Минобороны обсуждает создание нового самолёта с вертикальным взлётом и посадкой - миростроительство. Минобороны обсуждает создание нового самолёта с вертикальным взлётом и посадкой - миростроительство Сравнение с аналогами

Министерство обороны обсуждает создание нового самолёта с вертикальным взлётом и посадкой, проект по созданию которого был заморожен в 90-е. Речь идёт о возрождении серии СВПП, разработанных в КБ Яковлева, при создании нового самолёта может быть использован технологический задел, наработанный в ходе ОКР по созданию Як-141.

Справочно:
Последней демонстрацией Як-141 стало его появление на авиасалоне в Фарнборо, уникальный истребитель не получило ни одного заказа ни от отечественных, ни от зарубежных заказчиков. Потенциальные клиенты не видели необходимости в приобретении СВВП. “Яку” были не очень рады.

В 1995 году, компания “Локхид Мартин”, как раз работавшая над истребителем 5-го поколения с вертикальным взлетом, предоставила финансирование в обмен на получение технических данных и ограниченных конструктивных данных по Як-141 и другим проектам отечественных СВВП.
Не зря в российском инфопространстве до сих пор спорят о том, что компоновка и узлы новейшего истребителя корпорации Lockheed Martin F-35B вертикального взлета и посадки так напоминают наш Як-141.



Для чего же и почему Минобороны возрождает забытую технологию СССР?

На Як-141 возлагали огромные надежды, это была по настоящему прорывная технология. За этим самолетом числиться не мало мировых рекордов:

В 2003 г. , когда проект "Яка" был окончательно закрыт никто не мог себе представить, что технология СВВП будет такой актуальной для России. В ВМФ РФ делали ставку на корабельные МиГи и Су. Но сейчас, когда Россия задумала построить второй авианосец, истребитель вертикального взлета был бы крайне актуален.

Всё новое — это хорошо забытое старое?

Алексей Заквасин

В России могут появиться несколько типов самолётов корабельного базирования. Об этом заявил на МАКС-2017 замминистра обороны РФ Юрий Борисов. В частности, военное ведомство планирует возродить проект палубного самолёта вертикального взлёта и посадки ОКБ Яковлева. Машина может войти в состав авиакрыла новых авианосцев, которые поступят на вооружение к 2030 году. Также Минобороны не исключает создания корабельной версии лёгкого истребителя поколения 4++ МиГ-35. RT выяснял, каким может быть будущее российской палубной авиации.


  • РИА Новости

Замминистра обороны России Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ведомстве обсуждают создание перспективного самолёта для авианесущих кораблей. Речь идёт о машинах укороченного и вертикального взлёта и посадки. По его словам, Минобороны раздумывает обратиться за помощью к ОКБ Яковлева.

«Это развитие «яковской» линии, которая была прекращена. Такие планы есть, мы их обсуждаем, в том числе, может быть, и эти направления будут реализованы для перспективного самолёта для авианесущих крейсеров», — заявил Борисов на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2017).

Замглавы Минобороны пояснил, что новый самолёт понадобится для авианосцев, которые планируется заложить «на финише» госпрограммы вооружений 2018—2025 годов. Борисов подчеркнул, что разработка самолёта вертикального взлёта — это вопрос на отдалённую перспективу.

12 мировых рекордов

В России монополией на производство самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) обладает ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева». В 1966 году первый публичный полёт совершил палубный штурмовик Як-36. Модель стала прототипом для более совершенных образцов подобного типа.

С 1977 года ВМФ СССР эксплуатировал Як-38 — первый советский серийный СВВП. Штурмовик собирался на Саратовском авиационном заводе. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку».


  • Як-38

  • РИА Новости

В 1985 году стартовали испытания опытного экземпляра Як-41М, который должен был стать сверхзвуковым, манёвренным и многофункциональным. ОКБ Яковлева отказалось от модернизации Як-38 и в итоге создало принципиальной новую машину, более известную как Як-141.

В сентябре — октябре 1991 года Як-141 проходил лётные испытания на Северном флоте. ОКБ Яковлева представило уникальную машину, которая по характеристикам превосходила зарубежные аналоги. В сентябре 1992 года Як-141 был успешно продемонстрирован на выставке в британском Фарнборо.

Як-141 под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына поставил 12 мировых рекордов. Машина получил все преимущества самолёта четвёртого поколения. Як-141 был способен прикрывать авианосные соединения, наносить удары по надводным и наземным целям.

Несмотря на очевидную перспективность, проект ОКБ Яковлева был заморожен из-за нерешённых имущественных вопросов с Украиной и курсом на сокращение ВМФ. В результате у России остался только один авианесущих крейсер — «Адмирал Кузнецов», который до сих пор является местом базирования Су-33 и Миг-29К/КУБ.

Практической необходимости в развитии Як-141 в 1990-е годы не было, но спустя 25 лет она вновь появилась. В конце июня 2017 года Минобороны анонсировало амбициозные планы по строительству к 2025 году двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой» и одного авианосца проекта 23000 «Шторм» к 2030 году.

Грозный и прихотливый

Самолёт вертикального взлёта и посадки — это революционная разработка авиаконструкторов. Машина занимает немного места на палубе, а её ударная мощь и боевая эффективность не идут ни в какое сравнение с возможностями вертолёта.

Однако, как и любая другая военная техника, СВВП, помимо преимуществ, имеет свои недостатки.

Подъём в небо требует от самолёта вертикального взлёта огромного запаса тяги двигателей, которые в момент отрыва от земли работают на максимальных оборотах. В результате самолёт «съедает» немыслимый объём топлива и порой небезопасен для использования в южных широтах и в жаркую погоду.

Повышенный расход топлива уменьшает радиус боевого действия и грузоподъёмность СВВП. Кроме того, самолёт подобного типа сложен в управлении и дорог в эксплуатации. От пилотов и технической команды машин с вертикальным взлётом требуется высочайший уровень квалификации.

Пионерами в развитии вертикально взлетающих самолётов была британская компания Hawker Siddeley, которая с 1967 года производит семейство истребителей-бомбардировщиков Harrier. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, машина продемонстрировала хорошие качества в реальном воздушном бою.


  • Harrier GR3

  • Wikimedia

В 1982 году в фоклендском конфликте Harrier прекрасно проявили себя, сражаясь с аргентинскими истребителями, которые были вынуждены взлетать с континентальных баз. При этом британские самолёты могли подниматься в воздух буквально с любого клочка суши и оправдали своё применение на авианосных кораблях.

Для новых авианосцев

Мировой опыт эксплуатации самолётов вертикального взлёта позволяет сделать вывод о том, что они являются необходимым звеном в палубной авиации. Однако основная роль сохранилась за самолётами с укороченным или обычным взлётом ввиду меньшей прихотливости и превосходства в боевом радиусе. На сегодняшний день конструкторы не нашли эффективной замены аэрофинишёру и катапульте.

Например, ВМС США уже несколько лет пытаются определить боевое предназначение истребителя пятого поколения корабельного базирования F-35B. Примечательно, что этот самолёт корпорации Lockheed Martin был создан на основе купленных у ОКБ Яковлева «ограниченных проектных данных» и внешне напоминает скорее Як-38, чем Як-141.

Учитывая планы Минобороны РФ по увеличению авианосного флота, России понадобятся как самолёты с укороченным и обычным взлётом, так и СВВП. Текущие заявления представителей военного ведомства свидетельствуют, что новые авианосцы могут стать базой для самолёта ОКБ Яковлева и корабельной версии истребителя поколения 4++ МиГ-35.

Однако практически ничего не известно о ситуации с разработкой палубного варианта истребителя пятого поколения Т-50. На представленном в 2015 году макете авианосца проекта 23000 «Шторм» отчётливо видны уменьшенные копии Т-50, Су-33 и МиГ-29К.

Технологический рывок

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в разговоре с RT предположил, что на «Шторме» будет базироваться смешанное авиакрыло, но усомнился в необходимости размещения там перспективной версии Як-141. Эксперт видит применение будущего самолёта ОКБ Яковлева в качестве ударной силы на универсальных десантных кораблях.

«Шторм» будет достаточно велик, и потому там имеет смысл разместить полноценную авиагруппировку. Напомню, что Як-38 разрабатывали под крейсера, и я думаю, что самолёт Яковлева было бы логично разместить на новых УДК, кораблях типа «Мистраль» и, наверное, на «Адмирале Кузнецове», — рассуждает Корнев.

При этом Корнев подчеркнул, что СВВП не сможет базироваться на десантных кораблях ВМФ советского производства из-за отсутствия на них необходимой инфраструктуры. Перспективный самолёт Яковлева будет приспособлен только для новых плавучих платформ, хотя и сможет приземляться на все корабли с вертолётной площадкой.

«В целом новость о возможном возрождении проекта Як-141 положительная. Несомненно, это будет технологическим рывком и повысит качество нашей конструкторской и лётной школ. Но какие-либо выводы делать рано, так как информация о военном применении самолёта вертикального взлёта нуждается в конкретизации», — сказал Корнев.

Американский истребитель вертикального взлета и посадки F-35B стал сенсацией международного авиасалона в Фарнборо в 2016 году. Однако мало кто вспомнил, что 20 лет назад на этой выставке был представлен советский самолет Як-141, многие технические решения которого получили развитие в американской машине. О том, что связывает два этих истребителя, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».Споры о том, были ли заимствования или, более того, элементы плагиата при создании F-35B, не затихают с того момента, когда он был представлен широкой публике. Кто-то считает сходство Як-141 и F-35B совпадением, кто-то полагает, что оно совсем не случайно. Но обо всем по порядку.Звериный оскал Lockheed В 1992 году Россия представила на крупнейшей авиационной выставке в Англии множество самолетов, которые вызвали у публики самый настоящий шок: так близко их еще никто за границей не видел. Это были истребители Су-27 и МиГ-29, бомбардировщик Ту-22. Среди них опытный Як-141 несколько затерялся, однако не стоит думать, что он остался незамеченным американскими компаниями и спецслужбами.Шутка ли, сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, который опережал свое время как минимум лет на 10-15? Уже сегодня, сравнивая летные характеристики Як-141 и F-35B, можно отметить, что советский самолет мало чем уступает американскому. Максимальная скорость Як-141 - 1800 км/ч на высоте 11 км, у F-35B - 1930. Дальность полета советского самолета - 1400 км при вертикальном взлете и 2100 км при укороченном, американского - 1670. Схожи и размеры машин, поражает сходство их компоновок.Но больше всего вызывает интерес конструкция поворотного сопла американского Stealth. Вот как об этом говорит шеф-пилот КБ им. А. С. Яковлева Андрей Синицын в одном из интервью :

«Основная изюминка Як-141 - трехсекционное поворотное сопло, способное работать при высоких температурах. Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя. Согласитесь, странно: имея самый мощный авианосный флот, США тем не менее вложились огромными суммами в разработку "вертикалки", а мы, аналогичных авианосцев не имеющие, свою программу свернули».
Первый из первых Идея создания самолетов вертикального взлета и посадки появилась еще на заре авиации: это позволяло бы использовать самолеты без строительства дорогих аэродромов. Особую значимость этот тип машин в глазах военных приобрел во время холодной войны с развитием авианесущих кораблей. Кроме того, с появлением высокоточного оружия практически любой аэродром можно было вывести из строя, уничтожив взлетно-посадочные полосы, а самолетам вертикального взлета такие проблемы не грозили.
Первым серийным советским самолетом вертикального взлета и посадки стал истребитель Як-38. Машина использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). Всего был построен 231 самолет, и эксплуатировались они вплоть до 2004 года. Нужно понимать, что это был первый отечественный серийный самолет вертикального взлета и посадки, и поэтому нет ничего удивительного в том, что у него был ряд недостатков. Так, схема вертикального взлета, при которой использовалась тяга дополнительных двигателей, приводила к повышению массы конструкции и риску потери стабильности парения в случае любых флуктуаций тяги. Кроме того, отсутствие на самолете бортовой РЛС позволяло ему вести бой только на близкой дистанции, а отсутствие компактных дальнобойных ПКР ограничивало вооружение самолета ракетами Х-23 и Х-25, имевшими довольно небольшой радиус действия.В результате по сумме своих характеристик самолет оказался практически индентичным вертолету Ка-29. Даже большая в сравнении с винтокрылой машиной скорость не давала ему никаких преимуществ, что в конечном счете и привело к снятию истребителя с вооружения и разработке самолета вертикального взлета следующего поколения.«Вертикалка» на сверхзвуке Работы над самолетом Як-141 начались в 1973 году, когда Як-38 еще не совершил первую посадку на палубу. Выход на испытания был запланирован на 1982 год, однако разработка затянулась, во многом из-за трудностей в разработке поворотного сопла. Изначально предполагалось использовать плоское двухкоординатное сопло, однако из-за отсутствия опыта было решено перейти к традиционному, осесимметричному. Такое сопло разделено на три сегмента, которые, вращаясь в разных направлениях, обеспечивают отклонение тяги. Это позволяет использовать форсаж как на горизонтальном, так и на вертикальном режиме. Работа была успешно завершена, но задержка в проектировании самолета сыграла с ним злую шутку.
Сначала испытания самолета было решено перенести на 1985 год, а потом начавшаяся перестройка еще больше затормозила работу над проектом. В результате Як-141 поднялся в воздух лишь в 1987 году, а в 1992 году завод имени А. С. Яковлева, пытаясь спасти лишенный господдержки проект, представил самолет на авиасалоне в Фарнборо. Надежда была на иностранные заказы, но удалось лишь договориться о сотрудничестве с компанией Lockheed.Гудбай, Як Существует две версии подозрений в плагиате, в котором обвиняют Lockheed Martin: радикальная и мягкая. Во втором случае говорится, что американские конструкторы просто вдохновлялись советской машиной, тем более что она была открыто представлена на международном авиасалоне. По другой версии, речь идет о якобы покупке чертежей самолета у КБ Яковлева в неразберихе 1990-х годов.Найти документальное подтверждение этих домыслов в России почти невозможно, во многом потому, что от Саратовского авиационного завода, где производились эти самолеты, сегодня почти ничего не осталось. А вот Lockheed под натиском обвинений был вынужден сделать официальное заявление. В опубликованной в 2014 году в официальном корпоративном журнале компании Code One заметке под авторством инженера Кевина Реншоу, участвовавшего в проекте, говорится:
«Завод им. А. С. Яковлева искал деньги, чтобы сохранить программу Як-141. Компания Lockheed предоставила заводу небольшое количество средств в обмен на летно-технические характеристики и ограниченные проектные данные истребителя».

О каких именно проектных данных идет речь, в статье не говорится. Ее автор утверждает, что советское предприятие посещали представители фирмы Lockheed и американского правительства, однако якобы полученные у «Яковлева» данные не были использованы при создании F-35B, а поворотное сопло было создано и испытано еще в середине 1960-х годов на двигателе JT8D компании Pratt & Whitney, который планировали использовать в проекте сверхзвукового истребителя компании Convair в начале 1970-х годов.Хотелось бы отметить, что даже если передача неких сведений и была осуществлена, обвинять в этом советское предприятие не поворачивается язык: в те времена речь шла в буквальном смысле о выживании и с зарубежными заказчиками сотрудничали в той или иной мере почти все авиационные предприятия.Не стоит думать о прямом копировании. Современный самолет - это настолько сложная машина, что при всем желании наладить производство копий без серьезной потери качества почти невозможно даже при наличии больших денег. Но в то, что американцы с их прагматичностью никак не использовали полученные данные, верится с трудом.Трагедия 141-го Программа Як-141 была закрыта в 2003 году. Одной из главных причин была названа катастрофа опытной машины, но, скорее всего, причины остановки испытаний кроются в сложном экономическом положении страны в 1990-е годы. В результате Як-141 так и не завершил испытаний, а опытный образец был отправлен на вечную стоянку в музей ВВС РФ в Монино.А вот программа самолета F-35 существует и закрываться не собирается. По последним данным, США потратили на нее уже 55,1 млрд долларов и останавливаться на достигнутом не намерены. Американские военные не планируют оставлять затею создания боевого летательного аппарата вертикального взлета и посадки. Так, армия США эксплуатирует единственный в мире конвертоплан Osprey, на подходе и «вертикалка» F-35B для морской пехоты.

Создание самолетов вертикального взлета оказалось намного более сложной задачей, чем предполагалось изначально, но наряду с недостатками они имеют уникальные возможности.Такие машины способны взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке, что обеспечивает массовый ввод в бой подразделений истребителей. Они могут использоваться с поврежденных аэродромов как на авианесущих кораблях ВМФ, так и на судах морского флота, не имеющих развитой полетной палубы. Такие самолеты можно в большом количестве рассредоточить на малозаметных площадках с обеспечением повышенной выживаемости и скрытности базирования. В сравнении с ударными вертолетами они имеют малое время реагирования на вызов Сухопутных войск.Все это означает, что по-настоящему боеспособная и современная «вертикалка» рано или поздно будет создана. Хотелось бы верить, что история отечественных самолетов вертикального взлета не закончилась на Як-141 и в будущем мы увидим машины следующих поколений.

Соединенные Штаты Америки использовали развал Советского Союза для выкупа технологий самолета Як-141 и на его основе создали не очень удачный истребитель F-35, который до сих пор не избавился от «детских» проблем. Об этом в интервью Федеральному агентству новостей заявил военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков .

Напомним, американский портал Task and Purpose ранее выпустил материал, в котором рассказал об общих чертах истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II с разработанным в Советском Союзе Як-141.

«В 90-е годы шел развал всей нашей авиационной промышленности. Прекратило существование министерство авиационной промышленности, а все что осталось после него - авиационной промышленностью не занималось. Многие известные конструкторские бюро и заводы оказались в достаточно плачевном состоянии, что понятное дело, негативным образом отразилось на их работе. Никто деньги не платил, зарплаты практически не выдавались, работы приостанавливались, а проекты закрывались. Что сделали американцы? На этих развалинах они попытались заработать - начали обращаться к нашим предприятиям для того, чтобы получить те или иные технологии под видом совместных проектов», - рассказывает военный аналитик.

По один из таких проектов попало и конструкторское бюро Яковлева, которое в 90-е годы сидело без заказов. В 1992 году на крупнейшем авиасалоне Фарнборо КБ Яковлева представило разрабатываемый с 70-х годов Як-141, который тут же приглянулся специалистам американской корпорации Lockheed Martin.

«Понятное дело, что пройти мимо нашего самолета «товарищи» из Lockheed Martin просто не могли. В 1995 году они заключили соглашение с КБ Яковлева о том, что их инженеры будут делать поворотное сопло двигателя для будущего ударного самолета. Нашим заплатили деньги, но когда проектируется силовая установка, она не создается в безвоздушном пространстве, она же делается под самолет - под фюзеляж, под все другие системы. А если это поворотное сопло, то там учитывается расположение основных узлов и частей самолета, то есть где у него находятся оружейные системы, где авионика и т.д. Эскизные чертежи самолета США были привязаны к конструктивному чертежу двигателя с поворотным соплом, яковлевцы свою работу сделали», - продолжает эксперт.

Российские специалисты передали американцам технологию поворотного сопла подъемно-маршевого двигателя, который был переработан компанией Pratt & Whitney и стал называться F-135-PW-600. Проблема в том, что американские разработки подобной силовой установки серьезно «буксовали», а союзник США по НАТО - Великобритания, не хотела передавать технологии другого истребителя с вертикальным взлетом и посадкой Hawker Siddeley Harrier.

«И тут неожиданно работы по самолету стартанули в 2006 году, когда появился первый F-35. И было очень удивительно наблюдать, что по многим вещам он был, как будто слизан с нашего Як-141. Вся компоновка, все размещение основных узлов и агрегатов, даже подъемные двигатели, которые позволяют удерживать самолет вертикально - все это шло с Як-141. Но у нас в качестве подъемных двигателей использовали РД-41, а американцы поставили турбовентиляторы. Но самое интересное в том, что наши двигатели были легче, чем у американцев. Они весили около 300 кг, а турбовентиляторы США - 1800 кг, то есть в три раза тяжелее», - продолжает Леонков.

По словам собеседника ФАН, сразу после старта работ по F-35, американские инженеры столкнулись с целым ворохом проблем - их истребитель пятого поколения не мог развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажной камеры, в отличие от советского Яка.

«Но и у Як-141 были проблемы, например очень большая вертикальная скорость, поэтому один самолет разбился при посадке на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Товарищи из Lockheed Martin пошаманили и сделали конструкцию лучше. Они учли все проблемы и на выходе получился самолет с нормальными взлетно-посадочным характеристикам. Однако все остальное было как у китайцев, которые раньше копировали все - получился сырой, проблемный самолет. И после 2006 года они его долго пилили, доводили до ума, потратили огромное количество денег, но все равно самолет остался сырым. Потому что технологии просто заимствованы», - говорит аналитик.

Во время разработок самолета с вертикальным взлетом и посадкой советские конструкторы прошли длинный путь по созданию экспериментальной базы. Она начиналась с Як-36, потом получила улучшение в Як-38, и только после этого была полностью раскрыта в Як-141.

«А вот у США такой базы не было, они покусились на то, чтобы у них сразу был готовый образец. И самое интересное в том, что когда поднимались сведения о технологиях F-35, когда военные специалисты пытались понять, откуда растут ноги проекта, американцы заявили, что сама конструкция самолета, который похож на Як-141 - пришла одновременно и конструкторам из Lockheed Martin, то есть они просто спали и видели один сон. Но Як-то был лучше: в результате того, что на 141-й поставили двигатель Р-79, получилась такая тяговооруженность, что самолет мог нести целый арсенал вооружения: авиационную пушку ГШ-30, комплекс ракет на четырех подвесках класса «воздух-воздух» или «воздух-поверхность», противокорабельные ракеты. К нему еще вешали бомбы калибром до 500 кг, то есть он был такой вооруженный до зубов самолетик», - сообщает Алексей Леонков.

И в отличие от советского проекта, военные специалисты США решили развивать свой F-35 с упором на низкую радиолокационную заметность, сделав фюзеляж из композитных материалов и покрыв их радиопоглощающей краской. Кроме того, в угоду технологии «стелс» им пришлось убрать все вооружение в корпус самолета.

«В итоге у них получился неманевренный самолет с кучей проблем и плохим вооружением, потому что во внутренние отсеки F-35 много не запихнешь. Ну и стоимость самолета очень и очень большая: тот же F-35A стоил около 110 миллионов, а для флота США цифра зашкаливала за 140 миллионов. Як-141 размещал свое вооружение на внешних подвесках, но на его базе должен был появиться самолет Як-43. И я подозреваю, как раз он и стал прототипом для F-35, потому что он тоже имел внутренние отсеки под вооружение, да и внешне это один самолет. То есть яковлевцы на самом деле не выдали США никаких государственных и военных тайн и не передали настоящие чертежи Як-141», - заключил собеседник ФАН.

Як-141 - советский многоцелевой сверхзвуковой палубный самолет с вертикальным взлетом и посадкой, разработанный ОКБ Яковлева. Предназначался для обеспечения прикрытия авианосных соединений от авиации противника и нанесения ударов по наземным и надводным целям.

F-35 Lightning II - многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный Lockheed Martin. Самолет производится в трех вариантах: наземный истребитель, истребитель с вертикальным взлетом/посадкой и палубный истребитель.

В далёком 1991 году на 39-ом международном авиационном салоне в Ле Бурже предстал истребитель, который буквально потряс всю мировую общественность. Называние его звучало весьма незамысловато - Як-141, но вот характеристики были поистине уникальными. Самолёт вертикального взлёта и посадки на голову возвышался над английским «Хариером», а многострадальный F-35 на то время ещё даже не проектировался.

Як-141 был третьим в мире самолётом вертикального/укороченного взлета и посадки, которому удалось преодолеть скорость звука. Его возможности ведения ближнего маневренного и дальнего боя долгое время оставались непревзойдёнными для машин подобного класса. А спектр боевых задач был поистине уникальным: русский «Хариер» мог, как и прикрывать союзные авианосные соединения от авиации противника, так и наносить удары по наземным и надводным целям. Однако уникальный, многофункциональный самолёт в серию так и не пошёл.

Причинами провала производства Як-141 часто называют распад СССР и начавшийся экономический и финансовый кризис в стране и катастрофу на испытаниях. Данные обстоятельства действительно сказались на судьбе истребителя самым серьёзным образом, но стали отнюдь не главными среди тех, которые поставили крест на дальнейшем будущем самолёта.

Основным препоной для не поступления Як-141 в серию, как не удивительно, стала Украина…

Дело в том, что основные носители истребителя, под которые в принципе и проектировался самолёт - авианесущие крейсера «Новороссийск», «Баку», «Киев» и «Минск», к началу 90-х уже практически полностью выработали свой ресурс и требовали капитального ремонта. Но все заводы, где закладывались корабли, после распада СССР остались на территории современной Украины. Цена же, которую запросило «дружественное государство» оказалась слишком завышенной и непомерной для России, переживающей отнюдь не самые лучшие времена. Именно поэтому все крейсера в итоге оказались проданными в азиатские страны, а дальнейшее финансирование самолёта вертикального взлёта и посадки, которым прежде всего проектировался как палубный истребитель, стало нецелесообразным. Посудите сами, какой смысл вкладываться в самолёт, носителем которого в стране может быть лишь один корабль - авианосец «Адмирал Кузнецов»? Правильно - практически никакой.

Естественно, КБ Яковлева искало разнообразные источники дальнейшего финансирования своего проекта. Конструктора даже пытались наладить сотрудничество с американской компанией Lockheed Martin по производству совместного истребителя на базе Як-141. В США сразу поняли всю перспективность заложенных в самолёте идей и попытались получить хоть какой-то доступ к ним. Упрекнуть руководство КБ в этом не поднимается рука: оружейники любыми способами пытались спасти свою гениальную работу, которая в дальнейшем могла принести пользу стране. Но тщетно: «сто сорок первый» Як остался произведённым всего в четырёх лётных экземплярах, увидеть которые сейчас можно только в музеях.

Впрочем, технические наработки. которые были получены при проектировании и испытаниях Як-141, вполне могут пригодиться в дальнейшем. Проект российского авианосца «Шторм» уже объявлен , а, значит, вполне стоит ждать заявления о разработке нового самолёт вертикального взлёта и посадки.

В конгрессе США задумались над возобновлением производства истребителя F -22 «Раптор». Американским ВВС дано задание от профильного подкомитета конгресса провести анализ расходов, связанных с возобновлением производства этих многоцелевых истребителей пятого поколения, производство которых было остановлено в 2011 году, пишет издание Defense News.

Конгрессмены считают необходимым произвести и поставить в армию еще 194 «Раптора» в дополнение к уже имеющимся на вооружении 187.

Первоначально предполагалось произвести 749 «Рапторов», который называли самым дорогим истребителем в истории. Но затем, из-за урезания военного бюджета, программа их производства было сокращена. Сегодня ситуация и настроения конгрессменов изменились, пишет издание. В свете опасений, что США утратят технологическое превосходство над Россией и Китаем, принято решение возобновить производство F-22.

Решение конгресса вызвано, скорее всего, тем, что разрекламированный многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 до сих пор не может начать нормальную эксплуатацию из-за огромного количества конструктивных дефектов.

F-35 задумывался как упрощенный (а значит и более дешевый) F-22. При этом он должен был иметь также и вертикальный взлет и посадку, чтобы использоваться в качестве палубного истребителя на американских и английских авианосцах.

Сразу же стало ясно, что с удешевлением ничего не получится. Новый самолет стоит дороже, чем золотой слиток того же веса. С упрощением тоже «не сложилось»: F-35 является значительно более сложным изделием, чем F-22, и начинен в несколько раз большим количеством автоматизированных систем, объем программ управления которыми почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Раптора».

Несмотря на сверхмощный двигатель (в два раза мощней, чем на европейском «Тайфуне») у новой машины невысокая тяговооруженность: при взлетном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолета составляет всего лишь 19,05 тонны. Для истребителя 5-го поколения этот показатель должен быть гораздо выше.

Насыщение сложнейшей авионикой новых истребителей в принципе можно объяснить стремлением поднять технологический уровень рынка вооружений, чтобы оторваться от конкурентов и стать монополистами в производстве истребителей 5-го поколения. При этом, разработка F-35 преследовала и еще одну цель: создание единой платформы самолета пятого поколения для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты.

Уже написано море критических статей и высказано множество критических мнений о проявившихся недостатках и недоработках F-35.

Контрольно-финансовое управление Конгресса США уже давно в своих ежегодных отчетах дает негативную оценку попыткам Пентагона создать истребитель 5-го поколения. И вот теперь конгресс фактически поставил жирный крест на проекте универсального истребителя F-35.

Не вызывает сомнения, что это решение было принято по результатам действий российских ВКС в Сирии. Сирийская кампания показала, что отечественная авиация находится на весьма высоком уровне по соотношению «цена-качество», и что в гибридных войнах XXI-го века применение сверхсложных и безумно дорогих американских самолетов по меньшей мере сомнительно, и уж безусловно накладно.

Однако, реанимация производства F-22 вовсе не означает одновременного прекращения выпуска F-35. И в этом плане продуктивно все же понять, в чем системная ошибка его создателей. Мелкие недоработки будут, безусловно, устранены, и этот самолет поступит на вооружение ВВС США и будет экспортироваться их союзникам. А вот принципиальный просчет пока не выявлен. Хотя, возможно, о нем просто не говорят вслух.

Все дело в том, что F35 - это копия советского палубного истребителя Як-141. Если взглянуть на них сверху и сбоку, то они схожи, как близнецы.

Факт сотрудничества КБ Яковлева и «Локхид Мартин» ни для кого не секрет :

«F-35B (модификация F-35 с ВВП) очень близок к Як-141 по конструкции и компоновке. Здесь также применена комбинированная силовая установка (1 ПМД + 1 подъёмный вентилятор), отсек с подъёмным вентилятором (он выполняет ту же функцию, что и ПД на «Яке») также размещён за кабиной пилота, а сопло подъёмно-маршевого двигателя также охвачено хвостовыми балками, хотя их длина меньше. Конструкция сопла ПМД так и вовсе использует идею, впервые воплощённую в Р79В-300 (вращающиеся в противоположных направлениях сегменты). Так получилось, потому что в середине 1990-х компания-разработчик F-35, Lockheed Martin, короткое время сотрудничала с ОКБ Яковлева. По некоторым данным, в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141».

Таким образом, американские инженеры, вместо того, чтобы разработать собственный концепт единой платформы истребителя пятого поколения, генетически связанный с предыдущими технологическими решениями, просто слизали советскую разработку, причем не только двигатель, но и аэродинамическую схему.

Американцы обратили внимание именно на советский истребитель, так как он превосходил по своим возможностям как английские «Харриеры», так и опытные образцы французских «Миражей» аналогичного типа.

Испытания ЯК-141, на опытных экземплярах которого было установлено несколько мировых рекордов, были прерваны из-за аварии, когда при посадке на ТАКР «Адмирал Горшков» была превышена допустимая скорость снижения. Самолет в серию не пошел, и зарубежных заказов на него не поступило. Видимо, поэтому его и «продали» американцам. Тем более, что наши военные отказались от использования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Ряд экспертов считает, что ахиллесовой пятой Як-141 стало решение Минобороны СССР сделать этот самолет многоцелевым. То есть соединить в одной конструкции истребитель, бомбардировщик и штурмовик, да еще с вертикальным взлетом и посадкой. Та же самая задумка была и у создателей F-35. Мировой опыт разработок боевой техники показывает, что универсализм, будучи применен не в меру, может привести к снижению надежности и ухудшению ТТХ. Что и вышло в случае с F-35.

Научно-производственные школы в оборонной промышленности складываются десятилетиями. Считается, что для становления конкурентоспособной команды разработчиков в ВПК нужно по меньшей мере три поколения конструкторов и ученых.

Поэтому даже купленная или украденная шпионами инновация иногда просто не может вписаться в существующую собственную конструкцию из-за технологической несовместимости с системами «родного» изделия.

Преемственность поколений научной школы разработчиков и конкуренция с другими КБ - вот основа успеха в создании передовой военной техники. Инженеры «Локхид Мартин» в условиях практически полного монополизма некритично скопировали не доведенную до ума советскую разработку и в итоге, потратив огромные деньги, оказались у разбитого корыта. +

Некоторое, вполне понятное злорадство, по поводу неудачи наших стратегических оппонентов, не должно заслонять наши собственные проблемы. В частности не преодоленную пока что монополию КБ «Сухой», специализирующегося только по тяжелым истребителям, хотя нашим ВКС необходимы и легкие фронтовые истребители корпорации «МиГ», которую руководство ОАК, как бы следуя «заветам» Михаила Погосяна, непозволительно долго держит в «черном теле».