомного издания воспоминаний выпускников «Мы из МПИ»,биобиблиографического словаря «Мы из МПИ-МГАП-МГУП» о преподавателях вуза за 80 лет.

Работа над книгой «Не забудем тех, кто принес Победу» позволила установить имена 400 защитников Родины — выпускников, преподавателей, сотрудников МГУП и открыть мемориал.

К 70-летию Победы собраны и изданы воспоминания детей войны «1941.Детство отменяется».

Выставки в музее

Важной частью работы музея является организация художественных выставок. Это выставки дипломных и курсовых работ студентов, преподавателей, видных художников, работающих по оформлению книг и др. Всего за 16 лет проведено свыше 200 выставок.

В музее проводились первые зарубежные выставки — из Ирана и Братиславы, Германии; проходила выставка арабской письменности из Национального музея республики Татарстан.

Музей демонстрирует свои коллекции на выставках и в других музеях

Выставочная деятельность музея не ограничивается стенами музея: музей экспонирует свои материалы на Международных выставках Полиграфинтер, в Политехническом и Биологическом музее им. Тимирязева, в Президентской библиотеке Кремля, в «Крокус-Экспо».

В музее проводятся встречи выпускников МПИ-МГУП, с работниками издательств и полиграфических предприятий, с ветеранами. Организуются литературно-музыкальные вечера.

В музее проводят киносъёмки, снимают телепередачи

За консультациями к нам обращаются кинорежиссёры и видеооператоры. Мы участвовали в более чем 20 передачах по всем каналам центрального ТВ, кабельного и САО - «Доверие», «Родной уголок» и в новостных передачах на радио. С каналом «Культура»сняты фильмы «Полиграфические машины» в рубрике «Машины времени», «История бумаги» и т.д.

Ежегодно музей посещает с экскурсиями более 3 000 тыс. человек

Студенты и преподаватели, сотрудники университета, школьники Москвы и других городов, различные делегации, в том числе и зарубежные, осматривают экспозицию, организуют мероприятия, посещают мастер-классы.

Приглашаем в наш музей!

Иоганн Гутенберг и первый печатный станок

Веками знания, заключенные в книгах, были достоянием немногих, в основном, монахов и священников. Каждая книга была уникальной, но для большинства людей средневековья эта проблема не стояла — они были неграмотны. В средние века книги переписывали от руки, обычно в монастырях. Часто монахи тратили годы на одну книгу. В 1450 году одно изобретение изменило мир.

В немецком городе Майнце Иоганн Гутенберг изобрел технику печати с помощью подвижных букв. Теперь можно было печатать книги в большом количестве и относительно дешево. Был заложен технический фундамент для будущих перемен в области науки, политики и религии.

Иоганн Генсфляйш, позднее изменивший фамилию на Гутенберг, родился в Майнце около 1400 года. Его отец был богатым купцом. Юный Иоганн ходил в монастырскую школу. Это то, что мы знаем, но затем его след надолго теряется.
Он вновь объявился лишь в 1434 году в Страстбурге. Здесь он основал фабрику по производству зеркал для паломников. Они были весьма популярны у верующих, надеявшихся уловить в зеркало частичку божьего духа от каждого храма и хранящихся в нем реликвий. Дело Гутенберга процветало.

В то время торговля предметами культа приносила большой доход. Особенно популярны были гравюры с изображением святых. Ксилография — одна из первых печатных техник, но в Европу она пришла лишь в средние века. Ею пользовались в основном для тиражирования картин и текстов. Но вырезание блоков размером в страницу отнимало много времени. Сперва надо было нарисовать на блоке зеркальное отображение страницы, затем вырезались отдельные буквы. Наконец, блок смазывали чернилами, на него клали бумагу и терли костяным инструментом, чтобы чернила впитались.

В 1448 году Гутенберг вернулся в Майнц. Здесь он нашел финансовую поддержку и смог заняться своим предприятием. Ему пришла в голову блестящая мысль. Он разделил текст на составляющие: буквы, знаки препинания и их частые комбинации — лигатуры. Их объединяли в блоки, набирая слова, строки и страницы. Литые буквы могли многократно использоваться в разных комбинациях.

Вот как делается литера. На конце металлического прута гравируется перевернутая буква. Ее обмачивают в размягченную медь, оставляя в ней отпечаток. Эта матрица выступает как форма для настоящего шрифта, который отливают из свинца.
Чтобы можно было производить буквы быстро и в достаточном количестве, Гутенберг сделал еще один важный шаг — изобрел инструмент для ручного литья. Он состоит из прямоугольного желоба. В один конец вставляют матрицу, с другого льют расплавленный свинец. Когда форму открывают, внутри лежит готовая литера из свинца. Матрица может использоваться для производства неограниченного числа литер.

Наконец, наборщик начинает составлять из букв макет. В форму вставляют строки, чтобы они образовали нужную последовательность. В результате получается зеркальное отображение страницы. Форму смазывают типографской краской. Гутенберг использовал смесь копоти, лака и яичного белка. Теперь можно начинать печатать. У Гутенберга был специальный станок, но принцип он позаимствовал у винного пресса.

Библия Гутенберга
Одним из величайших поклонников Гутенберга был Мартин Лютер. Искусство печати навело его на смелую идею — мирянину незачем ждать, пока священник расскажет ему, что сказано в Библии. Он может прочесть ее сам и сделать выбор между истинным текстом и ложными толкованиями церкви. Лютер напечатал полмиллиона экземпляров своего перевода Библии на немецкий — по тем временам огромный тираж. Чтобы донести до людей свои идеи, он распространил сотни тысяч брошюр.

Сам Гутенберг не разбогател на своем изобретении. Он не успел даже допечатать Библию, когда его кредитор потребовал вернуть долг. В последующей судебной войне Гутенберг потерял и станок, и все отпечатанные Библии.

Вскоре после этого Майнц захватили вражеские войска. Гутенберг был выслан. Три года спустя ему разрешили вернуться и работать на нового архиепископа. 3 февраля 1468 года Иоганн Гутенберг умер.
Его похоронили во францисканской церкви в Майнце. Но его изобретение — печать подвижными литерами — навсегда изменило мир.

книгопечатание ксилография искусство графический

1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария, на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники. Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария.

Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» -- около 1200 книг. Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне.

ПЕЧАТНАЯ КНИГА В XVII ВЕКЕ

В Московской Руси XVII в. имело место весьма своеобразное явление: книгопечатание здесь не было официально запрещено, но было монополизировано государством, которое присвоило себе право быть единственным печатником в стране. Все московские книгопечатники состояли на царской службе. До конца XVII в. книгопечатание в Московской Руси производилось в четырех пунктах: в Москве, в Александровой слободе (XVI в.), в Нижнем Новгороде и в Иверском монастыре. Первое десятилетие XVII в. было прямым продолжением XVI в., на московском Печатном дворе работало три «избы». Продолжал свою деятельность Андроник Тимофеев Невежа; после его смерти (ок. 1603г.) во главе дела стал сын -- Иван Андроников Невежин. В течение 1601--1611 гг. Невежины напечатали 10 изданий: Часовник, Служебник, Псалтырь, Постную и Цветную триоди, Апостол и Минеи на сентябрь -- декабрь.

Во второй «избе», организованной в 1605 г., мастером был человек разносторонних способностей Анисим Михайлов Радишевский. Происходил он с Волыни, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова. В 1586 г. Анисим Михайлов перебрался в Москву и стал работать на Печатном дворе «печатных книг переплетным мастером». Организовав свою «избу», Радишевский в 1606-1610 гг. выпустил в свет превосходно оформленное Четвероевангелие и большой по объему (1266 л.) Устав церковный.

Мастером третьей «избы» был Никита Федоров-Фофанов, выпустивший в 1609 г. Минею общую. В 1611 г., во времена польско-шведской интервенции, как о том рассказывает «Сказание известно о воображении книг печатного дела», «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть». Фофанов вывез свою «избу» в Нижний Новгород. Здесь в 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) -- так называемый Нижегородский памятник, найденный и опубликованный А. С. Зерновой. В следующем году типография из Нижнего Новгорода была перенесена в Москву, и Никита Фофанов 5 июня 1614 г. приступил к печатанию Псалтыри, вышедшей в свет 6 января 1615 г. С этого времени печатание в Москве шло бесперебойно.

В 1612 г. для Боярской думы была составлена «смета, во что станут две штанбы печатные, сделати два стана на фряское дело», документ, содержащий перечисление типографского оборудования. К 1620 г. типографию отстроили на старом месте, на Никольской улице. Здесь соорудили большую каменную палату у городовой стены, несколько деревянных хором. Мастера со своими «штанбами» постепенно переселились на вновь отстроенный Печатный двор.

Важнейшим событием в истории русского книгопечатания является замена ремесленной типографской мастерской предприятием мануфактурного типа. Старые печатные мастера были универсалами. Они резали пунсоны, лили шрифты, гравировали формы для иллюстраций и орнаментики, сами могли набирать текст, тискать его, подчас и сами переплетали готовые книги. Элементы разделения труда содержатся в смете 1612 г. Наряду с мастером упоминаются словолитец, знаменщик (художник), резец (гравер), столяр и кузнец. Ни наборщиков, ни печатников в этой смете нет. Документы 20-х годов свидетельствуют о росте разделения труда: на каждый стан, кроме мастера, полагалось 2 наборщика, 4 печатника -- «тередорщика» и 5 «батыйщиков», наносивших краску на форму. Несколько лет спустя одного из батыйщиков поставили разбирать использованный набор. Родилась новая специальность -- «разборщик».

В XVII столетии на московском Печатном дворе применялось несколько шрифтов, или «азбук», которые носили имена изготовивших их мастеров. Никита Фофанов отлил азбуку, которая называлась «никитинской», в 1687 г. она была возобновлена украинским словолитцем Арсением и получила название «арсениевской». «Осиповский» шрифт был назван по имени его мастера Осипа Кириллова. Мастер Кондрат Иванов изготовил пунсоны и матрицы «большого евангельского» шрифта. Отлил «азбуку» словолитец Иван Сильной. Впервые она была применена в Четвероевангелии 1627 г. Это - основной шрифт Москвы XVII в.

Основным полиграфическим оборудованием московского Печатного двора были ручные печатные станы. Изготовлялись они на самом дворе -- в «столярне». В Государственном историческом музее сохранилась исключительно точно изготовленная модель печатного стана. Основой служили два дубовых стола с горизонтальными перекладинами. На перекладинах крепилась «нажимная снасть», вертикальный металлический стержень, «прас», с винтовой нарезкой и заостренным нижним концом -- «паятником», который передавал давление нажимной плите -- «пияму». «Прас» поворачивали с помощью рукоятки -- «куки». Для подъема «пияма» при обратном движении «куки» на «прасе» предусмотрен пустотелый металлический куб -- «орех», закрепленный диском -- «торелью». К ушкам «ореха» веревками привязывался «пиям». Сам же «орех» ходил вверх и вниз в квадратном пазе средней перекладины печатного стана. Печатную форму помещали в «ковчег» -- деревянный ящик, установленный на выдвижной доске. На «ковчеге» был подвешен «тимпан» -- металлическая рама, затянутая кожей. Сюда перед печатью помещали чистый лист бумаги. Для защиты полей листа служил «фрашкет» -- вырезанная из пергамента и укрепленная на металлической основе рамка. Для нанесения краски на печатную форму использовались «матрицы» -- кожаные подушки с деревянными рукоятками. Подушки набивали конским волосом. Перед печатанием листы бумаги смачивали, накладывая их на влажный холст. Оттиски высушивали, развешивая их на веревках.

Известные нам книги XVII в. по содержанию распадаются на три группы. К первой относятся книги литургические, церковнослужебные, или культовые. Эти издания по оформлению представляют обособленную группу. Неизменным признаком церковнослужебных книг является двухцветная печать, черная и красная; технология двухцветного печатания в Москве XVII в. остается прежней, федоровской. Вторую группу составляют книги, предназначенные для благочестивого чтения и изучения вне церкви; третью группу -- книги совсем не религиозного содержания.

Азбук за последние две трети XVII в. было напечатано восемь изданий, в первой трети -- ни одного, так как основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была Псалтырь. Содержание московских букварей XVII в. восходит к букварям виленской и львовской печати.

Жизнь на московском Печатном дворе была полна страстей, нетерпимость порождала частые ошибки, недоразумения, вызывавшие поклепы и наветы, кончавшиеся обвинениями в ереси и преследованиями. Редактирование книг в XVII в. было делом отнюдь не безопасным. Чем более желали быть правоверными, тем фатальнее погрязали в заблуждениях. Нередко случалось, давали благословение на издание книги, а спустя некоторое время выносили ей осуждение как неправоверной, начинали ее переделывать путем замены листов или же перепечатывали целиком.

Политика книгоиздательства Москвы в XVII в. определялась, естественно, не только церковною, но и светской государственною властью, правительством определенного царствования. В 1645 г., после смерти царя Михаила, стали намечаться две линии. Первую, церковную линию проводил патриарх Иосиф, представителем второй линии был молодой царь Алексей и его окружение; результатом явилось расширение тематики издаваемых книг. Всего в XVII в. в Москве было напечатано семь книг вполне светского содержания; три были изданы в молодые годы царя Алексея. Их изданием книгопечатание впервые было поставлено на службу основным государственным потребностям: в послесловиях к книгам светского характера не упомянуто о «благословении» патриарха; в книге монаха Смотрицкого оно дается. Естественно, что первою заботой государства, окруженного со всех сторон агрессивными соседями, была забота о военной обороне. Борясь с западными армиями, приходилось идти в ногу с западной военной наукой. Чтобы не отстать от нее, перевели немецкую книгу Вальхаузена под заглавием «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» и напечатали в самом спешном порядке (с 1 июня по 26 августа 1647 г.). Выпуск издания задержался из-за того, что печатание гравированных на меди таблиц пришлось производить в Голландии, так как в Москве техника глубокой печати еще не была освоена. Вышло издание в 1649 г. с особым титульным листом, гравированным в Голландии на меди по рисунку Григория Благушина.

Линия развития старого московского книгопечатания определяется двумя точками: в первой точке, в конце XVI в., оно служит главным образом целям размножения литургических текстов; во второй, в конце XVII в., оно начинает освобождаться от этой исключительности и стоит в преддверии того, чтобы сделаться носителем общекультурных и научных ценностей. Интерес истории московского книгопечатания заключается в процессе его постепенного отхода от первоначального церковного импульса, в процессе его обмирщения, секуляризации, раскрепощения от уз теократической церковности. Процесс этот является частью общего культурного развития русского общества, но в памятниках печати он сказывается особенно наглядно.

Рис. 4.2. Лань. Гравюра из "Обшей истории четвероногих", 1790 г.

В XVII-XVIII вв. расширился ассортимент печатной продукции, Стали печататься периодические издания. Впервые появилась печатная газета. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В XVI в. в Венеции за такую сводку платили мелкую монету, которая называлась gazzеtta, откуда и произошло русское слове «газета». Первая печатная газета появилась в Германии в 1609 г. Еженедельная газета стала выпускаться в Париже в 1632 г., а ежедневная и регулярная газета (Leipzigеr Zeitung) - в Германии в 1669 г. В 1665 г. во Франции стал выходить первый в мире научный журнал (Journal des savants). Изменился и ассортимент печатных книг. В XVI в., как мы помним, среди европейских книг преобладала религиозная тематика, а сами книги печатались на латыни. Начиная с XVII в., все возрастает количество политических книг, новелл, романов, и эти книги печатаются не на латыни, а на народных языках - французском, немецком, голландском и т.д. Что касается России, первые книги там печатались на древнеславянском языке и также имели религиозный характер. В начале XVII в., наряду с печатными, широкое распространение имели рукописные книги, которые и удовлетворяли полностью потребность в светской литературе, т.к. грамотных людей в России было мало, но с середины XVII в. стали печататься и книги светского характера.

В 1702 г. с января печатается и первая русская газета «Ведомости». Ее считают продолжением русской рукописной газеты «Куранты», которая выходила в единственном экземпляре при дворе царя Алексея Михайловича. С 1728 г. выходит первый в России ежемесячный журнал, который был приложением к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и назывался «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 г. в Петербурге были отпечатаны первые русские бумажные деньги, которые представляли собой ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей. Наконец, в 1796 г. в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии, которая называлась «История, профессии, техника и технология книгопечатания».

В 1707-1710 гг. в России осуществлялись реформы Петра I. Император лично правил рисунки шрифтов. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу разрешалось использовать только для церковных книг. В 1711 г. была построена первая типография в молодой столице - Петербурге.

Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому они имели ограниченный спрос. В удешевлении книги были заинтересованы и издатели, и читатели. Поэтому в течение XVIII в. кожаный переплет постепенно был вытеснен картонным и бумажной обложкой; покупатель мог со временем заказать для книги в обложке, переплет или вообще обойтись без него. Для увеличения сбыта книг на рубеже XVIII и XIX вв. название книги и фамилию автора на специальных бумажных наклейках стали помешать на корешках книг и на передних страницах обложек. Привлеченный такой рекламой читатель, зайдя в книжную лавку за одним изданием, мог купить и другие.

Книгопечатание успешно развивалось. За последние 10 лет конца XVIII столетия в странах Европы было основано 900 новых газет, возросли тиражи книг, газет, журналов, открылись сотни частных издательств. С увеличением ассортимента печатной продукции, с ростом тиражей возрастала и потребность в бумаге. Поэтому, как мы уже сообщали ранее, в этот период времени были сделаны два изобретения, позволившие удовлетворить потребность в бумаге. В 1670 г. в Голландии был сконструирован ролл - устройство для размола волокнистых материалов при производстве бумаги. А в 1799 г. была изготовлена первая в мире бумагоделательная машина.

В течение XVII-XVIII столетий совершенствовалась и полиграфическая технология. Была изобретена плоская печать - литография, создана гравюра с углубленными на разную глубину печатающими элементами. В 1677 г. Симон Гутовский построил первый в России металлографский станок. В конце XVII в. с глубокой гравюры целиком отпечатали букварь, составленный монахом Карийоном Истоминым. Совершенствовались типографские шрифты, создавались новые гарнитуры. Пьер Фурнье впервые предложил типографскую систему мер для измерения и унификации размеров шрифтов. Предпринималась попытка, правда неудачная, ускорить ручной набор. В 1725 г. шотландец Т. Вильдим предложил использовать для набора текста логотипы (от греч. logos - слово и typos - отпечаток). Так назывались литеры с наиболее употребительными словами и отдельными слогами. В 1729 г. Вильм Гед предложил отливать стереотипы - монолитные копии с набора, выполненные в масштабе 1:1. Для отливки стереотипов он использовал гипсовые матрицы. Эти матрицы содержали углубленные отпечатки в гипсе, полученные с полос набора. Такая матрица хранится в Британском музее. В 1789 г. был предложен способ изготовления текстоизобразительной печатной формы высокой печати путем травления металла. В конце ХIII в. было сделано выдающее открытие, относящееся к гравюре на дереве - изобретена торцовая ксилография. Совершенствовалась и печатная техника. В 1790 г. в Англии У. Николсон запатентовал несколько конструкций печатных машин. В отличие от печатного станка на печатных машинах механизировано не только создание давления для передачи краски с формы на бумагу, но и другие этапы печатного процесса, например, нанесение печатной краски на форму. Наконец, в 1800 г. в Англии Чарльз Стенгоп впервые изготовил печатный станок, полностью состоявший из металла и позволявший печатать с форм, которые имели в два раза большую площадь, чем использовавшиеся на деревянных станках.

В 1643 г. голландец Людвиг фон Зиген создал гравюру с углубленными на разную глубину печатающими элементами, названную впоследствии меццо-тинто (от итал. mezzo - средний и tinto - крашеный). При изготовлении таких форм поверхность металлической пластины предварительно обрабатывалась специальным инструментом - качалкой с острыми зубцами. На пластине оставались равномерно распределенные по поверхности мелкие углубления, дающие при печати черный тон. При изготовлении формы гравер с помощью специальных инструментов сглаживал отдельные участки, в результате углубления становились более мелкими, и толщина красочных слоев, которые с них передавались, становилась меньше, а, следовательно, их яркость увеличивалась. Такие печатные формы изготавливались вручную, но характер их печатающих элементов такой же, как и у современных печатных форм глубокой печати.

В 1765 г. француз Жан Лепренс, долго работавший в России, создал гравюру акватинта. Такая гравюра тоже содержит печатающие участки, углубленные по-разному, но она изготавливается с помощью травления. Технологический процесс состоял в следующем. Сначала на медную пластину наносили контуры рисунка и слегка травили. Затем ее припудривали порошком канифоли и подогревали. В результате на пластине получались мелкие углубления, так называемое акватинтное зерно. Потом расплавленную смолу удаляли, закрывали кислотостойким лаком самые светлые участки будущего изображения и снова травили. Операцию повторяли несколько раз. В результате получались печатающие элементы, углубленные на разную глубину в соответствии с передаваемыми тонами.

Около 1720 г. французский художник Жак Леблон разработал технологию многокрасочного печатания с нескольких углубленных гравюр. Сначала он пытался на глаз разложить цветное полутоновое изображение на семь основных красок и затем воспроизвести его на совмещенном оттиске. Вскоре художник понял, что достаточно ограничиться тремя красками - красной, синей и желтой. В дальнейшем он ввел дополнительную коричневую (согласно некоторым источникам, черную) краску, использовав ее в качестве контурной. Для точного совмещения красок при печати Леблон использовал то, что в наше время называется «приводкой по штифтам». В каждой форме Леблон просверливал отверстия, расположенные одинаково по отношению к изображениям, а на столе металлографского станка укрепил металлические штырьки, на которые надевал формы в процессе печатания. Следы отверстий, оставшихся на оттисках, позволяли надежно контролировать совпадение красок при печатании (приводку) . В дальнейшем для этих целей стали наносить «кресты» на обрезных полях. В работах Леблона заложены основы цветоделения, которые затем стали применяться в практике многокрасочной печати. Они были усовершенствованы и получили широкое распространение значительно позже, когда в практику цветовоспроизведения вошли фоторепродукционные процессы. В наши дни для этих целей используются цифровые технологии. Как мы увидим далее, цветные оригиналы воспроизводят четырьмя красками - пурпурной (красно-синей), голубой (сине-зеленой), желтой (красно-зеленой) и черной, а цветоделение производят с помощью оптических устройств, которые называются светофильтрами.

В начале XVIII в. ксилография была почти вытеснена углубленной гравюрой на металле, отличавшейся высоким качеством изображения и хорошей передачей полутонов. Но гравюра на металле имела ряд недостатков. Как мы знаем, при печатании с углубленной гравюры требовалось очень высокое давление, поэтому ее нельзя было объединять вместе с текстом в одной печатной форме. Кроме того, сам процесс изготовления такой гравюры отличался значительной трудоемкостью.

В конце XVIII в. англичанин Томас Бьюик возродил гравюру на дереве, создав торцовую ксилографию. Для своих работ он использовал доски поперечного распила, изготовленные из твердых пород дерева. Доски он составлял из небольших брусочков, подбирая их таким образом, чтобы в них использовались поперечные разрезы волокон. На рис. 4.1 показан процесс изготовления доски для торцовой ксилографии. Сначала бревно распиливали на кружки толщиной около 30 см, которые затем обстругивались, шлифовались и доводились по толщине до высоты типографского шрифта (25,1 см) (рис. 4.1а), затем из кружков выпиливали прямоугольники (рис. 4.1b), из которых потом и собирали торцовые доски (рис. 4.1с). На торцовых досках все направления реза равноценны, поэтому можно прорезать очень тонкие штрихи и передавать штриховкой различные полутона. Торцовую ксилографию называют еще полутоновой. Работы Т. Бьюика иллюстрируют «Всеобщую историю четвероногих», изданную в 1790 г. и «Историю английских птиц» (1797-1804). На рис. 4.2 показана гравюра из «Истории четвероногих». Вскоре торцовая ксилография Т. Бьюика начинает занимать господствующее место в художественном оформлении книги, используется также и в иллюстрировании газет и журналов. Только в конце 80-х гг. XIX в. она была постепенно заменена растровой автотипией, т.е. преобразованием полутонового изображения в микроштриховое на стадии фотографирования с помощью оптического инструмента - растра. С этим процессом мы более подробно познакомимся в дальнейшем.

Первые формы плоской печати, литографии (от греч. lithos - камень) были предназначены для прямой передачи краски на бумагу и изготовлялись на камне - известняке (рис. 4.3 ). На таких формах гидрофобные печатающие элементы создавались путем рисования жирной краской или жирным карандашом, а гидрофильные - обработкой специальным раствором, состоящим из полимера (гуммиарабика) и азотной кислоты.

Изобретатель плоской печати Алоиз Зенефельдер родился в 1773 г. в Праге в небогатой семье. Он окончил гимназию в Мюнхене и хотел стать драматургом.

Зенефельдер решил сам напечатать свои пьесы, но у него не было средств для покупки типографского шрифта. Тогда он решил изготовить печатную форму высокой печати из камня (известняка), углубив пробельные элементы с помощью азотной кислоты. Следует заметить, что в конце XVIII в. уже были известны печатные формы из камня: Симон Шмид осуществлял печать с каменных плит, гравируя на них печатные формы, как с возвышенными, так и с углубленными печатающими элементами.

Сначала Зенефельдер, нарисовав изображение на известняке и протравив камень на свободных от изображения участках, получил форму высокой печати. На ней печатающие участки имели незначительную высоту - чуть больше 2 мм. Получить хорошие оттиски с такой формы было проблематично, но Зенефельдер успешно использовал ее для печатания нот.

В дальнейшем изобретатель заметил, что жирная печатная краска значительно лучше ложится на те участки, где она уже была. Написав несколько слов на поверхности камня, он обработал ее слабым раствором азотной кислоты. Образовался незначительный рельеф, использовать который для высокой печати было нельзя, так как краска при нанесении закатала бы и пробельные участки. Тогда он смочил форму водой, в которую добавил полимер - гуммиарабик и азотную кислоту, а затем нанес на нее краску, которая легла только на печатающие участки. Так появились формы плоской печати, у которых, как мы уже знаем, и пробельные, и печатающие участки лежат практически в одной плоскости, но пробельные воспринимают только воду (они гидрофильны), а печатающие только краску (они гидрофобны). Это случилось чуть больше 200 лет назад в 1798 г. (по некоторым источникам в 1797 г.).

Зенефельдер постоянно совершенствовал литографию. В дальнейшем он сконструировал и построил первый литографский станок (рис. 4.4 ), кроме того, он написал учебник по литографии.

В литографской печати использовался прямой способ передачи краски на бумагу, поэтому изображение на форме должно было быть зеркальным. Сначала текст писался в зеркальном виде жирным карандашом или специальной тушью на камне, что было неудобно. Зенефельдер предложил использовать переводную литографию. При этом способе прямое изображение сначала рисовалось жирной краской на бумаге, а затем переводилось на камень.

Литография или как ее тогда называли «химическое печатание», изобретенная в конце XVIII в., получила в дальнейшем широкое распространение. Прежде всего, литография нашла применение для печатания иллюстраций. Главным преимуществом литографии по сравнению с гравюрами на дереве или на металле была ее дешевизна, т.к. на изготовление печатной формы затрачивалось значительно меньше труда. Недаром этот способ назвали «гравюрой бедняков». Из полиграфии литографию постепенно вытеснила плоская офсетная печать. Но, благодаря тому что литография обладает хорошими изобразительными возможностями, она, наряду с гравюрой на дереве и на металле, нашла широкое применение в качестве станковой графики: художники сами создавали и печатали литографии. В области литографии работали Адольф Менцель, Делакруа, Домье. Создавали литографии и такие известные русские художники, как Кипренский, Шишкин, Репин, Серов и др.

К XVIII в. относится деятельность таких типографов и художников в области шрифта, как Джон Баскервиль (1750-1779) и Джамбатиста Бодони (1740-1813). Разработанные ими гарнитуры шрифтов баскервиль и бодони использовались и в XX в. Следует заметить, что даже первоначально гарнитура бодони была разработана и для русского шрифта.

До середины XVIII в. не существовало какой-либо стандартизации типографских шрифтов. Каждый типограф изготовлял литеры таких размеров, которые считал нужными. Поэтому нельзя было смешивать в одной наборной форме продукцию, полученную от разных словолитчиков. Хотя даже в специальной литературе того времени появлялись высказывания о том, что все литеры должны иметь одинаковый рост (высоту), словолитчики этим рекомендациям не следовали. В 1737 г. Пьер Фурнье предложил в качестве единицы измерения шрифтов типографский пункт, равный 1/364 королевского фута, или 0,375 мм. Величину типографского пункта Фурнье подсчитал неточно. Позднее его поправил Фирмен Дидо; типографская система мер получила его имя и использовалась, пока существовал металлический набор. В ее основе лежал пункт, равный 0,3759 мм. 12 пунктов составляли цицеро или 1/4 квадрата; четыре цицеро - один квадрат . В Англии и США действовала другая система, пункт в которой равен 0,35 мм, а 12 пунктов составляют пику . В связи с переходом к компьютерному набору эта система теперь действует повсеместно.

Фурнье усовершенствовал и наборный инструментарий. Он сконструировал типометр, который позволял измерять литеры, строки и полосы набора.

Важной вехой в развитии письменности и словесности стало книгопечатание на Руси. С развитием государственности острым стал вопрос недостатка книг. Письменные образцы были, но их создание занимало много времени.

В Европе в этот период (середина 16 столетия) уже существовали печатные станки. понимал бесценную роль книги в процессе становления государства. Он поспособствовал основанию первой типографии в Москве.

Для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. Целью молодого царя было объединение большого количества православных народов на одной территории и в одно государство. Нужно было повсеместное церковное и светское просвещение, следовательно, священство и просветители нуждались в качественном печатном издании.

Первая русская печатная книга – история создания

Подготовка к печатанию первоначального источника знаний заняла в общей сложности целое десятилетие. Созданию первого экземпляра печатного искусства предшествовало долгое строительство и обустройство типографии.

В 1563 году книгопечатник и изобретатель Иван Федоров и его верный друг и ученик Петр Мстиславец приступили к напечатанию уникальной, не имеющей аналогов в то время книги, которая называлась «Апостол».

Над первым изданием книгопечатники корпели целых 12 месяцев. Печатник Иван Федоров вложил в свое детище все знания и умения, которые он стяжал в течение всей жизни. Первый нерукописный экземпляр получился поистине шедевром.

Увесистый том был в окладе из дерева, которое создатели обтянули тонкой кожей с изумительным золотым тиснением. Большие заглавные буквы украшали невиданные травы и цветы.

Первое издание было датировано 1 марта 1564 года. Позднее эту дату стали считать годом основания российской книжной печати. В современной истории Российского государства день православной книги празднуется 14 марта. «Апостол» сохранился до 21 века в неизменном виде, и находится в Московском историческом музее.

Начало книгопечатания в России

Как только первая книга московской типографии «Апостол» («Деяния и послания Апостолов») увидела свет, старорусские первопечатники приступили к созданию нового церковного издания под названием «Часовник». На это произведение печатного искусство был потрачен не год, а всего лишь несколько недель.

Параллельно созданию церковных книг, шла работа над первым русским учебником «Азбукой». Детская книга появилась в 1574 году.

Таким образом, в 16 веке на Руси зародилась и основалась книжная печать, появились первые нерукописные церковные книги. Создание детского учебника было очень важным этапом в развитии славянской письменности и словесности.

Кто напечатал первые книги в России

Основоположником книжной печати на Руси стал изобретатель Иван Федоров. Человек даже по современным меркам был очень образованный и увлеченный. Мужчина получил образование в университете в городе Кракове (ныне территория современной Польши). Кроме родного, владел еще двумя языками – латынью и древнегреческим.

Мужчина хорошо разбирался в столярном, малярном, литейном ремеслах. Сам нарезал и выплавлял матрицы для букв, делал переплеты для своих книг. Эти навыки помогли ему полностью овладеть процессом книжной печати. В наши дни упоминание о первом российском книгопечатании зачастую связано с именем Ивана Федорова.

Первая типография на Руси – ее создание и развитие

В 1553 году в Москве по приказу государя Ивана Грозного была основана первая типография. Помещение печатни, так называли типографию в древности, находилось рядом с Кремлем, неподалеку от Никольского монастыря, и было построено на денежные пожертвования самого правителя.

Во главе типографии поставили диакона церкви Ивана Федорова. 10 лет ушло на обустройство здания древней типографии и создание типографского оборудования. Помещение книгопечатницы было каменным, и в народе именовалось как «изба-печатня».

Здесь было создано первое печатное издание «Апостол», позже напечатана первая «Азбука» и «Часовник». Уже в 17 веке было напечатано более 18 наименований книг.

Позже печатник Иван Федоров со своим помощником, по навету недоброжелателей, будут вынуждены бежать из Москвы, спасаясь от гнева царя. Но оборудование первопечатникам удастся спасти и вывести с собой за пределы княжества Московского. Первая типография на Никольской улице будет сожжена книгоборцами.

Вскоре Иван Федоров откроет новую типографию во Львове, где выпустит еще несколько изданий «Апостола», во вступлении к которому книгопечатник расскажет о гонениях недоброжелателей и завистников.

Первый печатный станок Ивана Федорова

Первое оборудование для книгопечатания было крайне незатейливым: станок и несколько наборных касс. Основу древнего печатного станка составлял винтовой пресс. Станок Ивана Федорова дожил до наших дней.

Лицезреть эту ценность, прикоснуться к истории, вдохнуть седую древность можно во Львовском историческом музее. Вес станка составляет около 104 кг. Шрифт был построен таким образом, чтобы походить на письменные буквы. Он был приближен к понятному простому русскому человеку ручному письму. Соблюден наклон вправо, буквы ровные, одинакового размера. Поля и расстояния между строками четко соблюдены. Заглавие и прописные буквы печатались красной краской, а основной текст – черной.

Использование двухцветной печати – изобретение самого Ивана Федорова. До него никто в мире не использовал несколько цветов на одной печатной странице. Качество печати и материалов настолько безукоризненное, что первая печатная книга «Апостол» дожила и до наших дней и находится в Московском историческом музее.

В 16 веке было два знаменательных события для истории Москвы, а впоследствии и для истории Руси – строительство собора Ивана Блаженного в столице и создание печатного станка Иваном Федоровым.

Первые учебники на Руси

Развитие образования было делом важным для становления Российского государства. Книги, переписанные вручную, отличались большим количеством ошибок и искажений. Их авторы не всегда были хорошо образованы сами. Поэтому для обучения детей грамоте понадобились хорошо читаемые, понятные, нерукописные учебники.

Первой книгой для обучения детей грамоте стал печатный том Ивана Федорова «Часовник». Довольно продолжительное время дети учились читать именно по этой книге. До наших дней дошли два экземпляра этого издания. Один том находится в Бельгии, другой – в Ленинградской библиотеке. Позже в Москве будет напечатана «Азбука», ставшая первым учебником для детей. На сегодняшний день этот редкий экземпляр древнего книгопечатания находится в США.

Царь Иван Грозный, при всем неоднозначном к нему отношении, понимал, что не построить сильного развитого государства без умных образованных людей. Необходимо идти в ногу со временем и не отставать от передовых государств. Источником истинных правдивых знаний во все времена была и будет книга. Только читающие, грамотные, образованные люди смогут построить передовую державу и внедрить технологии, согласно требованиям времени.

Основатель книгопечатания на Руси – Иван Федоров – гений своего времени, который смог сдвинуть Россию с точки невежественности и скудоумия, направить ее по пути просвещения и развития. Несмотря на опалу и гонения, обрушившиеся на него, Иван Федоров не оставил дело своей жизни и продолжал работать на чужбине. Его первые печатные издания стали основой письменности и словесности 16–17 веков.