Анна Гофман: Я всегда шла за своими внутренними импульсами. «ЗаграNица»: Ужасно, если бы вы врали

К группе язычковых инструментов относятся гармони, баяны и аккордеоны. Источником звука у них служат металлические язычки, укрепленные на планках и приводимые в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами.

Основными частями инструментов являются корпус, гриф с клавиатурой, правая и левая механики, резонаторы с клапанами и язычками - голосами. Корпус состоит из правой и левой коробок, соединенных мехом. В правой коробке размещены клавишный механизм и планки с язычками для проигрывания мелодий; в левой - все те же узлы для исполнения готовых аккордов и басов, необходимых для аккомпанемента.

Гриф с клавитурой установлен в правой коробке корпуса. У гармоней и баянов гриф имеет прорези для клавиш, у аккордеонов он выполняется по типу фортепианной клавиатуры. Клавиши представляют собой рычаги, на одном конце которых укреплена кнопка, другой конец соединен с клапаном, открывающим доступ воздуха к язычкам. Правая и левая механики служат для подъема одного или нескольких клапанов при нажиме на клавишу.

Механика может иметь дополнительные переключатели - регистры, допускающие включение дополнительных язычков, звучащих выше или ниже на определенный интервал, в результате изменяется тембр звучания инструмента.

Резонаторы представляют собой ряд отдельных деревянных камер, закрытых снаружи латунными или алюминиевыми планками. К планкам одним концом прикрепляют металлические язычки из пружинной стали, бронзы или латуни. На каждую камеру резонатора обычно приходится два язычка, работающих попеременно при сжимании и разжимании меха. Парные язычки могут быть настроены в унисон или на различную высоту звучания.

При нажиме на клавишу правой клавиатуры могут звучать одновременно один, два, три и четыре язычка. Соответственно этому различают инструменты одноголосые, двухголосые, трехголосые и четырехголосые.

Язычковые музыкальные инструменты подразделяют на диатонические и хроматические.

Звукоряд диатонических инструментов построен из основных ступеней без промежуточных полутонов (по диатонической гамме). К диатоническим инструментам относятся гармони-хромки, гармони-венки и национальные гармоники - тульские, саратовские, казанские и др.

Звукоряд хроматических инструментов построен по хроматической гамме, что позволяет исполнять на них более сложные музыкальные произведения. К хроматическим инструментам относятся баяны и аккордеоны.

Основные показатели этих инструментов в прейскуранте обозначают условным шифром, где первая цифра - количество клавишей в правой клавиатуре, вторая - количество кнопок в левой, третья - наибольшее количество одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши, четвертая (числитель) - количество регистров в мелодии, знаменатель - в аккомпанементе.

Диатонические гармони предназначены для использования несложных музыкальных произведений.

Гармони-венки имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха.

Гармони-хромки получили большее распространение, высота звука у хромки не зависит от направления движения меха. Выпускаются гармони: Г-23Х12-II, Г-25Х25-III и др.

Баян - хроматический язычковый инструмент, отличающийся от гармони большим объемом звукоряда.

При артикуляции инструмента характеристика показателей его обозначается пятью цифрами, причем количество переключателей указывается пятым элементом. Например, шифр Б-52Х100-III-5 означает: баян, 52 клавиши в мелодии, 100 кнопок в аккомпанементе, трехголосый с пятью регистровыми переключателями.

Аккордеон в отличие от баяна имеет фортепианную мелодийную клавиатуру. Настройка «голосов» производится с «разливом», т. е. с некоторым отступлением от основного тона в сторону повышения.

Аккордеоны выпускают преимущественно трехголосые: А-28Х40-III-2; А-34Х80-III-2, А-34Х80-III-5, А-41Х X120-III-2; А-41Х120-III-5/2; А-41X120-III-7/2.

Язычковые музыкальные инструменты по качеству должны удовлетворять следующим требованиям: голосовые язычки точно настроены, легко возбуждаются при слабом движении мехов, не должно быть излишней утечки воздуха (важно, чтобы соединения резонаторов с декой, соединения мехов с корпусом были герметичными), механизм должен работать легко, плавно и сравнительно бесшумно. От поверхности корпуса требуется, чтобы она была отполирована или облицована художественным целлулоидом, не имела пятен, царапин и других дефектов.

Аккордеоны и баяны выпускают в продажу в индивидуальных футлярах с приложением паспорта и инструкции по пользованию инструментом и уходом за ним. Гармони также выпускают в футлярах, но допускается упаковка их в картонные коробки.

Духовые музыкальные инструменты. Духовыми называются инструменты, у которых источником звука является колеблющийся столб воздуха, вдуваемый исполнителем в канал инструмента. Чем длиннее канал, тем ниже по высоте извлекается звук.

В зависимости от способа извлечения звука и конструктивных особенностей духовые инструменты подразделяют на амбушюрные, лингвальные (язычковые) и лабиальные.

В амбушюрных духовых инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в трубку через воронкообразный мундштук при напряженном положении губ исполнителя. Эти инструменты делятся на сигнальные и оркестровые.

Сигнальные духовые инструменты состоят из трубки и мундштука воронкообразной формы. Из них невозможно извлечь все звуки хроматической гаммы. Их используют для подачи сигналов. К ним относятся горн, фанфара, охотничий и пехотный рожок.

Оркестровые духовые инструменты позволяют извлекать все звуки хроматической гаммы. Из них распространены труба, корнет, альт, тенор, баритон, бас, валторна и цугтромбон.

Труба представляет собой металлическую трубку, согнутую в один оборот. Этот инструмент является самым высоким по звучанию из оркестровой группы и часто используется для сольного исполнения.

Корнет, альт, тенор, баритон, бас устроены по одному принципу. Они отличаются размерами (а следовательно, и высотой звучания), а также внешним видом. Эти инструменты называются еще саксгорнами (труба, расширяющаяся от мундштука капсулообразно по всей длине и у раструба).

Валторна - один из наиболее богатых по звучанию инструментов; представляет собой длинную трубку, свернутую в три оборота и заканчивающуюся широким раструбом.

Цуг-тромбон - дважды изогнутая металлическая трубка с широким раструбом. Отличается от остальных оркестровых инструментов тем, что не имеет вентильной голосовой машинки; для изменения высоты звука служит выдвижная труба (кулиса).

Лингвальные (язычковые) духовые инструменты в качестве возбудителя звука имеют язычок - трость, укрепленную в верхней части инструмента. Лингвальные инструменты могут быть с однолепестковой тростью мундштучного типа (кларнеты, саксофоны) и с двухлепестковой тростью безмундштучного типа (гобой, фагот). Для изменения высоты звука все инструменты имеют рычажно-клавишный механизм.

Кларнет состоит из раструба, нижнего и верхнего колена, мундштука. На мундштуке закреплена однолепестковая трость. Канал инструмента цилиндрической формы, все части инструмента разъемные.

Диапазон кларнета три с половиной октавы, тембр гибкий, выразительный.

Саксофон по характеру звучания занимает промежуточное положение между деревянными и медными (амбушюрными) инструментами. Саксофон состоит из мундштука, мундштучной трубки, корпуса с раструбом и рычажно-клапанного механизма.

На мундштуке укрепляется однолепестковая трость. Различаются саксофоны размером и строем.

Гобой по внешнему виду напоминает кларнет, но отличается от него тем, что имеет канал конической формы и двухлепестковую трость (двойной язычок).

Такое устройство придает инструменту своеобразный, слегка гнусавый тембр.

Фагот в отличие от других деревянных духовых инструментов характеризуется низким тембром. Состоит из двух сложенных вместе колен - деревянных трубок с коническим каналом. В мундштучную часть трубки при игре вставляют изогнутую, металлическую трубочку («эсик»), на конце которой укрепляют двойную трость. Фагот имеет более сложный клапанно-рычажный механизм по сравнению с гобоем.

Лабиальные духовые инструменты произошли от народных дудочек. При игре на этих инструментах, струя воздуха продувается под углом к боковому отверстию - лабиуму. Воздух рассекается об отверстие и приходит в колебание.

К этой группе инструментов относятся флейты, которые представляют собой трубку, состоящую из головки и среднего и нижнего колен. В головке сбоку расположено отверстие для вдувания воздуха. Флейты характеризуются высоким холодным тембром звучания.

Запасными частями и принадлежностями к духовым инструментам являются мундштуки, трости, подушки для клапанов, мундштучные машинки, колпачки, сурдины.

Основные требования к качеству духовых инструментов: точность строя, правильное действие голосовой машинки или клапанно-рычажного механизма, тщательность обработки и отделки.

Анна Гофман – личность удивительная. Красивая, изящная, талантливая и многогранная. Художник, дизайнер, певица и основатель музыкальных коллективов Romancero Sefardi и Mazal Bueno Orquesta.

По ее собственным словам, всего того, что она успела попробовать в разных творческих областях, хватило бы на нескольких женщин.

Накануне первого осеннего концерта мы поговорили о различных гранях таланта Анны, ее увлечении загадочной сефардской музыкой и музыкальных проектах.

Анна Ржевина: Анна, Вы - музыкант, художник, дизайнер, танцовщица. К тому же, мать двоих детей. Как удается столько в себе сочетать?


Анна Гофман: Я всегда шла за своими внутренними импульсами и желаниями что-то делать. Сначала я училась рисовать, потом училась танцевать, потом петь, все шло постепенно. Когда же я решила, что в итоге, все равно хочу заниматься многими направлениями, то поняла, что надо научиться либо совмещать их, либо что-то выбирать. При этом я не могла представить, что я бросила петь и сижу дома, занимаясь только прикладным искусством, или наоборот. Хотя, танцы все-таки пострадали, ими я давно не занимаюсь. Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы уделять одинаковое количество времени тому, без чего я точно не смогу жить. Например, я готовлюсь к концерту, но при этом что-то создаю руками (улыбается).

А.Р.:А в детстве Вы мечтали быть художником?


А.Г.: Я хотела быть артисткой. Ходила в детский театр-студию достаточно долго. Начала рисовать я только в 16 лет. И оказалось, что это стало одной из моих профессий. Я поступила в Московский колледж художественных ремесел. Проучилась год, получила красный диплом, его там выдают за каждый год обучения. Тогда, в конце 90-х, в Москве стали открываться первые клубы, появились первые интересные люди в этой сфере, и мне посчастливилось работать с Андреем Бартеневым пару лет. Мы работали в мастерской, он создавал свои коллекции, а мы их технически исполняли. А потом, поскольку я еще мечтала стать и моделью, а с ростом 163 см мне это не «светило» (улыбается), получилось, что я удовлетворила и эту потребность, работая на подиуме. Тогда же произошло знакомство с Андреем Мешковым, он сделал коллекцию интересных шляп, а мы тоже ходили в них по подиуму. Это было насыщенное, хорошее время.

А.Р.: Сейчас Вы реализуете себя в качестве дизайнера украшений. Как Вам появилась идея именно такой формы взаимодействия с керамикой?


А.Г.: Я начинала с очень крупных форм – расписывала потолки, создавала огромные панно из штукатурки, керамические панно, но потом поняла, что я, по сути, миниатюрист. И, продолжая заниматься керамикой, дошла до ювелирных изделий. Хотя, никто не воспринимает глину в таком качестве, я возвела керамику для себя в ювелирный материал, который стал дорогой работой. Сейчас я только начинаю развивать эту тему и хочу сделать коллекцию. Я нашла свою технику, которую могу с удовольствием эксплуатировать.

А.Р.: Затем, как я знаю, Вы обучались танцу катхак при посольстве Индии в Москве и получили стипендию для дальнейшего обучения в Индии. Интересно было учиться непосредственно в среде, где зародился этот танец?


А.Г.: Индийский танец и поездка в Индию – это такая огромная часть моей жизни! Это гигантский опыт. Самые счастливые и самые ужасные моменты моей жизни случились там. Когда я туда поехала, получив стипендию в 1999 году, Индия была совсем не то, что Индия сейчас, особенно для россиян. Из русских там были только «челноки», которые ездили за товаром, и такие вот, «сумасшедшие» студенты, как я, которые изучали танец, и были совершеннейшими фанатиками. Это была шокотерапия, сродни которой у меня ничего больше в жизни не было. Я приехала туда, никого не знала. Нужно было с нуля полностью устраивать свою жизнь.

А.Р.: Но интересно было?


А.Г.: Интересно – это не то слово. Это и шок, и страдания, и невероятная радость. Ты испытываешь судьбу, на самом деле. Потому что иногда, кроме как на судьбу, не на что опереться. Тебе надо найти, где жить, понять, как ездить до школы, что есть, а что не есть. Понять каждого человека – обманывает он тебя, или он твой друг. Для меня это было испытанием на прочность. И при этом, я оказалась в школе у лучшего хореографа Индии в том стиле, который я изучала. Это был Пандит Бирджу Махарадж. Звезда, гуру, тот человек, которому поклоняются. Если говорить об обучении – это было и волнительно, и потрясающе, и страшно унизительно. Такая вот тренировка эго, которую я не выдержала, в конце концов. Через 2,5 года я сказала: «Все, я больше не могу». Но при этом я приобрела там таких друзей, которых я до сих пор вспоминаю с самыми светлыми чувствами. Мы продолжаем поддерживать отношения. После обучения мы еще очень долго туда ездили – у Гены были музыкальные проекты (Геннадий Лаврентьев – супруг, музыкант-мультиинструменталист), я тоже иногда выступала.

А.Р.: А петь Вы начали с детства или в сознательном возрасте?


А.Г.: Да, с детства я пела в школьном хоре, но серьезно начала заниматься много позже, у М.А.Кикиной – мамы певицы Милы Кикиной. Начала с классического вокала, позанималась года три, а дальше поняла, что хочу петь на сцене, и эта манера мне совершенно не подходит. Начала искать пути развития, сначала сама, потом удалось позаниматься на мастер-классах вокала фламенко, затем я посетила семинар на Крите по турецкому классическому вокалу. Все это пригодилось, потому как репертуар нашего коллектива весьма разнообразный. Мне нравится все (смеется), и хочется всего. До сих пор продолжаю заниматься, искать и развиваться.

А.Р.: Вы инициатор и вокалистка проекта ROMANCERO SEFARDÍ, исполняющего музыку испанских евреев – сефардов. Расскажите об идее создания и музыке?

А.Г.: Мне всегда была близка ближневосточная, средиземноморская музыка, но при этом мне хотелось, в принципе, какого-то еврейского репертуара для себя, а культура клезмер, культура идиш меня никогда не привлекала. И сефарды оказались квинтэссенцией того, что мне было нужно. Прекрасный язык, ладино, – средневековый еврейско-испанский язык, с очень красивым произношением, близким к португальскому. После изгнания сефарды сохранили этот язык, средневековые баллады, собственную культуру, но при этом музыка, как говорят музыковеды, не принадлежит народу, она принадлежит региону. Тексты имеют свойство сохраняться дольше, чем музыка. И они наполняли местную музыку того региона, где оказались, этими текстами. Получилось, что турецкие сефарды играют турецкую музыку, марокканские – марокканскую, балканские – балканскую и т.д. Сефардский репертуар – очень разный, от региона к региону, поэтому все это наследие можно собирать, как культурную мозаику. Меня это очень привлекло, и я этим занялась.

А.Р.: В 2013-м Вы записали дебютный альбом. Как его, и в целом, Вашу музыку принимают в России и за рубежом?


А.Г.: Мы получили грант от нью-йоркского фонда UJA Federation и записали альбом. У нас накопился очень красивый материал, в наших собственных аранжировках, которые мы посчитали достойными быть обозначенными, как часть этой культуры. О нас начали узнавать и находить в интернете люди не только в России, но и в Латинской Америке, и в Испании, и давали высокую оценку. Меня нашел один аргентинец, у которого есть свое радио «Folclorica» в Буэнос-Айресе. Ему очень понравился наш диск, и он сделал про нас замечательную передачу, что было очень приятно. Потом наш альбом отправили на испанское радио «Mundofonías», которое вещает на весь испаноязычный мир, и он стал фаворитом марта. Затем нас даже номинировали на альбом года.

А.Р.: Анна, в Вашем втором проекте MAZAL BUENO ORQUESTA по большей части задействованы музыканты из первого проекта. В чем его отличие от ROMANCERO SEFARDI?


А.Г.: Это, в общем, те же музыканты. Наш состав периодически менялся, расширялся, но какой-то костяк всегда оставался одним и тем же. Года два или больше мы уже не сотрудничали с прекрасным барабанщиком, Марио Калдарару, но 6-го сентября с радостью снова поиграем с ним. Наше звучание же остается неизменным, оно узнаваемо. Не могу сказать, что это кардинально другой коллектив. Проект Mazal Bueno Orquesta стал вполне логичным «продолжением» идей моего первого проекта потому, что музыка сефардов охватывает огромный регион, и она очень разная. Например, если я пою сефардскую песню, которая является переведенной на ладино греческой песней в жанре ребетико, для меня было естественным спеть реально греческую ребетико так, как она звучит в Греции. Или если это была сефардская песня Турции, то совершенно естественно спеть и настоящую турецкую песню. Скорее, расширился этнический состав, а песни, в общем-то, все того же региона. Я иногда пытаюсь «прыгнуть» куда-нибудь в Латинскую Америку или Индию, но это в меньшей степени. И еще мне хотелось дополнить наш репертуар песнями собственного сочинения, которые в небольшом количестве стали появляться. Проект сефардский был очень ограничен тематикой, мне стало тесновато в нем, надоело держать жесткую стилистику. Поэтому мы ушли больше в жанр «world music», чтобы расширить границы своего творчества.

А.Р.: В Вашем коллективе играют потрясающие мастера, талантливые мультиинструменталисты. Как работается с мужским коллективом?


А.Г.: Прекрасно. Это счастье – работать с ними. Я им очень благодарна за то, что они каждый раз откликаются, приходят репетировать, играют наши почти бесплатные концерты. Я не знаю, почему они это делают…наверное, им тоже нравится играть со мной (смеется). Как музыкантам, им это интересно. Музыка интересная, сложная. Геннадию, например, изначально все не так просто далось. Во-первых, он – композитор, любит играть свою музыку, во-вторых, он не песенный музыкант, а больше инструменталист. Но постепенно почувствовал эту музыку, втянулся. Олег Маряхин, Дмитрий Игнатов – совершенно гениальные музыканты. Все играют на множестве инструментов. Опять же, Марио Калдарару – его тоже все знают, с кем он играл и где участвовал. Яннис Кофопулос – новый вокалист нашего проекта.

А.Р.: Кстати, расскажите про сотрудничество с греческим певцом и перкуссионистом Яннисом Кофопулосом.


А.Г.: Яннис – потрясающий певец. Для нас эта встреча очень значима и ценна, потому что он – носитель как раз той культуры, которую мы транслируем. Мы думаем, что мы ее хорошо понимаем, но мы лишь вторичны в этом. Это факт. А появление Янниса дало как бы второе дыхание проекту. И песни, которые мы с ним исполняем, я бы, может, и не нашла никогда без него, а они очень красивые.

А.Р.: Остается только услышать их живьем. Когда и где состоится ближайший концерт?

Беседовала Анна Ржевина
Фото Александр Ов-Лебедев

Как говорит о себе сама Анна: «Я всегда мечтала творить Миры…». И Миры творятся: их много и они разные, как и личности моделей, которыми она их населяет, но неизбежно сильные и прекрасные.

Иногда даже сложно назвать все это фотографией. Это всегда история, повествование, действие, драма, фарс, гротеск, игра. Театр, в котором Анна Гофман и фотограф, и художник, и сценарист, и режиссер, и оператор в одном лице. Сценарии для съемок, написанные ею, с серьезно проработанными деталями, декорациями, светом и даже саундтреком напоминают сценарии лучших образцов мирового кинематографа.

Искусствоведческое образование Санкт-Петербургской Академии Художеств, работа в интерьерном дизайне и опыт fashion-фотографии позволяют Анне свободно чувствовать себя в любой выбранной для съемок исторической и эстетической стилистике. А прекрасный художественный вкус наряду с незаурядной смелостью и тонким чувством юмора - создавать микс из стилевых и декоративных элементов при сотворении своих удивительных, неповторимых и необычных миров.

В работах этого молодого фотографа нет ничего, что можно было бы ожидать от частной фотосессии, не найдется ни одного женского образа или портрета, которые можно было бы назвать просто «красивыми». Потому как фотографии Анны - это искусство, действительное и настоящее. Образы, создаваемые ею, очень индивидуальны, однако, как у любого действительно хорошего художника, ее стиль уже узнаваем. Такая узнаваемость удивительна для молодого мастера. Тем не менее это и говорит о большом и глубоком таланте.

Набирающий обороты профессиональный успех, сопутствующий творческим амбициям этой невероятно талантливой девушки, ее удивительная в нашем коммерциализированном обществе способность не идти на поводу у дурновкусия и конъюнктуры, вывел её на высочайший международный уровень.

Радда Щукина
Художник, искусствовед

Выставки и номинации

2010 год — первая персональная выставка Анны, еще как художника, в Париже в галерее «Laurent Godard».
2013 год — фотографии из серии «Балет» были приобретены в фонд Русского Музея в Санкт-Петербурге.
2014 год — звание лучшего фотографа России (по версии IPA) и номинация на премию Международный фотограф года в Нью-Йорке. В рамках выставки IPA её работы экспонировались в галерее «FotoLoft» в Москве и в «Carnegie Hall» в Нью-Йорке.
2014 год — фотографии Анны Гофман были выставлены в Русском Музее в Санкт-Петербурге в рамках III Биеннале современной фотографии.
2015 год — персональная выставка в ресторане «Sky Lounge» (Здание Российской Академии Наук) в Москве.
2015 год — звание финалиста одной из самых престижных международных премий в области современного искусства «Arte Laguna Prize». Экспозиция в Венеции на площадке «Arsenale di Venezia».
2015 год — награждена поощрительной премией «Prix de la Photographie, Paris» (Px3) конкурса «The WHITE Theme Competition».
2016 год — участие в Арт-резиденции Glo’Art, Бельгия.
2016 год — выставка в рамках биеннале Nord Art, Германия.
2016 год — выставка в Королевском колледже искусств, Великобритания, Лондон.
2017 год — выставка в рамках биеннале Nord Art, Германия.
2017 год — групповая выставка победителей в галерее на Винзаводе, Москва, Россия.
2017 год — 2 место в номинации «Fine art» International Photography Awards, Russia.
2018 год — участие в групповой выставке «Зима». «Галерея на Гоголевском», Москва, Россия.
2018 год — участие в групповой выставке «Соль». Галерея студии «Соль», Санкт-Петербург, Россия.
2019 год — стала членом Федерации Европейских Фотографов (FEP).
2019 год — участие в арт-резиденции «Glo’art», выставка там же. Ланакен, Бельгия.
2019 год — персональная выставка проекта «Новая Земля». Мега Дыбенко, Санкт-Петербург, Россия.